СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно - тематическое планирование по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование по биологии 5 класс, разработано в соответствии с требованиями ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование по биологии 5 класс»


Календарно– тематическое планирование 5 класс

на 20__/20__ учебный год


факт.

дата

План.

дата

Тема урока


Практическая направленность урока

Дом.зад.

Введение 6 ч



1

Биология - наука о живой природе. Методы исследования в биологии


§1конспект



2

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого


§3таблицы



3

Среды обитания живых организмов


§4



4

Экологические факторы и их влияние на живые организмы


§5



5

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами





6

Обобщающий урок по теме «Биология-наука о жизни».

Экскурсия №1. «Осенние явления в жизни растений и животных»


§1-5



Клеточное строение организмов 10 ч




7

Устройство увеличительных приборов

Лабораторная работа № 1

«Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с прибором»


§6



8

Строение клетки

Лабораторная работа № 2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»


§7



9

Строение клетки


§8



10

Пластиды



конспект



11

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества


§8



12

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку



§9, конспект



13

Жизнедеятельность клетки: дыхание


§9, конспект



14

Жизнедеятельность клетки: деление, рост, развитие


§9 конспект



15

Растительные ткани организмов



§10



16

Урок обобщения и повторения по теме: «Клеточное строение организмов»


§6-10



17

Мониторинг по итогам 1-го полугодия





Царства Бактерии 3 ч



18

Бактерии, их разнообразие и классификации


§11



19

Бактерии, их строение жизнедеятельность


§11



20

Роль бактерий в природе и жизни человека


§12



Царство Грибы 4 ч




21

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека


§13








22

Шляпочные грибы.

Знакомство со съедобными и ядовитыми грибами Курской области


Лабораторная работа № 3 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»


§14



23

Плесневые грибы и дрожжи


Лабораторная работа № 4

«Строение плесневого гриба мукора»



§15



24

Грибы-паразиты


§16



Царство Растений 9 ч



25

Ботаника – наука о растениях.

Разнообразие, распространение, значение растений









§17







26

Водоросли: строение, жизнедеятельность и многообразие.


Лабораторная работа № 5

«Строение зеленых водорослей».

§18



27

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей


§18



28

Лишайники




§19



29

Мхи

Лабораторная работа № 6 «Строение мха»

§20



30

Папоротники, хвощи, плауны


Лабораторная работа № 7 «Строение спороносящего папоротника»

§21



31

Голосеменные растения



Лабораторная работа № 8

«Строение хвои и шишек хвойных»

§22



32

Покрытосеменные растения


Лабораторная работа № 9

«Строение цветкового растения»

§23



33

Урок обобщения и повторения по теме «Отделы растений»


§17-23



34

Мониторинг по итогам 1-го полугодия





35

Охраняемые растения Курской области.

Экскурсия №2

«Изучение охраняемых растений Курской области. Центрально – Черноземный заповедник им.В.В. Алехина»















Материально-техническое обеспечение учебного процесса


В каждой школе должен быть кабинет биологии, оснащённый с учётом современных требований к его оформлению и роли в учебном процессе. Кабинет биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, технические и мультимедийные средства обучения, компьютер, устройства для хранения учебного оборудования.

Оборудование кабинета классифицируют по частоте его использования, разделам курса, видам пособий. Учебное оборудование по биологии должно включать: натуральные объекты (живые и препарированные растения и животные, их части, органы, влажные препараты, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции, гербарии); приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, приборы по физиологии, посуда и принадлежности); средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал); муляжи и модели (объёмные, рельефные, модели-аппликации); экранно-звуко- вые средства обучения (кино- и видеофильмы, транспаранты, диапозитивы-слайды, таблицы-фолии), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, компьютерные программы, электронные пособия и пр.); технические средства обучения – проекционную аппаратуру (диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, видеомагнитофоны, мультимедийные проекторы, компьютеры и пр.); учебно-методическую литературу для учителя и учащихся (определители, справочные материалы, обучающие задания, контрольно-диагностические тесты и др.).

Специфика курса биологии требует использования оборудования для ознакомления учащихся с живой природой, методами биологической науки. Поэтому лабораторный инструментарий, оборудование для проведения наблюдений и постановки опытов, соответствующие инструкции должны обязательно присутствовать в кабинете биологии.

Натуральные объекты специфический для процесса обучения биологии вид оборудования, служащий объектом наблюдений при постановке и демонстрации опытов, проведении лабораторных работ. В зависимости от целей и содержания учебного материала учебное оборудование должно обеспечивать деятельность учащихся как репродуктивного, так и поисково-исследовательского и исследовательского характера, способствовать более эффективному усвоению знаний, формированию исследовательских умений и развитию интереса к биологии.

В кабинете биологии следует содержать живые объекты, которые можно использовать в качестве демонстрационного и раздаточного материала, необходимого для проведения на­блюдений и постановки простейших опытов. Живые объекты должны быть неприхотливыми в содержании и уходе, условия содержания – отвечать требованиям техники безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. При подборе комнатных растений следует исходить из возможности их использования на уроках и во внеклассной работе, а также в оформлении интерьера.

Из животных рекомендуется содержать простейших, гидр, дождевых червей, моллюсков (прудовики, слизни), мелких ракообразных (дафнии, циклопы), мушек-дрозофил. Желательно наглядные пособия, в том числе живые объекты, использовать не только для иллюстрации учебного материала, но и для доказательства правильности научных рассуждений.

Целесообразно использование цифрового микроскопа, который позволяет изучать исследуемый микрообъект группе учеников одновременно, демонстрировать изображения микрообъектов на экране, изучать объект в динамике.

Демонстрационные таблицы на печатной основе – наиболее распространённое и доступное учебное оборудование. Они не требуют для использования сложных приспособлений, несут адаптированную для учащихся научную информацию.

Основная дидактическая функция учебных биологических моделей – демонстрация структуры, существенных свойств, связей и взаимоотношений биологических систем. Учебное моделирование – один из методов познания. В курсе биологии моделирование процессов и явлений позволяет постичь сущность, структуру изучаемого, выделить главное.

Дидактическое назначение экранно-звуковых средств по биологии – формирование специальных биологических понятий. С помощью экранных средств можно показать современные методы научного исследования, достижения науки, демонстрировать биологические процессы и явления, которые нельзя наблюдать непосредственно. Наряду с использованием учебных кинофильмов в процессе обучения биологии целесообразно использовать видеомагнитофон и DVD, для которых созданы фильмы на основе лучших учебных фильмов прошлых лет. Использование видеофрагментов, анимаций, динамических моделей позволяет сделать учебный процесс более разнообразным, добиться лучшего усвоения учебного материала, привить интерес к биологии.

По различным темам курса биологии следует использовать транспаранты. По своим дидактическим функциям транспаранты (правильнее: таблицы-фолии) аналогичны таблицам на печатной основе эпизодического использования.

Важными средствами обучения биологии в последнее время становятся разнообразные электронные пособия, компьютерные обучающие и контролирующие программы.

Мультимедиапроекция – новая развивающаяся технология. Это собирательное название для всех типов проекторов, работающих от цифрового сигнала. Они обладают хорошими техниче­скими характеристиками и дополнительными возможностями, такими как технология матрицы, инфракрасный пульт и т. д.

В рамках дистанционного обучения большое место отводится электронным пособиям, которые позволяют обеспечить программированное управление процессом обучения биологии, конкретизировать учебный материал, систематизировать и закреплять знания и умения учащихся, контролировать их усвоение в ходе урока и по окончании изучения темы, курса. Электронные пособия дают возможность обеспечить самостоятельность учащихся в изучении нового материа­ла, в работе с текстом, раскрывающим основное содержание предмета, овладеть системой общебиологических понятий, обучить школьников решению цитологических, генетических, эволюционных и экологических задач, оценить свой уровень биологической подготовки по конкретной проблеме на данный момент времени. Учащиеся могут пройти тренинг в выполнении различных типов заданий, использующихся для итогового контроля знаний на выпускных экзаменах, на ЕГЭ.

Использование ТСО на уроках регламентируется гигиеническими нормативами. Так, продолжительность демонстрации экранных средств обучения на уроке не должна превышать 20-30 мин, а в течение недели таких уроков может быть не более шести.

Каждое средство обучения обладает определёнными возможностями и дополняет другие средства, не заменяя их полностью. Поэтому целесообразно комплексное использование средств обучения, сочетание которых усиливает всестороннее воздействие на учащихся, способствует созданию проблемной ситуации и исследовательскому поиску её решения, развитию умственной деятельности учащихся, самостоятельности, выработке необходимых умений и навыков.



Учебно-методическое обеспечение для реализации программы


  1. Биология. Рабочие программы. 5-9 классы. М.: Дрофа

  2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. М.: Дрофа

  3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь. М.: Дрофа

  4. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: методическое пособие. М.: Дрофа


Нормативные документы

  1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  2. Концепция ФГОС ООО, под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008;

  3. Примерная основная образовательная программа ОУ, сост. Е.С.Савинов;

  4. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;

  5. Фундаментальное ядро содержания общего образования, под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. М.:Просвещение, 2009.

Литература для учителя

  1. Биология. Рабочие программы. 5-9 классы. М.: Дрофа,

  1. Биология. Контрольные измерительные материалы единого государственного

экзамена в 2004 г. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2005;

  1. Гуленкова М.А. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по ботанике. М.: Творческий центр, 2000;

  2. Деркачева Н.И., Соловьев А.Г. Биология. ЕГЭ. Методическое пособие для подготовки. М.: Изд-во «Экзамен», 2007;

  3. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные». 6-7 класс.: Вопросы. Задания. Задачи. М.: Дрофа, 2010;

  4. ЕГЭ 2011 – 2012: Биология: реальные варианты / авт.-сост. Е.А. Никишова, С.П. Шаталова. М.: АСТ: Астрель, 2007;

  5. Журин А. А., Иванова Т. В., Рыжаков М.В. Учебные планы школ России / под ред. М. В. Рыжакова. М., Дрофа, 2012;

  6. Интернет ресурсы;

  7. Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991;

  8. Парфилова Л. Д. Контрольные и проверочные работы по биологии (к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 5 кл.) М., Экзамен, 2010;

  9. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. М.: Дрофа, любое издание после 2013;

  10. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь. М.: Дрофа, любое издание после 2013;

  11. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: методическое пособие. М.: Дрофа, любое издание после 2013;

  12. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. М., Просвещение, 1999;

  13. Сборник тестов с разноуровневыми заданиями по разделу биологии «Растения». Тамбов: ТОИПКРО, 1996;

  14. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике: для учащихся 5-6 классов. М.: Просвещение, 1985.


Литература для обучающихся

  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах: Пер. с англ./ Под ред. Р. Сопера – 2-е изд. Стереотип. М.; Мир, 1996;

  1. Журнал «Биология для школьников»;

  1. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. М.: Просвещение;

  2. Чебышев Н.В. и др. Биология: Пособие для поступающих в ВУЗы. Том 1, 2. М.: ООО «Издательство Новая Волна», 1998. 413 с.;

  3. Энциклопедия для детей . Биология том 3. М.: Аванта +, 1997;

  4. Ярыгин В.Н. Биология. М.: Медицина, 1987. 446 с.






Электронные издания

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. «Кирилл и Мефодий», 1999-2003 гг. Авторы: академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова;

  1. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену. В.М. Авторы: Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиа;

  1. Интернет – ресурсы;

  2. Открытая Биология 2.6. Издательство «Новый диск», 2005.

  3. Открытая Биология 2.5 ООО «Физикон», 2003 г. Автор: Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина;

  4. 1С: Репетитор. Биология. ЗАО «1 С», 1998-2002 гг. Авторы: к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова;

  5. CD «Биология. Живой организм: Электронное приложение. 5 класс»;

  6. СD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». М.: Просвещение, 2001.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!