СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Календарно-тематическое планирование по ИЗО программа Гармония
Календарно- тематическое планирование уроков изобразительного искусства
№ п/п | Тема урока | Деятельность учащихся | Планируемые предметные и личностные результаты | Формируемые УУД | Дата | |
план | факт | |||||
Художник и мир природы ( 9ч) | ||||||
1 | Творческая папка | Знакомятся с учебником и принятыми в нём условными обозначениями. Вспоминают разные художественные материалы, анализи-руют их выразительные качества. Рассмат-ривают творческую папку ученика, как форму хранения результатов детского изобра-зительного творчества (папка, альбом, короб-ка – возможные формы хранения творческих работ). Анализируют рисунки сверстников на один и тот же сюжет: «Заботливая бабушка кормит кур» (учебник с. 6 - 7), которые име-ют разные композиции. Понимают, что ком-позиция – важнейший, организующий эле-мент рисунка, придающий ему единство и цельность, - это средство художественного выражения. Делают вывод о том, что вырази-тельность рисунка зависит от его компози-ции, что обложка творческой папки или альбома для рисования - визитная карточка автора-художника. Творческое задание: Выполняют рисунок на свободную или заданную тему «Как я провел лето» любым графическим материалом, например, чёрной шариковой или гелевой ручкой с последу-ющим расцвечиванием цветными каранда-шами. Рисунок выполняют на четверти альбомного листа или цветными фломас-терами - на ½ альбомного листа, или используют специальный формат из Творческой папки. Оформляют рисунок на обложку Творческой папки или альбома. | Различать изобразительные возможности разных художественных материалов. Выполнять рисунок по собственному замыслу. Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева). Оценивать эстетическую выразитель-ность обложки папки или альбома. Анализировать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий. Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Пользоваться словарём с. 173-174 |
|
|
2 | Радуга- дуга | Знакомятся с содержанием с. 9-11 учебника. Рассматривают произведения изобразительного искусства, в которых образ радуги представлен оригинально (с. 10-11 учебника). Рассматривают детские рисунки на с. 161 учебника, отмечают выразительные качества акварелей: умение детей по-своему изобразить композицию «Радуга». Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь?» (с. 10 учебника). Творческое задание: изображают лучезарное солнце на восходе, в зените или на закате. Придумывают своей работе оригинальное название. | Различать изобразительные возможности разных художественных материа-лов. Анализировать выра-зительность произведений изобразительного искусст-ва. Выполнять оригиналь-ный рисунок на тему «Раду-га» или иллюстрировать стихотворение С.Я.Мар-шака «Радуга- дуга» с ис-пользованием акварельной техники по- сырому. Ис-пользовать композицию рисунка в выразительных целях, размещая дугу радуги на вертикальном, горизонтальном или квад-ратном листе бумаги. Полу-чать разные оттенки цвета в технике акварели по-сыро-му. Оценивать эстетичес-кую выразительность результатов своей и чужой продуктивной деятельности | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения |
|
|
3 | «Ветер, ветер! Ты могуч…» | Знакомятся с содержанием с. 12-15 учебника, с зрительным материалом, отражающим силу и мощь ветра. Узнают о том, что в Древней Греции Ника - богиня Победы изображалась крылатой («Победе, летящей к победителю, сопутствует попутный ветер…» Знакомятся с текстом рубрики «Это интересно» (с.14 учебника) Анализируют композицию рисунков сверстников на с.15 учебника. Творческое задание: Изображение композиции на тему «Я запускаю воздушного змея» с использованием выразительных средств графических материалов | Оценивать выразительность скульптуры (с.5. учебника) с «развевающимися от ветра складками одежды». Высказывать суждения о выразительности воздушных змеев и своём опыте управления ими. Различать основные виды искусства: скульптура (с.13 и 5 учебника), декоративно- прикладное искусство (с.14 учебника), графика (с.15 учебника). Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию. Выполнять оригинальную композицию «Я запускаю воздушного змея», используя выразительные возможности формата и художественных материалов. Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям |
|
|
4 | Пустыни и оазисы | Знакомятся с содержанием с. 16-19 учебника, с особенностями природного ландшафта пустынь. Анализируют изображения Древне-египетских пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина (с. 18 учебника), высказывают свои суждения о размерах, функции, строительстве. Сравнивают размеры гигантских пирамид с человеческим ростом. Выражают отношение к рисункам сверстников на с. 19 учебника. Высказывают суждения о выразительности теплого и холодного колорита. Творческое задание: Изображают солнечный пустынный пейзаж с караваном верблюдов или пирамидами, используя выразительные возможности формата и художественных материалов. | Оценивать выразительность необычных природных форм. Использовать сравне-ние, как средство выраже-ния своего отношения к высоким объектам. Разли-чать тёплые и холодные цвета. Выполнять ориги-нальную композицию, используя выразительные возможности теплого и холодного колорита. Передавать в самом общем виде пропорции изобража-емых объектов. Оценивать выразительность результа-тов своей творческой деятельности и сверстников | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, выска--зывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выра-жать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, пользо-ваться словарём с. 173- 174 |
|
|
5 | Кактусы- гиганты | Знакомятся с содержанием с.20-21 учебника, с природной красотой колючих кактусов. Читают рубрику учебника «Это интересно» (с.20), сравнивают человека с гигантским кактусом, живущим на американском конти-ненте (с.20 учебника). Узнают о многообра-зии форм кактусов, анализируют выразитель-ную красоту цветущих кактусов. Высказыва-ют свои суждения о работах своих сверст-ников (с.164). Творческое задание: Создают образ кактуса с натуры или по представ-лению, используя любой художественный материал | Оценивать выразительность природных форм кактусов. Использовать сравнение, как средство выражения своего отношения к высо-ким и низким объектам. Выполнять оригинальную композицию и давать ей необычные названия. Оце-нивать выразительность результатов своей творчес-кой деятельности и сверстников | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказы-вать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участво-вать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. |
|
|
6 | Натюрморт в живописи | Знакомятся с содержанием с. 22-26 учебника. Закрепляют представления о натюрморте, как жанре изобразительного искусства, картине, на которой изображаются предметы быта. Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь» (с.23). Узнают о том, что идею изобилия и праздника можно предать через изображение богато украшенного стола, а идею обыденности - через скромно оформленный стол. Анализируют произведения живописи: натюрморты, созданные разными художниками (с.22-26). Высказывают свои суждения по поводу композиции и цветового решения рисунков сверстников на с.25, 164, 165. Сравнивают выразительность контрастного и нюансного цветового решения натюрмортов. Творческое задание: изображают натюрморт с натуры или по представлению в теплом или холодном, контрастном или нюансном цветовом решении, используя любой цветной художественный материал | Различать тёплые и холод-ные цвета. Создавать ори-гинальную контрастную или нюансную компози-цию. Вычленять своеобра-зие образного языка живо-писи, в которой цвет являя-ется основным средством выражения. Оценивать выразительность результа-тов своей творческой дея-тельности и сверстников. Отличать выразительность творческого почерка раз-ных художников. Различать жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет. Знать основные виды искусства: живопись (с. 22, 23,24,26: масло) и графика (с.162), а также техники: аппликация (низ, с.25), пастель (верх с.25, с. 164 (верх, сухая пастель), с.165 (низ, масля-ная пастель), гуашь (с.165, верх) | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, пользоваться словарём с. 173- 174 |
|
|
7 | Орнамент – стиль эпохи | Знакомятся с содержанием с. 27-29 учебника, узнают о том, что каждая национальная культура создает свой неповторимый образ искусства. Узнают, что орнамент – это украшение из растительных или геометрических ритмически организованных элементов декора. Анализируют и сравнивают орнаменты, характерные для культур Древнего Египта, Греции и России. Творческое задание: Украшают окно или ворота для дворцов сказочных персонажей или мифологических героев. | Высказывать эмоциональные суждения о национальных орнаментов. Знать выразительные средства декоративно- прикладного искусства: ритм; геометрический или растительный орнамент; тёплая или холодная, нюансная или контрастная цветовая гамма. Выполнять оригинальную декоративную композицию, выражать через форму и цвет свое отношение к сказочному или мифологическому персонажу. Оценивать выразительные качества изображений, придумывать оригинальные названия своим рисункам. Отличать произведения декоративно- прикладного искусства от графики и живописи. | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, пользоваться словарём с. 173- 174. |
|
|
8 | Витражная роза | Знакомятся с содержанием с. 30-33 учебника, с выразительными образами витражей средневековых готических храмов. Узнают о том, что витраж – это картина или узор из цветного стекла, - разновидность монументальной живописи. Анализируют цветовое убранство и форму витражей (с.30 -33 учебника). Узнают технологические особенности изготовления эскиза витража из рубрики «Полезный совет» (с.32 учебника). Творческое задание: выполняют эскиз витража «Роза» методом вырезания снежинки из цветной бумаги или по-другому | Различать основные виды изобразительного искусст-ва: архитектура, графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Выражать замы-сел через цветовое оформ-ление узора в круге на тему «Окно- роза для дома сказочного или мифологи-ческого героя». Оценивать выразительные качества витража и умение автора выражать свое отношение к сказочному герою через ритмически организован-ную орнаментальную композицию. | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказы-вать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, пользо-ваться словарём с. 173- 174 |
|
|
9 | Чудо- дерево | Знакомятся с содержанием с. 34-35 учебника, с выразительными иллюстрациями к сказке К.Чуковского «Чудо- дерево». Приходят к выводу о том, что каждый художник по- своему иллюстрирует один и тот же текст литературного произведения. Закрепляют знания о выразительных средствах графики: точка, линия, штрих, пятно. Творческое задание: выполняют иллюстрацию к сказке К.Чуковского «Чудо- дерево», используя любой графический материал или создают свой образ «Чудо- дерева». Играют в художественное лото | Различать основные виды изобразительного искусства: архитектура, графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Выражать замысел через создание оригинальной композиции на тему «Чудо-дерево». Оценивать выразительные качества своего рисунка и работ сверстников. Уметь играть в «Художественное лото». | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказы-вать свои пути решения про-блемы. Регулятивные: при-нимать учебную задачу, по-нимать план действий, при-думывать и воплощать ори-гинальный замысел работы. Коммуникативные: участво-вать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, участвовать в кол-лективных дидактических играх. |
|
|
Художник и мир животных ( 9часов) | ||||||
10 | Образы животны х в мифах и сказках | Знакомятся с содержанием с. 36-41 учебника. Узнают о том, что в древние времена сущест-вовали верования в священных (тотемных) животных, образы которых закрепились в сказках и мифах разных народов и в предме-тах декоративно-прикладного значения (с.38 учебника). Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь» (с. 39) и прове-ряют свои знания (с. 40). Узнают сюжет мифа «Капитолийская волчица», анализируют рим-скую скульптуру (с.40) и детские рисунки на с.41 учебника. Повторяют выразительные средства графики: линия, точка, штрих, пят-но. Закрепляют приемы изображения: белое – на черном, чёрное – на белом. Творческое задание: выполняют иллюстрацию к мифу «Капитолийская волчица» или к любой сказке, в которой один из главных персонажей волк. | Оценивать необычность форм обитателей подвод-ного мира. Проявлять сме-калку при разгадывании загадок про обитателей подводного царства. Анали-зировать выразительность скульптуры и графического изображения. Выполнять иллюстрацию, используя средства художественной выразительности: линию, пятно, штрих, точку. Оценивать выразительные качества рисунка, основан-ного на черно-белом конт-расте. Придумывать ориги-нальные названия творческим работам | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения |
|
|
11 | Собака – верный друг | Знакомятся с содержанием с. 42-47 учебника, узнают о разных породах собак. (с. 44) Анализируют произведения изобразитель-ного искусства (с. 42). Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь?» (с. 43 учебни-ка). Высказывают свои суждения о вырази-тельности рисунков сверстников (с. 45 учеб-ника), придумывают оригинальные замыслы для своих рисунков, на которых главным героем будет собака. Анализируют памятни-ки собаке (с.46 учебника) и этапы выполне-ния скульптурного изображения из пласти-лина (с.46-47). Творческое задание: лепят или рисуют образ собаки, придумывают оригинальное название своей работе | Высказывать суждения о повадках и характере собак, основанных на собственном опыте. Продумывать замы-сел, сочинять оригинальные названия будущей компози-ции, давать словесное опи-сание её содержанию. Ис-пользовать средства худо-жественного выражения для достижения замысла: в скульптуре - объём, пласти-ка; в графике – точка, ли-ния, штрих, пятно. Оцени-вать результаты своей творческой работы и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, выска-зывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выра-жать свою точку зрения, слу-шать другого, соблюдать правила общения. Проявлять импатийную способность, участвовать в игровых ситуациях. |
|
|
12 | Полёт птиц | Знакомятся с содержанием с. 48-49 учебника. Узнают о том, что силуэт – это одноцветное контурное изображение. Проявляют смекалку и угадывают птицу по её силуэту. Знакомятся с произведениями художника- графика М.Эшера (с. 36, 49), обращают внимание на выразительность светлого и темного силуэта. Дают словесное описание своей графической композиции «Полет птиц», отмечая возможность использования вертикального, горизонтального, квадратного или круглого формата для достижения замысла. Творческое задание: создают силуэтное изображение одной или нескольких летящих птиц: белых на темном фоне или черных на светлом фоне, для работы используют любой графический материал или бумагу в технике аппликации. | Различать основные виды художественной деятель-ности (графика, живопись). Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей компо-зиции, давая словесное описание её содержанию Использовать выразитель-ные свойства разных мате-риалов для достижения замысла. Оценивать ритми-ческое расположение птиц на листе, выражающих идею плавного полета, птичьего беспокойства или одиночества, или др. Выра-жают отношение к черно-белому силуэтному рисун-ку. Придумывают ориги-нальные названия для своей композиции и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Участвовать в коллективных видах деятельности. |
|
|
13 | Образ лошади в изобрази -тельном искусстве | Знакомятся с содержанием с. 50-54 учебника. Анализируют произведения изобразитель-ного и декоративно-прикладного искусства, на которых изображена лошадь. Определяют, чем стилизованное декоративно- условное изображение лошади (с. 50) отличается от живописного (с. 51. 52) и графического (низ с.52). Узнают о необычной технике граттажа - процарапывание по вощаной бумаге. Анали-зируют выразительные средства графики: линия, точка, штрих, пятно; приёмы изобра-жения по вощеной бумаге. Обращают внима-ние на то, что одно и тоже литературное произведение Хорхе Гильена «Кони» разные ученики иллюстрируют по-разному (с.52-53 учебника). Творческое задание: выполняют сюжетную композицию, в которой лошадь является главным героем или иллюстрируют отрывок стихотворение Хорхе Гильена «Кони» (с. 53) | Высказывать свои сужде-ния по поводу рассматрива-емых иллюстраций. Проду-мывать замысел, сочинять оригинальные названия к своим рисункам. Использо-вать выразительные сред-ства графики для достиже-ния своих изобразительных замыслов. Высказывать суждения о влиянии формы листа (круглый, квадрат-ный, ромбовидный, тре-угольный или др.) на замы-сел рисунка. Оценивать выразительные качества детских рисунков, выпол-ненных тушью, пером, гелевыми ручками или в технике граттажа | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные:прин имать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Проявлять импатийную способность, участвовать в игровых ситуациях |
|
|
14 | Медный всадник | Знакомятся с содержанием с. 55-59 учебника, со скульптурным изваянием «Медный всадник», который находится в Санкт- Петербурге, а также другими произведениями художников, изображающих коня (с.55-59 учебника). Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь» (с.56-57). Знакомятся с рекомендациями рубрики «Коллективная работа» (с.58). Словесно проговаривают или пластически показывают индивидуальный или коллективный замысел, придумывают название будущей скульптурной композиции Творческое задание: лепят индивидуально (с. 168 учебника) или коллективно свою версию «Медного всадника» из пластилина с возможным включением подсобных материалов: коробок, банок, веток, палок, проволоки и т.п | Участвовать в обсуждении содержания памятнику Петру 1 в Санкт-Петербур-ге (с. 55) и Князю Юрию Долгорукову - в Москве (с. 59 учебника) и др. Выра-жать своё отношение к монументальности скульп-турных изваяний, в кото-рых лошадь является допол -нительным постаментом для всадника. Продумывать замысел, сочиняя неболь-шие рассказы, раскрыва-ющие сюжет будущей скульптурной композиции, придумывать оригинальные названия к своим лепным поделкам. Использовать объем и пластику пласти-лина как выразительные средства (гордый, торжест-венный, величественный и т.п.). Оценивать вырази-тельность результатов сво-ей творческой деятельности и сверстников | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. Проявлять импатийную способность, участвовать в игровых ситуациях. |
|
|
15 | «Крокодил солнце в небе проглоти л…» | Знакомятся с содержанием с. 60-63 учебника. Рассматривают иллюстрации к стихотворе-нию «Краденое солнце» К.Чуковского, высказывают свои суждения. Из рубрики «Это интересно» (с.60) узнают миф о священ-ном нильском крокодиле Себеке, появлению которого предшествовали наблюдения древних египтян за повадками и поведением крокодилов. Анализируют рисунки сверстни-ков (с.62-63 учебника), которые иллюстри-руют миф о священном нильском крокодиле. Рассуждают о том, как юные художники использовали выразительные средства графи-ки: линию, точку, пятно, штрих для достиже-ния своего замысла. Словесно проговаривают образ будущей композиции «Крокодил солн-це в небе проглотил…». Творческое задание: лепят образ крокодила (с.171 учебника) или иллюстрируют стихотворение К.Чуковского, или миф о нильском крокодиле Себеке. | Высказывать эмоциональ-ные суждения о природных ритмах. Использовать выразительные возможнос-ти графических материалов и ритм для достижения замысла. Высказывать суж-дения о выразительных качествах ритмически орга-низованных композиций. Выполнять иллюстрацию к стихотворению С.Маршака «Белая страница» или др. Оценивать выразительность результатов своей творчес-кой деятельности и сверст-ников. Отличать графичес-кое изображение от живо-писного и скульптурного. | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. |
|
|
16 | «Божья коровка, улети на небо…» | Знакомятся с содержанием с. 64-66 учебника. Из рубрики «Это интересно» (с.64 учебника), узнают о том, что «солнечным жуком» в Дре-внем Египте считался жук скарабей, этот статус он получил из-за своей способности катать круглый комочек земли, в который он откладывал личинки. Сравнивают образ жука скарабея с образом божьей коробки и майско-го жука, выявляют типичное и особенное (с.64,65,167 учебника). Анализируют юве-лирные украшения - произведения декора-тивно-прикладного искусства (с. 65 учебни-ка), высказывают свои предпочтения, созда-ют зарисовки ювелирных украшений на классной доске или на листе бумаги. Твор-ческое задание: рисуют или лепят, или конструируют ожерелье-бусы, браслет, серьги, кольца; индивидуально или коллек-тивно создают ювелирный комплект, исполь-зуя стилизованное изображение жука, пчелы, божьей коровки или др. | Участвовать в обсуждении содержания мифов про «солнечных жуков». Осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художествен-но- творческой деятельнос-ти. Выбирать и использо-вать способы работы раз-личными художественными материалами для передачи замысла (солнечный, летя-щий, таинственный и т.п.). Оценивать выразительность результатов своей творчес-кой деятельности и сверстников. Отличать произведения декоративно- прикладного искусства от графических и живописных | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, пользоваться словарём с. 173- 174. |
|
|
17 | Фантас тические существа | Знакомятся с содержанием с. 67-69 учебника, анализирую образы фантастических существ в произведениях декоративно-прикладного искусства (с. 67,68, с. 69 низ) и живописи (с. 69 верх) и в детском рисунке (с. 166 учебника). Высказывают свои суждения о сочетании в одном образе животного и человека: Кентавр, Алконост, Сирена и др. Сравнивают особенности изображения фантастических существ в разных мировых культурах, их символическое значение. Творческое задание: создают образ мифологического или сказочного существа: птица радости или печали, кентавр или полкан и т.п. | Участвовать в обсуждении содержания художествен-ных произведений. Разли-чать основные виды изо-бразительного искусства: живопись, графика, декора-тивно- прикладное искус-ство. Создавать индивиду-ально или в группе образ фантастического существа, используя свойства разных художественных материа-лов. Оценивать выразитель-ность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, выска-зывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выра-жать свою точку зрения, слу-шать другого, соблюдать правила общения |
|
|
18 | Новогодняя игрушка | Знакомятся с содержанием с. 70-71 учебника, вспоминают о том, что существуют животные – символы Нового года по восточному и славянскому календарю. Читая рубрику учебника «Это интересно» (с.70), узнают о зарождении в древности традиции украшать игрушками дерево. Анализируют выразительность ёлочных игрушек. Знакомятся с возможными вспомогательными материалами, которые можно использовать при изготовлении елочной игрушки: яйцо, цветная бумага, цветной пластилин или др. Словесно проговаривают этапы выполнения ёлочной игрушки. Играют в художественное лото. Творческое задание: изготавливают елочную игрушку, используя любые художественные и подручные материалы. | Высказывать эмоциональ-ные суждения выразитель-ности елочных игрушек. Различать основные виды изобразительного искус-ства: живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство (дизайн). Создавать ориги-нальную ёлочную игрушку, придумать ей нестандарт-ное название. Уметь выра-жать своё отношение к Новогоднему празднику через цветовое оформление ёлочной игрушки. Оцени-вать выразительность результатов своей творчес-кой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказы-вать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выра-жать свою точку зрения, слу-шать другого, соблюдать правила общения. Осущест-влять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям |
|
|
Художник и мир человека ( 9 часов) | ||||||
19 | Галерея детского изобрази тельного творчества | Знакомятся с содержанием с. 74-77 учебника, узнают о том, что существуют международ-ные и национальные музеи и галереи детско-го изобразительного творчества. Глядя на разворот (с.70- 71), учебника, вычленяют основные виды пластических искусств: живо-пись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство. Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь» (с. 74 , 76 учеб-ника). Анализируют содержание детских рисунков (с.74-77 учебника), определяют тему, возраст автора, материалы, выявляют зависимость содержания рисунков от интере-сов и увлечений, характерных для мальчиков и девочек того или иного возраста. Творчес-кое задание: изображают рисунок на свобод-ную тему, оформляют его для участия в школьной выставке или для экспозиции в классе | Участвовать в обсуждении содержания и выразитель-ности произведений изо-бразительного искусства и продуктов детского твор-чества. Придумывать вариативные названия персональной или коллек-тивной выставке детского рисунка Работать над замыслом и его воплощени-ем, используя выразитель-ные возможности художес-твенного материала. Оценивать выразительность результатов своей творчес-кой деятельности и сверстников | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, пользоваться словарём с. 173- 174 |
|
|
20 | Портрет в скульптуре | Знакомятся с содержанием с. 78-81 учебника. Вспоминают выразительные средства скульптуры: объем, пластика. Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь» (с.78 учебника). Анализируют римский скульптурный портрет (с.78,79 учебника) и этапы лепки портрета сказочного героя (с.80,81). Творческое задание: лепят из пластилина портрет любого сказочного героя с использованием подсобных материалов: баночки или киндер- сюрприза в качестве основы. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творчес-кой деятельности. Разли-чать основные виды: скуль-птура, живопись, графика, и жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт и др. Выражать своё отношение к скульп-турным образам. Выбирать и использовать способы ра-боты пластилином для достижения своего замыс-ла. Оценивать выразитель-ность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказы-вать свои пути решения проблемы Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел ра-боты. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выра-жать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осущест-влять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям, пользоваться словарём (с. 173- 174 учебника) |
|
|
21 | Великаны и лилипуты | Знакомятся с содержанием с. 82-85 учебника. На примере анализа книжной иллюстрации (с.82,84 учебника) и скульптуры (с. 83 учебника), делают вывод о том, что сравнение большого и маленького объекта является средством передачи величия или уязвимости главного героя. Знакомятся с содержанием рубрики «Это интересно» (с.83 учебника). Читают и анализируют стихотворение Шела Сильверстайна «Маленький гном». Обращают внимание на необходимость учёта основных пропорций в изображении частей человеческой фигуры. Творческое задание: иллюстрируют любую сказку или миф, в которых главный герой – маленький человек. Для работы используют любой художественный материал | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творчес-кой деятельности. Пони-мать общее и особенное в произведениях разных видов искусств: иллюстра-ции и скульптуры. Выра-жать своё отношение к изображенным героям, используя метод сравнения большого и маленького объектов. Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре или в углу листа или др Выбирать и исполь-зовать способы работы художественными материа-лами (гелевые ручки, фло-мастеры, цветные каранда-ши или др.) для передачи замысла. Оценивать выразительность резуль-татов своей творческой деятельности и сверст-ников. | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. |
|
|
22 | Женский профиль | Знакомятся с содержанием с. 86-87 учебника. Вспоминают о том, что портрет – жанр изобразительного искусства. Отвечают на вопрос рубрики «Подумай и ответь» (с. 87 учебника). Анализируют изобразительные приемы выражения отношения к портретируемому через изображение крупных глаз, улыбку, красивую причёску и др. Повторяют основные пропорции лица, вспоминают выразительные средства графики: линию, точку, штрих, пятно. Знакомятся с содержанием рубрики учебника «Полезный совет» (с.88). Творческое задание: выполняют несколько набросков с натуры, используя простой карандаш, гелевую или шариковую ручку. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творчес-кой деятельности. Пони-мать общее и особенное в профильных портретных образах, созданных разны-ми художниками. Выра-жать своё отношение к профильному женскому портрету, на которых глаза намеренно увеличены. Выбирать и использовать способы работы графичес-ким художественными материалами для передачи замысла. Оценивать выра-зительность результатов своей творческой деятель-ности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. |
|
|
23 | Мужской профиль | Знакомятся с содержанием с. 90-92 учебника. Узнают о рельефном изображении портрета в профиль. Анализируют портретные образы (с. 90, 91 учебника). Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь» (с.91 учебника). Вспоминают приёмы изображения на листе (или рельефной лепки) профиля мужского лица. Знакомятся с содержанием рубрики учебника «Полезный совет» (с.92). Вспоминают основные пропорции лица человека. Творческое задание: изображают мужской с натуры или по представлению | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творчес-кой деятельности. Выра-жать своё отношение к пор-третируемому, используя выразительные свойства художественного матери-ала. Передавать в самом общем виде пропорции человеческого лица. Оцени-вать выразительность ре-зультатов своей творческой деятельности и сверстни-ков. Различают основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказы-вать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осущест-влять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. |
|
|
24 | Крепостные стены | Знакомятся с содержанием с. 93-97 учебника. Анализируют фоторепродукции, на которых изображены крепостные архитектурные сооружения. Знакомятся с содержанием рубрик «Это интересно» (с.95 учебника), «Подумай и ответь» (с. 96), «Полезный совет» (с. 97). Вычленяют приёмы изображения печатным способом: при помощи штампов. Вычленяют выразительные средства графики: точка, пятно, которые являются доминирующими средствами выражения в печати. Творческое задание: выполняют рисунок. На котором архитектурная постройка из кирпича, выполняется с использованием техники печати школьным резиновым ластиком (вместо ластика можно использовать, деревянный, картонный или пробковый штамп). | Участвовать в обсуждении выразительных особеннос-тей известных мировых архитектурных построек: крепостей, кремлей, замков, крепостных стен и т.п. Выражать своё отношение к самой длинной постройке мира – Великой Китайской стене. Выбирать и исполь-зовать способы печати для достижения изобразитель-ного замысла. Передавать в самом общем виде пропор-ции изображаемых объек-тов. Оценивать выразитель-ность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Выделяют архитектуру других видов пластических искусств | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям |
|
|
25 | Золотое кольцо России | Знакомятся с содержанием с. 98-102. учебника. Узнают о древнерусских городах, составляющих Золотое кольцо России. Выражают свои суждения о выразительности главных соборов и уникальности архитектурного убранства городов. Знакомятся с гербами некоторых городов Золотого кольца. Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь» (с.101 учебника). Анализируют способы выделения главного в изобразительной композиции: ближе больше, дальше–меньше, приёмы загораживания, первый и второй планы. Вспоминают о том, что цвет можно использовать как средство художественного выражения. Анализируют выразительность тёплой и холодной гаммы цветов. Творческое задание: используя любой цветной художественный материал, рисуют иллюстрацию к фрагменту «Сказки о царе Салтане» или изображают любой понравившийся древнерусский кремль или храм, опираясь на фоторепродукции учебника. | Высказывать суждения о постройках городов Золото-го кольца России, о значе-нии храма в судьбе города. Различать основные виды пластических искусств: архитектура, скульптура. живопись, графика и деко-ративно-прикладное искус-ство. Отличать специфику фоторепродукции от произ-ведений изобразительного искусства. Выражать своё отношение к архитектурной постройке храма, подчёрки-вая её значительность. Вы-бирать и использовать спо-собы работы цветными художественными материа-лами (пастель, краски, цвет-ные фломастеры или др.) для передачи замысла («Ве-личественный храм», «До-рога, идущая к храму» и др.). Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов. Оценивать выразительность результатов своей творчес-кой деятельности и сверстников | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям |
|
|
26 | Народная игрушка | Знакомятся с содержанием с. 103-105 учебника, с образами матрёшек разных народов. Сравнивают выразительность матрешек их красочность и декоративность. Знакомятся с содержанием рубрики «Это интересно» (с. 104 учебника). Творческое задание: создают свой образ матрёшки, состоящей из трех фигурок, используя цветные художественные материалы. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творчес-кой деятельности. Разли-чать основные виды плас-тических искусств: декора-тивно-прикладное искус-ство, скульптуру, живо-пись, графику. Использо-вать выразительные свой-ства цвета для передачи замысла. Придумывать оригинальные названия продуктам своей творчес-кой деятельности. Оцени-вать выразительность ре-зультатов своей изобрази-тельной деятельности и сверстников | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. |
|
|
27 | Необычная чаша | Знакомятся с содержанием с.106-109 учеб-ника, узнают об иконе А.Рублева «Троица» и символическом значении, изображенной им чаши. Знакомятся с мифологическим сюже-том о таинственной чаше Грааля. Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь» (с. 107 учебника). Вспоминают особенности симметричного и несимметричного изобра-жения. Обосновывают зависимость внешнего облика предмета от того материала, из кото-рого он изготовлен: стекло, камень, дерево, металл, керамика. Знакомятся с содержанием рубрики «Полезный совет» (с. 109 учебника) Творческое задание: создают свой образ чаши Грааля, используя любой художественный материал | Участвовать в обсуждении легенды о священном Граа-ле. Учитывать выразитель-ные возможности художес-твенных материалов для достижения замысла. Использовать симметрич-ное изображение предмета в выразительных целях. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, выска-зывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. |
|
|
28 | Знаменитые скульптуры | Знакомятся с содержанием с.110-113 учебника. Узнают о монументальной героической скульптуре. Знакомятся с произведениями скульптора Е.Вучетича и символическим смыслом его монументальных скульптур на Мамаевом кургане в Волгограде и в Трептов-парке в Берлине. Знакомятся с содержанием рубрики «Это интересно» (с. 11 учебника. Отвечают на вопрос рубрики учебника «Подумай и ответь» (с. 11, 112). Анализируют особенности разных памятников неизвестному солдату. Творческое задание: лепят индивидуально или коллективно проект памятника павшим войнам или работникам тыла в период Великой отечественной войны или создают памятник, олицетворяющий идею жизни, счастья: цветок, дерево, солнце и т.п. | Осознавать роль монумен-тальной героической скуль-птуры в жизни города. Участвовать в обсуждении скульптурных произведе-ний. Высказывать суждения по поводу сходства и разли-чия (всеобщего и уникаль-ного) в образах разных памятников неизвестному солдату. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами в процессе индивидуальной или коллективной деятельнос-ти. Оценивать выразитель-ность результатов своей творческой деятельности и сверстников | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, выска-зывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел рабо-ты. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выра-жать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осущест-влять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. Участ-вовать в индивидуальных и коллективных видах творческой деятельности |
|
|
Художник и мир искусств (6часов) | ||||||
29 | Фантасти -ческое рядом – музей космонав -тики | Знакомятся с содержанием 116-19 учебника. Узнают об экспонатах некоторых музеев космонавтики разных городов России. Анализируют произведения живописи художников- космонавтов. Анализируют выразительные возможности тёплых и холодных цветов, контраста светлых и тёмных цветовых гамм. Повторят жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет, выделяют специфику фантастического пейзажного жанра. Творческое задание: изображают фантастический пейзаж с характерным для иной планеты пейзажем Зеленая планета, Фиолетовая планета, Оранжевая планета (с.170 учебника), планета туманности, Серая планета или др.), транспортом или архитектурными строениями. | Участвовать в обсуждении живописных произведений художников-фантастов. Знать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт и др. Иметь представление об основных отечественных музеях истории космонавтики. Выбирать и использовать способы работы цветными материалами для передачи своего замысла. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности. | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказы-вать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел рабо-ты. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выра-жать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осущест-влять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям |
|
|
30 | В мире книг | Знакомятся с содержанием с. 120-123 учебни-ка. Узнают о том, что обложка книги раскры-вает не только название и автора книги, но и её жанр (сказка, рассказ, роман, стихи и т.п.). По стилю написания шрифтовой композиции названия можно догадаться о содержании книги. Отвечают на вопросы рубрики «Поду-май и ответь» (с.123 учебника). Анализируют рисунки своих сверстников – буквицы (с. 121, 122 учебника). Сравнивают оформление обложек разных книг (например, сказок братьев Гримм, с. 170 учебника). Обсуждают возможность украшения одной из страниц альбома или Творческой папки для хранения рисунков шрифтовой композицией. Делают вывод о том, что слово-образ (имя автора папки) или буква-образ (первая буква имени или фамилии или др.), помещенные на обложку папки, будут определённым образом характеризовать автора. Анализируют выра-зительные возможности тёплых и холодных цветов, контраста или нюанса светлых и тём-ных цветов на обложке книги. Творческое задание: создают шрифтовую композицию для обложки книги или Творческой папки (альбома) для рисунков, используя цветные фломастеры или гелевые (шариковые) ручки. | Участвовать в обсуждении выразительных средств книжной графики. Высказывать эмоциональные суждения о форме и цветовом оформлении букв своего имени или фамилии. Выбирать и использовать способы работы цветными материалами для передачи в слове-образе своего характера. Использовать шрифтовую композицию в оформлении обложки своей творческой папки или альбома. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности. Вычленять основные разделы макета книги: обложка, иллюстрации, буквица и др. | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, пользоваться словарём (с. 173- 174 учебника) |
|
|
31 | В мире музыки | Знакомятся с содержанием с. 124-127 учебника, узнают о детском музыкальном театре имени Н.И.Сац, о что музыкальный театр – синтез слова, музыки и изображения. Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь» (с.127 учебника). Анализируют кар-тины художников, изображающих компози-торов (с. 127 учебника) и детские рисунки (с.126, 128, 129). Высказывают свои впечат-ления о посещении музыкального театра и о собственных занятиях музыкой (игра на инструменте, хор, сочинение музыки). Вспоминают, что ритм в изобразительном искусстве – это повторность (чередование) каких- нибудь элементов. Творческое зада-ние: создают эскиз музыкальной тарелочки (орнамент в круге) и придумывают ей музыкальное, (интонационное) название (Тихая, Веселая, Грустная, Озорная, Марше-вая, Танцевальная, Песенная, Величественная и т.п.) или изображают себя музыкантом, дирижером композитором, используя любой художественный материал | Участвовать в обсуждении фасада и интерьеров дет-ского музыкального театра имени Н.И.Сац, произведе-ний живописи и результа-тов детского изобразитель-ного творчества. Различать основные виды пластичес-ких искусств: живопись (с. 127 учебника), декоратив-но-прикладное искусство (с.126, 125), архитектура (с.124), графика (детские рисунки на с. 128- 129 относятся к цветной графи-ке). Использовать приёмы ритмического изображения «музыкального узора» на круглой тарелке, с целью достижения творческого замысла. Оценивать выра-зительность результатов своей творческой деятель-ности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, выска-зывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Участво-вать в индивидуальных и коллективных видах творческой деятельности, пользоваться словарём (с. 173- 174 учебника) |
|
|
32 | Театр масок | Знакомятся с содержанием с. 130-133 учебни-ка. Узнают о том, что у всех народов мира с древних временно существуют праздники, связанные с ежегодными циклами умирания и возрождения природы: в России это Масленица, Навруз, Сабантуй и другие. Знакомятся с содержанием рубрики «Это интересно» (с.130 учебника). Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь» (с. 131, 133 учебника). Узнают об античном театре, о зарождении маскарадов и символическом значении маскарадных и ритуальных масок. Анализируют античные (с. 131, 132), маскарадные (с. 132) и ритуальные маски (с. 133), а также эскизы масок, выполненных детьми (с. 134-135 учебника). Знакомятся с приёмами выполнения масок. Творческое задание: создают характерную маску, используя любой художественный и подсобный материал | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творчес-кой деятельности. Участво-вать в обсуждении особен-ностей конструкции антич-ного театра и образного смысла масок. Различать основные виды пластичес-ких искусств: архитектура (с. 130, 131 учебника), деко-ративно- прикладное искус-ство (с. 131 низ, 132, 133, 134, 135 верх), графики (с. 135 низ). Выражать своё отношение к характеру мас-ки, через цветовую гамму. Выбирать и использовать способы работы с подсоб-ными и цветными худо-жественными материалами для передачи замысла: Маска смеха, Маска печали, Озорная маска, Маска«День и ночь» или др.). Оценивать выразительность результа-тов своей творческой дея-тельности и сверстников | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Участвовать в индивидуальных и коллективных видах творческой деятельности, пользоваться словарём (с. 173- 174 учебника) |
|
|
33 | Танцы народов мира | Знакомятся с содержанием с. 136-137 учебни-ка. Узнают о том, у каждого народа сущест-вуют традиции - представления, обычаи, привычки и навыки деятельности, передава-емые из поколения в поколение. В народном танце и в костюме передается темперамент и особенности национального характера. Зна-комятся с греческим танцем сиртаки, древне-греческим женским и мужским костюмом, прическами, головными уборами и обувью. Анализируют детские рисунки (с. 138, 139, 172 учебника). Вспоминают пропорции фи-гуры человека (голова укладывается в фигуре 6-7 раз), и этапы выполнения фигуры чело-века в движении. Творческое задание: изоб-ражают танцующих людей, греческий танец или музыкантов, используя любой художест-венный материал | Участвовать в обсуждении традиций своего народа, семьи, школы. Анализиро-вать выразительные особен-ности произведений стан-ковой живописи (с. 138 учебника) и монументаль-ной живописи (с. 137 верх), графики (с. 137 низ), и дет-ского рисунка (с. 138. 139, цветная графика). Выби-рать и использовать спосо-бы работы художественны-ми материалами для пере-дачи замысла. Уметь пере-давать основные пропорции фигуры человека в движе-нии. Оценивать вырази-тельность результатов сво-ей творческой деятельности и сверстников. | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, выска-зывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел ра-боты. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выра-жать свою точку зрения, слу-шать другого, соблюдать правила общения. Осущест-влять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям, пользо-ваться словарём с.173-174 |
|
|
34 | Государс твенный музей изобрази тельных искусств имени А.С.Пуш- кина. Выставка детского изобрази тельного творчеств а | Знакомятся с содержанием с.146-153 учебни-ка. Узнают, что Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пуш-кина – крупнейший музей мира, памятник культуры, первым директором которого был И.В.Цветаев. Знакомятся с содержанием кол-лекции музея, с залами Древнего Египта, Древней Греции и Рима Итальянским двори-ком и др. Высказывают свои суждения о выразительности фасада и интерьеров музея. Знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики и скульптуры, храня-щимися в ГМИИ им. А.С.Пушкина: П.Сезанн, В.Ван Гог, О.Ренуар, П.Пикассо, П.Синьяк. Играют в художественное лото «Шедевры Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина». Творческое задание: изображают композицию с использованием техники пуантилизма или изображают себя в залах ГМИИ им. А.С.Пушкина, глядя на фоторепродукции учебника | Выражать своё отношение к произведениям изобрази-тельного искусства, храня-щимся в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Различать основные виды художест-венной деятельности: живо-пись, графика, скульптура, архитектура, декоративно- прикладное искусство и жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, фантастичес-кий жанр. Выбирать и ис-пользовать способы работы художественными материа-лами для передачи замысла: Я иду по лестнице ГМИИ им. А.С.Пушкина, Я хочу посмотреть картину П.Пи-кассо «Девочка на шаре», Я иду в музей, Я видел му-мию фараона в ГМИИИ им. А.С.Пушкина или др. Оценивать выразительность результатов своей творчес-кой деятельности и сверстников | Познавательные: проявлять учебно- познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям, пользоваться словарём 173-174 с. Играть в коллективную игру: художественное лото. |
| - |
Контрольно-измерительные материалы:
В качестве контрольно- измерительных материалов используются выполненные творческие задания учащихся на уроках. В конце каждого урока проводится выставка работ учащихся с анализом реализации замысла ученика.
Урок изобразительного искусства поддерживается разными формами внеурочной творческой деятельности школьников: вне школы- посещение детских выставок и выставок профессиональных художников, экскурсии в музеи; в школе- студии- мастерские по освоению работы с разными художественными материалами, например с глиной, бумагой, песком, тканью и другими нетрадиционными или природными материалами, а также студии, интегрирующие разные виды искусства: живопись, графику, музыку, литературу и театр и др. Их работа создаёт благоприятную творческую среду, способствует расширению представлений младших школьников о выразительных средствах и формах изобразительного искусства. Развитию познавательной активности учеников, их общению со сверстниками, учителями, родителями.
Особое значение в организации художественного образования младших школьников имеют проектные работы: конкурсы юных художников, инсценировки «ожившие картины и скульптуры» олимпиады и праздники любителей живописи, графики, декоративно- прикладного искусства, вернисажи, организация которых предполагает тесную взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности учащихся младших классов.
Формы проведения аттестации обучающихся 3класса
Промежуточная аттестация по изобразительному искусству проводится на основании итогов четвертей и учебного года Промежуточная аттестация состоит из:— текущего контроля, итогового ( по четвертям и в конце года). Текущий контроль включает в себя поурочное оценивание творческих работ обучающихся. Итоговый - проведение выставки творческих работ.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы: Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Обоснование выбора программы, системы обучения и учебно- методического комплекта
Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в обязательную для изучения предметную область «Искусство», основной задачей реализации которой является
«развитие способностей к художественно- образному, эмоционально- ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру». ( ФГОС,19.3)
Изобразительное искусство в начальной школе направлено на формирование эмоционально - образного, художественного типа мышления, что является успешным условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству Т.А.Копцевой, входящей в образовательную систему «Гармония» и соответствующей требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Обучение по данной программе осуществляется второй год, что сохраняет преемственность.
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представление о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно- прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности. Разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса;
Задачи обучения изобразительному искусству:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает реализацию определённых методических принципов:
- принцип выбора индивидуальной образовательной траектории( личностно- ориентированное обучение). Выстраиванию личной траектории развития каждого ученика способствуют:
1) его самостоятельная работа на занятии изо под руководством педагога и дома ( работа по собственному замыслу)
2) участие в организации и проведении интегративных занятий и праздников искусств, участие в проектной интегративной деятельности
3) работа в паре, в группе или выполнение коллективных работ;
4)участие в реализации серии художественных проектов. Такая работа может включать оформление альбомов, книг, открыток, создание коллективного панно, тематических выставок, выполнение презентаций4
5) участие в организации и проведении выставки результатов изобразительного творчества( групповая или персональная, передвижная или стационарная, одной картины или рисунков все работ с одного урока)…
Все эти формы организации художественно- творческой деятельности учеников начальных классов способствуют взаимопроникновению содержания урочной и внеурочной деятельности. Общего и дополнительного образования. Укрепляют связи между семьёй и школой, дошкольными и школьными учреждениями, обогащают межшкольные связи, помогают самоопределению и самореализации личности, обеспечивают преемственность и перспективность обучения.
- принцип продуктивности обучения: художественное развитие учащихся начальной школы рассматривается как актуализация и становление их способности создавать и самостоятельно воспринимать художественные произведения и результаты собственной творческой деятельности.( воспитание человека, способного быть творцом и наследником художественной культуры).
-принцип природосообразности обучения предполагает учёт возрастных психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества и индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика.; отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей данного возраста. Развитие у них универсальных действий, наиболее актуальных для младшего школьника.
- принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника.
- принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношения учителя и ученика. Образовательный процесс рассматривается как художественно-творческая форма общения равных субъектов образовательного процесса, нацеленная на создание творческого продукта.
Программа оснащена УМК, в который входят пособия:
1.Т.А. Копцева, В.П. Копцев, Е.В. Копцев. Изобразительное искусство. Учебник для 3 класса ОУ. - Смоленск: Ассоциация XXI век.-2014.
2. Копцева Т.А. Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 3 класса ОУ.- Смоленск: Ассоциация XXI век.-2014
23