СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Карнавал животных".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Карнавал животных".»




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Ситниковой Антониды Евгеньевны.

Предмет: музыка

Класс: 4 «А».

Тема урока: «Карнавал животных».

Тип урока: урок «совершенствование» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении «Карнавал животных».

Задачи урока:

Планируемые результаты

Дидактические:


  1. Формировать представление о композиторе К.Сен-Сансе и его пьесе с разнохарактерными музыкальными «портретами» животных.



  1. Формировать умения: определять на слух основные интонационные жанровые особенности музыки (песня, танец, марш.), исполнять выразительно песню.

Предметные:

Уч-ся научатся:

  • иметь представление о композиторе К. Сен-Сансе и его пьесе с разнохарактерными музыкальными «портретами» животных.

  • определять характер музыки, проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;


Уч-ся получат возможность научиться:

  • определять на слух основные интонационные жанровые особенности музыки (песня, танец, марш), тембры инструментов.

  • исполнять выразительно песню.

Развивающие

1. Формировать умения (Р): осуществлять волевую саморегуляцию, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.






2. Формировать умения (П): осуществлять обобщение, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, строить логические рассуждения.


3. Формировать умения (К): владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других, строить монологическое высказывание

Метапредметные
Регулятивные:

Уч-ся научатся:

  • осуществлять волевую саморегуляцию;

  • принимать и сохранять учебную задачу;

Уч-ся получат возможность научиться:

  • планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;

  • осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.

Познавательные:

Уч-ся научатся:

  • осуществлять обобщение;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Уч-ся получат возможность научиться:

  • строить логические рассуждения.

Коммуникативные:

Уч-ся научатся:

  • владеть диалогической формой речи;

  • слушать и понимать речь других.

Уч-ся получат возможность научиться:

  • строить монологическое высказывание.

Воспитательные:

1.Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

2.Воспитывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Дидактические средства: текст песни, лист самооценки.

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор, презентация.

















ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

1. Мотивация учебной деятельности


Словесный

(беседа)

Здравствуйте, дети, присаживайтесь. Меня зовут Антонида Евгеньевна, и сегодня урок музыки у вас проведу я.


Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку.


Молодцы.


Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согревают Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности и любви. Пошлите свет любви вашим родным и друзьям. Откройте глаза и улыбнитесь своему соседу по парте. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви.

А мы начинаем наш урок.



Приветствуют учителя.




Проверяют готовность к уроку.





Дети слушают.











Дети слушают.




Р:осуществлять волевую саморегуляцию.


























Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Наглядный(иллюстрация)








Словесный (беседа)







Мы сегодня с вами продолжим быть участниками праздника. А вот какого, кто помнит?

Итак, ребята, на какой праздник вы отправлялись?

Правильно.

Ребята, а что такое «Карнавал»?

Карнавал – это весёлое народное гулянье с праздничным шествием, в котором участвуют, одетые в красочные костюмы, герои сказок, известных историй и приключений, цирковые артисты. Многие из них в карнавальных масках своих персонажей. 

С каким композитором вы познакомились на прошлом уроке?

Верно, Сейчас вы разделитесь на группы по 4 человека. Я раздам вам карточки с интересными фактами композитора. В группе вы внимательно читаете, а затем кто-то от группы будет рассказывать остальным.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ











На карнавал


Ответы учащихся.

















П:определять на слух основные интонационные жанровые особенности музыки (песня, танец, марш).


П:определять характер музыки, проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений.





К: владеть диалогической формой речи.




















Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


3. Выявление места и причины затруднения

Словесный(беседа)

Итак, ребята, какую тему мы будем продолжать?


Верно, тема урока: «Карнавал животных».

Как вы думаете, какова же будет наша цель?




Тема урока:

«Карнавал животных».




Цель урока: Повторить разнохарактерные музыкальные “портреты” животных;


Р:принимать и сохранять учебную задачу.



К: владеть диалогической формой речи.


4. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный(беседа)

Подумайте, какие задачи мы должны с вами выполнить исходя от темы и цели урока.

Правильно, задачи нашего урока:










Могут ли задачи быть планам нашего урока?


Хорошо, тогда мы приступаем с вами к изучению.




Формулируют задачи:

1)Продолжить знакомство с сюитой «Карнавал животных» Сан-Сеанса.

2) Узнать при помощи каких инструментов композитор изобразил животных.

3)Повторить исполнение песни.


Дети слушают.


Да.


Р:планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.









К: владеть диалогической формой речи.


5. Реализация построенного проекта

Наглядный (иллюстрация)
















Словесный(рассказ)

Ребята, кто помнит, что такое «Карнавал животных»?

«Карнавал животных» -это сюита, или, как автор его назвал, «Зоологическая фантазия» для двух фортепиано, струнного квартета, флейты, кларнета и ксилофона.

Что такое сюита?

Сюита-это музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла.


«Карнавал животных» наполнен юмором, иногда переходящим в сатиру: в нём пародируются известные музыкальные произведения (в виде стилизаций и даже точных цитат), высмеиваются человеческие пороки. Велико также значение звукоизобразительности (имитируются голоса животных, течение воды и т.п.). Как вы уже знаете «Карнавал животных» состоит из четырнадцати частей.

Вспомним, с какими участниками праздника мы познакомились.

Когда будете прослушивать не забудьте посмотреть на доску, и выбрать подходящего животного.


Звучит пьеса К.Сен-Санса - «Слон».

-Ребята, как вам кажется, это животное маленькое или большое?

Сердитое? Доброе? - Какое это животное?

- А какие мы будем выполнять движения, чтобы изобразить

танцующего слона?

(танцевальная импровизация).

Слушают пьесу К.Сен-Санса «Черепаха»

Кто это.

Как она прозвучала грустно или радостно?

Бодро, энергично или медленно?

Какие инструменты помогли композитору передать медлительность черепахи? Слушают пьесу К. Сен-Санса «Аквариум».

Верно, а пьеса называется аквариум.

Давайте покажем ручками, как рыбки передвигаются под музыку.

Молодцы, присаживайтесь.


Ответы детей.








Дети слушают.





















Ответы детей.



П: иметь представление о композиторе К. Сен-Сансе и его пьесе с разнохарактерными музыкальными «портретами» животных.































П: определять характер музыки, проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;











К: владеть диалогической формой речи.





















Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.









































Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный(беседа)





Наглядный(демонстрация)





































Звучит пьеса «Куры и петухи» К. Сен-Санса.

Кто появился на карнавале?

Что показывает нам эта музыка?


Какие звуки эти животные издавали?

Почему вы так считаете, о чем вам говорит эта музыка?

Какие инструменты вы услышали?

Давайте, покажем под музыку как они клюют зерна.

Молодцы, ребята. Присаживайтесь на свои места.

Звучит пьеса К.Сен-Санса - «Осел».

Какие звуки издает это животное?

- Какое настроение у этого животного?

Какой инструмент вы услышали?

(на слайде список пьес, главное осел)

Кто видел осла в жизни?

Какой он, что для него характерно?


В каких литературных произведениях мы встречали осла?

Слушают пьесу К.Сен-Санса «Кенгуру»

Что делает животное в пьесе?

Какие звуки мы услышали?

Прыжки какие, тяжелые или легкие?

Кто из животных может так изящно прыгать, без шума, у этого животного очень хорошо развиты ноги, и хвост опертый, детей переносят в сумках.

Какие инструменты помогли композитору передать прыжки кенгуру?

Слушают пьесу К. Сен-Санса «Лебедь».

А сейчас послушаем пьесу, котору. Камиль Сен-Санс считал своей лучшей.

Образ какого животного вы увидели в пьесе?

Что еще передал композитор, что за прозрачные звуки?

Кто видел лебедей, что композитор передал этой пьесой?

Что характерно для лебедя?

Давайте покажем ручками, как лебедь изящно передвигается по водной глади.

Молодцы, присаживайтесь.


Слушают.


Куры и петухи.

Как курочки бегали, суетились, громко кудахтали, а петушок кукарекал.

-Кудахтанье, поклевывание.

Отвечают на вопрос.


Скрипка и фортепиано

Показывают.






Грустные, одинокие, высокие и низкие.


Скрипку.




Характерно выносливость и упрямство.

Вини Пух, Бременские музыканты,…

-Прыгающие, и остановки.

-Легкие, изящные.


- Кенгуру.





Фортепиано.








-Лебедя.


капли, будто лебедь плавает по воде.



Их изящность и горделивость.

То, что если они полюбят другого лебедя и тот лебедь погибнет, они не ищут замену, а так и остаются одни до конца своей жизни.










П:определять характер музыки, проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений.

















П:определять характер музыки, проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений.


П:определять на слух основные интонационные жанровые особенности музыки (песня, танец, марш);

П:определять характер музыки, проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений.








К: владеть диалогической формой речи.
































К: владеть диалогической формой речи.





















К: владеть диалогической формой речи.

Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.































Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.






Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Практический(практическая работа)

Мы с вами познакомились с еще некоторыми животными из сюиты «Карнавал животных» Сан-Сеанса. Ребята, вы какую песню пели на прошлом уроке?

Сейчас мы с вами ее споем.

(Аудиозапись)


Какое настроение она передаёт?

Какой характер у этой песни?

Бодрая или медленная?

Cпокойная или волнующая?

Как слону жилось?

Хорошо, молодцы.

Начнём разучивать песню, перед тем как начать петь, давайте разогрев наши голосовые связки.

(скороговорка)

Прочитаем скороговорку:

Кукушка кукушонку купила капюшон,

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон.

Давайте разучим первые строчки первого куплета.

А что такое баобабы?

Баобаб — могучее дерево, сразу вызывающие ассоциации со знойной африканской саванной. Баобабы живут до тысячи лет


Дети слушают.












О розовом слоне.


Сначала радостное, весёлое, а потом грустное.














Проговаривают скороговорку.












П:определять характер музыки, проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений.














К: владеть диалогической формой речи.






П:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.










Р:осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.

Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Словесный (беседа)

Ребята, кто помнит, что такое Баобаб.

Где баобабы вышли на склон,
Жил на поляне розовый слон.

Давайте разучим следующие строчки.

Много веселых было в нем сил,
Скучную обувь он не носил.


Куда движется мелодия?

Хорошо, споем первый куплет.


Приступим разучивать первую строчку второго куплета.
Умные тигры, глупый шакал,
Двигались тихо, если он спал.

А почему они двигались тихо?


Разучим последние две строчки второго куплета.
Был он снаружи чуть мешковат,
Добрые уши, ласковый взгляд.

Давайте споем второй и первый куплет. Будем петь красиво и представим как идет слоненок.


Молодцы, ребята.


Сейчас мы с вами будет разучивать третий куплет.

Давайте послушает этот куплет.

Но наступили дни перемен:
Хитрый охотник взял его в плен.
И в зоопарке пасмурным днем
Стал он обычным серым слоном.

Ребята, а почему он стал серым слоном?

Правильно, на свободе ему было хорошо. Он мог делать, что хочет и ему солнышко всегда светило, а сейчас он грустный и жизнь ему кажется не такой радостной.

Как нужно спеть этот куплет?

Давайте споем.

Молодцы, а сейчас мы с вами споем полностью песню.

(Приложение 1)


Ответы учащихся.














Уважали слона, он большой












Слушают.







Ответы учащихся.







Грустно, с сожалением.










П:исполнять голосом песню.

































П:исполнять голосом песню.








К: владеть диалогической формой речи.

Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


9. Рефлексия учебной деятельности

Словесный(беседа)

Ребята, мы с вами хорошо поработали, давайте вернёмся с вами к нашей цели:


Мы с вами её достигли?


Правильно.

Всех животных вы узнали, а как зовут композитора, написавшего зоологическую фантазию "Карнавал животных"?

Итак, какую музыку мы слушали и исполняли сегодня на уроке?

-О ком были эти произведения?

-Да. Мы побывали на настоящем карнавале животных.

А сейчас выполните небольшую работу. (Приложение2.)

Домашние задание: Нарисовать иллюстрацию к одной из прослушанных пьес.

Вы все отлично работали на уроке, а сейчас оцените себя с помощью листочка.


Спасибо за урок!



Дети слушают.




Да.



Сан-Сеанс.










О животных.




Оценивают себя на уроке.


До свидания.







К: владеть диалогической формой речи.











Р:осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.









Л:способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.




















Приложение1

«Розовый слон»

Слова Г. Горбовского Музыка С. Пожлакова.


1 Куплет

Где баобабы вышли на склон,
Жил на поляне розовый слон.
Много веселых было в нем сил,
Скучную обувь он не носил.


2 Куплет
Умные тигры, глупый шакал,
Двигались тихо, если он спал.
Был он снаружи чуть мешковат,
Добрые уши, ласковый взгляд.


3 Куплет

Но наступили дни перемен:
Хитрый охотник взял его в плен.
И в зоопарке пасмурным днем
Стал он обычным серым слоном.


4 Куплет

Звери смеются, шутят о нем:
«Ай, да красавчик. Серый, как дом!»
Слон улыбнулся, слон их простил,
Но, почему-то, вдруг загрустил.


5 Куплет

Зря унываешь, нету беды,
Я то, ведь знаю: розовый ты.
Может случайно, где-то во сне,
Ты прислонился к серой стене.


6 Куплет

Добрый мой слоник, ты извини,
В жизни бывают серые дни.
Скоро подарит солнце рассвет,
Выкрасит кожу в розовый цвет!


3



Скачать

© 2022, 302 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!