СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Имя существительное».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема: «Имя существительное».

Тип урока: Закрепление и обобщение знаний.

ЦЕЛИ УРОКА: Повторить, систематизировать и закрепить знания об имени существительном.

Задачи: 1) тренировать в умении находить имя существительное, определять его постоянные и непостоянные признаки; 2) Развивать умения распознавать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, имена существительные мужского, женского и среднего рода, имена существительные единственного и множественного числа,  развивать устную и письменную речь, словарный запас учащихся, мышление и орфографическую зоркость;        

  3) воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе, воспитывать чувство ответственности, самостоятельности принятия решения, коммуникативности.

 

Оборудование.

  1. Карточки для индивидуальной разноуровневой работы (перфокарты)                  (1 вариант. 2вариант)
  2. Карточки для групповой разноуровневой работы 1 уровень, 2 уровень.
  3. Представление словарного слова.
  4. Эмблемы солнце, облако, туча.
  5. Схемы-помошники.

Методы и приёмы обучения: Словесный, наглядный, частично-поиковый, практический, игровой, самостоятельная работа, самооценивание, фронтальная, индивидуальная, групповая.

 

                                                 План урока:

1. Организационный момент.

2. Самоопределение  деятельности ( через индивидуальную словарно-орфографическая работу)

3. Минутка чистописания.

4. Орфографическая минутка.

5. Работа по теме урока:

   1) Игра «Рассади пассажиров».

   2) К словам стоящим в единственном числе подобрать множественное число.

   3) На карточках напечатаны слова, поместите их в 2 столбика,  в 1 столбик слова, которые употребляются только в форме единственного числа, во 2 столбик слова, которые употребляются в форме множественного числа .

    4) Игра «Кто внимательней?»

    5) Работа по карточкам, определение рода имён сущ.

    6) Игра «Собственное или нарицательное?»

6. Рефлексия. Тест.

7. Итог урока.

8. Оцени свою работу.

9. Домашнее задание.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Имя существительное».»

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема: «Имя существительное».

Тип урока: Закрепление и обобщение знаний.

ЦЕЛИ УРОКА: Повторить, систематизировать и закрепить знания об имени существительном.

Задачи:
1) тренировать в умении находить имя существительное, определять его постоянные и непостоянные признаки;
2) Развивать умения распознавать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, имена существительные мужского, женского и среднего рода, имена существительные единственного и множественного числа, развивать устную и письменную речь, словарный запас учащихся, мышление и орфографическую зоркость;

3) воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе, воспитывать чувство ответственности, самостоятельности принятия решения, коммуникативности.


Оборудование.

  1. Карточки для индивидуальной разноуровневой работы (перфокарты) (1 вариант. 2вариант)

  2. Карточки для групповой разноуровневой работы 1 уровень, 2 уровень.

  3. Представление словарного слова.

  4. Эмблемы солнце, облако, туча.

  5. Схемы-помошники.

Методы и приёмы обучения: Словесный, наглядный, частично-поиковый, практический, игровой, самостоятельная работа, самооценивание, фронтальная, индивидуальная, групповая.



План урока:

1. Организационный момент.

2. Самоопределение деятельности ( через индивидуальную словарно-орфографическая работу)

3. Минутка чистописания.

4. Орфографическая минутка.

5. Работа по теме урока:

1) Игра «Рассади пассажиров».

2) К словам стоящим в единственном числе подобрать множественное число.

3) На карточках напечатаны слова, поместите их в 2 столбика, в 1 столбик слова, которые употребляются только в форме единственного числа, во 2 столбик слова, которые употребляются в форме множественного числа .

4) Игра «Кто внимательней?»

5) Работа по карточкам, определение рода имён сущ.

6) Игра «Собственное или нарицательное?»

6. Рефлексия. Тест.

7. Итог урока.

8. Оцени свою работу.

9. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый,
Вы пришли сегодня в школу,
Чтобы знания добыть,
Грамотными в жизни быть.

2. Сообщение темы урока, целеполагание.

Ноги под партой,
Руки у края,
Тетрадь под наклоном,
Спинка прямая.

- Ребята, на ваших столах перфокарты. Для того, чтобы узнать, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, вам предлагается выполнить задание. Вставить пропущенные буквы в слова. Дети выполняют задание.

- Индивидуальная словарно-орфографическая работа.

(Сегодня мы будем говорить о существительных и предметах.)

- Ребята, как связаны между собой эти слова? (Существительные обозначают предметы.)

- Что такое существительное?( Имя существительное – это часть речи, которая обозначает различные предметы, отвечает на вопросы кто?, что?)

- чтение стихотворения об имени существительном.

Есть на речке на Чернильной
Город сказочный, не пыльный.
С незапамятных времен
Существительным зовется он.
В этом городе живет
Удивительный народ.
Он трудом своим полезен,
Он бывает, строг и весел,
Обозначит вмиг предмет,
Что живой он или нет.
Отвечает на вопрос Кто? и Что?
Изменяется по числам, падежам,
Помогает этим самым мне и Вам!

- Что вы знаете о существительных? ( Существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, существительные бывают мужского, женского и среднего рода, единственного и множественного числа.)

3. Минутка чистописания.

- Начинаем работу в тетради.

Тетрадь с наклоном положу

Ручку правильно возьму

Сяду прямо не согнусь

За работу я возьмусь.

- Открыли тетради, записали:
Двадцать пятое января.
Классная работа.
- Задание для чистописания подскажет скороговорка. Послушайте и повторите скороговорку: Проворонила ворона воронёнка.

- Какой звук произносим звонче других в этой скороговорке? (Звук Р).

- Пропишем в воздухе строчную и заглавную буквы

Р, р.

- А теперь самостоятельно пропишите в тетрадях по образцу буквы и их соединения.

- Запишите скороговорку. (Один ученик диктует предложение, проговаривая).

- Подумайте, чем интересны слова в этом предложении. (Все слова родственные; однокоренные).

- Выделим корень в каждом слове. Подчеркнём в этом предложении имена существительные.


4. Орфографическая минутка.

  

- Вспомним правила, которые мы уже выучили. Прочитайте слова, объясните, как заполним пропуски и раскроем скобки. (Дети устно комментируют каждое слово, называют изученные правила: пруж _ на, туч _ ка, пал _ то, (К,к)орова (З,з)ойка, ме(ж,ш)ки, сл(а,о)ны).



5. Работа по теме урока.

- Итак, к нам пожаловало существительное с различными предметами.


 

1) Игра «Рассади пассажиров».

  

- Давайте, поиграем, «рассадим пассажиров» по поездам. А правила подскажут нам вопросы. Как же будем «рассаживать пассажиров»?

- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос КТО? (Животных; людей; живые существа).

- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос ЧТО? (Разные предметы; неживое; неживые предметы).

 

 Выполнение работы учащимися.

- Сделаем вывод: Слова бабочка, мальчик, свинья, ёжик отвечают на вопрос КТО? и обозначают одушевлённые предметы. Это ОДУШЕВЛЁННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Слова арбуз, светофор, расчёска, ножницы отвечают на вопрос ЧТО? и обозначают неодушевлённые предметы. Это НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

 

- Запишите в тетради вопросы и слова к ним, по вариантам. 1 вариант запишет одушевлённые существительные с вопросом, а 2 вариант неодушевлённые существительные с вопросом. (Проверяют работу вслух два ученика, по одному от каждого варианта).


2) Имена существительные могут быть одушевленные и неодушевленными стоять во множественном и единственном числе. Вам нужно к словам, которые стоят в единственном числе подобрать множественное число.

Еж - …

Медведь - …

Рыбка - …

Карандаш - …

3) На карточках напечатаны слова, поместите их в 2 столбика, в 1 столбик слова, которые употребляются только в форме единственного числа, во 2 столбик слова, которые употребляются в форме множественного числа

ДОБРОТА, СМЕЛОСТЬ, ЛОВКОСТЬ, НОЖНИЦЫ, ОТВАГА, ТЕМНОТА, САНИ, ЩИПЦЫ, КАНИКУЛЫ

Дети выполняют в тетрадях, а один ученик выполняет у доски самостоятельно.

Доброта

ножницы

смелость

сани

ловкость

щипцы

отвага

каникулы

темнота

 


4) Игра «Кто внимательней?»

Я называю имена существительные. Если слышите одушевлённое имя существительное, то делайте хлопок в ладоши.
Снег, метель, зима, волк, озеро, лисица, мышь, пальто.
- Какие ещё признаки имени существительного вы знаете?

5) А теперь нам нужно повторить, как можно определить род существительных. Какие вопросы можно задавать для определения рода.

1 уровень (базовый).

Запишите имена существительные по родам.

Чашка, сугроб, книжка, щука, пружина, время, имя, воробей, февраль, Алексей.

2 уровень (повышенной сложности).

Запишите имена существительные по родам, подберите свои.

Чашка, сугроб, книжка, пружина, время, Сергей, имя, писатель, февраль, окно, красный, жидкий.

Проверка:

назовите существительные ж. р.
существительные м. р.
существительные ср. р.

- Что особенного вы заметили при выполнении задания? (Нам встретились имена собственные.)

- Что вы знаете о написании имён собственных? (Имена собственные- это те слова, которые пишутся с большой буквы, а именно: имена людей, клички животных, географические названия)

6) Игра «Собственное или нарицательное?»

Мама, книга, Женя, альбом, сумка, метель, Сергеевич, Мурка, Астана.

6. Рефлексия.

- Молодцы! Справились со всеми заданиями! А теперь давайте проверим, внимательно ли вы работали на уроке. Для этого вам предстоит выполнить тест « Имя существительное».

Тест

Тест по теме «Имя существительное»

1 уровень

Выберите верное утверждение.

1. Имя существительное-это часть речи, которая отвечает на вопрос:

А) Какой? Какое? Какая?

Б) Кто? Что?

2. Имена собственные пишутся:

А) с маленькой буквы.

Б) с большой буквы

3. Имена существительные по числам:

А) изменяются

Б) не изменяются.

4. Имена существительные бывают:

А) только муж., и жен.

Б) муж., жен., и сред. рода.

5. Какое из слов является именем существительным женского рода?

А) тёмный

Б) темнеть

В) темнота

Г) шкаф


Тест по теме: "Имя существительное"

2 уровень

Выберите верное утверждение.

1. Имя существительное-это часть речи, которая обозначает:

А) признак предмета

Б) действие предмета

В) предмет

2.Собственные имена существительные?

А) названия предметов домашнего обихода, названия птиц, животных, месяцев и времён года.

Б) имена людей

В) географические названия

3. Имена существительные бывают:

А) мужского рода

Б) среднего рода
В) женского рода

4.Выберите верное утверждение: 

А) Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос ЧТО?, а неодушевлённые на вопрос КТО?

Б) Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос КТО?, а неодушевлённые на вопрос ЧТО?

5.Найдите существительные мужского рода.

А) книга

Б) ручей

В) чувство


7. Итог урока.

- Ребята, о чём шла речь на нашем уроке? ( Мы говорили о существительных.)

- Что вы можете сказать о существительном? (Существительное – это часть речи, которая обозначает различные предметы и отвечает на вопросы кто?, что? Существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными, мужского, женского, среднего рода в единственном и множественном числе.)

8. Оцените свою работу.
Сегодня на уроке:
Я научился…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Мне понравилось…

- А сейчас ребята посмотрите, у вас на столах лежат эмблемы солнышко, облако и тучки. Если вы считаете что справились без проблем со всеми заданиями на уроке – возьмите эмблему солнышко, если не совсем правильно выполняли задания – облако, и кто не справлялся с работой – возьмите тучку!

Молодцы! Спасибо за урок!

9. Домашнее задание.

- Придумайте 1 группа - одушевлённое и 2 группа - неодушевлённое имя существительное и сделайте фонетический разбор слова.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!