СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картины народной жизни

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок знакомит с композитором и его творчеством. Показывает связь ритма с другими элементами музыкального языка.

Просмотр содержимого документа
«Картины народной жизни»

Урок музыки в 7 классе

Тема: Картины народной жизни. М.Равель «Болеро»



Цель: Познакомить учащихся с композитором М.Равелем и его творчеством. Показать связь ритма с другими элементами музыкального языка на примере хореографической картины «Болеро» М.Равеля.



Ход урока:

Но жив народ, и песнь его жива,

Танцуй, Равель, свой исполинский танец.

Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!

Вращай, история, литые жернова,

Будь мельничихой в грозный час прибоя!

О, болеро, священный танец боя!

Н.Заболоцкий.

1. Рассказ учителя о М.Равеле и его произведении «Болеро»

Морис Равель (7.03.1875-28.12.1937) – французский композитор. Музыкальное образование получил в Парижской консерватории. В годы первой мировой войны был добровольцем французской армии. Жил преимущественно в Париже и его окрестностях. Как и многие другие выдающиеся композиторы много гастролировал как исполнитель своих произведений в странах Европы и Америки. В 1928г. Был избран почетным доктором Оксфордского университета. Характерные черты его творчества: частое обращение к испанскому фольклору, ясность мысли, изящность, тяготение к танцевальным формам и ритмам.

Вот как сам Равель говорил о музыке: «Великая музыка, я убежден в этом, идет всегда от сердца».

Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из произведений Равеля – «Болеро». Но прежде чем послушать, давайте узнаем, что же обозначает это слово? Болеро – испанский танец, хореографическая картина, которая была создана композитором для известной танцовщицы Иды Рубинштейн в 1928г. По представлению самого композитора танцевальное действие должно было разворачиваться под открытым небом и обязательно на фоне декораций завода, чтобы рабочие и работницы цехов постепенно вовлекались в общий танец. Всем было известно, как это ни странно, пристрастие Равеля к заводам и фабрикам. Он восторгался ими во время своего путешествия. Перед заводами на дороге в Везине он любил гулять и говорить, указывая на небо: «Завод и Болеро».

Сейчас мы прослушаем это произведение. Попробуйте проследить, что меняется на протяжении всей пьесы и что остается неизменным? На листках, что я вам раздала, отметьте изменения в музыке напротив слов, если считаете нужным. А также цифрами 1, 2, 3 пометьте названия музыкальных инструментов, которые вступают и продолжают главную тему танца.

2.Слушание музыки.

У: Что изменялось на протяжении всего произведения, а что осталось неизменным? (ответы детей)

Изменяется только динамика, т.е. громкость звучания, и меняется тональность в конце пьесы. Неизменным остается темп и оказывает завораживающее воздействие на слушателя, мелодия повторяется в ровном, умеренном темпе и построена на повторении одной и той же интонации.

Известный дирижер Тосканини при исполнении Болеро делал заметное ускорение, на что сам Равель заметил «так разрешено только Вам и никому другому!»

У: А какой лад?

Правильно, мажорный, жизнеутверждающий. А мелодия тоже остается неизменной и звучит поочередно у разных инструментов, какие это инструменты, назовите их.

Начало выплывает из тишины, на фоне еле слышной дроби малого барабана. Мелодию начинают флейты и фагот, постепенно нарастает динамика. Новые солирующие инструменты – труба и саксофон, звучание становится компактным, увесистым. Тему перехватывают скрипки и уже в самом конце к ним присоединяются большой барабан, тарелки и там-там.

Скажите, сколько здесь музыкальных образов? (один)

Верно, один – это образ испанского народного танца в грандиозном развитии. Если бы вы не знали, что это танец, что бы вы себе представили, слушая эту музыку? (ответы детей)

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Многие исследователи видели в «Болеро» трагическую картину неминуемо надвигающейся катастрофы. Запомните это сочинение Равеля. В своей жизни вы не раз еще будете с ним встречаться. Это одно из любимых произведений дирижеров и слушателей.

3. Исполнение песни.

«Песня туристов» К.Молчанова – исполнение в характере всем классом, по желанию группами. Работа над вокально-хоровыми навыками.

4. Итоги урока, оценивание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!