Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова)
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного р а з в и т и я школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
По сравнению с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования 1999 года данная рабочая программа содержит ряд принципиальных новшеств, определяющих концептуальную новизну курса русского языка в 10-11 классах. К таким новшествам относятся: 1) изменение концепции преподавания (приоритеты, подходы); 2) значительное обновление содержания образования (расширение тем.
Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование общеучебных знаний, умений и навыков, коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций..
Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление, расширение и совершенствованием знаний по синтаксису и пунктуации, так как вопросы орфоэпии, лексики, морфемики, орфографии и морфологии были изучены в 10классе. Особое внимание в программе уделяется публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь. Повторение материала по синтаксису и пунктуации. В качестве контрольных работ учащимся предлагаются диктанты, проверочные тестовые работы, комплексный анализ текста, сочинения по исходному тексту. Написанию сочинений по исходному тексту отводится 3 часа.
Курс русского языка в XI классе направлен на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 11 классе по данной программе сводятся к следующему:
-закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по орфоэпии, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа (11 класс).
Формы обучения:
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора( лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста на основе исходного;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-взаиморецензирование;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора ( лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
- информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат;
определение проблемы текста;
аргументация своей точки зрения;
переложение текста;
продолжение текста;
составление тезисов;
редактирование;
-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Учебно-тематическое планирование
по русскому языку
Классы – 11
Всего – 70 часов
в неделю – 2 часа из них: 1 чаc изучается на основных уроках и 1час на дополнительных факультативных уроках
Распределение основных учебных часов по разделам программы
Введение-1 час
Повторение пройденного-2 часа
Синтаксис и пунктуация-26 часов
Культура речи-2 часа
Стили речи-3 часа
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений по русскому языку. М. «Просвещение», 2006.
Учебник:
1. учебник В.Ф. Греков ,С.Е. Крючков, Л.А. Чешко.Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005г.
2Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко
Дополнительная литература:
учебник В.Ф. Греков ,С.Е. Крючков, Л.А. Чешко.Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2006.
Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на Дону, «Феникс», 2008г.
Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2006г.
И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2009г.
Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2010. Ростов-на Дону: «Легион», 2009г.
Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2010. М.: «Экзамен», 2010г.
Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2009г.
С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана Граф,2007г.
Н.В.Егорова. ЕГЭ 2010. Подготовка к части С. М., 2010
Пояснительная записка к факультативным урокам
Особенности изучения в Раифском СПУ№ 1.
В связи с тем, что в Раифское СПУ закрытого типа учащиеся поступают в течении всего учебного года, с низким уровнем мотивации , с большой запущенностью и неумением учиться, а также с низким уровнем знаний, умений и навыков, большое внимание приходится уделять умению научить учащихся грамматически грамотно составлять тексты после прослушивания, выделять главную мысль текста, тезисно излагать на письме услышанный текст, поэтому для подготовки к экзамену учащимся необходимо пройти курс дополнительного образования, который включает 35 часов.
Программа соответствует федеральному компоненту гоcударственного образовательного стандарта общего образования по русскому языку.
Цель курса- повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку полученных в основной школе. Основное внимание уделяется
Программа охватывает все разделы русского языка: основное внимание уделяется синтаксису и пунктуации. Полнота и доступность изложения теоретического материала, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на достижение целей, обозначенных в стандарте, а также на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».
В программу включены такие темы, как:
-«Основные принципы русской орфографии»;
- «Основные принципы русской пунктуации»;
- перессказ текста с использованием цитат;
- определение проблемы текста; аргументация своей точки зрения;
-переложение текста;
-продолжение текста;
- составление тезисов;
-редактирование;
-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей, жанров;
-создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учетом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского лиературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учетом орфографических и пунктационных норм современного русского литературного языка;
-работа с различными текстами,справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование. Это очень важно при повторении правил орфографии и пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу. Большое место программой отведено орфографическому и пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умения и навыки нормативного использования языковых средств.
Для активации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Анализ текста».
Приемы, методы и формы работы определяются задачами курса и его содержанием. Возрастает роль самостоятельной работы, для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, составление тезисов, написание изложений, сочинений, другие творческие задания.
Количество часов на изучение курса 11 класс- 35 часов:
-практические работы-18 часов.
Учебно-тематическое планирование
По русскому языку 11 класс;
учебник В.Ф. Греков ,С.Е. Крючков, Л.А. Чешко.
№ | Тема урока | | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения |
план | факт |
1 | Вводный урок | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Знакомство с курсом русского языка в 11 классе, работа по учебнику, словарный диктант, индивидуальная работа по карточкам | Фронтальный: индивидуальный коллективный | | Повторить материал о правописании гласных и согласных в корне, приставе, суффиксе, окончании. Выполнить упр. 144, 148 по учебнику | | |
2 | Повторение материала по орфографии. | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | | Тематический: коллективный, индивидуальный | Совершенствовать умение выполнять задания по орфографии | Упр. 153 | | |
3. | Повторение материала по лексике и орфоэпии | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Словарный диктант, тренировочные упражнения, выполнение заданий учебника | Тематический: коллективный, индивидуальный | Совершенствовать умение правильно выполнять задания | Подготовиться к орфоэпическому диктанту. Упр.186, 188 | | |
| Синтаксис и пунктуация |
4 | Синтаксис. Пунктуация. Синтаксические нормы. | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Работа по вопросам учебника на с. 102 (Р); тренировочные упражнения, синтаксический и пунктуационный разбор предложений | Фронтальный | Закрепить умения учащихся находить грамматическую основу предложения, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор | Упр. 379, 381 | | |
5 | Предложение. Типы предложений | 1 | Совершенствование ЗУН | Беседа по изученному ранее материалу, работа по учебнику, синтаксический и пунктуационный разбор предложений, конструирование предложений. | Фронтальный | Проверка ЗУН по теме «Предложение» | Упр. 382, 383 | | |
6 | Односоставные и неполные предложения | 1 | Совершенствование ЗУН | Работа по учебник , тренировочные упражнения на повторение и закрепление ЗУН по теме, творческая работа | Тематический: коллективный, индивидуальный | Закрепление умения находить односоставные предложения в тексте, выделять грамматическую основу | Упр. 388, 389 | | |
7 | Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Выборочная проверка домашнего задания, повторение материала о видах словосочетания, выполнение заданий по данной теме, конструирование словосочетаний разных по строению, но сходных по грамматическому и лексическому значению | Тематический (коллективный индивидуальный) | Отработка навыков разбора словосочетания | Упр. 392, 394 | | |
8 | Особенности употребления второстепенных членов предложения | 1 | Комбинированный урок | Анализ предложений, тренировочные упражнения, творческая работа | Тематический: коллективный, индивидуальный | Уметь определять грамматическую связь между подлежащим и сказуемым | Упр. 401, 404 | | |
9 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Работа по таблице учебника, выполнение тренировочных упражнений, проверочная работа по карточкам | | Обобщение и систематизация ЗУН по теме «Однородные члены предложения | Упр. 407, 411 | | |
10 | Второстепенные члены предложения | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Выступления учащихся (реализация домашнего задания), синтаксический разбор предложений, практическая работа, конструирование предложений по заданным схемам | | Совершенствование умения выполнять синтаксический разбор предложения | Упр. 397, 399 | | |
11 | Обособление определений | 1 | Совершенствование ЗУН | Работа по материалу учебника, тренировочные упражнения, пунктуационный разбор | | Закрепление навыков постановки запятых в предложениях с обособленными членами предложения | Упр. 415, 418 | | |
12 | Обособление приложений и дополнений | 1 | Совершенствование ЗУН | Тренировочные упражнения, анализ предложений, словарная работа | Тематический: коллективный, индивидуальный | Закрепление навыков постановки запятых в предложениях с обособленными членами предложения | Упр. 421, 422 | | |
13 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Работа по таблице, выполнение тренировочных упражнений, объяснительный диктант | Тематический: коллективный, индивидуальный | Закрепление пунктуационных знаний | Упр. 427 | | |
14 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными или наречиями | 1 | Комбинированный урок | Работа по учебнику, тренировочные упражнения, проверочная работа по карточкам | Тематический коллективный, индивидуальный | Углубление знаний по теме «Обособленные обстоятельства» | Упр. 429, 435 | | |
15 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 1 | Комбинированный урок | Работа по учебнику, творческая работа, конструирование предложений | Тематический коллективный, индивидуальный | Совершенствование ЗУН | Упр. 413 | | |
16 | Диктант | 1 | Контрольный урок | | Тематический, индивидуальный | Проверка ЗУН по пунктуации | | | |
17 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Работа по учебнику, анализ предложений, тренировочные упражнения, конструирование предложений по данным схемам | Тематический: коллективный, индивидуальный | Совершенствовать пунктуационные навыки | Упр. 392 | | |
18 | Способы выражения главного члена в безличном предложении. | 1 | Комбинированный урок | Анализ предложений, определение основ предложения, практическая работа | Тематический: коллективный, индивидуальный | Совершенствование ЗУН по данной теме | Упр. 391 | | |
19 | Сравнительные обороты, знаки препинания при них | 1 | Совершенствование ЗУН | Работа по учебнику, анализ предложений, тренировочные упражнения по теме | Тематический: коллективный, групповой индивидуальный | Совершенствование ЗУН по пунктуации | Упр. 435, 436 | | |
20 | Запятая в конструкциях с союзом КАК | 1 | Совершенствование ЗУН | Запись дополнительного материала в справочники, тренировочные упражнения, проверочная работа | Тематический: коллективный, индивидуальный | Совершенствование ЗУН по пунктуации | Упр. 434 | | |
21 | Знаки препинания в предложениях с вводными словами и предложениями | 1 | Совершенствование ЗУН | Самостоятельная работа, конструирование предложений, объяснительный диктант | Тематический: коллективный, индивидуальный | Совершенствование ЗУН по пунктуации | Упр. 439, 440 | | |
22 | Вставные конструкции | 1 | Совершенствование ЗУН | Самостоятельная работа, конструирование предложений, тренировочные упражнения | Тематический: коллективный, индивидуальный | Совершенствование ЗУН по пунктуации | Упр. 441 | | |
23 | Обращение. Знаки препинания при обращении. | 1 | | | Тематический: коллективный, индивидуальный | Совершенствование ЗУН по пунктуации | Упр. 446, 447 | | |
24 | Сложносочинённое предложение. | 1 | Совершенствование ЗУН | Анализ предложений, выполнение заданий по данной теме | Тематический: коллективный, индивидуальный | Совершенствование ЗУН по пунктуации | Упр. 451, 452 | | |
25 | Сложноподчинённое предложение | 1 | Совершенствование ЗУН | Повторение теоретического материала по теме «СПП», работа по учебнику, по таблице. Анализ предложений | Тематический Коллективный | Уметь находить CПП в тексте, определять границы простых предложений в составе CПП, выделять грамматические основы | Упр. 459, 462 | | |
26 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | 1 | Комбинированный урок | Выполнение тренировочных упражнений, творческая работа, конструирование предложений | Тематический Поверочная работа | Развитие пунктуационных навыков | Упр. 479 | | |
27 | Сложное предложение с разными видами связи | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Выступления учащихся по материалу домашнего задания,, анализ предложений, комментированное письмо | Тематический | | Упр. 481, 484 | | |
28 | Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой речи | 1 | Совершенствование ЗУН | Работа по учебнику, конструирование предложений по заданным схемам, объяснительный диктант, работа по учебнику, творческая работа | Тематический: коллективный, Групповой, индивидуальный | Совершенствование ЗУН по пунктуации | Упр. 487, 488 | | |
29 | Цитирование. Диалог | 1 | Комбинированный урок | Творческая работа, самостоятельная работа | Тематический: коллективный, индивидуальный | Совершенствование ЗУН по пунктуации | Упр. 486, 494, 496 | | |
30 | Контрольный диктант | 1 | Контроль знаний | | Итоговый контроль по теме | Проверка ЗУН | | | |
| Культура речи |
31 | Культура речи. Виды ошибок. | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Классификация ошибок на грамматические и лексические, выполнение упражнений | Тематический Конструирование предложений | Развитие умения находить в предложении лексические и грамматические ошибки и устранять их | Упр. 498 | | |
32 | Изобразительно-выразительные средства речи | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Комплексный анализ текста, творческая работа, выполнение тренировочных упражнений | Тематический Самостоятельная работа | Совершенствовать ЗУН Развивать умение находить и определять средства выразительности | Упр. 500 | | |
| Стили речи |
33 | Публицистический стиль, его особенности | 1 | Комбинированный урок | Работа по учебнику, анализ текстов, выполнение тренировочных упражнений | Тематический | Уметь определять стиль речи, его характерные признаки. | Упр. 503 | | |
34 | Художественный стиль. Общая характеристика. | 1 | Комбинированный урок | Работа по материалу учебника, анализ текстов, выполнение тренировочных упражнений | Тематический | Знать особенности художественного стиля, уметь определять их | Упр. 504 | | |
35 | Виды тропов и стилистических фигур. Текст. | 2 | Комбинированный урок | Материал учебника, выполнение тренировочных упражнений, творческая работа, самостоятельная работа | Тематический Проверочная работа | Уметь анализировать текст по данным схемам | Упр. 509 | | |
|
Факультативно-тематическое планирование по русскому языку 11 класс. 1час в неделю (35 ч). К учебнику В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. |
№ | Тема урока | Кол-во уроков | Тип урока | Предполагаемый результат | Вид контроля | Дом. задание | Дата проведения |
план | факт |
1 | Принципы написания изложения | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Знать: основные принципы написания изложения; выделять основную мысль текста; составлять план; грамотно воспроизводить услышанный текст. | Конспект | Упр.379 | | |
2 | Принципы написания изложения | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Знать: основные принципы написания изложения; выделять основную мысль текста; составлять план; грамотно воспроизводить услышанный текст. | Конспект | Упр.380 | | |
3 | Изложение с элементами сочинения на тему: | 1 | Изложение | Уметь: определять тему и основную мысль текста; составлять план; писать изложение с элементами сочинения, выдерживая работу в одной тематике. | Сборник изложений с.340 | | | |
4 | Изложение с элементами сочинения на тему: | 1 | Изложение | Уметь: определять тему и основную мысль текста; составлять план; писать изложение с элементами сочинения, выдерживая работу в одной тематике. | Сборник изложений с.340 | Закончить работу | | | |
5 | Анализ изложения | 1 | Урок коррекции знаний | Знать: принципы изложения; уметь: анализировать свою работу; выполнять работу над ошибками. | Работа над ошибками | | | | |
6 | Свод пунктуационных правил | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Обобщение и систематизация знаний по правилам пунктуации. Восстановление и закрепление умений правильно расставлять знаки препинания. | Упр. учебника. | Упр.391 | | | |
7 | Сочинение на тему: . | 1 | Сочинение | Уметь: определять тему и заданную мысль текста; составлять план сочинения; писать сочинение выдерживая работу в одной тематике. | | Продолжить творческую работу | | | |
8 | Сочинение на тему: . | 1 | Сочинение | Уметь: определять тему и заданную мысль текста; составлять план сочинения; писать сочинение, выдерживая работу в одной тематике. | | Закончить работу | | | |
9 | Анализ сочинения | 1 | Урок коррекции знаний | Уметь: определять тему и основную мысль; составлять план; писать сочинение, выдерживая работу в одной тематике; выполнять работу над ошибками. | Работа над ошибками | | | | |
10 | Свод пунктуационных правил | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Обобщение и систематизация знаний по правилам пунктуации. Восстановление и закрепление умений правильно расставлять знаки препинания. | Упр. учебника. | Упр.406 | | | |
11 | Изложение с элементами сочинения на тему: . | 1 | Изложение | Уметь: определять тему и основную мысль текста; составлять план; писать изложение с элементами сочинения, выдерживая работу в одной тематике. | Сборник изложений с.370 | Продолжить творческую работу | | | |
12 | Изложение с элементами сочинения на тему: . | 1 | Изложение | Уметь: определять тему и основную мысль текста; составлять план; писать изложение с элементами сочинения, выдерживая работу в одной тематике. | Сборник изложений с.370 | Закончить работу | | | |
13 | Анализ изложения | 1 | Урок коррекции знаний | Знать: принципы изложения; уметь: анализировать свою работу; выполнять работу над ошибками. | Работа над ошибками | | | | |
14 | Свод пунктуационных правил | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Обобщение и систематизация знаний по правилам пунктуации. Восстановление и закрепление умений правильно расставлять знаки препинания. | Упр. учебника. | Упр.421 | | | |
15 | Изложение с элементами сочинения: . | 1 | Изложение | Уметь: определять тему и основную мысль текста; составлять план; писать изложение с элементами сочинения, выдерживая работу в одной тематике. | Сборник изложений с.372 | Продолжить творческую работу | | | |
16 | Изложение с элементами сочинения на тему: . | 1 | Изложение | Уметь: определять тему и основную мысль текста; с оставлять план; писать изложение с элементами сочинения, выдерживая работу в одной тематике. | Сборник изложений с.372 | Закончить работу | | | |
17 | Анализ изложения | 1 | Урок коррекции знаний | Знать :принципы изложения; уметь: анализировать свою работу; выполнять работу над ошибками. | Работа над ошибками | | | | |
18 | Свод пунктуационных правил | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Обобщение и систематизация знаний по правилам пунктуации. Восстановление и закрепление умений правильно расставлять знаки препинания. | Упр. учебника. | Упр.444 | | | |
19 | Изложение с элементами сочинения на тему: | 1 | Изложение | Уметь: определять тему и основную мысль текста; составлять план; писать изложение с элементами сочинения, выдерживая работу в одной тематике. | Сборник изложений с.373 | Продолжить творческую работу | | | |
20 | Изложение с элементами сочинения на тему: | 1 | Изложение | Уметь: определять тему и основную мысль текста; составлять план ;писать изложение с элементами сочинения, выдерживая работу в одной тематике. | Сборник изложений с.373 | Закончить работу | | | |
21 | Анализ изложения | 1 | Урок коррекции знаний | Знать :принципы изложения; уметь: анализировать свою работу; выполнять работу над ошибками. | Работа над ошибками | | | | |
22 | Свод пунктуационных правил | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Обобщение и систематизация знаний по правилам пунктуации. Восстановление и закрепление умений правильно расставлять знаки препинания. | Упр. учебника. | Упр.470 | | | |
23 | Изложение с элементами сочинения на тему: . | 1 | Изложение | Уметь: определять тему и основную мысль текста составлять план; писать изложение с элементами сочинения, выдерживая работу в одной тематике. | Сборник изложений с.377 | | | | |
24 | Изложение с элементами сочинения на тему: . | 1 | Изложение | Уметь: определять тему и основную мысль текста; составлять план ;писать изложение с элементами сочинения, выдерживая работу в одной тематике. | Сборник изложений с.377 | Закончить работу | | | |
25 | Анализ изложения | 1 | Урок коррекции знаний | Знать: принципы изложения; уметь: анализировать свою работу; выполнять работу над ошибками. | Работа над ошибками | | | | |
26 | Свод пунктуационных правил | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Обобщение и систематизация знаний по правилам пунктуации. Восстановление и закрепление умений правильно расставлять знаки препинания. | Упр. учебника. | Упр.479 | | | |
27 | Изложение с элементами сочинения на тему: . | 1 | Изложение | Уметь: определять тему и основную мысль текста; составлять план; писать изложение с элементами сочинения, выдерживая работу в одной тематике. | Сборник изложений с.3391 | Продолжить творческую работу | | | |
28 | Изложение с элементами сочинения на тему: . | 1 | Изложение | Уметь: определять тему и основную мысль текста; составлять план; писать изложение с элементами сочинения, выдерживая работу в одной тематике. | Сборник изложений с.391 | Закончить работу | | | |
29 | Анализ изложения | 1 | Урок коррекции знаний | Знать: принципы изложения; уметь: анализировать свою работу; выполнять работу над ошибками. | Работа над ошибками | | | | |
30 | Свод пунктуационных правил | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Обобщение и систематизация знаний по правилам пунктуации. Восстановление и закрепление умений правильно расставлять знаки препинания. | Упр. учебника. | Упр.494 | | | |
31 | Сочинение-рассуждение на тему: | 1 | Сочинение-рассуждение | Уметь: определять тему и основную мысль текста; составлять план; писать сочинение -рассуждение придерживаясь заданной темы в процессе всей работы. | | Продолжить творческую работу | | | |
32 | Сочинение-рассуждение на тему: | 1 | Сочинение-рассуждение | Уметь: определять тему и основную мысль текста; составлять план; писать сочинение -рассуждение придерживаясь заданной темы в процессе всей работы | | Закончить работу | | | |
33 | Анализ сочинения | 1 | Урок коррекции знаний | Уметь: определять тему и основную мысль; составлять план; писать сочинение-рассуждение, выдерживая работу в одной тематике; выполнять работу над ошибками. | Работа над ошибками | | | | |
34, 35 | Резервные уроки | 3 | Уроки коррекции знаний | Работа по материалу учебника, анализ текстов, выполнение тренировочных упражнений. Индивидуальная работа. | | | | | |
Входной диктант по русскому языку для 11 класса
По теме: Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением.
Березовая роща.
Я сидел в березовой роще осенью, в один из тех дней второй половины сентября, когда с самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием. Была непостоянная погода: небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. Листья чуть-чуть шумели над моей головой, и лишь по одному этому шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная дремотная болтовня. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаком. Она то озарялась вся, словно в ней все улыбнулось ; тонкие стволы не слишком частых берез внезапно принимали нежный отблеск белого шелка, лежавшие на земле мелкие листья вдруг пестрели и загорались червонным золотом, а красивые стебли высоких кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный цвету спелого винограда, так и сквозили, бесконечно путаясь и пересекаясь перед глазами; то вдруг опять все вокруг синело: яркие краски мгновенно гасли, березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца, и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мелкий дождь.
( 220 слов) (По И.С.Тургеневу)
Контрольный диктант по русскому языку для 11 класса
2 четверть.
По теме: н и нн в суффиксах разных частей речи.
Старый конь и старый человек.
Колеса старой телеги медленно скрипели по пустынной дороге. Время от времени скрип прерывался. Иноходец останавливался, выбившись из сил. И тогда в наступившей мертвой тишине он слышал, как гулко отдавались в ушах удары его сердца. Дальше он уже не мог тянуть телегу. Тананбай скинул на землю овчинный полушубок и стал торопливо выпрягать коня.
Он потянул иноходца за повод, и они снова медленно побрели по дороге. Позади оставалась брошенная телега, а впереди, на западе, ложилась на дорогу темно-фиолетовая тьма. Ночь бесшумно растекалась по степи, заволакивая горы, смывая горизонт.
Тананбай шел, вспоминая все связанное с иноходцем за долгие годы и с горькой усмешкой думал о людях:
Так он шел, погруженный в свои мысли, а иноходец плелся сзади, все больше и больше оттягивая повод. Танабай грустно улыбнулся, вспомнив, как по этой же самой дороге мчался в свое время Гульсары и пыль стелилась за ним хвостом. Пыль из-под его копыт прочерчивала степь белым бегучим следом и в безветренную погоду нависла над дорогой, как дым реактивного самолета. Великая честь для киргиза, когда под ним бежит такой знаменитый иноходец. Но все было в прошлом.
Они добрались наконец до моста через овраг. В груди у коня, захлебываясь, плескалось сердце, как мельничное колесо в водорослях. Тананбай боялся, что не доведет коня до дома. Вдали засветились фары попутной машины и стали быстро приближаться. Машина им ничем не могла помочь, и все же старик ждал ее.
(241 слово) (По Ч.Айтматову)
Задание:
1.Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.
2.Произведите морфологический разбор слов время, за ним, вспомнить.
Контрольный диктант по русскому языку
для 11 класса
По теме: Сложносочиненные предложения.
Тучи сгущаются.
На время небо прояснилось, с него сбежали последние тучи, и над просыхающей землей, в последний раз перед наступлением зимы, засияли солнечные дни. Мы каждый день выносили Марусю наверх, и здесь она как будто оживала; девочка смотрела вокруг широко раскрытыми глазами, на щеках ее загорался румянец. Казалось, что ветер, обдававший ее своими свежими взмахами, возвращал ей частицы жизни, похищенные серыми камнями подземелья, но это продолжалось недолго…
Между тем над моей головой тоже начали собираться тучи. Однажды, когда я по обыкновению утром проходил по аллеям сада, я увидел в одной из них отца, а рядом старого Януша из замка. Старик подобострастно кланялся и что-то говорил, а отец стоял с угрюмым видом, и на лбу его резко обозначалась складка нетерпеливого гнева. Наконец он протянул руку, как бы отстраняя Януша со своей дороги, и сказал: «Уходите! Вы просто старый сплетник!»
Старик как-то заморгал и, держа шапку в руках, опять забежал вперед и загородил отцу дорогу. Глаза отца сверкнули гневом. Януш говорил тихо, и слов его мне было не слышно, зато отрывочные фразы отца доносились ясно, попадая, словно удары хлыста.
(В. Короленко)
(175 слов)
Корни с чередующимися гласными, частицами. Однородные члены. Обособленные члены. Сложные П).
Контрольный диктант по русскому языку
для 11 класса
По теме: .
Мы родились в России.
Что такое русский человек? Национальность наша есть факт, так сказать, первичный, сопровождающий нас от рождения и естественно, неизбежно и непосредственно налагающий на нас свой отпечаток.
Мы русские потому, что родились в России, дышали с рождения ее воздухом, глядели на ее убогую, но порой и прекрасную природу, выражали свои чувства звуками ее речи; и первую свою любовь, и свой первый гнев, и все другие ощущения мы отдали русским же людям.
Это факт, который, конечно, не может не сказаться в нашем душевном строе и во всем поведении. Он не должен мешать нам видеть свои недостатки и чужие достоинства, но он залегает в глубине души каким-то узелком ощущений, вследствие которых наши недостатки нам ближе и больнее, а наши достоинства, когда они появляются в действии, тоже ближе и приятнее. И поэтому достоинства и недостатки в совокупности чувствуются нами непосредственнее интенсивнее, чем свойства других народов.
Однако это не должно заставлять нас любить и прославлять недостатки лишь потому, что что они наши, и отрицать чужие достоинства, потому что они чужие. И прежде всего человек, у которого в душе есть истинное ощущение национального достоинства, не станет выпячивать его в ущерб другим так же, как не станет выпячивать своей, никем еще не затрагиваемой чести.
Но есть просто русские люди, то есть люди мыслящие, рассуждающие о добре и зле , о человечном и бесчеловечном, об истине и лжи и умеющие все эти высшие определения непосредственно соотносить с родной средой.
(232 слова)
(По В. Короленко)
Контрольный диктант по русскому языку
для 11 класса
По теме: Сложные предложения.
Патриотизм и национализм.
Осознанная любовь к своему народу несоединима с ненавистью к другим. Любя свой народ, свою семью, всегда будешь любить и других. В каждом народе существует общая настроенность на ненависть или любовь, на отъединение себя от других или на признание чужого, не всякого чужого, конечно, а лучшего в чужом. Поэтому ненависть к другим народам(шовинизм) рано или поздно переходит на часть своего народа, хотя бы на тех, кто не признает национализм. Если доминирует в человеке общая настроенность к восприятию чужих культур, она неизбежно приводит к его к ясному осознанию своей собственной ценности. Поэтому в высших, осознанных своих проявлениях национальность всегда миролюбива, активно миролюбива, а не просто безразлична к другим национальностям.
Национализм- это проявление слабости нации, а не ее силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы, пытающиеся сохранить себя с помощью националистических чувств и идеологии. Но великий народ, народ со своей великой культурой, со своими национальными традициями, обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать малому сохранить себя, свой язык, свою культуру.
Необязательно сильный народ многочислен, а слабый малочислен. Дело не в числе людей, а в истинности и стойкости национальных традиций.
(по Д.Лихачеву)
Контрольный диктант для 11 класса
По теме: .
Покорение Новгорода.
Зной стоит уже полдневный, солнце палит и слепит глаза своим блеском. Томит и терзает землю новгородскую засуха.
Спешившись и держа коней на поводу, конные полки князя Холмского один за другим, будто влага губкой, вбирались рощами и перелесками.
В течение небольшого времени прошли они по крутому мшистому берегу, который впоследствии отлого спускается к воде. Здесь, как ручейки, потекли из лесных чащ конники, садились верхом, ехали вброд, плыли там, где было глубже, и выплывали бесшумно у левого берега, еще более пологого, чем правый.
Когда полки князя Холмского поднялись на самый верх левобережной возвышенности, перед ним, как на ладони, открылся весь огромный стан новгородский. Там, видимо, уже как-то знали о прибытии московских полков, и все всполошились, метались и суетились в растерянности.
Все же несколько полков уже стояло в боевой линии, а позади них еще суетилось множество воинов, вооружаясь и садясь на коней.
Под неистовый рев труб и барабанный грохот набатов князь поскакал во главе с лучшим полком своим к вражескому войску с левой руки, завязав рукопашную схватку. Еще более заметались в смятении новгородцы, а сзади нежданно с бешеным визгом и дикими воплями помчалась на них татарская конница, словно из-под земли выскочив и сверкая обнаженными саблями.
Слепой страх как будто обуял новгородцев, и, ничего не видя, ничего не понимая, помчались они в поле, бросая щиты и копья, стаскивая с себя на скаку доспехи, чтобы облегчить коней и ускорить их бег.
(228 слов)
(По В. Язвицкому)