МКОУ Верхнетерешанская основная общеобразовательная школа
Старокулаткинского района
Ульяновской области
Составитель: Аксянова Гузель Саитовна,
учитель русского языка и литературы
Карточка № 1
Определите, из какого произведения взяты данные строчки. Выпишите отрывок. Найдите в тексте и подчеркните глаголы неопределённой формы.
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны…
Как услышал царь-отец,
Что донёс ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить…
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять.
Карточка № 2
1. От существительных образуйте глаголы неопределённой формы:
Коса-… обед-… игра-… бег-… пила-…. рисунок-…
2. Составьте из частей слова глаголы неопределённой формы:
Приставка: по, вс, при.
Корень: порх, черн, сматр.
Суффикс: е, ну, ива.
Окончание: ть, ть, ть.
Карточка № 3
Укажите, из какого произведения взяты данные строчки, кто автор, сделайте морфологический разбор подчеркнутых слов.
В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой.
Он лежал пустой равниной,
Рос на нём дубок единый,
А теперь стоит на нём
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нём князь Гвидон,
Он прислал тебе поклон.
Царь Салтан дивиться чуду,
Молвит он: “Коль жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу”.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.
Карточка № 4
Выпишите отдельными столбиками глаголы 1) неопределенной формы, 2) безличные, 3) возвратные, 4) переходные, 5) непереходные, 6) глаголы условного наклонения, 7) глаголы повелительного наклонения.
1. Тираны мира! Трепещите! А вы мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (П.). 2. Крепни и славься в битвах веков, Красная Армия большевиков (М.). 3. Хотел бы очень сам я посудить, твое услышав пенье. (К.). 4. Приляг-ка, брат, и отдохни, да коли хочешь, так сосни (К-)- 5. Что ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица, ведь ты б у нас была царь-птица (К-). 6. Хочется подышать свежим воздухом. 7. Что-то нездоровится мне сегодня. 8. Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею (Н.). 9. ...Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин (М.).
Карточка № 5
Образуйте (и напишите) неопределенную форму и прошедшее время глаголов:
Ночую, кочую, гарцую, рассматриваю, показываю, чувствую, участвую, шествую, шефствую, командую, заведую, интересуюсь, присматриваюсь, агитирую, преследую, оканчиваю.
Карточка № 6
Спишите, вставляя, где нужно, Ь.
Сладко спит…ся у костра в лесу, на берегу реки, на палубе корабля, что плывет в открытое море. 2. Ядовитая вода должна была подвергат…ся сложной химической обработке. 3. Сколько завязывает…ся новых дружб и добрых знакомств! 4. Далеко за рекою слышат…ся веселые песни косцов. 5. Летом убирает…ся сено.
Карточка №7
Вставьте, где нужно, Ь. найдите «четвертое лишнее».
Брат…ся, одеват…ся, сдават…ся, купает…ся.
Собирает…ся, считат…ся, ломат…ся, гневат…ся.
Катат…ся, задават…ся, сознават…ся, волнует…ся.
Загибат…ся, зажигает…ся, смеят…ся, прощат…ся.
Карточка № 8
Подберите видовую пару к глаголам.
Говорить, брать, класть, ловить, искать.
Карточка № 9
Выпишите глаголы, которые имеют особенности в образовании форм прошедшего времени мужского и женского рода. Образуйте эти формы от выписанных глаголов.
Унести, умолкнуть, увидеть, потухнуть, заглотнуть, крикнуть, войти, прожечь, протереть, свернуть.
Карточка № 10
Спишите. Найдите глаголы, которые употреблены в форме будущего времени. Обозначьте их вид.
В окрестностях знойного города не найдешь горсти плодородной земли, не увидишь зеленого деревца, не зачерпнешь капли студеной воды. Еще зеленеет на пастбищах подъеденная травка, такой она и под снег ляжет.
Карточка № 11
Выпишите глаголы, которые нельзя употребить в форме 1-го лица единственного числа. Составьте словосочетания, употребив эти глаголы в форме 3 лица единственного числа.
Плавать, ощущаться, переносить, чудить, задумываться, толпиться, разливаться, волноваться, чинить, подниматься.
Карточка № 12
Найдите «четвертое лишнее».
спит, бежит, добивается, разбудит
читает, просматривает, обеспечит, думает.
негодует, рассмотрит, обижается, свистит.
передает, перечитает, передвигает, перемешивает.
Карточка № 13
Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Произведите морфологический разбор выделенных глаголов.
У берегов нар…сла стеклянная полоска л…да. Путешественники т…рпеливо переносят неудо…ства и (не) взгоды. Река течет …квозь пустыню. Я плыву (по) реке. Пока личинки превратят…ся в стреко…, проходит несколько месяцев, а то и лет.
Карточка № 14
Перепишите слова, вставляя орфограммы и объясняя написание слов.
…бежать, …добрить, …дороваться, …густить, …зывать, …грести, ни …ги, …двинуть, …жигать, …грузить, …дание, …дача, …жимать, …десь, …зади, …дравница, …двиг, …говор, …горать, …гнить, …держаться.
Карточка № 15
Перепишите слова, разбирая их по составу. Объясните удвоение согласных.
Воззвание, воззрение, восславить, воссоединить, воссоздать, восстановить, восстать.
Исследовать, иссохнуть, иссушить, иссякнуть, иззеленить, иззябнуть.
Рассказать, рассчитать, рассматривать, рассушить.