Части речи
Задание 1
Уровень1
Выпишите слова в таком порядке - существительные, прилагательные, глаголы.
Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная, терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный, серебро, надеяться, иллюстрировать.
Задание2
Уровень1.
Найди и подчеркни имена существительные, зачеркни прилагательные.
Красивый, чашки, верёвки, горькая, выгода, весенняя, осенний, катер, поёт, лежать, башня, аэродром, вялые, июльское, мягкие, баскетбол, кормим, солнечные, класс, веранда, стояла, узкие, откроют, взвесил, старые, барабан, храбрая, ужасный, ковёр.
Уровень2
Распредели слова в 3 столбика: 1 – существительные, 2 – прилагательные, 3 – глаголы. Запиши. В каждый столбик добавь по 2 своих примера.
Красивый, чашки, верёвки, горькая, выгода, весенняя, осенний, катер, поёт, лежать, башня, аэродром, вялые, июльское, мягкие, баскетбол, кормим, солнечные, класс, веранда, стояла, узкие, откроют, взвесил, старые, барабан, храбрая, ужасный, ковёр.
М
орфология. Имя существительное.
Уровень1
1. Запишите существительные, распределяя их в 2 столбика.
Одушевлённые Неодушевлённые
Книга, планета, бабушка, шахтёр, журналист, профессия, кнопка, учёный, газета, учитель.
2. Выписать сущ. в 2 столбика: а) имена собственные, в) имена нарицательные.
Столица Казахстана – Астана. Самый красивый город в республике Алматы теперь называют «южной столицей». Над ним возвышаются горы Алатау. За горами расположено чудесное озеро Иссык – куль.
3. Запишите сущ., распределяя их по родам.
женский род мужской род средний род сущ. общего рода
Земляника, месяц, стекло, забияка, осина, пшеница, восток, сердце, трамвай, ябеда, обжора, ужин, яблоко, утро, зерно, умница, недотрога, песок.
4. Определите склонение существительных.
Дорога, роща, речь, меч, счастье, детство, дядя, юноша, отец, ночь, печь.
5. Образуйте от существительных форму множественного числа.
Магнитофон, путешествие, парашют, спортсмен, профессия. , яблоко, утро, зерно, умница, недотрога, песок.
4. Определите склонение существительных.
Дорога, роща, речь, меч, счастье, детство, дядя, юноша, отец, ночь, печь.
5. Образуйте от существительных форму множественного числа.
Магнитофон, путешествие, парашют, спортсмен, профессия.
4. Запишите существительные, распределяя их в два столбика: 1) существительные, имеющие формы только множ. числа; 2) существительные, имеющие форму только единственного числа.
Крестьянство, чернила, очки, шахматы, листва, посуда, отвага, ворота, каникулы, сметана, сахар, мужество, ножницы, прятки.
Род имен существительных
Задание 1.
Уровень1
Запиши имена существительные в три столбика: слова женского рода, мужского рода и среднего рода.
Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.
Уровень 1
Напишите слова в три столбика по родам.
1 вариант 2 вариант
Пальто, озеро, улица, огонь, метель, Море, дерево, козёл, тетрадь, окно,
петух, суп, яйцо, шляпа. луг, овца, сено, картина.
Напишите по пять имён существительных, обозначающих птиц, растения. Определите род. Уровень1
Выпишите имена существительные и запишите их в три столбика по родам.
1 вариант 2 вариант
Мечтал, красивая, ходил, яблоко, бродил, Смеркается, разведка, дело, лучистый, мир,
мебель, адрес, чашка, чувство. путник, сиять, идёт, удача
Уровень3
1.Составьте рассказ, используя слова. Утро, дождь, плащ, луч солнца. 2.Определите род всех имён существительных.
Число имён существительных
Задание1.
Уровень 1.
Запишите предложение, укажите род и число.
1 вариант 2 вариант
Ребяти…ки л…пили ч….шки и ло…ки. В л…су ж…вут др…зды, гр…чи, сн…гири.
Уровень2.
Запишите слова в два столбики. Поставьте существительные женского рода в единственное число, а существительные мужского рода во множественное.
1 вариант 2 вариант
Окна, узоры, пальма, деревья, Сено, рощи, дом, путь, черта,
ковёр, наряды, ручей. волны, ключ.
Задание2
Уровень1
Выпишите имена существительные и запишите их в три столбика по родам.
1 вариант 2 вариант
Мечтал, красивая, ходил, яблоко, бродил, Смеркается, разведка, дело, лучистый, мир,
мебель, адрес, чашка, чувство. путник, сиять, идёт, удача
ПАДЕЖИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
Уровень 1.
Спиши предложения, вставляя существительное зима в нужном падеже:
Скоро наступит (что?) … . Лесные звери уже чувствуют приближение (чего?) … . Дети рады (чему?) … . А за ( чем?) … придёт весна.
Спиши, определи падеж выделенных существительных:
Вчера я был на заводе, сегодня – на стройке, а завтра, возможно, буду на шахте или в колхозе. Это потому, что я работаю шофером. Я вожу грузовую машину. Вот за высоким забором строят дом. Шофёры привезли кирпич и цемент.
Уровень 2.
Спиши, над существительными поставь падеж.
У речки аромат. Цветёт ива. Её серёжки покрылись пушком. Каждая напоминает гусёнка, который уселся на веточке. На кончике каждой пушинки маленькая точка жёлтой пыльцы. Прикоснёшься к веточке – золотистое облачко так и брызнет в лицо.
Уровень 3.
Спиши, над существительными поставь падеж. Придумай продолжение и запиши его:
Мне хотелось бы стать врачом. Это хорошая профессия. Врач везде нужен. Врачи спасают жизни многих людей. Я тоже хочу вот так же спасать жизни людей, поправлять их здоровье, и люди будут мне благодарны.
С
КЛОНЕНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
Уровень 2.
Спиши существительные в три столбика по склонениям – 1-е,2-е,3-е:
Багаж, магазин, библиотека, мебель, одежда, рожь, кровать, вокзал, молодёжь, край, иней, герой, папа, машина, снег, снежинка, село.
Спиши, определяя падеж и склонение выделенных существительных:
Издревле город Валдай славится своим мастерством. Кто не знает знаменитые валдайские колокольчики, которые звучат под дугой напевной и причудливой музыкой! Живописное Валдайское озеро объявлено заповедником. Здесь можно познакомиться с животным миром и растительностью этого красивейшего края.
Уровень 3.
Составь и запиши предложения. Над существительными напиши склонение:
За, снежная, осень, зима, пришла, дождливая.
У, школьники, площадка, расчистили, школа.
Полили, площадка, они, вода.
Каток, вечер, на каждый, было, дети ,много.
Дети, на, катались, коньках.
Было, весело, всем.
Составь и напиши поздравительную открытку своему другу на выбор. Определи падеж, склонение существительных:
С днем рождения!
С началом нового учебного года!
С Новым годом!
С победой на олимпиаде!
С новосельем!
С праздником!
Карточка № 7 4 класс
1. Просклоняй имена существительные: лиса, стол, степь. Выдели окончания.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка № 8
1. Просклоняй имена существительные: берёза, стул, ночь. Выдели окончания.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изменение существительных по падежам. Карточка № 11. Заполни пропуски. Напиши соответствующие вспомогательные слова и падежные вопросы.
Падежи |
Название падежа | Вспомогательные слова | Падежные вопросы |
Именительный | | |
Родительный | | |
Дательный | | |
Винительный | | |
Творительный | | |
Предложный | | |
Карточка № 2
1. Определи падеж выделенных существительных.
Стихи о лете, рассказ о моряках, свет солнца, тень от дерева, вернулся от друга, нет друга, рад книге, готовился к походу, подарок сестре, люблю маму, взял ручку, идёт с сумкой, идёт с подругой, управляет машиной, сделан мастером.
2. Запиши существительное зима во всех падежных формах в единственном и во множественном числе, можно с предлогами. Выдели окончания.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запиши существительное мама во всех падежных формах в единственном и во множественном числе, можно с предлогами. Выдели окончания.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Вставь пропущенные окончания, определи склонение и падеж имён существительных.
На площад_, в Сибир_, по лестниц_, вдоль тропинк_, в журнал_, к Астрахан_, до полк_, на террас_, в долин_, на лошад_, на лошадк_.
Карточка № 10
1. Вставь пропущенные окончания, определи склонение и падеж имён существительных.
На ветк_ яблон_, от фиалк_ к ромашк_, на обложк_ книг_, вдоль тропинк_ к речк_, от пристан_ до деревн_, по Волг_ на лодк_, от дяд_ к тёт_, на крыш_ избушк_, с ветк_ сирен_.
2. Запиши существительное велосипед во всех падежных формах в единственном и во множественном числе, можно с предлогами. Выдели окончания.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка № 11
1. Вставь пропущенные окончания, определи склонение и падеж имён существительных.
На площад_ около башн_, на окраин_ деревн_, в театр_ на спектакл_, в рукопис_ книг_, из жизн_ девочк_, по глупост_ Ан_, в радост_ и печал_, без помощ_ подруг_, на макушк_ яблон_.
2. Запиши существительное озеро во всех падежных формах в единственном и во множественном числе, можно с предлогами. Выдели окончания Карточка № 13
1. Вставь пропущенные окончания, определи склонение и падеж всех имён существительных.
В зоопарк_ у клетк_ с обезьянами всегда много людей. Ветк_ черёмух_ стояли в кувшин_ на окошк_. Кист_ белых цветов сирен_ выделялись на зелен_ листьев.
Карточка № 14
1. Вставь пропущенные буквы, определи склонение и падеж всех имён существительных.
За школой был пру_ с чист_й в_дой и п_сч_нным пляж_м. Р_бята любили о_дыхат_ на пляж_. Они ухаж_вали за этим пруд_м. К пруду ч_ст_ прил_тали ч_йки. Вот розов_я ч_йка взметнулась в небо.
Карточка № 18
Употреби существительные, данные в скобках, в родительном падеже с подходящими по смыслу предлогами.
Пришёл (улица) – _____________________________, вышел (беседка) – ______________________________, слез (крыша) – ___________________
____________, стоит (стена) – ____________________________, дошёл (деревня) – ________________________________, отдыхал (река) – _____
________________________, спустился (гора) – ______________________
______________, сошёл (лестница) – _______________________________, сделал (мама) – _______________________________.
Карточка № 22 Составь и напиши словосочетания.
Спустились (лестница) – _____________________________, подошли (лестница) – ______________________________, увидел (улица) – _______
________________, побежали к (речка) – __________________________, добежали до (речка) – __________________________, сад при (школа) –
________________________, сад около (школа) – _____________________
_________, пошли в (роща) – ________________________, дошли до (роща) – ________________________, гуляли по (аллея) – _______________________ __________, вышли из (аллея) – __________________________, помидоры в (корзинка) – _____________________________, костюм на (витрина) – ___________________________________.
В составленных словосочетаниях, определи падеж существительных.