СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека дидактических игр по формированию культуры поведения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр по формированию культуры поведения»

У правление образования Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 136

г. Екатеринбург, ул. Краснофлотцев, 8б. 331-13-11/10/





Картотека дидактических игр

по формированию культуры поведения





Воспитатель: Саргсян Жасмена Альфредовна





















«Хорошо или плохо?»

Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе, выполнять культурно-гигиенические нормы; учить оценивать сложившуюся ситуацию, анализировать действия других; воспитывать понятие о культурном поведении.

Ход игры. Воспитатель демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д. Детям следует определить и аргументировать ответ о том, какая ситуация является положительной, а какая отрицательной.

«Каждой вещи свое место». Игра-упражнение.

Цель. Закрепить правило «Каждой вещи - свое место». Выяснить знают ли дети расположение игрушек и вещей, необходимых для самостоятельной деятельности.

Предварительная работа. Вместе с детьми приводили в порядок игрушки и пособия, размещали в удобных для пользования местах.

Методические приемы. Чтение стихотворения «Маша-растеряша», вопросы к детям:

- Дети, как вы думаете, почему девочку называют растеряшей?

- Что нужно сделать, чтобы ее не называли растеряшей? Маша не могла ничего найти, потому что не знала хорошего правила.

- Какого, дети?

- А теперь посмотрим, знаете ли вы место каждой вещи.

- Алешенька, принеси мне, пожалуйста, книгу. Спасибо. Олечка, будь добра, подай мне, пожалуйста, куклу Таню. Спасибо. Аленушка, сделай доброе дело, положи Андрюшку-малыша в коляску. Молодец.

- Дети, почему вы ничего не искали и быстро выполнили мои просьбы?

- Мы знаем, где они лежат.

- Да, дети, у каждой вещи должно быть свое место. Есть еще правило «Где взял, туда положи». Оно поможет поддержать порядок в группе.



« И я».

Цель: Развивать у детей сообразительность, чувство юмора, закреплять правила поведения в общественных местах.

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ в том месте, где он остановился дети говорят «И я…если эти слова подходят по смыслу.

Я пришла в магазин…Там очень много товара, я решила купить себе кофточку, а платить не стала…..



Игра-упражнение. «Мы плывем на пароходе».

Цель. Закрепить правила поведения в транспорте.

Материал для игры: ширма-пароход, касса, стулья, билеты, куклы-дети.

Ход игры. Предложить детям плыть на пароходе. Дети перечисляют правила поведения в транспорте. Воспитатель дополняет. «Капитан» занимает место у штурвала. Дети с билетами спокойно занимают места. Когда все места заняты, заходит воспитатель с куклой Незнайкой. Один из детей уступает место воспитателю. Воспитатель благодарит ребенка. Незнайка начинает громко разговаривать, пытается стать ногами на сиденье, разбрасывает конфетные обертки. Воспитатель просит детей напомнить Незнайке, как надо вести себя в транспорте, как поступать в разных случаях. Дети охотно указывают Незнайке на его ошибки. Незнайка благодарит.

Игра продолжается, но уже в измененной форме. Предоставив детям самостоятельность, воспитатель наблюдает за взаимоотношениями между детьми и за действиями каждого.

Освоению правил способствуют игры упражнения, когда воспитатель одной фразой описывает ситуацию, а дети характеризуют ее и отвечают, как надо при этом себя вести. Например:

- Если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговаривать, то… (ответ детей) .

- Если ты залезешь на сиденье с ногами, то…

- Если девочка шла, споткнулась о камень и уронила куклу, то…

- Если бабушка зашла в автобус, а свободных мест нет, то... и т. д.





«Хорошие, плохие поступки».

Задачи: Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувство самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам. Обогащать нравственные представления детей на положительных примерах из жизни.

Ход игры:

Воспитатель:

- Много славных дел ждет нас в жизни, но прежде всего мы должны вырасти настоящими людьми: какими? (Добрыми, смелыми, отзывчивыми, воспитанными, умными и т. д.)

- Еще какими? (Вежливыми.)

-Вежливый человек всегда внимателен к людям. Но иногда ребята ведут себя грубо не только со сверстниками и чужими людьми. Грубость, неуважительное отношение – признак плохого воспитания.

-Посмотрите, на этой страничке, разноцветные карточки, на которых нарисованы вопросительные знаки. Эти карточки закрывают картинки, на которых изображены дети в разных ситуациях, вам надо будет рассказать, где дети ведут себя хорошо, а где поступают плохо.

-Открыть карточки, нам поможет волчок. Палочку нужно вставить в колёсико, какой цвет на волчке выпадает, карточку с таким цветом мы и будем открывать. (Воспитатель крутит волчок, открывает карточки, дети рассказывают о том, что изображено на картинках.)



Игра-упражнение. «Оденемся на прогулку».

Игра проходит в раздевальной комнате.

Цель. Воспитывать потребность в бережном отношении к одежде. Формировать навык последовательных действий одевания. Активизировать вежливые слова: пожалуйста, спасибо, будь добра.

Предварительная работа. Дети учились употреблять вежливые слова.

Методические приемы. Предложить ребенку (который усвоил последовательность действий) правильно одеться, обращаться с просьбой помочь. Спросить детей, все ли Оля делала правильно, какие вежливые слова употребляла. Сказать: «Теперь вы одевайтесь, а мы с Олей посмотрим, какие вы молодцы».



«Эмоции».

Задачи: Формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка - умение определять и различать человеческие эмоции и чувства. Развивать воображение

Ход игры:

Воспитатель:

Бывают чувства у зверей,

У рыб, цветов и у людей

Влияет без сомнения

На нас всех настроение!

-У всех у нас случается так, что нам бывает весело, или мы наоборот мы грустим или злимся, это называется настроение или эмоции. Как вы думаете, от чего меняется наше настроение?

-Настроение меняется от ситуаций, в которых мы с вами можем оказаться. Например, вас похвалили, и у вас стало хорошее настроение, а если вдруг вы плохо поступили и вас за это наказали, то и настроение, скорее всего у вас испортится.

-Посмотрите, на этой странички стоят человечки, которые повернулись к нам спиной, у них у всех разное настроение. Что бы узнать какое, кто- то из вас аккуратно достанет человечка, посмотрит на него, никому не показывая, и постарается изобразить ту эмоцию, которую выражает человечек, а нам с вами ребята надо будет её отгадать. (Ребёнок достаёт человечка, изображает эмоцию, остальные дети отгадывают.)

Воспитатель: Мы открыли с вами всех человечков, давайте, теперь изобразим все вместе эти эмоции.

Дети изображают:

-Радость

-Злость

-Веселье

-Грусть

-Удивление

-Застенчивость



« Благородные поступки»

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.

Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и  мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки  мяч одному из игроков, тот  называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.



«Вежливые слова»

Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого,  ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.

Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.



«Волшебные слова»

Цель: вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, объективно оценивать поведение, воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи,

Материал: картины и изображения людей

Ход игры: злые - добрые, больные – здоровые….

При знакомстве с социальными нормами и правилами можно использовать следующие игры, упражнения, беседы,занятия:

Занятие «Чем можно порадовать маму?» - занятие способствует углублению у детей чувства привязанности и любви к самому близкому человеку – маме;

Занятие «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Маленькие помощники» - занятие формирует нравственное поведение в общении с незнакомыми людьми, развивает связную речь;

Занятие «В магазине самообслуживания» - формирует представление о правилах поведения в общественных местах, учит умению речевого общения в смоделированной ситуации;

Беседа «Семейная фотография» - также способствует чувству семейной сплочённости;

Беседа «Что такое дружба?» - учит детей видеть, понимать и оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения;

Беседа «Как быть послушным» - воспитывает в детях умение общаться с незнакомыми людьми

Беседа «На меня в обиде мама» - учит находить правильный выход из конфликтной ситуации

Психологических этюд «Любящие родители» - способствует чувству семейной сплочённости;

Подвижная игра «Курица и цыплята» - игра показывает заботливое отношение мамы к своим детям, создаёт положительный эмоциональный настрой у детей;

Подвижная игра «Не намочи ноги» - даёт возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку;

Дидактическая игра «Не поделили игрушки» - учит благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение;

Дидактическая игра «Не обзывайся» - с помощью этой игры детям объясняется необходимость соблюдения основных правил общения друг с другом и отрицательные последствия привычки давать клички сверстникам.

Дидактическая игра «Грязи нет! Пыли нет!» - приучает помогать своим родным в работе по дому, учит совместной деятельности и общению;

Дидактическая игра «Маленькие помощники» - учит детей радовать своих родных, оказывать им посильную помощь, воспитывает желание помогать близким людям, общаться в процессе совместной деятельности;

Игра-драматизация «Что такое хорошо, и что такое плохо» - формирует представление у детей о плохих и о хороших поступках в поведении, умение правильно оценивать себя и других, учит видеть положительные и отрицательные качества персонажей;

Игра-драматизация по сказке «Два жадных медвежонка» - учит оценивать героев, сопереживать им, вести себя правильно в затруднительных случаях;

Игра-драматизация «Узнай себя» по серии стихотворений М. Ивенсен – учит оценивать свои поступки, поступки товарищей, сравнивая их с поступками персонажей литературных произведений, поощряет стремление детей избавиться от отрицательных, нежелательных привычек, учит подражать положительным героям;

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу» - знакомит детей с правилами поведения на улице. В транспорте, в общественных местах;

Сюжетно-ролевая игра «Автобус» - развивает социальное поведение, навыки правильного общения в транспорте, фантазию, речь;

Сюжетно-ролевая игра «День рождения Незнайки» - знакомит с правилами гостеприимства, учит согласовывать свою деятельность с деятельностью других людей, воспитывает чувство доброжелательности, участия, вырабатывает умение дарить и принимать подарки;

Все эти замечательные игры можно найти в книге Л. М. Щипицыной, О. В. Защиринской, П. П. Вороновой «Азбука общения», издательство «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2004 год. а также, в журнале «Дошкольное воспитание» N6 1989 год, книге «Дошкольная педагогика» под редакцией Ядешко.