СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека дидактических игр по развитию речи во второй младшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр по развитию речи во второй младшей группе»



Картотека дидактических игр

по речевому развитию

во второй младшей группе





ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ

«Кто это? Что это?»

Цель: учить называть слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Оборудование: картинки с изображением предметов, животных, людей, птиц.

Описание: Педагог объясняет детям, что все предметы имеют свое название, и называет разные предметы. Вокруг нас много предметов. И о каждом из них можно спросить. Я вас буду спрашивать, а вы отвечайте одним словом: «Что это?» Показывает на картинку с изображением неодушевленного предмета или на сам предмет. Дети называют предметы. Показывает одушевленный предмет или картинку и спрашивает: «Кто это?».

2. Рассмотреть картинки. Назвать те, которые обозначают живые (неживые) предметы. Поставить к ним вопрос.

3. Педагог называет слова вразброс, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы. Дети ставят к ним вопросы: яблоко – «что это?», собака – «кто это?».


«Накроем стол к чаю»

Цель: ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды. Дать обобщающее понятие «посуда»

Оборудование: набор детской посуды

Описание: Взрослый объясняет, что к кукле пришли гости (мишка и зайка). Поэтому нужно накрыть стол к чаю. Ребенок выполняет поручения взрослого: поставь в середину стола хлебницу, рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки. Что можно пить из чашки?


«Чего не стало?» (по лексическим темам)

Цель: учить узнавать и называть предметы на картинках.

Оборудование: набор иллюстраций .

Описание: ребенок соотносит изображения нарисованного предмета и его контура.


«Кто живёт во дворе?»

Цель: ввести в активный словарь детей название домашних птиц и птенцов: петух, курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок.

Оборудование: иллюстрации с названиями домашних птиц и их .

Описание: рассматривает картинки с изображением птиц. Потом подбирает каждой птице птенцов.


«Чудесная коробка»

Цель: дать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, её части, поезд, самолёт, пароход). Активизировать словарь детей за счёт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт).

Оборудование: коробка, машинка, самолет, поезд, пароход Взрослый по одной достаёт игрушки из коробки. Вместе с ребёнком рассматривает и описывает внешний вид игрушек, уточняет названия частей.

Описание: ребенок складывает изображения транспорта из двух частей.


«Назови часть целого»

Цель: формировать умение выделять и называть части предметов и объектов.

Оборудование: иллюстрации по теме

Описание: Дом - … (крыша, окно, дверь, крыльцо…); Машина - … (колеса, фары, руль…); Велосипед …(руль, два колеса, рама, педали) и т.д.


«В магазине игрушек»

Цель: расширять и активизировать словарный запас детей, умение использовать предлоги для обозначения пространственного положения предметов

Оборудование: иллюстрация с набором игрушек


«Кто где живет?» (по лексическим темам)

Цель: активизировать в речи слова, обозначающие названия животных и птиц, их жилищ.

Оборудование: иллюстрации по теме

Описание: дети по очереди называют животное или птицу, подбирают и называют его жилище.


«Кто как голос подает?»

Цель: развивать речь детей, обогащать и активизировать глагольный словарь по теме.

Оборудование: мячик.

Описание: воспитатель поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова – мычит, тигр – рычит.


«Назови ласково» (по лексическим темам)

Цель: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму

существительных.

Оборудование: набор иллюстраций

Описание: Дом – домик; улица — улочка, город — городок, магазин — магазинчик, мост — мосток, двор — дворик.


«Большое – маленькое»

Цель: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Оборудование: набор иллюстраций или игрушек

Описание: В комнате большой шкаф, а у куклы Кати маленький… (шкафчик);

У тебя дома большой диван, а у куклы Кати маленький …(диванчик);

У дедушки большая кровать, а у куклы Кати маленькая …(кроватка).





ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ



«Чего не стало?» (по лексическим темам)

Цель: учить согласовывать прилагательные и существительные

Оборудование: набор иллюстраций.

Описание: ребенок соотносит изображение предмета и его признака



«Кто живёт во дворе?»

Цель: учить образовывать единственное и множественное число существительных. Курица - куры, гусь – гуси, утка – утки, цыплёнок – цыплята, утёнок – утята, гусёнок – гусята.

Оборудование: иллюстрации с названиями домашних птиц и их птенцов. Описание: От утки, курицы, гусыни убежали птенцы. Кто же убежал от курицы? Ребенок находит картинку - цыплята. Находят птенцов для других птиц. Ребенок рассматривает картинку с изображением курицы и цыплёнка, далее задаются вопросы по картинке: кто здесь нарисован? Что делает цыплёнок?

«Один – много»

Цель: учить детей образовывать множественное число имен существительных. Оборудование: карточки с изображением предметов в единственном и множественном числе

Описание: У детей карточки с изображением одного предмета и много предметов.

1. Задача детей назвать, что на картинке. Образец: У меня один кубик и много кубиков.

2. Изменить слова так, чтобы они обозначали много предметов. Образец: шар – шары, кубик – кубики.

3. Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет. Образец: деревья - дерево, утята - утенок.



«Кто где живет?» (по лексическим темам)

Цель: закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Оборудование: набор иллюстраций.

Описание: Воробей живет в гнезде. Медведь – в берлоге. Волк – в логове. Скворец – в скворечнике и т.д.



«Разноцветный сундучок»

Цель: учить ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.

Оборудование: набор иллюстраций

Описание: Предложим детям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом вопросы: «Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.



«Олины помощники»

Цель: учить образовывать форму мн. числа глаголов.

Оборудование: кукла Оля.

Описание: - К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

- Что это? (Это ноги)

- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)



«Куда спряталась мышка?»

Цель: учить детей находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на, под, за, слева, справа.

Оборудование: Игрушка – мышка, кукольная мебель

Описание: - К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, а мышка в это время от вас спрячется». Воспитатель ставит ее под стол, на шкаф… Дети, открыв глаза, ищут мышку. Найдя ее, ребята говорят, где она находится. Используя слова: наверху, внизу, на, под, слева, справа.







































ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ



«Догадайся, что звучит»

Цель: познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнават

Оборудование: Набор предметов .

Описание: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.



«Громко — тихо»

Цель: учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Оборудование: большая и маленькая машина, большой и маленький бараб

Описание: Воспитатель показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.



«Ослик потерялся»

Цель: закрепить произношение звукосочетания [йа] голосом разной высоты .

Оборудование: картинки большого и маленького ослика.

Описание: Воспитатель показывает картинку, на которой нарисованы большой и маленький ослики.- Пошел маленький ослик гулять и потерялся. Стоит и маму зовет: «Йа – йа - йа». Как зовет ослик маму? - Мама услышала голос ослика и отвечает: «Йа – йа - йа». Как мама ответила ослику?

«Листопад» (аналогично проводится игра «Сдуй перышко»)
Цель: обучение плавному, свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко. 
Описание: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.
- Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!
Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.
- Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.


«Ловим звук»

Цель: знакомство детей со звуками окружающего мира, их вычленение и узнавание.

Оборудование: набор игрушек, ширма.

Описание: I вариант: Воспитатель поочередно демонстрирует детям игрушки, просит назвать их и показать, как кричит то или иное животное: собака (аф-аф-аф), лошадь (иго-го), волк (у-у-у), лягушка (ква-ква-ква), корова (му-му-му), курица (ко-ко-ко), мышь (пи-пи-пи), коза (ме-э-э), машина (би-би-би), барашек (бе-э-э)

Затем дети делятся на две группы. Одна группа детей берет игрушки, прячется за ширму и поочередно показывает, как кричат животные. Другая группа угадывает.

II вариант: Воспитатель предлагает детям пойти в магазин и купить игрушки. Но купить игрушку они могут только тогда, когда произнесут соответствующее звукоподражание. Дети поочередно подходят к столу, выбирают игрушку и произносят звукоподражания.



«Звуки вокруг нас»

 Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.

Описание: Педагог предлагает детям поиграть в такую игру.

   – В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-А-А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О!» Самолет в небе гудит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы»! Повторяйте за мной.

Педагог обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.


«Что звучит? »

Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.

Оборудование: бубен, гармошка, погремушка, гитара, барабан, дудочка.

Описание: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.











РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

«Хорошо-плохо» (по лексическим темам)

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Оборудование: картинки по теме.

Описание: 1 вариант: - Съесть конфету - хорошо. Почему? Д: Потому, что она сладкая.

- Съесть конфету - плохо. Почему? Д: Могут заболеть зубы.

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".

2 вариант: - Съесть конфету - хорошо. Почему? Д: Потому, что она сладкая.

- Сладкая конфета - это плохо. Почему? Д: Могут заболеть зубы.

- Зубы заболят - это хорошо. Почему? Д: Вовремя обратишься к врачу.

- А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.

То есть вопросы идут по цепочке.


«Кто больше увидит и назовёт»

Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

Оборудование: кукла.

Описание: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.


«Что напутал Буратино?»

Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.

Оборудование: игрушки

Описание: В гости к детям приходит Буратино со своим другом Утенком. Буратино хочет показать, как он научился рассказывать. Рассказывает об Утенке, допуская ошибки и неточности в описании, например: «У Утенка синий клюв и маленькие лапы. Он кричит: «Мяу!» Дети должны заметить все неточности и ошибки и исправить их.


«Разложи картинку»

Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.

Оборудование: набор иллюстраций.

Описание: Детям раздают по две картинки, изображающие два последовательных действия (девочка спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; девочка стирает и вешает белье сушиться). Ребенок должен сначала назвать первое действие и показать первую картинку, затем назвать второе действие и показать вторую картинку.


«Скажи, что делает и что будет делать»

Цель: обозначать словом совершаемые и предполагаемые действия.

Оборудование: набор иллюстраций.

Описание: Детям показывают картинку и просят вначале сказать, что делает персонаж, затем, что он будет делать. Например: девочка кормит куклу; покормит и уложит спать.


«Кто позвал?»

Цель: составлять элементарное описание, содержащее название объекта и одного из его признаков.

Оборудование: игрушки.

Описание: У детей в руках игрушки. Один ребенок водящий. Каждый игрок по очереди должен окликнуть водящего. Водящий называет окликнувшего и 'говорит, что у того в руках, например: «Это Дима. У Димы коричневый мишка».

Игру можно проводить и без игрушек. При этом водящий ребенок должен назвать какую-либо деталь или детали внешнего вида позвавшего ребенка. Например: «Это Света. У Светы розовое платье и красный бант».


«Узнай меня»

Цель: развивать логическое мышление, связную речь.

Оборудование: предметные картинки.

Описание: Дети получают предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, части, для чего, что ест, где живет, и т.д., не называя его самого. Например: «Это предмет неживой. Его можно встретить на кухне. У него есть ручка, крышка, носик. В нем кипятят воду». Все догадались, что это чайник.


«Продолжи предложения»

Цель: развивать воображение и связную речь.

Описание: Воспитатель просит детей продолжить следующие предложения:

Мальчики весело смеялись, потому что ...

Если зимой будет сильный мороз, то ...

Девочка стояла и очень сильно плакала, потому что ...

Мальчик заболел, у него поднялась высокая температура, потому что ...

Когда наступает день рождения, то ...

Если пойдет сильный дождь, то ...


«Угадай, кто сказал»

Цель: закрепить знания о животных, развивать связную речь

Оборудование: картинки с изображением животных

Описание: Каждый ребенок получает по несколько карточек с изображением разных зверей. Воспитатель произносит фразу, меняя высоту голоса, подражая животному, которое есть на картинке у детей. Дети поднимают соответствующие картинки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!