Учитель: Кравченко Н. П.
В. В. Пасечник
Курс биологии на ступени среднего полного общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому календарно-тематические планирования включают сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука, Методы научного познания, Клетка, Организм, Вид, Экосистемы.
Календарно – тематическое планирование составлено на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено в 10 классе - 68 часов- 2часа в неделю, в 11 классе – 68 часов – 2 часа в неделю. Курс биологии предполагает проведение ряда лабораторных и практических работ.
1. основные положения биологических теорий – клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина, учение В. И. Вернадского о биосфере, сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости
2. строение биологических объектов: клетки, генов, хромосом, вида, экосистем
3. сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере
4. вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки
5. биологическую терминологию и символику
Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения, вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира, единство живой и неживой природы, родство живых организмов, отрицательное влияние никотина, алкоголя, наркотических веществ на развитие зародыша человека, влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы, взаимосвязи организмов и окружающей среды, причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов
решать: элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах
описывать особей видов по морфологическому критерию
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности
сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения
анализировать и оценивать различные гипотезы существования жизни, происхождения человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях
находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Дата |
I четверть. |
Введение | 5 | |
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Краткая история развития биологии | 1 | |
2 | Методы исследования в биологии Лабораторная работа 1. Изучение клеток живых организмов под микроскопом | 1 | |
3 | Сущность жизни и свойства живого | 1 | |
4 | Уровни организации живой материи | 1 | |
5 | Обобщающий урок – Общая биология – наука об изучении общебиологических закономерностей живой природы | 1 | |
Тема 1. Основы цитологии | 28 | |
6 | Методы цитологии. Клеточная теория | 1 | |
7 | Особенности химического состава клетки | 1 | |
8 | Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки | 1 | |
9 | Минеральные вещества и их роль в клетке | 1 | |
10 | Биологический диктант. Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки | 1 | |
11 | Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки Лабораторная работа 2 Изучение физических и химических свойств углеводов и липидов | 1 | |
12 | Строение и функции белков | 1 | |
13 | Лабораторная работа 3 Изучение физических и химических свойств белков | 1 | |
14 | Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки | 1 | |
15 | АТФ и другие органические вещества | 1 | |
16 | Зачетно – обобщающий урок на тему – Химическая организация клетки | 1 | |
17 | Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро | 1 | |
18 | Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы | 1 | |
| Итого (часов по плану) | 18 | |
| Итого (было выдано) | | |
II четверть. |
19 | Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Клеточные включения. Биологический диктант | 1 | |
20 | Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения | 1 | |
21 | Сходство и различие в строении прокариотических и эукариотических клеток. | 1 | |
22 | Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов Лабораторная работа 4. Сравнительная характеристика клеток живых царств | 1 | |
23 | Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги | 1 | |
24 | Зачетно – обобщающий урок по теме – Клетка – структурная единица живого | 1 | |
25 | Обмен веществ и энергии в клетке | 1 | |
26 | Энергетический обмен в клетке | 1 | |
27 | Питание клетки. Биологический диктант | 1 | |
28 | Пластический обмен. Фотосинтез | 1 | |
29 | Хемосинтез | 1 | |
30 | Генетический код. Транскрипция. Самостоятельная работа | 1 | |
31 | Синтез белка в клетке | 1 | |
32 | Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме | 1 | |
| Итого (часов по плану) | 14 | |
| Итого (было выдано) | | |
III четверть. |
33 | Зачетно – обобщающий урок на тему – Обмен веществ и энергии в клетке | 1 | |
Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 11 | |
34 | Жизненный цикл клетки | 1 | |
35 | Митоз. Амитоз | 1 | |
36 | Мейоз. Самостоятельная работа | 1 | |
37 | Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Практическая работа 1 Овладение методами размножения комнатных и сельскохозяйственных растений | 1 | |
38 | Формы размножения организмов. Половое размножение | 1 | |
39 | Развитие половых клеток | 1 | |
40 | Оплодотворение | 1 | |
41 | Тест. Онтогенез – индивидуально развитие организмов | 1 | |
42 | Индивидуальное развитие. Эмбриональный период | 1 | |
43 | Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период | 1 | |
44 | Зачетно – обобщающий урок на тему – Размножение и индивидуальное развитие организмов | 1 | |
Тема 3. Основы генетики | | |
45 | История развития генетики. Гибридологический метод | 1 | |
46 | Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание | 1 | |
47 | Решение задач на моногибридное скрещивание | 1 | |
48 | Множественные аллели. Анализирующее скрещивание | 1 | |
49 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков | 1 | |
50 | Решение задач на дигибридное скрещивание | 1 | |
51 | Хромосомная теория наследственности. | 1 | |
52 | Взаимодействие неаллельных генов | 1 | |
| Итого (часов по плану) | 20 | |
| Итого (было выдано) | | |
IV четверть. |
53 | Цитоплазматическая наследственность | 1 | |
54 | Генетическое определение пола | 1 | |
55 | Изменчивость. Тест | 1 | |
56 | Виды мутаций | 1 | |
57 | Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации | 1 | |
58 | Зачетно – обобщающий урок на тему – Основы генетики | 1 | |
Тема 4. Генетика человека | | |
59 | Методы исследования генетики человека | 1 | |
60 | Лабораторная работа 5 Составление родословной | 1 | |
61 | Генетика и здоровье | 1 | |
62 | Урок – конференция – Генетика и здоровье | 1 | |
63 | Проблемы генетической безопасности | 1 | |
64 | Общебиологические закономерности, изучаемые на клеточном и организменном уровнях организации живой природы | 1 | |
65 | Зачетно – обобщающий урок на тему – Генетика человека | 1 | |
66 | Краткое повторение тем – Основы цитологии, Размножение и индивидуальное развитие организмов | 1 | |
67 | Краткое повторение тем – Основы генетики, Генетика человека | 1 | |
68 | Итоговая контрольная работа за курс | 1 | |
| Итого (часов по плану) | 16 | |
| Итого (было выдано) | | |