№ п/п | Тема | Основные виды деятельности учащихся | Дидактическое сопровождение | Дата | Корректировка |
Природа вокруг нас (8 ч.) |
-
| Что нас окружает. Экскурсия № 1 «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы» | Приводить примеры взаимосвязей между человеком и окружающей средой, как изменения в окружающей среде влияют на живые существа; объяснять значение экологии как науки. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу. Называть основные и промежуточные стороны горизонта. Находить стороны горизонта по компасу и местным признакам. Приводить примеры явлений природы. Сравнивать тела и вещества по различным признакам; выделять существенные признаки Проводить опыты по определению некоторых свойств жидкой воды, снега и льда. Устанавливать опытным путём свойство воды растворять вещества. Рассказывать об условиях перехода воды из одного состояния в другое. Приводить примеры естественных и искусственных водных объектов. Рассказывать об образовании облаков, тумана, росы, инея, изморози. Моделировать и характеризовать круговорот воды в природе. Приводить примеры использования знаний о свойствах воды в разных состояниях в жизни человека. Рассказывать об использовании и охране воды. Устанавливать с помощью опытов некоторые свойства изучаемых полезных ископаемых. Приводить примеры использования свойств полезных ископаемых. Характеризовать положительное и отрицательное воздействие человека на природу при добыче и использовании полезных ископаемых. Объяснять отличие горных пород от почвы; характеризовать процесс образования почвы, значение почвы и необходимость её охраны. Пользоваться схемами, рисунками, таблицами, диаграммами для получения нужной информации и фиксации результатов наблюдений и опытов. | Часть 1 У.с. 3-9 Т. с. 3 | | |
-
| Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу | У.с. 10-12 Т. с. 4 Тест | | |
-
| Ориентирование по компасу и местным признакам. Практическая работа № 1 «Ориентирование на местности» | У.с. 12-14 Т. с. 4-5 | | |
-
| Явления природы. Экскурсия № 2 «Изучение влияния деятельности человека на природу» | У.с. 15-17 Т. с. 6-7 | | |
-
| Свойства тел и веществ Практическая работа № 2 «Свойства жидких и твердых тел» | У.с. 18-21 Т. с. 7-11 Тест | | |
-
| Обобщение по разделу «Природа вокруг нас». Мозаика заданий | Проверочная работа У.с. 22-23 | | |
Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч.) |
-
| Три состояния воды. Практическая работа № 3 «Свойства воды в жидком состоянии» | Проводить опыты по определению некоторых свойств жидкой воды, снега и льда. Устанавливать опытным путём свойство воды растворять вещества. Рассказывать об условиях перехода воды из одного состояния в другое. Приводить примеры естественных и искусственных водных объектов. Рассказывать об образовании облаков, тумана, росы, инея, изморози. Моделировать и характеризовать круговорот воды в природе. Приводить примеры использования знаний о свойствах воды в разных состояниях в жизни человека. Рассказывать об использовании и охране воды. Устанавливать с помощью опытов некоторые свойства изучаемых полезных ископаемых. Приводить примеры использования свойств полезных ископаемых. Характеризовать положительное и отрицательное воздействие человека на природу при добыче и использовании полезных ископаемых. Объяснять отличие горных пород от почвы; характеризовать процесс образования почвы, значение почвы и необходимость её охраны. Пользоваться схемами, рисунками, таблицами, диаграммами для получения нужной информации и фиксации результатов наблюдений и опытов. | У. с. 24-27 Т. с. 12 | | |
-
| Свойства воды. Практическая работа № 4 «Вода-растворитель» | У. с. 28-30 Т. с. 12-13 | | |
-
| Снег и лед. Практическая работа № 5 «Свойства льда, снега и пара» | У. с. 30-33 Т. с.13-14 | | |
-
| Родники. Водные объекты | У. с. 34-38 Т. с. 14-15 Тест | | |
-
| Удивительные явления природы. Круговорот воды в природе | У. с. 38-42 Т. с. 16 | | |
-
| Использование и охрана воды | У. с. 43-46 Т. с. 17 Тест | | |
-
| Значение воздуха для жизни. Состав воздуха. Практическая работа № 6 «Воздух вокруг нас» | У. с. 47-50 | | |
-
| Обучающая комплексная работа | ОКР № 3 с. 10-12 | | |
-
| Ветер. Практическая работа № 7 «Свойства воздуха» | У. с. 51-53 Т. с. 18-21 | | |
-
| Охрана воздуха | У. с. 54-57 Т. с. 22-23 Тест | | |
-
| Горные породы | У. с. 58-59 Т. с. 24 | | |
-
| Песок и глина. Гранит и известняк. Практическая работа № 8 «Свойства полезных ископаемых». | У. с. 60-63 Т. с. 24-25 | | |
-
| Использование, добыча и охрана полезных ископаемых | У. с. 63-67 Т. с. 25-26 | | |
-
| Почва. Практическая работа № 9 «Состав почвы» | У. с. 68-73 Т. с. 27 | | |
-
| Обобщение по разделу «Вода, воздух, горные породы и почвы». Мозаика заданий | Проверочная работа У.с. 72-73 Тест | | |
-
| Обучающая комплексная работа | ОКР № 5 с. 16-18 | | |
| Внеклассная деятельность учащихся. Проектные работы по теме «Освоение воздушного пространства человеком» | | У. с. 74-75 Т. с. 30-31 | | |
О царствах живой природы (16 ч.) |
-
| Четыре царства живой природы. Практическая работа № 10 «Строение растений» | Называть царства живой природы. Объяснять различия объектов живой и неживой природы. Различать органы цветкового растения. Сравнивать внешний вид и характеризовать особенности групп растений. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека. Характеризовать размножение и развитие цветкового растения. Сравнивать внешний вид, способы движения, питания, размножения и развития насекомых, рыб, птиц и зверей. Приводить примеры особенностей органов чувств разных животных. Характеризовать особенности домашних животных и их роль в жизни человека. Приводить примеры влияния человека на живую природу и объяснять их. Узнавать редкие растения своей местности и бережно относиться к ним. Характеризовать мероприятия по охране живой природы. Объяснять полезные свойства ядовитых и старых грибов. Характеризовать роль растений, животных, грибов и бактерий в природе и жизни человека. Извлекать информацию из рисунка-схемы. Фиксировать результаты наблюдений за растениями и животными, делать выводы. Моделировать развитие растений и животных. Извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию о растениях и животных своей местности, готовить доклады и обсуждать полученные сведения. | У. с. 76-79 | | |
-
| Строение растений. Как устроены почка, цветок и семя. | У. с. 80-84 Т. с. 32-35 | | |
-
| Разнообразие растений. | У. с. 85-88 Т. с. 36 Тест | | |
-
| Жизнь растений. Практическая работа № 11 «Как питается растение» | У. с. 89-92 Т. с. 37-39 | | |
-
| Размножение и развитие растений. Практическая работа №12 «Проращивание семян фасоли» | У. с. 93-94 Т. с. 39-40.43 | | |
-
| Развитие растения из семени. Охрана растений | У. с. 95-98 Т. с. 41-42,45 Тест | | |
-
| Строение животных | У. с. 99-100 Т. с. 45-46 | | |
-
| Разнообразие животных | У. с. 101-105 Т. с. 46-47 | | |
-
| Домашние и дикие животные | У. с. 106-108 Т. с. 48 Тест | | |
-
| Обучающая комплексная работа | ОКР № 9 с. 28-30 | | |
-
| Как животные воспринимают мир | У. с. 109-111 Т. с. 49-51 | | |
-
| Передвижение и дыхание животных | У. с. 112-115 Т. с. 51-52 | | |
-
| Питание животных | У. с. 116-119 Т. с. 52-54 | | |
-
| Размножение и развитие животных | У. с. 120-123 Т. с. 55-57 | | |
-
| Охрана животных | У. с. 124-125 Т. с. 58-59 Тест | | |
-
| Грибы и бактерии. Практическая работа № 13 «Выращивание плесневых грибов» | У. с. 126-131 Т. с. 60-61 | | |
-
| Обобщение по разделу «О царствах живой природы». Мозаика заданий | Проверочная работа У.с. 130-131 | | |
| Внеклассная деятельность учащихся. Проектные работы по теме «Сохраним мир живой природы» | | У. с. 132-133 Т. с. 62-63 | | |
Человек (10 ч.) |
-
| Человек — часть живой природы | Доказывать, что человек — часть живой природы. Объяснять сходства и различия между человеком и животными. Характеризовать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Характеризовать строение и основные функции систем органов человека. Выполнять правила гигиены систем органов, планировать меры по укреплению своего здоровья. Проводить наблюдения и самонаблюдения за процессами жизнедеятельности; фиксировать и сравнивать результаты, делать выводы. Извлекать из учебника и других источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, Интернета) необходимую информацию об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения. Представлять результаты проектной деятельности по изучаемой теме | Часть 2 У. с. 3-10 Т. с. 3 | | |
-
| Кожа — первая «одежда». Практическая работа № 14 «Свойства кожи» | У. с. 11-15 Т. с. 4 | | |
-
| Скелет | У. с. 15-18 Т. с. 5 | | |
-
| Мышцы. Практическая работа № 15 «Свойства наших мышц» | У. с. 19-21 Т. с. 5 Тест | | |
-
| Кровеносная система. Практическая работа № 16 «Измерение пульса» | У. с. 22-25 Т. с. 8 | | |
-
| Обучающая комплексная работа | ОКР № 11 с. 34-36 | | |
-
| Дыхание. Практическая работа № 17 «Работа органов дыхания» | У. с. 26-30 Т. с. 7-8 Тест | | |
-
| Питание и выделение | У. с. 30-35 Т. с. 9-11 | | |
-
| Органы чувств. Практическая работа № 18 «Работа органов чувств» | У. с. 35-37 Т. с.12 | | |
-
| Нервная система | У. с. 38-40 Т. с. 12 | | |
-
| Эмоции и темперамент | У. с. 41-45 Тест | | |
-
| Обобщение по разделу «Человек». Мозаика заданий | Проверочная работа У. с. 44-45 | | |
| Внеклассная деятельность учащихся. Проектные работы по теме «Физкультура и спорт» | | У. с. 46-47 Т. с. 14-15 | | |
Человек в обществе (18 ч.) |
-
| Народы нашей страны. Традиции народов нашей страны | Ориентироваться в исторической карте; отличать историческую карту от географической. Устанавливать длительность событий, определять век по дате, выстраивать события по хронологическому принципу. Собирать краеведческий материал о народах, населяющих область (край), народных традициях и обычаях. Обсуждать нормы взаимоотношений между разными народами (национальностями, народностями). Сравнивать исторически сложившиеся занятия горожан и крестьян. Объяснять назначение исторической застройки российских городов. Определять местонахождение различных крупных городов на карте России, показывать их, давать словесное описание их географического положения. Кратко характеризовать особенности их местоположения. Узнавать отдельные достопримечательности Москвы, Санкт-Петербурга, столицы области (края) на рисунках, фотографиях и кратко характеризовать их. Описывать основные элементы городских гербов, объяснять их изображения. Находить краеведческий материал о возникновении родного города (села), происхождении его названия, о памятных местах города, села, улицы. Преобразовывать знаково-графическую информацию в текстовую при работе с картой. Находить информацию о происхождении названий городов, символике гербов в учебнике и дополнительной литературе (справочники, энциклопедии и др.), в Интернете. Показывать на карте территорию России, её границы, столицу, крупные города. Рассказывать об устройстве государства, об Основном законе государства — Конституции, некоторых правах и обязанностях российских граждан; различать виды власти. Характеризовать основные права детей, объяснять значение Конвенции о правах ребёнка. Объяснять символику Государственного флага и Государственного герба, значение символов государства. Обсуждать правильное отношение к символам государства, поведение при исполнении Государственного гимна. Рассказывать о назначении государственных наград. Находить информацию о героях нашей Родины, краеведческий материал о земляках, имеющих государственные награды. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Мой родной край» (фестиваль народной одежды, кухни; макетирование исторических построек), распределять роли и планировать своё участие. Участвовать в исследовании происхождения названия улиц. Представлять результаты своей деятельности. | У. с. 48-56 Т. с. 16-17 | | |
-
| Путешествие по ленте времени | У. с. 57-60 Т. с. 18 Тест | | |
-
| Города и сёла | У. с. 61-64 Т. с. 19-21 | | |
-
| Названия городов | У. с. 65-69 Т. с. 21-22 | | |
-
| Кремль — центр города | У. с. 69-75 Т. с. 23-24 | | |
-
| Обучающая комплексная работа | ОКР № 13 с. 40-42 | | |
-
| Улицы города. Экскурсия № 3 «Улицы и памятные места родного села» | У. с. 76-79 Т. с. 25-26 | | |
-
| Герб — символ города | У. с. 80-83 Т. с. 26-28 | | |
-
| Памятные места городов | У. с. 84-87 Т. с. 28-32 | | |
-
| Современный город | У. с. 88-91 Т. с. 32-36 | | |
-
| Москва — столица России | У. с. 92-95 Т. с. 37-41 Тест | | |
-
| Что такое государство | У. с. 96-100 Т. с. 42-43 | | |
-
| Конституция — основной закон нашей страны. Права ребёнка | У. с. 101-108 Т. с. 44-46 | | |
-
| Символы государства. Государственный герб России. Государственный флаг России | У. с. 109-113 | | |
-
| Государственный гимн России. Государственные награды | У. с. 113-123 Т. с. 47 Тест | | |
-
| Обобщение по разделу «Человек в обществе». Мозаика заданий | Проверочная работа У. с. 121-123 | | |
-
| Промежуточная аттестация. Контрольный тест. | Тест | | |
| Внеклассная деятельность учащихся. Проектные работы по теме «Мой родной край» | | У. с. 124-125 | | |