СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Календарно-тематическое планирование уроков по курсу «история Древнего мира»
для 5- го класса.
(уч.А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая)
№ | № | Тема | Кол часов | Тип урока | Основное содержание (план урока) | Понятийный аппарат | Основные виды деятельности | Результаты основных видов деятельности | д/з | Дата по плану | Дата по факту | |||||||||||||||||
| Введение (1ч) |
|
| |||||||||||||||||||||||||
1 |
| Что изучает история. Источники знаний о прошлом
| 1 | изучение нового материала | Что изучает история? Зачем мы изучаем историю? Что изучает история древнего мира? Что такое исторический источник? Виды источников, археология, нумизматика, топография, всеобщая история. | История, | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера; вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные Осознают свою идентичность как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности | Научатся определять происхождение и смысл понятия «история», типы и виды исторических источников. Получат возможность научиться: описывать картину, получать историческую информацию из различных источников | Учебник, С. 6; записи в тетрадях |
|
| |||||||||||||||||
| Раздел I. Жизнь первобытных людей (6 ч) |
|
| |||||||||||||||||||||||||
| Глава 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч) |
|
| |||||||||||||||||||||||||
2 |
| Древнейшие люди | 1 | (изучение нового материала) | Облик далеких предков. Первое орудие труда. Охота и овладение огнем. | первобытные люди, собирательство, орудия труда.
| Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий Личностные Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | Научатся определять понятия: первобытные люди, собирательство, орудия труда. Получат возможность научиться: показывать на исторической карте территории расселения народов, описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника | § 1.Р. т., задания 1-4 |
|
| |||||||||||||||||
3 |
| Родовые общины охотников и собирателей | 1 | комбинированный | Жизнь в суровых климатических условиях. |
| Познавательные: выявляют основные признаки родовой общины; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке личностные Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | Научатся определять понятия: человек разумный, родовая община, рубило, копьё, гарпун, мамонт. Получат возможность научиться рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов | § 2. Р. т., задания 5-8 |
|
| |||||||||||||||||
4 |
| Возникновение искусства и религиозных верований
| 1 | комбинированный | Пещерная живопись, зарождение религии. | религиозные верования, обряд, сверхъестественные силы, оборотни. | Познавательные: выявляют причины возникновения религиозных верований и первобытного искусства. Коммун икативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Научатся определять понятия: религиозные верования, обряд, сверхъестественные силы, оборотни. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала | § 3. P. т., задания 9-12 |
|
| |||||||||||||||||
| Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч) |
|
| |||||||||||||||||||||||||
5 |
| Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | Урок-исследование | Мотыжное земледелие. Скотоводство. Обработка глины и ткачество. Племя. | земледелие, скотоводство, мотыга, серп, прядение, ткачество, племя, старейшина, совет старейшин, идол, боги. | Познавательные: овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала Личностные Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | Научатся определять понятия: земледелие, скотоводство, мотыга, серп, прядение, ткачество, племя, старейшина, совет старейшин, идол, боги. Получат возможность научиться: показывать на исторической карте территории расселения народов, описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника | § 4. Р. т., задания 13-14 |
|
| |||||||||||||||||
6 |
| Появление неравенства и знати | 1 | комбинированный | Развитие ремесел. Изобретение плуга. Распад родовых общин. Появление неравенства и знати. | ремесло, плуг, соседская община, неравенство, вождь, знать, раб. | Познавательные: сопоставляют схемы и текстовую информацию, устанавливают закономерности, делают выводы. Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий, задают вопросы с целью получения нужной информации. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют свое эмоциональное состояние Личностные Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность | Научатся определять понятия: ремесло, плуг, соседская община, неравенство, вождь, знать, раб. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений | § 5. Р. т., задания 15-17 |
|
| |||||||||||||||||
7 |
| Обобщающее повторение по разделу «Жизнь первобытных людей» Счет лет в истории. | 1 | применение знаний и умений- игра путешествие | итоговый контрольный тест |
| Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга. Регулятивпые: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | Научатся: работать с исторической картой, решать исторические кроссворды. Получат возможность научиться. работать с контурной картой Научатся определять столетие, век, тысячелетие, время от Рождества Христова, до Рождества Христова, нашу эру, хронологию. Получат возможность научиться: называть век, оперировать понятиями«н. э.», «до н. э.», вести счет лет, решать познавательные задачи | Составить кроссворд |
|
| |||||||||||||||||
| Раздел II. Древний Восток (20ч) |
|
| |||||||||||||||||||||||||
| Глава 3. Древний Египет (7 ч) |
|
| |||||||||||||||||||||||||
8 |
| Государство на берегах Нила | 1 | изучение нового материала | От первобытности к цивилизации. Сообщение о природных условиях Египта. Объединение Египта. | папирус, дельта, пороги, ил, разлив, оазис, рельеф, фараон. | Познавательные: выявляют особенности и признаки появления древнейших государств. Коммуникативные оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности | Научатся определять понятия: папирус, дельта, пороги, ил, разлив, оазис, рельеф, фараон. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событий | § 6. Р. т., задания 22, 23, 25 |
|
| |||||||||||||||||
9 |
| Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
| 1 | комбинированный | Работа над памяткой для оценки устного ответа одноклассника на уроке истории; индивидуальная работа по карточкам или работа с контурной картой по рабочей тетради; | вельможа, писец, налог, шадуф, амулет. | Познавательные: выявляют особенности жизни древних египтян, приводят примеры в качестве доказательства. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий Личностные Анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; применяют правила делового сотрудничества | Научатся определять понятия: вельможа, писец, налог, шадуф, амулет. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, определять основные черты, присущие разным группам населения | § 7. Р. т., задание 24 |
|
| |||||||||||||||||
10 |
| Жизнь египетского вельможи | 1 | Урок постановка | Проверочная работа. Огробницах вельмож. Служебные обязанности вельмож. Практический урок: работа с историческим источником (их условия жизни, дом, служба, дворец фараона, гробница фараона). | гробница, благовония, опахало | Познавательные: выявляют особенности жизни древнеегипетского вельможи, приводят примеры в качестве доказательства. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания | Научатся определять понятия: гробница, благовония. Получат возможность научиться: описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, использовать приобретенные знания при написании творческих работ | Творческое задание: составить рассказ от имени вельможи о том, как прошел его день. Р. т., задания 40-42 |
|
| |||||||||||||||||
11 |
| Военные походы фараонов | 1 | Урок - путешествие | Вооружение египетского войска. Походы египетских фараонов. Цели и последствия походов Тутмоса III. Работа с картой уч. стр. 44 | бронза, пехотинцы, колесницы, дротики, наемное войско.
| Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, решают проблемные ситуации. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; принимают другое мнение и позицию. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные: Оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отно шение к процессу познания; анализируют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | Научатся определять понятия: бронза, пехотинцы, колесницы, дротики, наемное войско. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств | § 9, рабочая тетрадь №. 1 стр. 24, №28. |
|
| |||||||||||||||||
12 |
| Религия древних египтян
| 1 | комбинированный | Боги и жрецы древних египтян. Мифология Др. Египта. Религия и власть фараона (Книга Мертвых) | храм, жрецы, мумия, саркофаг. | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: составляют план последовательности действий; осуществляют пошаговый контроль; оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | Научатся определять понятия: храм, жрецы, мумия, саркофаг. Получат возможность научиться: назы вать характерные признаки и особенности верований древних египтян, использовать текст и исторические источники при ответе на вопросы | § 10 раб тетрадь №1 стр. 29, № 33 или для сл.стр. 26-27 |
|
| |||||||||||||||||
13 |
| Искусство Древнего Египта Письменность и знания древних египтян
| 1 | Урок-экскурсия | Практическая групповая работа с историческим источником, отвечая, дети заполняют таблицу. | пирамиды, «семь чудес света», сфинкс, обелиск, колонна, портрет | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; понимают позицию партнера, согласовывают с ним свои действия. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий Личностные: Выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; проявляют интерес к новому учебному материалу; характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | Научатся определять понятия: пирамиды, «семь чудес света», сфинкс, обелиск, колонна, портрет. Получат возможность научиться описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника | P. т., задания 34-36 |
|
| |||||||||||||||||
14 |
| Обобщающее повторение по теме «Древний Египет» | 1 | применение знаний и умений |
|
| Познавательные: самостоятельно выделяют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы, решают проблемные ситуации. Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очередность действий, сравнивают полученные результаты, выслушивают партнера, корректно сообщают товарищу об ошибках. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Личностные:
| Научатся: определять общие черты и особенности, выделять признаки для сравнения, решать исторические кроссворды. Получат возможность научиться самостоятельно находить на исторической карте объекты по теме «Древний Египет» |
|
|
| |||||||||||||||||
| Глава 4. Западная Азия в древности (8 ч) |
|
| |||||||||||||||||||||||||
15 |
| Древнее Двуречье | 1 | Урок изучения нового материала | Природные и климатические условия Древнего Двуречья. Занятия жителей Двуречья. Религия и письменность. | клинопись, сыновья школы.
| Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют- цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: пренимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий Личностные: Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | Научатся определять термины клинопись, сыновья школы. Получат возможность показывать на карте Древнего Востока Междуречье, а также называть и показывать на карте города и реки Двуречья, давать сравнительную характеристику при- родно-климатических условий Египта и Двуречья | § 13. Р.т., задания 46-48 |
|
| |||||||||||||||||
16 |
| Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | Урок- практикум | Практический урок. Работа с историческим источником - законами царя Хаммурапи. | законы, ростовщик. | Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | Научатся определять понятия: законы, ростовщик. Получат возможность научиться: давать характеристику законам Хамму- рапи; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы | § 14. P. т., задания 52-55 |
|
| |||||||||||||||||
17 |
| Финикийские мореплаватели
| 1 | комбинированный | Города финикийцев. Географические открытия финикийцев. Древнейший алфавит. | благовония, пурпур, колонии, алфавит. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию; оценивают свою работу на уроке Личностные: Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Научатся определять понятия: благовония, пурпур, колонии, алфавит. Получат возможность научиться давать оценку вкладу Древней Финикии в мировое культурное наследие | §15. P. т., задания 61-63. Творческое задание: записать слова финикийски- , ми буквами |
|
| |||||||||||||||||
18 |
| Библейские сказания
| 1 | Урок- практикум | Ветхий завет. Мифы и сказания древних евреев. Заповеди Христа. | Библия, Ветхий Завет, единобожие, заповеди, скрижали. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | Научатся определять понятия: Библия, Ветхий Завет, единобожие, заповеди, скрижали. Получат возможность научиться определять главное отличие религии евреев от религий других древних народов и находить общие черты | § 16. Р.Т., задания 64, 65 |
|
| |||||||||||||||||
19 |
| Древнееврейское царство | 1 | комбинированный | Библейские предания. Царь Давид и Соломон. Иерусалим. | праща, жертвенник; миф, предание монотеизм | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают' положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают .причины успешности (не успешности) учебной деятельности | Научатся: определять термины: праща, жертвенник; объяснять значение понятий: миф, предание, единобожие, монотеистическая религия. Получат возможность научиться работать с исторической картой |
|
|
| |||||||||||||||||
20 |
| Ассирийская держава | 1 | комбинированный | Освоение железа. Ассирийское войско. Завоевания ассирийских царей. Библиотека глиняных книг царя Ашшурбанапала. | Таран, разведка, держава | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий Личностные: Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебнопознавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Научатся определять термин «таран». Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторического источника, определять характерные особенности Ассирийской державы | § 18. Р. т., задания 76-78. Составить рассказ от имени одного из персонажей картины (с. 85) |
|
| |||||||||||||||||
21 |
| Персидская держава «царя царей» | 1 | Урок-путешествие | Три великих царства в западной Азии. Персидская держава. | Держава, каналы, бессмертные | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; решают учебные задачи Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания | Научатся определять понятие «бессмертные». Получат возможность научиться: показывать на карте Древнего Востока Персидскую державу, называть страны, вошедшие в ее состав | § 19. Р.т., задания 79, 80 Схема построения войска |
|
| |||||||||||||||||
22 |
| Обобщающее повторение по теме «Западная Азия в древности» | 1 | применение знаний и умений |
|
| Познавательные: самостоятельно выделяют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы, решают проблемные ситуации. Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очередность действий, сравнивают полученные результаты, выслушивают партнера, корректно сообщают товарищу об ошибках. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
|
Глава 5. Индия и Китай в древности (4 ч)
|
|
| |||||||||||||||||||||||||
23 |
| Природа и люди Древней Индии | 1 | Урок изучения нового материала | Географическое положение и природные условия Индии. Занятия жителей. Религиозные верования. | джунгли, сахарный тростник, Рамаяна, переселение душ раджа | Познавательные: выявляют особенности и признаки климатических условий и проживания людей на полуострове Индостан; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности учебной деятельности | Научатся определять термины: джунгли, сахарный тростник, Рамаяна, переселение душ. Получат возможность научиться: показывать на карте Индию, реки Инд и Ганг, характеризовать природу и климат Индии | § 20. Р.т., задания 83, 84 Инсценировка отрывка из Рамаяны |
|
| |||||||||||||||||
24 |
| Индийские касты | 1 | Урок- практикум | Миф о происхождении каст. Характеристика каст. (Групповая работа с текстом учебника) | касты, брахманы, кшатрии, шудры, вайшья отшельники, буддизм, неприкасаемые | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существо- вание различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий Личностные: Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебнопознавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Научатся определять термины: касты, брахманы, отшельники, буддизм, неприкасаемые. Получат возможность научиться объяснять влияние религии Индии | § 21. Р.т., задание 85 |
|
| |||||||||||||||||
25 |
| Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | урок изучения и первичного закрепления нового материала | Природа и география Китая. Конфуций – древнекитайский философ. Учение Конфуция. | бамбук, циновка, Сын Неба-император мандарины | Познавательные: устанав- ливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | Научатся определять термины: бамбук, циновка, Сын Неба. Получат возможность научиться: показывать на карте Китай и его важнейшие географические объекты, находить сходство и различие египетской и китайской письменности, характеризовать учение Конфуция | § 22. Р.т., задания 87, 88. Групповая работа: подготовить рассказ или «Встречу гостей в китайской семье» |
|
| |||||||||||||||||
26 |
| Первый властелин единого Китая |
| комбинированный | Объединение Китая. Завоевательные войны. Великая китайская стена. Мифология Китая. | компас, бойницы, фарфор, бумага, шёлк | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе группо вой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания | Научатся определять термины: компас, бойницы. Получат возможность научиться: характеризовать политику Цинь Шихуанди, давать оценку значению китайской культуры | § 23. Р.т., задания 89, 90. Творческое задание: нарисо- вать эмблему одного из древневосточных государств |
|
| |||||||||||||||||
27 |
| Обобщающее повторение по разделу «Древний Восток» | 1 | применение знаний и умений |
|
|
| Научатся определять изученные термины. Получат возможность научиться: показывать на карте государства Древнего Востока, характеризовать сходства и различия | Рисунки наиболее запоминающихся моментов из истории востока |
|
| |||||||||||||||||
| Раздел III. Древняя Греция (20 ч) |
|
| |||||||||||||||||||||||||
| Глава 6. Древнейшая Греция (4 ч) |
|
| |||||||||||||||||||||||||
28 |
| Греки и критяне | 1 | изучение нового материала | Природа и местонахождение древней Греции. Миф о Тесее и Минотавре. | световые колодцы, цунами, имена героев мифа о Минотавре. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно определяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий Личностные: Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | Научатся определять понятия: световые колодцы, цунами, имена героев мифа о Минотавре. Получат возможность научиться: показывать на карте остров Крит, Эгейское море, называть причины гибели Критской цивилизации | § 24. Р.т., задания 1-3, мини сценарий по любому мифу |
|
| |||||||||||||||||
29 |
| Микены и Троя | 1 | Урок -лаборатория | Микены. Причины Троянской войны. | Мифы, Легенды, мировоззрение | Познавательные: выявляют основные причины исторических событий; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом
| Научатся сопоставлять действительную причину Троянской войны с мифом о причине начала Троянской войны. Получат возможность научиться работать с исторической картой и историческими источниками | § 25. Р.т., задания 7,8 |
|
| |||||||||||||||||
30 |
| Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | 1 | Работа с текстами поэм | Практический урок. Работа с историческим источником. |
| Познавательные: выявляют причины возникновения религиозных верований и первобытного искусства. Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Личностные: Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений
| Научатся: давать оценку персонажам поэмы, объяснять понятие «ахиллесова пята». Получат возможность понять суть содержания «Илиады» и «Одиссеи», имена главных героев | § 26. Р. т., задание 9 |
|
| |||||||||||||||||
|
31 | Религия древних греков | 1 | применение знаний и умений. Урок-дискуссия, | Урок-дискуссия, обсуждение прочитанных мифов |
| Познавательные: овладевают целостными представлениями о древнегреческой религии; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность ко взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала | Научатся: определять главных и второстепенных богов, знать имена героев, объяснять стремление героев и простых людей соперничать с богами | § 28. Р. т., задания 14, 15. Творческая работа: аппликации «Древнегреческие боги» или конкурс рисунков «Древнегреческие боги» |
|
| |||||||||||||||||
| Глава 7. Полисы Греции и борьба с персидским нашествием (7ч) |
|
| |||||||||||||||||||||||||
32 |
| Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | изучение нового материала | Древнегреческие полисы. Занятия жителей полисов. Управление полисом | Аттика, демос, полис, архонт, ареопаг, долговое рабство | Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о государственном устройстве греческих городов. Коммуникативные: вступают в коллективное сотрудничество; участвуют в обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Личностные: Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | Научатся: определять понятия: Аттика, демос, полис, архонт, ареопаг, долговое рабство, показывать на карте Аттику и Афины. Получат возможность научиться характеризовать государственное уст- . ройство Афин |
|
|
| |||||||||||||||||
33 | 32 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | комбинированный | Демос восстает против знати. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства, перемены в управлении Афинами. | долговые камни, народное собрание, граждане | Познавательные: сопоставляют схемы и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы. Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | Научатся: определять термины: долговые камни, народное собрание, граждане. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источни- ков, давать оценку законам Солона и определять их влияние на развитие Афин | § 30. Р. т, задания 20,21 |
|
| |||||||||||||||||
34 | 33 | Древняя Спарта | 1 | комбинированный | География Спарты. Спартанцы и илоты. Управление Спартой. Воспитание спартанцев. | Ахейцы, дорийцы, лаконичность, илоты, криптия | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Научатся определять понятия: лаконичность, илоты. Получат возможность научиться давать собственную оценку спартанской системе воспитания, сравнительную характеристику государственному устройству Спарты и Афин | §31. Р. т., задания 23,24 |
|
| |||||||||||||||||
35 | 34 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | 1 | Урок - путешествие | Работа с исторической картой. Причины переселения греков в другие страны. Греческие колонии. Отношения греков со скифами. | Колония, Великая греческая цивилизация, пираты | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей Личностные: Выражают свою позицию на уровне поло житель но го отношения к учебному процессу; проявляют учебно- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Научатся определять понятия: пираты, колонии. Получат возможность научиться: называть и показывать на карте греческие колонии, извлекать полезную информацию из исторического источника | § 32. Р. т., задания 25-27. Опережающее задание: приготовиться к интеллектуальной игре |
|
| |||||||||||||||||
36 | 35 | Олимпийские игры в древности | 1 | комбинированный | Первые олимпийские игры. Пять незабываемых дней. Победители олимпийских игр. | атлеты, стадион, пятиборье, ипподром. | Познавательные: устанавливают причинно-следствен- ные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий; выражают положительное отношение к процессу познания | Научатся определять понятия: атлеты, стадион, пятиборье, ипподром. Получат возможность научиться свободно и выразительно излагать подготовленные сообщения по теме | § 33. Р.т., задания 29-31 |
|
| |||||||||||||||||
37-38 | 36-37 | Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу | 2 | Урок- состязание | Угроза порабощения греков. Марафонская битва. Причины победы греков. Подготовка Эллинов к новой войне. Бой в Фермопильском ущелье. Саламинское сражение | стратег, фаланга, марафон. | Познавательные: выявляют особенности и признаки побед древних греков. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные: Оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | Научатся определять термины: стратег, фаланга, марафон. Получат возможность научиться анализировать причины побед греков над персами |
§34.35 P. т., задание 33; сообщение о Фе- мистокле |
|
| |||||||||||||||||
| Глава 8. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 ч) |
|
| |||||||||||||||||||||||||
39 |
| В гаванях афинского порта Пирей | 1 | Изучение нового материала | Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов. | верфи, пошлина, казна, вольноотпущенники | Познавательные: расширяют имеющиеся знания и представления о греческих городах. Коммуникативные: вступают в коллективное сотрудничество; участвуют в обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Личностные: Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | Научатся определять термины: верфи, пошлина, казна, вольноотпущенники. Получат возможность научиться: самостоятельно определять значение порта Пирей, сопоставлять положение различных социальных групп Афин | §36. Р. т., задание 36 |
|
| |||||||||||||||||
40 |
| В городе богини Афины
| 1 | Урок-экскурсия | Район Керамик. Агора – сердце Афин. Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы, особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. | керамика, фигурные вазы, агора, портики, фронтоны, кариатиды. | Познавательные: сопоставляют иллюстрации и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы. Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | Научатся определять термины: керамика, фигурные вазы, агора, портики, фронтоны, кариатиды. Получат возможность научиться давать описание города и его главных достопримечательностей | §37. Р. т., задания 35, 37, 43 |
|
| |||||||||||||||||
41 |
| В афинских школах и гимнасиях | 1 | комбинированный | Групповая работа по карточкам. Занятия в школе. Палестра. Древнегреческий театр. Комедии и трагедии. | педагог, палестра, гимнасии, красноречие. | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (неус- пешности) учебной деятельности
| Научатся определять термины: педагог, палестра, гимнасии, красноречие. Получат возможность научиться определять сходства и различия между афинской и спартанской системой воспитания | §38. Р. т., задание 3 8 |
|
| |||||||||||||||||
42 |
| В театре Диониса | 1 | применение знаний и умений | Управление государством при Перикле. Перикл. Афинская демократия в V в. до.н.э. Народное собрание. Совет пятисот, функции совета. | скене, театр, орхестра, комедия, трагедия, корифей, парод | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. Личностные: Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Научатся определять термины: скене, театр, орхестра, комедия, трагедия. Получат возможность научиться: давать описание древнегреческого театра, называть имена древнегреческих драматургов | § 39. P. т., задания 38—40 |
|
| |||||||||||||||||
43 |
| Афинская демократия при Перикле | 1 | комбинированный | Управление государством при Перикле. Перикл. Афинская демократия в V в. до.н.э. Народное собрание. Совет пятисот, функции совета. | народное собрание, остракизм, ареопаг, архонты, 1-й стратег
| Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия; оценивают результаты своей и чужой деятельности Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий; выражают положительное отношение к процессу познания | Научатся определять термины: народное собрание, остракизм. Получат возможность научиться давать характеристику афинской демократии | § 40. P. т., задания 41-43 |
|
| |||||||||||||||||
| Глава 9. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (3 ч) |
|
| |||||||||||||||||||||||||
44 |
| Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | Изучение нового материала | Потеря Грецией независимости. Приход к власти А. Македонского. | фаланга | Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | Научатся определять причины возвышения Македонии и самостоятельно определить причину подчинения греческих полисов Македонии. Получат возможность научиться работать с исторической картой | §41. P. т., задание 46 |
|
| |||||||||||||||||
45 |
| Поход Александра Македонского на Восток | 1 | Изучение нового материала | Работа с исторической картой. Победы А. Македонского. Гибель Персии. |
| Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Личностные: Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Научатся называть битвы, связанные с походами А. Македонского. Получат возможность научиться: показывать на исторической карте направление восточного похода и границы державы А. Македонского, анализировать причины побед полководца | §42. P. т., задания 47, 48. Творческое задание: историческое сочинение «Воспоминание участника походов А. Македонского |
|
| |||||||||||||||||
46 |
| В Александрии Египетской | 1 | комбинированный | В Александрийском порту. На улицах и площадях города. Распад державы А. Македонского. | Эллинизм, колосс, мавзолей | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг Друга. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | Научатся называть битвы, связанные с походами А. Македонского. Получат возможность научиться: показывать на исторической карте направление восточного похода и границы державы А. Македонского, анализировать причины побед полководца | § 43. P. т., задание 49 |
|
| |||||||||||||||||
47 |
| Обобщающее повторение по разделу «Древняя Греция» | 1 | применение знаний и умений |
|
| Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности учебной деятельности | Научатся определять термины, пройденные в разделе «Древня Греция». Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей истории Древней Греции; характеризовать особенности древнегреческой государственности, излагать в системе достижения древнегреческой культуры | P. т. (2), задания 52-54 |
|
| |||||||||||||||||
| Раздел IV. Древний Рим (18ч) |
|
| |||||||||||||||||||||||||
| Глава 10. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч) |
|
| |||||||||||||||||||||||||
48 |
| Древнейший Рим | 1 | Изучение нового материала | Легенда об основании Рима. Занятия жителей Рима. Управление в Риме. | италики, латины, этруски, капитолийская волчица, плебеи, патриции, сенат. фамилия | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности учебной деятельности | Научатся определять термины: италики, латины, этруски, капитолийская волчица, плебеи, патриции, сенат. Получат возможность научиться показывать на карте древнюю Италию | §43. Р. т., задание 56 |
|
| |||||||||||||||||
49 |
| Завоевание Римом Италии | 1 | комбинированный | Управление республикой. Римское войско. Господство Рима над Италией. | галлы, легионы, катапульты, манипулы,кагорта, легион. | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей Личностные: Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Научатся определять термины: галлы, легионы, катапульты, манипулы. Получат возможность научиться: давать характеристику римской армии, самостоятельно прийти к выводу между нашествием галлов и мерами по укреплению армии | §45. Р. т., задание 57 | 07.03 |
| |||||||||||||||||
50 |
| Устройство Римской республики | 1 | Урок -лаборатория | Римские должностные лица, римское право | республика, монархия, консул, право вето, народный трибун; | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания | Научатся определять термины: республика, монархия, консул, право вето, народный трибун; извлекать полезную информацию из исторического источника. Получат возможность научиться: характеризовать особенности Римской государственности, сравнивать устройство греческой демократии и Римской | §46. Р. т., задание 59. Творческое задание: сообщение о Ганнибале |
|
| |||||||||||||||||
| Глава 11. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч) |
|
| |||||||||||||||||||||||||
51 |
| Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | комбинированный | Причины и характер второй Пунической войны. Ганнибал. Итоги войны. | пуны, ворон | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; при нимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу
| Научатся определять термины: пуны, ворон. Получат возможность научиться: показывать на карте Карфаген, определять причины пунических войн, оценивать силы сторон, высказывать предположение об исходе войн | §47. Р. т., задание 64 |
|
| |||||||||||||||||
52 |
| Установление господства Рима во всем Средиземноморье | 1 | комбинированный | Покорение Македонии, Сирии, Египта. Разрушение Коринфа и Карфагена. Итоги завоеваний. | триумф, император, провинция. | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: прини- мают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. Личностные: Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебнопознавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Научатся определять термины: триумф, император, провинция. Получат возможность научиться давать самостоятельную оценку факту установления господства римлян, высказывая при этом собственные суждения об итогах этого господства для Рима и для завоеванных Римом стран | §48. P. т., задание 63 |
|
| |||||||||||||||||
53 |
| Рабство в Древнем Риме | 1 | комбинированный | Завоевания - главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры, понятия «амфитеатр», «гладиатор». | вилла, гладиатор, амфитеатр | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания | Научатся определять термины: вилла, гладиатор, амфитеатр. Получат возможность научиться: описывать положение рабов в Древнем Риме, рассказывать о гладиаторских боях |
|
|
| |||||||||||||||||
| Глава 12. Гражданские войны в Риме (4 ч) |
|
| |||||||||||||||||||||||||
54 |
| Земельный закон братьев Гракхов | 1 | Урок-диспут | Причины гражданской войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Характеристика Тиберия и Гая Гракхов. | гражданская война | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера; вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: Проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности учебной деятельности | Научатся определять понятие «гражданская война». Получат возможность научиться: определять причины гражданской войны в Риме, раскрывать суть земельного закона братьев Гракхов, а также анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракхов | §50. P. т., задания 67, 68 |
|
| |||||||||||||||||
55 |
| Восстание Спартака | 1 | комбинированный | Работа с исторической картой. Причины восстания. Ход восстания. Причины восстания. Личность Спартака. | восстание | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности учебной деятельности | Научатся определять понятие «восстание». Получат возможность научиться называть причины восстания Спартака, давать оценку личностным качествам Спартака, высказывать суждение по поводу того, могли ли восставшие одержать победу | §51. P. т., задание 70 |
|
| |||||||||||||||||
56 |
| Единовластие Цезаря | 1 | комбинированный | Личность Цезаря. Приход Цезаря к власти. Гибель Цезаря. | ветеран, диктатор, диктатура, проскрипции. | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей Личностные: Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Научатся определять понятия: ветеран, диктатор, диктатура, проскрипции. Получат возможность научиться: определять причины возвышения Цезаря, извлекать полезную информацию из исторического источника | §52. P. т., задание 71 |
|
| |||||||||||||||||
57 |
| Установление империи | 1 | комбинированный | Обстановка в стране после смерти Цезаря. Борьба Антония и Октавиана. Установление империи | преторианцы, завещание, империя.
| Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (неуспешности) учебной деятельности | Научатся определять понятия: преторианцы, завещание, империя. Получат возможность научиться: определять различия между республикой и империей, выявлять причины упразднения республики и установления империи |
|
|
| |||||||||||||||||
| Глава 13. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч) |
|
| |||||||||||||||||||||||||
58-59 |
| Территория империи. Соседи Римской империи. Знаменитые императоры (в Риме при императоре Нероне. Правление Траяна) | 2 | изучение нового материала | Деятельность императора Нерона. Оценка деятельности Нерона. |
| Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий Личностные: Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | Научатся определять основные черты правления Нерона. Получат возможность научиться: давать оценку личностным качествам Нерона и Траяна, объяснять причину недовольства народа политикой Нерона, характеризовать правление императора Траяна | § 54, 55 |
|
| |||||||||||||||||
60 |
| Первые христиане и их учение | 1 | комбинированный | Появление христианства. Жизнь и учения Иисуса Христа. Христианская церковь. | христианство, Евангелие, Страшный суд, христиане, апостолы | Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке | Научатся определять понятия: христианство, Евангелие, Страшный суд, христиане, апостолы. Получат возможность научиться рассказывать о жизни Иисуса Христа и объяснять, почему христианство так быстро завоевало сторонников в Римской империи | § 56. Р. т., задания 75, 76 |
|
| |||||||||||||||||
61 |
| Расцвет Римской империи во II в | 1 | комбинированный | Групповая работа. Рим при императоре Трояне. Жизнь в Римской Империи. | колоны, «рабы с хижинами». | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Личностные: Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Научатся определять понятия: колоны, «рабы с хижинами». Получат возможность научиться: характеризовать политику Траяна, давать сравнительную характеристику положения раба и колона | §57. Р. т., задание 77 |
|
| |||||||||||||||||
62 |
| «Вечный город» и его жители | 1 | Урок-экскурсия |
| триумфальная арка, купол, термы, Табуларий. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в раз витии успешной деятельности своего класса | Научатся определять понятия: триумфальная арка, купол, термы, Табуларий. Получат возможность научиться называть достопримечательности Рима, достижения римской культуры, которые вошли в фонд мировой культуры | §58. Р. т., задания 78, 82 |
|
| |||||||||||||||||
| Глава 14. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч) |
|
| |||||||||||||||||||||||||
63- 64
|
| Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами
| 2 | комбинированный | Деятельность императора Константина. Перемены в положении христиан. Перенесение столицы. Практический урок. Работа с историческим источником. Римляне и варвары. Падение Западной Римской Империи. | германцы, венеды, готы, вандалы | Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поискнеобходимой информации для выполнения задания. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке Личностные: Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | Научатся: определять понятия: германцы, венеды, готы, вандалы, античная культура; уметь определять причины падения Римской империи, извлекать полезную информацию из исторического источника | §60. Р. т., задание 80 |
|
| |||||||||||||||||
65 |
| Обобщающее повторение по разделу «Древний Рим» | 1 | применение знаний и умений |
|
| Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Личностные: Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | Научатся: определять термины, изученные в разделе «Древний Рим»; уметь называть главные события римской истории, главные достижения Римской культуры и значение римской цивилизации в мировой истории |
|
|
| |||||||||||||||||
66-68 |
| Резервное время | 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|