№ п/п | Дата проведения | Тема урока | тип, вид урока | Элементы содержания образования | Планируемые результаты и уровень усвоения | Формы контроля |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Что изучает география (3 ч) |
1/1 | | Мир, в котором мы живем. Науки о природе. | Вводный урок. Урок изучения нового материала. | Для чего нужно изучать географию? 'Какая существует взаимосвязь между живой и неживой природой? Почему природу изучают различные науки? | Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля. Научиться объяснять значение понятий тело и вещество. | Коммуникативные: продолжить обучение в эвристической беседе, уметь отображать информацию в графической форме. Регулятивные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь объяснять особенности планеты Земля, находить сходство естественных наук. | Развитие личностной рефлексии, толерантности. Формирование мотивации в изучении наук о природе. | Устный опрос. |
2/2 | | География — наука о Земле. | Комбини рованный урок. | Чем различаются два раздела географии? | Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками; объяснять, для чего изучают географию. | Коммуникативные: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). Регулятивные: формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ. Познавательные: уметь выявлять различия двух частей географии | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. | Проверка домашнего задания. |
3/3 | | Методы географических исследований. | Комбини рованный урок. | Что отражают фенологические наблюдения? Что называют «вторым языком» географии? | Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы современных географических исследований и применяемые для этого приборы. | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа. Регулятивные: применять методы информационного поиска. Познавательные: показывать ценность географической информации для человечества | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики. | Самостоятельная работа. Выполнение тестовых заданий. |
2.Как люди открывали Землю (3 ч) |
4/1 | | Географические открытия древности и Средневековья. | Пр. раб. Составление простейших геогр. описаний объектов и явлений живой и неживой природы. | Где проходили маршруты путешественников древности и Средневековья? | Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло. | Коммуникативные: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения. Регулятивные: применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тесте учебника). Познавательные: уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества. | Формирование целостного мировоззрения. | Устный опрос знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов. |
5/2 | | Важнейшие географические открытия | Урок изучения нового материала. | Какое значение имели Великие географические открытия для человечества? | Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий. | Коммуникативные: добывать недостающую информацию в электронном приложении. Регулятивные: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения. Познавательные: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Проверка домашнего задания. Устный опрос. |
6/3 | | Открытия русских путешественников | Пр. раб. Как люди открывали Землю. | Как открывали и осваивали Север новгородцы и поморы? | Научиться составлять презентацию о великих русских путешественниках. | Коммуникативные: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Проверка домашнего задания. Тест. |
3.Земля во Вселенной (4 ч) |
7/1 | | Как древние люди представляли себе Вселенную Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней | Урок изучения нового материала. | Чем отличались представления древних людей о Вселенной от представления ученых? | Научиться определять главное содержание текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя. | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы . Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной. | Формирование навыков организации своей деятельности в группе. | Творческая работа. |
8/2 | | Соседи Солнца. Планеты - гиганты и маленький Плутон. | Комбини рованный урок. | Какие планеты относятся к планетам земной группы? Что общего у всех планет-гигантов? | Научиться составлять характеристику планет по плану. Научиться выделять признаки планет. Научиться находить на звездном небе созвездия. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять главное отличие Земли от других планет; установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли. | Формирование познавательного интереса к предмету изучения. Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | Проверка домашнего задания. Устный опрос. |
9/3 | | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. | Урок изучения нового материала | Какие малые небесные тела существуют во Вселенной? Чем звезды отличаются от планет? | Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты». | Познавательные: объяснять особенности различных небесных тел. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения с одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Проверка домашнего задания. |
10/4 | | Уникальная планета — Земля. Современные исследования космоса. | Урок формирования умений и навыков. | В чем уникальность планеты Земля? Какова роль России в освоении космоса? | Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия. Научиться составлять презентацию о космонавтах. | Познавательные: выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле, изучить важнейшие события в освоении космоса. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе. Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Проверка домашнего задания. Выполнение тестовых заданий. |
4.Виды изображений поверхности Земли (3 ч) |
11/1 | | Стороны горизонта. | Урок формиро вания умений и навыков. | Что такое стороны горизонта? | Научиться определять стороны горизонта. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. Познавательные: находить основные и промежуточные стороны горизонта. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Самостоятельная работа. Выполнение учебных задач. |
12/2 | | Ориентирование. | Урок- практикум: Ориентирование по компасу. Чтение легенды карты. | Что такое азимут? | Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу. | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: формулировать алгоритм работы с компасом. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | Самостоятельная работа. Выполнение учебных задач. |
13/3 | | План местности и географическая карта. | Урок- практикум: Самостоятельное построение простейшего плана. | Зачем нужны планы местности и географические карты? | Научиться выявлять сходство и различие между планом местности и географической картой. | Познавательные: формировать умение читать географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: применять методы информационного поиска. | Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Самостоятельная работа. Выполнение учебных задач. |
Природа Земли (4 ч) |
14/1 | | Как возникла Земля. Внутреннее строение Земли. | Урок изучения нового материала. | Чем отличаются гипотезы средневековых и современных ученых? Каково внутреннее строение Земли? | Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте. Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами. | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: выделять различия в гипотезах возникновения Земли. Уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности ее оболочек. | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. | Устный опрос. |
15/2 | | Землетрясения и вулканы. Путешествие по материкам. | Пр. раб. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов. | Где и почему возникают землетрясения и вулканы? Сколько континентов на Земле? | Научиться обозначать объекты на контурной карте. Научиться различать материки по контурам и особенностям природы. | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма. Уметь характеризовать природу шести материков Земли. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. | Проверка домашнего задания. |
16/3 | | Вода на Земле. Воздушная одежда Земли. | Пр. раб. Составление карты стихийных природных явлений. | Что такое гидросфера? Какое значение имеют воды суши для жизни на Земле? Какова роль атмосферы на нашей планете? | Научиться подписывать реки на контурной карте. Научиться извлекать информацию из электронного приложения «Воздушная одежда Земли». | Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов. Уметь характеризовать воды суши. Делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера — кухня погоды». Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Проверка домашнего задания. |
17/4 | | Живая оболочка Земли. Почва — особое природное тело. Человек и природа. | Комбинированный урок. | В чем отличие биосферы от других оболочек? Каково основное свойство почвы? Как сохранить природу? | Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек. Научиться определять тип почв по натуральным образцам. Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности. | Познавательные: уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере. Уметь объяснять, почему почва — особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных. Уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе. Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. | Проверка домашнего задания. Тестирование. |