СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 4 класс к УМК "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование составлено по учебнику "Окружающий мир" 4 класс (в 2 частях) авторы А.А. Плешаков и М.Ю. Новицкая. УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Календарно тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 4 класс к УМК "Перспектива"»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа для 4 класса по окружающему миру составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015г.); с Федеральным базисным учебным планом, утверждённым Приказом Минобрнауки от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями); с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в новой редакции от 18.05.2015г.); с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; с Приказом министра образования Московской области от 04.07.2014 г. № 3086 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области …, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»; с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённым приказом № 253 от 31.03.2014г. (с изменениями от 08.06.2015г. Приказ Минобрнауки №576); с письмом Департамента общего образования Министерства образования и науки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; на основе предметной программы А,А.Плешакова, М.Ю.Новицкой «Окружающий мир». УМК «Перспектива».

Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности обучающихся, реализует цели и задачи образовательной программы школы.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Окружающий мир». Учебник для образовательных организаций с приложением на электронном носителе. 4 класс. В 2 ч. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2015 г.

На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: тесты, проверочные работы.

Изучение предмета в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально – целостного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом, природой;

  • духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:

  • уважительного отношения к семье, городу или деревне, а также к региону, в котором он проживает, к России её природе т культуре, истории;

  • понимание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимания своего места в нём;

  • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

В процессе изучения предмета обучающиеся овладевают основами практико – ориентирован-

ных знаний о человеке, природе, обществе, учатся осмысливать причинно – следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

2.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует предметной программе. Изменение общего количества учебных часов с 68 до 65 обусловлено учебным графиком школы на 2015 – 2016 учебный год.


п/п

Модуль ( глава)

Количество часов

по авторской программе

Количество часов

по рабочей программе

1

Мы – граждане единого Отечества

12

12

2

По родным просторам

20

20

3

Путешествие по Реке времени

27

25

4

Мы строим будущее России

9

8


ИТОГО

68

65


3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Обучающиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

  • составления плана путешествия;

  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

  • оценки воздействия человека на природу (положительная и отрицательная), выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;

  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

  • учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • моральное сознание на конвенциональном уровне, способность к решению моральных дилемм с учётом позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормами этическим требованиям;

  • этические чувства – стыд, вина, совесть как регуляторы морального поведения;

  • эмпатия как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающиеся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;

  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой, осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Метапредметные

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • самостоятельно выдвигать версии и составлять план решения учебной проблемы (задачи);

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • самостоятельно вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этим критерием.

Познавательные
Обучающиеся научатся:

  • овладевать гибким чтением;

  • составлять план письменного текста;

  • понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной работы;

  • самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи;

  • находить необходимую информацию для решения учебной задачи в несколько шагов самостоятельно;

  • выявлять причины и следствия простых явлений;

  • самостоятельно отбирать для решения учебных задач необходимые словари, энциклопедии;

  • записывать выводы в виде правил «если…, то…»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если…, то…».

 Коммуникативные
Обучающиеся научатся:

  • высказывать своё мнение и обосновывать его, приводя аргументы;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации самостоятельно;

  • принимать другую, непохожую на свою точку зрения;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе;

  • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

  • самостоятельно вычитывать концептуальную информацию текста (формулировать главную мысль текста).

Предметные

Обучающиеся научатся:

  • проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;

  • различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши в результате деятельности человека;

  • показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;

  • приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;

  • характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края;

  • устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между живой и неживой природой, в живой природе, между природой и человеком);

  • объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;

  • давать оценку влиянию деятельности человека на природу, определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения, делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;

  • выполнять правила поведения на природе;

  • рассказывать об устройстве нашего государства, описывать основные положения Конституции;

  • различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн);

  • показывать на карте границы Российской Федерации;

  • различать права и обязанности гражданина, ребёнка;

  • описывать достопримечательности столицы;

  • описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);

  • называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. – образование государства у восточных славян; 988 г. – крещение Руси; 1380 г. – Куликовская битва; 1613г. – изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. – основание Санкт – Петербурга; XVIII в. – создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. – открытие Московского университета; 1812 г. – изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. – отмена крепостного права; февраль 1917 г. – падение династии Романовых; октябрь 1917 г. – революция; 1922 г. – образование СССР; 1941 – 1945 гг. – Великая Отечественная война; апрель 1961 г. – полёт в космос Ю. Гагарина; 1991 г. – распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством);

  • соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;

  • находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;

  • рассказывать о ключевых событиях истории государства;

  • характеризовать основные научные т культурные достижения своей страны;

  • рассказывать об основных событиях истории своего края, описывать культурные достопримечательности своего края;

  • сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пётр I, Екатерина II, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.В. Ломоносов, М.И. Кутузов, Александр II, Николай II, В.И. Ленин, И.В. Сталин, маршал Г.К. Жуков, действующий президент РФ).

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

урока

Содержание и тип урока

Кол-во

часов

Дата

Прим.


по

прогр.

факт.


I триместр (19 ч)


Мы – граждане единого Отечества (12 ч)


1

1

Общество – это мы! (урок открытия нового знания)

1



2

2

Российский народ. Проект «Мой проект на благо России» (урок общеметодологической направленности)

1


3

3

Конституция России (урок общеметодологической направленности)

1




4

4

Права ребёнка. Тест «Права гражданина» (урок рефлексии)

1




5

5

Государственное устройство России. Проект «Если бы меня выбрали Президентом России» (урок общеметодологической направленности)

1




6

6

Российский союз равных. Проект «Путешествие в…» (урок общеметодологической направленности)

1




7

7

Государственная граница России (урок общеметодологической направленности)

1




8

8

Путешествие за границу России (урок рефлексии)

1




9

9

Сокровища России и их хранители (урок общеметодологической направленности)

1




10

10

Творческий союз (урок общеметодологической направленности)

1




11

11

За страницами учебника. Оформление «Альбома Путешествий» (урок рефлексии)

1




12

12

Обобщающий урок по разделу «Мы – граждане единого Отечества». Контрольная работа (урок развивающего контроля)

1




По родным просторам (20 ч)


13

13

Карта – наш экскурсовод. Практическая работа с картой (урок открытия нового знания)

1




14

14

По равнинам и горам (урок общеметодологической направленности)

1




15

15

В поисках подземных кладовых (урок общеметодологической направленности)

1




16

16

Наши реки (урок общеметодологической направленности)

1




17

17

Озёра – краса Земли (урок рефлексии)

1




18

18

По морским просторам. Тест «Наши реки, озёра, моря» (урок рефлексии)

1




19

19

С севера на юг (урок общеметодологической направленности)

1




II триместр (22 ч)


20

1

В ледяной пустыне (урок общеметодологической направленности)

1




21

2

В холодной тундре (урок общеметодологической направленности)

1




22

3

Среди лесов (урок общеметодологической направленности)

1




23

4

В широкой пустыне (урок общеметодологической направленности)

1




24

5

В жаркой пустыне (урок общеметодологической направленности)

1




25

6

У тёплого моря (урок рефлексии)

1




26

7

Мы – дети родной земли (урок общеметодологической направленности)

1




27

8

В содружестве с природой (урок общеметодологической направленности)

1




28

9

Как сберечь природу России (урок рефлексии)

1




29

10

По страницам Красной книги. Проект «Красная книга нашего региона» (урок общеметодологической направленности)

1




30

11

По заповедникам и национальным паркам (урок рефлексии)

1




31

12

За страницами учебника. Проект «Чудесное путешествие по России» (урок рефлексии)

1




32

13

Обобщающий урок по разделу «По родным просторам». Контрольная работа (урок развивающего контроля)

1




Путешествие по Реке времени (25 ч)


33

14

В путь по Реке времени. Проект «Календарь памятных дат» (урок открытия нового знания)

1




34

15

Путешествуем с археологами. Практическая работа «Археологические находки» (урок общеметодологической направленности)

1




35

16

По страницам летописи (урок общеметодологической направленности)

1




36

17

Истоки Древней Руси (урок общеметодологической направленности)

1




37

18

Мудрый выбор (урок общеметодологической направленности)

1




38

19

Наследница Киевской Руси (урок общеметодологической направленности)

1




39

20

Москва – преемница Владимира (урок общеметодологической направленности)

1




40

21

Начало Московского царства (урок общеметодологической направленности)

1




41

22

Подвижники Руси и землепроходцы (урок общеметодологической направленности)





III триместр (24 ч)


42

1

На пути к единству (урок общеметодологической направленности)

1




43

2

Начало Российской империи (урок общеметодологической направленности)

1




44

3

«Жизнь – Отечеству, честь – никому!» (урок общеметодологической направленности)

1




45

4

Отечественная война 1812 года (урок общеметодологической направленности)

1




46

5

Великий путь. Проект «Моя семья в истории России» (урок общеметодологической направленности)

1




47

6

Повторение. Тест по теме «Российская империя» (урок рефлексии)

1




48

7

Золотой век театра и музыки (урок общеметодологической направленности)

1




49

8

Расцвет изобразительного искусства и литературы (урок общеметодологической направленности)

1




50

9

В поисках справедливости (урок общеметодологической направленности)

1




51

10

Век бед и побед (урок общеметодологической направленности)

1




52

11

«Вставай, страна огромная!» Трудовой фронт России (урок общеметодологической направленности)

1




53

12

«Нет в России семьи такой…» (урок рефлексии)





54

13

После Великой войны (урок общеметодологической направленности)

1




55

14

Достижения 1950 – 1970-х годов (урок общеметодологической направленности)

1




56

15

За страницами учебника. Оформление выставки «Мои земляки в годы Великой Отечественной войны» (урок рефлексии)

1




57

16

Обобщающий урок по разделу «Путешествие по Реке времени». Контрольная работа (урок развивающего контроля)

1




Мы строим будущее России (8 ч)

58

17

Современная Россия. Здоровье России (урок открытия нового знания)

1




59

18

Умная сила России (урок общеметодологической направленности)

1




60

19

Светлая душа России (урок общеметодологической направленности)





61

20

Начни с себя! (урок рефлексии)





62

21

Обобщающий урок по разделу «Мы строим будущее России». Контрольная работа (урок развивающего контроля)





63

22

За страницами учебника. Проект «Я строю будущее России» (урок рефлексии)





64

23

Итоговая контрольная работа (урок развивающего контроля)





65

24

Повторение. Работа над ошибками (урок рефлексии)






5. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная литература

1. Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2011.

2. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2015.


Дополнительная литература

1.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2015.

2. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК «Перспектива». 4 класс. И.Ф. Яценко – М.: ВАКО, 2014 г.

3.Окружающий мир. ОБЖ. Рабочая тетрадь. Л.П. Анастасова и др. – М: Просвещение, 2013 г.


Интернет-ресурсы

1. Коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: school-collection.edu.ru

2. «Открытый класс» – образовательные сообщества. – Режим доступа: www.openclass.ru

3. Сеть творческих учителей. – Режим доступа: www.it-n.ru

4. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа: www.rusedu.ru

5. Завуч.инфо. – Режим доступа: www.zavuch.info

6. Сообщество взаимопомощи учителей. – Режим доступа: www.pedsovet.su


6. ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

п/п

Тема

Дата

1

Практическая работа с картой

22.10

2

Практическая работа «Археологические находки»

19.01


Приложение 2. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ

п/п

Тема

Дата

1

Проект «Мой проект на благо России»

08.09

2

Проект «Если бы меня выбрали Президентом России»

17.09

3

Проект «Путешествие в…»

22.09

4

Проект «Красная книга нашего региона»

24.12

5

Проект «Чудесное путешествие по России»

31.12

6

Проект «Календарь памятных дат»

14.01

7

Проект «Моя семья в истории России»

15.03

8

Проект «Я строю будущее России»

24.05


Приложение 3. ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

п/п

Тема

Дата

1

Контрольная работа по разделу «Мы – граждане единого Отечества»


2

Контрольная работа по разделу «По родным просторам»


3

Контрольная работа по разделу «Путешествие по Реке времени»


4

Контрольная работа по разделу «Мы строим будущее России»


5

Итоговая контрольная работа








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!