Номер Урока | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Даты проведения | Материально-техническое оснащение | Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия |
план | факт |
| Тема 1. Общие сведения о мире животных | 5 | | | Учебник «Биология» 8 класс, методическое пособие 8 класс. Компьютер, мультимедийный проектор. Комплект таблиц по биологии 6-9 класс. | |
1. | Зоология — наука о животных | 1 | 1.09 | | | Предметные: Выявлять признаки сходства и различия животных и растений. Приводить примеры различных представителей царства Животные. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; извлекать необходимую информацию из прочитанного текста. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения. Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, владеть монологической и диалогической формами речи. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли животных в природе, об использовании животных с исторических времён человеком. Личностные: Формирование у учащихся стартовой мотивации к изучению нового предмета. Анализировать и оценивать роль животных в экосистемах, в жизни человека. |
2. | Животные и окружающая среда | 1 | 4.09 | | | Предметные: Пояснять на конкретных примерах распространение животных в различных средах жизни. Сравнивать и характеризовать внешние признаки животных различных сред обитания по рисункам. Устанавливать различие понятий: «среда жизни», «среда обитания», «место обитания». Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, выделять отличительные признаки растений разнообразных жизненных форм. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения. Коммуникативные: уметь строить алгоритм действий по совместному выполнению заданий, владеть монологической формой речи. Определять роль вида в биоценозе. Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений по теме. Личностные :Формирование у учащихся навыков, способствующих применению биологических знаний в современном мире. Описывать влияние экологических факторов на животных. Доказывать наличие взаимосвязей между животными в природе. |
3. | Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Косвенное и прямое влияние. | 1 | 8.09 | | | Предметные: Называть принципы, являющиеся основой классификации организмов. Характеризовать критерии основной единицы классификации. Устанавливать систематическое положение (соподчинение) различных таксонов на конкретном примере. Описывать формы влияния человека на животных. Познавательные: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, в схему), сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Формирование у учащихся устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. Оценивать результаты влияния человека с этической точки зрения. Устанавливать взаимосвязь численности отдельных видов животных и их взаимоотношений в природе. |
4. | Краткая история развития зоологии. | 1 | 11.09 | | | Предметные: Характеризовать пути развития зоологии. Определять роль отечественных учёных в развитии зоологии. Анализировать достижения К. Линнея и Ч. Дарвина в области биологической науки. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: вносить коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Коммуникативные: уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию, владеть монологической и диалогической формами речи. Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщения о сокращении численности отдельных видов животных. Личностные Формирование у учащихся познавательного интереса к предмету исследования. |
5. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие сведения о мире животных». Экскурсия №1 «Разнообразие животных в природе» | 1 | 15.09 | | | Предметные: Называть представителей животных. Характеризовать внешнее строение животных. Устанавливать взаимосвязь внешнего строения животных со средой обитания. Познавательные: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, в схему), сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Формирование у учащихся устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. Соблюдать правила поведения в природе. |
| Тема 2. Строение тела животных | 2 | | | Учебник «Биология» 8 класс, методическое пособие 8 класс. Компьютер, мультимедийный проектор. Комплект таблиц по биологии 6-9 класс | |
6. | Клетка — основная единица живого организма | 1 | 18.09 | | | Предметные: Сравнивать клетки животных и растений. Называть клеточные структуры животной клетки. Устанавливать взаимосвязь строения животной клетки с типом питания. Познавательные: уметь формулировать проблему, извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов, сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Делать выводы о причинах различия и сходства животной и растительной клеток. Личностные: Формирование у учащихся нравственно-этического оценивания места человека в окружающем мире. |
7. | Ткани, органы и системы органов. Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение тела животных» | 1 | 22.09 | | | Предметные: Называть типы тканей животных. Устанавливать взаимосвязь строения тканей и их функций. Характеризовать органы и системы органов животных. Приводить примеры взаимосвязи систем органов в организме. Высказывать предположения о последствиях нарушения взаимосвязи органов и систем органов для организма. Описывать взаимосвязь образа жизни животного и типа симметрии тела. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника. Регулятивные: уметь составлять план и последовательность действий; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Коммуникативные: распределять роли в парах во время работы с микроскопом. Систематизировать материал по теме, используя форму таблицы. Личностные: Формирование у учащихся устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. Формирование у учащихся интереса к изучению взаимосвязей между строением и функциями. |
| Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные | 4 | | | Учебник «Биология» 8 класс, методическое пособие 8 класс. Компьютер, мультимедийный проектор. Комплект таблиц по биологии 6-9 класс | |
8. | Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые | 1 | 25.09 | | | Предметные: Выявлять характерные признаки подцарства Простейшие, или Одноклеточные, типа Саркодовые и жгутиконосцы. Распознавать представителей класса Саркодовые на микропрепаратах, рисунках, фотографиях. Устанавливать взаимосвязь строения и функций организма на примере амёбы-протея. Обосновывать роль простейших в экосистемах. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; анализировать объекты с целью выделения признаков; сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: распределять роли в парах во время работы с микроскопом. Личностные: Формирование у учащихся устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. |
9. | Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы | 1 | 29.09 | | | Предметные: Характеризовать среду обитания жгутиконосцев. Устанавливать взаимосвязь характера питания и условий среды. Обосновывать вывод о промежуточном положении эвглены зелёной. Приводить доказательства более сложной организации колониальных форм жгутиковых. Раскрывать роль жгутиконосцев в экосистемах. Познавательные: анализировать объект с целью выделения признаков животных; сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы. Коммуникативные: распределять роли в парах во время работы с микроскопом. Личностные: Формирование у учащихся устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. |
10. | Тип Инфузории Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки» | 1 | 2.10 | | | Предметные: Выявлять характерные признаки типа Инфузории. Приводить примеры и характеризовать черты усложнения организации инфузорий по сравнению с саркожгутиконосцами. Наблюдать простейших под микроскопом. Познавательные: искать и выделять необходимую информацию; извлекать необходимую информацию из прочитанного текста. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения. Фиксировать результаты наблюдений. Обобщать полученные результаты, делать выводы. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Формирование у учащихся устойчивой мотивации к применению сравнительного анализа биологических объектов. Соблюдать правила поведения в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. |
11. | Значение простейших. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные» | 1 | 6.10 | | | Предметные: Объяснять происхождение простейших. Распознавать представителей простейших-паразитов на микропрепаратах, рисунках, фотографиях. Выявлять характерные особенности животных по сравнению с растениями. Устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности организмов и условий среды. Познавательные: искать и выделять необходимую информацию; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу). Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи. Личностные: Формулировать вывод о роли простейших в природе. Приводить доказательства необходимости выполнения санитарно-гигиенических норм в целях профилактики заболеваний. |
| Тема 4. Подцарство Многоклеточные | 2 | | | Учебник «Биология» 8 класс, методическое пособие 8 класс. Компьютер, мультимедийный проектор. Комплект таблиц по биологии 6-9 класс | |
12. | Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность | 1 | 9.10 | | | Предметные: Описывать основные признаки подцарства Многоклеточные. Называть представителей типа кишечнополостных. Выделять общие черты строения. Объяснять на конкретном примере наличие лучевой симметрии у кишечнополостных. Характеризовать признаки более сложной организации кишечнополостных по сравнению с простейшими. Познавательные: искать и выделять необходимую информацию; сопоставлять текст с иллюстрациями учебника. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения. Коммуникативные: распределять роли в парах во время выполнения опытов и наблюдений. Личностные Формирование у учащихся умений сравнивать и находить взаимосвязи, на примере изучения строения и функции корней; формирование понимания взаимосвязи между результатом учения и тем, ради чего оно осуществляется. |
13. | Разнообразие кишечнополостных Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные» | 1 | 13.10 | | | Предметные: Определять представителей типа на рисунках, фотографиях, живых объектах. Характеризовать отличительные признаки классов кишечнополостных, используя рисунки учебника. Выявлять черты сходства и различия жизненных циклов гидроидных и сцифоидных медуз. Устанавливать взаимосвязь строения, образа жизни и функций организма кишечнополостных. Называть признаки, свидетельствующие о древнем происхождении кишечнополостных. Раскрывать роль кишечнополостных в экосистемах. Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы. Познавательные: Развитие умения выделять существенные признаки изучаемых биологических объектов. Регулятивные: Формирование навыков самостоятельного приобретения новых знаний. Коммуникативные: Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение, формулировать и аргументировать свое мнение. Личностные: Формирование представления о многообразии животного мира, осознание его значимости для человечества. |
| Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви | 6 | | | Учебник «Биология» 8 класс, методическое пособие 8 класс. Компьютер, мультимедийный проектор. Комплект таблиц по биологии 6-9 класс | |
14. | Тип Плоские черви. Общая характеристика. | 1 | 16.10 | | | Предметные: Описывать основные признаки типа Плоские черви. Называть основных представителей класса Ресничные черви. Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов ресничных червей. Приводить доказательства более сложной организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными. Познавательные: Развитие умения определять существенные признаки биологических объектов и процессов, совершающихся в живой природе, умения сравнивать между собой различные биологические объекты. Регулятивные: Развитие навыков самостоятельного приобретения новых знаний. Коммуникативные: Развитие умения адекватно использовать речевые средства в дискуссии и аргументации своей позиции, объяснять и отстаивать свое мнение. Личностные: Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. |
15. | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики. | 1 | 20.10 | | | Предметные: Называть характерные черты строения сосальщиков и ленточных червей, используя рисунки учебника. Устанавливать взаимосвязь строения червей-паразитов и среды их обитания. Распознавать представителей классов плоских червей на рисунках, фотографиях. Познавательные: Формирование умения выделять существенные признаки изучаемых биологических объектов, сравнивать их, делать выводы по результатам сравнения. Регулятивные: проектировать алгоритм преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности Коммуникативные: Умение находить общее решение, формулировать и аргументировать свое мнение. Личностные: Соблюдать санитарно-гигиенические требования в повседневной жизни в целях предупреждения заражения паразитическими червями. |
16. | Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика.
| 1 | 23.10 | | | Предметные: Описывать характерные черты строения круглых червей. Распознавать представителей класса на рисунках и фотографиях. Устанавливать взаимосвязь строения и функций организма и образа его жизни. Находить признаки отличия первичной полости от кишечной. Познавательные: Умение работать с разными источниками биологической информации. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Соблюдать правила личной гигиены в целях профилактики заражения круглыми червями. |
17. | Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви. | 1 | 27.10 | | | Предметные: Называть черты более высокой организации кольчатых червей по сравнению с круглыми. Распознавать представителей класса на рисунках, фотографиях. Характеризовать черты усложнения строения систем внутренних органов. Формулировать вывод об уровне строения органов чувств. Познавательные: Развитие умения создавать презентации своих учебных и исследовательских работ, проектов. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: владеть диалогической формой речи. Личностные: Развитие представления о значении биологической науки в решении проблем рационального природопользования. |
18. | Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость». | 1 | 10.11 | | | Предметные: Распознавать представителей класса на рисунках, фотографиях. Устанавливать взаимосвязь строения дождевого червя с его обитанием в почве. Обосновывать роль малощетинковых червей в почвообразовании. Познавательные: Развитие умения выделять существенные признаки изучаемых биологических объектов. Регулятивные: Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации учебного проекта о роли кольчатых червей в почвообразовании. Коммуникативные: Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы. Наблюдать и фиксировать результаты наблюдений. Личностные: Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. |
19. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви» | 1 | 13.11 | | | Предметные: Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Познавательные: Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, в том числе – умением видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свое мнение. Регулятивные: Формирование познавательных мотивов, направленных на овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний. Коммуникативные: Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми, умения находить выход из спорных ситуаций при осуществлении коллективных проектных заданий, решении проблемных вопросов и т.д. Личностные: Формирование экологических знаний о единстве природы Земли. |
| Тема 6. Тип Моллюски | 4 | | | Учебник «Биология» 8 класс, методическое пособие 8 класс. Компьютер, мультимедийный проектор. Комплект таблиц по биологии 6-9 класс | |
20. | Общая характеристика моллюсков | 1 | 17.11 | | | Предметные: Характеризовать особенности строения представителей различных классов моллюсков. Называть основные черты сходства и различия внутреннего строения моллюсков и кольчатых червей. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Устанавливать взаимосвязь малоподвижного образа жизни моллюсков и их организации. Познавательные: Развитие умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать ее. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения. Коммуникативные: Формирование умения давать определения понятиям, классифицировать, делать выводы. Личностные: Формирование личностных представлений о многообразии животного мира, его значимости. |
21. | Класс Брюхоногие моллюски | 1 | 20.11 | | | Предметные: Распознавать и сравнивать внешнее строение представителей класса на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями внутренних органов. Характеризовать способы питания брюхоногих моллюсков. Познавательные: Развитие умения создавать презентации своих учебных и исследовательских работ, проектов. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли брюхоногих моллюсков в экосистемах. Личностные: Развитие представления о значении биологической науки в решении проблем рационального природопользования. |
22. | Класс Двустворчатые моллюски. Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков» | 1 | 24.11 | | | Предметные: Различать и определять двустворчатых моллюсков на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Объяснять взаимосвязь образа жизни и особенностей строения двустворчатых моллюсков. Характеризовать черты приспособленности моллюсков к среде обитания. Формулировать вывод о роли двустворчатых моллюсков в водных экосистемах, в жизни человека. Устанавливать сходство и различия в строении раковин моллюсков. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Формирование экологической культуры на основе признания ценности покрытосеменных растений для природы и человека и необходимости ответственного, бережного отношения к ним и их местообитания. Личностные: Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. |
23. | Класс Головоногие моллюски. Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Моллюски». | 1 | 25.11 | | | Предметные: Выделять характерные признаки класса головоногих моллюсков. Определять и классифицировать представителей различных классов моллюсков, используя рисунки, фотографии, натуральные объекты. Аргументировать наличие более сложной организации у головоногих моллюсков. Познавательные: Развитие умения выделять существенные признаки изучаемых биологических объектов. Регулятивные: Формирование навыков самостоятельного приобретения новых знаний. Коммуникативные: Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации реферата о роли моллюсков в природе и жизни человека. Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы по теме. Личностные: Формирование основ экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе. |
| Тема 7. Тип Членистоногие | 7 | | | Учебник «Биология» 8 класс, методическое пособие 8 класс. Компьютер, мультимедийный проектор. Комплект таблиц по биологии 6-9 класс | |
24. | Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные | 1 | 27.11 | | | Предметные: Выявлять общие признаки классов типа Членистоногие. Определять и классифицировать представителей класса Ракообразные по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Устанавливать взаимосвязь строения и среды обитания речного рака. Познавательные: Развитие умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать ее. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения. Коммуникативные: Формирование умения давать определения понятиям, классифицировать, делать выводы. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения. Личностные: Осознание необходимости охраны ракообразных и их природных местообитаний. |
25. | Класс Паукообразные | 1 | 1.12 | | | Предметные: Выявлять характерные признаки класса Паукообразные. Распознавать представителей класса на рисунках, фотографиях, в коллекциях. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Устанавливать взаимосвязь строения паукообразных и их образа жизни (хищничество, паразитизм). Познавательные: Развитие умения систематизировать информацию, делать выводы и заключения. Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Коммуникативные: Развитие умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, выслушивать и сравнивать разные точки зрения, объяснять и отстаивать свою позицию. Личностные: Аргументировать необходимость соблюдения мер безопасности от заражения клещевым энцефалитом. |
26. | Класс Насекомые Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение насекомого» | 1 | 4.12 | | | Предметные: Выявлять характерные признаки класса Насекомые. Определять и классифицировать представителей класса по рисункам, фотографиям, коллекциям. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Выявлять характерные признаки насекомых, описывать их при выполнении лабораторной работы. Устанавливать взаимосвязь внутреннего строения и процессов жизнедеятельности насекомых. Познавательные: Наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Личностные: Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. |
27. | Типы развития насекомых | 1 | 8.12 | | | Предметные: Характеризовать типы развития насекомых. Объяснять принципы классификации насекомых. Устанавливать систематическую принадлежность насекомых. Выявлять различия в развитии насекомых с полным и неполным превращением. Познавательные: Обобщать и систематизировать материал по теме в форме таблиц. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Формирование экологической культуры на основе признания ценности исторического развития жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. |
28. | Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых | 1 | 11.12 | | | Предметные: Называть состав семьи общественных насекомых на примере пчёл, муравьёв. Характеризовать функции членов семьи, способы координации их действий. Объяснять роль полезных насекомых и особенности их жизнедеятельности. Обосновывать необходимость охраны редких и исчезающих видов насекомых. Познавательные: Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации учебных проектов о разнообразии насекомых. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Формирование экологической культуры на основе признания ценности исторического развития жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. |
29. | Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека | 1 | 15.12 | | | Предметные: Называть насекомых, приносящих вред сельскохозяйственным культурам. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Характеризовать последствия воздействия вредных для человека насекомых на организм человека и животных. Описывать методы борьбы с насекомыми — вредителями и переносчиками заболеваний. Устанавливать взаимосвязи среды обитания, строения и особенностей жизнедеятельности насекомых. Познавательные: Систематизировать информацию по теме и обобщать её в виде схем, таблиц. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Формирование представления о многообразии растительного мира, о методах его изучения, об основных принципах и правилах отношения к живой природе. |
30. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Членистоногие» Итоговый контроль | 1 | 18.12 | | | Предметные: Характеризовать черты сходства и различия строения и жизнедеятельности животных и растений. Устанавливать взаимосвязи строения и функций органов и систем органов животных. Обосновывать необходимость охраны животных. Определять систематическую принадлежность животных. Познавательные: Обобщать и систематизировать знания по темам 1–7, делать выводы. Регулятивные: В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Коммуникативные: Умение обобщать и анализировать полученную информацию, переводить ее из одной формы в другую. Личностные: Формирование основ экологической грамотности: осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний диких видов животных. |
| Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы | 6 | | | Учебник «Биология» 8 класс, методическое пособие 8 класс. Компьютер, мультимедийный проектор. Комплект таблиц по биологии 6-9 класс | |
31. | Хордовые. Примитивные формы | 1 | 22.12 | | | Предметные: Выделять основные признаки хордовых. Характеризовать принципы разделения типа Хордовые на подтипы. Объяснять особенности внутреннего строения хордовых на примере ланцетника. Обосновывать роль ланцетника для изучения эволюции хордовых. Познавательные: Аргументировать выводы об усложнении организации хордовых по сравнению с беспозвоночными. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: распределять роли в группах сотрудничества по выполнению практической работы; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Формирование экологической культуры на основе знакомства с представителями типа Хордовые и осознания их значения в природе. |
32. | Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение | 1 | 23.12 | | | Предметные: Характеризовать особенности внешнего строения рыб в связи со средой обитания. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Выявлять черты приспособленности внутреннего строения рыб к обитанию в воде. Наблюдать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб в ходе выполнения лабораторной работы. Познавательные: Умение находить биологическую информацию в различных источниках (в тексте учебника, дополнительной литературе, Интернет-ресурсах). Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: распределять роли в группах сотрудничества по выполнению практической работы; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Соблюдать правила поведения в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. |
33. | Внутреннее строение рыб Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы» | 1 | 25.12 | | | Предметные: Устанавливать взаимосвязь строения отдельных частей скелета рыб и их функций. Выявлять характерные черты строения систем внутренних органов. Сравнивать особенности строения и функций внутренних органов рыб и ланцетника. Характеризовать черты усложнения организации рыб. Познавательные: Развитие умения сравнивать между собой биологические объекты и явления, выявлять черты сходства и различия. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: распределять роли в группах сотрудничества по выполнению практической работы; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Формирование представлений о ценности рыб в природе, осознание их значимости для человека. Осознание необходимости охраны природных местообитаний рыб. |
34. | Особенности размножения рыб | 1 | 12.01 | | | Предметные: Характеризовать особенности размножения рыб в связи с обитанием в водной среде. Описывать различное поведение рыб при появлении потомства и черты приспособленности к его сохранению. Оценивать роль миграций в жизни рыб. Наблюдать и описывать особенности внутреннего строения рыб в ходе выполнения лабораторной работы. Познавательные: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, в схему), сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Формирование у учащихся устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. |
35. | Основные систематические группы рыб | 1 | 15.01 | | | Предметные: Объяснять принципы классификации рыб. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Устанавливать систематическую принадлежность рыб. Распознавать представителей классов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Выявлять признаки организации хрящевых и костных рыб, делать выводы. Обосновывать место кистепёрых рыб в эволюции позвоночных. Познавательные: Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, в схему), сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: распределять роли в группах сотрудничества по выполнению практической работы; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к природным сообществам. |
36. | Промысловые рыбы. Их использование и охрана Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы» | 1 | 19.01 | | | Предметные: Различать на рисунках, фотографиях, натуральных объектах основные группы промысловых рыб. Характеризовать осетровых рыб как важный объект промысла. Характеризовать черты приспособленности рыб к жизни в водной среде. Называть отличительные признаки бесчерепных. Обосновывать роль рыб в экосистемах. Объяснять причины разнообразия рыб, усложнения их организации с точки зрения эволюции животного мира Познавательные: Освоение интеллектуальных умений (сравнивать, анализировать, классифицировать биологические объекты и явления, делать выводы). Проектировать меры по охране ценных групп рыб. Регулятивные: Умение обобщать и анализировать полученную информацию, переводить ее из одной формы в другую. Коммуникативные: Развитие умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, выслушивать и сравнивать разные точки зрения, объяснять и отстаивать свою позицию. Личностные: Называть наиболее распространённые виды рыб и объяснять их значение в жизни человека. |
| Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии | 4 | | | Учебник «Биология» 8 класс, методическое пособие 8 класс. Компьютер, мультимедийный проектор. Комплект таблиц по биологии 6-9 класс | |
37. | Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика | 1 | 22.01 | | | Предметные: Описывать характерные черты внешнего строения земноводных, связанные с условиями среды обитания. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Устанавливать взаимосвязь строения кожного покрова и образа жизни амфибий. Выявлять прогрессивные черты строения скелета головы и туловища, опорно-двигательной системы в целом по сравнению с рыбами. Характеризовать признаки приспособленности к жизни на суше и в воде. Познавательные: Овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, делать выводы и заключения. Регулятивные: Развитие умения применять методы изучения живой природы на практике. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Понимание необходимости ответственного, бережного отношения к природным сообществам и окружающей среде. |
38. | Строение и деятельность внутренних органов земноводных | 1 | 26.01 | | | Предметные: Устанавливать взаимосвязь строения органов и систем органов с их функциями и средой обитания. Познавательные: Сравнивать, обобщать информацию о строении внутренних органов амфибий и рыб, делать выводы. Определять черты более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами. Регулятивные: Развитие умения применять методы изучения живой природы на практике. Коммуникативные: Умение работать самостоятельно индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать и аргументировать свое мнение. Личностные: Развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. |
39. | Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных | 1 | 29.01 | | | Предметные: Характеризовать влияние сезонных изменений на жизненный цикл земноводных. Познавательные: Сравнивать, находить черты сходства размножения земноводных и рыб. Наблюдать и описывать тип развития амфибий. Обосновывать выводы о происхождении земноводных. Обобщать материал о сходстве и различии рыб и земноводных. Регулятивные: Владение составляющими исследовательской и проектной деятельности. Коммуникативные: Развитие умений адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, выслушивать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою позицию. Личностные: Формирование научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры. |
40. | Разнообразие и значение земноводных Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Земноводные, или Амфибии» | 1 | 2.02 | | | Предметные: Определять и классифицировать земноводных по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Познавательные: Устанавливать взаимосвязь строения и функций органов со средой обитания. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о разнообразии земноводных, их охране. Регулятивные: Формирование основ самоконтроля, самооценки, умения принимать решения и осуществлять осознанный выбор учебной и познавательной деятельности. Коммуникативные: Умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать и аргументировать свое мнение. Личностные: Характеризовать роль земноводных в природных биоценозах и в жизни человека. |
| Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии | 4 | | | Учебник «Биология» 8 класс, методическое пособие 8 класс. Компьютер, мультимедийный проектор. Комплект таблиц по биологии 6-9 класс | |
41. | Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика | 1 | 5.02 | | | Предметные: Описывать характерные признаки внешнего строения рептилий в связи со средой обитания. Познавательные: Находить черты отличия скелета пресмыкающихся от скелета земноводных. Устанавливать взаимосвязь строения скелета и образа жизни рептилий. Характеризовать процессы жизнедеятельности рептилий в связи с жизнью на суше. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные Формирование у учащихся умения устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. |
42. | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся | 1 | 9.02 | | | Предметные: Устанавливать взаимосвязь строения внутренних органов и систем органов рептилий, их функций и среды обитания. Познавательные: Выявлять черты более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными. Характеризовать процессы размножения и развития пресмыкающихся. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о годовом жизненном цикле рептилий, заботе о потомстве. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: слышать и слушать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; распределять роли в группах сотрудничества по выполнению опытов и наблюдений. Личностные: Формирование у учащихся устойчивой мотивации к исследовательской деятельности; формирование научной картины мира на примере обобщения знаний о значении рептилий для жизни на Земле. |
43. | Разнообразие пресмыкающихся | 1 | 12.02 | | | Предметные: Определять и классифицировать пресмыкающихся по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Познавательные: Осваивать приёмы работы с определителем животных. Находить отличительные признаки представителей разных групп рептилий. Характеризовать черты более высокой организации представителей отряда крокодилов. Регулятивные: составлять план и последовательность действий; изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Коммуникативные: распределять роли в группах сотрудничества по выполнению опытов и наблюдений. Личностные: Соблюдать меры предосторожности в природе в целях предупреждения укусов ядовитых змей. |
44. | Значение пресмыкающихся, их происхождение Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии» | 1 | 16.02 | | | Предметные: Характеризовать роль рептилий в биоценозах, в жизни человека. Обосновывать необходимость охраны редких и исчезающих видов рептилий. Познавательные: Аргументировать вывод о происхождении пресмыкающихся от земноводных. Устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности рептилий со средой обитания. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о разнообразии и значении пресмыкающихся, об их происхождении и месте в эволюционном процессе. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: владеть диалогической формой речи. Личностные: Формирование у учащихся устойчивой мотивации к исследовательской деятельности; формирование научной картины мира на примере обобщения знаний о значении рептилий для жизни на Земле. |
| Тема 11. Класс Птицы | 9 | | | Учебник «Биология» 8 класс, методическое пособие 8 класс. Компьютер, мультимедийный проектор. Комплект таблиц по биологии 6-9 класс | |
45. | Общая характеристика класса Птицы. Внешнее строение птиц Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев» | 1 | 19.02 | | | Предметные: Характеризовать особенности внешнего строения птиц в связи с их приспособленностью к полёту. Объяснять строение и функции перьевого покрова тела птиц. Устанавливать черты сходства и различия покровов птиц и рептилий. Познавательные: Изучать и описывать особенности внешнего строения птиц в ходе выполнения лабораторной работы. Формирование умения выделять существенные признаки изучаемых биологических объектов, сравнивать их, делать выводы по результатам сравнения. Регулятивные: проектировать алгоритм преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности Коммуникативные: Умение находить общее решение, формулировать и аргументировать свое мнение. Личностные: Соблюдать правила работы в кабинете и обращения с лабораторным оборудованием. |
46. | Опорно-двигательная система птиц Лабораторная работа № 7 «Строение скелета птицы» | 1 | 26.02 | | | Предметные: Устанавливать взаимосвязь внешнего строения и строения скелета птицы в связи с приспособленностью к полёту. Характеризовать строение и функции мышечной системы птиц. Познавательные: Изучать и описывать строение скелета птицы в ходе выполнения лабораторной работы. Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Коммуникативные: Развитие умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, выслушивать и сравнивать разные точки зрения, объяснять и отстаивать свою позицию. Личностные: Соблюдать правила работы в кабинете и обращения с лабораторным оборудованием. |
47. | Внутреннее строение птиц | 1 | 2.03 | | | Предметные: Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем внутренних органов птиц. Характеризовать причины более интенсивного обмена веществ у птиц. Выявлять черты более сложной организации птиц по сравнению с пресмыкающимися. Познавательные: Доказывать на примерах более высокий уровень развития нервной системы, органов чувств птиц по сравнению с рептилиями Познавательные: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, в схему), сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Формирование у учащихся устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. |
48. | Размножение и развитие птиц | 1 | 5.03 | | | Предметные: Характеризовать особенности строения органов размножения и причины их возникновения. Объяснять строение яйца и назначение его частей. Описывать этапы формирования яйца и развития в нём зародыша. Распознавать выводковых и гнездовых птиц на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Познавательные: Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, в схему), сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: распределять роли в группах сотрудничества по выполнению практической работы; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к природным сообществам. |
49. | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц | 1 | 9.03 | | | Предметные: Характеризовать черты приспособленности птиц к сезонным изменениям. Описывать поведение птиц в период размножения, приводить примеры из личных наблюдений. Объяснять роль гнездостроения в жизни птиц. Устанавливать причины кочёвок и миграций птиц, их разновидности. Познавательные: Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о мигрирующих и оседлых птицах. Регулятивные: Умение обобщать и анализировать полученную информацию, переводить ее из одной формы в другую. Коммуникативные: Развитие умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, выслушивать и сравнивать разные точки зрения, объяснять и отстаивать свою позицию. Личностные: Формирование естественнонаучной картины мира, развитие представления о единстве органического мира. |
50. | Разнообразие птиц | | 12.03 | | | Предметные: Объяснять принципы классификации птиц. Устанавливать систематическую принадлежность птиц, используя рисунки параграфа. Называть признаки выделения экологических групп. Приводить примеры классификации птиц по типу питания, местам обитания. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Познавательные: Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о разнообразии экологических групп птиц. Регулятивные: Развитие умения применять методы изучения живой природы на практике. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Понимание необходимости ответственного, бережного отношения к природным сообществам и окружающей среде. |
51. | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц | 1 | 16.03 | | | Предметные: Характеризовать роль птиц в природных сообществах. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о причинах сокращения численности промысловых птиц. Называть основные породы домашних птиц и цепи их выведения. Познавательные: Аргументировать вывод о происхождении птиц от древних рептилий. Регулятивные: Развитие умения применять методы изучения живой природы на практике. Коммуникативные: Умение работать самостоятельно индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать и аргументировать свое мнение. Личностные: Развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. |
52. | Экскурсия №2 «Птицы леса (парка)» | 1 | 19.03 | | | Предметные: Наблюдать и описывать поведение птиц в природе. Познавательны: Обобщать и фиксировать результаты экскурсии. Коммуникативные: Участвовать в обсуждении результатов наблюдений. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Личностные: Соблюдать правила проведения в природе. |
53. | Обобщение и систематизация знаний по темам 9–11 | 1 | 23.03 | | | Предметные: Характеризовать строение представителей классов в связи со средой их обитания. Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов животных различных классов.Определять систематическую принадлежность представителей классов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Доказывать и объяснять усложнение организации животных в ходе эволюции. Познавательные: Освоение интеллектуальных умений (сравнивать, анализировать, классифицировать биологические объекты и явления, делать выводы). Проектировать меры по охране ценных групп рыб. Регулятивные: Умение обобщать и анализировать полученную информацию, переводить ее из одной формы в другую. Коммуникативные: Развитие умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, выслушивать и сравнивать разные точки зрения, объяснять и отстаивать свою позицию. Личностные: Называть наиболее распространённые виды птиц и объяснять их значение в жизни человека. |
| Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери | 10 | | | Учебник «Биология» 8 класс, методическое пособие 8 класс. Компьютер, мультимедийный проектор. Комплект таблиц по биологии 6-9 класс | |
54. | Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих | 1 | 2.04 | | | Предметные: Выделять характерные признаки представителей класса Млекопитающие. Обосновывать выводы о более высокой организации млекопитающих. Сравнивать и обобщать особенности строения и функций покровов млекопитающих и рептилий. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: владеть диалогической формой речи. Личностные: Формирование у учащихся нравственно-этического оценивания своего места в окружающем мире; формирование умения сопоставлять человека (как живой организм) с другими животными. |
55. | Внутреннее строение млекопитающих Лабораторная работа № 8 «Строение скелета млекопитающих» | 1 | 6.04 | | | Предметные: Описывать характерные особенности строения и функций опорно-двигательной системы, используя примеры животных разных сред обитания. Познавательные: Наблюдать и фиксировать результаты наблюдений в ходе выполнения лабораторной работы. Характеризовать особенности строения систем внутренних органов млекопитающих по сравнению с рептилиями. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения Коммуникативные: Аргументировать выводы о прогрессивном развитии млекопитающих. Личностные: Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. |
56. | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл | 1 | 9.04 | | | Предметные: Характеризовать особенности размножения млекопитающих по сравнению с прочими хордовыми. Устанавливать взаимосвязь этапов годового жизненного цикла и сезонных изменений. Объяснять причины наличия высокого уровня обмена веществ и теплокровности у млекопитающих. Познавательные: Прогнозировать зависимость численности млекопитающих от экологических и антропогенных факторов на конкретных примерах. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: распределять роли в группах сотрудничества по выполнению практической работы; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные Формирование у учащихся умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; формирование интереса к проблемам экономии природных ресурсов. |
57. | Происхождение и разнообразие млекопитающих | 1 | 13.04 | | | Предметные: Объяснять и доказывать на примерах происхождение млекопитающих от рептилий. Различать на рисунках, фотографиях и натуральных объектах современных млекопитающих. Познавательные: Осваивать приёмы работы с определителем животных. Устанавливать систематическую принадлежность млекопитающих. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о разнообразии млекопитающих, об исчезающих видах млекопитающих и о мерах по их сохранению. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: распределять роли в группах сотрудничества по выполнению практической работы; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные Формирование у учащихся умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; формирование интереса к проблемам экономии природных ресурсов. |
58. | Высшие, или Плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные | 1 | 16.04 | | | Предметные: Объяснять принципы классификации млекопитающих. Сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей разных отрядов, находить сходство и различия. Определять представителей различных сред жизни по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Познавательные: Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о роли животных разных отрядов в экосистемах, об особенностях строения. Регулятивные: уметь применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: владеть монологической формой речи. Личностные: Формирование у учащихся устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. |
59. | Высшие, или Плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные | 1 | 20.04 | | | Предметные: Устанавливать различия между отрядами ластоногих и китообразных, парнокопытных и непарнокопытных. Объяснять взаимосвязь строения и жизнедеятельности животных со средой обитания. Определять представителей отрядов на рисунках, фотографиях. Сравнивать представителей разных отрядов и находить сходство и различия. Познавательные: Систематизировать информацию и обобщать её в виде схем и таблиц. Регулятивные: Формирование навыков самостоятельного приобретения новых знаний. Коммуникативные: Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение, формулировать и аргументировать свое мнение. Личностные: Формирование представления о многообразии растительного мира, осознание его значимости для человечества. |
60. | Высшие, или Плацентарные, звери: приматы | 1 | 23.04 | | | Предметные:Характеризовать общие черты строения приматов. Находить черты сходства строения человекообразных обезьян и человека. Различать на рисунках, фотографиях представителей человекообразных обезьян. Познавательные: Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта об эволюции хордовых животных. Регулятивные: Развитие навыков самостоятельного приобретения новых знаний. Коммуникативные: Развитие умения адекватно использовать речевые средства в дискуссии и аргументации своей позиции, объяснять и отстаивать свое мнение. Личностные: Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. |
61. | Экологические группы млекопитающих Экскурсия №3 «Разнообразие млекопитающих (зоопарк, краеведческий музей)» | 1 | 27.04 | | | Предметные: Называть экологические группы животных. Характеризовать признаки животных одной экологической группы на примерах. Познавательные: Наблюдать, фиксировать и обобщать результаты экскурсии. Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Коммуникативные: Развитие умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, выслушивать и сравнивать разные точки зрения, объяснять и отстаивать свою позицию. Личностные: Соблюдать правила поведения в природе. |
62. | Значение млекопитающих для человека | 1 | 30.04 | | | Предметные: Приводить примеры разнообразия животных в природе. Объяснять принципы классификации животных. Характеризовать стадии зародышевого развития животных. Доказывать взаимосвязь животных в природе, наличие черт усложнения их организации. Устанавливать взаимосвязь строения животных и этапов развития жизни на Земле. Раскрывать основные положения учения Ч. Дарвина, их роль в объяснении эволюции организмов. Познавательные: Формирование умения создавать презентации своих учебных и исследовательских работ, реализовывать проекты. Регулятивные: В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Коммуникативные: Умение обобщать и анализировать полученную информацию, переводить ее из одной формы в другую. Личностные: Формирование основ экологической грамотности: осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний млекопитающих. |
63. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Млекопитающие, или Звери» | 1 | 4.05 | | | Предметные: Характеризовать особенности строения представителей класса Звери. Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов млекопитающих. Определять систематическую принадлежность представителей классов. Познавательные: Обосновывать выводы о происхождении млекопитающих. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: распределять роли в группах сотрудничества по выполнению практической работы; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к природным сообществам. |
| Тема 13. Развитие животного мира на Земле | 5 | | | Учебник «Биология» 8 класс, методическое пособие 8 класс. Компьютер, мультимедийный проектор. Комплект таблиц по биологии 6-9 класс | |
64. | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина | 1 | 7.05 | | | Предметные: Характеризовать основные этапы эволюции животных. Описывать процесс усложнения многоклеточных, используя примеры. Обобщать информацию и делать выводы о прогрессивном развитии хордовых. Характеризовать основные уровни организации жизни на Земле. Устанавливать взаимосвязь живых организмов в экосистемах. Познавательные: Использовать составленную в течение года обобщающую таблицу для характеристики основных этапов эволюции животных. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: распределять роли в группах сотрудничества по выполнению практической работы; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к природным сообществам. |
65. | Развитие животного мира на Земле | 1 | 11.05 | | | Предметные: Характеризовать основные этапы эволюции животных. Описывать процесс усложнения многоклеточных, используя примеры. Обобщать информацию и делать выводы о прогрессивном развитии хордовых. Характеризовать основные уровни организации жизни на Земле. Устанавливать взаимосвязь живых организмов в экосистемах. Познавательные: Использовать составленную в течение года обобщающую таблицу для характеристики основных этапов эволюции животных. Регулятивные: вносить коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Коммуникативные: уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию, владеть монологической и диалогической формами речи. Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщения о сокращении численности отдельных видов животных. Личностные Формирование у учащихся познавательного интереса к предмету исследования. |
66. | Современный мир живых организмов | 1 | 14.05 | | | Предметные: Называть уровни организации жизни на Земле. Описывать характерные признаки каждого уровня. Объяснять функции разных групп организмов и их роль в образовании среды. Приводить примеры средообразующей деятельности живых организмов. Составлять цепи питания, схемы круговорота веществ в природе. Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в устойчивом развитии биосферы. Давать определение понятиям: «экосистема», «биогеоценоз», «биосфера». Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в устойчивом развитии биосферы. Познавательные: Развитие умения определять существенные признаки биологических объектов и процессов, совершающихся в живой природе, умения сравнивать между собой различные биологические объекты. Регулятивные: Развитие навыков самостоятельного приобретения новых знаний. Коммуникативные: Развитие умения адекватно использовать речевые средства в дискуссии и аргументации своей позиции, объяснять и отстаивать свое мнение. Личностные: Прогнозировать последствия разрушения озонового слоя для биосферы, исчезновения дождевых червей и других живых организмов для почвообразования. |
67. | Биосфера Экскурсия №4 «Жизнь природного сообщества весной» | 1 | 18.5 | | | Предметные: Описывать исторические представления о единстве живой материи. Характеризовать биосистему как самую крупную экосистему Земли. Называть границы биосферы. Объяснять и оценивать роль В.И. Вернадского в развитии учения о биосфере. Сравнивать функции косного и биокосного вещества. Устанавливать взаимосвязь функций живого вещества в биосфере, связь экосистем. Познавательные: Оценивать роль человека в биосфере как части биокосного вещества. Прогнозировать последствия антропогенной деятельности для сохранения биосферы. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о научной деятельности В.И. Вернадского. Личностные: Описывать природные явления. Наблюдать за взаимоотношениями живых организмов в природном сообществе, делать выводы. Соблюдать правила поведения в природе. |
68. | Обобщение и систематизация знаний по темам 8–13 Итоговый контроль | 1 | 21.05 | | | Предметные: Систематизировать знания по темам раздела «Животные». Познавательные: Применять основные виды учебной деятельности при формулировке ответов к итоговым заданиям. Регулятивные: В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Коммуникативные: Умение обобщать и анализировать полученную информацию, переводить ее из одной формы в другую. Личностные: Формирование основ экологической грамотности. |
Итого: | | 68 | | | | Лабораторных работ — 8 Экскурсий - 4 |