ИГРЫ НА АВТОМАТИЗАЦИЮ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ
Умный лабиринт
Цели: Закрепление поставленного звука Р. Повторение лексической темы «Овощи». Закрепление предлога В.
Ход игры: Прокати шарик – марблс и назови все овощи со звуком Р. Проговори по образцу: Помидор в корзине
Лабиринт на звук
Цели: Закрепление поставленного звука.
Ход игры: Выкладывание камешков –марблс с проговариванием звука, слогов, слов с поставленным звуком.
Проговори правильно
Цели: Закрепление поставленного звука в чистоговорках и стихах.
Ход игры: Дети выкладывают рисунок и проговаривают чистоговорку или стихотворение на поставленный звук.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЕ
Разложи по размеру
Цели: Развитие логического мышления. Тренировка глазомера. Развитие усидчивости. Ход игры: Ребенок выкладывает данные камешки по размеру от большего к меньшему.
Крестики нолики
Цели: Развитие логического мышления. Развитие усидчивости.
Ход игры: Игра по правилам детской игры крестики нолики. Необходимо собрать камешки своего цвета на игровом поле и не дать этого сделать первому сопернику.
Су доку
Цели: Развитие логического мышления. Развитие усидчивости. Закрепление цвета.
Ход игры: Необходимо выложить ряд камешков так чтоб цвета не повторялись не по вертикали ни по диагонали в своем ряду.
Поставь знак больше
Цели: Упражнять в навыке счета. Работать над правильным согласованием числительных с существительными.
Ход игры: Ребенок ставит знак больше в том направлении, где камешков больше.
Почувствуй камешки
Цели: Развитие тактильной чувствительности. Понятие холодные цвета и теплые.
Ход игры: Ребенку дают камешки теплые и охлажденные.теплый камешек, холодный камешек.
Запомни и повтори
Цели: Развитие зрительнойпамяти.
Ход игры: Ребенку дается образец, затем он убирается и ребенок воспроизводит его по памяти. Игру можно упражнять добавляя образцы. Фотография № 8,9
Какое у тебя настроение?
Цель:Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей. Обогащение эмоциональной лексики. Закрепление антонимов в речи.
Ход:
Вариант 1 Ребенок выкладывает свое настроение. Подбирает антоним и выкладывает к нему настроение.
Вариант 2 Ребенку предлагается выложить определенную эмоцию, и он должен проговорить определенную фразу с этой эмоцией.
Создай свой сад камней
Цели: Работа над положительным эмоциональным фоном ребенка и снятие напряжения, агрессивности. Развитие творческих способностей. Развитие мелкой моторики рук. Упражнять в согласовании числительных и существительных.
Ход игры: Ребенок детской граблей рисует по кристаллическому цветному песку и выкладывает камешки. Проговаривает сколько, каких цветом камней.
Вкусная колбаска для своей семьи
Цели: Работа над положительным эмоциональным фоном ребенка и снятия напряжения, агрессивности. Развитие творческих способностей. Развитие мелкой моторики рук. Упражнять в согласовании числительных и существительных.
Ход игры: Ребенок работает с кинетическим песком, создавая угощение сладкую колбаску, украшает её материалом. Затем режет кусочки и проговаривает кому, сколько кусочков колбаски.
Найди отличный от других камешек
Цели: Работа над положительным эмоциональным фоном ребенка и снятия напряжения, агрессивности. Развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.
Ход игры: Ребенок с закрытыми глазами ищет камешек, который отличается от тех , которые наполняют сухой бассейн.
ИГРЫ НА КОРРЕКЦИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ
Назови ласково
Цели: Упражнять в словообразовании, постановка существительных в уменьшительно – ласкательную форму.
Ход: Выкладывать по лабиринту камешки – марблс и ставить существительные в уменьшетельно – ласкательную форму.
Найди животного
Цели: Обогащение словаря по лексической теме «животные». Эту игру можно завести и длядругим лексических тем. Развитие тактильные ощущения.
Ход: Ребенок находит в сухом бассейне из камешков-марблс фигурки животных.
Какое у тебя настроение?
Цели: Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей. Обогащение эмоциональной лексики. Закрепление антонимов в речи.
Ход:
Вариант 1 Ребенок выкладывает свое настроение. Подбирает антоним и выкладывает к нему настроение.
Вариант 2 Ребенку предлагается выложить определенную эмоцию, и он должен проговорить определенную фразу с этой эмоцией.
Назови диких животных
Цели: Обогащение словаря по лексической теме дикие животные. Закрепление притяжательных прилагательных.
Ход:
Вариант1Ребенок катит шарик по лабиринту и называет диких животных.
Вариант2 Ребенку дается задание. В лесу увидели чьи – то уши или хвост. Назови, чьи они (медвежьи, волчьи).
Какой фрукт ты любишь?
Цели: Обогащение словаря существительных. Работа по словообразованию. Закрепление относительных прилагательных. Образец игры возможен и для других лексических тем.
Ход:
Вариант 1 Ребенок выкладывает камешками-марблс предметную картинку или ободок вокруг картинки. Называет сок из этого фрукта.
Вариант 2 Ребенок по образцу или самостоятельно выкладывает картинку фрукта.
Какой формы предмет?
Цели: Закрепление названий геометрических тел. Упражнять в правильном словообразовании относительных прилагательных.
Ход игры: Назови какой формы морковь Скажи по образцу: морковь треугольной формы
Эти маленькие слова
Цели: Закрепление предлогов. Вводить в речь наречия. Закрепление схематичного изображения предлогов.
Ход игры:
Вариант 1Смотря от представленной картинки, ребенок говорит, где находиться тот или иной предмет и выкладывает камешек–марблс.
Вариант 2 Ребенок по инструкции выкладывает камешек на нужную картинку и проговаривает предлоги.
Кто за кем?
Цели: Закрепление и введение в речь предлога – ЗА.
Ход игры: Ребенок проходит лабиринт и называет, кто за кем.
Скажи где камешек?
Цели: Закрепление пройденных предлогов - В, - НА, - ОКОЛО, - ПОД, - ЗА.
Ход игры: Педагог располагает камешки на игровом поле (песке). Ребенок собирает камешки и проговаривает где камешки.
ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Чудесный мешочек
Цели: Развитие фонематического звука и закрепление понятий гласный и согласный звук. Ход игры: Дети достают из мешочка камешек и называют слово, которое начинается на звук в зависимости от цвета камешка (согласный твердый – синий, согласный мягкий – зеленый, гласный - красный).
Разбери слово
Цели: Формирование звукобуквенного разбора слова. Закрепление цветовых обозначений звуков. Деление слов на слоги. Развитие фонематического слуха. Закрепление изученных букв. Упражнение в чтении.
Ход игры: Дети собирают из разрезных карточек картинку. Делят слово на слоги. Делают звукобуквенный разбор слова. Выкладывают звуки в зависимости от цвета. Выкладывают слово из букв.
Слова – камешки
Цели: Развитие фонематического слуха. Закрепление изученных букв. Упражнение в чтении.
Ход игры: Дети выкладывают из букв заданное слово.
Веселые гусеницы
Цели: Развитие фонематического слуха. Упражнение в звукобуквенном разборе слова. Закрепление навыка чтения.
Ход игры:
Вариант 1. Дети выкладывают слово по цветовому обозначению звуков.
Вариант 2. Из представленных гусениц выбирают ту которая походит по цвету заданному слову.
Необычная буква
Цели: Повторение изученной буквы.
Ход игры:
Вариант 1. Ребенок по готовому образцу выкладывает букву.
Вариант 2 Ребенок выкладывает изучаемую букву и придумывает на эту букву слово.
Кривое зеркало
Цели: Закрепление правильного графического изображения букв. Развитие пространственной ориентации.
Ход игры: Определи верную и неверную букву. Исправь неправильную букву.
Найди букву
Цель: Закрепление изученной буквы. Развитие тактильных ощущений.
Ход игры: Ребенок ищет в сухом бассейне из шариков марблс букву. Определяет на ощупь что за буква.
Пятнашки
Цель: Повторение пройденных букв. Звукобуквенный разбор слова. Развитие фонематического слуха. Упражнение в чтении. Развитие логического мышления.
Ход игры: Детям дается задание собрать слово, двигая камешки по доске. Обязательное условие не вынимать камешки, аналогия игры в пятнашки.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Пересыпь в другую коробочку
Цели: Развитие мелкой моторики. Закрепление цвета.
Ход игры:
Вариант 1 Ребенок перекладывает ложкой шарики в другую емкость, проговаривая цвета шариков.
Вариант 2 Ребенок перекладывает пинцетом шарики в другую емкость, проговаривая цвета шариков.
Поищи в крупе
Цели: Развитие мелкой моторики. Закрепление цвета, названия круп. Развитие словообразования.
Ход игры: Ребенок выбирает из крупы шарики марблс.
Рассели камешки-марблс в твоем городе
Цели: Работа над развитием пространственного восприятия. Развитие творческих способностей. Развитие мелкой моторики рук. Упражнять в речи наречия прямо, направо, налево.
Ход игры: Ребенок создает город лабиринт и проходит этот лабиринт шариком марблс. Проговаривая направления.
Какой твой секретик?
Цели: Развитие творческих способностей. Развитие мелкой моторики рук.
Ход игры: Дети в песке создают из камешков-марблссекретики, возможно использование различного материала для создания тайников (сухие цветы, листики, фантики).
Создай свою картину
Цели: Развитие творческих способностей. Развитие мелкой моторики рук. Работа над положительным эмоциональным фоном ребенка. Развитие связной речи.
Ход игры: Ребенок работает с кинетическим песком и формочками, создает свой сюжет. Составляет рассказ по завершению работы.
Построй свой лабиринт
Цели: Развитие творческих способностей. Развитие мелкой моторики рук. Работа над положительным эмоциональным фоном ребенка. Развитие пространственного восприятия. Ход игры: Ребенок работает с кинетическим песком и создает свою модель лабиринта. Играет проходя этот лабиринт.
ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ
Найди место камешку
Цели: Развитие пространственного восприятия. Вводить в речь понятия правый – верхний угол и т. д. Профилактическая работа по ориентированию на тетрадном листе. Профилактика дисграфии. Закрепление цветов.
Ход игры:
Вариант1 Ребенка просят по инструкции разложить камешки.
Вариант2 Ребенок сам раскладывает и проговаривает местоположение камешков.
Кривое зеркало
Цели: Закрепление правильного графического изображения букв. Развитие пространственной ориентации.
Ход игры: Определи верную и неверную букву. Исправь неправильную букву.
Собери по образцу
Цели: Развитие пространственного восприятия. Развитие глазомера.
Ход игры: Ребенок по данному образцу собирает свою фигуру.
Объемные картины
Цели: Развитие пространственного восприятия. Умение работать в группах. Развивать глазомер.
Ход игры: Дети совместно по готовой схеме вместе с педагогом выкладывают рисунок.
Придумай и собери
Цели: Развитие пространственного восприятия. Умение работать в группах. Развитие глазомера. Развитие творчества.
Ход игры: Каждый ребенок воплощает свою задумку на общем игровом поле.
Помоги друзьям найти свои домики
Цели: Развитие пространственного восприятия. Профилактика дисграфии. Выработка умения ориентироваться на листе бумаги.
Ход игры: Ребенок помогает лисе и медведю добраться до своих домиков. Выкладывает их путь, начиная от точек. Медведь: 1 клетка направо, 2 клетки вверх, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 3 вверх, 2 налево, 1 вверх, 2 направо, 2 вверх. Путь лисы ребенок придумывает сам, выкладывает камешкам – марблс и описывает его.
Проложи дорогу по лабиринту
Цели: Развитие пространственного восприятия. Профилактика дисграфии. Вводить в речь наречия право – лево.
Ход игры: Ребенок выбирает нужный путь и выкладывает камешками – марблс, проговаривая куда ведет дорога вправо, влево, прямо.
Рассели камешки-марблс в твоем городе
Цели: Работа над развитием пространственного восприятия. Развитие творческие способности. Развитие мелкоймоторики рук. Вводить в речь наречия прямо, направо, налево.
Ход игры: Ребенок создает город лабиринт и проходит этот лабиринт шариком марблс. Проговаривая направления.
Собери рисунок по инструкции
Цели: Развитие пространственного восприятия. Профилактика дисграфии. Вводить в речь наречия право – лево, вправо вверх наискосок.
Ход игры: Ребенок по готовой инструкции выкладывает камешками – марблс рисунок.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Создай большой рисунок
Цели: Развитие творческих способностей. Работа над глазомером. Умение работать на предоставленном рабочем поле.
Ход игры: Дети выдумывают свой рисунок и выкладывают на рабочем поле
Создай свой сад камней
Цели: Развитие творческих способностей. Развитие мелкой моторики рук. Работа над положительным эмоциональным фоном ребенка. Упражнять в согласовании числительных и существительных.
Ход игры: Ребенок детской граблей рисует по кристаллическому цветному песку и выкладывает камешки. Проговаривает сколько каких цветом камней.
Вкусная колбаска для своей семьи
Цели: Развитие творческих способностей. Развитие мелкой моторики рук. Работа над положительным эмоциональным фоном ребенка. Упражнять в согласовании числительных и существительных.
Ход игры: Ребенок работает с кинетическим песком, создавая угощение сладкую колбаску, украшает её материалом. Затем режет кусочки и проговаривает кому сколько кусочков колбаски. Вариант 2 Ребенок украшает камешками марблс торт на свой День Рожденья.
Создай свою картину
Цели: Развитие творческих способностей. Развитие мелкой моторики рук. Работа над положительным эмоциональным фоном ребенка. Развитие связной речи.
Ход игры: Ребенок работает с кинетическим песком и формочками, создает свой сюжет. Составляет рассказ по завершению работы.
Построй свой лабиринт
Цели: Развитие творческих способностей. Развитие мелкой моторики рук. Работа над положительным эмоциональным фоном ребенка.
Ход игры: Ребенок работает с кинетическим песком и создает свою модель лабиринта. Играет, проходя этот лабиринт.
Летняя полянка
Цели:Развитие творческих способностей. Развитие мелкой моторики рук. Работа над положительным эмоциональным фоном ребенка.
Ход игры: Дети украшают летнюю полянку камешками.
Кто живет в воде?
Цели:Развитие творческих способностей. Развитие мелкой моторики рук. Работа над положительным эмоциональным фоном ребенка.
Ход игры: Дети создают из камешков-марблс пейзаж морского дна. Составляют предложения: кто живет в море.
Морское дно
Цели:Развитие творческих способностей. Развитие мелкой моторики рук. Работа над положительным эмоциональным фоном ребенка.
Ход игры: Дети работают с водой, создают из камешков-марблс морской пейзаж.
Создай бурю
Цели: Работа над сильной воздушной струей. Развитие творческих способностей. Развитие мелкой моторики рук.
Ход игры: Ребенок создает морское царство. Дует в трубочку, мешает дно палочкой и наблюдает за изменениями в воде.
Сезонное дерево
Цели: Развитие творческих способностей. Закрепление у детей последовательности времен года. Формирование связной речи.
Ход игры: Ребенок в зависимости от времени года украшает дерево.
Рассели камешки-марблс в твоем городе
Цели: Работа над развитием пространственного восприятия. Вводить в речь наречия прямо, направо, налево.
Ход игры: Ребенок создает город лабиринт и проходит его шариком-марблс.
Нарисуй рисунок камешками-марблс
Цели: Развитие творческих способностей и фантазии.
Ход игры: Ребенок выдавливает понравившиеся краски на лист, в прозрачной коробке, а затем совершает движения коробкой, в результате шарик чертит рисунок по листу. Позже ребенок разглядывает рисунок, и говорит, что он видит в нем.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Пройди лабиринт
Цели: Учить пересказу.
Ход игры: Ребенку читается текст сказки (сказка разбирается на фронтальном занятии). Вопросы по тексту. Ребенок проходит лабиринт. Пересказ ребенка.
Кто герои?
Цели: Учить пересказу.
Ход игры: Ребенку читается текст (текст разбирается на фронтальном занятии). Вопросы по тексту.
Вариант 1 Ребенку предлагается выложить главных героев по образцу.
Вариант 2 Дается картинка к тексту и ребенок её украшает камешками-марблс. «Басня кукушка и петух», « Коза - Егоза».
Создай свою картину
Цели: Развитие творческих способностей. Развитие мелкой моторики рук. Работа над положительным эмоциональным фоном ребенка. Развитие связной речи.
Ход игры: Ребенок работает с кинетическим песком и формочками, создает свой сюжет. Составляет рассказ по завершению работы.
Сезонное дерево
Цели: Закрепление у детей последовательности времен года. Формирование связной речи. Развитие творческих способностей.
Ход игры: Ребенок рассказывает, какие деревья весной, и выкладывает первые зеленые листочки на деревьях. Затем весной расцветают цветы, например на сливовом дереве, ребенок добавляет цветы. Летом появляются плоды, сливы. Осенью плоды собирают и листья желтеют. Зимою деревья под снегом.