Календарно - тематическое планирование 6 класс
Факт. дата | план. дата | № | Тема урока | Практическая направ. урока | дом. задание |
Строение и многообразие покрытосеменных 28 ч |
| | 1 | Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами | | |
| | 2 | Стартовый мониторинг | | |
| | 3 | Морфологическое строение покрытосеменных растений | | |
| | 4 | Строение семян двудольных растений | Лабораторная работа№1 Изучение строения семян двудольных растений | §1 |
| | 5 | Строение семян однодольных растений | Лабораторная работа№2 Изучение строения семян однодольных растений | §1 |
| | 6 | Сравнительная характеристика семян однодольных и двудольных растений | | таблица |
| | 7 | Виды корней. Типы корневых систем | Лабораторная работа№3 Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы | §2 |
| | 8 | Клеточное строение корня | | §3 |
| | 9 | Условия произрастания и видоизменения корней | | §4 |
| | 10 | Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега | Лабораторная работа№4 Строение почек. Расположение почек на стебле | §5 |
| | 11-12 | Внешнее строение листа | Лабораторная работа№5 Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение | §6 |
| | 13 | Клеточное строение листа. | | §7 |
| | 14 | Видоизменение листьев | | §8 |
| | 15 | Урок обобщения и повторения по теме «Корень и листья | | §1-8 |
| | 16 | Мониторинг по итогам 1-й четверти | | |
| | 17 | Строение стебля. Многообразие стеблей | Лабораторная работа №6 Внутреннее строение ветки дерева | §9 |
| | 18 | Видоизменение побегов | | §10 |
| | 19 | Цветок и его строение | Лабораторная работа №7 Изучение строения цветка | §11 |
| | 20-21 | Соцветия | Лабораторная работа №8 Ознакомление с различными видами соцветий | §12 |
| | 22-23 | Плоды и их классификация | Лабораторная работа №9 Ознакомление с сухими и сочными плодами | §13 |
| | 24 | Распространение плодов и семян | | §14 |
| | 25 | Урок обобщения и повторения по теме «Вегетативные и генеративные органы растений» | | §9-14 |
| | 26 | Строение клетки растения | | Работа над проектом |
| | 27 | Ткани растений | | Работа над проектом |
| | 28 | Защита проектов по теме «Строение покрытосеменных» | | |
| Жизнь растений 20 ч | |
| | 29 | Химический состав растений | | Работа над проектом |
| | 30 | Выполняемая функция клеток в зависимости от их строения | | Работа над проектом |
| | 31 | Мониторинг по итогам 1-го полугодия | | |
| | 32 | Минеральное питание растений | | §15 |
| | 33 | Фотосинтез – органическое питание растений | | §16 |
| | 34 | Дыхание растений | | §17 |
| | 34 | Сходство и различия фотосинтеза и дыхания растений | | §15-16, таблица |
| | 35 | Испарение воды растениями. Листопад | | §18 |
| | 36 | Передвижение воды и минеральных веществ в растении | Лабораторная работа №10 Передвижение воды и минеральных веществ по побегу растения | §19 |
| | 37 | Передвижение органических веществ в растении | Лабораторная работа №11 Передвижение воды и минеральных веществ по побегу растения | §19 |
| | 38 | Прорастание семян | Лабораторная работа №12 Определение всхожести семян растений и их посев | §20 |
| | 39 | Растительный организм, как единое целое | | Составление проекта |
| | 40 | Способы размножения растений | | §21 |
| | 41 | Размножение и циклы развития низших споровых растений | | §22 |
| | 42 | Размножение и циклы развития высших споровых растений | | §22 |
| | 43 | Размножение голосеменных растений | | §23 |
| | 44 | Размножение покрытосеменных растений | | §24 |
| | 45 | Двойное оплодотворение покрытосеменных | | §24 |
| | 46 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений | Практическая работа №13 Вегетативное размножение комнатных растений | §25 |
| | 47 | Урок обобщения и систематизации знаний | | 15-25 |
| | 48 | Мониторинг по итогам 3-й четверти | | |
| Классификация растений 12 ч | |
| | 49 | Основы систематики растений | | §26 |
| | 50 | Деление покрытосеменных на классы. Основные признаки однодольных и двудольных растений | | §26, таблица |
| | 51 | Сравнительная характеристика двудольных и однодольных растений | | §26, таблица |
| | 52 | Класс Двудольные. Характеристика семейства Крестоцветные | Лабораторная работа №14 «Выявление признаков семейства Крестоцветные по внешнему строению растений». | §27 |
| | 53 | Характеристика семейства Розоцветные | Лабораторная работа №15 «Выявление признаков семейства Розоцветные по внешнему строению растений». | §27 |
| | 54 | Характеристика семейства Пасленовые | Лабораторная работа №16 «Выявление признаков семейства Пасленовые по внешнему строению растений». | §28 |
| | 55 | Характеристика семейства Бобовые | Лабораторная работа №17 «Выявление признаков семейства Мотыльковые по внешнему строению растений». | §28 |
| | 56 | Характеристика семейство Сложноцветные | Лабораторная работа №18 «Выявление признаков семейства Сложноцветные по внешнему строению растений». | §28 |
| | 57 | Класс Однодольные. Характеристика семейства Злаковые | Лабораторная работа №19 «Выявление признаков семейства Мятликовые по внешнему строению растений». | §29 |
| | 58 | Характеристика семейства Лилейные | Лабораторная работа №20 «Выявление признаков семейства Лилейные по внешнему строению растений». | §29 |
| | 59 | Важнейшие сельскохозяйственные растения | | §30 Составление проекта |
| | 60 | Урок обобщения и повторения по теме «Основные признаки различных семейств растений.» | | §26-30 |
| Природные сообщества 6 ч | |
| | 61 | Растительные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе | | §31 |
| | 62 | Развитие и смена растительных сообществ | Экскурсия № 1 Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. | §32 Составление проекта |
| | 63 | Растения леса. Растения луга. | Защита проектов «Экологическое исследование флоры Курской области» | Составление проекта |
| | 64 | Ядовитые и лекарственные растения | Защита проектов «Ядовитые растения Курской области», «Лекарственные растения Курской области» | Составление проекта |
| | 65 | Охрана редких и исчезающих растений | Защита проектов «Охрана редких и исчезающих растений Курской области» | Составление проекта Составление проекта |
| | 66 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир | Защита проектов «Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Курской области» | Составление проекта |
| | 67 | Мониторинг по итогам 3-й четверти | | |
| | 68 | Защита проектов | | |
| | 69 | Защита проектов | | |
| | 70 | Защита проектов | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Литература для учителя:
Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, любое издание после 2013 г.
Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, любое издание после 2013 г.
Пасечник В. В Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, любое издание после 2013 г.
Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия
Электронное приложение к учебнику В.В. Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»
Литература для обучающихся:
1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1972. – 304с. 6 ил.
2. Артамонов В.И. Зеленые оракулы. М.: Мысль, 198. – 185с.
3. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
4. Артамонов В.И. Занимательная физиология. – М.: Агропромиздат, 1991. 336с.
5. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк. Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.
6. Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 1994, С. 92-684.
7. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.
8. Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 1997. 350с.
9. Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 1992. 350с.
10. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
11. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил.
12. Мир культурных растений. Справочник.В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.
Электронные издания:
Открытая Биология 2.6. – Издательство "Новый диск", 2005.
1С: Репетитор. Биология. – ЗАО "1 С", 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
Открытая Биология 2.5 – ООО "Физикон", 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – "Кирилл и Мефодий", 1999–2003 гг. Авторы – академик
РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов.
ООО "Меридиан"
CD "Биология. Живой организм: Электронное приложение.5 класс"
СD "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия" – М.: Просвещение, 2001.
8. Интернет – ресурсы.
Кабинет биологии оснащен с учётом содержания современных требований к его оформлению и роли в учебном процессе. Кабинет биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, устройства для хранения учебного оборудования. Кабинет имеет паспорт, каталог оборудования, оснащен современными технические средствами обучения (интерактивная доска, DVD-плеер, видеомагнитофон, телевизор). В кабинете имеются средства обучения, которые используются в соответствии с действующими учебниками и программами: таблицы, альбомы, раздаточный материал, DVD-диски, компакт-диски, кассеты с видеофильмами, компьютерные программы. Создан банк дидактических и методических материалов, мультимедийных приложений, разработанных учителем и обучающимися. Кабинет имеет книжный фонд, содержащий учебники, хрестоматии, книги для чтения, сборники вопросов и заданий по отдельным курсам биологии; методические руководства; литературу справочного характера: словари, научно-популярную литературу, энциклопедии. Имеются картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, тематическая картотека, содержащая индивидуальные и групповые задания.
Учебное оборудование по биологии включает: натуральные объекты (живые растения и препарированные животные, их части, органы, влажные препараты, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции, гербарии); приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, приборы по физиологии, посуда и принадлежности); средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал); муляжи и модели (объёмные, рельефные, модели-аппликации); экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, компьютерные программы, электронные пособия и пр.); технические средства обучения — проекционную аппаратуру (интерактивная доска, видеомагнитофон, телевизор); учебно-методическую литературу для учителя и учащихся (справочные материалы, обучающие задания, контрольно-диагностические тесты и др.).
Специфика курса биологии требует использования оборудования для ознакомления учащихся с живой природой, методами биологической науки. Поэтому лабораторный инструментарий, оборудование для проведения наблюдений и постановки опытов присутствуют в кабинете биологии.
Использование ТСО на уроках регламентируется гигиеническими нормативами. Так, продолжительность демонстрации экранных средств обучения на уроке не должна превышать 20—30 мин, а в течение недели таких уроков может быть не более шести.
Каждое средство обучения обладает определёнными возможностями и дополняет другие средства, не заменяя их полностью. Сочетание комплексных средств обучения усиливает всестороннее воздействие на обучающихся, способствует созданию проблемной ситуации и исследовательскому поиску её решения, развитию умственной деятельности учащихся, самостоятельности, выработке необходимых умений и навыков.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Знать/ понимать::
строение и функции органов и систем органов растений;
сведения об основных отделах растений, основных таксономических единицах,
способы размножения растений в природе, значение их в жизни человека,
типы растительных сообществ, причины смены фитоценозов, меры рационального природопользования.
Уметь:
пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;
вести наблюдения и ставить простейшие опыты;
работать с учебником, составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование , использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;
составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
под руководством учителя проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
получать биологическую информацию из разных источников;
определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;
анализировать состояние объектов под микроскопом, сравнивать объекты (под микроскопом) с их изображением на рисунках и определять их;
сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
выполнять творческие работы, включая учебные исследования и учебные проекты.
10