9. Мотоциклист Главная цель: развитие умения слушать. Дополнительные умения: • формирование контроля за движениями и повышение скорости реакции; • предоставление возможности высвободить энергию; • формирование пространственных представлений; • стимулирование творческой вокализации. Что понадобится: один казу. Количество участников: от 3 до 6. Основной вариант. Группа располагается в комнате, оставив достаточно места для бега. Одного из участников выбирают на роль мотоциклиста, который будет кружить по комнате на воображаемом мотоцикле. Ведущий или один из участников имитирует на казу звуки мотоцикла: момент запуска, ускорение, замедление, поворот ручки «газа». Замечания. Полезно потренироваться в имитации звуков до начала движения мотоциклиста. Эта игра может служить поводом для разговора о безопасности на дорогах. Другие варианты. Ведущий может расставить в комнате стулья, чтобы «мотоциклист» двигался по кругу и т. д. Одновременно ездить на мотоцикле под аккомпанемент того же казу могут два участника.безопасности на дорогах.. Ведущий может расставить в комнате стулья, чтобы «мотоциклист» двигался по кругу и т. д. Одновременно ездить на мотоцикле под аккомпанемент того же казу могут два участника. | 10. Звуковые эффекты Главная цель: развитие умения слушать. Дополнительные умения: • развитие выдержки; • развитие воображения; • развитие способности к сотрудничеству в группе; • подготовка группы к совместным прогулкам или развитие способности вспоминать общие впечатления. Что понадобится: По музыкальному инструменту для каждого участника. Количество участников — от 4 до 10. Основной вариант. Группа садится в круг. Ведущий называет тему, например предстоящее посещение замка или пожарной станции. Затем каждый участник выбирает слово, связанное с данной темой, и инструмент для озвучивания этого слова. Так, магнитофон можно выбрать для слова «ветер», кастаньеты для слова «шаги», утиный манок для слова «утка». Замечания. Ведущий рассказывает историю на заданную тему, и каждый раз, когда он произносит ключевые слова, участники производят несколько звуков на своих инструментах. Ведущий может предложить участникам перед началом игры сидеть как можно тише и прислушаться к звукам в комнате и вне ее. Возможно, придется помогать участникам заканчивать игру вовремя. Для этого можно попросить их через несколько секунд положить инструмент на пол. Ведущему имеет смысл использовать эту игру, чтобы предупредить возникновение страхов, которые могут появиться во время предстоящей прогулки. Ведущий может повторять определенные ключевые слова, чтобы удерживать внимание кого-то из участников. Другие варианты. У двух участников может быть общее ключевое слово и один музыкальный инструмент. Выбирает себе ключевые слова и играет на разных музыкальных инструментах только один участник. Вместо музыкальных инструментов звуки можно имитировать голосом. |
| 11. Дирижер Главная цель: формирование способности к лидерству. Дополнительные умения: • стимулирование невербального общения; • развитие уверенности в себе. Что понадобится: три контрастных по звучанию музыкальных инструмента. Количество участников — от 4 до 10. Основной вариант. Трое участников исполняют роль музыкантов, четвертый — дирижера, все остальные — зрители. Начало и окончание игры дирижер обозначает взмахом руки (ее поднятие означает начало, а движение вниз — окончание). Дирижер побуждает музыкантов играть в соответствии с его жестами, при этом играть можно вместе или по очереди. Когда исполнители закончат музицирование, в игру вступает другая четверка. Замечания. Дирижер может устанавливать паузы между выступлениями музыкантов. Не следует давать никаких словесных указаний. Если дирижер встанет на стул, то ему будет легче вести игру и побуждать исполнителей смотреть друг на друга, а не только на свои инструменты. Другие варианты. Можно воспользоваться и другими сигналами для обозначения характера звучания: громче, мягче, быстрее, медленнее и т. д. Игру на инструментах можно заменить вокалом. Играть на инструментах может, за исключением дирижера, вся группа, солируя по очереди или небольшими группами, например, группа барабанщиков и группа с бубенцами. Дирижер может воспользоваться «настоящей» дирижерской палочкой и/или надеть белые перчатки. Можно разложить инструменты на разноцветных циновках. Тогда дирижер, показывая образец определенного цвета, дает знать, на каком инструменте сейчас следует играть. Дирижер может показывать картинку с изображением инструмента, звучание которого он хочет услышать. | 12. Обойди барабан! Главная цель: развитие уверенности в себе. Дополнительные умения: • развитие сотрудничества в группе; • развитие инициативы; • развитие способности концентрировать внимание; • развитие умения слушать. Что понадобится: тимп-том. Количество участников — от 4 до 8. Основной вариант. Участники игры рассаживаются на полу вокруг тимп-тома с палочками. Ведущий обходит играющих сзади, напевая при этом какую-нибудь песню. Когда песня заканчивается, ведущий останавливается за спиной одного из играющих, который встает и направляется к тимп-тому, чтобы исполнить на нем соло. Группа аккомпанирует ему, хлопая в ладоши. Завершив игру, солист кладет папочки возле тимп-тома и идет следом за ведущим, с которым они обходят группу, напевая песню. Игра заканчивается, когда все участники игры исполнят соло на тимп-томе и встанут в шеренгу за ведущим. Замечания. Каждый раз, когда ведущий останавливается за спиной одного из играющих, он может спросить у группы его имя. Это помогает группе сосредоточиться, а солисту — подготовиться к выходу. Возможно, некоторые участники захотят играть слишком долго. Ведущий в этом случае может помочь им остановиться словами: «Раз, два, три... стоп!» Другие варианты. Можно использовать другие музыкальные инструменты, например тарелку на подставке (штативе) или металлофон. Ведущий может остановиться между двумя участниками, которые после этого будут играть на тимп-томе дуэтом. Можно использовать самые разные песни. Роль ведущего может взять на себя один из участников игры. |