СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кантата Прокофьева Александр Невский

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кантата Прокофьева Александр Невский»

3 КЛАСС – 1 ЧЕТВЕРТЬ

УРОК 4


Тема: С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский».


Содержание урока:

- Вокальные жанры, жанр кантата, история создания произведения,

особенности музыкального языка кантаты;


Цели урока

  • образовательные:

- закрепить понятия: «кантата», «контраст», «музыкальная живопись», «выразительность и

изобразительность»;

- оценить значение творчества великого русского композитора С. Прокофьева в воплощении

целостного образа русского народа как защитника Родины;

-провести анализ музыкального языка произведения, используя выразительные средства музыки:

темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика.

  • развивающие:

-формировать умения и творческие навыки каждого ученика;

-прививать бережное отношение к истории своего народа;

-показать многомерность и гармоничность различных видов искусства для создания образа

Александра Невского;

-развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

-совершенствовать вокально-хоровые навыки.

  • воспитательные:

-пробуждать и воспитывать патриотические чувства детей, гордость за героев Отечества;

Задачи:

  • продолжить знакомство с жанрами вокальной музыки;

  • развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;

  • формировать умение анализа музыкального произведения.


Музыкальный материал:

• С. Прокофьев Кантата «Александр Невский»

2 часть – «Песнь об Александре Невском»,

4 часть – «Вставайте люди русские»,

5 часть – «Ледовое побоище»,

6 часть – «Мёртвое поле».


Оборудование: компьютер, CD диск, портреты С.Прокофьева и С.Эйзенштейна,

презентация, раздаточный материал: таблица для заполнения,

строение кантаты.



ХОД УРОКА


1 этап: организационный момент, повторение пройденного материала:

Здравствуйте, ребята. (слайд 1)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением вокального – инструмен-тального жанра - кантатой.


Перед вами фотографии гениальных людей ХХ века. Один из них – композитор, другой – кинорежиссёр. Как вы думаете, что их может объединять?

- Конечно же общая работа над произведением, совсем не трудно догадаться, что это работа над кинофильмом.


В начале 1938 года крупнейший советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой фильм об Александре Невском. В качестве автора музыки он решил привлечь Прокофьева, с которым был хорошо знаком еще с 20-х годов. «Будучи давнишним поклонником его замечательного режиссерского таланта, я с удовольствием принял предложение», — вспоминал композитор. Прокофьев принялся за работу. Она протекала в самом тесном содружестве с Эйзенштейном. Работа шла двумя путями: либо режиссер показывал композитору законченный кусок отснятой пленки, предоставляя ему самому решать, какова должна быть музыка к нему, либо Прокофьев заранее писал тот или иной музыкальный эпизод, и Эйзенштейн строил зрительный ряд, основываясь на этой музыке. Бывало и так, что режиссер рассказывал Прокофьеву о каком-то эпизоде, иллюстрируя его карандашными рисунками, а потом делал съемки, исходя из готовой музыки.

«Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу завоевал колоссальный успех. Этот успех натолкнул композитора на мысль написать на материалах музыки к фильму кантату. Из разрозненных фрагментов, звучащих на протяжении фильма, нужно было скомпоновать стройные разделы вокально-симфонического цикла. Работа шла очень быстро и 17 мая 1939 года прошла ее премьера в Большом зале Московской консерватории.



Что бы вы хотели узнать об этом произведении?


2 этап: Ребята формируют цель урока. Цели урока обозначаются на доске.

Тема записывается в тетради.

Итак, мы хотим знать:

- кто такой А.Невский

- что такое кантата

- строение кантаты;

- как представлен образ русского народа в кантате;

- как характеризуется в музыке образ князя Александра Невского.


3 этап: изучение нового материала


Кантата, а именно этот жанр выбрал композитор для своего произведения, состоит из семи частей

«Русь под игом монгольским»,

«Песня об Александре Невском»,

«Крестоносцы во Пскове»,

«Вставайте, люди русские»,

«Ледовое побоище»,

«Мертвое поле»,

«Въезд Александра во Псков».


Кантата «Александр Невский»

У каждого народа  есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, но, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Это в полной мере относится к Александру Невскому. Это имя на Руси и сейчас произносят с особой гордостью и почтением.

Много военных подвигов совершил новгородский князь Александр Ярославич. Его войско героически сражалось со шведами на Неве-реке. За победу над врагом прозвал народ великого князя Невским.

Исторические события, связанные с именем русского князя Александра Невского, нашли отражение в произведениях разных искусств. Художник П. Корин создал триптих «Александр Невский», который состоит из трёх самостоятельных картин-частей, образующих единое целое.

Этой же теме посвящены ещё два выдающихся одноимённых произведения: кинофильм С. Эйзенштейна и кантата С. Прокофьева.

Слово кантата происходит от итальянского «кантаре», что означает «петь». Кантата состоит из нескольких номеров (частей). Предназначена для отдельных певцов (солистов), хора и оркестра.


Кантата – это большое произведение, состоящее из нескольких частей. Она исполняется обычно в концертном зале хором, оркестром и певцами солистами.


- Как же представлен образ Александра невского в произведении?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно прослушать музыку второй части кантаты «Песнь об Александре Невском». Подумайте, каким перед вами предстает Александр Невский в этой музыке? Определите его музыкальный портрет.


Звучит музыкальный фрагмент С.Прокофъева «Песнь об Александре Невском».


-Каков характер прозвучавшей музыки?


Ответы детей.

Повествовательная, величавая, размеренная, похожа на древнерусскую былину, распев разносится далеко над просторами русской земли.


- Каким предстал А. Невский перед вами, каким вы его видите в музыке? мужественным, сильным, надежным, уверенным защитником – богатырем. Перед нами былинный герой. Музыка величавая и строгая (подражание народным величальным песням). Она похожа на фреску древнего русского живописца, запечатлевшего воина сурового и преданного Родине.

Может ли эта музыка являться одновременно и характеристикой русского народа? Конечно же.

Яркой музыкальной картиной, изображающий русский народ, является четвёртая часть кантаты «Вставайте, люди русские». Этот хор – знаменитая патриотическая русская песня, призыв к защите родной земли. В которой композитор передает настрой, состояние русского народа, его решимость и мужество. Александр бросил клич, и словно из-под земли вырастают новые русские воины. Простые, мирные люди брали в руки оружие и вставали в ряды защитников. В лихие времена – каждый воин. Это правило действует всегда, в любую эпоху. Если Родина в опасности, люди объединяются и выступают на ее защиту.


Звучит музыкальный фрагмент «Вставайте, люди русские».


Какой образ у этой песни? С чего начинается эта часть?


Ответы детей.

Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания, которые сопровождают потом пение хора в его первой части. На Руси этот тревожный колокольный звон называют набат.



Что такое набат?

- Сигнал к сбору людей в случае бедствия, подаваемый ударом колокола. звоном колокола сзывали на помощь, поднимали тревогу.



Знакомство и исполнение песни «Тучка» из реп-ра «Волшебный микрофон»


Итог урока

В музыке «Александра Невского» воплотились лучшие черты творчества Прокофьева — универсальность стиля, способного с равной силой воплощать русские героические образы, проникновенную лирику, жесткие, механизированные образы захватчиков. Композитор сочетает живописно-изобразительные эпизоды с песенно-хоровыми сценами, близкими оперно-ораториальному стилю. Широта музыкальных обобщений не мешает зримой конкретности отдельных образов.

Семь веков прошло, а люди знают, почитают А Невского, а произведения разных видов искусств помогают донести до потомков его образ, «звать через прошлое к настоящему».

6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!