СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура.»

Тема

Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе.

Цель темы

1.Образовательные: 

Помочь сформировать знания обучающихся о строении карбоновых кислот.

Содействовать пробуждению интереса учащихся к познанию мира, его химических закономерностей.

Актуализировать понятия «кислородсодержащие органические соединения» и «номенклатура», «изомерия», «номенклатура карбоновых кислот»

Помочь в определение понятия «карбоновые кислоты».

Продолжить формировать понятие о взаимосвязи строения физических, химических свойств карбоновых кислот .

2. Развивающие: способствовать формированию элементов исследовательской компетенции

а)познавательных:

 -умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность

-умение использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

-умение исследование несложных реальных связей и зависимостей.

-умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

- умение самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов

-умение выдвигать гипотезы, осуществле­ние- их проверки, владение приемами исследовательской деятельности , элементарными умениями прогноза.

-умение самостоятельно создавать алгоритмоы познавательной деятельности .

-формулирование полученных результатов.

б) информационно-коммуникативных: 

.-извлечение необходимой информации из источников в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.),

-отделение основной инфор­мации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации,

-передача содержания информации адекват­но поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

-Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.

-Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

в)рефлексивных : 

-объективное оценивание своих учебных достижений, поведения,

.-владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

3.Воспитывающие:

Воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.

Планируемый результат


Предметные умения

УУД

В познавательной сфере:

  • Конкретизируют знания об общей формуле, функциональной группе класса карбоновые кислоты, их номенклатуре и видах изомерии;

  • Расширят представления о распространении карбоновых кислот в природе.

  • Разовьют умение объяснять причины многообразия карбоновых кислот

В ценностно-ориентационной сфере:

  • Продолжат формирование систематизированных представлений о веществах, овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

  • Смогут осознанать объективную значимость основ химической науки;


Личностные: 

-профессиональное, жизненное самоопределение

-установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом


Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

- оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

 

Познавательные: 

Общеучебные действия:

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Б. Знаково-символические действия:

- преобразование объекта в пространственно-графические или знаковосимволические модели;

В. Логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-установление причинно-следственных связей;

--построение логической цепи рассуждений

-синтез -построение целого из частей

Г. Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы.


Коммуникативные: 

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи

- планирование учебного сотрудничества

-управление поведением партнеров

-разрешение конфликтов

- владение навыками организации и участия в коллективной деятельности:

Основные понятия

  • Карбоксильная группа;

  • Гомологи;

  • Систематическая (IUPAC) и историческая номенклатура карбоновых кислот;

  • Структурная формула;

  • Виды изомерии.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Биология, физика, история

  1. фронтальная, групповая, индивидуальная

1)Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин; под ред. В.И.Теренина. – 12-е изд., стереотипное – М.: Дрофа,2011. – 318,(2)с.;ил.

2)Органическая химия/Web-учебник для средней школы

http://www.chemistry.ssu.samara.ru/

3) презентация на интерактивной доске SMART

Этап урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

 1

Организационный момент.

2 мин.

Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует учащихся.

Проверяют наличие учебных принадлежностей.

Познавательные

Регулятивные

-контроль готовности к работе

Коммуникативные

-планирование учебного сотрудничества

Мотивационно-ориентировочная часть

2

1.Актуализация знаний.


3 мин.





.

Демонстрирует слайд 1 с заданием

Назовите вещества, определите классы соединений:

С6Н6

С4Н10

СН3 - СО - СН3

СН3ОН

НСОН –



СН3 - СООН - ?

Определите принадлежность к классу органических соединений данного вещества.





Фронтальная работа.

Учащиеся отвечают на вопросы.

  1. Альдегиды - это?

  2. Какие функциональные группы вам известны?

Ответ: гидроксильная, карбонильная, альдегидная.

  1. Вспомните, что получается при окислении альдегидов, например, при реакции «серебряного зеркала»? Запишите. СН3СНО + Ag2O - CH3COOH + 2Ag

2[Ag(NH3)2]OH + СН3СНО = 2Ag↓ + СН3СНОNH4 + 3NH3 + H2O

Ответ: карбоновые кислоты.


Определяют, что последнее вещество относиться к классу карбоновых кислот

Познавательные

-структирирование знаний

-анализ объектов с целью выделения существенных признаков

Регулятивные

-постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;



Коммуникативные

-умение выражать свои мысли

-владение монологической речью

Мотивация.

3 мин

Проблема:

С давних времен люди использовали приправы для придания пище кислого вкуса. С этой целью использовались листья щавеля, стебли ревеня, сок лимона, ягоды кислицы. Разумеется, тогда никто и не думал о том, что кислый вкус во всех случаях обусловлен присутствием соединений определенного класса

слайд презентации, оборудование (лимоны, яблоки, раствор уксуса, таблетки и драже аскорбиновой кислоты)?

Что вы ощущаете, сейчас посмотрев на них, с каким понятием ассоциируются эти продукты?

Что нам известно об веществах этого класса?

Обеспечивает мотивацию к изучению, применяя историческую справку об открытии карбоновых кислот и их распостранении в природе.

Демонстрирует слайд 2

История открытия карбоновых кислот

Отвечают на вопрос



Предполагаемые ответы:

  1. Вещества данного класса, кислые на вкус, – последнее звено в цепи:

  2. Вещества данного класса относятся к группе кислородосодержащих соединений и придают многим продуктам питания кислых вкус.

  3. Вещества данного класса – продукты реакции окисления соответствующих альдегидов - известны человечеству с незапамятных времен и обуславливают кислый вкус многих плодов и ягод.

  4. Вещества данного класса получают в результате окисления спиртов и альдегидов, а так же выделяют из многих плодов и ягод

Слушают информацию

Познавательные

-структурирование знаний

-извлечение необходимой информации из прослушанног0



Коммуникативные


-умение выражать свои мысли

-владение монологической речью


Постановка учебной задачи.

2 мин

Рассмотрите формулы отдельных представителей данного класса: Слайд 3

HCOOH

C H3- COOH

COOH H2C = CH - COOH

Помогает в формулировке цели и задачи урока

По какому принципу рассматриваются все классы органических веществ?

Формулируют цель и задачи урока:

«Мозговой штурм»:

• сформулировать определение,

• вывести общую формулу,

• изучить классификацию,

• рассмотреть физические свойства,

• оценить разнообразие

• и наряду со всем названным познать области применения веществ, с которыми нам предстоит познакомиться на уроке.

На слайде

Познавательные

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

-подведение под понятие, выведение следствий

Регулятивные

-целеполагание

Коммуникативные

-умение выражать свои мысли

-владение монологической речь

Операционно-познавательная часть

3











7 мин.










































8мин.



































10 мин





































































































































5 мин.







Используя подсказки, записанные в карточках, а так же выполнив задания № 1, вы сможете, вывести общую формулу класса соединений, с которым мы сегодня знакомимся, и сформулировать его определение.
















Обсуждение работы в группах

Слайд 4 (определение класса карбоновых кислот, общая формула)


Проблемный вопрос

почему данные

кислоты имеют первое слово «карбоновые»?

«Карбо» - углерод  кислоты углерода



Карбоновые кислоты

– не новый для вас класс, и с несколькими представителями вы уже знакомы давно. Но число карбоновых кислот на столько велико, что здесь не обойтись без классификации.







Выполнив задания № 2 в карточках, вы должны освоить навыки классификации карбоновых кислот по разным признакам.



Результаты работы

в группах отображаются при составлении сводной таблицы на интерактивной доске






















Номенклатура карбоновых кислот

Познакомиться с принципами международной номенклатуры ИЮПАК и тривиальными названиями карбоновых кислот.


Для органических кислот более часто употребляются триви­альные названия. Поскольку многие из этих соединений известны очень давно, то эти термины указывают скорее на источник выделе­ния, чем на химическую структуру кислот.

Сейчас я буду говорить вам, где содержится кислота, а вы постараетесь догадаться, как кислота называется.

В щавеле содержится…… (щавелевая кислота).

В корнях растения валерианы…… (валериановая кислота).

В яблоках……. (яблочная кислота).

В лимоне…… (лимонная кислота).

В молоке (прокисшем)……(молочная кислота).

В янтаре…….(янтарная кислота).

В сливочном масле (прогорклом)…….(масляная кислота).

Таким образом, карбоновые кислоты не обязательно получать синтетически, их можно выделить из окружающих нас растений, они содержаться в продуктах.

Но нельзя забывать про международную номенклатуру ИЮПАК. В основе названия кислот лежат те же принципы, что и при номенклатуре изученных ранее органических соединений.



Проработав задания № 3 в карточках, вы должны изучить принципы международной номенклатуры ИЮПАК карбоновых кислот и научиться давать названия некоторым, наиболее распространенным в природе кислотам.























































Виды изомерии


Какие виды изомерии могут быть у карбоновых кислот? Воспользуемся материалом электронного учебника.






Сформулируйте виды изомерии


Группа

Задание 1

I

  • Выделите функциональную группу, содержащуюся во всех указанных выше соединениях

  • Укажите частицу, с которой соединена эта группа

  • Определите название класса органических соединений

II

  • Определите общие черты строения молекул вышеуказанных соединений

  • Укажите отличительные особенности состава указанных выше соединений

  • Назовите частицу, определяющую название класса

  • Определите класс изучаемых веществ

III

  • Исследуйте состав вышеуказанных соединений

  • Определите название класса рассматриваемых соединений

  • Выведите общую формулу данного класса органических соединений


IV

  • Рассмотрите особенности состава молекул вышеуказанных соединений

  • Определите название класса изучаемых веществ

  • Выведите его общую формулу

  • Сформулируйте определение данного класса органических соединений

Обсуждают результаты работы в группах

Дают определение

Карбоновые кислоты – органические вещества, в молекулах которых карбоксильная группа соединена с углеводородным радикалом.

Общая формула: R – COOH

Приступают к выполнению задания №2

Представители групп, фиксируют результаты работы в общей схеме.

Группа

Задание 2

I

  • Разделите вещества на 3 группы, схожие по составу

  • Определите признак, который вы положили в основу классификации

  • Вспомните классификацию углеводородов

II

  • Разделите вещества на 3 группы, схожие по составу

  • Определите признак, который вы положили в основу классификации

  • Вспомните понятие «основности» из классификации неорганических кислот

III

  • Рассмотрите формулы двух столбиков карбоновых кислот

  • Предложите классификацию внутри каждого столбика соединений

  • Дайте названия каждой получившейся группе кислот

IV

  • Предложите классификацию карбоновых кислот по двум основным признакам

  • Объясните понятие «высшие» и «низшие» карбоновые кислоты


Группа

Задание 3

I

  • Опишите алгоритм международной номенклатуры карбоновых кислот, дополнив схему последовательности действий:

  1. Нумеруем _______________, начиная с атома углерода ___________________ группы

5 4 3 2 1 О

С – С – С – С – С

ОН

  1. Если есть в молекуле функциональная группа, то указываем ее ____________________ и ____________________

5 4 3 2 1 О

С – С – С – С – С 3 – ФГ….

׀ ОН

ФГ

  1. Даем название _______________ по числу атомов __________ в ____________, добавляем суффикс _______ и слово ___________

3ФГ алкановая кислота

  • Дайте название по международной номенклатуре молочной кислоте:

СH3 – CH – COOH

׀

OH

  • Группа – ОН в номенклатуре обозначается «окси»

II

  • Опишите алгоритм международной номенклатуры карбоновых кислот, исходя из схемы последовательности действий:

5 4 3 2 1 О

С – С – С – С – С

ОН


Алкан → алкановая кислота


5 4 3 2 1 О

С – С – С – С – С

׀ ОН

ФГ


3ФГалкановая кислота


5 4 3 2 1 О

С = С – С – С – С

ОН


Алкен4 - овая кислота

  • Дайте название по международной номенклатуре акриловой кислоте:

  • H2C = CH - COOH

  • Акриловая кислота необходима для получения важнейших полимеров: Художественной пластмассы, оргстекла, синтетического волокна!

III

Янтарная кислота содержится в недозрелых фруктах и буром угле.

  • Изучите состав молекулы янтарной кислоты:

HOOC – CH2 – CH2 - COOH

  • Сопоставьте международное название кислоты с ее составом и строением:

1, 4 – бутандиовая кислота

  • Яблочная кислота находится в яблоках, недозревшей рябине, ягодах барбариса и виноградном соке.

  • Изучите состав молекулы яблочной кислоты:

НООС – CH – CH2 – COOH

׀

OH

  • Сопоставьте международное название кислоты с ее составом и строением:

2 – окси – 1,3 – пропандиовая кислота

  • Составьте алгоритм номенклатуры ИЮПАК для карбоновых кислот

  • Дайте название по международной номенклатуре лимонной кислоте:

OH

׀

HOOC – CH2 – C – CH2 - COOH

׀

COOH

Лимонная кислота содержится в лимонах, землянике, смородине, ананасах, а так же молоке и крови.

IV

    • Предложите алгоритм международной номенклатуры карбоновых кислот, основываясь на знаниях номенклатуры изученных классов соединений.

    • Обратите внимание на ароматические кислоты!

В 1838 году Рафаэль Пириа выделил из ивовой коры салициловую кислоту, которая и сейчас находит применение, как наружное бактерицидное средство.

    • Изучите состав и строение молекулы салициловой кислоты:

СH

HC C - COOH


HC C – OH

CH

    • Выведите формулу аспирина по развернутой номенклатуре:

ацетилсалициловая кислота

  • Группа – ОС – ОСН3 в номенклатуре обозначается «ацетил»

Аспирин считается одним из главных лекарств XX века. В таблетках «шипучего» аспирина содержится питьевая сода, которая при растворении в воде выделяет углекислый газ. Аспирин с витамином С поддерживает способность организма сопротивляться простуде.

    • Предложите название вышеуказанных соединений по международной номенклатуре


Выполняют задания №3

Обсуждают результаты работы в группах, представляют результаты.


Просмотр анимационной модели электронный веб учебник


Формулируют виды изомерии.

Познавательные

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

-подведение под понятие, выведение следствий

-выбор оснований и критериев для сравнения

-построение логической цепи рассуждений





Регулятивные

-планирование деятельности

Коммуникативные

-планирование учебного сотрудничества

-управление поведением партнеров

-разрешение конфликтов






Коммуникативные

-владение монологической и диалогической формами речи

- умение выражать свои мысли

Познавательные

-синтез-составление целого из частей

- построение логической цепи рассуждений






Познавательные

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

-подведение под понятие, выведение следствий

-выбор оснований и критериев для сравнения

-построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные

-планирование учебного сотрудничества

-управление поведением партнеров

-разрешение конфликтов





Коммуникативные

-владение монологической и диалогической формами речи

- умение выражать свои мысли

Познавательные

-синтез-составление целого из частей

-построение логической цепи рассуждений



Познавательные

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

-подведение под понятие, выведение следствий

-выбор оснований и критериев для сравнения

-построение логической цепи рассуждений

-преобразование модели с целью выявления общих способов названия карбоновых кислот

-синтез-построение целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

-построение логических цепей рассуждений

Коммуникативные

-планирование учебного сотрудничества

-управление поведением партнеров

-разрешение конфликтов

- владение навыками организации и участия в коллективной деятельности:











































































Познавательные

-установление причинно-следственных связей

-выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

-осознание и построение речевого высказывания

-структурирование знаний

Регулятивные

-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено

Рефлексивно-оценочная часть. 5 мин.

4


Закрепление

Учитель:

Давайте подведем итог урока.

Сформулируйте итог, урока, построив логическую цепочку предложений.







Оцените работу на сегодняшнем уроке.

Учитель отмечает наиболее активных учеников, выставляет отметки за урок.



Учащиеся составляют цепочку предложений , используя слова-соединения:

Поэтому, так как, следовательно, кроме того, по причине и др., но, и





Главный в группе оценивает результаты работы каждого члена группы на рабочих картах, которые сдаются учителю



Познавательные

-установление причинно-следственных связей

-выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

-осознание и построение речевого высказывания

-структурирование знаний

Регулятивные

-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено

-осознание качества и уровня усвоения

-оценка результатов своей работы

Коммуникативные: -

-объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;

-учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.

-владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения,

-учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.


1 мин.

Учитель записывает на доске домашнее задание

Записывают домашнее задание в дневники.

Параграф 20 до стр.185, упр.1,8

Тест в разделе «Карбоновые кислоты» в учебнике

Органическая химия/Web-учебник для средней школы

http://www.chemistry.ssu.samara.ru/

Регулятивные

-контроль записи домашнего задания







IV. Закрепление.

1. Назовите по международной номенклатуре карбоновые кислоты, формулы которых:

СН3


а ) СН3 – СН2 – С – СООН


СН3


б) СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН2 – СООН


в) СН3 – СН = СН – СООН


г) СН3 – СН2 – СН – СООН

СН2 – СН3


2. Определите молекулярную формулу одноосновной карбоновой кислоты, содержащей 62,0 % (с) и 27,6 % (о). Составьте структурные формулы всех возможных изомеров и назовите их.



Наступило время отдохнуть. Встаньте, пожалуйста, и повторяйте за мной. Руки подняли и покачали. Это заросли крапивы. Руки согнули, кисти встряхнули, эта крапива выделила кислоту. В сторону руки, плавно помашем –освободимся от кислоты и тихо сядем.

3 этап - физкультминутка

2 мин

 Блицопрос

Вопросы

1. Какую кислоту используют для консервирования и маринования?

Ответ. Уксусную кислоту.

2. Какую кислоту используют для приготовления компотов и напитков?

Ответ. Яблочную кислоту.

3. Какую кислоту содержат молочнокислые продукты?

Ответ. Молочную кислоту.

4. Об образовании какой кислоты свидетельствуют прогорклый вкус и специфический запах масла?

Ответ. Масляной кислоты.

5. Какая кислота необходима для повышения набухаемости белков при приготовлении слоеного теста?

Ответ. Лимонная кислота.

6. Что за кислота ежедневно образуется в организме человека в количестве 400 г? Она может содержаться в моче, поте, коже.

Ответ. Уксусная кислота.

7. Как по-другому называется метановая кислота?

Ответ. Муравьиная кислота.

8. Почему болят икры ног после продолжительного бега?

Ответ. В мышцах образуется молочная кислота.

9. Какая кислота содержится в янтаре?

Ответ. Янтарная кислота.

10. Какие кислоты содержатся в табачном дыме?

Ответ. Муравьиная и уксусная кислоты.


В заключение урока проводится закрепление по технологии «Синквейн» (работа в группах).

Кислоты

Жидкие, твёрдые

Растворяются, реагируют, вытесняют

Играют большую роль в жизни

Химия

А какие ассоциации возникают у вас теперь при упоминании слова «кислота»? (полезные, вкусные, кислые, содержат углерод…)



Приложение 6

Лист взаимооценки работы группе

Ф.И.

Поиск информации «+» или «-»

Оформление работы

«+» или «-»

Защита работы

«+» или «-»

Оценка

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 













Приложение 5

Лист самооценки. Класс _____Название группы _______________

Фамилия и имя _______________________________________________

Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

 А. Да, все работали одинаково.

 Б. Нет, работал только один.

 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

 А. Работали дружно, ссор не было.

 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

 В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

Тебе нравится результат работы группы?

 А. Да, все получилось хорошо.

 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

 В. Нет, не нравится.

Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком x.

 Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась. Почти все сделали без меня.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!