Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 49
станицы Смоленской МО Северский район
«Утверждено»
решением педсовета
протокол № 1
от «30» августа 2011 года
Председатель педсовета
Директор МБОУ СОШ №49
/Котова Н. В. /
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО физической культуре
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) начальное общее, 3 класс
Количество часов 102 часов Уровень базовый
Учитель Шардакова Ирина Николаевна
Программа разработана на основе сборника « Школа России. Концепция и программы для начальных классов». В 2частях, 2Ч. , составители Е.В.Алексеенко, Л.П.Анастасова, В.Г.Горяев и др., 5-е издание, Комплексная программа физического воспитания, автор: В.И.Лях). Москва, « Просвещени»,2007г.
(указать государственную программу/программы, издательство, год издания)
1. Пояснительная записка к рабочей программе
по «Физической культуре» 3 класс.
Рабочая программа 2 вида составлена на основе сборника «Школа России. Концепция и программы для начальных классов». В 2частях, 2Ч., составители: Е.В.Алексеенко, Л.П.Анастасова, В.Г.Горяев и др., 5-е издание, Комплексная программа физического воспитания, автор: В.И.Лях. Москва, «Просвещение», 2007г.
Цель: содействие всестороннему развитию личности школьника.
Задачи:
- укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию; обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; развитие двигательных способностей;
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха и тренировки;
- содействию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
Так как количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной учебной программе (более чем на 6 часов в год), была составлена рабочая программа II вида.
Примерная рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год. Базовая часть 52 часа, вариативная 16. В учебном плане МБОУ СОШ №49 на уроки физической культуры выделяется 3 часа в неделю, 102 часа в год. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент «Лыжная подготовка» заменяется «Кроссовой подготовкой». Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным играм на основе баскетбола.
Таблица тематического распределения часов:
Вид программного материала | Примерная программа | Рабочая программа |
I | Базовая часть | 52 ч. | 78 ч. |
| 1) Основы знаний о физической культуре | В процессе урока | В процессе урока |
| 2) Подвижные игры: а) Подвижные игры с мячом и обручами. б) Подвижные игры на развитие скоростно-силовых способностей. | 12 ч. | 18 ч. 7 ч. 11 ч. |
| 3) Гимнастика с элементами акробатики : а) Акробатика. Строевые упражнения. б) Висы. Строевые упражнения. в) Опорный прыжок, лазание, упражнения в равновесии. | 12 ч. | 18 ч. 6 ч. 6 ч. 6 ч. |
| 4) Легкоатлетические упражнения | 14 ч. | 21 ч. (I ЧТ. – 11 Ч.) (IV ЧТ. – 10 Ч.) |
| 5) Лыжная подготовка | 14 ч. | - |
| 6) Кроссовая подготовка: а)Ходьба и бег. б)Бег с препятствиями. | | 21 ч. I чт. - 14 ч. - 5 ч. - 9 ч. IV чт. – 7 ч. |
II | Вариативная часть Подвижные игры с элементами баскетбола: а) Ловля и передача мяча в движении. б) Ловля и передача мяча на месте. в) Ведение мяча. | 16 ч. | 24 ч.
6 ч. 10 ч. 8 ч. |
| Итого: | 68 ч. | 102 ч. |
Содержание программы по «Физическому воспитанию» 3 кл.
1. Основы знаний, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля – в процессе уроков.
Основы знаний
Естественные основы: Здоровье и физическое развитие человека. Строение тела человека и его положения в пространстве (стойки, седы, упоры, висы). Работа органов дыхания и сердечнососудистой системы; роль зрения и слуха при движениях и передвижениях человека. Выполнение основных движений с различной скоростью, с предметами из разных исходных положений, на ограниченной площади опоры и с ограниченной пространственной ориентацией.
Социально-психологические основы: Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья. Физические качества (сила, быстрота, гибкость, выносливость) и их связь с физическим развитием; комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их самостоятельного выполнения; обучение движениям и правила формирования осанки; комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц. Выполнение жизненно важных навыков и умений (ходьба, бег, прыжки, метание предметов, лазанье, ползание, перелезание, передвижение на лыжах, плавание) различными способами и с изменяющейся амплитудой, траекторией и направлением движения в условиях игровой и соревновательной деятельности.
Приемы закаливания.
Воздушные ванны. Правила принятия воздушных ванн. Солнечные ванны и правила принятия их. Знакомство с водными процедурами: обтирание, обливание, душ, купание в реке, ходьба босиком.
Способы саморегуляции.
Изменение телесных и психических проявлений состояния организма. Контроль и регуляция тонуса скелетной мускулатуры. Овладение приемами саморегуляции, связанными с умениями учащихся напрягать и расслаблять мышцы. Контроль и регуляция движений. Специальные дыхательные упражнения. Самомассаж.
Способы самоконтроля.
Измерение массы тела. Приемы измерения пульса (частоты сердечных сокращений) до, во время и после нагрузки. Тестирование физических (двигательных) способностей: скоростных, координационных, силовых, выносливости и гибкости.
2. Гимнастические упражнения – 18 ч.
Гимнастические упражнения являются одной из основных частей содержания уроков физической культуры, физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня, внеклассной работы и самостоятельных занятий. В программный материал 1-4 классов входят простейшие виды построений и перестроений, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, упражнения в лазанье и перелезание, несложные акробатические и танцевальные упражнения.
3. Подвижные игры – 42 ч.
Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений.
В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
4. Легкоатлетические упражнения – 42 ч
Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитании младших школьников. В результате освоения данного раздела программы ученики приобретают основы умений бега на короткие и длинные дистанции, прыжков в длину и высоту с места и с разбега, метаний в цель и на дальность. Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях.
2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
Учащиеся должны знать:
-об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;
- о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;
- о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
- об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;
- о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействий на организм;
- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактики осанки и поддержания достойного внешнего вида;
- о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.
Учащиеся должны уметь:
- составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
- контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
-организовывать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие процедуры по индивидуальным планам;
- взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.
Список учебно-методической литературы:
Методика физического воспитания учащихся 1-11 классов/пособие для учащихся. В Л Лях. 2005 год.
Физическая культура 3 класс. А.П. Матвеев. Просвещение, 2005 г.
«Твой друг - физкультура» 1-4 класс. В Л. Лях Просвещение, 2005 год.
Научно - методический журнал «Физическая культура в школе»
Энциклопедия физических упражнений. Ежи Талага. Москва 1998 г.
Настольная книга учителя физкультуры. Г.И.Подагаев. Москва.ФИС 2000г.
Поурочные разработки по физкультуре 1-4 классы В Л. Ковалько «Вако» 2004 г.
Рассмотрено: Согласовано:
На МО нач.классов Зам.директора по УВР
Протокол №______ __________________
От «____»_____2011г. От «____»_______2011г
Руководитель МО
_______Бруяка Т.В.
«Согласовано»
Зам. директора по УМР , УВР
«_29___» августа 2011 года
___________/Торосова Е.Н./
Краснодарский край,Северский район, ст. Смоленская,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №49
ст. Смоленской МО Северский район.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по физической культуре
(указать предмет)
Класс 3
Учитель Шардакова Ирина Николаевна
Количество часов: всего 102 часов; в неделю 3 часов;
Планирование составлено на основе рабочей программы "Физическая культура" 3 класс Шардаковой И.Н. Утверждено решением педсовета протокол № 1 от " 30 " августа 2011г.________________
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
№ п/п | Тема урока | Кол. часов | Дата по плану | Дата по факту | Оборудование |
| Лёгкая атлетика | 11 ч. | | | |
1. | ТБ на уроках физической культуры. Бег с высоким подниманием бедра. Игра «Пустое место». | 1 | | | |
2. | Ходьба через несколько препятствий. Игра «Белые медведи». Олимпийские игры: история возникновения. | 1 | | | |
3. | Бег с максимальной скоростью ( 60 м). Развитие скоростных способностей. | 1 | | | |
4. | Бег с максимальной скоростью ( 60 м). Игра «Команда быстроногих». Развитие скоростных способностей. | 1 | | | |
5. | Бег на результат (30м, 60м). Понятия «эстафета», «старт», «финиш». Игра «Смена сторон». | 1 | | | |
6. | Прыжок в длину с разбега. Прыжок с высоты 60 см. Игра «Гуси-лебеди». Влияние бега на здоровье. | 1 | | | |
7. | Прыжок в длину с места. Игра «Лиса и куры». Развитие скоростно-силовых качеств. | 1 | | | |
8. | Прыжок в длину с разбега. Многоскоки. Игра «Прыгающие воробушки». | 1 | | | |
9. | Метание малого мяча с места на дальность. Игра «Попади в мяч». | 1 | | | |
10. | Метание в цель с 4 – 5 м. правила соревнований в метании. | 1 | | | |
11. | Метание малого мяча на заданное расстояние. Метание набивного мяча. Игра «Кто дальше бросит». | 1 | | | |
| Кроссовая подготовка | 14 ч. | | | |
| Ходьба и бег | 5 ч. | | | |
12. | Бег (4 мин.). Чередование бега и ходьбы (бег – 70 м, ходьба – 100м). Игра «Салки». | 1 | | | |
13. | Бег (4 мин.). Чередование бега и ходьбы (бег – 70 м, ходьба – 100м). Развитие выносливости. | 1 | | | |
14. | Бег (5 мин.). Чередование бега и ходьбы (бег – 80 м, ходьба – 90 м). Игра «Волк во рву». | 1 | | | |
15. | Бег (5 мин.). Чередование бега и ходьбы (бег – 80 м, ходьба – 90 м). Расслабление и напряжение мышц при выполнении упражнений. | 1 | | | |
16. | Бег (6 мин). Чередование бега и ходьбы (бег – 80 м, ходьба – 90 м). Игра «Два Мороза». | | | | |
| Бег с препятствиями | 9 ч. | | | |
17. | Бег (6 мин). Преодоление препятствий. | 1 | | | |
18. | Бег (7 мин). Преодоление препятствий. Игра «Рыбаки и рыбки». | 1 | | | |
19. | Бег (7 мин). Преодоление препятствий. Чередование ходьбы и бега (бег – 90 м, ходьба – 90 м). | 1 | | | |
20. | Бег (8 мин). Преодоление препятствий. Чередование ходьбы и бега (бег – 90 м, ходьба – 90 м). Игра «Перебежка с выручкой». | 1 | | | |
21. | Бег (8 мин). Преодоление препятствий. Игра «Шишки, жёлуди, орехи». | 1 | | | |
22. | Бег (8 мин). Преодоление препятствий. Чередование ходьбы и бега (бег – 100 м, ходьба – 70 м). | 1 | | | |
23. | Бег (8 мин). Преодоление препятствий. Выполнение основных движений с различной скоростью. | 1 | | | |
24. | Бег (9 мин). Преодоление препятствий. Чередование ходьбы и бега (бег – 100 м, ходьба – 70 м). | 1 | | | |
25. | Учётный. Кросс (1 км). Развитие выносливости. Выявление работающих групп мышц. | 1 | | | |
| Гимнастика | 18 ч. | | | |
| Акробатика. Строевые упражнения. | 6 ч. | | | |
26. | Выполнение строевых команд. Перекаты и группировка с опорой руками за головой. | 1 | | | |
27. | Выполнение строевых команд. 2 – 3 кувырка вперёд. Игра «Что изменилось?» | 1 | | | |
28. | Выполнение команд в строю. 2 –3 кувырка вперёд. Стойка на лопатках. ОРУ. | 1 | | | |
29. | ОРУ. Кувырки вперёд. Стойка на лопатках. Мост из положения лёжа на спине. | 1 | | | |
30. | Выполнение строевых команд. ОРУ. Комбинация из разученных элементов. Игра «Совушка». | 1 | | | |
31. | Учётный. Комбинация из разученных элементов. ОРУ. Игра «Западня». | 1 | | | |
| Висы. Строевые упражнения. | 6 ч. | | | |
32. | Построение в две шеренги. Вис стоя и лёжа. ОРУ с обручами. | 1 | | | |
33. | Перестроение из двух шеренг в два круга. Упражнения в упоре лёжа на гимнастической скамейке. | 1 | | | |
34. | Перестроение из двух шеренг в два круга. Вис на согнутых руках. Игра «Космонавты». | 1 | | | |
35. | Построение в две шеренги, перестроение. Подтягивания в висе. Развитие силовых способностей. | 1 | | | |
36. | Построение в две шеренги, перестроение. Упражнения в упоре лёжа и стоя на коленях и в упоре на гимнастической скамейке. | 1 | | | |
37. | Учётный. Вис стоя и лёжа. Вис на согнутых руках. Подтягивания в висе. Игра «Отгадай, чей голосок». | 1 | | | |
| Опорный прыжок, лазание, упражнения в равновесии. | 6 ч. | | | |
38. | Передвижение по диагонали, противоходом, «змейкой». ОРУ. Игра «Посадка картофеля». | 1 | | | |
39. | Передвижение по диагонали, противоходом, «змейкой». ОРУ. Ходьба приставными шагами по бревну (высота до 1 м). | 1 | | | |
40. | ОРУ. Ходьба приставными шагами по бревну (высота до 1 м). Игра «Не ошибись!» | 1 | | | |
41. | ОРУ. Перелезание через гимнастического коня. Игра «Резиночка». | 1 | | | |
42. | ОРУ. Лазание по наклонной скамейке в упоре лёжа, подтягиваясь руками. | 1 | | | |
43. | Передвижение по диагонали, противоходом, «змейкой». ОРУ. Лазание по наклонной скамейке в упоре лёжа, подтягиваясь руками. | 1 | | | |
| Подвижные игры | 18 ч. | | | |
| Подвижные игры с мячами и обручами. | 7 ч. | | | |
44. | ОРУ с мячами. Эстафеты с мячами. Игра «Метко в цель». | 1 | | | |
45. | ОРУ в движении. Эстафеты с мячами. Игра «Наступление». | 1 | | | |
46. | ОРУ. Игра «Кто дальше бросит». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей. | 1 | | | |
47. | ОРУ с обручами. Эстафеты. Игра «Заяц без логова». | 1 | | | |
48. | ОРУ. Эстафеты с обручами. Игра «Кто обгонит» | 1 | | | |
49. | ОРУ с мячами. Игра «Через кочки и пенёчки». Развитие скоростно-силовых способностей. | 1 | | | |
50. | ОРУ. Эстафеты. Игра «Попади в мяч». | 1 | | | |
| Подвижные игры на развитие скоростно-силовых способностей | 11 ч. | | | |
51. | ОРУ. Эстафеты с гимнастическими палками. Игра «Вызов номеров». | 1 | | | |
52. | ОРУ с гимнастическими палками. Эстафеты. Игра «Защита укреплений». | 1 | | | |
53. | ОРУ. Эстафеты со скакалками. Игра «Волк во рву». | 1 | | | |
54. | ОРУ. Эстафеты со скакалками. Игра «Пустое место». Развитие скоростно-силовых способностей. | 1 | | | |
55. | ОРУ. Эстафеты с кеглями и мячами. Игра «К своим флажкам». | 1 | | | |
56. | ОРУ. Эстафеты. Игра «Кузнечики». | 1 | | | |
57. | ОРУ. Эстафеты со скакалками и кеглями. Игры «Вызов номеров», «Кузнечики». | 1 | | | |
58. | ОРУ в движении. Эстафеты. Игра «Удочка». | 1 | | | |
59. | ОРУ. Эстафеты и игры с прыжками. Развитие скоростно-силовых способностей. | 1 | | | |
60. | ОРУ. Эстафеты . Игра «Бег парами». | 1 | | | |
61. | ОРУ. Эстафеты . Игры «Вызов номеров», «Смена предметов». | 1 | | | |
| Подвижные игры на основе баскетбола. | 24 ч. | | | |
| Ловля и передача мяча в движении. | 6 ч. | | | |
62. | Ловля и передача мяча в движении. ОРУ. Игра «Передал – садись». | 1 | | | |
63. | Ведение на месте правой (левой) рукой в движении шагом. ОРУ. Игра «Передал – садись». | 1 | | | |
64. | Ведение на месте правой (левой) рукой в движении шагом. Броски в цель (щит). ОРУ. | 1 | | | |
65. | Ведение на месте правой (левой) рукой в движении шагом. Броски в цель (щит). ОРУ. Игра «Мяч – среднему». | 1 | | | |
66. | Ведение на месте правой (левой) рукой в движении бегом. Броски в цель (щит). ОРУ. Игра «Борьба за мяч». | 1 | | | |
67. | Ведение на месте правой (левой) рукой в движении бегом. Броски в цель (щит). ОРУ. Развитие координационных способностей. | 1 | | | |
| Ловля и передача мяча на месте. | 10 ч. | | | |
68. | Ловля и передача мяча на месте в треугольниках. ОРУ. Игра «Гонка мячей по кругу». | 1 | | | |
69. | Ловля и передача мяча на месте в треугольниках. Ведение на месте правой (левой) рукой в движении шагом и бегом. | 1 | | | |
70. | Ловля и передача мяча на месте в треугольниках. Бросок двумя руками от груди. ОРУ. | 1 | | | |
71. | Ловля и передача мяча на месте в квадратах. Бросок двумя руками от груди. ОРУ. | 1 | | | |
72. | Ловля и передача мяча на месте в квадратах. ОРУ. Игра «Обгони мяч». | 1 | | | |
73. | Ловля и передача мяча на месте в квадратах. ОРУ. Игра «Перестрелка». | 1 | | | |
74. | Ловля и передача мяча на месте в круге. Ведение мяча с изменением направления. ОРУ. Игра«Перестрелка». | 1 | | | |
75. | Ловля и передача мяча на месте в круге. Ведение мяча с изменением направления. ОРУ. | 1 | | | |
76. | Ловля и передача мяча на месте в круге. Бросок двумя руками от груди». ОРУ. | 1 | | | |
77. | Ловля и передача мяча на месте в круге. Бросок двумя руками от груди». ОРУ. Игра «Школа мяча». | 1 | | | |
| Ведение мяча. | 8 ч. | | | |
78. | Ловля и передача мяча в движении в треугольниках. Бросок двумя руками от груди. ОРУ. | 1 | | | |
79. | Ловля и передача мяча в движении в треугольниках. Ведение мяча с изменением направления. ОРУ. ИГРА «Мяч – ловцу». | 1 | | | |
80. | Бросок двумя руками от груди. Ведение мяча с изменением направления. Игра в мини-баскетбол. ОРУ. | 1 | | | |
81. | Ловля и передача мяча в движении в квадратах. Бросок двумя руками от груди. ОРУ. Игра «Не дай мяч водящему». | 1 | | | |
82. | Ловля и передача мяча в движении в квадратах. Ведение мяча с изменением направления. ОРУ. Игра в мини-баскетбол. | 1 | | | |
83. | Ведение мяча с изменением скорости. ОРУ. Игра «Мяч соседу». | 1 | | | |
84. | Ведение мяча с изменением скорости. ОРУ. Игра в мини-баскетбол. | 1 | | | |
85. | Ведение мяча с изменением скорости. Бросок двумя руками от груди. ОРУ. Игра «Играй, играй, мяч не давай». | 1 | | | |
| Кроссовая подготовка. | 7 ч. | | | |
86. | Бег (4 мин). Преодоление препятствий. Чередование бега и ходьбы (бег – 70м, ходьба – 100 м). Игра «Салки на марше». ТБ. | 1 | | | |
87. | Бег (5 мин). Преодоление препятствий. Чередование бега и ходьбы (бег – 70м, ходьба – 100 м). Развитие выносливости. | 1 | | | |
88. | Бег (5 мин). Преодоление препятствий. Чередование бега и ходьбы (бег – 80м, ходьба – 90 м). Игра «Волк во рву». | 1 | | | |
89. | Бег (6 мин). Преодоление препятствий. Чередование бега и ходьбы (бег – 80м, ходьба – 90 м). Игра «Волк во рву». | 1 | | | |
90. | Бег (7 мин). Преодоление препятствий. Чередование бега и ходьбы (бег – 80м, ходьба – 90 м). Игра «Перебежка с выручкой». | 1 | | | |
91. | Бег (8 мин). Преодоление препятствий. Чередование бега и ходьбы (бег – 100м, ходьба – 70 м). Игра «Перебежка с выручкой». | 1 | | | |
92. | Учётный. Кросс (1 км). Игра «Гуси – лебеди». Развитие выносливости. | 1 | | | |
| Лёгкая атлетика. | 10 ч. | | | |
93. | Ходьба через несколько препятствий. Встречная эстафета. Игра «Белые медведи». | 1 | | | |
94. | Ходьба через несколько препятствий. Встречная эстафета. Бег с максимальной скоростью (60 м). | 1 | | | |
95. | Встречная эстафета. Бег с максимальной скоростью (60 м). Игра «Эстафета зверей». | 1 | | | |
96. | Учётный. Бег на результат (30м. 60 м). Развитие скоростных способностей. | 1 | | | |
97. | Прыжок в длину с разбега. Прыжок в длину с места. Игра «Гуси – лебеди». | 1 | | | |
98. | Прыжок в длину с разбега. Прыжок в длину с места. Многоскоки. | 1 | | | |
99. | Прыжок в высоту с прямого разбега из зоны отталкивания. Многоскоки. Игра «Прыгающие воробушки». | 1 | | | |
100 | Метание малого мяча с места на дальность и на заданное расстояние. Метание в цель с 4-5 м. Игра «Зайцы в огороде». | 1 | | | |
101 | Метание малого мяча с места на дальность и на заданное расстояние. Метание набивного мяча. | 1 | | | |
102 | Метание набивного мяча вперёд-вверх на дальность и на заданное расстояние. Игра «Дальние броски». | 1 | | | |