СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека игр по воспитанию звуковой культуры речи. Средняя группа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека игр по воспитанию звуковой культуры речи в средней группе. Дидактическая игра "Кто как кричит", рассказ-драматизация "Девочка Маша и её друзья",игра "Звуковые дорожки", игра-драматизация "Матрёшка", игра "Похожие звуки", дидактическая игра "Отзовись", "В гостях у звука Ш", "Гимнастика для язычка", "Речецветик", упражнение "Пароходик".

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр по воспитанию звуковой культуры речи. Средняя группа»

Картотека игр по воспитанию звуковой культуры речи в средней группе



1.Название: дидактическая игра «Кто как кричит»

2.Цель: учить внятному произношению слов без смягчения, закреплять произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание и речевой слух.

3.Методические приемы: сюрпризный момент, вопросы к детям, показ, объяснение.

4.Правила игры: назвать отчетливо игрушки, отвечать на вопросы воспитателя.

5.Ход игры в прямой речи: Педагог заинтересовывает детей корзиночкой, в которой находятся игрушки («К нам сегодня кто-то в гости пришел»). По одной достает игрушки. Вначале сам отчетливо, медленно называет игрушку, затем это делают дети. Это корова. Кто это? (Игрушка убирается.) Корова мычит: му-у-у. Посмотрите на меня и послушайте, как мычит корова: му-у-у. – Как корова мычит? Скажем все вместе. (Дети повторяют звукоподражание несколько раз хором и индивидуально 1–2 ребенка) Игрушка вновь перед детьми. Таким же образом детям показывают другие игрушки (при показе образца они убираются).







1.Название: рассказ-драматизация «Девочка Маша и ее друзья»

2.Цель: упражнять речедвигательный аппарат, упражнять детей в произнесении звуков без смягчения, с четкой дикцией.

3.Методические приемы: разыгрывание, вопросы, объяснение.

4.Правила игры: разыгрывать сценки и по ходу произносить звуки.

5.Ход игры в прямой речи: Дети слушают рассказ и смотрят на педагога. –Жила-была девочка Маша, и были у нее друзья: собачка Жучка, кошка Мурка, Свинка-белоспинка, Уточка-беляночка. Жила она в домике на лужайке. Проснулась Маша как-то утром. Вышла на крылечко. Ярко светит солнышко. Так хорошо! Только она присела, к ней собачка Жучка бежит: «Гав-гав», – будто «здравствуй» говорит. «Здравствуй, Жучка», - отвечает Маша. Услышала кошка Мурка и тоже пришла к Маше поздороваться. «Мяу-мяу», - говорит. «Здравствуй, кисонька-мурысонька», - ответила ей Маша и погладила пушистую шерстку. А Мурка запела Маше свою песенку: «Мур-мур-мур!» Пошли они втроем гулять: Маша, собачка Жучка и кошка Мурка. А навстречу им Свинка-белоспинка идет, тоже поздороваться захотела: «Хрю-хрю-хрю». «Здравствуй, Свинка-белоспинка, пойдем с нами гулять», - говорит ей Маша. Подходят к пруду, а там Уточка-беляночка плавает. «Кря-кря-кря», – здоровается с Машей и ее друзьями. Они в ответ тоже поздоровались. Хорошо погуляли и пришли домой: Маша, собачка Жучка, кошка Мурка и Свинка-белоспинка. Педагог в процессе рассказа привлекает внимание детей к звучанию слов, к артикуляции, несколько утрирует произношение звуков. Далее предлагает детям не только послушать рассказ снова, но и посмотреть на Машу и ее друзей и принять участие в рассказывании. Рассказ сопровождается драматизацией с игрушками и словесными реакциями детей. –Жила-была девочка. Как ее звали? (Маша) Были у нее друзья. Кто ее друзья? (Собачка Жучка) И т.д. Полезно предоставлять детям возможность в свободной деятельности самостоятельно разыгрывать такие сценки под руководством взрослого.







1.Название: Игра «Звуковые дорожки»

2.Цель: уточнить артикуляцию и закрепить произношение гласных и согласных звуков.

3.Методические приемы: объяснение, указание, показ.

4.Правила игры: Проводя указательным пальцем по дорожке, малышу следует длительно произносить звук, а взрослому – следить за правильностью его артикуляции и качеством звучания. Вести пальчиком надо точно по дорожке, не выходя за её края.

5.Ход игры в прямой речи: Сначала «в пути» ребёнку, возможно, придётся сделать несколько остановок, для того, чтобы передохнуть, но затем он научится тянуть звук на одном дыхании. Возможные варианты: 1 Покажи обезьянке дорогу к бананам. По пути тяни звук «А» - так громко кричат обезьяны. Для этого широко открой рот. 2 «Ф» - фыркает недовольный ёжик, он никак не может найти яблоко. Проведи ежа к яблоку. А по пути пой вместе с ним песенку: «Ф». Для этого приподними верхнюю губу, а нижнюю губу приблизь к верхним зубам. (Воздушная струя выходит через рот.) и др.









1.Название: игра-драматизация «Матрешка»

2.Цель: с целью упражнения детей в правильном произношении шипящих звуков

3.Методические приемы: сюрпризный момент, показ, объяснение, вопросы к детям, выполнение действий.

4.Правила игры: достать и назвать игрушку, слушать педагога, отвечать на вопросы, выполнять задания воспитателя.

5.Ход игры в прямой речи: Из волшебного мешочка воспитатель достает матрешку, называет. Затем игрушку называют дети. Из большой матрешки педагог достает матрешку поменьше, а из той маленькую. Называет: большая Маша, поменьше Саша, а совсем маленькая Аленушка. Убирает матрешек. Рассказывает о них, а дети слушают. Во второй части в ходе драматизации дети помогают воспитателю. –Это три матрешки, три подружки. Как зовут старшую? (Маша) А матрешку поменьше? (Саша.) А как зовут самую маленькую? (Аленушка) Рассказ продолжается. Три подружки живут вот в этом домике. На улице тепло. Пошли они погулять. Помогайте мне рассказывать. Сначала вышла кто?... (Маша), потом (Саша) и… (маленькая Аленушка). Заиграла музыка. Стали подружки в кружок. Почему наши подружки не пляшут? Сейчас спросим их (наклоняется к большой матрешке). Дети, они хотят, чтобы вы их попросили поплясать. Давайте попросим. – Ой, Машенька, попляши, Твои ножки хороши! –А теперь попросим Сашу. Потом попросим поплясать маленькую Аленушку. Вдруг солнышко спряталось, подул ветер, сначала тихо подул. Как? - Ш-ш-ш (все дети изображают шум ветра). А потом ветер дул все сильнее. Как? - Ш!-ш!-ш! (Произносится с силой.) Пошел дождь – кап-кап! кап-кап! Подружки стали прятаться в шалаш. Первая побежала кто? (Педагог берет большую матрешку.) За ней кто? (Берет среднюю матрешку.) А самая последняя побежала кто? (Аленушка) Дождь прошел. Опять выглянуло солнышко. Первая выбежала из шалаша кто? Бежит Маша по лужам, ногами: шлеп! шлеп! шлеп! Как она шлепает ногами? (Дети повторяют звукоподражание хором.) А за ней побежала Саша (звукоподражание произносят дети). За Сашей кто?... Маленькая Аленушка тоже шлепает маленькими ножками: шлеп-шлеп! шлеп-шлеп! Так и пришли подружки домой. Как их зовут? Большую. (Маша), поменьше. (Саша), а самую маленькую. (Аленушка).











1.Название: Игра «Похожие звуки»

2.Цель: развивать чувство ритма и речевой слух ребёнка, учить детей отличать похожие звуки друг от друга.

3.Методические приемы: объяснение, показ. Указания.

4.Правила игры: воспитатель показывает картинки, а дети должны произнести звук правильно. Нужно слушать внимательно. Показывать картинки.

5.Ход игры в прямой речи: Покажите ребёнку пару картинок: ежа и водопроводный кран. Скажите: «Ёжик фыркает: «Ф», а водичка бежит из крана со звуком «С». Затем попросите ребёнка слушать вас внимательно и на слух определить, чья «песенка» сейчас прозвучит: ежа или водички. Через паузу не спеша произнесите эти звуки в любом порядке, например: «С», «Ф», «Ф», «С», «Ф». Пусть ребёнок после каждого из услышанных звуков – «С» или «Ф» - показывает соответствующие картинки: водопроводный кран или ежа. Также поступите и с другими парами картинок. Сравните звуковые символы: кран («С») и комар («З»); кран («С») и кузнечик («Ц»); кран («С») и змея («Ш»); жук («Ж») и змея («Ш»); жук («Ж») и комар («З»); поезд («Ч») и сковорода («Щ»); самолѐт («Л») и тигр («Р»).





1.Название: Дидактическая игра «Отзовись»

2.Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

3.Методические приемы: вопросы к детям, объяснение, показ.

4.Правила игры: По картинкам произносить звуки животных. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.

5.Ход игры в прямой речи: Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш–ягненок как кричит? И тд. Картинки выставляются на фланелеграф. Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов), травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними. Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.





1.Название: : «В гостях у звука [Ш]»

2.Цель: Помочь выработать у ребенка правильное произношение звука Ш, развить речевой слух.

3.Методические приемы: объяснение, худ.слово, вопросы к детям, указания.

4.Правила игры: нужно слушать и называть тот звук, который чаще повторяется и тд.

5.Ход игры в прямой речи: Для занятия подготавливаются игрушки (или картинки, или муляжи): вишня, яблоко, груша, мандарин, лошадь, корова. Предметы подбираются так, чтобы при парном их предъявлении в названии одного предмета был звук Ш, а в названии другого — не было. Подготавливается также набор картинок, в названиях которых имеется звук Ш. — Послушай стихотворение и скажи, какой звук чаще всего здесь повторяется. Взрослый читает стихотворение, выделяя в словах голосом звук Ш (произносит звук Ш протяжнее, громче): Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь, шуршишь!»

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

— Так какой же звук чаще всего повторяется?

— Звук Ш.

— Смотри: для того чтобы хорошо произнести звук Ш, кончик языка надо поднять кверху, а губы слегка вытянуть вперед. (Показывает, в каком положении находятся язык и губы.) А теперь ты сделай так: подними язык кверху, вытяни губы вперед и произнеси звук Ш. Ребенок произносит звук, взрослый следит за тем, чтобы он правильно выдвигал губы вперед. — А теперь подними руку тыльной стороной ко рту и произнеси звук Ш. (Показывает.) Если ты правильно произнесешь звук Ш, то почувствуешь теплый воздух. А теперь скажи, как шипит змея.

— Змея шипит: ш-ш-ш.

— А теперь послушай, как шумят листья на деревьях, когда дует ветер. (Произносит протяжно звук Ш.) А теперь ты скажи, как шумят листья. Затем ребенку показывают картинки и предлагают назвать изображенные на них предметы. Рисунки, в названиях которых есть звук Ш, откладываются отдельно. Взрослый показывает игрушки, муляжи, картинки парами (вишня — слива, груша — яблоко, лошадь — корова) и предлагает ребенку назвать те предметы, в названии которых имеется звук Ш (вишня, груша, лошадь). Потом взрослый предлагает придумать слова, в которых есть звук Ш. Ребенок называет слова. Слова, произнесенные ошибочно, взрослый разбирает вместе с ребенком («Разве в этом слове есть звук Ш»?). Взрослый произносит потешки, чистоговорки, скороговорки и предлагает ребенку повторить их.

***

Тише, мыши!

Кот на крыше!

***

Не найду я ушки

У нашей лягушки.

***

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка!

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Маше спать не даешь!

Можно предложить и загадки, например, о лягушке:

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.















1.Название: «Гимнастика для язычка»

2.Цель: Помочь выработать у ребенка правильное произношение некоторых звуков, развить речевой слух.

3.Методические приемы: вопросы к детям.

4.Правила игры: отвечать на вопросы воспитателя звуками.

5.Ход игры в прямой речи: Начинаем с простых вопросов:

Как тикают часы? - тик-так

Как подзывают цыплят? - цып-цып

Как чикают ножницы? - чик-чик

А затем задают вопросы так, чтобы, отвечая, использовал только отдельный звук:

Как жужжит жук? – ж-ж-ж

Как воет волк? – у-у-у

Как поют комарики? – з-з-з

Как фыркает кот? – ф-ф-ф

Как шипит змея? – ш-ш-ш

И т. д.







1.Название: «Речецветик»

2.Цель: Развивать умение детей определять наличие или отсутствие заданного звука в слове, определять место звука в слове и характер звучания (по твёрдости, мягкости), развивать умение определять количество слогов в слове, закреплять умение правильно называть основные цвета, развивать мелкую моторику.

3.Методические приемы: объяснение, указание, показ, сюрпризный момент.

4.Правила игры: прикреплять к лепесткам названия животных, в которых есть те или иные звуки и называть их и тд.

5.Ход игры в прямой речи: I Вариант «День рождения»

В середине цветка прикрепляется на липучку картинка какого-либо животного, например козы. Она – именинница. Дети называют первый звук в слове коза. К лепесткам дети прикрепляют таких животных, в названии которых есть звуки [к ] или [ кь ].

II Вариант «В гостях»

В середине цветка прикрепляется на липучку какое-то животное, например баран. К барану в гости приходят животные, в названии которых столько же слогов, сколько в слове баран.

III Вариант «Цепочка слов»

В середину прикрепляется какое-то животное, например слон, слово слон заканчивается на звук [н], следующее животное, которое прикрепляется на лепесток должно начинаться на звук [н], например носорог, слово носорог заканчивается на звук [к], значит следующее животное начинается на звук [к], например корова и т.д. по кругу.







1.Название: Упражнение «Пароходик»

2.Цель: для артикуляционной гимнастики.

3.Методические приемы: объяснение, показ.

4.Правила игры: Нужно тянуть звук «ы» приоткрыв рот.

5.Ход игры в прямой речи: Пароход гудит – приоткрыв рот, тяните звук «ы-ы-ы».