СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карточки с диктантами.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В файле представлены карточки с морфологическим, словарным и творческим диктантами. Подробно описан алгоритм действий учителя, подобран языковой материал. Может использоваться на различных этапах урока.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм действий учителя»

Алгоритм действий учителя:

  1. Называю вид диктанта.

  2. Даю установку: ребята, сейчас мы напишем слуховой, морфологический диктант. Работать будем так: поделите тетрадь на пять столбцов, озаглавьте каждую из них по порядку: существительное, прилагательное, глагол, наречие, местоимение. Я буду диктовать текст, вам нужно выбрать из него названные части речи и распределить их по столбцам.

  3. Диктую первое предложение, затем повторяю его, и так далее.

  4. Проверяю содержание устно, спрашиваю, у кого не так.

  5. Собираю тетради на проверку.



Просмотр содержимого документа
«Морфологический диктант»

1.Вид диктанта: контрольно-обучающий, диктант-текст, выборочный, распределительный, морфологический, неосложнённый, слуховой, объяснительный.

2.Тема урока, класс: части речи, 5 класс.

3.Формулировка задания. Ребята, сейчас мы напишем слуховой морфологический диктант. Расчертите тетрадь на пять столбцов, озаглавьте их по порядку: существительное, прилагательное, глагол, наречие, местоимение. Я буду диктовать текст, вам нужно выбрать из него названные части речи и распределить их по столбцам.

4. Языковой материал: «Один инженер, знакомый моих знакомых, а, значит, и мой знакомый тоже, долго работал в Индии. Целых два года. И за это время ни разу не был в Москве. В Индии он привык ко всему удивительному. Привык к тому, что там не бывает зимы, всегда жара и часто льют проливные дожди. Привык, что его окружают люди со смуглой кожей, которые говорят на разных языках, и что по мостовым рядом с автомобилями шествуют слоны, а по тротуарам вместе с людьми шагают дрессированные коровы. И у светофоров все послушно останавливаются на красный свет». ( Ю. Дружников, « Каникулы по- человечески», 90 слов).











Просмотр содержимого документа
«Словарный диктант»

1.Вид диктанта: контрольный, словарный, полный, неосложнённый, слуховой.

2. Тема урока, класс: буквы «н» и «нн» в суффиксах разных частей речи, 9 класс.

3.Формулировка задания. Ребята, сейчас мы напишем словарный диктант по изученной теме. Я буду диктовать слова, вы записываете их и выделяете орфограмму.

4. Языковой материал. Деланный, нескошенный, свежемороженый, свежезамороженный, багряный, неслыханный, священный, приданое, чванный, чеканный, посажёный (отец), нежданный, павлиний, пьяный, окаянный, желанный, балованный, пчелиный, ржаной, просеянный, купленный, лиственный, сонный, царственный, собранный, песчаный, былинный, фасованный, стираный, овчинный, брошенный, прочитанный, жизненный, старинный, маринованный, кованый, безветренный, жеваный, рьяный, отчаянный. (40 слов).

















Просмотр содержимого документа
«Творческий диктант»

1.Вид диктанта: Контрольно - обучающий, диктант-текст, выборочный, творческий, неосложнённый, зрительный, объяснительный.

  1. Тема урока, класс: наречие как часть речи, 10 класс.

Формулировка задания: на слайде представлен фрагмент из произведения братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Вам нужно вставить по смыслу пропущенные наречия. Затем мы сравним те наречия, которые вставили вы с авторскими, сделаем вывод у кого получилось лучше и почему. В конце урока тетради вы сдадите на проверку.

Алгоритм действий учителя:

  1. Называю вид диктанта: ребята, сегодня мы с вами выполним творческий зрительный диктант.

  2. Даю установку. Работать будем так: на слайде вы видите фрагмент текста братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Вам нужно вставить по смыслу пропущенные наречия. Переписывать весь текст не нужно, вставляйте только пропущенные наречия через запятую в строчку. После мы сравним те наречия, которые вставили вы с авторскими, сделаем вывод, чей вариант более удачный. В конце урока тетради сдадите на проверку. Внимание на слайд.

3.Дети пишут в тетради слова, затем прошу несколько человек зачитать то, что у них получилось. После чего вывожу на слайд авторский текст. Прошу кого-нибудь из школьников сделать вывод, в чём отличия наречий, использованных авторов, и наречий, употреблённых вами.

4. Собираю тетради на проверку.

3. Языковой материал. «Звук собственного голоса разбудил меня ( .... ). Я сел. (....) лаяли собаки, за стеной (…. ) храпела старуха. Я, (….), вспомнил, где нахожусь. В комнате никого не было. В сумеречном свете я увидел на полу свою подушку и барахло, рухнувшее с вешалки. «Бабка голову оторвет», - подумал я и вскочил. Пол был холодный, и я переступил на половики. Бабка перестала храпеть. Я замер. Потрескивали половицы, что-то хрустело и шелестело в углах. Бабка (….) свистнула и захрапела (….). Я поднял подушку и бросил ее на диван. Вешалка сорвалась с гвоздя и висела (…. ). Я поправил ее и стал подбирать рухлядь. Едва я повесил последний салоп, как вешалка оборвалась и, шаркнув по обоям, (….) повисла на одном гвозде. Бабка перестала храпеть, и я облился холодным потом. Где-то (….) завопил петух. Старуха за стеной принялась вертеться, скрипели и щелкали пружины. Я ждал, стоя на одной ноге. Стало (….). Бабка зарычала и заворчала, и я (….) вернулся на диван. Утром встану (….) и все поправлю как следует...»

( Братья Стругацкие, « Понедельник начинается в субботу» 141 слово).

Авторские наречия: окончательно, уныло, грозно, наконец, оглушительно, снова, боком, снова, поблизости, тихо, осторожно, пораньше.