Картотека «Игры и упражнения для автоматизации и дифференциации поставленных звуков у детей дошкольного возраста».
«Игра с пальчиками»
Называем автоматизируемый слог (слово) и загибаем палец на руке или соединяем в колечко. РА – РО – РУ – РЫ – РЭ
РАК – РАМА – РАДУГА – РАНА – РАКЕТА и т.д.
В данном случае автоматизируется звук [р].
Игра «Башенка», «Пирамидка».
Взрослый называет автоматизируемый слог (слово), ребенок его повторяет. Если звук (слово) произнесен верно, ребенок получает кубик или колечко от пирамидки. В ходе игры ребенок строит башенку или собирает пирамидку.
Игра «Карусель»
Цель: автоматизация поставленного звука в слове (или в предложении).
Описание: если произношение определённого звука закрепляется в слове, ребёнок должен подобрать «пассажиров» с заданным звуком и назвать их. Если звук автоматизируется в предложении, то, в зависимости от того, какой звук, педагог даёт образец ответа.
Игра «Рыбаки»
Цель: дифференциация твердых и мягких звуков, развитие координации движения.
Описание: В озере плавают рыбки, их надо поймать и разложить в ведерки. Для этого надо четко назвать картинку, выделить звук.
Дидактическая игра. «Что везет самолет»
Цель: Автоматизация звука С в предложении.
Ход: Логопед выкладывает картинку с изображением самолета, ребенок находит картинки со звуком С в словах и выкладывает на самолет.
Игра «Чудо-дерево»
Цель – закреплять умение определять место звука в слове, совершенствовать навык звукового анализа, развивать фонематический слух, закреплять навык правильного звукопроизношения, развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие.
Материал – дерево, на стволе и кроне которого кармашки, картинки знакомых детям предметов.
Ход игры. В кармашек на стволе дерева вкладывается карточка с буквой, например буква [с]. Ребенку предлагается вставить в кармашки, расположенные на кроне дерева картинки, в названии которых есть звук [с] (в начале, середине, конце слова).
Упражнение: «Разрезные картинки»
Цель: Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики, мышления.
Ход игры: Логопед просит детей вынуть из конвертиков
картинки и рассмотреть их. Предлагает детям собрать
разрезанные на части картинки рассказать, что у них получилось.
Игра «Шляпа волшебника».
Цель: автоматизация звука [с].
Дидактическая задача: автоматизировать звук [с].
Игровая задача: вытащить из шляпы картинку и назвать что наколдовал волшебник.
Оборудование: шляпа, картинки предметов со звуком [с].
Ход игры: посмотрите какая у меня есть шляпа волшебника. Давайте посмотрим, что же он наколдовал. Вытащив картинку, вы должны сказать: «Волшебник наколдовал, например, Сыр»..
Игра «Кто дольше?»
Ход игры: ребенок и педагог соревнуются в правильном и длительном произношении звука (возможно использование длинного шнурка – кто быстрее намотает). Победитель отмечается каким-либо символом (звездочкой, кружочком и т.д.). Игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.
Игра «Кто больше?»
Ход игры: используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики и т.д.). За каждое правильное произнесение звука или слога педагог и ребенок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения. В этом случае логопед оценивает его правильность и награждает участников.
Игра «Научи Петрушку»
Ход игры: педагог берет пальчиковую куклу и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок выступает в роли учителя, Петрушка - ученика.
Игра «Поедем на машине»
Ход игры: игра используется для автоматизации изолированного звука [р]. В тетради для индивидуальных занятий ребенок и педагог рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу, скамейке и т.д.). Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р], ведет пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего объекта. В первый раз разрешается делать 2-3 остановки в пути. Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолета; для [з] - комарика; для [ж] - жука и т.д.
Игра «Пальчики здороваются».
Ход игры: ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук. педагог следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.
Игра «Маленькие ножки бежали по дорожке…»
Ход игры: ребенок представляет, что указательный и средний пальцы - это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный звук.
Игра «Прокати мяч».
Ход игры: педагог предлагает ребенку прокатить по полу мяч из одного конца кабинета в другой, произнося при этом заданный звук. Используется для автоматизации шипящих, свистящих и сонорных звуков. Также ребенок может подбрасывать мяч вверх.
Игра «Заборчик» (на примере звука [с])
Ход игры: ребенок повторяет вслед за педагогом цепочки слогов, обозначающие действия с заборчиком (строим, отбираем плохие доски, возводим стену, забиваем гвозди в забор).
Пример:
«Строим заборчик»:
са – са – са
су – су – со и т. д.
«Отбираем плохие доски» (убрать лишний слог):
са – су – ба
сы – ка –сы
«Возводим стену»:
ас – эс – ос – ус – ыс
«Забиваем гвозди в забор»:
ас – са – ос
ус – сы – ыс.
Игра «Строим дом» (на примере звука [с])
Ход игры: уложим три кирпича са; теперь четыре кирпича сы, теперь пять кирпичей со, теперь шесть кирпичей ус и т.д. Можно сопроводить эту игру рисованием домика.
Игра «Я рисую» (на примере звука [с])
Ход игры: сегодня мы с тобой нарисуем чудесную картину, но только не листе бумаги, и рисовать будем не красками, а волшебными звуковыми чернилами. Ребенок произносит несколько раз различные слоги со звуком [с] и после этого появляется часть картинки. Чтобы нарисовать всю картину, необходимо правильно назвать сказать все слоги.
Игра «Эхо».
Ход игры: просим ребенка повторить за педагогом слоги и серии слогов, ребенок - эхо. Затем пусть ребенок сам придумает и назовет слоги, логопед - эхо.
Игра «Ступеньки».
Ход игры: в тетради ребенка педагог рисует ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя слог. Другой вариант: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.
Игра «Ромашка».
Ход игры: в тетради ребенка педагог рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з, ж, ш и т.д.) На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги: ра, ро, рэ; ар, ор, эр и т.д.
Игра «Доскажи словечко» (на примере звука [р])
Ход игры: педагог дает инструкцию: я буду придумывать начало предложения, а ты догадайся, какой должен быть конец:
Во дворе идет интересная иг...(ра).
Мама купила Юрику воздушные ша...(ры).
Мы залезли на высокую го...(ру).
Петух потерял в драке пе...(ро). И т.п.
Игра «Украсим комнату флажками».
Материал: натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.
Ход игры: педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.
Игра «Собери бусы».
Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми - один ребенок собирает бусы с одного конца, другой - с другого.
Материал: длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.
Ход игры: педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным звуком.
Игра «Отгадай загадку – назови отгадку».
Ход игры: педагог загадывает ребенку такие загадки, отгадки которых имеют в наличии заданный звук. Можно облегчить задание, предложив ребенку выбрать из предложенных картинок, картинку-отгадку и назвать ее.
Игра «Что с чем» (на примере звука [с])
Ход игры: просим ребенка назвать по картинке, что с чем, при этом второе слово в словосочетании тоже должно содержать звук [с]. Пример: стул со спинкой, стол со скатертью, сосна со стволом и т.д.
Игра «Назови, кто это или что это?» (на примере звука [с])
Ход игры: инструкция педагога: сейчас мы с тобой будем знакомить слова. Но не просто так. Если они подружатся, то мы получаем приз (фишка). Я буду называть одно слово (признак), а ты другое (слово, отвечающее на вопрос кто? или что?). Но учти, при этом должно соблюдаться следующее условие, в твоём слове должен быть звук [с]. После ты повторишь мое и свое слово – проверим, подружились ли слова. Пример: Высокая – скала, быстроногий – страус, стильная – сумка и т.д. Другой вариант игры, когда ребенок придумывает существительное, а педагог – прилагательное.
Игра «Что рисуют дети» (на примере звука [с])
Ход игры: инструкция педагога: смотри, вот две юные художницы – Света и Соня. Они нарисовали много красивых картин, давай назовем, что нарисовала Соня, а что нарисовала Света. Пример: Света нарисовала сварщика, а Соня нарисовала садовника.
Игра «Из чего сделан предмет?» (на примере звука [с])
Ход игры: детям предлагаются картинки, которые разложены на две половины. Нужно взять любую картинку из первой стопки, выбрать подходящую ей из второй стопки, а после составить предложение. Пример: Скамейка сделана из досок. Снеговик сделан из снега и т.д.
Игра «Скороговорки».
Ход игры: перед ребенком несколько картинок, изображающие различные скороговорки на заданный звук. Необходимо, постепенно увеличивая темп произнесения, проговорить все скороговорки, не ошибившись в звуках.
Игра «Посчитай-ка».
Цель: формировать умение согласовывать существительные с числительными, выработка правильного речевого дыхания. : Активизировать словарь по теме, автоматизация звука Р в словах
Оборудование: в групповой комнате в разных местах помещены картинки с комнатными растениями и с цветами.
Ход: в цветочном магазине проверка. Продавцы должны пересчитать все цветы. Какие и сколько них в наличии.
Одна ромашка, три ромашки, пять ромашек.
Одна роза, две розы, пять роз. И т.д.
Игра «Приключения букв С и Ш».
Цель: автоматизация звуков [с] и [ш].
Дидактическая задача: автоматизировать звуки [с] и [ш].
Игровая задача: дойти от первой башни до второй, бросая кубик, называя что и кто встретится на пути.
Оборудование: игра-бродилка, кубик, фишки.
Ход игры: ребята, вам надо добраться из одной башни в другую. В этом вам поможет кубик. Бросайте кубик и двигайтесь вперед, но вам необходимо назвать кто или что будет встречаться на вашем пути.