Конспект урока музыки в 7 классе.
Тема урока: «Камерная инструментальная музыка. Этюд».
Цель: дать учащимся представление об особенностях развития музыки в камерных жанрах на примере этюдов эпохи романтизма.
Задачи: углубление знаний о музыкальном жанре – этюде. Жанр концертного этюда в творчестве романтиков Ф.Шопена и Ф.Листа.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Повторение пройденного материала
1).На прошлом уроке мы говорили о двух направлениях музыкальной культуры. Каких? (Духовная и светская музыка)
2). С чем были связаны два этих направления? (Светская музыка – с танцевальной культурой. Духовная – с богослужением)
3).К каким темам обращена церковная музыка? (К темам Священного Писания)
4).Что является основой развития драматургии образов духовной музыки? (Страдание, смерть, воскресение Христа)
5)Назовите церковные обряды восточной православной церкви (Литургия, всенощная, венчание, молебен)
6)Назовите церковные обряды западной католической церкви (Месса, реквием, страсти, кантаты)
7) Как называется песнопение, которое звучит в православной церкви? (Знаменный распев звучит а капелла)
III. Изучение нового материала
Сегодня мы подробнее остановимся на светской музыке.
Давайте рассмотрим репродукции картин в учебнике на страницах 92-93.
(беседа о репродукциях картин в учебнике на страницах 92-93)
Вопросы:
-Какой музыкальный образ у вас возникает при просмотре?
-Какую музыку исполняют композиторы, изображенные на гравюрах вокальную или инструментальную?
- Как мы назовём эту музыку по условиям (месту) исполнения камерная или симфоническая?
-Как называют в ИЗО искусстве наброски для будущих картин?- ЭТЮД (подготовительный набросок для будущего произведения)
Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Камерная инструментальная музыка. Этюд».
Запишем тему и определение:
Этюд — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.
Жанр этюда известен с XVIII века. Среди композиторов, создававших этюды, наиболее известен Карл Черни: он автор более тысячи фортепианных этюдов разного уровня и на разные типы техники, объединённых в циклы («Школа беглости пальцев», «Школа фуги» и др.).
На новый уровень этот жанр вывел Фридерик Шопен: его этюды не только являются упражнениями на технику, но имеют большую художественную ценность и часто исполняются в концертах.
Показ слайда с фото Фридерик Шопен
Ф.Шопен (1.03.1810 г., деревня Желязова-Воля, близ Варшавы — 17.10.1849, Париж) — польский композитор и пианист-виртуоз, педагог. Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.
В 19 веке с расцветом виртуозного исполнительства и усовершенствования музыкальных инструментов развивается новый жанр – концертные этюды.
Сложные исполнительские задачи, требующие виртуозного владения инструментом, открыли перспективу для выражения новых граней художественного содержания.
Возьмем, например, до-минорный этюд Ф. Шопена, часто называемый революционным.
Просмотр видеозаписи Ф. Шопен –этюд № 12
Анализ произведения:
Характер: порывисто, бурно, настойчиво, стремительно, энергично, настойчиво, уверенно, мужественно.
Мелодия: вверх, вниз
минор,
средний
пунктирный
быстрый
громко- тихо
трёхчастная форма
ф-но
Еще один яркий представитель романтизма, повлиявший на развитие жанра «Этюд» - был венгерский композитор Ференц Лист.
Показ слайда с фото Ференца Листа
Романтизм — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII — 1-й половины XIX в.
В музыке романтизм сформировался в 1820-х гг. и сохранял свое значение вплоть до начала XX в..Ведущим принципом романтизма становится резкое противопоставление обыденности и мечты, повседневного существования и высшего идеального мира, создаваемого творческим воображением художника.
Он отразил разочарование самых широких кругов в итогах Великой французской революции 1789—1794 гг., в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе. Поэтому ему свойственны критическая направленность, отрицание обывательского прозябания в обществе, где люди озабочены лишь погоней за наживой. Отвергаемому миру, где все, вплоть до человеческих отношений, подчинено закону купли-продажи, романтики противопоставили иную правду — правду чувств, свободного волеизъявления творческой личности. Отсюда проистекает их пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкий анализ его сложных душевных движений. Романтизм внес решающий вклад в утверждение искусства как лирического самовыражения художника.
Для музыканта-романтика процесс важнее результата, существеннее достижения.Страстное стремление стать виртуозом пришло к нему в 1832 году, после того, как он услышал Паганини (интересно, что великий скрипач произвел точно такой же эффект и примерно в то же время на молодых Шопена и Шумана). Было это в Париже, куда Лист переселился с матерью после смерти отца и где он поначалу перебивался уроками фортепиано, понемногу, однако, входя в парижскую интеллектуально-художественную среду. Вскоре среди его друзей были Гюго и Шопен, Делакруа и Берлиоз...
Показ слайда – Ф. Лист за роялем
У него была и невероятно бурная личная жизнь, связанная, в частности, с Россией, царским двором, Рихардом Вагнером, Ватиканом...
Просмотр видеофрагмента – исполнение этюда Ф. Листа «Метель» или прослушивание.
Мысль о преобразовании жанра этюда в произведение высокого художественного смысла зародилась у Листа еще в первые, едва ли не детские годы его концертной деятельности. Уже тогда он интуитивно сознавал великое образное значение динамики, тембра и фактурных средств фортепиано. Свои и чужие этюды лист объединил в циклы. Отличающиеся скрытой программностью, образно-художественной живописной манерой изображения.(«Колокольчик», «Охота», «Метель», «Блуждающие огни» и др.). Все эти этюды явились выражением сверхвиртуозной техники их создателя.
Лист старался приблизить звучание фортепиано к звучанию оркестра. Во времена Листа бытовало мнение о том, что многие его этюды не исполнимы из-за их невероятной трудности.
IV. Работа над песней
Разучивание песни «Мир не прост»
Работа над текстом, чистым интонированием, дыханием, фразировкой.
Исполнение песни коллективное.
Заключение: Фредерик Шопен и Ференц Лист – композиторы романтики. Новаторство композиторов проявилось в расширении выразительных возможностей жанра этюда. Способствовали возникновению нового жанра – концертный этюд. Оба были прекрасными пианистами. Шопен завоевал признание слушателей в светских салонах, а Лист – в больших концертных залах.
Домашнее задание: Выполнить рисунок к одному из полюбившихся музыкальных сочинений