СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карта урока "круговорот воды в природе"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Учитель: Шварц А.А.

2. Класс 5а Дата 21.012013г  Предмет:  природоведение

3.Место и роль урока в изучаемой теме:

тип урока : комбинированный, модуль »ВОДА» 3 урок

тема урока:  “  Круговорот воды в природе”

уровень класса: средний (30% сильных, 55% средних, 10% слабых, 5% очень слабых

Просмотр содержимого документа
«Карта урока "круговорот воды в природе"»

Приложение 4

Технологическая карта урока

1.Учитель: Шварц А.А.

2. Класс 5а Дата 21.012013г Предмет: природоведение

3.Место и роль урока в изучаемой теме:

тип урока : комбинированный, модуль »ВОДА» 3 урок

тема урока: “ Круговорот воды в природе”

уровень класса: средний (30% сильных, 55% средних, 10% слабых, 5% очень слабых.

4. Цели урока

Педагогическая поддержка

-искренний интерес и уважение педагога к личностным проявлениям

детей, умозаключениям, процессу и результатам их деятельности

-эмоциональная поддержка каждого ребёнка

-стимулирование познавательного интереса

-отбор, распределение и предоставление соответствующей учебной информации

Задача: на основании изучения свойств воды, учащимся необходимо

понять значение водных ресурсов Земли и моделировать мероприятия к

их охране,воспитав в себе экоэтическое отношение к окружающей природе.

Ключевые цели:

- знать свойства воды и значение воды в природе

- объяснять круговорот воды в природе и его значение

- интерпретировать превращения воды, наблюдаемые в природе

- выработать позитивное отношение к охране вод

Операциональные целеполагания:

-актуализировать по свойствам воды и их значению

-анализировать, представлять графически круговорот воды и объяснять его ход

-аргументировать значение охраны вод Земли, России ,Финского залива

Целеполагания:

I.Когнитивные

I.I. Изучение свойств воды

I.2. Идентифицировать агрегатные состояния воды и их свойства

I.3. Определение значения круговорота воды в природе

II. Репродуктивные

II.1. Объяснять и графически изображать круговорот воды в природе.

II.2. Сопоставлять различные состояния воды

III.Психомоторные (направленные на отношение)



III.1 Понимание , что вода необходимое условие жизни на Земле

III. 2. Выработка позитивного отношения к необходимости охраны вод

5.Дидактические средства

  • Для учителя –презентация

  • Для учеников тетрадь, учебник, карточки инструктивные для работы в группах, карточки инструктивные для работы лабораторной в двойках

Название этапа, цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

методы работы

Результат

1































1.Организация начала урока разминка (5 мин).

Самоопределение к учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности, сосредоточить внимание
















В данном этапе необходимо привлечь внимание детей. Чтобы не было других занятий, объявляются: при этом цели уже в презентации написаны на доске,(слайд1. 2) особенно обратить внимание на то. что учащиеся уже смогут после изучения темы воспроизводить, объяснить. , моделировать схемы и как лаконично можно будет составлять графически круговорот воды в природе . Чтобы это выглядело четко и логично, показать знаки , которыми можно создать рисунок

Интеллектуальная игра (5 мин)- разминка необходима для того. Чтобы учащиеся смогли еще раз сосредоточиться на теме и вычленить главную мысль –ВОДА ЭТО ЖИЗНЬ!!

Начинают с первой группы, учеников заранее предупреждают, что на разминку классу можно потратить всего 5 минут и если не успевают, то никто не получает баллов. В данном случае вырабатывается коллективные методы работы, сплочение и взаимопомощь, а также закладывается мотивация к изучению нового материала


Приветствует, проверяет готовность учащихся к уроку ( наличие книг тетрадей и лоточка с лабораторной посудой и образцами воды) Напоминает алгоритм составления групп и предлагает инструктивные памятки каждой группе (приложение 1)

Предлагается выражение « Без воды не труды и не суды», необходимо вспомнить пословицы или придумать собственное выражение о значимости воды для человека, следит за лексикой и поведением учащихся, подбадривает, помогает правильно озвучить выражение, оценивает в баллах каждую пословицу или выражение о значимости воды для человека и организмов Биосферы.


Приветствуют, проверяют собственную готовность к уроку, записывают тему в тетрадь, слушают инструкцию учителя о работе в группах

Каждая группа( пять учеников, группа имеет собственный номер, и цвет, который они выбирают) учащиеся по цепочке вспоминают пословицы о воде, или придумывают собственные по ходу цепочки.) Каждый секретарь группы ответивший быстро и качественно ставит группе на полях баллы , которые озвучил учитель– накопительный фонд

          1. Самостоятельная
          2. (записи в тетрадь

Коллективные

(в группах)

Сакратовская беседа

          1. Эвристический































Формирование УУД регуляторной развивающий Вырабатывается четкость и сосредоточенность у учащихся, умение правильно логически передавать собственные мысли

2

2.Оценка

пройденного материала (10 мин)

Цель:

Проверка уровня усвоения промежуточного этапа изучения темы, а также закрепление полученных навыков и умений На самом деле данный этап работы не только проверяет знания. но и продолжает закреплять пройденный материал и предоставляет возможность уже изучения конкретно свойств воды, когда так много уже сказал по теме. то и интересно далее его изучать

Представление своих творческих и исследовательских работ, постеров по значению воды(каждая группа 1 работу защищает.

Учащимся была в конце сентября дана исследовательская работа с предварительным заданием

1 Исследование состояния воды в районе Финского залива (инструкция прилагается,

2 Исследование состояние воды в дренажных каналах

Работа с предварительным заданием- необходимая база знаний по теме «Вода».

Группа может состоять из пяти учеников. Но не более. Так как будет рассредоточиваться внимание и мобильность группы может утратиться, если подключается пятый ученик –Такая команда представляет постеры зранее подготовленные и защищает их. Учитель подводит итог благодарит учащихся за выполненную работу. Группа представляет работу с ОГРАНИЧЕННЫМ временем. Представленные постеры обязательно развешиваются в классе. Чтобы учащиеся видели. что их труд уважаем и в нем заинтересованы.



Выслушивает каждую работу. Комментирует, .объявляет баллы- высший 10 баллов Учитель подчеркивает особенности каждого постера. Выявляя ее значимость. Подмечая интересные факты, тем самым укрепляет мотивацию к обучению у учащихся

Класс слушает. оценивает работу путем взаимооценки групп– в конце представления и защиты постеров ЛИДЕРЫ объявляют оценки поставленные другим группам, запись производиться на доске с заранее приготовленной таблицей, секретари групп записывают полученные баллы в свою карту

В малых группах

Монолог

Анализ

дедукция

индукция

Формирование УУД Учащимся необходимо было создать команду из четырех учеников, по своему усмотрению( основания могут быть разные – дружат, или хорошо работается вместе или просто симпатичны друг другу) это необходимо для того. чтобы учащиеся без принуждения умели работать в группах. Умели выявлять способности друг друга и объективно оценивать собственные возможности. В выбранных заранее группах. Сами члены группы выбирают ЛИДЕРА. которого уважают и доверяют. СЕКРЕТАРЯ. который будет записывать информацию о работе группы, а также ЧАСЫ- ученика, который будет смотреть за временем. АДВОКАТ – ученик. который будет правильно защищать интересы данной группы учащихся, и если необходимо резюмировать и обосновывать ответы всех учеников своей команда. СКЕПТИК, который комментирует действия группы и обращает внимание на неточности. Как видно учащимся необходимо реализовать свои умения адаптироваться правильно в социуме. Показать свой нравственный и интеллектуальный уровень, в процессе включения в систему такого вида деятельности это может привести к воспитанию ЛИЧНОСТИ умеющей правильно ставить задачи своей деятельности и позитивно относится к окружающим. Таким образом образуется слаженная мини группа. Которая способна решать творческие задачи и отстаивать свои гипотезы и идеи.

3

      1. Изучение нового
      2. (10 мин)
      3. материала

Актуализация цели;

Ц -I.I

Ц -I.2

Ц- I.3
Актуализируется -знания полученные ранее

-мыслительные операции. Анализ. Синтез, сравнение

Предусматривает получение знаний опытным путем и выработка умений делать выводы из полученных данных



      1. Изучение материала делится на две части с целью лучшего усвоения и конкретизации фактов, научения извлекать данные из показанных фактов, тем самым РАБОТА в ГРУППАХ
      2. Первая часть – бремсторминг (мозговая атака.

Актуализация

1Опыт Переливается вода из колбы в стакан. Обращается внимание на то, что стакан цилиндрический, а колба коническая. Как изменяется форма перелитой воды? Вода переливается со звуком. Высоко поднята правая рука. И в стакан льется. Во время переливания обращается внимание на цвет воды, каждый на парте имеет по маленькому стакану с водой и пустой стакан и может параллельно проводит опыт. Каждая команда имеет собственный выбранный цвет. Так легче идентифицировать данные.

2 Опыт показывается заранее замершая вода, указывается черточка –уровень жидкой воды . который был в данной колбе, и показывается кипящая вода, с выделяющимся паром ВЫВОДЫ Пройдя две части актуализации знаний. подводим итоги, четко вычленяем полученные знания, для того. Чтобы использовать их уже в практической деятельности показав как воспринята тема.


учитель на дополнительной доске записывает идеи, в конце урока сопоставляются данные полученные экспериментальным путем и вычеркиваются неправильные идеи и те ученики . которые высказали правильные идеи получают дополнительный балл Учитель демонстрирует фотографии воды в природе Слайды(№№34567) на слайдах, чтобы учащиеся могли подумать о свойствах воды и релаксировали Показывает опыты текучесть воды, на спиртовке кипятит воду. Показывает предварительно замороженную в колбе воду с специально обозначенной чертой уровня жидкой воды, растворяет сахар в воде, обращает внимание полученные факты ,учитель комментирует, ставит баллы,

10 активных учеников высказывают свое мнение о свойствах воды, Учащимся необходимо во время демонстрации подумать, потом в группах сделать выводы по физическим свойствам воды.

Пункты свойств воды представлены на (слайде№8)

Ученики видят, что она текучая, записывают вывод Ученики правильно определяют запах воды. Рукой подгоняя воздух со стакана ВЫВОДЫ представляют лидеры, в виде записи на белой бумаге (А-;4) цветными маркерами крупно. Чтобы было видно всем. Выводы прикрепляются к доске, если команды не согласны адвокаты представляют апелляцию. Все четко. Логично. Обоснованно. Секретари команд записывают баллы к себе в таблицу.

В малых группах

Мозговая атака, эвристический, Самооценка

групповые,

исследование,

Работа с литературой

Самостоятельные наблюдения

Анализ релаксация

Формирование УУД развивающий личностные и коммуникативные

метопредметные

Самоконтроль ,развивается зрительная память и ассоциативность мышления. вырабатывается умение делать различные выводы, проводится тренинг умения сосредотачивать внимание на главном Мозговая атака- прием помогает ученику реализовать собственные . индивидуальные личностные творческие способности и показать уровень знаний. Воспитывается самоуважение и мотвация к дальнейшей творческой работе., понимание, что систематический труд дает свои результаты. которые не будут утеряны и их заметят Данный этап работы помогает учащимся понять. Что разные есть методы изучения природы и данный метод – экспериментальный, наглядно демонстрирует свойства, однако надо правильно -сосредоточится.

-вычленить главное

-увидеть факты.

которые в дальнейшем помогут правильно создать ГИПОТЕЗУ и помочь ее защитить. Таким образом развиваются творческие способности учащихся, развивается любознательность и умение делать выводы из полученных экспериментальным путем фактов

4

Оценка восприятия нового

материала (

5 мин)

Цели:

II. Репродуктивные

      1. Ц-II.1

Ц-II.2

Ц-II.3


Фиксация знаний



Данный этап работы интересен тем, что мы можем перевести с оперативной памяти на долговременную полученные знания. и тогда они станут фундаментом для продолжения получения новых знаний и нанизываться на заранее полученные, Учащимся раздаются ватманы . маркеры, они видят на доске уже ими же сделанные постеры и выводы из опытов. а так же топографические и графические значки (слайд9) работают. Моделируя схемы круговорота воды в природе. Защищают свою модель. аргументируя


Сосредотачивает, мобилизует детей, научает четко слажено работать . сотрудничать, необходимо учителю внимательно следить за речью учащихся. чтобы не было резких высказываний в адрес друг друга, чтобы не использовался сленг,

Работы-схемы вывешиваются. обсуждаются, учитель поощряет деятельность учащихся, выявляя качества, которые помогли составить схему, подводит итог . определяет количество баллов группам.

Учащиеся в группах составляют схемы круговорота воды и объясняют схемы. делают выводы( 5 мин. 3 мин на рис 2 мин на объяснения) Секретари групп записывают баллы в таблицу, как у себя на листок . так и на табло на доске. Таким образом все прозрачно. И все учащиеся видят. что никого не засуживают Учащиеся вспоминают и фиксируют из собственного опыта источники загрязнения вод, предлагают мероприятия по защите вод

Работа в группах

метод

Молярко- ограничеснности времени). Показательный ответ, точка зрения, общее мнение группы, выработка отношения,

синтез, анализ, графический

Формирование УУД развивающий личностные и коммуникативные

вырабатывается

-умение объективно оценивать результаты деятельности как товарищей, так и собственные, быть доброжелательным к соперникам.

-этот этап работы – апогей, учащиеся видят воочию результат своей работы, они понимают. Что могут работать творчески и в команде, что обязательно приведет к позитивным результатам

- вырабатывается умение объективно оценивать результаты деятельности как товарищей, так и собственные, быть доброжелательными к соперникам.

5.

Закрепление, тренировка, отработка полученных умений и навыков

(5 мин)


Данный этап – НАУЧЕНИЕ, ДЕВИЗ «НАУЧИЛСЯ –НАУЧИ ДРУГОГО!» девиз с самого начала урока висит над доской

так как получение и закрепление знаний еще не полностью реализует возможности личности, необходимо чтобы личность могла. хотела и умела передавать свои знания. Вопросов должно быть три. И в зависимости как ответил партнер ставится оценка, если одна ошибка –четыре, если две , то три. В процессе данной деятельности учащихся., оценки передаются лидерам групп, секретарями записываются на табло данная методика ориентирована на личностно ориентированное воспитание и обучение учащихся








Учитель управляет процессом. Помогает учащимся во взаимоопросе в парах, следит за тем. Чтобы не было конфликтной ситуации, и вопросы задавались корректно.

Учащиеся разбиваются на пары по желанию, чтобы было комфортно работать и представленной паре объясняют материалы которые они изучили и по которым сделали собственные выводы, взаимо опрашивают в двойках друг друга и оценивают друг друга вопросами, передают оценки учителю и секретарям групп

Ученики могут обратиться к адвокатам групп. Если они считают, что их оценивают не корректно

      1. В парах
      2. Учитель-ученик
      3. Графический,

Анализ,

Сопоставление, поиск, взаимообучение

Дедуктивный.

Индуктивный


Формирование УУД

Оценка и контроль знаний развивающий личностные и коммуникативные

Окончательно закрепляются , фиксируются полученные знания. когда уже полностью закрепляется материал на психомоторных действиях. Учащиеся уже могут применить свои знания. использовать для выполнения более сложных проблем

6.

Рефлексия Подведение итогов урока, контроль

(3 минуты)

Цели:

III.Психомоторные

Ц-III.1

-Сбор данных Объявляются оценки.

-зафиксировать новое со держание изученное на уроке

-организация рефлексии, самооценки собственной учебной деятельности

Сопоставление поставленных задач достигнутыми Обязательный этап работы с учащимися.- оценивание результатов, и завершение этапа изучения конкретного материала. Если учащиеся не оцениваются, нет конкретизации уровня достигнутого. Быстро затухает мотивация к получению новых данных. Что приводит к деградации самой системы получения знаний


Учитель анализирует полученные данные, сопоставляет со своими, делает выводы вместе с учениками фронтально о достигнутых результатах и уровне знаний на данном этапе по полученным знаниям, одобряет работу учащихся и ставит оценки, оценки соответственно сумме баллов, объясняет барем оценивания, который высвечивается на доске (слайд 11) ставятся в электронный журнал, который высвечивается на доске. Учитель расписывается за оценку в дневнике в конце урока

Лидеры представляют итоги. Аргументирую их краткой характеристикой оценки деятельности товарищей, обсуждают с учителем достигнутые результаты , записывают оценки в дневники, подают учителю дневник

            1. Фронтальная


Индивидуальная Анализ,

Монолог

Формирование УУД

ЛИЧНОСТНЫЕ

– -умение самооценивать на основе критерия успешности

Предметные

– умение определять уровень достигнутых знаний в процессе урока. сравнивая с поставленными задачами

Коммуникативные – умение правильно выражать собственное мнение, логично, кратко, вызывая тем самым уважение товарищей и учителя. А также умения сотрудничать и совместно генерировать идеи. Умение выслушать идеи соратников и правильно апеллировать если в этом есть необходимость, умение позитивно относится к чужим результатам, достижениям

7.

Домашнее задание

Цели

Ц-III.2


Учащимся предлагается продумать и подготовить

1Предоставление презентации о состоянии водных ресурсов Ленинградской области

2.Уровень « Эсли бы я был министром экологии, какие меры принял бы по защите водных ресурсов: родников, рек и озер России записывают.

3. Предоставить фотогаллрею водных ресурсов поселка Лисий нос, фото подписаны и комментированные

4. Уровень Нарисовать рисунки с собственных впечатлений(река, озеро, море) рассказывающих о красоте впечатлившей вас (слайд12)


Учитель комментирует задание. Предлагает различные способы его реализаци, в виде фильма. презентации или газеты (слаид4)

Слушают комментарии учителя записывают задания по собственному уровню