| Организацион-ный момент | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | - Здравствуйте ребята, садитесь! Мы начинаем урок, а девизом к нему пусть станут слова древнегреческого ученого Фалеса: - Что быстрее всего? – Ум. - Что мудрее всего? – Время. - Что приятнее всего? – Достичь желаемого. Я хочу, чтобы каждый из вас сегодня на уроке достиг желаемого результата. | | Личностные: действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Коммуникативные: слушать собеседника, использование речи для регуляции своего действия, контролировать действия партнёра, эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества. |
| Актуализация знаний | Актуализировать необходимые и достаточные знания об экономических районах РФ. Cоздать условия для определения темы урока. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | Мы продолжаем изучать экономические районы России. - Давайте вспомним, что такое «экономический район»? - Экономический район – это совокупность субъектов Российской Федерации, которая отличается от других своей специализацией. - Сколько экономических районов выделяют на территории России? (12) - Сколько субъектов расположено на территории РФ? (89) И только один субъект РФ имеет особенное положение, особый статус и особую историю, поэтому мы изучаем его отдельно. Я предлагаю вам послушать музыкальную композицию, которая представляет интерес не только как музыкальное произведение, но и как географическая характеристика. О. Газманов «Балтийский берег» | Отвечают на вопрос, используя имеющиеся знания. Слушают композицию и анализируют полученную информацию. | Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей, эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества. |
| Постановка учебной задачи | Организовать побуждающий диалог к формулировке темы, цели урока. | - Вы догадались, о какой российской территории пойдет речь и в чём её «особенность»? (О Калининградской области. Этот субъект не имеет границ с основной территорией России). - Верно. Итак, какая же тема урока? Калининградскую область. - Какую цель поставим перед собой? Изучить особенности Калининградской области. - Что мы должны сегодня узнать? Чему научиться? - Выявить особенности ЭГП. - Изучить природные условия и ресурсы. - Изучить особенности населения. - Определить экономическое развитие области и её роль в жизни страны. | Отвечают на вопросы, формулируют тему, цель урока. | Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. |
| Построение проекта выхода из затруднения | Организовать построение проекта выхода из затруднения: 1. Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели действия и т.д.). 2. Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. | - Что мы уже знаем о Калининградской области? - А чтобы узнать больше и создать образ этого субъекта мы должны изучить его особенности, а это, как вы уже сказали, и является целью нашего урока. | Отвечают на вопрос. | Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, осознано и произвольно строить речевые высказывания. Регулятивные: управлять волевой саморегуляцией в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать свое мнение и позицию, учитывать разные мнения. |
| Открытие нового знания | Организовать реализацию построенного проекта, фиксацию нового способа действия в речи, в знаках (с помощью эталона), уточнение общего характера нового знания. | - Ребята, я думаю, всем нам будет интересно узнать, как же Калининградская область оказалась в составе российского государства. - История возникновения Калининградской области – опережающее задание. - А сейчас мы поработаем в группах и узнаем о других особенностях Калининградской области. У нас будут сегодня … - Экономико-географы, которые расскажут нам об ЭГП Калининградской области); - Физико-географы, изучат природные условия и ресурсы; - Демографы, расскажут о населении; - Экономисты, проанализируют экономическую карту и расскажут, на каких же отраслях специализируется современная экономика области. Выступление групп: - 1 группа: Наша группа называлась … Мы давали оценку ЭГП области. Проанализировав политико-административную карту и дополнительный материал мы пришли к выводу, что… - положение в центре Европы; - близость к рынкам Западной и Восточной Европы; - близость к трансъевропейским транспортным коридорам и другим европейским коммуникациям; - наличием на территории области незамерзающего порта (выход в Балтийское море). Плюсы ЭГП: Область стала более открытой на Запад. Усилились ее экономические и культурные связи со странами Западной Европы, особенно с расположенными в Балтийском регионе. Минусы ЭГП: Калининградская область - это российский анклав на Балтике. - анклав (полуанклав - имеет морской берег) - Чтобы достичь ближайших областей России, нужно пересечь территорию Литвы, Латвии ( в северо-восточном направлении, на Санкт-Петербург) или Белоруссии ( в направлении на восток, к Москве) - Польша вступила в НАТО в 1999г.; Литва, как и другие прибалтийские страны, вошла в него в 2004г. - В мае 2004г. Польша и страны Балтии стали членами европейского Союза (ЕС) ЭГП - главный ресурс Калининградской области – СЭЗ СЭЗ – такие территории страны, которым предоставляются льготы (таможенные, налоговые) для привлечения иностранного капитала. 2 группа: Наша группа называлась … Мы изучали природные условия и ресурсы области. Мы работали с физической картой России и пришли к выводу, что … - Водные ресурсы - значительны - Агроклиматические ресурсы очень богаты: длительный вегетационный и безморозный период, только увлажнение избыточное. - Почвенные ресурсы при использовании мелиорации (удобрении, известковании и осушении) очень благоприятны. - Рекреационные ресурсы очень богаты - Запасы янтаря – 90 % от мировых Куршская коса - объект Всемирного природного наследия. 3 группа: Наша группа называлась … Мы изучали особенности населения Калининградской области. Изучив дополнительный материал и материал в учебнике мы узнали, что … Численность населения области на 2018 год составляет 994 599 человек. Калининград – 475 тыс. Плотность - 66 чел./км². Доля городского населения - 78%, т.е. район урбанизированный. Проживают: русские - 86%, украинцы, белорусы, литовцы, армяне, немцы, татары и другие национальности. 4 группа: Наша группа называлась … Мы работали с экономической картой России и пришли к выводу, что в калининградском экономической районе развиты отрасли: - рыбопромышленный комплекс - машиностроение (судостроение и судоремонт) - Ц/б промышленность | Работа с учебником, картами атласа и учебника, атласом, дополнительным материалом. Делают выводы, проговаривают полученную информацию | Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать свое мнение и позицию, учитывать разные мнения, планировать учебное сотрудничество со сверстниками, использовать критерии для обоснования своего суждения, достигать договорённости и согласованности в общем решении. Личностные: формировать ценностные ориентации (саморегуляция, смыслообразование, стимулирование, достижение), осознание ответственности за общее дело, следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выдвигать гипотезы и их обосновывать, устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные: формировать волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, познавательную инициативу, умение осознанно и произвольно строить логическую цепь рассуждений, доказательств, строить речевое высказывание. |
| Самостоятель- ная работа с самопроверкой по эталону | Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. По результатам выполнения работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия. | ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - Давайте с вами отдохнём и послушаем шум волны Балтийского моря. - Отдохнули? А теперь с новыми силами за работу! - Сейчас мы выполним в парах небольшую самостоятельную работу, которая поможет нам закрепить полученные знания. | Самостоятельно работают, проверяют и оценивают свою работу. Работа в парах | Познавательные: выполнять действия по алгоритму. Регулятивные: выполнять самоконтроль, коррекцию и оценивание своей работы. Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, использовать критерии для обоснования своего суждения. |
| Включение в систему знаний и повторение | | Ребята, а сейчас, чтобы у вас сложилась целостная картина о Калининградской области, я предлагаю вам посмотреть видеоклип. Видеоролик «Калининградская область» Итак, давайте подведём итоги нашей работы: - Какую цель мы ставили в начале урока? - Мы её достигли? Мы изучили особенности Калининградской обл.? - Так в чем же её особенность? 1. Самый западный и один из самых маленьких регионов РФ. 2. Она отделена территориями соседних государств, но имеет выход в море и поэтому является полуанклавом. 3. Имеет особенное ЭГП, которое определяется близостью к странам Европы, наличием незамерзающих городов – портов (Калининград, Приморск, Балтийск), выходом в Балтийское море, благоприятными природными ресурсами для развития туризма. 4. Имеются благоприятные предпосылки для развития многих отраслей экономики, внешнеторговых связей и курортного хозяйства. | Фронтальная работа | Личностные: выполнять нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: выполнять самостоятельно действия по алгоритму. |
| Рефлексия | Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке, оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. | - Чему научились? - Как работала ваша группа? - Какие затруднения у вас возникли? - Что ты для себя нового узнал сегодня? А ты?... А ты?... Оценка работы групп и отдельных учащихся. | Анализируют, делают вывод, высказывают свое мнение. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Личностные: выполнять самооценку на основе критерия успешности, следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям, адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации. |