СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карамзин Н.М. Биография

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вспомогательная презентация

Просмотр содержимого документа
«Карамзин Н.М. Биография»

Николай Михайлович Карамзин  (1766 – 1826) Подготовила учитель русского языка и литературы «Многопрофильный лицей №11 им. В.Г. Мендельсона» Игнатьева Ксения Вячеславовна

Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826)

Подготовила учитель русского языка и литературы

«Многопрофильный лицей №11 им. В.Г. Мендельсона»

Игнатьева Ксения Вячеславовна

«Портрет Н.М. Карамзина» В.А. Тропинин (1818)

«Портрет

Н.М. Карамзина»

В.А. Тропинин

(1818)

Детство. Раннее творчество Родился в 1766 г. в селе Михайловка Симбирской губернии в семье помещика. Получил хорошее домашнее образование. В 14 лет начал учиться в Московском частном пансионе профессора Шадена. Окончив его в 1783 , приехал в Преображенский полк в Петербург, где познакомился с молодым поэтом и будущим сотрудником своего

Детство. Раннее творчество

Родился в 1766 г. в селе Михайловка Симбирской губернии в семье помещика. Получил хорошее домашнее образование.

В 14 лет начал учиться в Московском частном пансионе профессора Шадена. Окончив его в 1783 , приехал в Преображенский полк в Петербург, где познакомился с молодым поэтом и будущим сотрудником своего "Московского журнала" Дмитриевым . Тогда же опубликовал свой первый перевод идиллии С. Геснера "Деревянная нога".

Уйдя в отставку в чине подпоручика в 1784 , переехал в Москву, стал одним из деятельных участников журнала "Детское чтение для сердца и разума", издававшегося Н. Новиковым, и сблизился с масонами. Занялся переводами религиозно-нравоучительных сочинений. С 1787 регулярно публиковал свои переводы "Времен года" Томсона, "Деревенских вечеров" Жанлис, трагедии У. Шекспира "Юлий Цезарь", трагедии Лессинга "Эмилия Галотти".

Заграничное путешествие

В 1789 в журнале "Детское чтение... " появилась первая оригинальная повесть Карамзина "Евгений и Юлия". Весной он отправился в путешествие по Европе: посетил Германию, Швейцарию, Францию, где наблюдал деятельность революционного правительства. В июне 1790 из Франции переехал в Англию.

Осенью возвратился в Москву и вскоре руководил изданием ежемесячного "Московского журнала", в котором была напечатана большая часть "Писем русского путешественника« (1791 – 1792), повести «Лиодор»(1792), «Бедная Лиза» (1792), «Наталья, боярская дочь» (1792), «Флор Силин» (172), очерки, рассказы, критические статьи и стихотворения. К сотрудничеству в журнале Карамзин привлек Дмитриева, Хераскова, Державина и др. Статьи Карамзина утверждали новое литературное направление — сентиментализм. В 1790-е Карамзин издавал первые русские альманахи — "Аглая" и "Аониды".

Наступил 1793, когда на третьем этапе Французской революции была установлена якобинская диктатура, потрясшая Карамзина своей жестокостью. Диктатура возбудила в нем сомнения в возможности для человечества достичь благоденствия. Он осудил революцию. Философия отчаяния и фатализма пронизывает новые его произведения: повести "Остров Борнгольм" (1793); "Сиерра-Морена" (1795); стихотворения "Меланхолия", "Послание к А. А. Плещееву" и др.

Сентиментализм К середине 1790-х Карамзин стал признанным главой русского сентиментализма, открывавшего новую страницу в русской литературе. Он был непререкаемым авторитетом для Жуковского, Батюшкова, юного Пушкина. Сентиментализм (фр. sentimentalisme; англ. – sentimental) – течение в литературе и искусстве 2 пол. XVIII в., выдвигающее на первый план чувства человека, а не разум. Писатели-сентименталисты (Л. Стерн, Ж.-Ж. Руссо, И.В. Гёте, И.И. Дмитриев, Н.М. Карамзин), в противовес рационализму представителей классицизма, обращались к эмоциональному началу, основное внимание уделяли внутреннему миру простого человека. Жанры сентиментализма: элегия, послание, эпистолярный жанр, путевые заметки, дневники, в которых преобладают исповедальные мотивы.

Сентиментализм

К середине 1790-х Карамзин стал признанным главой русского сентиментализма, открывавшего новую страницу в русской литературе. Он был непререкаемым авторитетом для Жуковского, Батюшкова, юного Пушкина.

Сентиментализм (фр. sentimentalisme; англ. – sentimental) – течение в литературе и искусстве 2 пол. XVIII в., выдвигающее на первый план чувства человека, а не разум. Писатели-сентименталисты (Л. Стерн, Ж.-Ж. Руссо, И.В. Гёте, И.И. Дмитриев, Н.М. Карамзин), в противовес рационализму представителей классицизма, обращались к эмоциональному началу, основное внимание уделяли внутреннему миру простого человека. Жанры сентиментализма: элегия, послание, эпистолярный жанр, путевые заметки, дневники, в которых преобладают исповедальные мотивы.

Историография

В 1802 — 1803 Карамзин издавал журнал "Вестник Европы", в котором преобладали литература и политика. В критических статьях Карамзина вырисовывалась новая эстетическая программа, что способствовало становлению русской литературы как национально-самобытной. Ключ самобытности русской культуры Карамзин видел в истории. Наиболее яркой иллюстрацией его взглядов стала повесть "Марфа Посадница". В своих политических статьях Карамзин обращался с рекомендациями к правительству, указывая на роль просвещения.

Стараясь воздействовать на царя Александра I, Карамзин передал ему свою "Записку о древней и новой России" (1811), вызвав его раздражение. В 1819 подал новую записку — "Мнение русского гражданина", вызвавшую еще большее неудовольствие царя. Однако Карамзин не отказался от веры в спасительность просвещенного самодержавия и позднее осудил восстание декабристов. Несмотря на это, Карамзина-художника по-прежнему высоко ценили молодые писатели, даже не разделявшие его политических убеждений.

В 1803 Карамзин получил официальное звание придворного историографа.

В 1804 он приступил к созданию "Истории государства Российского", над которой работал до конца дней, но не завершил. Смерть оборвала работу над 12-м томом. Это случилось в 1826 г. в Петербурге.

Н.М. Карамзин и А.С. Пушкин Пушкин не раз видел Карамзина в детстве в доме своих родителей. Общение Пушкина с семьей Карамзиных началось 25 марта 1816 в Царском Селе и продолжалось в Петербурге до высылки поэта на юг. В 1818 Пушкин с жадностью и вниманием читает только что вышедшие 8 томов

Н.М. Карамзин и А.С. Пушкин

Пушкин не раз видел Карамзина в детстве в доме своих родителей. Общение Пушкина с семьей Карамзиных началось 25 марта 1816 в Царском Селе и продолжалось в Петербурге до высылки поэта на юг.

В 1818 Пушкин с жадностью и вниманием читает только что вышедшие 8 томов "Истории".

В 1820-х наступил период их личного охлаждения. Карамзин "отстранил" от себя Пушкина, который позднее признался, что Карамзин под конец был ему "чужд".

В 1820, однако, Карамзин принял ближайшее участие в облегчении участи Пушкина, взяв с него слово "два года ничего не писать противу правительства".

Общение с Карамзиным продолжается в письмах в михайловский период, когда историограф указывает Пушкину на некоторые материалы для "Бориса Годунова". Свою трагедию Пушкин посвятил "священной для Россиян памяти Николая Михайловича Карамзина".

«Бедная Лиза»  (1792) Жанр: повесть Литературное направление: сентиментализм Первая публикация: «Московский журнал» «Бедная Лиза» (1827) О.А. Кипренский

«Бедная Лиза» (1792)

  • Жанр: повесть
  • Литературное направление: сентиментализм
  • Первая публикация: «Московский журнал»

«Бедная Лиза» (1827)

О.А. Кипренский

Симонов монастырь в Москве. Литография Л.П.А. Бишуа. 1840-е гг.

Симонов монастырь в Москве.

Литография Л.П.А. Бишуа. 1840-е гг.