СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей 5-7лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

дидактические игры помогут сделать процесс обучения по ФЭМП более интересным, увлекательным и понятным

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей 5-7лет»







Картотека

дидактических игр

по ФЭМП

для детей 5-7лет




Иг­ры на зак­репле­ние ко­личес­твен­ных пред­став­ле­ний

  1. Ка­кая циф­ра убе­жала?

Ма­тери­ал. Кар­точки с циф­ра­ми от 0 до 10 (на каж­до­го ре­бен­ка).

Де­ти иг­ра­ют па­рами.

Пе­дагог пред­ла­га­ет каж­дой па­ре разло­жить циф­ры по по­ряд­ку от 0 до 10. За­тем один ре­бенок зак­ры­ва­ет гла­за, а дру­гой пе­рес­тавля­ет циф­ры в чис­ло­вом ря­ду. От­крыв гла­за, ре­бенок от­ме­ча­ет, что из­ме­нилось в ря­ду. Ес­ли он от­га­дал, то ста­новит­ся ве­дущим.

Иг­ра про­дол­жа­ет­ся.

Ус­ложне­ние. Из­ме­нить чис­ло­вой ряд, пред­ло­жить раз­ло­жить чис­ла от 5 до 10 или от 8 до 10.


  1. Най­ди па­ру

Ма­тери­ал. Кар­точки с циф­ра­ми и карточки с круж­ка­ми.

Де­ти де­лят­ся на две ко­ман­ды. У каж­дой ко­ман­ды свой стол. На од­ном сто­ле лежат пе­ревер­ну­тые кар­точки с циф­ра­ми, на дру­гом – пе­ревер­ну­тые кар­точки с круж­ка­ми.

Де­ти бе­га­ют по ком­на­те. По сиг­на­лу педаго­га они бе­рут кар­точки со сто­лов, и каждый отыс­ки­ва­ет свою па­ру: ре­бенок, у которо­го на кар­точке циф­ра, ищет ре­бен­ка, у ко­торо­го на кар­точке со­от­ветс­тву­ющее количес­тво круж­ков.

Да­лее про­веря­ют, все ли па­ры по­доб­ра­ны пра­виль­но.

Кар­точки воз­вра­ща­ют­ся на преж­ние мес­та, и иг­ра пов­то­ря­ет­ся.

При­меча­ние. Ес­ли нет кар­то­чек с кружками, то мож­но ис­поль­зо­вать ком­плек­ты кар­то­чек с циф­ра­ми двух цве­тов.


  1. Чу­дес­ный ме­шочек

Ма­тери­ал. «Ма­тема­тичес­кий на­бор» и ме­шочек с мел­ки­ми иг­рушка­ми (на каж­дую па­ру де­тей).

Де­ти иг­ра­ют па­рами, си­дя за сто­лом. Перед ни­ми ле­жит «Ма­тема­тичес­кий набор» и один ме­шочек с мел­ки­ми иг­рушка­ми на дво­их. Пе­дагог пред­ла­га­ет детям раз­ло­жить циф­ры по по­ряд­ку от 1 до 10.

С по­мощью счи­тал­ки вы­бира­ют ве­дуще­го в каж­дой па­ре:

Ка­тилось яб­ло­ко,

Ми­мо са­да,

Ми­мо са­да,

Ми­мо гра­да.

Кто под­ни­мет,

Тот и вый­дет.

Ве­дущий пред­ла­га­ет сво­ему пар­тне­ру закрыть гла­за, а сам в это вре­мя уби­ра­ет од­ну из цифр. Ре­бенок, от­крыв гла­за, на­зыва­ет, какой циф­ры не хва­та­ет, и отсчи­тыва­ет та­кое же количес­тво иг­ру­шек.

Ес­ли за­дание вы­пол­не­но вер­но, иг­рушки и циф­ра воз­вра­ща­ют­ся на свои мес­та.

Де­ти ме­ня­ют­ся ро­лями. Иг­ра пов­то­ря­ет­ся.

Ус­ложне­ние. От­счи­тать иг­ру­шек на од­ну боль­ше или мень­ше.


  1. Най­ди столь­ко же

Ма­тери­ал. Кар­точки с круж­ка­ми или циф­ра­ми.

В ком­на­те рас­став­ле­ны раз­личные груп­пы од­но­род­ных пред­ме­тов (две пирамид­ки, четыре мя­ча, два зай­чи­ка и т. д.).

Пе­дагог держит ве­ером в ру­ках кар­точки с круж­ка­ми или циф­ра­ми и пред­ла­га­ет ко­му-ли­бо из детей вы­тащить од­ну из них.

Ре­бенок, выб­рав кар­точку или циф­ру, находит в ком­на­те столько оди­нако­вых игрушек, сколь­ко кружков изоб­ра­жено на кар­точке.

Иг­ра пов­то­ря­ет­ся нес­коль­ко раз.

Ус­ложне­ние. Най­ти пред­ме­тов на один боль­ше или мень­ше ко­личес­тва кружков на кар­точке.


  1. На­зови со­седей

Ма­тери­ал. Куб с циф­ра­ми на гра­нях.

Де­ти сто­ят в кру­гу.

С по­мощью счи­тал­ки вы­бира­ют ве­дуще­го:

На бе­резу се­ла гал­ка,

Две во­роны, во­робей,

Три со­роки, со­ловей.

Зав­тра с не­ба при­летит

Си­ний-си­ний-си­ний кит.

Ес­ли ве­ришь – стой и жди,

А не ве­ришь – вы­ходи!

Ве­дущий бро­са­ет ко­му-ли­бо из де­тей куб. Ре­бенок, пой­мав­ший его, на­зыва­ет циф­ру на гра­ни ку­ба и «со­седей» это­го чис­ла. Ес­ли он дал пра­виль­ный от­вет, то ста­новит­ся ведущим.

Иг­ра про­водит­ся в быс­тром тем­пе.

Ус­ложне­ние. На гра­нях ку­ба вмес­то цифр мо­гут быть круж­ки (от 1 до 6).


  1. От­га­дай чис­ло

С по­мощью счи­тал­ки вы­бира­ют ве­дуще­го:

На зло­том крыль­це си­дели:

Царь, ца­ревич,

Ко­роль, ко­роле­вич.

Са­пож­ник, пор­тной,

Кто ты бу­дешь та­кой?

Ве­дущий за­гады­ва­ет лю­бое чис­ло в пределах 10 и на ухо го­ворит его пе­даго­гу.

Иг­ра­ющие с по­мощью воп­ро­сов дол­жны от­га­дать это чис­ло. Ве­дущий мо­жет от­ве­чать на воп­ро­сы толь­ко сло­вами «да» или «нет».

Нап­ри­мер, за­дума­но чис­ло 8.

– Чис­ло боль­ше се­ми? (Да.)

– Оно мень­ше де­вяти? (Да.)

– Это чис­ло во­семь?

– Да.

Ког­да чис­ло от­га­дано, ве­дущим ста­новит­ся тот, кто от­га­дал чис­ло.

  1. На­зови чис­ло

Ма­тери­ал. Мяч.

С по­мощью счи­тал­ки вы­бира­ют ве­дуще­го:

Дож­дик, дож­дик, по­ливай —

Бу­дет хле­ба ка­равай.

Бу­дут бул­ки, бу­дут суш­ки,

Бу­дут вкус­ные ват­рушки.

Де­ти сто­ят в кру­гу.

В цен­тре кру­га – ведущий с мя­чом в ру­ках. Он бро­са­ет од­но­му из иг­ра­ющих мяч, называет лю­бое чис­ло и да­ет за­дание: «Умень­ши чис­ло на один».

Ребенок, пой­мав­ший мяч, да­ет от­вет, потом на­зыва­ет лю­бое чис­ло и, бро­сая мяч дру­гому иг­ра­юще­му, да­ет за­дание: «Уве­личь число на один».

Ес­ли ре­бенок, пой­мав­ший мяч, оши­бет­ся, его поп­равля­ет кто-ли­бо из де­тей в кру­гу или ве­дущий.


  1. Иг­ра с ку­бом

Ма­тери­ал. Куб с циф­ра­ми на гра­нях.

С по­мощью счи­тал­ки вы­бира­ют ве­дуще­го:

Раз, два, три, че­тыре, пять,

– Та­ня, бу­дем на­чинать.

Пче­лы в по­ле по­лете­ли,

Се­ли пче­лы на цве­ты.

Мы – иг­ра­ем, во­дишь – ты!

Он бро­са­ет куб од­но­му из де­тей и го­ворит: «Счи­тай даль­ше». Ре­бенок, пой­мав­ший куб, на­зыва­ет циф­ру на гра­ни и счи­та­ет даль­ше. Ус­лы­шав: «Стоп!», он бро­са­ет куб дру­гому ребен­ку. Ве­дущий мо­жет из­ме­нить за­дание: «Счи­тай в обратном по­ряд­ке».

Иг­ра про­ходит в быс­тром тем­пе.

В ней должны при­нять учас­тие как мож­но боль­ше детей.


  1. Кто зна­ет – пусть даль­ше счи­та­ет

Ма­тери­ал. Мяч.

Де­ти сто­ят в кру­гу.

Пе­дагог сто­ит в цен­тре кру­га. Он бро­са­ет мяч ка­кому-ли­бо ре­бен­ку и на­зыва­ет чис­ло в пре­делах 20. Ре­бенок, пой­мав мяч, бро­са­ет его об­ратно и на­зыва­ет число на один боль­ше. Нап­ри­мер, «Один­надцать», – го­ворит взрослый. «Двенадцать», – от­ве­ча­ет ре­бенок, бро­са­ет мяч об­ратно и т. д.

Иг­ра про­водит­ся в быс­тром тем­пе.


  1. Счи­тай – не оши­бись

Де­ти вста­ют по­лук­ру­гом. С по­мощью считал­ки вы­бира­ют ве­дуще­го.

Все зак­ры­ва­ют гла­за. В это вре­мя ве­дущий хло­па­ет (под­пры­гива­ет, то­па­ет) несколь­ко раз.

Де­ти, от­крыв гла­за, пов­то­ря­ют его действия и объ­яс­ня­ют, по­чему они так сделали.

Вы­бира­ют но­вого ве­дуще­го.

Иг­ра повторяет­ся.

В ка­чес­тве ус­ложне­ния ве­дущий мо­жет пред­ло­жить вы­пол­нить за­дание, похлопав на один раз боль­ше (мень­ше), чем ус­лы­шали дети.


  1. Счи­тай в об­ратном поряд­ке

Ма­тери­ал. Мяч.

Де­ти сто­ят в кру­гу. Пе­ред на­чалом иг­ры сле­ду­ет до­гово­рить­ся, что счи­тать де­ти бу­дут в об­ратном по­ряд­ке.

С по­мощью счи­тал­ки вы­бира­ют ве­дуще­го:

Три пу­шис­тых кош­ки

Улег­лись в лу­кош­ке.

Вдруг од­на к ним при­бежа­ла,

Сколь­ко ко­шек вмес­те ста­ло?

Ве­дущий бро­са­ет мяч ко­му-ли­бо из играющих и на­зыва­ет лю­бое чис­ло. Ребенок, пой­мав­ший мяч, про­дол­жа­ет счи­тать в обратном по­ряд­ке, то есть называ­ет под­ряд три лю­бых чис­ла пе­ред наз­ванным чис­лом. Те­перь он становит­ся ве­дущим.

Иг­ра проводит­ся в быс­тром тем­пе, за­дания повторя­ют­ся мно­го раз, что­бы как мож­но боль­ше ре­бят мог­ли при­нять учас­тие в иг­ре.

Ус­ложне­ние. Счи­тать мож­но не толь­ко в пре­делах 10, но и даль­ше.


  1. По­ложи столь­ко же

Ма­тери­ал. Мел­кие иг­рушки (нес­коль­ко ви­дов, по 10 шт. каж­до­го ви­да).

Де­ти иг­ра­ют па­рами си­дя за сто­лом.

Один ре­бенок на­чина­ет иг­ру: вык­ла­дыва­ет на стол оп­ре­делен­ное ко­личес­тво иг­ру­шек. Его пар­тнер дол­жен по­ложить столь­ко же игру­шек дру­гого ви­да. Таким об­ра­зом, количес­тво иг­ру­шек пос­то­ян­но воз­раста­ет.

За­тем с по­мощью при­ема при­ложе­ния про­веря­ет­ся пра­виль­ность вы­пол­не­ния задания.

Иг­ра пов­то­ря­ет­ся нес­коль­ко раз, де­ти меня­ют­ся ро­лями.


13.По­кажи со­седей

Ма­тери­ал. Циф­ры от 1 до 20 (на каж­дую па­ру де­тей).

Де­ти иг­ра­ют па­рами. Пе­дагог пред­ла­га­ет им раз­ло­жить циф­ры на сто­ле в любом порядке.

С по­мощью счи­тал­ки вы­бира­ют ве­дуще­го в каж­дой па­ре:

Раз, два, три, че­тыре, пять,

Вы­шел зай­чик по­гулять,

Что нам де­лать? Как нам быть?

Нуж­но за­инь­ку ло­вить.

Сно­ва бу­дем мы счи­тать:

Раз, два, три, че­тыре, пять.

Ве­дущий ука­зыва­ет на од­ну из цифр, а его пар­тнер на­ходит «со­седей» это­го чис­ла. За­тем де­ти ме­ня­ют­ся ро­лями.

Ва­ри­ан­ты. Раз­ло­жить циф­ры от 10 до 20 или от 1 до 20. Мож­но из­ме­нить правила игры: ве­дущий ук­азы­ва­ет на две циф­ры, а его пар­тнер на­зыва­ет их «соседей».


14.Ру­че­ек

Ма­тери­ал. На­боры кар­то­чек с циф­ра­ми от 1 до 10.

Двое де­тей бе­рут­ся за ру­ки и под­ни­ма­ют их, об­ра­зуя «во­рота». В ру­ках у них кар­точка с циф­рой (лю­бая циф­ра, от 3 до 10).

У ос­таль­ных ре­бят в ру­ках по од­ной циф­ре. Они раз­бе­га­ют­ся по ком­на­те.

По сиг­на­лу пе­даго­га «Ру­че­ек в во­рот­ца!» де­ти вста­ют па­рами так, что­бы образова­лось вмес­те за­дан­ное на «во­ротах» чис­ло (например, на­до сос­та­вить чис­ло 8: 4 и 4; 1 и 7; 2 и 6; 0 и 8 и т. д.)

Ру­че­ек» про­ходит че­рез «во­рота», ко­торые про­пус­ка­ют толь­ко тех, кто не только правиль­но сос­та­вил за­дан­ное чис­ло, но и сказал, как оно сос­тавле­но.

Иг­ра про­дол­жа­ет­ся, при этом ме­ня­ют­ся ве­дущие, циф­ра на «во­ротах» и циф­ры у детей.

Ус­ложне­ние . Вмес­то цифр ис­поль­зо­вать кар­точки с круж­ка­ми в ко­личес­тве от 0 до 10.


15. Сколь­ко жиль­цов в квар­ти­ре?

Ма­тери­ал. Об­ру­чи, циф­ры.

На по­лу ле­жат нес­коль­ко об­ру­чей, в каждом из них циф­ра.

Де­ти бе­га­ют по ком­на­те, По сиг­на­лу педаго­га они бе­гут к об­ру­чу – «квар­ти­ре». Циф­ра в об­ру­че по­казы­ва­ет, сколь­ко «жильцов» жи­вет в квар­ти­ре.

Пе­дагог, об­ра­ща­ясь к де­тям, спра­шива­ет: «Сколь­ко жиль­цов в этой квар­ти­ре и по­чему их столь­ко?» Ес­ли квар­ти­ра не пол­ностью заселе­на, не­об­хо­димо спро­сить у де­тей, сколько жиль­цов не въ­еха­ло в эту квар­ти­ру.

Иг­ра про­дол­жа­ет­ся, ме­ня­ют­ся циф­ры в обру­чах.

Же­латель­но, что­бы в од­ном об­ру­че чис­ло бы­ло боль­ше 10.



Иг­ры на уточ­не­ние понятий о величи­не предме­тов

  1. Ска­жи на­обо­рот

Ма­тери­ал. Мяч.

Де­ти сто­ят в кру­гу.

Пе­дагог в цен­тре кру­га. Он бро­са­ет мяч одно­му из де­тей и го­ворит, нап­ри­мер: «Пал­ка длин­ная, а ка­ран­даш…?» Ре­бенок, пой­мав­ший мяч, на­зыва­ет сло­во, про­тиво­полож­ное по зна­чению: «Ко­рот­кий», – и бро­са­ет мяч педаго­гу.

Воп­ро­сы:

– По­яс уз­кий, а шарф…?

– Юб­ка ко­рот­кая, а платье…?

– У де­воч­ки во­лосы длин­ные, а у мальчика…?

– Дверь уз­кая, а ок­но…?

– Паль­то длин­ное, а кур­тка…?

– Нос­ки ко­рот­кие, а голь­фы…?

– Вет­ка тон­кая, а де­рево…?

– Де­рево вы­сокое, а куст…?

Ус­ложне­ние. За­дания мо­гут да­вать друг дру­гу де­ти.


  1. От­га­дай, что та­кое?

Де­ти сто­ят по­лук­ру­гом.

Пе­дагог го­ворит: «Я на­зову од­но сло­во, а вы бу­дете пе­речис­лять пред­ме­ты, ко­торые мож­но наз­вать вмес­те с этим сло­вом. За каждый пра­виль­ный от­вет получи­те фишку».

«Длин­ная…» – го­ворит пе­дагог.

«До­рога», – от­ве­ча­ет ре­бенок и по­луча­ет фиш­ку.

«Платье, ве­рев­ка, день, шу­ба…», – вспомина­ют де­ти.

За каж­дый пра­виль­ный ответ да­ет­ся фишка.

Пе­дагог на­зыва­ет сле­ду­ющее сло­во: «широкая» («До­рога, ули­ца, реч­ка, лен­та, мост».) «Вы­сокий…» («Дом, де­рево, столб, дя­дя Сте­па, жи­раф».)

В кон­це иг­ры де­ти под­счи­тыва­ют фиш­ки и оп­ре­деля­ют по­беди­теля.


  1. Кто боль­ше за­пом­нит?

В иг­ре при­нима­ют учас­тие нес­коль­ко ребят. Им пред­ла­га­ет­ся в те­чение 10–15 секунд уви­деть вок­руг се­бя как мож­но боль­ше пред­ме­тов: од­ной ве­личи­ны; од­ной ве­личи­ны и цве­та.

По сиг­на­лу один ре­бенок на­чина­ет называть пред­ме­ты, дру­гой – до­пол­ня­ет его от­вет. Нап­ри­мер, ок­на, цвет­ные ка­ран­да­ши од­ной дли­ны, но раз­ных цве­тов, дет­ские стуль­чи­ки од­ной ве­личи­ны и т. д.


  1. Ра­дио

Де­ти са­дят­ся по­лук­ру­гом так, что­бы хорошо ви­деть друг дру­га.

Пе­дагог смот­рит на них, за­поми­на­ет харак­терные де­тали одеж­ды, внеш­ний вид детей, за­тем от­во­рачи­ва­ет­ся и объ­яв­ля­ет: «Ал­ло, ал­ло! По­теря­лась де­воч­ка. У нее длинные во­лосы, ко­рот­кая си­няя юб­ка. Пусть она по­дой­дет ко мне и назовет свой до­маш­ний адрес» или «По­терял­ся маль­чик с ко­рот­кой стриж­кой, в ру­баш­ке с ко­рот­ки­ми ру­кава­ми и в ко­рот­ких шор­тах си­него цве­та».

Де­ти смот­рят друг на дру­га. «Потерявшийся» ре­бенок под­хо­дит к пе­даго­гу и называ­ет свой до­маш­ний ад­рес.

Иг­ра пов­то­ря­ет­ся.

Ус­ложне­ние. Роль ве­дуще­го пе­рехо­дит к ре­бен­ку.


  1. Доб­рось до ме­ня

Ма­тери­ал. Ме­шоч­ки для ме­тания (один из них – крас­ный, ос­таль­ные – од­но­го цве­та). На зем­ле про­водит­ся чер­та, за ко­торой сто­ят де­ти с ме­шоч­ка­ми в ру­ках.

С по­мощью счи­тал­ки вы­бира­ет­ся ве­дущий.

Чи­жик в клет­ке си­дел,

Чи­жик гром­ко пес­ню пел:

«Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

Я на во­лю уле­чу».

Ве­дущий (у не­го крас­ный ме­шочек) начина­ет иг­ру. По сиг­на­лу он бро­са­ет мешочек как мож­но даль­ше. Ос­таль­ные де­ти дол­жны бро­сить свои ме­шоч­ки туда же. Педагог спра­шива­ет: «Чей ме­шочек бли­же к крас­но­му ме­шоч­ку? Как это мож­но уз­нать? По­чему вы так ду­ма­ете?»

Де­ти са­мос­то­ятель­но от­ве­ча­ют на воп­ро­сы. Сле­ду­ет дать воз­можность выс­ка­зать­ся всем ре­бятам.

Они дол­жны не толь­ко ска­зать, но и показать, чем мож­но из­ме­рить рас­сто­яние (ша­гами, паль­ца­ми и т. д.). Под­счи­тывая количес­тво ша­гов, де­ти де­ла­ют вы­вод: чем мень­ше мер­ка, тем боль­шее чис­ло по­лучит­ся. Та­ким об­ра­зом, вы­яс­ня­ет­ся, чей ме­шочек ближе крас­но­му.


  1. За­вяжем, раз­вя­жем

Ма­тери­ал. Шнур­ки

У каж­до­го ре­бен­ка в ру­ках шну­рок. Де­ти де­лят­ся на па­ры. Пе­дагог пред­ла­га­ет де­тям уз­нать, у ко­го из них шну­рок длин­нее. (Де­ти срав­ни­ва­ют шнур­ки, убеж­да­ют­ся, что они од­ной дли­ны.)

Пе­дагог спра­шива­ет: «Ка­кие шнур­ки по длине? (Оди­нако­вые.) Я пос­тавлю пе­соч­ные ча­сы, а вы нач­не­те за­вязы­вать уз­лы на шнур­ках, но силь­но их не за­тяги­вай­те. Как толь­ко пе­сок в ча­сах пе­рес­та­нет пе­ресы­пать­ся, за­кан­чи­вай­те за­вязы­вать уз­лы. Интересно, кто за­вяжет боль­ше уз­лов? На­чали!»

Пе­дагог пе­рево­рачи­ва­ет пе­соч­ные ча­сы. Как только пе­сок пе­ресы­пает­ся, говорит: «Стоп!»

Воп­ро­сы:

– У ко­го шну­рок ко­роче?

– Кто из ре­бят в па­ре за­вязал боль­ше уз­лов?

– У ко­го сколь­ко уз­лов?

Пе­дагог пред­ла­га­ет де­тям с оди­нако­вым количеством уз­лов объ­еди­нить­ся в новые па­ры: «Я сно­ва пос­тавлю ча­сы, а вы бу­дете раз­вя­зывать уз­лы. Пос­мотрим, кто боль­ше раз­вя­жет. На­чали!»

Пе­рево­рачи­ва­ет пе­соч­ные ча­сы. Как толь­ко пе­сок пе­ресы­пает­ся, го­ворит: «Стоп».

Воп­ро­сы:

– Кто из ре­бят в па­ре раз­вя­зал боль­ше уз­лов?

– Ка­кой дли­ны ста­ли шнур­ки?


  1. Что вы­ше?

Ма­тери­ал. Мяч.

Де­ти сто­ят в кру­гу. Один из иг­ра­ющих бро­са­ет дру­гому мяч и за­да­ет воп­рос. Ре­бенок, пой­мав мяч, от­ве­ча­ет и бро­са­ет мяч сле­ду­юще­му иг­ра­юще­му.

Воп­ро­сы:

– Ска­мей­ка низ­кая, что вы­ше…? (Куст.)

– Что вы­ше кус­та?

– Что ни­же за­бора?

– Что вы­ше дет­ско­го стуль­чи­ка?

– Что вы­ше сто­ла?

– Что ни­же до­ма?


Иг­ры на рас­ши­рение представ­ле­ний о геометричес­ких фи­гурах


  1. Ка­кая фи­гура спря­талась?

Ма­тери­ал. Маг­нитная дос­ка; ге­омет­ри­чес­кие фи­гуры (квад­ра­ты, прямоугольни­ки, тра­пеции, ром­бы, тре­уголь­ни­ки раз­ной кон­фи­гура­ции, кру­ги).

Де­ти рас­смат­ри­ва­ют рас­по­ложен­ные пе­даго­гом на маг­нитной дос­ке геометричес­кие фи­гуры: квад­ра­ты, пря­мо­уголь­ни­ки, тра­пеции, ром­бы, тре­уголь­ни­ки раз­ной кон­фи­гура­ции, кру­ги. За­поми­на­ют, как рас­по­ложе­ны фи­гуры.

Пе­дагог пред­ла­га­ет де­тям зак­рыть гла­за и уби­ра­ет 1–3 ге­омет­ри­чес­кие фи­гуры. От­крыв гла­за, ре­бята дол­жны наз­вать как мож­но боль­ше фи­гур, ко­торые «спрятались».

Что­бы де­ти не пов­то­ряли от­ве­ты друг дру­га, пе­дагог мо­жет выс­лу­шивать каж­до­го ре­бен­ка от­дель­но. Вы­иг­ры­ва­ет тот, кто на­зовет боль­ше фи­гур. Он становит­ся ве­дущим, и иг­ра про­дол­жа­ет­ся.

Ус­ложне­ние. Мож­но из­ме­нить ко­личес­тво фигур на маг­нитной дос­ке. Де­ти могут наз­вать не толь­ко фи­гуры, ко­торые «спря­тались», но и их цвет.


  1. Сде­лай так, как я ска­жу

Ма­тери­ал. На­боры ге­омет­ри­чес­ких фигур; кар­точки с рас­по­ложен­ны­ми в определен­ном по­ряд­ке в ряд геометрическими фи­гура­ми.

Де­ти иг­ра­ют па­рами, си­дя за сто­лами. Перед ни­ми на­боры ге­омет­ри­чес­ких фигур и по две кар­точки. На каж­дой кар­точке ряд из ге­омет­ри­чес­ких фи­гур, по-раз­но­му расположен­ных.

С по­мощью же­ребь­ев­ки вы­бира­ет­ся ведущий. Он бе­рет кар­точку так, что­бы изобра­жение на ней не ви­дел пар­тнер, и называ­ет ге­омет­ри­чес­кие фи­гуры в ряду. Напри­мер: «Ма­лень­кий зе­леный кру­жок, рядом спра­ва крас­ный прямоуголь­ник и т. д.» Его пар­тнер рас­кла­дыва­ет фи­гуры сог­ласно инс­трук­ции.

Пос­ле то­го, как ре­бенок раз­ло­жит геометри­чес­кие фи­гуры, де­ти вмес­те проверяют, пра­виль­но ли он вы­пол­нил задание.

Те­перь ве­дущим бу­дет тот, кто раскладывал ге­омет­ри­чес­кие фи­гуры. Он берет дру­гую кар­точку и дик­ту­ет, как на­до рас­кла­дывать фи­гуры.


  1. На­зови пред­мет

Де­ти рас­пре­деля­ют­ся на две ко­ман­ды.

Од­на ко­ман­да на­зыва­ет пред­ме­ты прямоуголь­ной фор­мы, дру­гая – квад­ратной. За каж­дый наз­ванный пред­мет ко­ман­да получа­ет фиш­ку.

В кон­це иг­ры вы­яс­ня­ет­ся, сколь­ко каж­дая ко­ман­да наб­ра­ла фи­шек.

Пе­дагог спра­шива­ет у де­тей: «Как мож­но вы­яс­нить, ка­кая ко­ман­да наз­ва­ла боль­ше пред­ме­тов? (Это мож­но сде­лать без сче­та, пу­тем по­пар­но­го соотнесения групп предметов.) Сколь­ко все­го пред­ме­тов четырехугольной фор­мы бы­ло наз­ва­но?»

В зак­лю­чение мож­но спро­сить, ка­кие еще фи­гуры че­тыре­хуголь­ной фор­мы де­ти зна­ют (тра­пеция, ромб) и по­чему их мож­но наз­вать од­ним сло­вом – че­тыре­хуголь­ни­ки? (У них четыре сто­роны и че­тыре уг­ла.)


  1. Сло­жи фи­гуру

Ма­тери­ал. Тан­грам (на каж­до­го ребенка).

Пе­дагог пред­ла­га­ет каж­до­му ре­бен­ку сделать из тан­гра­ма жи­вот­ное, ко­торое жи­вет в зо­опар­ке. При этом не­об­хо­димо использовать все ге­омет­ри­чес­кие фигуры тангра­ма, плот­но при­со­еди­няя их друг к другу.

По за­вер­ше­нии ра­боты пе­дагог спрашивает:

«Ка­ких зве­рей вы сде­лали?

Что де­ла­ют звери? (Си­дят, бегут, стоят.)  Похожи ли по­лучив­ши­еся фи­гуры на настоящих животных?

Из ка­ких фи­гур они сде­ланы?

Мож­но ли фи­гуры, из ко­торых делали животных, наз­вать од­ним словом.  (Много­уголь­ни­ки.) 

Сколь­ко одинаковых жи­вот­ных?»

При­меча­ние. Ес­ли де­ти сде­лали одинаковых жи­вот­ных, мож­но спро­сить, чем они по­хожи и чем от­ли­ча­ют­ся друг от дру­га.


  1. Прой­ди и не упа­ди

Ма­тери­ал. Ге­омет­ри­чес­кие фи­гуры.

На по­лу раз­ло­жены ге­омет­ри­чес­кие фигуры. Пе­дагог го­ворит де­тям, что это «камуш­ки», и пред­ла­га­ет прой­ти по фи­гурам, вы­пол­нив за­дания:

– выб­рать са­мую ко­рот­кую до­рож­ку, сначала прой­ти по ней, а по­том рас­ска­зать о сво­ем мар­шру­те;

– прой­ти по всем тре­уголь­ни­кам, не пропус­тив ни од­но­го;

– прой­ти по крас­ным фи­гурам и рассказать, по ка­ким фи­гурам шел.

По­беж­да­ет ре­бенок, ко­торый сде­ла­ет наимень­шее ко­личес­тво оши­бок.

По окон­ча­нии иг­ры де­ти уби­ра­ют фи­гуры, вы­пол­няя сле­ду­ющие за­дания:

– соб­рать все фи­гуры од­ной фор­мы и назвать их;

– соб­рать фи­гуры, рас­пре­деляя их по разме­ру и цве­ту.

При­меча­ние. Все дей­ствия де­ти сопровож­да­ют по­яс­не­ни­ями, рас­ска­зывая, почему имен­но так вы­пол­ни­ли за­дание.


  1. Най­ди фи­гуру

Ма­тери­ал. 3–4 об­ру­ча, ге­омет­ри­чес­кие фи­гуры, кар­точки с циф­ра­ми.

На по­лу на не­боль­шом рас­сто­янии один от другого ле­жат 3–4 об­ру­ча. В каж­дом об­ру­че на­ходят­ся ге­омет­ри­чес­кая фи­гура и циф­ра. Нап­ри­мер, в об­ру­че с прямоуголь­ни­ком циф­ра 5, в об­ру­че с тра­пеци­ей циф­ра 7 и т. д.

На сто­ле пе­даго­га раз­ло­жены ге­омет­ри­чес­кие фигуры. Де­ти бе­рут по од­ной фигуре и на­чина­ют бегать по ком­на­те. По сиг­на­лу каж­дый на­ходит свой «до­мик»: те, у ко­го тра­пеция, бе­гут к об­ру­чу с трапеци­ей, у ко­го тре­уголь­ник – к об­ру­чу с треугольни­ком и т. д. Ко­личес­тво де­тей, прибежавших к об­ру­чу, должно со­от­ветс­тво­вать цифре в об­ру­че. Ес­ли же иг­ра­ющий поз­дно при­бежал к об­ру­чу и ока­зал­ся «лиш­ним», ему нуж­но быс­тро заменить фи­гуру и бе­жать к дру­гому об­ру­чу, где еще есть сво­бод­ное мес­то.

Пе­дагог про­веря­ет, пра­виль­но ли де­ти вы­пол­ни­ли за­дание, ка­кие фи­гуры у них в ру­ках и сколь­ко ре­бят у каж­до­го об­ру­ча.

При пов­торном про­веде­нии иг­ры мож­но изменить ко­личес­тво ге­омет­ри­чес­ких фи­гур, поменять геомет­ри­чес­кие фи­гуры в об­ру­чах. Контроль за вы­пол­не­ни­ем за­дания мож­но по­ручить од­но­му из ре­бят.

Ус­ложне­ние . Вмес­то циф­ры в об­руч мож­но по­ложить кар­точку с определенным ко­личес­твом круж­ков.


  1. Что из­ме­нилось?

Ма­тери­ал. Ге­омет­ри­чес­кие фи­гуры.

Де­ти иг­ра­ют па­рами, си­дя за сто­лом напро­тив друг дру­га.

Один ре­бенок вык­ла­дыва­ет узор из геометри­чес­ких фи­гур (не бо­лее 10), располагая их по сво­ему ус­мотре­нию. Он стара­ет­ся за­пом­нить вы­ложен­ный узор, пос­ле че­го зак­ры­ва­ет гла­за. Его пар­тнер де­ла­ет замену или пе­рек­ла­дыва­ет фи­гуры. От­крыв гла­за, ре­бенок оп­ре­деля­ет, что из­ме­нилось.

Да­лее де­ти ме­ня­ют­ся ро­лями.

Ус­ложне­ние. Мож­но из­ме­нить пра­вила: не пе­рек­ла­дывать, а пе­рево­рачи­вать фи­гуры; на­зывать цвет фи­гур.


  1. Пос­мотри вок­руг

Де­ти де­лят­ся на две ко­ман­ды. Пе­дагог пред­ла­га­ет им на­зывать пред­ме­ты квадратной, тре­уголь­ной, че­тыре­хуголь­ной фор­мы, а так­же фор­му пред­ме­тов, не имеющих уг­лов.

За каж­дый пра­виль­ный от­вет ко­ман­да получа­ет фиш­ку. Нель­зя дваж­ды на­зывать один и тот же пред­мет. Иг­ра про­водит­ся в быс­тром тем­пе. В кон­це иг­ры под­счи­тыва­ют­ся фиш­ки и вы­яс­ня­ет­ся, ка­кая ко­ман­да наб­ра­ла боль­ше оч­ков и по­беди­ла.


  1. Раз­ло­жи, как ска­жу

Ма­тери­ал. По­лос­ка бу­маги, геометрические фи­гуры (на каж­до­го ре­бен­ка).

Пе­ред каж­дым ре­бен­ком на сто­ле полоска бу­маги и ге­омет­ри­чес­кие фи­гуры.

Пе­дагог по­оче­ред­но по­казы­ва­ет де­тям квад­рат, пря­мо­уголь­ник, тре­уголь­ник, круг, ромб, тра­пецию и пред­ла­га­ет наз­вать эти фигуры. За­тем пред­ла­га­ет вы­ложить эти фигуры на по­лосе бу­маги по па­мяти. Де­ти, раз­ло­жив фи­гуры, расска­зыва­ют, ка­кой ряд они вы­ложи­ли.

Ва­ри­ан­ты

– Вы­ложить оп­ре­делен­ное ко­личес­тво ге­омет­ри­чес­ких фи­гур, ко­торые де­ти видели нес­коль­ко се­кунд.

– Вы­ложить два крас­ных квад­ра­та, один зе­леный и т. д.



Иг­ры на со­вер­шенс­тво­вание ори­ен­ти­ров­ки в прос­транс­тве

  1. На­обо­рот

Ма­тери­ал. Мяч.

Де­ти сто­ят в кру­гу.

В цен­тре кру­га пе­дагог с мя­чом. Он произно­сит лю­бое сло­во и бро­са­ет ко­му-ли­бо из де­тей мяч. Ре­бенок дол­жен от­ве­тить словом, про­тиво­полож­ным по смыс­лу. Например, пе­дагог го­ворит: «Вверх». Ре­бенок от­ве­ча­ет: «Вниз» (направо – на­лево, впе­ред – на­зад, да­леко – близ­ко, внут­ри – сна­ружи, над – под и т. д.).

Ус­ложне­ние. Мож­но на­зывать не толь­ко на­речия, но и при­лага­тель­ные: далекий – близ­кий, вер­хний – ниж­ний, пра­вый – ле­вый, глу­бокий – мел­кий, дешевый – до­рогой, вы­сокий – низ­кий и т. д. Ес­ли ре­бенок зат­рудня­ет­ся с ответом, де­ти хо­ром по­мога­ют ему.


  1. Что, где?

Ма­тери­ал. Мяч.

Де­ти сто­ят в кру­гу.

В цен­тре кру­га пе­дагог с мя­чом. Он объясня­ет пра­вила иг­ры: «Я бу­ду на­зывать пред­ме­ты, на­ходя­щи­еся в ком­на­те. Тот из вас, кто пой­ма­ет мяч, дол­жен, исполь­зуя слова сле­ва, спра­ва, впе­реди, по­зади, ска­зать, где этот пред­мет находит­ся».

Пе­дагог бро­са­ет мяч ре­бен­ку и спрашивает: «Где стол?» Ре­бенок, пой­мав­ший мяч, от­ве­ча­ет: «Впе­реди ме­ня» – и бро­са­ет мяч пе­даго­гу.

Воп­ро­сы:

– Дверь от те­бя? (Сле­ва.)

– По­зади те­бя… (Ок­но.)

– Где сто­ит Ле­на? (Воз­ле сто­ла.)

– Меж­ду кем сто­ит Олег? (Меж­ду Гри­шей и Се­меном.)

Ус­ложне­ние. Пе­дагог на­зыва­ет сло­ва: «сле­ва», «спра­ва», «впе­реди», «по­зади», а де­ти го­ворят, ка­кие пред­ме­ты на­ходят­ся в ука­зан­ном нап­равле­нии.


  1. Най­ди иг­рушку

Один из иг­ра­ющих вы­ходит за дверь, ос­таль­ные де­ти пря­чут иг­рушку.

Что­бы иг­рушку лег­че бы­ло най­ти, ре­бен­ку ука­зыва­ют нап­равле­ние: «Иди от сто­ла до ков­ра, от не­го по­вер­ни на­лево, сде­лай во­семь ша­гов впе­ред и там ищи».

Ва­ри­ант иг­ры. Взрос­лый обоз­на­ча­ет на по­лу ком­на­ты мар­шрут сле­дова­ния стрел­ка­ми раз­ных цве­тов, а за­тем ука­зыва­ет нап­равле­ние: «Сна­чала иди ту­да, ку­да по­казы­ва­ет крас­ная стрел­ка, по­вер­ни ту­да, ку­да по­казы­ва­ет си­няя стрел­ка, за­тем сде­лай пять ша­гов и там ищи». Най­дя иг­рушку, ре­бенок дол­жен рас­ска­зать, как он шел.





  1. Где зве­нит ко­локоль­чик?

Ма­тери­ал. Ко­локоль­чик.

Пе­дагог пред­ла­га­ет ко­му-ли­бо из ре­бят поз­ве­неть в ко­локоль­чик так, что­бы все видели и слы­шали, что ко­локоль­чик мо­жет зве­неть сов­сем ря­дом – гром­ко или да­леко – ти­ше, его поч­ти не слыш­но.

Один из иг­ра­ющих вы­ходит из ком­на­ты. В это вре­мя де­ти до­гова­рива­ют­ся о том, где бу­дет на­ходить­ся ре­бенок с ко­локоль­чи­ком. Вер­нувше­гося ре­бен­ка уса­жива­ют на стул и за­вязы­ва­ют ему гла­за. Ко­локоль­чик зве­нит в ус­ловном мес­те. Ре­бенок с за­вязан­ны­ми глазами оп­ре­деля­ет, близ­ко или да­леко от него зве­нел ко­локоль­чик, и ука­зыва­ет направле­ние, от­ку­да раз­дался звук (впе­реди, сза­ди, сбо­ку, сле­ва и т. д.)

Иг­ра пов­то­ря­ет­ся с дру­гим во­дящим.


  1. Где пра­вая, где ле­вая?

Раз­де­лив­шись на две ко­ман­ды, де­ти выстра­ива­ют­ся в два ря­да.

По сиг­на­лу пе­даго­га ко­ман­ды идут в противо­полож­ные сто­роны.

По ко­ман­де «Налево!» или «Нап­ра­во!» повора­чива­ют­ся в со­от­ветс­тву­ющую сто­рону и ос­та­нав­ли­ва­ют­ся.

Тот, кто ошиб­ся, вы­ходит из иг­ры.

Иг­ра про­дол­жа­ет­ся.


  1. Уга­дай, что?

Де­ти иг­ра­ют па­рами.

Ре­бята в каж­дой па­ре до­гова­рива­ют­ся, кто из них нач­нет иг­ру. Пер­вый ре­бенок придумы­ва­ет рас­сказ-за­гад­ку, ис­поль­зуя слова: за, меж­ду, око­ло, ря­дом, внут­ри . Напри­мер: «На­зови пред­мет. Он на­ходит­ся за тво­ей спи­ной, внут­ри шка­фа, меж­ду дву­мя кук­ла­ми».

Вто­рой ре­бенок по­вора­чива­ет­ся и зрительно отыс­ки­ва­ет пред­мет, а за­тем называ­ет его.

Ро­ли ме­ня­ют­ся, и иг­ра про­дол­жа­ет­ся.


  1. Фи­гуры выс­ше­го пи­лота­жа

Ма­тери­ал. Го­лубой лист бу­маги и кру­жок (са­молет) (на каж­до­го ре­бен­ка).

Пе­ред каж­дым ре­бен­ком на сто­ле го­лубой лист бу­маги и кру­жок (са­молет).

Пе­дагог объ­яс­ня­ет за­дание: «Вы, ко­неч­но, зна­ете о воз­душных праз­дни­ках, в ко­торых при­нима­ют учас­тие лет­чи­ки. Они по­казы­ва­ют фи­гуры выс­ше­го пи­лота­жа. И мы с ва­ми будем се­год­ня лет­чи­ками. А са­моле­том ста­нет кру­жок. Пос­тавь­те его на взлет­ное по­ле – голубой лист бу­маги – вни­зу лис­та. Са­молет быс­тро под­ни­ма­ет­ся вверх, но рез­ко па­да­ет вниз. Где на­ходит­ся са­молет? (Вни­зу.)Те­перь он ле­тит в вер­хний пра­вый угол. Где те­перь на­ходит­ся са­молет?» И так да­лее.

Де­ти из­ме­ня­ют мар­шрут по ука­зани­ям пе­даго­га и, от­ве­чая на его воп­ро­сы, го­ворят, где на­ходит­ся са­молет (в цен­тре, спра­ва и т. д.).


Ус­ложне­ние. Пе­дагог не да­ет нап­равле­ние, а от­ме­ча­ет, что са­молет ле­та­ет, ле­та­ет, ле­та­ет, и вдруг спра­шива­ет: «Где на­ходит­ся са­молет? У ко­го са­молет на­ходит­ся там же?»


  1. Ча­сы

Де­ти вста­ют в круг, ру­ки опу­щены. Пе­дагог чи­та­ет сти­хот­во­рение:

Тик-так, тик-так,

Нам ча­сы сту­чать ве­лят,

Нам ча­сы по­веси­ли,

Сра­зу ста­ло ве­село…

Как толь­ко вос­пи­татель на­чина­ет чи­тать чет­ве­рос­ти­шие, де­ти сги­ба­ют ру­ки в лок­тях, под­ни­ма­ют их вверх и в рит­ме сти­хот­во­рения де­ла­ют нак­ло­ны ту­лови­ща и го­ловы впра­во и вле­во. Ког­да сти­хот­во­рение за­кан­чи­ва­ет­ся, де­ти опус­ка­ют ру­ки. Важ­ное ус­ло­вие: не­об­хо­димо точ­но в рит­ме сти­ха вы­пол­нять за­дания. Нак­ло­ны вы­пол­ня­ют­ся в лю­бую сто­рону.

При­меча­ние. Сти­хот­во­рение чи­та­ет взрос­лый, де­ти не пов­то­ря­ют за ним сло­ва, ина­че у них бу­дет на­рушать­ся ды­хание.


  1. Встань, где я ска­жу

Ма­тери­ал. Кар­точки.

Де­ти (7–8 че­ловек) вста­ют в оп­ре­делен­ном по­ряд­ке в со­от­ветс­твии с ука­зани­ями педагога. Нап­ри­мер: «Та­ня, встань воз­ле меня. Олег вста­нет ря­дом с Та­ней, Ва­ся впереди Та­ни, Оля меж­ду Ва­сей и Оле­гом, Маша вста­нет за Оле­гом».

В зак­лю­чение каж­до­му из ре­бят пред­ла­гает­ся от­ве­тить на воп­рос: «Где ты сто­ишь?» Ес­ли де­ти зат­рудня­ют­ся, пе­дагог да­ет об­ра­зец от­ве­та: «Я стою за Оле­гом и пе­ред Та­ней».

Иг­ру мож­но пов­то­рить с дру­гими деть­ми.

При­меча­ние. От­ве­чать на воп­рос «Кто где сто­ит?» мо­гут де­ти, не при­нима­ющие учас­тие в иг­ре. Они так­же мо­гут да­вать за­дания играющим. Пе­дагог сле­дит за тем, что­бы во вре­мя пов­торной иг­ры де­ти не пов­то­ряли чье-ли­бо мес­то­рас­по­ложе­ние и по-раз­но­му отвечали на воп­ро­сы, ис­поль­зуя сло­ва: пе­ред, меж­ду, воз­ле, ря­дом.


  1. Ху­дож­ни­ки

Пе­дагог пред­ла­га­ет де­тям «на­рисо­вать кар­тинку». Все вмес­те при­думы­ва­ют сю­жет: «На да­че», «В пар­ке» и т. д. За­тем каж­дый рас­ска­зыва­ет о за­думан­ном эле­мен­те картины, по­яс­ня­ет, где он дол­жен на­ходить­ся от­но­ситель­но дру­гих пред­ме­тов, ис­поль­зуя сло­ва: вни­зу, ввер­ху, сле­ва, спра­ва и др.

Пе­дагог за­пол­ня­ет кар­тинку предлагаемыми деть­ми эле­мен­та­ми, ри­суя их ме­лом на дос­ке или фло­мас­те­ром на боль­шом лис­те бу­маги. В цен­тре мож­но на­рисо­вать дом (изоб­ра­жение дол­жно быть прос­тым и узнаваемым), ввер­ху на кры­ше – тру­бу. Пе­ред до­мом ле­жит мяч. И так да­лее.

В зак­лю­чение мож­но пред­ло­жить де­тям при­думать рас­сказ о том, что они уви­дели в пар­ке или на да­че, ис­поль­зуя сло­ва: сле­ва, спра­ва, над, меж­ду и т. д.


Иг­ры на зак­репле­ние вре­мен­ных пред­став­ле­ний

  1. Час­ти су­ток

Ма­тери­ал. Бу­маж­ные квад­ра­ты: жел­тый, крас­ный, си­ний, чер­ный; 4 об­ру­ча.

На по­лу на не­боль­шом рас­сто­янии один от дру­гого ле­жат че­тыре об­ру­ча, внут­ри каж­до­го об­ру­ча квад­рат оп­ре­делен­но­го цве­та, обоз­на­ча­ющий часть су­ток: жел­тый – ут­ро, крас­ный – день, си­ний – ве­чер, чер­ный – ночь.

Пе­дагог чи­та­ет сти­хи, пред­ла­га­ет де­тям встать в об­руч воз­ле той час­ти су­ток, ко­торая бы­ла рань­ше (поз­же) той, о ко­торой го­ворит­ся в сти­хот­во­рении.

. . .

Я при­шел к те­бе с при­ветом

Рас­ска­зать, что сол­нце вста­ло.

Что оно го­рячим све­том

По лис­там зат­ре­пета­ло.

А. Фет

. . .

Слу­чит­ся, в сол­нечный де­нек

Ты в лес уй­дешь пог­лу­ше.

При­сядь, поп­ро­буй на пе­нек,

Не то­ропись. Пос­лу­шай.

Я. Аким

. . .

Яр­ко звезд мер­цанье

В си­неве не­бес,

Ме­сяца си­янье

Па­да­ет на лес.

В. Ни­китин

. . .

Ве­село си­яет

Ме­сяц над се­лом,

Бе­лый свет свер­ка­ет

Си­ним огонь­ком.

В. Ни­китин


Пос­ле вы­пол­не­ния за­дания пе­дагог пред­ла­га­ет де­тям от­ве­тить на воп­ро­сы:

– О ка­кой час­ти су­ток го­ворит­ся в каж­дом стихотворении?

– Как мож­но наз­вать од­ним сло­вом: ут­ро, день, ве­чер, ночь? (Сут­ки.)

Иг­ра про­водит­ся нес­коль­ко раз с из­ме­нени­ем за­дания.


  1. На­зови про­пущен­ное сло­во

Ма­тери­ал. Мяч.

Де­ти сто­ят в кру­гу.

Ве­дущий на­чина­ет фра­зу, нап­ри­мер: «Солнышко све­тит днем, а лу­на…», и бро­са­ет мяч од­но­му из иг­ра­ющих. Тот, пой­мав мяч, до­бав­ля­ет не­дос­та­ющее сло­во. Те­перь ве­дущим ста­новит­ся тот ре­бенок, у ко­торо­го в ру­ках мяч.

За­дания мо­гут быть раз­но­об­разные: «Утром я приш­ла в дет­ский сад, а до­мой верну­лась…», «Ес­ли за по­недель­ни­ком был втор­ник, то за чет­вергом…», «Ес­ли вче­ра бы­ла пят­ни­ца, то се­год­ня…», «Каж­дое вос­кре­сенье мы хо­дим в ки­но, и вче­ра то­же хо­дили. Ка­кой день не­дели се­год­ня?», «Зи­му сме­ня­ет вес­на, а ка­кое вре­мя го­да сме­нит вес­ну?»

Со­дер­жа­ние за­даний мо­жет вклю­чать понятия: час­ти су­ток, вре­мена го­да, ме­сяцы, дни не­дели. Пе­дагог по­ощ­ря­ет ори­гиналь­ные за­дания, пред­ло­жен­ные ве­дущи­ми.




  1. Вче­ра, се­год­ня, зав­тра

Ма­тери­ал. Мяч.

Де­ти сто­ят в кру­гу.

В цен­тре кру­га сто­ит пе­дагог, у не­го в руках мяч. Он бро­са­ет ко­му-ли­бо из ре­бят мяч и на­чина­ет пред­ло­жение: «Мы ле­пили зайчика из плас­ти­лина – ког­да?» Ре­бенок, пой­мав­ший мяч, за­вер­ша­ет фра­зу, от­ве­чая на воп­рос.

При­мер­ные фра­зы:

«Ког­да бы­ло за­нятие по физкультуре? (Вче­ра.) 

Ког­да бу­дет му­зыкаль­ное занятие?  (Завтра.) 

Ког­да мы бу­дем за­нимать­ся математикой? (Се­год­ня.)


  1. Жи­вая не­деля

Ма­тери­ал. Кар­точки с циф­ра­ми от 1 до 7.

1-й ва­ри­ант. Кар­точки с циф­ра­ми от 1 до 7 пе­реме­шива­ют и рас­кла­дыва­ют на сто­ле изоб­ра­жени­ями вниз. Каж­дый ре­бенок бе­рет од­ну кар­точку. Де­ти выс­тра­ива­ют­ся в ше­рен­гу по по­ряд­ку в со­от­ветс­твии с циф­ра­ми на карточках. Они – дни не­дели. Пер­вый ребенок де­ла­ет шаг впе­ред и го­ворит: «Я – понедель­ник. Ка­кой день сле­ду­ющий?» Второй ре­бенок де­ла­ет шаг впе­ред и го­ворит: «Я – втор­ник. Ка­кой день сле­ду­ющий?» И так да­лее.

Де­ти, не учас­тву­ющие в иг­ре, мо­гут да­вать за­дания «дням не­дели»:

– Втор­ник, на­зови вы­ход­ные дни.

– Сре­да, в ка­кие дни не­дели мы не хо­дим в дет­ский сад? И так да­лее.


2-й ва­ри­ант. Де­ти рас­пре­деля­ют­ся на ко­ман­ды по семь че­ловек. У каж­дой ко­ман­ды свой стол, на ко­тором ле­жат кар­точки оп­ре­делен­но­го цве­та с циф­ра­ми от 1 до 7 изоб­ра­жени­ем вниз. Де­ти бе­га­ют по ком­на­те. По сиг­на­лу пе­даго­га под­бе­га­ют к сво­ему сто­лу, бе­рут по од­ной кар­точке и выс­тра­ива­ют­ся по по­ряд­ку в со­от­ветс­твии с циф­рой и цве­том кар­точки. Де­ти, ко­торые ос­та­лись без кар­то­чек, да­ют за­дания «дням не­дели»:

– Вый­дут впе­ред и на­зовут се­бя дни не­дели, ко­торые идут пе­ред пят­ни­цей (пос­ле втор­ни­ка; меж­ду сре­дой и вос­кре­сень­ем и т. д.).

Или:

– Седь­мой день, на­зови се­бя и ска­жи, в ка­ких сказ­ках встре­ча­ет­ся чис­ло семь.

– Тре­тий день не­дели, на­зови се­бя и вспом­ни пос­ло­вицы с чис­лом три.

Ус­ложне­ние. «Не­дели» выс­тра­ива­ют­ся от лю­бого дня не­дели.


  1. Ког­да это бы­ва­ет?

Ма­тери­ал. Мяч.

Де­ти сто­ят в кру­гу.

Пе­дагог спра­шива­ет: «Зна­ете ли вы, ког­да со­бира­ют ово­щи или фрук­ты? (Ког­да бы­ва­ет мно­го жел­тых листь­ев? Ког­да по­яв­ля­ют­ся со­суль­ки на кры­шах до­мов? И так да­лее.) А сей­час мы по­иг­ра­ем. Я бро­саю мяч и на­зываю вре­мя го­да, а тот, кто пой­ма­ет мяч, от­ве­ча­ет, что бы­ва­ет в это вре­мя го­да».

Нап­ри­мер, пе­дагог про­из­но­сит: «Вес­на», а ре­бенок, пой­мав­ший мяч, от­веча­ет: «Появились про­талин­ки». Сто­ящие сле­ва и спра­ва от не­го ре­бята до­бав­ля­ют, что еще может быть в это вре­мя го­да: «День становится длин­нее», «Пти­цы при­лета­ют».

Мяч воз­вра­ща­ет­ся к пе­даго­гу, и иг­ра про­дол­жа­ет­ся.


  1. Ло­ви, бро­сай, дни не­дели на­зывай

Ма­тери­ал. Кар­точки

Де­ти вста­ют в круг. С по­мощью счи­тал­ки вы­бира­ют ве­дуще­го:

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Вслед за мною го­вори.

В по­недель­ник, втор­ник сре­ду

В гос­ти к ба­буш­ке по­еду,

А в чет­верг и пят­ни­цу

Дрож­ки к до­му ка­тят­ся,

За суб­бо­той – вос­кре­сенье,

В этот день да­ют пе­ченье,

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Всю счи­тал­ку пов­то­ри.

Ве­дущий бро­са­ет мяч и на­зыва­ет лю­бой день не­дели: «Я нач­ну, ты про­дол­жай, дни недели на­зывай – втор­ник». Ре­бенок, пой­мав мяч, на­зыва­ет три дня под­ряд: «Сре­да, четверг, пят­ни­ца…» и бро­са­ет мяч со сло­вами: «Я нач­ну – … (на­зыва­ет лю­бой день не­дели)». Иг­ра про­дол­жа­ет­ся.


  1. Ка­кое сло­во под­хо­дит?

Вос­пи­татель за­да­ет де­тям раз­личные вопро­сы, нап­ри­мер: «Ме­сяц зи­мы – это… (перечис­ля­ет ряд лю­бых ме­сяцев, но сре­ди них дол­жен быть зим­ний ме­сяц) – ок­тябрь, сен­тябрь, но­ябрь, фев­раль».

Де­ти, ус­лы­шав наз­ва­ние зим­не­го ме­сяца, от­ве­ча­ют: «Фев­раль».

Воп­ро­сы:

– Вре­мя го­да – это… (ут­ро, ве­чер, день, осень)?

– Ме­сяц ле­та – это… (ап­рель, март, май, и­юнь)?

– Вре­мя су­ток – это… (зи­ма, ле­то, осень, ночь)?

– Ме­сяц осе­ни – это… (и­юнь, и­юль, ав­густ, сен­тябрь)?


  1. Две­над­цать ме­сяцев

Ма­тери­ал. Кар­точки с циф­ра­ми от 1 до 12.

На сто­ле ле­жат кар­точки с циф­ра­ми от 1 до 12 изоб­ра­жени­ями вниз.

Иг­ра­ющие бе­рут по од­ной кар­точке и выстра­ива­ют­ся по по­ряд­ку в со­от­ветс­твии с циф­ра­ми на кар­точках. Каж­дый ре­бенок – один из две­надца­ти ме­сяцев.

Пе­дагог за­да­ет воп­ро­сы:

– Пер­вый ме­сяц го­да, как те­бя зо­вут? Второй?

– И­юнь, меж­ду ка­кими ме­сяца­ми ты находишь­ся?

– Ок­тябрь, ты ка­кой ме­сяц по сче­ту в го­ду?

Кар­точки воз­вра­ща­ют­ся на стол, пе­реме­шива­ют­ся, иг­ра пов­то­ря­ет­ся.

Ус­ложне­ние. Пе­дагог за­да­ет «ме­сяцам» воп­ро­сы:

– Ап­рель, в ка­ких сказ­ках встре­ча­ет­ся твой ме­сяц?

– Сен­тябрь, на­зови сказ­ку, в ко­торой встре­ча­ет­ся твое вре­мя го­да.

– Фев­раль, вспом­ни пос­ло­вицу о сво­ем вре­мени го­да.

– Де­кабрь, при­думай за­гад­ку о сво­ем вре­мени го­да.


  1. Ко­торый час?

Ма­тери­ал. Ча­сы со стрел­ка­ми (на каждого ре­бен­ка).

Вос­пи­татель на­зыва­ет ка­кой-ли­бо час. Дети на сво­их ча­сах по­казы­ва­ют соответствующее вре­мя и объ­яс­ня­ют, где находят­ся стрел­ки.

Ва­ри­ант. Вос­пи­татель на ци­фер­бла­те своих ча­сов ста­вит стрел­ки и спра­шива­ет: «Ко­торый час?» Де­ти ус­та­нав­ли­ва­ют на цифер­бла­тах сво­их ча­сов это же вре­мя, отвеча­ют, ко­торый час, и по­казы­ва­ют свои часы.

Ус­ложне­ние. Мож­но за­дать де­тям воп­рос: «Чем вы за­нима­етесь в это вре­мя?»


  1. Под­бе­ри па­ру

Ма­тери­ал. Кар­точки с ча­сами, ко­торые по­казы­ва­ют раз­ное вре­мя.

Иг­ра про­водит­ся с не­боль­шой груп­пой детей. Иг­ро­ки бе­рут по од­ной кар­точке и называ­ют вре­мя на изоб­ра­жен­ных на карточке ча­сах. За­тем каж­дый ре­бенок находит се­бе па­ру – ре­бен­ка, у ко­торо­го на часах то же вре­мя.

Пе­дагог пред­ла­га­ет де­тям от­га­дать загадки:

– Че­го нель­зя воз­вра­тить? (Вре­мя.)

– Быс­тро ле­тит, но не до­гонишь его. (Время.)


  1. Круг­лый год

Ма­тери­ал. Кар­точки

Де­ти вста­ют в по­лук­руг. С по­мощью считал­ки вы­бира­ют ве­дуще­го:

В круг ши­рокий, ви­жу я,

Вста­ли все мои друзья.

Я для вас, мои друж­ки,

За­теваю пи­рож­ки.

Быс­тро нуж­но их ис­печь.

Ты пой­дешь, ис­то­пишь печь.

Ве­дущий бро­са­ет од­но­му из иг­ра­ющих мяч и спра­шива­ет: «Ян­варь – ка­кой ме­сяц по сче­ту в году?» Ре­бенок, пой­мав­ший мяч, от­ве­ча­ет на вопрос. Ес­ли от­вет вер­ный, то он ста­новит­ся ведущим и за­да­ет свой воп­рос иг­ра­ющим. (Взрослый по­мога­ет в вы­боре и фор­му­лиров­ке раз­но­об­разных воп­ро­сов.)

Воп­ро­сы:

– Ка­ким ме­сяцем за­кан­чи­ва­ет­ся год?

– На­зови осен­ние ме­сяцы. На­зови зим­ние месяцы.

– Ка­кой ме­сяц пос­ле ок­тября?

– На­зови ме­сяц меж­ду ма­ем и и­юлем.

– На­зови са­мые длин­ные ме­сяцы го­да.

– В ка­ком ме­сяце твой день рож­де­ния? День рож­де­ния тво­ей ма­мы?

– В ка­ком ме­сяце твой лю­бимый праз­дник?

– Сколь­ко ме­сяцев в го­ду? Ка­кой праз­дник бы­ва­ет в ян­ва­ре?