их охране,воспитав в себе экоэтическое отношение к окружающей природе.
I.I. Изучение свойств воды
I.2. Идентифицировать агрегатные состояния воды и их свойства
I.3. Определение значения круговорота воды в природе
II. Репродуктивные
II.1. Объяснять и графически изображать круговорот воды в природе.
II.2. Сопоставлять различные состояния воды
III. 2. Выработка позитивного отношения к необходимости охраны вод
5.Дидактические средства
№ | Название этапа, цель | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы методы работы | Результат |
1 | 1.Организация начала урока разминка (5 мин). Самоопределение к учебной деятельности Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности, сосредоточить внимание | В данном этапе необходимо привлечь внимание детей. Чтобы не было других занятий, объявляются: при этом цели уже в презентации написаны на доске,(слайд1. 2) особенно обратить внимание на то. что учащиеся уже смогут после изучения темы воспроизводить, объяснить. , моделировать схемы и как лаконично можно будет составлять графически круговорот воды в природе . Чтобы это выглядело четко и логично, показать знаки , которыми можно создать рисунок Интеллектуальная игра (5 мин)- разминка необходима для того. Чтобы учащиеся смогли еще раз сосредоточиться на теме и вычленить главную мысль –ВОДА ЭТО ЖИЗНЬ!! Начинают с первой группы, учеников заранее предупреждают, что на разминку классу можно потратить всего 5 минут и если не успевают, то никто не получает баллов. В данном случае вырабатывается коллективные методы работы, сплочение и взаимопомощь, а также закладывается мотивация к изучению нового материала | Приветствует, проверяет готовность учащихся к уроку ( наличие книг тетрадей и лоточка с лабораторной посудой и образцами воды) Напоминает алгоритм составления групп и предлагает инструктивные памятки каждой группе (приложение 1) Предлагается выражение « Без воды не труды и не суды», необходимо вспомнить пословицы или придумать собственное выражение о значимости воды для человека, следит за лексикой и поведением учащихся, подбадривает, помогает правильно озвучить выражение, оценивает в баллах каждую пословицу или выражение о значимости воды для человека и организмов Биосферы. | Приветствуют, проверяют собственную готовность к уроку, записывают тему в тетрадь, слушают инструкцию учителя о работе в группах Каждая группа( пять учеников, группа имеет собственный номер, и цвет, который они выбирают) учащиеся по цепочке вспоминают пословицы о воде, или придумывают собственные по ходу цепочки.) Каждый секретарь группы ответивший быстро и качественно ставит группе на полях баллы , которые озвучил учитель– накопительный фонд | - Самостоятельная
- (записи в тетрадь
Коллективные (в группах) Сакратовская беседа - Эвристический
| Формирование УУД регуляторной развивающий Вырабатывается четкость и сосредоточенность у учащихся, умение правильно логически передавать собственные мысли |
2 | 2.Оценка пройденного материала (10 мин) Цель: Проверка уровня усвоения промежуточного этапа изучения темы, а также закрепление полученных навыков и умений На самом деле данный этап работы не только проверяет знания. но и продолжает закреплять пройденный материал и предоставляет возможность уже изучения конкретно свойств воды, когда так много уже сказал по теме. то и интересно далее его изучать | Представление своих творческих и исследовательских работ, постеров по значению воды(каждая группа 1 работу защищает. Учащимся была в конце сентября дана исследовательская работа с предварительным заданием 1 Исследование состояния воды в районе Финского залива (инструкция прилагается, 2 Исследование состояние воды в дренажных каналах Работа с предварительным заданием- необходимая база знаний по теме «Вода». Группа может состоять из пяти учеников. Но не более. Так как будет рассредоточиваться внимание и мобильность группы может утратиться, если подключается пятый ученик –Такая команда представляет постеры зранее подготовленные и защищает их. Учитель подводит итог благодарит учащихся за выполненную работу. Группа представляет работу с ОГРАНИЧЕННЫМ временем. Представленные постеры обязательно развешиваются в классе. Чтобы учащиеся видели. что их труд уважаем и в нем заинтересованы. | Выслушивает каждую работу. Комментирует, .объявляет баллы- высший 10 баллов Учитель подчеркивает особенности каждого постера. Выявляя ее значимость. Подмечая интересные факты, тем самым укрепляет мотивацию к обучению у учащихся | Класс слушает. оценивает работу путем взаимооценки групп– в конце представления и защиты постеров ЛИДЕРЫ объявляют оценки поставленные другим группам, запись производиться на доске с заранее приготовленной таблицей, секретари групп записывают полученные баллы в свою карту | В малых группах Монолог Анализ дедукция индукция | Формирование УУД Учащимся необходимо было создать команду из четырех учеников, по своему усмотрению( основания могут быть разные – дружат, или хорошо работается вместе или просто симпатичны друг другу) это необходимо для того. чтобы учащиеся без принуждения умели работать в группах. Умели выявлять способности друг друга и объективно оценивать собственные возможности. В выбранных заранее группах. Сами члены группы выбирают ЛИДЕРА. которого уважают и доверяют. СЕКРЕТАРЯ. который будет записывать информацию о работе группы, а также ЧАСЫ- ученика, который будет смотреть за временем. АДВОКАТ – ученик. который будет правильно защищать интересы данной группы учащихся, и если необходимо резюмировать и обосновывать ответы всех учеников своей команда. СКЕПТИК, который комментирует действия группы и обращает внимание на неточности. Как видно учащимся необходимо реализовать свои умения адаптироваться правильно в социуме. Показать свой нравственный и интеллектуальный уровень, в процессе включения в систему такого вида деятельности это может привести к воспитанию ЛИЧНОСТИ умеющей правильно ставить задачи своей деятельности и позитивно относится к окружающим. Таким образом образуется слаженная мини группа. Которая способна решать творческие задачи и отстаивать свои гипотезы и идеи. |
3 | - Изучение нового
- (10 мин)
- материала
Актуализация цели; Ц -I.I Ц -I.2 Ц- I.3 Актуализируется -знания полученные ранее -мыслительные операции. Анализ. Синтез, сравнение Предусматривает получение знаний опытным путем и выработка умений делать выводы из полученных данных | - Изучение материала делится на две части с целью лучшего усвоения и конкретизации фактов, научения извлекать данные из показанных фактов, тем самым РАБОТА в ГРУППАХ
- Первая часть – бремсторминг (мозговая атака.
Актуализация 1Опыт Переливается вода из колбы в стакан. Обращается внимание на то, что стакан цилиндрический, а колба коническая. Как изменяется форма перелитой воды? Вода переливается со звуком. Высоко поднята правая рука. И в стакан льется. Во время переливания обращается внимание на цвет воды, каждый на парте имеет по маленькому стакану с водой и пустой стакан и может параллельно проводит опыт. Каждая команда имеет собственный выбранный цвет. Так легче идентифицировать данные. 2 Опыт показывается заранее замершая вода, указывается черточка –уровень жидкой воды . который был в данной колбе, и показывается кипящая вода, с выделяющимся паром ВЫВОДЫ Пройдя две части актуализации знаний. подводим итоги, четко вычленяем полученные знания, для того. Чтобы использовать их уже в практической деятельности показав как воспринята тема. | учитель на дополнительной доске записывает идеи, в конце урока сопоставляются данные полученные экспериментальным путем и вычеркиваются неправильные идеи и те ученики . которые высказали правильные идеи получают дополнительный балл Учитель демонстрирует фотографии воды в природе Слайды(№№34567) на слайдах, чтобы учащиеся могли подумать о свойствах воды и релаксировали Показывает опыты текучесть воды, на спиртовке кипятит воду. Показывает предварительно замороженную в колбе воду с специально обозначенной чертой уровня жидкой воды, растворяет сахар в воде, обращает внимание полученные факты ,учитель комментирует, ставит баллы, | 10 активных учеников высказывают свое мнение о свойствах воды, Учащимся необходимо во время демонстрации подумать, потом в группах сделать выводы по физическим свойствам воды. Пункты свойств воды представлены на (слайде№8) Ученики видят, что она текучая, записывают вывод Ученики правильно определяют запах воды. Рукой подгоняя воздух со стакана ВЫВОДЫ представляют лидеры, в виде записи на белой бумаге (А-;4) цветными маркерами крупно. Чтобы было видно всем. Выводы прикрепляются к доске, если команды не согласны адвокаты представляют апелляцию. Все четко. Логично. Обоснованно. Секретари команд записывают баллы к себе в таблицу. | В малых группах Мозговая атака, эвристический, Самооценка групповые, исследование, Работа с литературой Самостоятельные наблюдения Анализ релаксация | Формирование УУД развивающий личностные и коммуникативные метопредметные Самоконтроль ,развивается зрительная память и ассоциативность мышления. вырабатывается умение делать различные выводы, проводится тренинг умения сосредотачивать внимание на главном Мозговая атака- прием помогает ученику реализовать собственные . индивидуальные личностные творческие способности и показать уровень знаний. Воспитывается самоуважение и мотвация к дальнейшей творческой работе., понимание, что систематический труд дает свои результаты. которые не будут утеряны и их заметят Данный этап работы помогает учащимся понять. Что разные есть методы изучения природы и данный метод – экспериментальный, наглядно демонстрирует свойства, однако надо правильно -сосредоточится. -вычленить главное -увидеть факты. которые в дальнейшем помогут правильно создать ГИПОТЕЗУ и помочь ее защитить. Таким образом развиваются творческие способности учащихся, развивается любознательность и умение делать выводы из полученных экспериментальным путем фактов |
4 | Оценка восприятия нового материала ( 5 мин) Цели: II. Репродуктивные - Ц-II.1
Ц-II.2 Ц-II.3 Фиксация знаний | Данный этап работы интересен тем, что мы можем перевести с оперативной памяти на долговременную полученные знания. и тогда они станут фундаментом для продолжения получения новых знаний и нанизываться на заранее полученные, Учащимся раздаются ватманы . маркеры, они видят на доске уже ими же сделанные постеры и выводы из опытов. а так же топографические и графические значки (слайд9) работают. Моделируя схемы круговорота воды в природе. Защищают свою модель. аргументируя | Сосредотачивает, мобилизует детей, научает четко слажено работать . сотрудничать, необходимо учителю внимательно следить за речью учащихся. чтобы не было резких высказываний в адрес друг друга, чтобы не использовался сленг, Работы-схемы вывешиваются. обсуждаются, учитель поощряет деятельность учащихся, выявляя качества, которые помогли составить схему, подводит итог . определяет количество баллов группам. | Учащиеся в группах составляют схемы круговорота воды и объясняют схемы. делают выводы( 5 мин. 3 мин на рис 2 мин на объяснения) Секретари групп записывают баллы в таблицу, как у себя на листок . так и на табло на доске. Таким образом все прозрачно. И все учащиеся видят. что никого не засуживают Учащиеся вспоминают и фиксируют из собственного опыта источники загрязнения вод, предлагают мероприятия по защите вод | Работа в группах метод Молярко- ограничеснности времени). Показательный ответ, точка зрения, общее мнение группы, выработка отношения, синтез, анализ, графический | Формирование УУД развивающий личностные и коммуникативные вырабатывается -умение объективно оценивать результаты деятельности как товарищей, так и собственные, быть доброжелательным к соперникам. -этот этап работы – апогей, учащиеся видят воочию результат своей работы, они понимают. Что могут работать творчески и в команде, что обязательно приведет к позитивным результатам - вырабатывается умение объективно оценивать результаты деятельности как товарищей, так и собственные, быть доброжелательными к соперникам. |
5. | Закрепление, тренировка, отработка полученных умений и навыков (5 мин) | Данный этап – НАУЧЕНИЕ, ДЕВИЗ «НАУЧИЛСЯ –НАУЧИ ДРУГОГО!» девиз с самого начала урока висит над доской так как получение и закрепление знаний еще не полностью реализует возможности личности, необходимо чтобы личность могла. хотела и умела передавать свои знания. Вопросов должно быть три. И в зависимости как ответил партнер ставится оценка, если одна ошибка –четыре, если две , то три. В процессе данной деятельности учащихся., оценки передаются лидерам групп, секретарями записываются на табло данная методика ориентирована на личностно ориентированное воспитание и обучение учащихся | Учитель управляет процессом. Помогает учащимся во взаимоопросе в парах, следит за тем. Чтобы не было конфликтной ситуации, и вопросы задавались корректно. | Учащиеся разбиваются на пары по желанию, чтобы было комфортно работать и представленной паре объясняют материалы которые они изучили и по которым сделали собственные выводы, взаимо опрашивают в двойках друг друга и оценивают друг друга вопросами, передают оценки учителю и секретарям групп Ученики могут обратиться к адвокатам групп. Если они считают, что их оценивают не корректно | - В парах
- Учитель-ученик
-
- Графический,
Анализ, Сопоставление, поиск, взаимообучение Дедуктивный. Индуктивный | Формирование УУД Оценка и контроль знаний развивающий личностные и коммуникативные Окончательно закрепляются , фиксируются полученные знания. когда уже полностью закрепляется материал на психомоторных действиях. Учащиеся уже могут применить свои знания. использовать для выполнения более сложных проблем |
6. | Рефлексия Подведение итогов урока, контроль (3 минуты) Цели: III.Психомоторные Ц-III.1 -Сбор данных Объявляются оценки. -зафиксировать новое со держание изученное на уроке -организация рефлексии, самооценки собственной учебной деятельности | Сопоставление поставленных задач достигнутыми Обязательный этап работы с учащимися.- оценивание результатов, и завершение этапа изучения конкретного материала. Если учащиеся не оцениваются, нет конкретизации уровня достигнутого. Быстро затухает мотивация к получению новых данных. Что приводит к деградации самой системы получения знаний | Учитель анализирует полученные данные, сопоставляет со своими, делает выводы вместе с учениками фронтально о достигнутых результатах и уровне знаний на данном этапе по полученным знаниям, одобряет работу учащихся и ставит оценки, оценки соответственно сумме баллов, объясняет барем оценивания, который высвечивается на доске (слайд 11) ставятся в электронный журнал, который высвечивается на доске. Учитель расписывается за оценку в дневнике в конце урока | Лидеры представляют итоги. Аргументирую их краткой характеристикой оценки деятельности товарищей, обсуждают с учителем достигнутые результаты , записывают оценки в дневники, подают учителю дневник | - Фронтальная
Индивидуальная Анализ, Монолог | Формирование УУД ЛИЧНОСТНЫЕ – -умение самооценивать на основе критерия успешности Предметные – умение определять уровень достигнутых знаний в процессе урока. сравнивая с поставленными задачами Коммуникативные – умение правильно выражать собственное мнение, логично, кратко, вызывая тем самым уважение товарищей и учителя. А также умения сотрудничать и совместно генерировать идеи. Умение выслушать идеи соратников и правильно апеллировать если в этом есть необходимость, умение позитивно относится к чужим результатам, достижениям |
7. | Домашнее задание Цели Ц-III.2 | Учащимся предлагается продумать и подготовить 1Предоставление презентации о состоянии водных ресурсов Ленинградской области 2.Уровень « Эсли бы я был министром экологии, какие меры принял бы по защите водных ресурсов: родников, рек и озер России записывают. 3. Предоставить фотогаллрею водных ресурсов поселка Лисий нос, фото подписаны и комментированные 4. Уровень Нарисовать рисунки с собственных впечатлений(река, озеро, море) рассказывающих о красоте впечатлившей вас (слайд12) | Учитель комментирует задание. Предлагает различные способы его реализаци, в виде фильма. презентации или газеты (слаид4) | Слушают комментарии учителя записывают задания по собственному уровню | | |