«Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка» предназначена для организации наблюдения за детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Полученные результаты могут стать основанием для составления психологической характеристики ребенка и при необходимости помогут педагогу и психологу в планировании развивающей или коррекционной работы.
Заполненный педагогом протокол отдается педагогу-психологу ОУ. Заполняться протокол наблюдения может как в период адаптации детей к школе, так и в процессе обучения в начальной школе, а также по ее окончании.
Уважаемые педагоги! Просим вас провести наблюдение за ребенком (примерно в течение 1-2 недель) по следующим показателям: особенности самовыражения ребенка, особенности общения со сверстниками и взрослыми, сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности. Отметьте галочкой характерные проявления данного ребенка. Наиболее яркие особенности по каждому показателю можно выделить цветом.
Ф.И. ___________________________________________________________________________________________________
Дата рождения:__________________ ____________________Класс ______________________________________________
№ п/п | Характеристика | 1 класс (входн.) | 1 класс (промеж.) | 1 класс (выходн.) | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Мотивация |
5.1 | Особенности мотивов Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство) | | | | | | |
5.2 | Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой) | | | | | | |
5.3 | Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей) | | | | | | |
5.4 | Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью) | | | | | | |
5.5 | Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности) | | | | | | |
5.6 | Виды мотивов Мотивы достижения успеха | | | | | | |
5.7 | Мотивы избегания неудач | | | | | | |
5.8 | Мотивы не связаны с учением (альтернативные мотивы) | | | | | | |
Произвольность |
6.1 | Особенности восприятия образца и правила: Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно; | | | | | | |
6.2 | Умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием | | | | | | |
6.3 | Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца | | | | | | |
6.4 | Особенности решения учебной задачи: Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу | | | | | | |
6.5 | Принимает, но не удерживает учебную задачу | | | | | | |
6.6 | Не принимает учебную задачу. | | | | | | |
6.7 | Способен объяснить своими словами цель работы и этапы ее достижения | | | | | | |
6.8 | Степень самостоятельности: Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития) | | | | | | |
6.9 | Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития) | | | | | | |
6.10 | Требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания | | | | | | |
6.11 | Саморегуляция Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого | | | | | | |
6.12 | Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого | | | | | | |
Отношение к помощи со стороны взрослого |
7.1 | Нуждается в помощи взрослого | | | | | | |
7.2 | Принимает помощь взрослого | | | | | | |
7.3 | Не принимает помощь взрослого | | | | | | |
Ф.И.О. учителя__________________________________________________________ Дата обследования: ________________________________
№ п/п | Ф.И. обуч-ся Характеристика | | | | | | | | | | |
11.1 | Поведение Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство | | | | | | | | | | |
1.2 | Пассивность, замкнутость, безразличие | | | | | | | | | | |
1.3 | Беспокойство, возбудимость | | | | | | | | | | |
2.1 | Эмоции Положительно окрашенные | | | | | | | | | | |
2.2 | Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.) | | | | | | | | | | |
2.3 | Частая смена эмоций | | | | | | | | | | |
3.1 | 3. Особенности общения со взрослыми Непосредственность, искренность, эмоциональная близость | | | | | | | | | | |
3.2 | Ощущение дистанции, понимание условной роли учителя, послушание | | | | | | | | | | |
3.3 | Неприятие роли учителя, отсутствие дистанции, негативизм, агрессивность | | | | | | | | | | |
4.1 | 4. Особенности общения со сверстниками Личностное общение: Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба | | | | | | | | | | |
4.2 | Трудности в становлении контактов, конфликтность, агрессивность | | | | | | | | | | |
4.3 | Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов | | | | | | | | | | |
4.4 | Деловое общение Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка | | | | | | | | | | |
4.5 | Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка | | | | | | | | | | |
5.1 | 5. Мотивация Особенности мотивов Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство) | | | | | | | | | | |
5.2 | Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой) | | | | | | | | | | |
5.3 | Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей) | | | | | | | | | | |
5.4 | Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью) | | | | | | | | | | |
5.5 | Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности) | | | | | | | | | | |
5.6 | Виды мотивов Мотивы достижения успеха | | | | | | | | | | |
5.7 | Мотивы избегания неудач | | | | | | | | | | |
5.8 | Мотивы не связаны с учением (альтернативные мотивы) | | | | | | | | | | |
6.1 | 6. Произвольность Особенности восприятия образца и правила: Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно; | | | | | | | | | | |
6.2 | Умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием | | | | | | | | | | |
6.3 | Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца | | | | | | | | | | |
6.4 | Особенности решения учебной задачи: Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу | | | | | | | | | | |
6.5 | Принимает, но не удерживает учебную задачу | | | | | | | | | | |
6.6 | Не принимает учебную задачу. | | | | | | | | | | |
6.7 | Способен объяснить своими словами цель работы и этапы ее достижения | | | | | | | | | | |
6.8 | Степень самостоятельности: Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития) | | | | | | | | | | |
6.9 | Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития) | | | | | | | | | | |
6.10 | Требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания | | | | | | | | | | |
6.11 | Саморегуляция Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого | | | | | | | | | | |
6.12 | Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого | | | | | | | | | | |
7.1 | 7. Отношение к помощи со стороны взрослого Нуждается в помощи взрослого | | | | | | | | | | |
7.2 | Принимает помощь взрослого | | | | | | | | | | |
7.3 | Не принимает помощь взрослого | | | | | | | | | | |