2 | 1.Актуализация знаний. 3 мин. . | Демонстрирует слайд 1 с заданием Назовите вещества, определите классы соединений: С6Н6 – С4Н10 – СН3 - СО - СН3 – СН3ОН НСОН – СН3 - СООН - ? Определите принадлежность к классу органических соединений данного вещества. | Фронтальная работа. Учащиеся отвечают на вопросы. Альдегиды - это? Какие функциональные группы вам известны? Ответ: гидроксильная, карбонильная, альдегидная. Вспомните, что получается при окислении альдегидов, например, при реакции «серебряного зеркала»? Запишите. СН3СНО + Ag2O - CH3COOH + 2Ag 2[Ag(NH3)2]OH + СН3СНО = 2Ag↓ + СН3СНОNH4 + 3NH3 + H2O Ответ: карбоновые кислоты. Определяют, что последнее вещество относиться к классу карбоновых кислот | Познавательные -структирирование знаний -анализ объектов с целью выделения существенных признаков Регулятивные -постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; Коммуникативные -умение выражать свои мысли -владение монологической речью |
Мотивация. 3 мин | Проблема: С давних времен люди использовали приправы для придания пище кислого вкуса. С этой целью использовались листья щавеля, стебли ревеня, сок лимона, ягоды кислицы. Разумеется, тогда никто и не думал о том, что кислый вкус во всех случаях обусловлен присутствием соединений определенного класса слайд презентации, оборудование (лимоны, яблоки, раствор уксуса, таблетки и драже аскорбиновой кислоты)? Что вы ощущаете, сейчас посмотрев на них, с каким понятием ассоциируются эти продукты? Что нам известно об веществах этого класса? Обеспечивает мотивацию к изучению, применяя историческую справку об открытии карбоновых кислот и их распостранении в природе. Демонстрирует слайд 2 История открытия карбоновых кислот | Отвечают на вопрос Предполагаемые ответы: Вещества данного класса, кислые на вкус, – последнее звено в цепи: Вещества данного класса относятся к группе кислородосодержащих соединений и придают многим продуктам питания кислых вкус. Вещества данного класса – продукты реакции окисления соответствующих альдегидов - известны человечеству с незапамятных времен и обуславливают кислый вкус многих плодов и ягод. Вещества данного класса получают в результате окисления спиртов и альдегидов, а так же выделяют из многих плодов и ягод Слушают информацию | Познавательные -структурирование знаний -извлечение необходимой информации из прослушанног0 Коммуникативные -умение выражать свои мысли -владение монологической речью |
| Постановка учебной задачи. 2 мин | Рассмотрите формулы отдельных представителей данного класса: Слайд 3 HCOOH C H3- COOH COOH H2C = CH - COOH Помогает в формулировке цели и задачи урока По какому принципу рассматриваются все классы органических веществ? | Формулируют цель и задачи урока: «Мозговой штурм»: • сформулировать определение, • вывести общую формулу, • изучить классификацию, • рассмотреть физические свойства, • оценить разнообразие • и наряду со всем названным познать области применения веществ, с которыми нам предстоит познакомиться на уроке. На слайде | Познавательные -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели -подведение под понятие, выведение следствий Регулятивные -целеполагание Коммуникативные -умение выражать свои мысли -владение монологической речь |
3 | 7 мин. 8мин. 10 мин 5 мин. | Используя подсказки, записанные в карточках, а так же выполнив задания № 1, вы сможете, вывести общую формулу класса соединений, с которым мы сегодня знакомимся, и сформулировать его определение. Обсуждение работы в группах Слайд 4 (определение класса карбоновых кислот, общая формула) Проблемный вопрос почему данные кислоты имеют первое слово «карбоновые»? «Карбо» - углерод кислоты углерода Карбоновые кислоты – не новый для вас класс, и с несколькими представителями вы уже знакомы давно. Но число карбоновых кислот на столько велико, что здесь не обойтись без классификации. Выполнив задания № 2 в карточках, вы должны освоить навыки классификации карбоновых кислот по разным признакам. Результаты работы в группах отображаются при составлении сводной таблицы на интерактивной доске Номенклатура карбоновых кислот Познакомиться с принципами международной номенклатуры ИЮПАК и тривиальными названиями карбоновых кислот. Для органических кислот более часто употребляются тривиальные названия. Поскольку многие из этих соединений известны очень давно, то эти термины указывают скорее на источник выделения, чем на химическую структуру кислот. Сейчас я буду говорить вам, где содержится кислота, а вы постараетесь догадаться, как кислота называется. В щавеле содержится…… (щавелевая кислота). В корнях растения валерианы…… (валериановая кислота). В яблоках……. (яблочная кислота). В лимоне…… (лимонная кислота). В молоке (прокисшем)……(молочная кислота). В янтаре…….(янтарная кислота). В сливочном масле (прогорклом)…….(масляная кислота). Таким образом, карбоновые кислоты не обязательно получать синтетически, их можно выделить из окружающих нас растений, они содержаться в продуктах. Но нельзя забывать про международную номенклатуру ИЮПАК. В основе названия кислот лежат те же принципы, что и при номенклатуре изученных ранее органических соединений. Проработав задания № 3 в карточках, вы должны изучить принципы международной номенклатуры ИЮПАК карбоновых кислот и научиться давать названия некоторым, наиболее распространенным в природе кислотам. Виды изомерии Какие виды изомерии могут быть у карбоновых кислот? Воспользуемся материалом электронного учебника. Сформулируйте виды изомерии | Группа | Задание 1 | I | Выделите функциональную группу, содержащуюся во всех указанных выше соединениях Укажите частицу, с которой соединена эта группа Определите название класса органических соединений | II | Определите общие черты строения молекул вышеуказанных соединений Укажите отличительные особенности состава указанных выше соединений Назовите частицу, определяющую название класса Определите класс изучаемых веществ | III | Исследуйте состав вышеуказанных соединений Определите название класса рассматриваемых соединений Выведите общую формулу данного класса органических соединений | IV | Рассмотрите особенности состава молекул вышеуказанных соединений Определите название класса изучаемых веществ Выведите его общую формулу Сформулируйте определение данного класса органических соединений | Обсуждают результаты работы в группах Дают определение Карбоновые кислоты – органические вещества, в молекулах которых карбоксильная группа соединена с углеводородным радикалом. Общая формула: R – COOH Приступают к выполнению задания №2 Представители групп, фиксируют результаты работы в общей схеме. Группа | Задание 2 | I | Разделите вещества на 3 группы, схожие по составу Определите признак, который вы положили в основу классификации | II | Разделите вещества на 3 группы, схожие по составу Определите признак, который вы положили в основу классификации Вспомните понятие «основности» из классификации неорганических кислот | III | Рассмотрите формулы двух столбиков карбоновых кислот Предложите классификацию внутри каждого столбика соединений Дайте названия каждой получившейся группе кислот | IV | Предложите классификацию карбоновых кислот по двум основным признакам Объясните понятие «высшие» и «низшие» карбоновые кислоты | Группа | Задание 3 | I | Опишите алгоритм международной номенклатуры карбоновых кислот, дополнив схему последовательности действий: Нумеруем _______________, начиная с атома углерода ___________________ группы 5 4 3 2 1 О С – С – С – С – С ОН Если есть в молекуле функциональная группа, то указываем ее ____________________ и ____________________ 5 4 3 2 1 О С – С – С – С – С 3 – ФГ…. ׀ ОН ФГ Даем название _______________ по числу атомов __________ в ____________, добавляем суффикс _______ и слово ___________ 3 – ФГ алкановая кислота СH3 – CH – COOH ׀ OH | II | Опишите алгоритм международной номенклатуры карбоновых кислот, исходя из схемы последовательности действий: 5 4 3 2 1 О С – С – С – С – С ОН Алкан → алкановая кислота 5 4 3 2 1 О С – С – С – С – С ׀ ОН ФГ 3 – ФГалкановая кислота 5 4 3 2 1 О С = С – С – С – С ОН Алкен – 4 - овая кислота Акриловая кислота необходима для получения важнейших полимеров: Художественной пластмассы, оргстекла, синтетического волокна! | III | Янтарная кислота содержится в недозрелых фруктах и буром угле. HOOC – CH2 – CH2 - COOH 1, 4 – бутандиовая кислота Яблочная кислота находится в яблоках, недозревшей рябине, ягодах барбариса и виноградном соке. НООС – CH – CH2 – COOH ׀ OH 2 – окси – 1,3 – пропандиовая кислота Составьте алгоритм номенклатуры ИЮПАК для карбоновых кислот Дайте название по международной номенклатуре лимонной кислоте: OH ׀ HOOC – CH2 – C – CH2 - COOH ׀ COOH Лимонная кислота содержится в лимонах, землянике, смородине, ананасах, а так же молоке и крови. | IV | Предложите алгоритм международной номенклатуры карбоновых кислот, основываясь на знаниях номенклатуры изученных классов соединений. Обратите внимание на ароматические кислоты! В 1838 году Рафаэль Пириа выделил из ивовой коры салициловую кислоту, которая и сейчас находит применение, как наружное бактерицидное средство. СH HC C - COOH HC C – OH CH ацетилсалициловая кислота Аспирин считается одним из главных лекарств XX века. В таблетках «шипучего» аспирина содержится питьевая сода, которая при растворении в воде выделяет углекислый газ. Аспирин с витамином С поддерживает способность организма сопротивляться простуде. | Выполняют задания №3 Обсуждают результаты работы в группах, представляют результаты. Просмотр анимационной модели электронный веб учебник Формулируют виды изомерии. | Познавательные -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели -подведение под понятие, выведение следствий -выбор оснований и критериев для сравнения -построение логической цепи рассуждений Регулятивные -планирование деятельности Коммуникативные -планирование учебного сотрудничества -управление поведением партнеров -разрешение конфликтов Коммуникативные -владение монологической и диалогической формами речи - умение выражать свои мысли Познавательные -синтез-составление целого из частей - построение логической цепи рассуждений Познавательные -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели -подведение под понятие, выведение следствий -выбор оснований и критериев для сравнения -построение логической цепи рассуждений Коммуникативные -планирование учебного сотрудничества -управление поведением партнеров -разрешение конфликтов Коммуникативные -владение монологической и диалогической формами речи - умение выражать свои мысли Познавательные -синтез-составление целого из частей -построение логической цепи рассуждений Познавательные -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели -подведение под понятие, выведение следствий -выбор оснований и критериев для сравнения -построение логической цепи рассуждений -преобразование модели с целью выявления общих способов названия карбоновых кислот -синтез-построение целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. -построение логических цепей рассуждений Коммуникативные -планирование учебного сотрудничества -управление поведением партнеров -разрешение конфликтов - владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: Познавательные -установление причинно-следственных связей -выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов -осознание и построение речевого высказывания -структурирование знаний Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено |
4 | | Закрепление Учитель: Давайте подведем итог урока. Сформулируйте итог, урока, построив логическую цепочку предложений. Оцените работу на сегодняшнем уроке. Учитель отмечает наиболее активных учеников, выставляет отметки за урок. | Учащиеся составляют цепочку предложений , используя слова-соединения: Поэтому, так как, следовательно, кроме того, по причине и др., но, и Главный в группе оценивает результаты работы каждого члена группы на рабочих картах, которые сдаются учителю | Познавательные -установление причинно-следственных связей -выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов -осознание и построение речевого высказывания -структурирование знаний Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено -осознание качества и уровня усвоения -оценка результатов своей работы Коммуникативные: - -объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; -учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. -владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, -учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат. |