Лексическая тема | № | Название д/и | |
«Игрушки». | | | Цель: |
| 1. | «Узнай игрушку». | Уточнение и активизация словаря по теме. Оборудование: любимые игрушки ребенка в мешке. Ход. Взрослый рассказывает об игрушке, например, «Эта игрушка красного цвета синими полосками. Она круглой формы, хорошо прыгает. Можно играть и руками, и ногами». Если ребенок правильно отгадал загадку, взрослый достает игрушку из мешка. |
| 2. | «Чудесный мешочек». | Закрепить словарь по теме, научить определять игрушки на ощупь. Оборудование: игрушки в мешке. Ход. Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет игрушку на ощупь и называет ее. Если задание выполнено правильно, игрушку достают из мешочка. |
| 3. | «Разрезные картинки». | Научить составлять целое из двух частей. Оборудование: разрезная картинка «Матрешка». Ход. Ребенку предлагают сложить картинку. После выполнения задания малыш называет игрушку, которая получилась. |
| 4. | «Чего не стало?». | Упражнять в образовании форм родительного падежа, развить зрительное внимание и память. Оборудование: игрушки. Ход. Взрослый выставляет на столе четыре игрушки. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3-4 раза. |
| 5. | «Чего не хватает?». | Развитие у ребенка целостного восприятия предмета. Оборудование: картинки с изображением флажка без палочки, шарика без ниточки. Ход. Ребенок всматривается в нарисованную игрушку и находит ту часть, которой не хватало. Затем взрослый предлагает ребенку дорисовать недостающую часть. |
«Овощи». | | | |
| 1. | «Чудесный мешочек». | Закрепить названия овощей, их цвета. Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи. Ход. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. |
| 2. | «Один - много». | Научить образовывать множественное число имен существительных. Оборудование: мяч. Ход. Взрослый называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например, «Огурец - огурцы, помидор - помидоры, репа - репы». |
| 3. | «Назови ласково» | Учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера. Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого- либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ? » Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковка, лук - лучок, картошка - картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик». |
| 4. | «Разрезанные картинки» | Научить составлять целое из двух, трех, четырех частей. Оборудование: разрезные картинки (деревянные) Ход: Ребенку предлагается собрать сначала картинку из двух частей, он складывает ее, называет овощ, который получился. Затем малыш составляет другую картинку из трех, четырех частей, называет овощ, который получился. Если это задание не вызывает у ребенка трудностей, можно предложить ему сразу детали двух картинок вперемешку. |
«Фрукты» | | | |
| 1. | «Что в корзинке?». | Познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества. Оборудование: корзинка с натуральными фруктами или муляжами. Ход. Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус. |
| 2. | «Чудесный мешочек». | Закрепить словарь по теме, учить различать фрукты на ощупь. Оборудование: натуральные фрукты или муляжи в непрозрачном мешке. Ход. Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет фрукт на ощупь и называет его. |
| 3. | «Вкладыши». | Подбирать форму вкладышей в соответствии с формой рамок и плотно вставлять их. Оборудование: деревянные вкладыши «фрукты» Ход игры: Взрослый предлагает детям вставить фрукты, каждый на свое место. Повторить задание несколько раз. |
| 4. | «Разрезанные картинки». | Научить составлять целое из двух, трех, четырех частей. Оборудование: разрезные картинки (деревянные) Ход: Ребенку предлагается собрать сначала картинку из двух частей, он складывает ее, называет фрукт, который получился. Затем малыш составляет другую картинку из трех, четырех частей, называет фрукт, который получился. Если это задание не вызывает у ребенка трудностей, можно предложить ему сразу детали двух картинок вперемешку |
| 5. | «Какой фрукт пропустили?». | Активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти. Оборудование: игрушка «Заяц», натуральные фрукты или муляжи. Ход. Взрослый показывает ребенку зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый раскладывает перед зайцем фрукты-подарки, перечисляя их. Один фрукт не называет. Ребенок должен отгадать какой. Он называет или показывает его в зависимости от уровня речевого развития. |
«Грибы, ягоды». | | | |
| 1. | «Съедобный – несъедобный» | Закреплять знания детей об осенних дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, какие грибы можно есть, а какие нельзя есть; развивать внимание, мышление, речь. Педагог называет грибы, а дети отвечают, можно их есть или нет: опенок, мухомор, сыроежка, поганка, подосиновик, боровик, ложные опята, подберезовик и т.д. |
| 2. | | |
| 3. | «Один – много». | Учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей. |
| 4. | «Кто скорее соберет». | Учить детей группировать ягоды и грибы, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность. Оборудование: предметные картинки с изображением ягод и грибов. Ход: Взрослый просит детей сгруппировать картинки ягод и грибов, кто справиться быстрее. |
«Осень», «Деревья». | | | |
| 1. | «Разрезные картинки». | Научить составлять целое из четырех частей, активизировать речь в ходе работы после ее выполнения. Оборудование: разрезные картинки (деревянные) «Времена года». Ход: Ребенку предлагают сложить из четырех половинок целую картинку. В ходе работы и после ее выполнения активизируют речь ребенка вопросами: «Что ты нашел сначала? Что потом? Какое время года у тебя получилось? Как ты это понял, почему?». |
| 2. | «Какое дерево пропало?». | Развитие памяти; закреплять названия деревьев. Оборудование: предметные картинки с изображением деревьев. Ход игры: Перед ребенком раскладывают картинки, ребенок их запоминает. Затем ребенку предлагается закрыть глаза, а взрослый одну картинку переворачивает. Открыв глаза ребенок, должен назвать «пропавшее» дерево. |
| 3. | «Деревья и их плоды». | Учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание. Оборудование: иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, липа, клен) картинки (шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка). Ход: Воспитатель предлагает назвать выставленные дерева, а затем найти их плоды. |
| 4. | «Четвёртый лишний». | Развитие умений классифицировать деревья и кустарники по существенным признакам. Оборудование: карточки с изображением 4 видов деревьев и кустарников, 3 из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к другой группе. Ход: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое изображение лишнее. Оставшиеся, изображения назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее изображение по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Например, 1. Дуб, ольха, ель и берёза. Лишняя ель потому, что это хвойное дерево, а остальные лиственные. |
| 5. | «С какого дерева листок?». | Учить различать и называть листья знакомых деревьев. Оборудование: карточки с изображением 4 видов деревьев и 4 листьев, соответствующих этим деревьям. Ход: Предложить ребёнку соединить листочки с деревьями соответствующего вида и назвать их. Например, 1. Деревья: вишня, персик, яблоня, груша. Листья: вишнёвый, яблоневый, грушевый, персиковый. |
«Осень. Перелетные птицы». | | | |
| 1. | «Прилетели птицы». | Уточнить представление о птицах. |
| 2. | «Один - много». | Научить образовывать существительные множественного числа. Оборудование: мяч. Взрослый называет существительное в единственном числе бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: ласточка-ласточки, скворец-скворцы, грач-грачи, соловей-соловьи, кукушка-кукушки и т.д. |
| 3. | «Разрезные картинки». | Научить составлять целое из четырех частей, активизировать речь в ходе работы после ее выполнения. Оборудование: разрезные картинки (деревянные) «Времена года». Ход: Ребенку предлагают сложить из четырех половинок целую картинку. В ходе работы и после ее выполнения активизируют речь ребенка вопросами: «Что ты нашел сначала? Что потом? Какое время года у тебя получилось? Как ты это понял, почему?» |
| | «Кто лишний?» | Развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам. Оборудование: сюжетные картинки с изображением 4 видов птиц, 3 из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к другой группе. Ход: Взрослый предлагает детям найти лишний предмет и объяснять, почему он лишний. |
«Человек. Части тела». | | | |
| 1. | «Один - много». | Научить образовывать множественное число имен существительных. Оборудование: мяч. Ход. Взрослый называет часть тела в единственном числе и бросает мяч ребенку, ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например, ухо – уши, рука – руки, нога - ноги и т. д. |
| 2. | «Назови ласково». | Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: мяч. Взрослый называет какую-нибудь часть тела и бросает мяч ребенку, тот называет её ласково и возвращает мяч взрослому. Например, нос – носик, глаз – глазик, рука – ручка, голова - головка и т.д. |
| 3. | «Два и две». | Познакомить ребенка с числительными два и две, научить употреблять их в речи. Оборудование: зеркало. Ход: Взрослый объясняет ребенку перед зеркалом, что у него два глаза. Затем он предлагает малышу подумать, чего у него еще два. Ребенок показывает и называет части тела. Взрослый исправляет все допущенные малышом при подборе слов ошибки. |
«Одежда. Головные уборы». | | | |
| 1. | «Нарядим куклу». | активизировать словарь по теме. Оборудование: картонная кукла, набор бумажной одежды. Ход: Взрослый предлагаем ребенку одеть куклу для разных ситуаций (кататься па лыжах, на праздник, на пляж и т. д.) . Ребенок одевает ее, например, на прогулку. Взрослый описывает одежду куклы; «Наденем кукле синее пальто. У пальто есть воротник, рукава, карманы. Застегивается оно на пуговицы». Активизируя речь ребенка, взрослый спрашивает: «Где у пальто рукава? Покажи. Что ты показал?». |
| 2. | «Кто во что одет?». | Сравнить одежду мальчика и девочки, активизировать словарь по теме. Оборудование: картинки с изображением мальчика и девочки. Ход: Взрослый сравнивает одежду детей: «У Насти - платье, и у Саши рубашка и брюки. У Папиного платья рукава короткие, а у Сашиной рубашки - длинные» и т. д. Ребенка взрослый активизирует вопросами: «Какая одежда у Насти? А у Саши? Какого цвета Настино платье?» Если ребенок затрудняется, взрослый сам отвечает на вопросы. |
| 3. | «Чего не хватает?» | Развитие у ребенка целостного восприятия предмета. Оборудование: картинки с изображением брюк без одной брючины, платья без рукава, рубашки без пуговиц. |
| 4. | «Назови ласково» (с предметами одежды). | Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: мяч. Взрослый называет какой-нибудь предмет одежды и бросает мяч ребенку, тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому (платье – платьице, майка- маечка, носки - носочки, сарафан – сарафанчик, рубашка - рубашечка и т.д.) Неговорящему ребенку показывайте картинки и просите: «Покажи платье, А теперь покажи платьице» и т.д. |
| 5. | «Чего не хватает?». | Развитие у ребенка целостного восприятия предмета. Оборудование: картинки с изображением брюк без одной брючины, платья без рукава, рубашки без пуговиц. |
| 6. | "Один - много" (с предметами одежды). | Научить образовывать множественное число имен существительных. Оборудование: мяч. Ход. Взрослый называет предмет одежды в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «майка – майки, платье – платья, кофта- кофты, рубашка – рубашки, куртка - куртки и т.д.) |
«Обувь». | | | |
| 1. | «Обувь». | Воспитывать у детей способность контролировать свои достижения (уровень развития крупной и мелкой моторики). Оборудование: шнуровка «обувь» (деревянная) Ход. Взрослы предлагает детям «зашнуровать» обувь. 1 вариант: игра проводится в присутствии взрослого; 2 вариант: игра проводится детьми самостоятельно. |
| 2. | «Один - много» (с названиями обуви). | Научить образовывать множественное число имен существительных. Оборудование: мяч. Ход. Взрослый называет предмет обуви в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. |
| 3. | «Назови ласково». | учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Оборудование: предметные картинки с изображением обуви большого и маленького размера. |
| 4. | «Четвёртый лишний». | Активизировать словарь детей по теме, развивать мыслительную деятельность, внимание. Ход. Взрослый показывает ребёнку картинки, просит назвать их, указать в каждом ряду лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя. |
| 5. | «Какой, какая, какие?». | Учить детей подбирать признаки к существительным. Ход: Воспитатель просит детей подобрать признаки к названным им существительным: - Сапог какой? (Кожаный, резиновый, детский…) - Обувь какая? (Сменная, нарядная, женская, летняя…) - Валенки какие? (Зимние, теплые, войлочные…) и т.д. |