СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека коммуникативных игр во второй младшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

картотека игр для дошкольников

Просмотр содержимого документа
«Картотека коммуникативных игр во второй младшей группе»






Картотека



«Коммуникативные игры»


Вторая младшая группа



Пояснительная записка

Все без исключения хотят видеть детей улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами ДОУ – помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Способность общения или коммуникативные способности необходимо развивать с раннего возраста. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение - это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. И мы должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.

Основным показателем развития коммуникативных способностей является детская игра. Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.

Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Чтобы избежать отчужденности, враждебности, агрессивности, а это все следствия неумения ребенка общаться с окружающими, необходимо создать условия, которые должны способствовать постепенному развитию игры, как ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения, мышления и произвольного поведения.

Для полноценного развитие природной любознательности дошкольника, в том числе интереса к себе, к восприятию себя сверстниками и взрослыми, для поддержки в поиске своего места в системе социальных отношений, окружающем мире, для овладения элементарными социальными навыками детьми 5-6 лет целесообразно использовать коммуникативные игры , предложенные в данном пособии.

Цель коммуникативных игр – развитие навыков конструктивного общения.

Задачи:

  • Воспитывать умение слушать и слышать другого человека;

  • Воспитывать чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе;

  • Формировать умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами;

  • Формировать умение разрешать конфликтные ситуации и преодолевать конфликты в общении друг с другом;

  • Создавать благоприятную атмосферу свободного общения и эмоциональной близости.

Проводятся игры еженедельно во второй половине дня в группе или на улице. Продолжительность составляет 25 минут.

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков

«Нос к носу»

Цель: создание условий для тесной связи между партнерами

Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д.

«Липучки»

Цель: отработка коммуникативных навыков детей

Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

«Ласковое приветствие»

Цель: создание положительной эмоциональной обстановки в детском коллективе

Ведущий предлагает, передавая «волшебную палочку» по кругу ласково здороваться со своим соседом. Например, «Здравствуй Сашенька» или «Привет котёнок» При этом ведущий напоминает детям о том, что когда мы здороваемся с человеком, мы смотрим ему в глаза.

«Паровозик»

Цель: развитие желания играть сплоченно в команде

Участники сидят в кругу. Ведущий двигается вокруг детей, имитируя движение паровозика. Затем останавливается возле кого-нибудь и говорит: «Здравствуй, поехали со мной». Ребёнок, которого выбрали, становится впереди. игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не соберутся все дети.

«Дотронься до…»

Цель: создание условий для умения видеть и чувствовать каждого члена коллектива

Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» ит.д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить у кого есть названный признак и нежно дотронуться.

«Змея»

Цель: развитие желания играть сплоченно в команде

Дети становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает ходить и приговаривать: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребёнок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и стать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.

«Дружба начинается с улыбки»

Цель: создание условий для тесной связи между участниками детского коллектива.

Сидящие в кругу дети берут за руки друг друга, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую и ласковую улыбку.

«Комплименты»

Цель: создание положительной эмоциональной обстановки в детском коллективе.

Сидя в кругу дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу нужно сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент ребенок кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

«Поварята»

Цель: создание условий для тесной связи между участниками детского коллектива.

Все встают в круг - это кастрюля. Сейчас будем готовить компот. Каждый участник придумывает, каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша) Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот. Таким способом также можно сварить суп или сделать винегрет.

«Ветер дует на…»

Цель: создание условий для умения видеть и чувствовать каждого

Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…». Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте. «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит сладкое» и так далее...

«Солнце»

Цель: формирование чувства единения друг с другом

Нарисовать на бумаге большой желтый круг. Затем поочередно пририсовать к солнцу как можно больше лучей

«Змея»

Цель: формирование чувства единения друг с другом

Нарисовать большую змею. Теперь нужно разрисовать змеиную кожу, поочередно нанося разноцветными фломастерами узор из звездочек, точек, волнистых и зигзагообразных линий и т.д.

«Лужок с цветами»

Цель: формирование чувства единения друг с другом

Немного увлажнить акварельные краски. Смочить в краске пальцы (каждый палец - своей краской) и на листе бумаги, ставя отпечатки пальцев, «нарисовать» травинки, цветы и т.д. Лепестки цветов пририсовываются фломастером вокруг отпечатков

«Поиск»

Цель: развитие внимания, наблюдательности

Сообща рассматривать книжку с картинками. С первой картинки начинается игра: «Я вижу что-то, оно красное! Что это?» Когда это что-то будет найдено, поменяться ролями.

«Что случилось?»

Цель: формирование умения улавливать эмоциональный настрой другого

Оснащение: магнитная доска, магниты; картинки: веселый крокодил, грустный львенок, злой (сердитый) мышонок, испуганный слоненок, обиженный пингвин, удивленный филин.

Один из детей - водящий, остальные - «наблюдатели» и «советчики».

Педагог предлагает водящему выбрать любую картинку, прикрепить ее к магнитной доске и ответить на вопросы: Кто это? Какое у него настроение?

Какие чувства (эмоции) он испытывает? Почему? Что с ним случилось? Что ты ему посоветуешь? «Наблюдатели» и «советчики» слушают ответы на вопросы и высказывают свое мнение. Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.

«Пантомимические этюды»

Цель: развитие наблюдательности, пластичности движений

Педагог предлагает детям пройтись так, как в их представлении ходят:

маленькая девочка в хорошем настроении; старик; уставший человек; смелый человек и т.д. Вначале дети выполняют каждое задание одновременно, затем поочередно.

«Собери чемодан»

Цель: развитие внимания, чувства общности

Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Воспитатель говорит: - Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие. Давайте собирать чемодан. Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Первый «путешественник» называет предмет, который он возьмет с собой, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой предмет. Третий припоминает, что взял второй «путешественник» и добавляет свой предмет и так далее. Помните, что повторяться нельзя.

упражнение можно усложнить, попросив детей повторять название всех предметов, которые прозвучали до них.

«Эхо»

Цель: закрепление и систематизация знаний о точном воспроизведении звуков.

Воспитатель читает детям любое стихотворение, а они повторяют последнее слово каждой строчки.

«Почта»

Цель: способствовать сближению и объединению детей в коллективе

Ведущий игры – педагог. Между ним и участниками игры происходит следующий диалог: Ведущий: Динь – динь – динь.

Дети: Кто там?

Ведущий: Почта.

Дети: Откуда?

Ведущий: Из Рязани.

Дети: А что там делают?

Ведущий: Танцуют (поют, смеются, плавают, летают и т.д.)

«Что в сундучке?»

Цель: закрепление сплоченности и доверия друг к другу

Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет. С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет».

Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.

«Я начну, а вы продолжите»

Цель: формирование навыков сотрудничества, умения договариваться

Участники садятся на пол или стульчики, образуя круг. Вначале педагог читает детям рассказ Н.Носова «На горке», а затем произносит незаконченные предложения. Дети поочередно их заканчивают, используя образные слова и выражения.

Например:

Был ясный день, снег на солнце …(сверкал, искрился, переливался, блестел).

Миша сел на санки и помчался с горы …(пулей, вихрем, так, что дух захватило) Санки перевернулись, и мальчик …(шлепнулся, бухнулся в снег, полетел кубарем) Коле очень хотелось, чтобы горка получилась. Он трудился…(не покладая рук, без устали, в поте лица).

«Опиши друга»

Цель: создание условий для умения видеть, чувствовать каждого участника коллектива, развитие наблюдательности.

С помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.

После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько был точен каждый игрок. Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.

«Пум-пум-пум»

Цель: развитие взаимопонимания

Играющие садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Педагог говорит: - Сейчас мы поиграем в игру «Пум – пум – пум». «Пум-пум-пум» - так мы будем называть любой загадочный предмет. Затем выбирается водящий, который загадывает предмет. Остальные участники задают ему вопросы.

Например: - Почему ты загадал этот «Пум-пум-пум»? - Для чего «Пум-пум-пум» нужен? - Этот «пум-пум-пум» большой или маленький? И так далее.

Водящий должен отвечать на вопросы играющих полным предложением.

Ребенок, который первым назовет загадочный предмет, становится водящим, игра возобновляется.

«Почему? А потому!»

Цель: развитие умения договариваться, действовать и отвечать на вопросы сообща

Воспитатель приводит примеры «каверзных» вопросов. Затем сами дети задают такие вопросы друг другу. Например: - Почему кошка часто умывается? - Может слон жить без хобота? И др.

«Кто ты?»

Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы в коллективе

Каждый участник придумывает себе какое-нибудь смешное прозвище (например, метла, пузырек, расческа, ручка, игрушка и др.) Затем с помощью считалки выбирается водящий. Он начинает задавать вопросы игрокам. Отвечая на них, игрок должен употреблять только придуманное им слово, при этом сохраняя серьезное выражение лица.

Например, водящий подходит к тому, кто назвал себя «метлой», и строго предупреждает: - Кто ошибается, Тот попадается! Кто засмеётся, Тому плохо придется! Далее следует диалог, например: - Кто ты? - Метла. - А что ты ел сегодня утром? - Метлу. - А на чем ты приехал в детский сад? - На метле. И так далее. Когда вопросы закончатся или же игрок ошибается (рассмеётся), водящий меняется.

«Путешествия Незнайки»

Цель: развитие наблюдательности

Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Воспитатель показывает детям игрушку и говорит:

- Ребята, к нам в гости заглянул Незнайка. Он побывал во многих детских садах. Слушайте его и постарайтесь отгадать, в каких комнатах детского сада он побывал и когда (зимой, летом, утром, или вечером) это было.

Примеры: - Зашел Незнайка в комнату, где дети: засучивают рукава, намыливают руки, вытираются; расстегивают пуговицы, снимают и складывают одежду, потягиваются, успокаиваются, отдыхают, спят; пляшут, поют, слушают, притопывают, кружатся, кланяются; маршируют, приседают, пролезают, спрыгивают. - Был Незнайка в детском саду, когда дети:

приходят, здороваются, переобуваются, заходят в группу; одеваются, прощаются, уходят; купаются, загорают, ходят босиком; лепят снеговиков, катаются на санках, на лыжах;

«Что было бы, если бы я …»

Цель: развитие воображения, фантазии, умения открыто высказывать свои чувства и желания

Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Воспитатель говорит: - Ребята, представьте, что вы встретились с Феей и она рассказала, что может превратить вас в кого угодно. Например: Что было бы, если бы по волшебству Феи ты стал… артистом, то сыграл бы роль… художником, то нарисовал бы… воспитателем ,то…цветком, то радовал бы…

«Художник слова»

Цель: формирование чувства единения друг с другом

Участники садятся на стульчики или на пол, образуя круг.

Выбирается водящий, который рисует словесный портрет кого-либо из группы, не называя имени этого ребенка. Остальные участники должны догадаться, о ком идет речь.

Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.

учитывая уровень развития вербального воображения детей,