Картины родной природы.
Цель:
Активизация творческой и познавательной деятельности обучающихся, посредством использования современных педагогических технологий, через интеграцию различных видов искусства и информационных технологий.
На примере лирических, музыкальных и живописных произведений показать учащимся роль природы в жизни и в произведениях искусства, взаимосвязь литературы, музыки и других видов искусства.
Через наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме. Создать психологический комфорт на уроке как условие развития личности.
Задачи:
учебные:
· показать учащимся на примере произведений композитора русских композиторов П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, М.П. картины природы.
· дать детям представление о том, что поэт может изобразить разное состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные этим картинам природы;
развивающие:
· развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова);
· развить образное восприятие, самостоятельность мышления, навыки выразительного исполнения стихотворений, художественные навыки.
воспитательные:
· воспитывать личность школьника, его духовность и нравственность на произведениях литературного, музыкального и изобразительного искусства;
· помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту природы в художественных образах;
· познакомиться с композиторами, сочинявшими музыку о природе, художниками, создавшими картины.
Ход урока.
Представим морозные узоры на окнах. Как писал русский поэт XIX века Яков Полонский:
Вот, на каретных стеклах, в блеске
Огней и в зареве костров,
Из бледных линий и цветов
Мороз рисует арабески…
Эти морозные рисунки, арабески вызывают у нас невольное восхищение своей красотой и неповторимостью! Но кто создал их? Можно ли говорить, что эти узоры создала фантазия природы? Нет. Сама природа не может творить, а фантазия – это «продукт» только человеческого сознания.
Сегодня на уроке познакомимся с творчеством П.И. Чайковского
Родился Петр Ильич Чайковский 25 апреля (7 мая) 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье инженера. В доме Чайковских часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе.В биографии Чайковского важно отметить, что в возрасте пяти лет он уже умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам. Именем великого композитора названы улицы, консерватории в Москве и Киеве, а также прочие музыкальные учреждения (институты, колледжи, училища, школы) . В его честь установлены памятники, его именем назван театр и концертный зал, симфонический оркестр и международный музыкальный конкурс.
Послушаем «Вальс снежных хлопьев» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Здесь, как и у Якова Полонского, тоже обращение к образам зимней природы, в данном случае – образу причудливого кружения снежных хлопьев.
«Вальс снежных хлопьев» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Что мы услышали в музыке? Мы услышали с вами лёгкие, порхающие созвучия у флейт и скрипок, ажурные пассажи у арфы, будто передающие блеск снежинок. Мы услышим прекрасное пение хора без слов (это называется вокализом), которое тоже рисует это кружение.
Скажи, передает ли музыка картину морозной зимы, падающих снежинок и узоров на окошке? Почему ты так считаешь?
И поэты, и художники посвятили сирени немало своих произведений. В том числе и Сергей Рахманинов.
Он как пианист объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему всегда дарили букет белой сирени. Для композитора сирень стала символом Родины.
Как вы думаете, почему?
Правильно. Воспоминания детства, много сирени было там, где он родился.
Романс написан не случайно. Оказывается, что любовь к сирени, к прекрасному ароматному растению Сергей Васильевич Рахманинов пронес через всю свою жизнь. По словам композитора “скромная ветка сирени была “царицей” его души”.
Красота родной природы напоминала сильным чувством музыку композитора. Как будто прозрачными акварельными красками написан романс “Сирень”.
Каждую весну и начало лета он проводил в Ивановке. Впоследствии Рахманинов писал: “Именно здесь мне хорошо работалось”.
Эти воспоминания композитора легли в основу рассказа Юрия Нагибина “Сирень”.
“Сильные грозовые ливни, неположенные в начале июня…. И сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке…
Сергей Рахманинов гулял по парку,где самая разнообразная сирень :белая,сиреневая,лиловаяя…Он приподнимал кисти сирени ладонями и любовался ими.. Он выбирал некрупную кисть и осторожно пробовал ее на вкус, будто собирался съесть.
Как вы думаете, почему Сережа Рахманинов пытался попробовать сирень на вкус?
Да. Он пытался сравнить разные оттенки сирени.
В свое время романс этот был очень популярен. И не случайно в 1958 году москвичи в знак признательности подарили американскому пианисту Вану Клиберну саженец белой сирени.
За океаном сиреневый куст зацвел на могиле Рахманинова, напоминая о том, что на далекой Родине не забыли великого музыканта.
В творчестве Рахманинова этот романс выделяется своей поэтичностью, возвышенностью и особой одухотворенностью. Мелодия его и проста, и напевна, а мысль, выраженная в романсе, вопреки содержанию стихов, положенных в основу, светла и жизнеутверждающа.
Послушаем романс С.В. Рахманинова, на стихи Екатерины Бекетовой «Сирень»
**********
По утру, на заре,
По росистой траве,
Я пойду свежим утром дышать;
И в душистую тень,
Где теснится сирень,
Я пойду своё счастье искать...
В жизни счастье одно
Мне найти суждено,
И то счастье в сирени живёт;
На зелёных ветвях,
На душистых кистях
Моё бедное счастье цветёт.
Можно создать образ всего, что в мире существует: рождается, развивается. Музыка – это движение.
Скажите,какой инструмент исполнял произведение?
Менялся ли характер музыки? как? От спокойной до искрящейся, бурлящей, как буйство цветения сирени.
В романсах С.Рахманинова образы природы привлекаются не только для выражения тихих, созидательных настроений. Порой они помогают воплотить бурные, страстные чувства. Тогда рождаются романсы виртуозного характера, отличающиеся широтой формы, сочностью и густотой красок.
Сейчас мы послушаем еще один романс С.Рахманинова. Я не буду его называть. Постарайтесь представить себе картину и дать название этому произведению.
Другая картина утра возникает у Модеста Петровича Мусоргского во вступлении к опере «Хованщина», которое он назвал «Рассвет на Москва-реке». Звучит тихая, напевная, в стиле русских народных песен мелодия у деревянных духовых инструментов, поддержанных струнными. Мы слышим имитацию криков петухов, отзвуки военных труб. Постепенно звучность усиливается, и раздаются удары колокола. Играет не сам колокол, хотя он в других случаях может присутствовать в оркестре как музыкальный инструмент, и мы об этом ещё поговорим. Здесь эффект колокольного звона создают различные группы инструментов. У них звучат аккорды, которые и напоминают удары колокола.
Послушайте «Рассвет на Москва-реке» М.П. Мусоргского
И на последок хотелось бы познакомить вас с ещё одним прекрасным произведением.
Это современная мелодия.
Приписываемый Фредерику Шопену «Вальс Дождя», написал композитор Ярослав Никитин, а аранжировку сделал Сергей Кузнецов, тот самый, который создал практически все хиты группы «Ласковый май».
ЯРОСЛАВ НИКИТИН
СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ И СОЛИСТ ГРУППЫ «ЛАСКОВЫЙ МАЙ» ЮРИЯ ШАТУНОВ
Послушайте «Вальс дождя» современного композитора Ярослава Никитина.
Домашнее задание
ПИСЬМЕННО ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ В ТЕТРАДИ.
1.Как бы вы назвали этот романс?
2.Какой образ раскрывается в этом произведении?
3. Какое общее настроение произведения?
4.На что похож аккомпанемент?