«КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ» М. П. МУСОРГСКИЙ
Цель: показать связь музыкального и изобразительного искусства: общность тем, сюжетов, образов,
Задачи:
-
дать определение термина «сюита»;
-
познакомить с творчеством М. П. Мусоргского;
-
доказать, что «Картинки с выставки» - это переосмысление художественного образа в музыкальном произведении.
Музыкальный материал: пьесы М. П. Мусоргского: «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота».
Изобразительный ряд: портреты М.Мусоргского, В.Гартмана, М.Равеля, эскизы и работы В. Гартмана, карточки для игры «Картинка».
Ход урока
Слайд 1 «Прогулка»
Здравствуйте, рада вас видеть. Давайте познакомимся. Меня зовут Наталья Аркадьевна. Я преподаю музыку в Уксянской школе Далматовского района. Эти 40 минут нам предстоит провести вместе. Сегодня у меня ответственный этап, мне очень понадобится ваша помощь и поддержка. Я постараюсь, чтобы урок прошел интересно.
Приветствие
Чтобы вежливым быть,
Нужно: «Здравствуй!» говорить
Всем, кого не встретишь,
Это знают дети.
Скажешь: «Здравствуй!»,
И в ответ полетит: «Привет, привет!»
Здравствуйте, ладошки!
Здравствуйте, сапожки!
Здравствуйте, лягушки!
Здравствуйте, кукушки!
Здравствуй, шустрый ветерок,
Звонкий детский голосок!
Здравствуй, звонкий каблучок
И малышка светлячок!
Здравствуй, сонная ворона,
Поезд длинный у перрона!
Добрый день ручным часам,
Громким детским голосам.
Здравствуй, бурная река,
В синем небе облака!
Мы продолжаем с вами разговор о связи музыки и изобразительного искусства
Сегодня я предлагаю вам посетить картинную галерею. Но для того чтобы туда попасть, нам нужно найти ключ. Готовы? Тогда начинаем.
(Разделить класс на несколько групп. Вопросы задаются по очереди каждой группе.)
Блиц-опрос
-
Какие «три кита» в музыке вы знаете? (песня, танец, марш)
-
Какое музыкальное произведение состоит из куплета и припева? (песня)
-
Как называется большое количество людей, играющих на разных музыкальных инструментах? (оркестр)
-
Вступление бывает в начале или в конце произведения? (в начале)
-
Кто руководит оркестром? (дирижер)
-
Как называется ансамбль, состоящий из трёх исполнителей? (трио)
-
Как называется большое количество людей, поющих вместе? (хор)
-
Кто такой «солист»? (один исполнитель)
-
Что такое квартет? (ансамбль из четырех исполнителей)
- Молодцы. Нам осталось пройти совсем немножко до заветного ключа. Теперь задание для всего класса.
Слайд 2 «Картинки»
Игра «Картинки»
(На карточках изображены предметы. Дети должны вспомнить песню, где встречается это слово или предмет, и спеть хотя бы один куплет.)
- Поздравляю вас, пройдя нелёгкий путь, вы получаете ключ. Давайте откроем дверь и посмотрим, что же интересного на выставке.
Слайд 3 «Работы В.Гартмана»
Посмотрите на эти рисунки, они все разные. Но что-то их объединяет. Как вы думаете, что? (Они находятся на одной выставке. Это работы одного художника.)
Правильно. И ещё одна общая черта: на каждую из этих картинок композитор М. П. Мусоргский сочинил пьесу, составил из этих пьес цикл и назвал его «Картинки с выставки». В музыке такое явление носит название сюита - от французского «последовательность, ряд».
Именно об этих картинках мы сегодня и будем говорить на уроке.
Слайд 4 «Тема урока»
Итак, тема нашего урока «Музыка и изобразительной искусство. «Картинки с выставки» М.Мусоргского»
Слайд 5 «Портрет Мусоргского»
М. П. Мусоргский был очень необычным человеком. Чтобы освободить крепостных крестьян, он отказался от откупных платежей и остался без всяких средств к существованию. Вся жизнь его была великим трудовым подвигом.
Музыку, которую он писал, современники не понимали, его друзья – композиторы часто жестко критиковали написанное. А между тем, в произведениях этого композитора очень много изобразительных, красочных моментов. М.П.Мусоргский создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывает неповторимость русского характера.
Одна из основных особенностей музыки М.П.Мусоргского – мелодия, построенная на интонациях человеческой речи.
«Моя музыка должна быть художественной передачей человеческого языка во всех наитончайших нюансах» М.П.Мусоргский.
Слайд 6 «Виктор Гартман»
«Картинки с выставки», написанные для фортепиано по мотивам работ художника Виктора Гартмана. Он был одним из немногих друзей Мусоргского. В.А.Гартман был человеком веселым, живым, быстрым на выдумки и очень требовательным к себе и другим. Совершенно неожиданно он умер в возрасте 39 лет. И его друзья, чтобы почтить память художника, организовали выставку работ талантливого художника.
Мусоргский был потрясён и взволнован. Буквально за три недели он создал сочинение для фортепиано под названием «Картинки с выставки».
Слайд 7 «Обложка»
«Прогулка»
Конечно, он не ограничился простыми музыкальными иллюстрациями к картинам, а переосмыслил увиденное и создал яркое театральное зрелище, рассказанное в звуках.
Сегодня на уроке мы поподробнее познакомимся с этим циклом и попробуем доказать, что Мусоргский написал не просто музыкальное оформление к каждому рисунку, но создал свои «картинки», порой совершенно не похожие на зарисовки Гартмана, предложил свое видение.
Каждая из девяти пьес - это небольшая сценка.
Слайд 8 «Прогулка»
Скрепляет цикл «Прогулка», где Мусоргский изобразил себя, переходящего от картины к картине.
Всего картинок - девять, но мы остановимся на трёх.
Слайд 9 «Балет невылупившихся птенцов»
Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета «Трильби». В «Трильби» был эпизод, в котором выступала, как писал Стасов, «группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища, наряженных канареечками и живо бегавших по сцене. Иные были вставлены в яйца, словно в латы». Всего Гартман создал для балета 17 эскизов костюмов, из которых 4 сохранились до наших дней.
Давайте послушаем, как Мусоргский сумел изобразить эту сценку. Чтобы выразить свое отношение к музыке вы можете воспользоваться планом анализа музыкального произведения и словарем эмоций, чувств и образов.
(Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов».)
-
Какие средства выразительности использовал композитор? (Высокий регистр, быстрый темп, причудливый ритм, много украшений.)
-
Верно.
Слайд 10 «Часы в русском стиле»
-
Теперь взгляните на эту картинку (сказочная избушка). Что вы здесь видите? (Красивый, яркий домик. Он как будто сделан из чего-то вкусного.)
-
Молодцы. Действительно, праздничная избушка. Мусоргский изобразил хозяйку этого домика, и получилась совсем другая история, абсолютно не похожая на рисунок В. А. Гартмана. Послушайте и подумайте, как зовут хозяйку избушки.
(Звучит фрагмент пьесы «Избушка на курьих ножках».)
-
Как зовут хозяйку? (Баба-яга.)
-
Почему вы так решили? Что в музыке подсказало такой ответ? (Пьеса начинается тихо, а потом доходит до очень громкого звучания с завываниями и прыжками.)
-
Правильно. Так и кажется, что издалека летит, стучит нечистая сила, быстро приближается и уже совсем рядом свистнула она и понеслась в своей ступе, погоняя помелом. В средней части показан зачарованный лес: звуки дрожат, шуршат, слышится таинственный стук – несколькими штрихами показана ночная природа. Скажите, в этой пьесе похожи рисунок и музыка? (Нет, здесь композитор придумал свою историю, не похожую на рисунок.)
-
Ребята, давайте посмотрим, как себе представила образ Бабы-Яги кинорежиссер И.Ковалевская, которая создала мультфильм на основе музыкального произведения « Баба-Яга» из фортепианного цикла « Картинки с выставки».
Слайд 11 «Мультфильм»
Слайд «Динамическая пауза»
Разминка под песню Т.Морозовой «Бабка – Ежка»
Слайд 12 «Городские ворота в Киеве»
- Завершает сюиту картинка «Богатырские ворота» по эскизу В. А. Гартмана «Городские ворота в Киеве». Интонациями эта пьеса близка русским народным песням. Характер величавый, торжественный.
(Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота».)
На фоне музыки
Широко ты Русь по лицу земли в красе царственной развернулася.
По седым морям из далеких стран на поклон к тебе корабли плывут.
И поля цветут, и леса шумят и лежат в земле груды золота.
И во всех концах света белого про тебя идет слава громкая.
Ты моя Русь державная, моя Родина православная,
У тебя ли нет богатырских сил, старины седой, громких подвигов.
И уж есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью,
Встать за честь твою против недругов, за тебя в нужде сложить голову.
- Эта картинка символизирует мощь русского народа.
Мы слушали фортепианную версию цикла.
Слайд 13 «М.Равель»
Но пьесы настолько яркие, что французский композитор Морис Равель сделал переложение для оркестра. Многие пианисты включают это произведение в программы своих концертов.
-
Скажите, какая пьеса вам запомнилась больше всего? Почему?
-
Что, по вашему мнению, сделало её такой яркой и запоминающейся?
-
Скажите, все ли «музыкальные картинки» совпали по содержанию с рисунками? Какие различались?
-
Смогли ли мы доказать, что композитор предложил своё видение, иногда отличающееся от эскизов своего друга?
Слайд 14- 19 «Викторина»
- Как называется цикл пьес по эскизам и картинам В. А. Гартмана? («Картинки с выставки».)
- Сколько всего пьес в цикле? (Девять.)
- Для какого инструмента был написан цикл? (Для фортепиано.)
- Какое отношение имеет Виктор Гартман к произведению М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»? (М.П. Мусоргский посетил посмертную выставку В. Гартмана. Это послужило главной идеей создания произведения “Картинки с выставки” )
- Есть ли версия для оркестра? (Да.)
- Кто сделал оркестровое переложение этой сюиты? (Французский композитор Морис Равель)
Слайд 20 «Концерт – загадка»
-
Послушайте музыкальные фрагменты и попробуйте узнать знакомые пьесы. Отметьте в карточке цифрой порядковый номер каждого фрагмента («Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота», «Прогулка».)
- Молодцы. К следующему уроку нарисуйте иллюстрацию или подберите эпиграф к пьесе «Избушка на курьих ножках». Это может быть какой – нибудь отрывок из сказки с описанием избушки и Бабы – Яги или фрагмент стихотворения. Желающие могут сочинить эпиграф сами, но он должен быть коротким и образным.
Слайд 21 «Сегодня на уроке»
Рефлексия
Перед вами нотки разного цвета. Подумайте и выберите ту, которая соответствует вашему настроению на уроке
Слайд 23 завершение
Тема урока: Музыка и изобразительное искусство.
«Картинки с выставки» М.П.Мусоргского
Виктор Гартман | Модест Мусоргский | |
| | |
«Эскизы к балету «Трильби» | | |
«Часы в русском стиле» | | |
«Городские ворота в Киеве» | | |
Баба Яга
Э.Ш.Большакова
Ветер крутит, ветер дует,
Надвигается беда.
И над варевом колдует
Злая бабушка Яга.
Так коварна и ужасна,
Варит зелие свое,
Но, наверное, напрасно –
Не боимся мы её.
Баба Яга
Русская народная дразнилка
Нос крючком
Голова горшком,
С печки упала,
Ножку сломала,
Как гром загремит
Бабка Ежка полетит!
Бабка Ежка
Музыка и слова Татьяны Морозовой
На неведомых дорожках,
Гда растет дремучий лес,
Избушка там на курьих ножках
Стоит до самых до небес.
Кто в избушечке живет, песню звонкую поет?
Там Бабушка Яга –
Костяная нога!
Припев:
Бабка Ежка, выгляни в окошко!
Бабка Ежка, выгляни в окошко!
Не боимся мы тебя!
Тру-ля-ля, тру-ля-ля!
Выходи скорей гулять,
Будем петь и танцевать!
«Да здравствует сюрприз!»
Автор текста (слов):Энтин Ю.
Композитор (музыка):Минков М.
Сюрприз, сюрприз!
Да здравствует сюрприз!
Сюрприз, сюрприз!
Да здравствует сюрприз!
Представляете такое положение -
Всё, что будет с вами, знаете заранее.
Ни к чему тогда волнения, сомнения,
Всё на свете предусмотрит расписание.
А мы бросаем скуке вызов
Потому что, потому
Жить на свете без сюрпризов
Невозможно никому.
Пусть удачи, неудачи,
Пусть полёты вверх и вниз,
Только так, а не иначе
Только так, а не иначе.
Да здравствует сюрприз!
Сюрприз, сюрприз!
Да здравствует сюрприз!
Сюрприз, сюрприз!
Да здравствует сюрприз!
Предусмотрит расписание гуляемость,
Предусмотрит повышаемость сознания.
И конечно увеличится зеваемость,
И скучаемость заполнит мироздание.
А мы бросаем скуке вызов
Потому что, потому
Жить на свете без сюрпризов
Невозможно никому.
Пусть удачи, неудачи,
Пусть полёты вверх и вниз,
Только так, а не иначе
Только так, а не иначе.
Да здравствует сюрприз!
Сюрприз, сюрприз!
Да здравствует сюрприз!
Сюрприз, сюрприз!
Да здравствует сюрприз!
А мы бросаем скуке вызов
Потому что, потому
Жить на свете без сюрпризов
Невозможно никому.
Пусть удачи, неудачи,
Пусть полёты вверх и вниз,
Только так, а не иначе
Только так, а не иначе.
Да здравствует сюрприз!
Сюрприз, сюрприз!
Да здравствует сюрприз!
Сюрприз, сюрприз!
Да здравствует сюрприз!