СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Калининградская область" 9 класс. Технологическая карта урока.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

На территории Российской Федерации 89 субъектов и только один субъект имеет особенное положение, особый статус и особую историю.

Просмотр содержимого документа
«"Калининградская область" 9 класс. Технологическая карта урока.»

Технологическая карта урока

Учебный предмет: география

Класс: 9

Тема урока: Калининградская область

Тип урока: урок открытия новых знаний

Место проведения: МОУ Сапожковская СШ им. Героя России Тучина А.И.

Учитель: Добычина Валентина Николаевна, учитель географии первой квалификационной категории

Цели урока:

Образовательные: формирование физико-, политико-, экономико - географического образа территории Калининградской области;

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ресурсы:

- основные: учебник А.И. Алексеев В.В. Николина; атлас, опорный конспект, презентация к уроку.

- дополнительные: компьютер, интерактивная доска.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная.


п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организацион-ный момент

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

- Здравствуйте ребята, садитесь!

Мы начинаем урок, а девизом к нему пусть станут слова древнегреческого ученого Фалеса:

- Что быстрее всего? – Ум.

- Что мудрее всего? – Время.

- Что приятнее всего? – Достичь желаемого.

Я хочу, чтобы каждый из вас сегодня на уроке достиг желаемого результата.














Личностные: действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Коммуникативные: слушать собеседника, использование  речи для регуляции своего действия, контролировать действия партнёра, эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Актуализация знаний

Актуализировать необходимые и достаточные знания об экономических районах РФ.

Cоздать условия для определения темы урока.

Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Мы продолжаем изучать экономические районы России.

- Давайте вспомним, что такое «экономический район»?


- Экономический район – это совокупность субъектов Российской Федерации, которая отличается от других своей специализацией.


- Сколько экономических районов выделяют на территории России? (12)

- Сколько субъектов расположено на территории РФ? (89)


И только один субъект РФ имеет особенное положение, особый статус и особую историю, поэтому мы изучаем его отдельно.


Я предлагаю вам послушать музыкальную композицию, которая представляет интерес не только как музыкальное произведение, но и как географическая характеристика.


О. Газманов «Балтийский берег»




Отвечают на вопрос, используя имеющиеся знания.











Слушают композицию и анализируют полученную информацию.


Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей, эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Постановка учебной задачи

Организовать побуждающий диалог к формулировке темы, цели урока.

- Вы догадались, о какой российской территории пойдет речь и в чём её «особенность»?

(О Калининградской области. Этот субъект не имеет границ с основной территорией России).


- Верно. Итак, какая же тема урока? Калининградскую область.


- Какую цель поставим перед собой?

Изучить особенности Калининградской области.


- Что мы должны сегодня узнать? Чему научиться?

- Выявить особенности ЭГП.

- Изучить природные условия и ресурсы.

- Изучить особенности населения.

- Определить экономическое развитие области и её роль в жизни страны.

Отвечают на вопросы, формулируют тему, цель урока.


Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Построение проекта выхода из затруднения

Организовать построение проекта выхода из затруднения:

1. Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели действия и т.д.).

2. Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

- Что мы уже знаем о Калининградской области?


- А чтобы узнать больше и создать образ этого субъекта мы должны изучить его особенности, а это, как вы уже сказали, и является целью нашего урока.


Отвечают на вопрос.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, осознано и произвольно строить речевые высказывания.

Регулятивные: управлять волевой саморегуляцией в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать свое мнение и позицию, учитывать разные мнения.

Открытие нового знания

Организовать реализацию построенного проекта, фиксацию нового способа действия в речи, в знаках (с помощью эталона), уточнение общего характера нового знания.



- Ребята, я думаю, всем нам будет интересно узнать, как же Калининградская область оказалась в составе российского государства.




- История возникновения Калининградской области – опережающее задание.






- А сейчас мы поработаем в группах и узнаем о других особенностях Калининградской области. У нас будут сегодня …

- Экономико-географы, которые расскажут нам об ЭГП Калининградской области);

- Физико-географы, изучат природные условия и ресурсы;

- Демографы, расскажут о населении;

- Экономисты, проанализируют экономическую карту и расскажут, на каких же отраслях специализируется современная экономика области.


Выступление групп:

- 1 группа: Наша группа называлась … Мы давали оценку ЭГП области. Проанализировав политико-административную карту и дополнительный материал мы пришли к выводу, что…


- положение в центре Европы;

- близость к рынкам Западной и Восточной Европы;

- близость к трансъевропейским транспортным коридорам и другим европейским коммуникациям;

- наличием на территории области незамерзающего порта (выход в Балтийское море).


Плюсы ЭГП: Область стала более открытой на Запад. Усилились ее экономические и культурные связи со странами Западной Европы, особенно с расположенными в Балтийском регионе.


Минусы ЭГП: Калининградская область - это российский анклав на Балтике.

- анклав (полуанклав - имеет морской берег) - Чтобы достичь ближайших областей России, нужно пересечь территорию Литвы, Латвии ( в северо-восточном направлении, на Санкт-Петербург) или Белоруссии ( в направлении на восток, к Москве)

- Польша вступила в НАТО в 1999г.; Литва, как и другие прибалтийские страны, вошла в него в 2004г.

- В мае 2004г. Польша и страны Балтии стали членами европейского Союза (ЕС)

ЭГП - главный ресурс Калининградской области – СЭЗ

СЭЗ – такие территории страны, которым предоставляются льготы (таможенные, налоговые) для привлечения иностранного капитала.


2 группа: Наша группа называлась … Мы изучали природные условия и ресурсы области. Мы работали с физической картой России и пришли к выводу, что …


- Водные ресурсы - значительны

- Агроклиматические ресурсы очень богаты: длительный вегетационный и безморозный период, только увлажнение избыточное.

- Почвенные ресурсы при использовании мелиорации (удобрении, известковании и осушении) очень благоприятны.

- Рекреационные ресурсы очень богаты

- Запасы янтаря – 90 % от мировых

Куршская коса - объект Всемирного природного наследия.



3 группа: Наша группа называлась … Мы изучали особенности населения Калининградской области. Изучив дополнительный материал и материал в учебнике мы узнали, что …

  • Численность населения области на 2018 год составляет 994 599 человек. Калининград – 475 тыс. Плотность - 66 чел./км². Доля городского населения - 78%, т.е. район урбанизированный.

Проживают: русские - 86%, украинцы, белорусы, литовцы, армяне, немцы, татары и другие национальности.


4 группа: Наша группа называлась … Мы работали с экономической картой России и пришли к выводу, что в калининградском экономической районе развиты отрасли:


- рыбопромышленный комплекс

- машиностроение (судостроение и судоремонт)

- Ц/б промышленность

Работа с учебником, картами атласа и учебника, атласом, дополнительным материалом.











Делают выводы, проговаривают полученную информацию




Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать свое мнение и позицию, учитывать разные мнения,

планировать учебное сотрудничество со сверстниками, использовать критерии для обоснования своего суждения, достигать договорённости и согласованности в общем решении.

Личностные: формировать ценностные ориентации (саморегуляция, смыслообразование, стимулирование, достижение),

осознание ответственности за общее дело, следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать,

выдвигать гипотезы и их обосновывать, устанавливать причинно-следственные связи

Регулятивные: формировать

волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, познавательную инициативу,

умение осознанно и произвольно строить логическую цепь рассуждений, доказательств, строить речевое высказывание.

Самостоятель- ная работа с самопроверкой по эталону

Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

По результатам выполнения работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Давайте с вами отдохнём и послушаем шум волны Балтийского моря.

- Отдохнули? А теперь с новыми силами за работу!




- Сейчас мы выполним в парах небольшую самостоятельную работу, которая поможет нам закрепить полученные знания.



Самостоятельно работают, проверяют и оценивают свою работу.






Работа в парах





Познавательные: выполнять действия по алгоритму.

Регулятивные: выполнять самоконтроль, коррекцию и оценивание своей работы.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Включение в систему знаний и повторение


Ребята, а сейчас, чтобы у вас сложилась целостная картина о Калининградской области, я предлагаю вам посмотреть видеоклип.


Видеоролик

«Калининградская область»


Итак, давайте подведём итоги нашей работы:

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Мы её достигли? Мы изучили особенности Калининградской обл.?

- Так в чем же её особенность?

1. Самый западный и один из самых маленьких регионов РФ.

2. Она отделена территориями соседних государств, но имеет выход в море и поэтому является полуанклавом.

3. Имеет особенное ЭГП, которое определяется близостью к странам Европы, наличием незамерзающих городов – портов (Калининград, Приморск, Балтийск), выходом в Балтийское море, благоприятными природными ресурсами для развития туризма.

4. Имеются благоприятные предпосылки для развития многих отраслей экономики, внешнеторговых связей и курортного хозяйства.

Фронтальная работа

Личностные: выполнять нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: выполнять самостоятельно действия по алгоритму.

Рефлексия

Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке, оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

- Чему научились?

- Как работала ваша группа?

- Какие затруднения у вас возникли?

- Что ты для себя нового узнал сегодня? А ты?... А ты?...



Оценка работы групп и отдельных учащихся.

Анализируют, делают вывод, высказывают свое мнение.


Познавательные: рефлексия способов и условий действия, умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Личностные: выполнять самооценку на основе критерия успешности, следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям, адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации.


Домашнее задание


П.21 стр.94-95;

- На к/к обвести границу, подписать страны соседи, Балтийское море, заливы, проливы.

- Составит визитную карточку Калининградской области (по желанию).





















\