Карточка 8.
Д о п и ш и т е подходящие по смыслу имена существительные первого склонения.
Мама купила ... . Ласточки увидели ... . ... выследила вкусную добычу. Столяр сделал ... . Бабушка штопает ... . ... щиплет молодую травку.
– Определите падежи имён существительных, выделите окончания.
Карточка 7.
В ы п и ш и т е из текста имена существительные 1-го склонения.
Бабушка повела Надю на ферму. Там на лугу было много низеньких домиков. Из них вышло много-много белых кур, и кругом всё стало белым-бело. Будто выпал снег и пришла зима.
Бабушка насыпала крупы. Куры стали клевать, стали стучать носами: «Тук-тук ... Тук-тук». Как будто стучит дождик и пришла осень.
Карточка 9.
С п и ш и т е , вставляя вместо точек подходящие по смыслу имена существительные первого склонения.
Пушистый мех у ... . Чёрные ягоды у ... . Дедушка выкопал корнеплоды ... . Мелкие лепестки у ... . Длинные серёжки у ... . Бабушка сварила варенье из ... .
– Определите падежи имён существительных. Выделите окончания.
Карточка 11.
С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.
I вариант
От деревн.. до речк.. д..рога шла через поле. У д..рог.. р..сла развесистая б..рёза. Около б..рё..ки скач..т в..р..бьи.
II вариант
Я (пр..) х..дил около б..рёз..вой рощ.. . На пригорке красовались цв..ты фиалк.. . Из кустов я услышал г..л..сок иволг.. .
– Определите падежи имён существительных. Выделите окончания.
Карточка 13.
О п р е д е л и т е падежи имён существительных и выделите окончания.
I вариант
Взяла у подруг.. , прилетели к фиалк.. , цветы яблон.. , шли по тропинк.. , набрали черёмух.. , крышка коробк.. , неслись по Волг.. , помогали дедушк.. .
II вариант
Сбежал по дорог.. , ходите у клетк.. , заросли акаци.. , бросился к мам.. , рассыпались по крапив.. , у новой беседк.. , шагают по пашн.. , готовились к поездк.. .
– Обозначьте падежи и выделите окончания.
Карточка 14.
С п и ш и т е , раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Обозначьте падежи и выделите окончания.
Мы шли (по) д..рожк.. (к) рощ.. . (На) опу..к.. рощ.. было много л..сных яго.. . Вот (к) б..рё..к.. (п..д) л..тели с..роки. Дятел (з..) стуч..л клювом (по) осинк.. . Грачи важно расхаж..вали (по) пашн.. . Пчёлы (пере)л..тали (от) кашк.. (к) гвоздик.. , (от) фиалк.. (к) рома..к.. .
– Выделенные слова разберите по составу.
Карточка 16.
С п и ш и т е , исправив ошибки.
I вариант
Пела мыжка ночю внорки: «Спи, мышонок, зомалчи! Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи». Грип растёт среди дарошке, галава на тонкой ношки.
II вариант
Скоро выйдут мурави после зимней стужы. Зачирикал ворабей виселей накрыши. Зайчик бегает попарти и покарти на стине.
– Определите падежи и окончания выделенных имён существительных.
Карточка 18.
С о с т а в ь т е предложения из слов каждой строчки, используя предлоги. Вставьте пропущенные буквы.
Избу..ка, вышел, старик.
Ноч.. , природа, за одну, всё, изм..нилось.
З..млёй, ни..кие, п..лзли, облака.
Ели, они, ч..ть, в..рхушка, ц..плялись.
Улица, сн..ж..нок, круж..лась, из мя..ких, ж..вая, пуш..стых, сетка.
Снасти, ст..рик, рыб..ловные, п..ехал, с..бака, лодка, см..треть.
– Определите падежи и выделите окончания.
Карточка 22.
С п и ш и т е . Слова, данные в скобках, употребите в нужном падеже.
Бурый м..две..ь любит (малина, мёд). Барсук с удовольствием с..ест (мы..ка, лягу..ка, в..н..гра..). Мы..ка с ап..етитом грызёт (крупа, з..рно, хле.. , сыр).
– Укажите падежи имен существительных второго склонения. Выделите окончание.
Карточка 23.
С п и ш и т е . Слова, данные в скобках, употребите в нужном падеже. I вариант
1) Кошка любит (сметана, молоко, масло). 2) Я получил письма от (бабушка, брат, товарищ). 3) Дети видели в зоопарке (лиса, волк, слон, м..две..ь). 4) Сестра св..зала (шапка, шарф, плат..е, свитер).
II вариант
1) Собака с жадност..ю набросилась на (колбаса, мясо, сахар). 2) Рыбак поймал (щука, окунь, лещ.. , ёрш..). 3) За..ц б..ится (волк, л..са, м..две..ь). 4) Мы любим слушать пение (соловей, с..ница, скв..рец). Укажите падежи имен существительных второго склонения. Выделите окончания.