СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Каракули" - нетрадиционная техника

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Каракули" предназначена для всех, кто рисует, любит рисовать или только собирается рисовать.

Просмотр содержимого документа
«"Каракули" - нетрадиционная техника»

   «КАРАКУЛИ»  (Арт – терапия) Выполнила: преподаватель МБОУ СОШ № 25 Иванова Нэлли Борисовна

  «КАРАКУЛИ» (Арт – терапия)

Выполнила: преподаватель

МБОУ СОШ № 25

Иванова Нэлли Борисовна

Художник из Малайзии Винс Лоу (Vince Low) рисует портреты знаменитостей ручкой на бумаге,
  • Художник из Малайзии Винс Лоу (Vince Low) рисует портреты знаменитостей ручкой на бумаге, "не отрывая руки от листа" - как утверждают некоторые. Иллюстратор смог с невероятной точностью передать выражения лиц и эмоции звезд Голливуда, певцов, ученых и киногероев. Свою серию картин Винс Лоу назвал незамысловато — «Faces».
Идея создавать оригинальные портреты селебритиз (знаменитых людей) родилась у него спонтанно: вначале он, как и многие, любил делать наброски рисунков в записной книжке. Увидев, что результат получается довольно впечатляющим, Винс Лоу решил создать целую серию необычных работ
  • Идея создавать оригинальные портреты селебритиз (знаменитых людей) родилась у него спонтанно: вначале он, как и многие, любил делать наброски рисунков в записной книжке. Увидев, что результат получается довольно впечатляющим, Винс Лоу решил создать целую серию необычных работ
Художник рассказывает, что для него исключительно важно передать душу и характер человека, изображенного на рисунке. Не сомневаясь в своих возможностях, он решил в совершенстве освоить мастерство «штриховой» живописи. Безусловно, это направление в современном искусстве не ново, среди признанных мастеров следует вспомнить имена Атсуши Такахаши и Pierre Emmanuel Godet, рисующих «каракулями», а также иллюстратора-аматора Reddit, который создает картины при помощи непрерывной линии. Однако Винс Лоу сумел занять совершенно особую нишу в монохромной портретистике.
  • Художник рассказывает, что для него исключительно важно передать душу и характер человека, изображенного на рисунке. Не сомневаясь в своих возможностях, он решил в совершенстве освоить мастерство «штриховой» живописи. Безусловно, это направление в современном искусстве не ново, среди признанных мастеров следует вспомнить имена Атсуши Такахаши и Pierre Emmanuel Godet, рисующих «каракулями», а также иллюстратора-аматора Reddit, который создает картины при помощи непрерывной линии. Однако Винс Лоу сумел занять совершенно особую нишу в монохромной портретистике.
Часто каракули воспринимаются как сплошное баловство, бессмысленные линии, которыми может быть испещрена страница. Однако Винс Лоу знает, как упорядочить этот хаос, создав из него художественные образы. Его реалистические портреты эмоциональны и выразительны, художник умело использует игру света и тени, детально прорисовывает черты лица. Бессистемный, на первый взгляд, подход к созданию рисунка, позволяет добиться отличных результатов Винсу Лоу.
  • Часто каракули воспринимаются как сплошное баловство, бессмысленные линии, которыми может быть испещрена страница. Однако Винс Лоу знает, как упорядочить этот хаос, создав из него художественные образы. Его реалистические портреты эмоциональны и выразительны, художник умело использует игру света и тени, детально прорисовывает черты лица. Бессистемный, на первый взгляд, подход к созданию рисунка, позволяет добиться отличных результатов Винсу Лоу.

 

  • У этого замечательного художника нашлось много последователей.

 

Не зря арт-терапия «каракули» набирает все больше оборотов. В современном обществе технологии развиваются неимоверными темпами. Это развитие требует рациональной работы левого полушария головного мозга. Личность всегда тянется к гармонии и равновесию. Чем рациональнее наша деятельность, тем острее ощущается потребность в освобождении иррациональной энергии – наших эмоций. А где самый лучший выход для эмоций, как не в творчестве? Считается, что арт-терапия берет свое начало с психоанализа З.Фрейда и К.Г.Юнга, назвавших рисование сублимацией. Термином, который ныне в психологии определяет перенаправление психической энергии с прямой социально-неприемлемой цели на косвенную ,социально приемлемую. Проще говоря, эмоции (к примеру, агрессию, обиду) мы можем выплескивать не на окружающих, а освобождать – образно изображая в рисунках. Кроме высвобождения чувств, рисование по закорючкам может неожиданно изменить вашу жизнь, став своего рода хобби, в котором можно развить свои художественные способности, а также получить одобрение от окружающих или даже собрать аудиторию поклонников. При этом, конечно же, очищение от нежелательных эмоций не является единственной психологической подноготной любительского рисования.

Есть и обратная сторона медали. В рисунках также изображают желаемое. Например, известно, что многие оттачивают свое художественное мастерство, когда влюбляются. И чем чище чувства и недостижимее объект любви, тем чаще и восхитительнее вы рисуете. В этом случае изобразительное искусство может послужить вам как инструмент “визуализации цели”. То есть, чем больше вы визуализируете то, чего истинно желаете, тем мощнее запускаете внутренний неосознанный механизм поиска путей для достижения этой цели. Или, как принято говорить, “притягиваете к себе желаемое”.
  • Есть и обратная сторона медали. В рисунках также изображают желаемое. Например, известно, что многие оттачивают свое художественное мастерство, когда влюбляются. И чем чище чувства и недостижимее объект любви, тем чаще и восхитительнее вы рисуете. В этом случае изобразительное искусство может послужить вам как инструмент “визуализации цели”. То есть, чем больше вы визуализируете то, чего истинно желаете, тем мощнее запускаете внутренний неосознанный механизм поиска путей для достижения этой цели. Или, как принято говорить, “притягиваете к себе желаемое”.
Почему каракули? Смотря на простейшие загогулины и находя в них возможность продолжения изображения, вы, безусловно, тренируете свою фантазию. Вы удивитесь, насколько она у вас уникальна, когда сравните с другими рисунками! Обратите внимание: люди рисуют на одну и ту же тему, по одним и тем же каракулям, но вы не найдете одинаковых рисунков! Это подчеркивает неповторимость каждого из нас. И это контраргумент к тому факту, что, становясь взрослее, мы начинаем мыслить стереотипно и все больше становимся одинаковой серой массой. Вы очередной раз напомните себе о своей исключительности. Более того, рисование по каракулям не требует специальных навыков. Нужно всего лишь отпустить фантазию в свободный полет.
  • Почему каракули? Смотря на простейшие загогулины и находя в них возможность продолжения изображения, вы, безусловно, тренируете свою фантазию. Вы удивитесь, насколько она у вас уникальна, когда сравните с другими рисунками! Обратите внимание: люди рисуют на одну и ту же тему, по одним и тем же каракулям, но вы не найдете одинаковых рисунков! Это подчеркивает неповторимость каждого из нас. И это контраргумент к тому факту, что, становясь взрослее, мы начинаем мыслить стереотипно и все больше становимся одинаковой серой массой. Вы очередной раз напомните себе о своей исключительности. Более того, рисование по каракулям не требует специальных навыков. Нужно всего лишь отпустить фантазию в свободный полет.
На самом деле, процесс творчества начинается, когда люди “машинально” рисуют беспорядочные каляки-маляки во время скучного разговора, неинтересных занятий, конференций и так далее. Только кто-то идет дальше и постепенно оттачивает свое мастерство. Вы и сами знаете, сколько талантливых художников-самоучек известно истории. И это не потому, что кому-то это дано с рождения, а кому-то нет. Гениями не рождаются, гениями становятся! И это не рассуждения, а не единожды доказанный научный факт. Вспомните: в детстве ведь рисуют абсолютно все малыши. И на каждом новом возрастном этапе богатство и техника рисунка совершенствуется, всегда при этом являясь почти одинаковой для каждой возрастной группы. Но чем дальше, тем большее количество взрослеющих детей переключается на развитие иных навыков, тратя меньше времени на развитие рисования или вовсе оставляя его. И на этом пути каждый сам выбирает, в какой момент его техника будет удовлетворять его. Кого-то останется на уровне любителя, кого-то на уровне таланта, а кого-то на уровне гения.
  • На самом деле, процесс творчества начинается, когда люди “машинально” рисуют беспорядочные каляки-маляки во время скучного разговора, неинтересных занятий, конференций и так далее. Только кто-то идет дальше и постепенно оттачивает свое мастерство. Вы и сами знаете, сколько талантливых художников-самоучек известно истории. И это не потому, что кому-то это дано с рождения, а кому-то нет. Гениями не рождаются, гениями становятся! И это не рассуждения, а не единожды доказанный научный факт. Вспомните: в детстве ведь рисуют абсолютно все малыши. И на каждом новом возрастном этапе богатство и техника рисунка совершенствуется, всегда при этом являясь почти одинаковой для каждой возрастной группы. Но чем дальше, тем большее количество взрослеющих детей переключается на развитие иных навыков, тратя меньше времени на развитие рисования или вовсе оставляя его. И на этом пути каждый сам выбирает, в какой момент его техника будет удовлетворять его. Кого-то останется на уровне любителя, кого-то на уровне таланта, а кого-то на уровне гения.

 

  • «Я не умею рисовать», «У меня не получается» — с этими фразами сталкиваются многие родители, педагоги, психологи, предлагая ребенку порисовать. Ребенок даже не пытается что-то сделать сам, просто отказывается от попыток что-либо изобразить. Это может быть связано с различными факторами. Например, с уже имеющимся опытом негативной оценки продуктов творчества. Иногда ничего по сути не значащая, как кажется взрослым, фраза воспринимается ребенком болезненно и приводит к отказу от этого вида деятельности. Причина отказа от изобразительной деятельности может быть связана и с имеющимся у ребенка опытом жесткого ограничения свободы в творчестве, когда взрослый слишком настойчиво вмешивается в процесс: или с дидактической целью «научить, как надо», или чтобы не испачкать одежду, мебель и пр.

Отказ от рисования может быть связан также с фрустрирующими факторами, когда ребенок не смог воплотить свой замысел из-за отсутствия изобразительных навыков или поддержки со стороны взрослых. Каракули, как известно, определенный этап в обучении детей рисованию. Это один из первых опытов соприкосновения маленького человека с изобразительными средствами, дающий ребенку представление о том, что его действия могут получить реальное воплощение, результат.

Для детей постарше каракули могут стать, с одной стороны, игрой с изобразительными средствами, не обязывающей создавать что-то «правильное, красивое», с другой стороны — опытом создания необычного творческого продукта.
  • Для детей постарше каракули могут стать, с одной стороны, игрой с изобразительными средствами, не обязывающей создавать что-то «правильное, красивое», с другой стороны — опытом создания необычного творческого продукта.
Предлагаю опыт работы с детскими каракулями. Первый вариант работы — рассматривание репродукций с абстрактными изображениями (это могут быть репродукции В. Кандинского, К. Малевича и других художников), нахождение конкретных образов в, казалось бы, непонятной целостности Часто используются готовые самодельные репродукции на различных занятиях. Например, когда речь идет о непохожести разных людей. Рассматривание картин, где в одном изображении разные люди видят разные образы, является живой иллюстрацией уникальности взглядов, позиций, дает повод для размышлений и обсуждений. Второй вариант работы — создание собственного набора каракулей разными способами и средствами. Способы, которые я предпочитаю предлагать использовать детям и их родителям, проводя занятия по арт-терапии: — рисование поочередно то правой, то левой рукой,  — рисование с закрытыми глазами,  — рисование с помощью отпечатков (монотипия),  — рисование пальцами,  — рисование ногами и др.
  • Предлагаю опыт работы с детскими каракулями.
  • Первый вариант работы — рассматривание репродукций с абстрактными изображениями (это могут быть репродукции В. Кандинского, К. Малевича и других художников), нахождение конкретных образов в, казалось бы, непонятной целостности

Часто используются готовые самодельные репродукции на различных занятиях. Например, когда речь идет о непохожести разных людей. Рассматривание картин, где в одном изображении разные люди видят разные образы, является живой иллюстрацией уникальности взглядов, позиций, дает повод для размышлений и обсуждений.

  • Второй вариант работы — создание собственного набора каракулей разными способами и средствами. Способы, которые я предпочитаю предлагать использовать детям и их родителям, проводя занятия по арт-терапии:

— рисование поочередно то правой, то левой рукой, — рисование с закрытыми глазами, — рисование с помощью отпечатков (монотипия), — рисование пальцами, — рисование ногами и др.

Когда ребенок осваивает те самые «пружинки», можно предложить ему порисовать их и правой рукой, и левой. Можно дать цветные карандаши или фломастеры. Простора для творчества много!
  • Когда ребенок осваивает те самые «пружинки», можно предложить ему порисовать их и правой рукой, и левой. Можно дать цветные карандаши или фломастеры. Простора для творчества много!
Сами способы необычного рисования вызывают активный интерес у детей, снимают страх перед тем, что «не получится», воспринимаются скорее как игра, нежели как рисование. «Пружинки» освоили, пора приступать к «колючкам-волосючкам» (это детское изобретение).
  • Сами способы необычного рисования вызывают активный интерес у детей, снимают страх перед тем, что «не получится», воспринимаются скорее как игра, нежели как рисование.
  • «Пружинки» освоили, пора приступать к «колючкам-волосючкам» (это детское изобретение).
Разные материалы усиливают ощущение игры, новизны, обогащают сенсорный и изобразительный опыт участников.
  • Разные материалы усиливают ощущение игры, новизны, обогащают сенсорный и изобразительный опыт участников.
Важным этапом этой формы работы является рассматривание получившихся изображений. По сути, на этом этапе происходит возвращение к тому, что творческий продукт — это результат не только игры, но и рисования. Данный этап связан с оценкой значимости получившегося творческого продукта.
  • Важным этапом этой формы работы является рассматривание получившихся изображений. По сути, на этом этапе происходит возвращение к тому, что творческий продукт — это результат не только игры, но и рисования. Данный этап связан с оценкой значимости получившегося творческого продукта.
Третий вариант работы — объединение разных каракулей одного или нескольких участников в общую картину. Эта работа предполагает пошаговое выполнение следующих действий: — индивидуальное нахождение образов в каракулях; — вырезание определенных изображений; — определение сюжета, объединяющего вырезанные изображения в индивидуальную или общую кар тину; — выбор средств для создания фона для картины (размер листа, возможности изготовления фона и дополнительных деталей); — создание большой композиции ( вклеивание, дорисовка, оформление и др.). Иногда такая картина помещается на обычном альбомном листе, иногда занимает несколько метров обоев. Важной частью данной формы работы является презентация итогового творческого продукта, особенно если картина из каракулей создается индивидуально. Потенциал этих работ в том, что они вызывают ответный импульс у людей, которые их рассматривают, стимулируют их к творческой деятельности, создают удивительную творческую атмосферу, где делать что-то необычное не страшно
  • Третий вариант работы — объединение разных каракулей одного или нескольких участников в общую картину. Эта работа предполагает пошаговое выполнение следующих действий: — индивидуальное нахождение образов в каракулях; — вырезание определенных изображений; — определение сюжета, объединяющего вырезанные изображения в индивидуальную или общую кар тину; — выбор средств для создания фона для картины (размер листа, возможности изготовления фона и дополнительных деталей); — создание большой композиции ( вклеивание, дорисовка, оформление и др.).

Иногда такая картина помещается на обычном альбомном листе, иногда занимает несколько метров обоев.

Важной частью данной формы работы является презентация итогового творческого продукта, особенно если картина из каракулей создается индивидуально. Потенциал этих работ в том, что они вызывают ответный импульс у людей, которые их рассматривают, стимулируют их к творческой деятельности, создают удивительную творческую атмосферу, где делать что-то необычное не страшно

Четвертый вариант работы — придумывание названия Четвертый вариант работы — придумывание названия абстрактной картине, как известной, так и созданной самостоятельно. Процесс выбора названия может- быть как связан с содержанием картины (то есть с ее рассматриванием), так и не связан. Во втором случае мы опираемся скорее на ощущение от картины, эмоциональный отклик на нее, более интуитивное, нежели разумное прочтение ее содержания. Такая работа с изображениями требует высокого доверия и к ведущему, и к себе самому. Названия самостоятельно созданных из каракулей картин, как и их содержание, могут быть очень разными, неожиданными. Примеры таких названий: «Плачущий ослик под дождем», «Змеиный клубок», «Взрыв мира», «Нежная роза и разгневанная оса» и др. Перечисленные варианты работы могут рассматриваться как отдельные, самостоятельные, не связанные между собой, а могут — как этапы последовательной индивидуальной или групповой работы с детьми, подростками, взрослыми. Если исходить из программного подхода, то важно отметить еще один этап работы с каракулями.
  • Четвертый вариант работы — придумывание названия

Четвертый вариант работы — придумывание названия абстрактной картине, как известной, так и созданной самостоятельно. Процесс выбора названия может- быть как связан с содержанием картины (то есть с ее рассматриванием), так и не связан. Во втором случае мы опираемся скорее на ощущение от картины, эмоциональный отклик на нее, более интуитивное, нежели разумное прочтение ее содержания. Такая работа с изображениями требует высокого доверия и к ведущему, и к себе самому.

Названия самостоятельно созданных из каракулей картин, как и их содержание, могут быть очень разными, неожиданными. Примеры таких названий: «Плачущий ослик под дождем», «Змеиный клубок», «Взрыв мира», «Нежная роза и разгневанная оса» и др.

Перечисленные варианты работы могут рассматриваться как отдельные, самостоятельные, не связанные между собой, а могут — как этапы последовательной индивидуальной или групповой работы с детьми, подростками, взрослыми. Если исходить из программного подхода, то важно отметить еще один этап работы с каракулями.

Пятый вариант работы — фотографирование автора со своей картиной. Этот этап является важным и обязательным, особенно ребенка, это дополнительное подтверждение того, что результат его труда значим, достоин внимания, хорош, ценен. — А зачем вам фотографировать мою работу?  — Потому что мне кажется, что то, что ты создал, достойно этого, я хочу иметь такую фотографию на память. Мне нравится то, что у тебя получилось.  — Правда, нравится?! Типичный диалог с детьми в процессе фотографирования. Бережному отношению к детскому творчеству надо учить мам и пап, потому что выброшенный детский рисунок — это часто жестокий удар по детской самооценке и стремлению к творчеству.
  • Пятый вариант работы — фотографирование автора со своей картиной.

Этот этап является важным и обязательным, особенно ребенка, это дополнительное подтверждение того, что результат его труда значим, достоин внимания, хорош, ценен.

— А зачем вам фотографировать мою работу? — Потому что мне кажется, что то, что ты создал, достойно этого, я хочу иметь такую фотографию на память. Мне нравится то, что у тебя получилось. — Правда, нравится?!

Типичный диалог с детьми в процессе фотографирования. Бережному отношению к детскому творчеству надо учить мам и пап, потому что выброшенный детский рисунок — это часто жестокий удар по детской самооценке и стремлению к творчеству.

Неосознанно сделанные надписи или рисунки во время совещания, лекции или разговора по телефону отражают состояние души человека. Рисование не только помогает нам разгадать наши чувства и познать себя, но даже может изменить жизнь. Для этого существует целая методика – арт-терапия.
  • Неосознанно сделанные надписи или рисунки во время совещания, лекции или разговора по телефону отражают состояние души человека. Рисование не только помогает нам разгадать наши чувства и познать себя, но даже может изменить жизнь. Для этого существует целая методика – арт-терапия.
Техника рисования «КАРАКУЛИ» привлекает многих своей простотой исполнения и необычным эффектом. Следуя простым инструкциям и рассматривая примеры, даже самый неопытный человек или маленький ребенок сможет создать настоящее произведение искусства. Техника рисования «КАРАКУЛИ» привлекает многих своей простотой исполнения и необычным эффектом. Следуя простым инструкциям и рассматривая примеры, даже самый неопытный человек или маленький ребенок сможет создать настоящее произведение искусства.
  • Техника рисования «КАРАКУЛИ» привлекает многих своей простотой исполнения и необычным эффектом. Следуя простым инструкциям и рассматривая примеры, даже самый неопытный человек или маленький ребенок сможет создать настоящее произведение искусства.

Техника рисования «КАРАКУЛИ» привлекает многих своей простотой исполнения и необычным эффектом. Следуя простым инструкциям и рассматривая примеры, даже самый неопытный человек или маленький ребенок сможет создать настоящее произведение искусства.

Используемая литература и интернет-источники:   Источник: https://fotostrana.ru/public/post/232613/727917271/ Эвелина Барсегян, mk.ru «Красная книга» (дневниковые записи Юнга) © Мария Долинова, Психологическая мастерская «Просто», 2017 https://psychologies.today/karakuli/
  • Используемая литература и интернет-источники:
  •  
  • Источник: https://fotostrana.ru/public/post/232613/727917271/
  • Эвелина Барсегян, mk.ru
  • «Красная книга» (дневниковые записи Юнга)
  • © Мария Долинова, Психологическая мастерская «Просто», 2017
  • https://psychologies.today/karakuli/
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
  • БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс