СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно- тематическое планирование по литературе,10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе(базовый уровень), г.Донецк.

Просмотр содержимого документа
«Календарно- тематическое планирование по литературе,10 класс»

Календарно-тематическое планирование

уроков литературы

в 10-Б классе (базовый уровень)

(3 часа в неделю; за год – 105 ч.)


урока

Дата

К-во

Тема урока

Примечания

план

факт

план

факт









1 семестр


1




11

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (Часть 1).

(10+ 1 КР)






1

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

Теория литературы. Славянофильство и западничество. «Физиологический» очерк. «Чистое искусство». Антинигилистический роман.


2




1

Иван Сергеевич Тургенев (1818 - 1883). Жизнь и творчество. (Обзор.)

Ощущение неустойчивости времени и обозначение главных его проблем: крепостное право, новый тип героя. "Проверка любовью" как испытание положительного героя Тургенева. Особенности реалистического творчества. Идеологический, социально-психологический роман Тургенева.


3




1

«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа.


4




1

Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя.


5




1

Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе.


6




1

Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Углубление понятия о романе. (Частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).


7




1

Язык и стиль романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»


8




1

"Проверка любовью" как испытание для Евгения Базарова.


9




1

Николай Гаврилович Чернышевский (1828 — 1889)

Очерк жизни и творчества писателя. Роман «Что делать?». Творческая история романа. Жанровое своеобразие Значение романа в истории литературы и революционного движения. Диалоги с «проницательным читателем». Композиция романа.


10




1

Мир старых пошлых людей в романе. Новые люди. «Особенный человек».

Теория литературы. Углубление понятия о романе. (Частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).


11




1

КР1. КОНТРОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ.






16

ТЕМА 2. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА(Часть 2).

(13+ 1ВЧ+1КР+1РР)


12




1

Иван Александрович Гончаров (1812 — 1891)

Жизнь и творчество. (Обзор.) Своеобразие художественного таланта И.А.Гончарова. Романы И.А.Гончарова, отражение в них взглядов и симпатий писателя. Характеры и судьбы героев.


13




1


Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика.


14




1


Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти.


15




1

«Обломовщина» как общественное явление.

Теория литературы. Обобщение в литературе.

Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.


16




1

Герои романа и их отношение к Обломову


17




1

Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» H.А.Добролюбова, «Обломов» Д.И. Писарева).


18




1

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ 1. И.А.Гончаров «Обыкновенная история», «Обрыв», «Фрегат «Паллада»


19




1

Александр Николаевич Островский (1823 - 1886) Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия). Реалистическая драма. Речевая характеристика в драматическом произведении.


20




1

Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту.


21




1

Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния.


22




1

РР. (п) 1. Работа со статьей Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве». Составление тезисов критической статьи


23




1

«Бесприданница». Новый вариант темы "горячего сердца". Власть денег как движущий мотив сюжетного действия. Новый тип конфликта. Система персонажей.

Наизусть: А.Н. Островский. «Гроза» или «Бесприданница» (монолог одной из главных героинь).

24




1

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 - 1889)

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления). Литературная сказка, ее основные особенности. Сатирическая сказка. Понятие о гротеске.


25




1

«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя.


26




1

Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.


27




1

КР2. КОНТРОЛЬНАЯ ТЕСТОВАЯ РАБОТА.






11

ТЕМА 3. ИЗ РУССКОЙ ПОЭЗИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (Часть 1 )

(9+1ЛРК+1КР)


28




1

Фёдор Иванович Тютчев (1803 — 1873). Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, оморе ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...».

Наизусть: «Silentium!»,

29




1

Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева – слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией).

Наизусть: «Как хорошо ты, о море ночное...»

30




1

Любовь в поэзии Ф.И Тютчева как стихийная сила и «поединок роковой».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.


31




1

Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров – героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений


32




1

Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1877). Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала

Наизусть: «Рыцарь на час»

33




1

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».

Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).


34




1

Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживанийстрадающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова.

Наизусть: «Я не люблю иронии твоей...»

35




1

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие


36




1

Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.


37




1

ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ 1. Н.Е. Каронин-Петропавловский. Очерк жизни и творчества. «Очерки Донецкого бассейна». Тема Донбасса в творчестве писателя


38




1

КР 3. КОНТРОЛЬНАЯ ТЕСТОВАЯ РАБОТА.






8

ТЕМА 4. ИЗ РУССКОЙ ПОЭЗИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА Часть 2 (8 ч)

(6+ 1 КР)


39




1

Афанасий Афанасьевич Фет (1820 — 1892)

Жизнь и творчество. (Обзор) Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета – практичного помещика.


40




1

Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое».

Наизусть: «Шепот, робкое дыханье...»

41




1

Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».

Наизусть: «Сияла ночь. Луной был полон сад...»

42




1

Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.


43




1

КР 4. КОНТРОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ по теме «Творчество А.А.Фета»


44




1

Алексей Константинович Толстой (1817 - 1875)

Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.

Наизусть: «Слеза дрожит в твоем ревнивом

взоре...»

45




1

Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом

взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»,

Теория литературы. Композиция лирического произведения.


46




1

КР 5. КОНТРОЛЬНАЯ ТЕСТОВАЯ РАБОТА.






18

ТЕМА 5. Страницы истории западноевропейского романа XIX века

(14+1РР+2КР+1ЛРК)


47




1

Фредерик СТЕНДАЛЬ (1783 — 1842). Сведения о жизни и творчестве французского писателя.


48




1

Роман «Красное и чёрное». Многозначность символического названия романа Стендаля «Красное и черное», значение подзаголовка «Хроника XIX века».







II СЕМЕСТР


49




1

Жюльен Сорель, его характер и судьба. Душевная борьба

героя.


50

51




2

Изображение персонажей романа сквозь призму восприятия Сореля.


52




1

Особенности сюжета. Лаконизм, психологизм стендалевской прозы.

Теория литературы. Роман (обогащение знаний: социально-психологический роман).


53




1

Оноре де БАЛЬЗАК (1799 — 1850). Сведения о жизни и творчестве О. Де Бальзака. Автор «Человеческой комедии» - знаток человеческой души и движущих сил общественного развития.


54




1

«Гобсек» или «Отец Горио». Изображение губительной власти денег, разрушающей человеческие души и семьи, противопоставляющей детей и родителей.



55




1

Проблема мнимых и подлинных жизненных ценностей.


56




1

РР 2 (у.). Построение монологического высказывания от лица героя произведения.


57




1

Художественное совершенство произведений французского писателя-реалиста: мастерство портрета, значение деталей быта.


58




1

ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ 2.

Леонид Губин «Первопроходец».


59




1

КР 6. КОНТРОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ


60




1

Чарльз ДИККЕНС (1812 — 1870). Краткий очерк творчества. Дидактизм Диккенса, поиски им добрых начал в жизни.


61




1

Юмор Диккенса. Смех как выражение оптимизма писателя.


62




1

Реальное и сказочное в «Рождественской песне в прозе» Диккенса. Скряга Скрудж, его холодный дом, встреча с духами прошлого, настоящего и будущего и его превращение в доброго Скруджа. Образ Скруджа и галерея образов скупцов в мировой литературе.


63




1

Роман «Домби и сын». Мир, в котором живут и действуют герои романа. Тема детских страданий в романе.

Теория литературы. Святочная повесть.


64




1

КР 7. КОНТРОЛЬНАЯ ТЕСТОВАЯ РАБОТА.






9

ТЕМА 6. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА (ЧАСТЬ 1)

(7+1 КР+1ВЧ)


65




1

Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ (1821 - 1881) Жизнь и творчество. (Обзор). Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».


66




1

«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения.


67




1

Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений.


68




1

«Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.


69




1

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души.


70




1

Полифонизм романа и диалоги героев.


71





ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ 2. Ф.М. Достоевский «Подросток», «Село Степанчиково и его обитатели», «Бесы» (по выбору учащихся).


72




1

Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.


73




1

КР 8. КОНТРОЛЬНАЯ ТЕСТОВАЯ РАБОТА.






14

ТЕМА 7. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА (ЧАСТЬ 2)

(13+1КР)


74




1

Лев Николаевич ТОЛСТОЙ (1828 — 1910). Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути.


75




1

Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.


76




1

. Правда о войне в «Севастопольских рассказах».


77




1

Взгляды и настроения писателя в 70-80-е годы («Анна Каренина»).


78




1

Ощущение необходимости воскрешения национальной жизни («Воскресение», «Живой труп»).


79




1

«Война и мир» — вершина творчества Л.Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.


80




1

Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» —просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя,


81




1

Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий, Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым.

Наизусть один из отрывков: «У дядюшки», «Небо Аустерлица», «Старый дуб в весеннем лесу»

82




1

Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи.


83




1

Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души».


84




1

Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.


85




1

КР 9. КОНТРОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ


86




1

Урок-интервью «У нас в гостях герои произведений Л.Толстого («Война и мир», «Анна Каренина», трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность»)


87




1

Урок-интервью «У нас в гостях герои произведений Л.Толстого («Война и мир», «Анна Каренина», трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность»)






11

ТЕМА 8. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА (ЧАСТЬ 3).

(10+1КР)


88




1

Николай Семенович ЛЕСКОВ (1831 — 1895). Жизнь и творчество.(Обзор.) Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.


89




1

Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.


90




1

«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.


91




1

Роль сюжетно композиционных элементов в повести (портреты героев, внутренние монологи, пейзажи, речевая характеристика).


92




1

Творчество Н.С.Лескова в искусстве.


93




1

Антон Павлович ЧЕХОВ (1860 — 1904) Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.


94




1

Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору учителя.


95




1

Презентация одного из рассказов А.П.Чехова: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.


96




1

«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей.


97




1

Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение».


98




1

КР 10. КОНТРОЛЬНАЯ ТЕСТОВАЯ РАБОТА.






7

ТЕМА 9 . Мировое значение русской литературы.Страницы зарубежной литературы конца XIX-начала ХХ века( 7 ч.)


99




1

Мировое значение русской литературы. Гуманизм, народность, глубина постановки важных вопросов современности в произведениях русских писателей.


100




1

Генрик ИБСЕН (1828 — 1906). Слово о писателе.

«Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений.


101




1

Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.

Теория литературы. Понятие об аналитической драме. Понятие о внешнем и внутреннем действии. Подтекст


102




1

Ги де МОПАССАН (1850 — 1893). Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета. Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.


103




1

Джордж Бернард ШОУ (1856 — 1950). Жизнь и творчество (обзор). «Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации.


104




1

Характеры главных героев пьесы. Открытый финал.


105




1

Итоговый урок.