СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карточки "Имя существительное. Склонение. Падеж"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке предоставлен разнообразный материал для отработки навыка определения склонения и падежа имен существительных. Представленные карточки можно использовать и для закрепления изученного материала, и для проверки знаний. 

Просмотр содержимого документа
«Карточки "Имя существительное. Склонение. Падеж"»

Имя существительное

Склонение имен существительных


№1

Подберите к именам существительным слова противоположного значения. Укажите их склонения.


Ночь (… скл.) - _______________ (…скл.)

Утро (… скл.) - _______________ (…скл.)

Сила (… скл.) - _______________ (…скл.)

Горе (… скл.) - _______________ (…скл.)

Болезнь (… скл.) - _______________ (…скл.)

Война (… скл.) - _______________ (…скл.)

Жара (… скл.) - _______________ (…скл.)

Бедность(… скл.) - _______________ (…скл.)


№2

Подчеркни имена существительные 2 склонения.


Небо, молоко, обезьяна, соловей, ворона, воробей, сорока, мостовая, обед, огород, морковь, пенал, песок, корзина, корова, лестница, лопата, отец, пастух, море, гора, река, завод, подарок, колос, коллектив, клевер, комиссия, ружьё, небо, солнце, болото, поле, овёс, огонь, комбайн, трамвай, троллейбус.


№3

Выпиши имена существительные, близкие по значению (синонимы).

Обозначь их склонение.

Вьюга, работа, занятие, храбрость, грусть, тоска, холод, труд, отвага, печаль, метель, буран, стужа, мужество.


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


№4

Укажите род и склонение имен существительных. Выделите окончание.


Мама (…р., …скл.) , мать (…р., …скл.), папа (…р., …скл.), отец (…р., …скл.), дочь (…р., …скл.), дочка (…р., …скл.), Володя (…р., …скл.), Владимир (…р., …скл.), Любовь (…р., …скл.), Люба (…р., …скл.), ель (…р., …скл.), ёлка (…р., …скл.), ночка (…р., …скл.), ночь (…р., …скл.), степь (…р., …скл.), поле (…р., …скл.).


№5

К данным словам подбери имена существительные 3 склонения.


Ветка - ________________________

Сетка - ________________________

Морковка - ________________________

Площадка - ________________________

Кроватка - ________________________

Тетрадка - ________________________

Колыбелька - ________________________

Лошадка - ________________________

Дочка - ________________________

Ёлка - ________________________

Постелька - ________________________




Именительный и винительный падежи


№1

Подчеркните подлежащее. Укажи падеж имен существительных.


Вот идёт автобус. Мы сели в автобус.

К вокзалу подошёл поезд. Началась посадка в поезд.

Книга питает разум. Приветливое слово гнев побеждает.



№2

Придумайте и напишите два предложения с именем существительным лес. В одном предложении употребите это существительное в винительном падеже, а в другом – в именительном. Укажите склонение и падеж этого имени существительного.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



№3

Подчеркните подлежащее. Укажи падеж выделенных имен существительных.


На лесной поляне горит костёр. Дети разожгли в поле костёр.

Рюкзак лежит на стуле. Дима купил новый рюкзак.

Ребята перешли ручей вброд. В овраге журчит ручей.

Пароход ведёт опытный капитан. Пароход отошёл от пристани.

Весенний луг пестреет душистыми цветами. Дети побежали на луг.





№4

С данными именами существительными составь и запиши предложения. Подчеркните подлежащее. Укажи склонение и падеж имен существительных.


Берег, в берег, на берег.

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Стол, за стол, под стол, в стол.

____________________________________________________________________________________________________________________________________


№5

С данными именами существительными составь и запиши предложения. Подчеркните подлежащее. Укажи склонение и падеж имен существительных.


Товарищ, на товарища, за товарища.

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Озеро, на озеро, через озеро.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Родительный и винительный падежи

Укажи падеж выделенных имен существительных.


Я увидел зайца. У зайца длинные уши.

На снегу виднелись следы зайца. Охотник выстрелил в зайца.

Охотник принёс шкуру волка. В зоопарке мы видели волка.

Мать отвела сына в детский сад. Отец показал тетрадку сына.


Родительный, дательный и предложный падежи


№1

Вставьте пропущенные буквы. Укажи склонение и падеж имен существительных.


Пошёл старик к землянк… (… скл., … п.), а землянк… (… скл., … п.), нет уж и следа. Ветер на мор… (… скл., … п.), гуляет и кораблик подг…няет. Мать и сын теперь на вол… (… скл., … п.),, видят холм в ш…роком пол… (… скл., … п.). В синем неб… (… скл., … п.), звёзды блещут, в синем мор… (… скл., … п.), волны хлещут.


№2

Вставьте пропущенные буквы. Укажи склонение и падеж имен существительных.


Веч..р. Ярко пылают др…ва в печк… (… скл., … п.) . Бабушка сидит на диван… (… скл., … п.) и читает детям ска…ку. В комнат… (… скл., … п.) тепло и уютно. Вот пришла с работы мама. У неё в руках свёрток бумаг… (… скл., … п.) . На бумаг… (… скл., … п.) сделан чертёж. Мама работает на фабрик… (… скл., … п.) .


№3

Вставьте пропущенные буквы. Укажи склонение и падеж имен существительных.


Лето я провёл у бабушк… (… скл., … п.) Людмил… (… скл., … п.) Яковлевн… (… скл., … п.) в деревн… (… скл., … п.). Близ деревн… (… скл., … п.) протекает речка. Я часто ходил к речк… (… скл., … п.) , ловил рыбу, купался, грелся на солнц… (… скл., … п.) . В травк… (… скл., … п.) пели жаворонки. Вечером мы сидели на веранд…(… скл., … п.) , смотрели на закат солнц…(… скл., … п.) .


№4

Вставьте пропущенные буквы. Укажи склонение и падеж имен существительных.


Летом я с братом жил в деревн… (… скл., … п.) .Мы работали в пол… (… скл., … п.) и на огород… (… скл., … п.) . Часто ходили гулять в лес (… скл., … п.) и на озеро (… скл., … п.) . На озер… (… скл., … п.) ловили рыбу (… скл., … п.) и катались на лодк… (… скл., … п.) . Вечером шли домой. В ведёрк… (… скл., … п.) плескалась рыба. Дома из рыбы (… скл., … п.) варили уху.


№5

Вставьте пропущенные буквы. Укажи склонение и падеж имен существительных.


Весной ядовитая гадюка каждое утро вползает на сухой пень (… скл., … п.) и греется на солнц… (… скл., … п.) . Зимой кровь у неё сильно остыла на холод…(… скл., … п.) . На солнц… (… скл., … п.) гадюка оживает и отправляется на охоту (… скл., … п.) за мышами и лягушками.


Творительный падеж.


№1

Допиши окончание имени существительного. Укажи падеж и склонение имен существительных.


Дрова рубят топор…..(… скл., … п.) . Гвозди забивают молотк….. (… скл., … п.). Землю пашут плуг…. .(… скл., … п.). Зерно сеют сеялк….. (… скл., … п.), а веют веялк…..(… скл., … п.) . Грядки копают лопат….. (… скл., … п.). Хлеб убирают комбайн….. (… скл., … п.) .


№2

Допиши окончание имени существительного. Укажи падеж и склонение имен существительных.


Дружил с товарищ….. (… скл., … п.) . Играл с подруг….. (… скл., … п.) . Отдыхал за деревн….. (… скл., … п.) .Охотился за зайц…..(… скл., … п.). Стоял перед учител….(… скл., … п.). Летел над озер….. (… скл., … п.)


№4

Допиши в пословицах окончание имен существительного. Укажи падеж и склонение имен существительных.


Мир красен солнц…..(… скл., … п.) , а человек знани…..(… скл., … п.).

Красна птица пени….. (… скл., … п.) , а человек умени….. (… скл., … п.) .

Не покажись слов…..(… скл., … п.) , а покажись дел….(… скл., … п.)

Ястреб с голуб….. (… скл., … п.) не друзья.


№5

Укажи падеж и склонение имен существительных.


Прежде чем стать писателем (… скл., … п.), Житков (… скл., … п.) был моряком (… скл., … п.), рыболовом (… скл., … п.), охотником (… скл., … п.), кораблестроителем (… скл., … п.), химиком (… скл., … п.), дрессировщиком (… скл., … п.), умел хорошо играть на скрипке (… скл., … п.). Вот каким интересным человеком (… скл., … п.) был Борис (… скл., … п.) Степанович (… скл., … п.) Житков (… скл., … п.). И книги он писал интересные.


№6

Допиши предложения именами существительными. Укажи их падеж и склонение.


Огород засадили _____________________ (… скл., … п.) и _________________________ (… скл., … п.)

Рыбаки ловили рыбу _____________________ (… скл., … п.)

Охотничья собака погналась за _____________________ (… скл., … п.)

Я сижу под _____________________ (… скл., … п.) и наблюдаю за _____________________ (… скл., … п.)

Грибы нельзя рвать с _____________________ (… скл., … п.)