СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию в старшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека создана для развития экологических представлений старших дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию в старшей группе»

Экологическая игра № 1   «Природа и человек» Цель:  Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа. Дидактический материал:   Мяч. Методика проведения:  Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек. «Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. «Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход. КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Экологическая игра № 1

  «Природа и человек»

Цель:  Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Дидактический материал:   Мяч.

Методика проведения:  Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Экологическая игра № 3

«Найди такой же цветок»

Цель:  Упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.

Дидактический материал:  комнатные цветы, к ним соответствующие карточки.

Методика проведения:  Детям раздаются карточки с изображением комнатных цветов, они должны найти такой же в группе, показать и по возможности назвать.

Экологическая игра № 4

«Съедобное – несъедобное»

Цель:  Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

Дидактический материал:  Корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.

Методика проведения:  На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку

Экологическая игра    № 2

«Воздух, земля, вода»

Цель:  Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Дидактический материал:  Мяч.

Методика проведения:

Вариант 1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

Экологическая игра № 5

  «Детки с какой ветки?»

Цель:  Дифференцировать отличительные признаки деревьев.

Дидактический материал:  карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т.д.; карточки деревьев.

Методика проведения:  На веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.

Экологическая игра № 6

«Угадай, что где растет»

  Цель:  Уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

  Дидактический материал:  Мяч.

  Методика проведения:  Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

Экологическая игра № 7

«Вершки – корешки»  

Цель:  Учить детей составлять целое из частей.

  Дидактический материал:  два обруча, картинки овощей.

  Методика проведения:

Вариант 1.  Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.

  Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

  Вариант 2.  На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!»

Экологическая игра № 10 

«Цветочный магазин»

Цель:  Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Дидактический материал:  лепестки, цветные картинки.

Методика проведения:

Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.

Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

Экологическая игра № 8

  «Звери, птицы, рыбы »

Цель:  Закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.

Дидактический материал:  Мяч.

Методика проведения:

Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться.  Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

Экологическая игра № 9

«Что из чего сделано?»

Цель:  Учить детей определять материал из которого сделан предмет.

Дидактический материал:  деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.

Методика проведения:  Дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.

Экологическая игра №11

«Полезное– неполезное»

Цель:  Закрепить понятия полезные и вредные продукты.

Дидактический материал:  Карточки с изображением продуктов.

Методика проведения:  На один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.

Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.

Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты и т.д.

Экологическая игра   № 12

«Что я за зверь?»

Цель:  Закреплять знания о животных Африки. Развивать фантазию.

Методика проведения:

В игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят. Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они будут

Экологическая игра № 13

  «Лекарственные растения»

Цель:  Закрепить знания лекарственных растений.

Дидактический материал:  Карточки с растениями.

Методика проведения:  Воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).

Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).

Экологическая игра  № 14

«Кто где живёт»

Цель:  Закреплять знания о животных и местах их обитания.

Дидактический материал:  Карточки «Животные», «Места обитания».

Методика проведения:  дети делятся на две команды: у одних – животные, у других - места их обитания и находят себе пару: «Животное – его жилье».

Экологическая игра № 15   

«Береги природу»

Цель:  Закреплять знания об охране объектов природы.

Дидактический материал:  Карточки с объектами живой и неживой природы.

Методика проведения:  На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта.

Экологическая игра № 16 

«Летает, плавает, бегает, прыгает»

Цель:  Закреплять знания об объектах живой природы.

Дидактический материал:  Картинки с изображением разных животных.

Методика проведения:

Вариант 1: Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

Вариант 2: Дети классифицируют картинки – летающие, бегающие, прыгающие, плавающие.

Экологическая игра  № 17

«Что было бы, если из леса исчезли…»

Цель:  Закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Дидактический материал:  Карточки с объектами живой  природы.

Методика проведения:   Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

  • Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

  • Экологическая игра № 18

« Подскажи мальчику»

Цель :  воспитывать правильное отношение к природе, расширять понятие детей о правилах поведения в природе.

Суть игры заключается в том, что есть такой мальчик на свете, который всё делает наоборот, если слышит плохие советы.

Воспитатель даёт детям отрицательные и положительные правила поведения в природе, а дети должны сказать, как бы поступил этот мальчик в том или ином случае, и объяснить, почему.

Экологическая игра № 19

  «Звуки»

Цель:  учить детей «слышать» природу, (на магнитофоне подобрать звуки природы…шум дождя, водопада, птиц…) .

Воспитатель даёт задание:

«Когда слышите какой-либо звук – загните палец и т. д. Когда все пять пальцев будут загнуты – откройте глаза и помолчите, чтобы другим детям дать возможность «посчитать звуки ».

Воспитатель задаёт детям вопросы типа:

Какой звук больше всего понравился?

Какой звук издала природа, а какой –человек, какой звук был самый громкий  (тихий?)

Издавал ли ветер какой-либо звук?

В дальнейшем можно «слушать» природу двумя руками (использовать 10 пальцев)

                  Экологическая игра № 21

«Совы и Вороны»

ЦЕЛЬ:  проверить и закрепить представления детей об окружающем мире. ХОД  ИГРЫ

Дети должны разделиться на две команды - команду "Совы" и команду "Вороны". Команды становятся в шеренги, друг напротив друга на расстоянии 3 метра за их спинами - их дома.  Воспитатель дает задание: "Совы любят правду, а Вороны - ложь. Поэтому, если я говорю правду, то совы должны ловить ворон, а вороны убегать в свои дома и наоборот".  Затем воспитатель произносит фразу природоведческого содержания: 1.медведи любят есть тигров; 2.у березы весной бывают сережки; 3.слоны не умеют плавать; 4.дельфин - это животное, а не рыба    и т.п. В зависимости от темы, содержания знаний которой  необходимо проверить, причем фразы должны быть как правильными, так и заведомо ложными. Дети должны осознавать правильность или неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме, и сами отреагировать своим поведением (убегать ли догонять) на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том, почему они так или иначе поступили .

            Экологическая игра № 20

«Тень»

  (проводится в природе)

ЦЕЛЬ :  расширять понятий детей о правилах поведения в природе, развивать подражательные способности детей. ХОД  ИГРЫ

Воспитатель говорит детям о том, что у каждого человека есть тень, но наша с вами тень особенная, она точно повторяет движения человека лишь в том случае, если он делает что-то хорошее. В противном же случае "говорит не буду, не буду повторять" и даже объясняет почему. Воспитатель делит детей на пары, в которых первый ребенок - ребенок, а второй - его "тень". Ребенок может делать в природе то, что считает нужным, т.е. Гулять, нюхать цветы, собирать сухие веточки и прочее, а "тень" оценивает его поступки. В конце игры выбирается ребенок, у которого самая послушная "тень".

                   Экологическая игра №22

   Экологическая игра № 23

  «Носы»

"ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК«

ЦЕЛЬ : развивать у детей восприятие запахов. ХОД ИГРЫ

ЦЕЛЬ:  развивать тактильные ощущения, воображение и фантазию у детей.

  для игры необходимо иметь 3 непрозрачных пакета, в каждом из которых находится по 1 кусочку поролона, пропитанного запахом разных духов. Суть игры в том, что дети - это "зайцы", на них охотится лиса, у которой свой определенный запах (детям дают понюхать пакет - это "запах" лисы).

ХОД  ИГРЫ

"Зайцы" резвятся на поляне, но их нос должен все чувствовать и вовремя определить запах лисы, чтобы успеть убежать (детям по очереди предлагают понюхать все 3 пакета и выбрать один из них с запахом лисы). Если ребенок правильно определил запах, который предлагался ему ранее, то "заяц" остается цел, так как он смог вовремя почувствовать приближение опасности и скрыться и наоборот. В конце игры выбираются "зайцы-долгожители".

Для этой игры необходим мешок с 2 отверстиями по бокам, в которые дети могут просунуть руки. В этот мешок кладется разнообразный природный материал в зависимости от темы занятия. 1 ВАРИАНТ: "ОПИШИ И УГАДАЙ" Ребенок должен просунуть руки в отверстия и угадать, что в мешке, предварительно описав природный предмет. 2  ВАРИАНТ: "СПРОСИ  И  УГАДАЙ" Ребенок должен просунуть руки в отверстия мешка и ощупать природный предмет. Дети должны угадать, что происходит в мешке, задавая ребенку, который ощупывает предмет, вопросы типа: это гладко или нет; какой оно формы, сколько у этого предмета углов и т.д.

Экологическая игра № 26

  «Прилетели птицы»

Цель:  Уточнить представление о птицах.

Дидактический материал:  Стихотворение о птицах.

Методика проведения:   Воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать. Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети топают –

Что не правильно? (мухи)

- А мухи это кто? (насекомые)

- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают.

- прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети топают. Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки,

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы.

Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.

Экологическая игра № 24

  «Какого растения не стало?»

На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

  Экологическая игра № 25

  «Угадай, что в руке?»

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

Экологическая игра № 27

«Когда это бывает?»

Осень.

Вянет и желтеет, травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зима.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

  Экологическая игра № 28

«Узнай птицу по силуэту»

Цель:  Закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту. Дидактический материал:  Картинки с силуэтами птиц. Методика проведения:  Детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.                               

Экологическая игра № 27

«Когда это бывает?»

Цель:  Учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Дидактический материал:  На каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы, стихотворения  временах года.

Методика проведения:  Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится  в стихотворении.

Весна.

На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

Лето.

И светла, и широка

Наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться …

Экологическая игра № 29

«Пищевые цепочки»

"Пищевые цепочки на лугу".

Цель: закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

Материалы и оборудование:

  • карточки с силуэтами обитателей луга.

Ход игры:

Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается.

растения - гусеница - птица

злаковые травы - грызуны - змеи

злаковые травы - мышь - хищные птицы

трава - кузнечик - луговые птицы

насекомые и их личинки - крот - хищные птицы

тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы

травы (клевер) - шмель

Игра "Пищевые цепочки водоёма".

Цель: закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

Материалы и оборудование:

  • карточки с силуэтами обитателей водоёма,

Ход игры:

Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

комар - лягушка - цапля

червячок - рыбка - чайка

водоросли - улитка - рак

ряска - малёк - хищная рыба

Игра "Пищевые цепочки в лесу".

Цель : закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.

Материалы и оборудование:

  • карточки с изображением растений и животных.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:

растения - гусеница - птицы

растения - мышка - сова

растения - заяц - лиса

насекомые - ежи

грибы - белки - куницы

лесные злаки - лось - медведь

молодые побеги - лось - медведь

Экологическая игра № 30

"С чем нельзя в лес ходить?"

Цель: уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Материалы и оборудование:

  • предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда

Ход игры:

Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

Экологическая игра №31

«УГАДАЙ, КТО Я»

Цель: развивать творческие, подражательные способности у детей Ход игры:

  Воспитатель выбирает одного ребёнка, говорит ему на ухо название какого-либо животного и предлагает изобразить его так, чтобы другие дети догадались, кто это, но при этом водящий не должен издавать ни звука. 

Экологическая игра № 32

«МИКРОПОКАЗ»    Цель: учить детей «видеть» природу (замечать её мельчайшие детали и чувствовать её).

Ход игры:

Игра проводится в природе. Воспитатель выкладывает на земле  «тропу» (используется обычная верёвка). Дети отправляются в поход по этой тропе (ползут рядом с верёвкой, повторяя её изгибы) и одновременно выполняют задания типа: Посчитай, сколько жёлтых травинок ты встретил на своём пути. Найди и убери (если попадутся тебе   по дороге) не природные объекты и  т.д.   Целесообразно, если дети представили себя каким-либо маленьким животным и не поднимали голову высоко от земли (травы). Если по пути встретится какое-либо настоящее маленькое насекомое, то воспитатель даёт задания типа: Представь себя на месте этого насекомого, как ты думаешь, что оно сейчас сказало, о чём бы оно подумало? Куда оно сейчас ползёт?   Эта игра хороший случай использовать такие приёмы триза, как эмпатия и фантазирование.

Экологическая подвижная игра № 33 "Ласточки и мошки".

Цель: закреплять знания детей о птицах.

Ход игры:

Играющие - мошки - летают по по ляне и напевают:

Мошки летают!

Ласточку не замечают!

Жу-жу! Жу-жу!

Зу-зу! Зу-зу!

Ласточка сидит в своём гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: "Ласточка встанет, мошку поймает!" С последними словами она вылетает из гнезда и ловит мошек. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Мошкам следует летать по всей.

Экологическая игра № 34

"Изобрази".

Попросите детей изобразить: звук ветра, порождае мого бурей; звук облаков, подгоняемых ветром; звук большого пушистого об лака. Приведите детям народные приметы:

Кучевые облака - к вечеру дождь будет. Низкие облака - к дождю.

Экологическая игра № 35

«Две корзины»

Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, анализировать, сравнивать предметы.

Материалы и оборудования: муляжи овощей и фруктов, 2 корзины.

Ход игры:

На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости – мягкости, вкусу или даже запаху.

Пластическая игра № 36

"Буря на море".

Цель: воспитывать  правильное отношение к природе, расширять понятие детей о правилах поведения в природе.

Ход игры:

Дети встают в круг, изображая бурное волнение моря; часть детей изображает рыбок, которые прячутся на дно морское, чаек, которые быстро машут крыльями, стонут и прячутся на берегу.

площадке.

Экологическая игра-сказка № 37

«Фрукты и овощи»

Цель: развивать фонематический слух, закреплять знания об овощах.

Материалы и оборудование: к артинки с изображением овощей.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает:

  • Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр». - Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв?
  • Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор.

Экологическая игра-сказка № 37

«Фрукты и овощи»

Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору. Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие.

Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём». - Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся? Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.

Экологическая игра-сказка № 37

«Фрукты и овощи»

- Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают. - Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско? Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав. - Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель

Экологическая игра № 38

«ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ГОДА»

   Цель: развивать логическое мышление и обогащать кругозор детей понятием о сезонных изменениях в природе. Ход игры:

   Воспитатель называет какой-либо предмет живого мира (живого или растительного) и предлагает детям представить и рассказать, где и в каком виде этот предмет можно увидеть летом, зимой, осенью, весной. Например: ГРИБЫ.

  Летом – свежие в лесу, по краям дороги, на лугу, а также консервированные в банках, сушеные, если остались с прошлого года или приготовленные уже в этом году.

Осенью – то же самое.  Зимой – только консервированные или сушеные, но могут быть и свежие, только если их выращивают в специально отведенном месте.   Весной  -  см. зиму, но добавлять грибы, которые растут весной (сморчки).  

Экологическая игра № 39

«Где снежинки?»

Цель: Закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.

Дидактический материал: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Методика проведения:

Вариант 1. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д. Во время движения по кругу произносятся слова:

Вот и лето наступило

Солнце ярче засветило

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

Экологическая игра № 39

«Где снежинки?»

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор и т.д.

Вариант 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года. Вывод делается из ответов на вопросы:

Экологическая игра №40

Экологическая игра №40

«Расположи планеты правильно»

«Расположи планеты правильно»

-На какой орбите вращается планета Земля? На каком месте от солнца находится наша планета? (На 3-ем). Ребенок в шапочке «Земля» берется за ленточку

К планете Земля две планеты близки. Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс).

Цель: Закрепить знания об основных планетах.

Дети в шапочках «Венеры» и «Марса» занимают соответственно 2-ую и 4-ую орбиты.

Дидактический материал : Пояс с пришитыми лучиками – лентами разной длины (9 штук). Шапочки с изображением планет.

А это планета гордится собой Поскольку считается самой большой.

Ход игры:

-Что это за планета? На какой орбите она находится? (Юпитер, орбита №5).

На этой планете такая жара, Что там оказаться опасно, друзья. -Какая у нас самая жаркая планета, где она располагается? (Меркурий, потому что он ближе всех к солнцу). А эту планету холод страшный сковал, Теплом ее солнечным луч не достал. -Что это за планета? (Плутон, потому что находится дальше всех планет от солнца и меньше всех планет по размеру). Ребенок в шапочке «Плутона» берется за самую длинную ленточку №9. А это планета нам всем дорога. Нам жизнь подарила планета … (все: Земля)№3

Ребенок в шапочке «Юпитера» занимает место №5.

Планета кольцами окружена, И этим от всех отличалась она. (Сатурн) Ребенок – «Сатурн» занимает орбиту №6.

А что за планеты зеленого цвета? (Уран) Ребенок в соответствующей шапочке «Нептуна» занимает орбиту №8.

Экологическая игра № 42

«Кто чем питается? »

Цель: Закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес. 

Дидактический материал : Мешочек.  Методика проведения : В мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д. 

Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается. 

Экологическая игра № 43

«Когда это бывает?»

Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.

Ход игры . Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.

Экологическая игра № 41

  «Четвертый лишний»

Цель: Закреплять знания детей о насекомых.  Методика проведения : Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово

Вариант 1:

1) заяц, еж, лиса, шмель; 2) трясогузка, паук, скворец, сорока; 3) бабочка, стрекоза, енот, пчела; 4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; 5) пчела, стрекоза, енот, пчела; 6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар; 7) таракан, муха, пчела, майский жук; 8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; 9) лягушка, комар, жук, бабочка; 10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.  Вариант 2: Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю… пчеле… таракану) .  

Экологическая игра-загадка №44

Экологическая игра № 45

«Лес»

«Волшебный поезд»

Цель.  Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки доказательства, развивать навыки описательной речи.

Цель.  Закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.

Материал для игры.  Объемные и плоскостные игрушки, изображающие животных леса.

Материал.  Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.

Ход игры.  Воспитатель предлагает детям поиграть в необычную игру: он будет загадывать загадки, а дети - отгадывать. Если точно и правильно отгадают и докажут отгадку, то этот предмет появится на столе.

Ход игры:   На столе перед детьми лежит «поезд» и карточки с изображением животных. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом – кустарники, во втором – цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.

Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).

Загадки:

-В лесу живут разные звери и птицы. Узнайте, какие:

Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж.)

Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый - краса! А зовут ее... (Лис а.)

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая. (Сорока.)

Загадки могут быть и о других животных и птицах, либо несколько загадок об одном животном или об одной птице.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!