Картотека игр по воспитанию звуковой культуры речи в средней группе
1.Название: дидактическая игра «Кто как кричит»
2.Цель: учить внятному произношению слов без смягчения, закреплять произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание и речевой слух.
3.Методические приемы: сюрпризный момент, вопросы к детям, показ, объяснение.
4.Правила игры: назвать отчетливо игрушки, отвечать на вопросы воспитателя.
5.Ход игры в прямой речи: Педагог заинтересовывает детей корзиночкой, в которой находятся игрушки («К нам сегодня кто-то в гости пришел»). По одной достает игрушки. Вначале сам отчетливо, медленно называет игрушку, затем это делают дети. Это корова. Кто это? (Игрушка убирается.) Корова мычит: му-у-у. Посмотрите на меня и послушайте, как мычит корова: му-у-у. – Как корова мычит? Скажем все вместе. (Дети повторяют звукоподражание несколько раз хором и индивидуально 1–2 ребенка) Игрушка вновь перед детьми. Таким же образом детям показывают другие игрушки (при показе образца они убираются).
1.Название: рассказ-драматизация «Девочка Маша и ее друзья»
2.Цель: упражнять речедвигательный аппарат, упражнять детей в произнесении звуков без смягчения, с четкой дикцией.
3.Методические приемы: разыгрывание, вопросы, объяснение.
4.Правила игры: разыгрывать сценки и по ходу произносить звуки.
5.Ход игры в прямой речи: Дети слушают рассказ и смотрят на педагога. –Жила-была девочка Маша, и были у нее друзья: собачка Жучка, кошка Мурка, Свинка-белоспинка, Уточка-беляночка. Жила она в домике на лужайке. Проснулась Маша как-то утром. Вышла на крылечко. Ярко светит солнышко. Так хорошо! Только она присела, к ней собачка Жучка бежит: «Гав-гав», – будто «здравствуй» говорит. «Здравствуй, Жучка», - отвечает Маша. Услышала кошка Мурка и тоже пришла к Маше поздороваться. «Мяу-мяу», - говорит. «Здравствуй, кисонька-мурысонька», - ответила ей Маша и погладила пушистую шерстку. А Мурка запела Маше свою песенку: «Мур-мур-мур!» Пошли они втроем гулять: Маша, собачка Жучка и кошка Мурка. А навстречу им Свинка-белоспинка идет, тоже поздороваться захотела: «Хрю-хрю-хрю». «Здравствуй, Свинка-белоспинка, пойдем с нами гулять», - говорит ей Маша. Подходят к пруду, а там Уточка-беляночка плавает. «Кря-кря-кря», – здоровается с Машей и ее друзьями. Они в ответ тоже поздоровались. Хорошо погуляли и пришли домой: Маша, собачка Жучка, кошка Мурка и Свинка-белоспинка. Педагог в процессе рассказа привлекает внимание детей к звучанию слов, к артикуляции, несколько утрирует произношение звуков. Далее предлагает детям не только послушать рассказ снова, но и посмотреть на Машу и ее друзей и принять участие в рассказывании. Рассказ сопровождается драматизацией с игрушками и словесными реакциями детей. –Жила-была девочка. Как ее звали? (Маша) Были у нее друзья. Кто ее друзья? (Собачка Жучка) И т.д. Полезно предоставлять детям возможность в свободной деятельности самостоятельно разыгрывать такие сценки под руководством взрослого.
1.Название: Игра «Звуковые дорожки»
2.Цель: уточнить артикуляцию и закрепить произношение гласных и согласных звуков.
3.Методические приемы: объяснение, указание, показ.
4.Правила игры: Проводя указательным пальцем по дорожке, малышу следует длительно произносить звук, а взрослому – следить за правильностью его артикуляции и качеством звучания. Вести пальчиком надо точно по дорожке, не выходя за её края.
5.Ход игры в прямой речи: Сначала «в пути» ребёнку, возможно, придётся сделать несколько остановок, для того, чтобы передохнуть, но затем он научится тянуть звук на одном дыхании. Возможные варианты: 1 Покажи обезьянке дорогу к бананам. По пути тяни звук «А» - так громко кричат обезьяны. Для этого широко открой рот. 2 «Ф» - фыркает недовольный ёжик, он никак не может найти яблоко. Проведи ежа к яблоку. А по пути пой вместе с ним песенку: «Ф». Для этого приподними верхнюю губу, а нижнюю губу приблизь к верхним зубам. (Воздушная струя выходит через рот.) и др.
1.Название: игра-драматизация «Матрешка»
2.Цель: с целью упражнения детей в правильном произношении шипящих звуков
3.Методические приемы: сюрпризный момент, показ, объяснение, вопросы к детям, выполнение действий.
4.Правила игры: достать и назвать игрушку, слушать педагога, отвечать на вопросы, выполнять задания воспитателя.
5.Ход игры в прямой речи: Из волшебного мешочка воспитатель достает матрешку, называет. Затем игрушку называют дети. Из большой матрешки педагог достает матрешку поменьше, а из той маленькую. Называет: большая Маша, поменьше Саша, а совсем маленькая Аленушка. Убирает матрешек. Рассказывает о них, а дети слушают. Во второй части в ходе драматизации дети помогают воспитателю. –Это три матрешки, три подружки. Как зовут старшую? (Маша) А матрешку поменьше? (Саша.) А как зовут самую маленькую? (Аленушка) Рассказ продолжается. Три подружки живут вот в этом домике. На улице тепло. Пошли они погулять. Помогайте мне рассказывать. Сначала вышла кто?... (Маша), потом (Саша) и… (маленькая Аленушка). Заиграла музыка. Стали подружки в кружок. Почему наши подружки не пляшут? Сейчас спросим их (наклоняется к большой матрешке). Дети, они хотят, чтобы вы их попросили поплясать. Давайте попросим. – Ой, Машенька, попляши, Твои ножки хороши! –А теперь попросим Сашу. Потом попросим поплясать маленькую Аленушку. Вдруг солнышко спряталось, подул ветер, сначала тихо подул. Как? - Ш-ш-ш (все дети изображают шум ветра). А потом ветер дул все сильнее. Как? - Ш!-ш!-ш! (Произносится с силой.) Пошел дождь – кап-кап! кап-кап! Подружки стали прятаться в шалаш. Первая побежала кто? (Педагог берет большую матрешку.) За ней кто? (Берет среднюю матрешку.) А самая последняя побежала кто? (Аленушка) Дождь прошел. Опять выглянуло солнышко. Первая выбежала из шалаша кто? Бежит Маша по лужам, ногами: шлеп! шлеп! шлеп! Как она шлепает ногами? (Дети повторяют звукоподражание хором.) А за ней побежала Саша (звукоподражание произносят дети). За Сашей кто?... Маленькая Аленушка тоже шлепает маленькими ножками: шлеп-шлеп! шлеп-шлеп! Так и пришли подружки домой. Как их зовут? Большую. (Маша), поменьше. (Саша), а самую маленькую. (Аленушка).
1.Название: Игра «Похожие звуки»
2.Цель: развивать чувство ритма и речевой слух ребёнка, учить детей отличать похожие звуки друг от друга.
3.Методические приемы: объяснение, показ. Указания.
4.Правила игры: воспитатель показывает картинки, а дети должны произнести звук правильно. Нужно слушать внимательно. Показывать картинки.
5.Ход игры в прямой речи: Покажите ребёнку пару картинок: ежа и водопроводный кран. Скажите: «Ёжик фыркает: «Ф», а водичка бежит из крана со звуком «С». Затем попросите ребёнка слушать вас внимательно и на слух определить, чья «песенка» сейчас прозвучит: ежа или водички. Через паузу не спеша произнесите эти звуки в любом порядке, например: «С», «Ф», «Ф», «С», «Ф». Пусть ребёнок после каждого из услышанных звуков – «С» или «Ф» - показывает соответствующие картинки: водопроводный кран или ежа. Также поступите и с другими парами картинок. Сравните звуковые символы: кран («С») и комар («З»); кран («С») и кузнечик («Ц»); кран («С») и змея («Ш»); жук («Ж») и змея («Ш»); жук («Ж») и комар («З»); поезд («Ч») и сковорода («Щ»); самолѐт («Л») и тигр («Р»).
1.Название: Дидактическая игра «Отзовись»
2.Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
3.Методические приемы: вопросы к детям, объяснение, показ.
4.Правила игры: По картинкам произносить звуки животных. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.
5.Ход игры в прямой речи: Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш–ягненок как кричит? И тд. Картинки выставляются на фланелеграф. Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов), травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними. Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.
1.Название: : «В гостях у звука [Ш]»
2.Цель: Помочь выработать у ребенка правильное произношение звука Ш, развить речевой слух.
3.Методические приемы: объяснение, худ.слово, вопросы к детям, указания.
4.Правила игры: нужно слушать и называть тот звук, который чаще повторяется и тд.
5.Ход игры в прямой речи: Для занятия подготавливаются игрушки (или картинки, или муляжи): вишня, яблоко, груша, мандарин, лошадь, корова. Предметы подбираются так, чтобы при парном их предъявлении в названии одного предмета был звук Ш, а в названии другого — не было. Подготавливается также набор картинок, в названиях которых имеется звук Ш. — Послушай стихотворение и скажи, какой звук чаще всего здесь повторяется. Взрослый читает стихотворение, выделяя в словах голосом звук Ш (произносит звук Ш протяжнее, громче): Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, шуршишь!»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
— Так какой же звук чаще всего повторяется?
— Звук Ш.
— Смотри: для того чтобы хорошо произнести звук Ш, кончик языка надо поднять кверху, а губы слегка вытянуть вперед. (Показывает, в каком положении находятся язык и губы.) А теперь ты сделай так: подними язык кверху, вытяни губы вперед и произнеси звук Ш. Ребенок произносит звук, взрослый следит за тем, чтобы он правильно выдвигал губы вперед. — А теперь подними руку тыльной стороной ко рту и произнеси звук Ш. (Показывает.) Если ты правильно произнесешь звук Ш, то почувствуешь теплый воздух. А теперь скажи, как шипит змея.
— Змея шипит: ш-ш-ш.
— А теперь послушай, как шумят листья на деревьях, когда дует ветер. (Произносит протяжно звук Ш.) А теперь ты скажи, как шумят листья. Затем ребенку показывают картинки и предлагают назвать изображенные на них предметы. Рисунки, в названиях которых есть звук Ш, откладываются отдельно. Взрослый показывает игрушки, муляжи, картинки парами (вишня — слива, груша — яблоко, лошадь — корова) и предлагает ребенку назвать те предметы, в названии которых имеется звук Ш (вишня, груша, лошадь). Потом взрослый предлагает придумать слова, в которых есть звук Ш. Ребенок называет слова. Слова, произнесенные ошибочно, взрослый разбирает вместе с ребенком («Разве в этом слове есть звук Ш»?). Взрослый произносит потешки, чистоговорки, скороговорки и предлагает ребенку повторить их.
***
Тише, мыши!
Кот на крыше!
***
Не найду я ушки
У нашей лягушки.
***
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Маше спать не даешь!
Можно предложить и загадки, например, о лягушке:
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
1.Название: «Гимнастика для язычка»
2.Цель: Помочь выработать у ребенка правильное произношение некоторых звуков, развить речевой слух.
3.Методические приемы: вопросы к детям.
4.Правила игры: отвечать на вопросы воспитателя звуками.
5.Ход игры в прямой речи: Начинаем с простых вопросов:
Как тикают часы? - тик-так
Как подзывают цыплят? - цып-цып
Как чикают ножницы? - чик-чик
А затем задают вопросы так, чтобы, отвечая, использовал только отдельный звук:
Как жужжит жук? – ж-ж-ж
Как воет волк? – у-у-у
Как поют комарики? – з-з-з
Как фыркает кот? – ф-ф-ф
Как шипит змея? – ш-ш-ш
И т. д.
1.Название: «Речецветик»
2.Цель: Развивать умение детей определять наличие или отсутствие заданного звука в слове, определять место звука в слове и характер звучания (по твёрдости, мягкости), развивать умение определять количество слогов в слове, закреплять умение правильно называть основные цвета, развивать мелкую моторику.
3.Методические приемы: объяснение, указание, показ, сюрпризный момент.
4.Правила игры: прикреплять к лепесткам названия животных, в которых есть те или иные звуки и называть их и тд.
5.Ход игры в прямой речи: I Вариант «День рождения»
В середине цветка прикрепляется на липучку картинка какого-либо животного, например козы. Она – именинница. Дети называют первый звук в слове коза. К лепесткам дети прикрепляют таких животных, в названии которых есть звуки [к ] или [ кь ].
II Вариант «В гостях»
В середине цветка прикрепляется на липучку какое-то животное, например баран. К барану в гости приходят животные, в названии которых столько же слогов, сколько в слове баран.
III Вариант «Цепочка слов»
В середину прикрепляется какое-то животное, например слон, слово слон заканчивается на звук [н], следующее животное, которое прикрепляется на лепесток должно начинаться на звук [н], например носорог, слово носорог заканчивается на звук [к], значит следующее животное начинается на звук [к], например корова и т.д. по кругу.
1.Название: Упражнение «Пароходик»
2.Цель: для артикуляционной гимнастики.
3.Методические приемы: объяснение, показ.
4.Правила игры: Нужно тянуть звук «ы» приоткрыв рот.
5.Ход игры в прямой речи: Пароход гудит – приоткрыв рот, тяните звук «ы-ы-ы».