Картотека летних экскурсий
Экскурсия к цветочным клумбам
Проведение экскурсии предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Предварительная работа: Чтобы закрепить последовательность зацветания растений на клумбе с апреля по сентябрь создается гербарий совместно с детьми (на листе бумаги приклеиваются засушенные цветы в порядке их появления) Цель: активизировать интерес детей к окружающему миру, систематизировать знания детей о конкретном цветке – ромашке.
Задачи: вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на красоту и разнообразие цветочного мира; Учить детей сравнивать, находить общие и различительные признаки цветов. Развивать мышление, наблюдательность, память, умение делать умозаключения. Закреплять знания названия летних месяцев и цветов. Предварительная работа: работа на клумбах по посеву и уходу за цветами, загадывание загадок о цветах, рассматривание картинок с изображением цветов знакомство с их названием.
Ход экскурсии
Воспитатель: Дети скажите, у нас красиво возле детского сада? (ответы детей)
А что особенно украшает территорию детского сада сейчас, летом? (ответы детей)
Правильно, цветы. Давайте сегодня мы проведем экскурсию по территории детского сада и полюбуемся красотой и многообразием цветочного мира. Как называются места, где растут у нас цветы?
Правильно, клумбы. Наш детский сад украшают красивые клумбы с различными цветами. Многие цветы вам знакомы, о некоторых я сегодня расскажу.
Воспитатель: Дети, цветы – символ счастья, доброты, красоты. Поэтому часто, когда хочется сделать приятное человеку, то ему дарят цветы. Вот и сегодня мне хочется сделать вам подарок. Полюбуйтесь ими, рассмотрите повнимательней, можно даже потрогать их, понюхать, но не срывайте такую красоту, а потом свои впечатления мы отразим в рисунках. (Дети любуются цветами, некоторые трогают, рассматривают, нюхают)
Воспитатель: Какое сейчас время года? Назовите летние месяцы. Какой сейчас месяц? А вот теперь назовите цветы, которые цветут в июле месяце. А подсказка для вас на наших клумбах (роза, ромашка, бархатцы) Воспитатель: Скажите, а почему так красиво цветут цветы на наших клумбах? А вот в лесу цветы не такие крупные. Дети: за цветами на клумбах ухаживают, а в лесу – нет.
Воспитатель: Да, правильно, чтобы цветы были крупные, четко можно было увидеть их на клумбе за ними надо ухаживать. Вспомним как мы это делали. Дети: Копали землю, сеяли семена или сажали рассаду, поливали, когда земля была сухой, рыхлили почву, пропалывали от сорняков.
Воспитатель: Стоят на клумбах сестрички: Золотой у них глазок, белые реснички. О каком это цветке я загадала вам загадку? Дети: Ромашка.
Воспитатель: Есть у нас на клумбе ромашка? Дети обращают внимание на ромашки . Воспитатель: На что похож этот цветок? Дети: На солнышко с лучиками Воспитатель: Да ромашку всегда сравнивают с ясным солнышком. В нашей стране ромашка является символом чистоты и доброты. Видов ромашек в природе много, но самые известные – ромашка непахучая (показывает) и ромашка аптечная (показывает). Цветы ромашек имеют удивительно целебные свойства. Отвары и настои из нее используют в медицине.
Раньше этот цветок называли «романов цвет», со временем люди стали ласково называть «ромашкой». Но по-научному этот цветок называется «нивяник». (Дети повторяют название)
Воспитатель: Давайте рассмотрим это маленькое солнышко и расскажем о его строении.
Дети: Высокий прямой стебель, покрытый зелеными длинными листьями. В земле цветок держится при помощи корней. Сам цветок состоит из множества белых лепестков и желтой серединкой. Понюхав цветок, дети говорят, что садовая ромашка или нивяник не пахнет.
Воспитатель: Садовая ромашка непахучее растение, но насекомых она привлекает своим цветом. Перелетая с одного цветка на другой мухи, пчёлы, бабочки и другие насекомые переносят пыльцу. Ромашка лекарственная имеет целебные свойства и ее тоже применяют в медицине. Заболело горло – поможет отвар поранил колено – промой рану этим же отваром. Хорошо укрепляет наш организм если мы пользуемся лекарствами и витаминами с данным растением.
Воспитатель: Ромашка – родной сердцу цветок, добрый, нежный, сердечный, который украшает нашу жизнь, дарит радость и здоровье человеку. Маленькое солнце на моей ладошке– Белая ромашка на зеленой ножке, С белым ободочком желтые сердечки. Сколько на лугу их, сколько их у речки… Воспитатель: Давайте еще раз полюбуемся красивым убранством наших клумб, изобилием цветов. А я вам предлагаю украсить и асфальтированные дорожки цветами. Нарисуйте на асфальте те цветы, которые особенно вам нравятся и тогда наш детский сад будет утопать весь в цветах. Воспитатель раздаёт детям даются цветные мелки. Дети рисуют цветы на асфальте.
Экскурсия на луг Программные задачи:
Продолжать учить детей замечать и называть сезонные изменения и устанавливать взаимосвязи: наступило лето – солнце греет сильнее – появились растения, насекомые.
Систематизировать знания детей о луге
Уточнить представления о насекомых, населяющих луг
Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы
Вызывать у детей интерес к природе, умение видеть её красоту.
Предварительная работа:
Рассматривание маршрутного плана; игры «Лото», «Кто живёт на лугу»; рассматривание предметных картинок; заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок о лете, растениях, насекомых.
Ход занятия.
Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом.
Дети, о каком времени года это стихотворение? (о лете) Вот мы с вами пришли полюбоваться красотой летнего луга.
Каким, посмотрите, стал луг летом? (зелёным, цветущим, благоухающим, ароматным, пёстрым, душистым, солнечным и т. д.)
Обратите внимание, что растёт на лугу? (цветы, трава)
Какие цветы? (ромашки, васильки, колокольчики, лютики и т.д.)
Отгадайте загадки о цветах, которые растут на лугу. Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом, А дунул ветерок,
Остался стебелёк. (одуванчик) Стоит в саду кудряшка-
Белая рубашка Сердечко золотое
Что это такое? (ромашка) Эй, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (колокольчики) Давайте поблагодарим наш луг за красоту!
А на что похож луг? (ковёр, скатерть) Какого цвета луг?
Давайте найдём ромашку на лугу и поздороваемся с ней! Дети, на что похожи листья ромашки? (на лодочку) С чем сравнить её лепестки? (с белой рубашкой)
Игра «Лес, луг, огород».
Дети встают в круг, руки опущены. Водящий бегает змейкой и после слов:
«Лес, луг, огород,
ты скажи что там растёт?» останавливается напротив ребёнка.
Водящий называет любое растение, а ребёнок должен ответить, где оно растёт. Если он отвечает правильно, то становиться водящим.
Выбрав место для отдыха, воспитатель предлагает детям тихо посидеть и послушать, чтобы потом каждый мог описать то, что он слышал. Если будут слышны птичьи голоса, то учить их различать. Расспросить, кто что знает об этих птицах.
Воспитатель: Ой, смотрите, здесь какая-то дорога, а по ней ползут муравьи. Смотрите, что они тащат? (иголки, сухие травинки) Давайте пойдём около этой дорожки и посмотрим на их дом. Вы знаете, какой дом у муравьёв? Много ли их в нём живёт? Какие ещё насекомые живут на лугу? Отгадайте загадки.
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (бабочка)
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком. (пчела) Самого не видно,
А песню слышно. (комар) Модница крылатая
Платье полосатое, Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (оса)
Кто на нами вверх ногами. (муха)
Воспитатель: Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать. Поэтому необходимо знать, как защититься от насекомых.
Надо смазать открытые части тела средствами, отпугивающими насекомых
Надо быть осторожными и внимательными на природе
Если увидели осиное гнездо, ни в коем случае не трогать его, иначе осы вылетят и будут жалить
Если около вас летит пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите на другое место
Встретив на пути муравья, не обижайте его. Не будешь ему мешать, он тебя не укусит.
Вместе с воспитателем проводим наблюдение за насекомыми, их внешним
видом, повадками.
Игра «На пенёчке я сижу»
Дети идут по кругу, водящий сидит в центре и говорит:
На пенёчке я сижу, На лужочек я гляжу Там цветочки разные:
Жёлтые да красные, Белые да синие, Очень все красивые,
Я цветы не буду рвать…
Дети: Будешь с нами ты играть?
Ведущий: Да
Дети разбегаются, ведущий их салит.
Воспитатель: Мы все любим отдыхать на природе, но там встречается много опасностей (гроза, ливень, ураган) Дети, вспомните, в какое время года чаще всего бывает гроза? (летом) По каким признакам в природе можно догадаться , что приближается гроза? Что бывает раньше – Гром или молния? Гроза опасна сильными разрывами молний. В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена и другие возвышающиеся предметы.
Если гроза застала вас в поле, на лугу лучше переждать в низине, в овраге, можно лечь, металлические предметы из рук выкинуть. Нельзя бежать по полю, стоять под деревом.
Превращения.
Теперь, дети, мне хочется поколдовать: «Раз, два – вот и фея теперь я. А вас я превращу волшебной палочкой в насекомых».
Дети- насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки, присущие комару, пчеле, мухе, шмелю.
Дидактическая игра «Хорошо – плохо»
Мы отдохнули на полянке и пришло время возвращаться в детский сад. Но прежде чем расколдовать детей, воспитатель хочет узнать у них, хорошо или плохо быть насекомым.
Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять.
Экскурсия к Мемориалу павшим солдатам.
Программное содержание: Познакомить детей с жизнью людей во время Великой Отечественной Войны. Рассказать о героическом подвиге народа в годы ВОВ. Показать детям Мемориал погибшим землякам, объяснить, почему поставлен памятник.. Воспитывать бережное отношение к народной памяти, любовь к Защитникам Отечества.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о ВОВ, рассматривание иллюстраций, чтение рассказа О.Митяева «Орден», заучивание стихотворения «Родина» З.Александровой, прослушивание музыки военных лет.
Активизация словаря:
Отечество, патриотизм, ветеран, сражение, парад войск. Воспитатель: Отгремела война, на землю пришел мир. Ребята, как люди сохранили память об этом страшном времени? (ответы детей) Правильно, благодарные люди поставили памятники воинам - освободителям.
Их очень много: памятник воину - освободителю с девочкой на руках в Берлине (показ иллюстраций), неизвестному солдату в Москве (показ иллюстраций) и многие другие во всех уголках нашей Родины. Как вы думаете, в нашем городе есть памятники? (ответы детей)
Да, есть. Называется он Мемориал павшим солдатам. И находится на улице Мира. Посвящается мемориал всем воинам погибшим, защищая Родину. Сейчас мы с вами посетим это святое, для всех жителей нашего поселка место.
(Экскурсия к Мемориалу Погибшим Землякам, на которой происходит знакомство детей с памятником, мраморной плитой, где выгравированы имена погибших героев, и вечным огнём.)
Воспитатель: Мемориальный комплекс «Никто не забыт, ничто не забыто», одним из фрагментов которого является стоящий на постаменте настоящий танк, с залатанными боевыми пробоинами.
Сегодня памятная дата - день когда началась война. 22 июня 1941 года в 4 часа утра началась Великая Отечественная война. Весь народ поднялся на защиту своей Родины. Долгих 4 года длилась война. Много людей погибли защищая нашу Родину.
Два раза в год мы приходим к памятнику воинам – освободителям , чтобы почтить их память.
В знак благодарности к погибшим воинам мы с вами возложим цветы к мемориалу.
А теперь встанем и почтим минутой молчания всех героев, павших за мир и счастье на Земле.
Воспитатель: Народ помнит о тех, кто погиб, защищая свою страну. Как он о них помнит?
Дети: Слагает песни, стихи, возводит памятники, хранит материалы о защитниках Отечества в музеях.
Вывод: Дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь все, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество.
Летняя экскурсия «Разнотравье, разнотравье»
Цель — уточнение и дальнейшее расширение первичных естественно- научных представлений (времена года. Лето. Травянистые растения летом).
Оборудование: коврики, панамки, рюкзачки по числу детей, мобильные мольберты, акварельные мелки, папка для гербария.
Предварительная работа
Рассматривание изображений травянистых растений на открытках или просмотр слайдов «Растения луга». Разучивание стихотворения «Разнотравье», подвижной игры «Мы венок плели». Проведение беседы «Травянистые растения». Толкование русских народных пословиц и поговорок, в которых упоминаются растения. Ознакомление детей с народными приметами, в которых упоминаются растения.
Ход экскурсии
Педагог приглашает детей на прогулку в ближайший парк или сквер, в рощу или на опушку леса. По дороге он обращает внимание детей на травянистые растения, которые им встречаются.
На месте педагог предлагает детям расстелить коврики и разместиться на тенистой лужайке.
Педагог. По дороге мы с вами увидели много разных травянистых растений, разных трав. Разные травы окружают нас сейчас. Их называют красивым русским словом «разнотравье». Слышите, из каких слов образовано слово
«разнотравье»?
Дети. Из слов «разные» и «травы».
Педагог. Правильно. Вспомните стихотворение о разнотравье, которое мы выучили. Один из детей рассказывает стихотворение.
Разнотравье Разнотравье, разнотравье, На полянах лето правит. Травы свежи и не смяты. У ручья раздолье мяты,
Дальше мятлик колосится, Рядом свежая душица.
На пригорке, погляди-ка,
В красных звездочках гвоздика, Лопуха большие листья,
У тропы — тысячелистник, А у леса на опушке —
В серебре медвежьи ушки. Дальше прямо у березки Пролила кукушка слезки. Разнотравье, разнотравье... На полянах лето правит.
Педагог. Названия каких травянистых растений прозвучали в этом стихотворении? Перечислите их.
Дети. Мята, мятлик, душица, полевая гвоздика, лопух, тысячелистник, медвежьи ушки, кукушкины слезки.
Педагог. Молодцы! Вы запомнили названия всех травянистых растений. Мы рассматривали с вами их изображения на открытках. Попробуйте найти некоторые из этих растений на поляне.
Дети расходятся по поляне и ищут знакомые растения, а потом все вместе рассматривают их и объясняют, по каким признакам нашли их. Целесообразно показать детям одно-два еще не знакомых им растения, например тимофеевку подорожник, которые часто можно встретить в поселке. Можно предложить детям понюхать, как по-разному пахнут растения. Пусть аккуратно срывают, растирают пальцами и нюхают листья растений, а потом рассказывают о своих впечатлениях.
Педагог. Разойдитесь по поляне и постарайтесь найти знакомые растения.
Дети расходятся по поляне, ищут растения. Все вместе рассматривают их еще раз. Педагог достает папку для гербария.
Педагог. А теперь давайте аккуратно соберем листики и цветки разных растений, засушим их, а потом сделаем коллаж «На лужайке летом».
Дети собирают травянистые растения, педагог укладывает их в папку, а потом организует заключительную беседу.
Педагог. Сегодня мы говорили о разных травах, о разнотравье. Вспомните пословицы, поговорки, народные приметы, в которых упоминаются травы и цветы.
Дети перечисляют известные им пословицы, поговорки, народные приметы.
Много воды — много травы. Без росы трава не растет.
Если утром трава сухая — к ночи жди дождя. Июль — макушка лета, середина цвета.
Хвались сеном, а не травой. Без корня и полынь не растет.
Без матушки родной и цветки не цветно цветут. Если летом много щавеля, зима будет теплой.
Педагог предлагает детям объяснить, как они понимают перечисленные ими пословицы и поговорки. Дети выполняют задание.
й ребенок. Без корня и полынь не растет. Это значит, что у человека должны быть корни — семья, родные люди.
й ребенок. Без матушки и цветы не цветно цветут. Это значит, что без мамы все плохо.
Экскурсия «Работяги-муравьи»
Цель — уточнение и дальнейшее расширение первичных естественно- научных представлений (времена года. Лето. Насекомые летом).
Оборудование: коврики, панамки, лупа, рюкзачки, мобильные мольберты, бумага для рисования, акварельные мелки.
Предварительная работа
Просмотр слайдов или открыток по теме. Разучивание загадки о муравьях, стихотворения «Добрый великан», подвижной игры «Работяги-муравьи». Проведение беседы «Жизнь в муравейнике».
Ход экскурсии
Педагог приглашает детей на прогулку в ближайший парк или сквер, в рощу или на опушку леса. На месте педагог подводит детей к муравейнику.
Педагог. Сегодня наша экскурсия посвящена муравьям. Вы помните, как называется их дом?
Дети. Их дом — муравейник.
Педагог. Не подходите близко к муравейнику! Муравьи защищают свой дом: они могут заползти к вам на обувь, потом на открытую кожу и причинить вам боль. Встаньте в отдалении и рассмотрите муравейник. Что он вам напоминает?
Дети. Муравейник похож на пирамиду или большую кучу песка. Еще он напоминает большой дом, в котором живут много-много маленьких жителей. В этом доме много входов и выходов. Жители дома снуют туда-сюда, занимаются своими делами, тащат в дом травинки, веточки, хвоинки.
Педагог. Послушайте загадку и попробуйте ее отгадать: На опушке под сосной
Что за терем расписной? Много в доме том ворот, Входит в них честной народ, Тащит в терем палки, ветки. Там хранятся в яйцах детки. А народец очень дружный.
Кто же он — сказать вам нужно.
Дети. Этот народец — муравьи, а терем — это муравейник.
Педагог. Муравейник, муравьи — слова одной семейки. Попробуйте подобрать еще слова из этой семейки.
Дети. Муравьиный, муравьишка, муравьиха, муравьята, муравьище, муравьед.
Педагог. Отлично! Я даже не ожидала, что вы подберете так много слов. Молодцы! Теперь давайте рассмотрим одного из муравьев, который отошел подальше от муравейника.
Педагог достает лупу. Дети рассматривают муравья с помощью лупы.
Педагог. Опишите муравья. Расскажите все, что знаете о муравье.
Примерный рассказ детей
Муравей — небольшое насекомое. У него есть голова, туловище, которое состоит из двух частей, шесть ног. На голове есть длинные усики, большие глаза.
Муравей живет в лесу в муравейнике. Муравейник — это верхняя часть муравьиного гнезда. То, что мы называем муравьиными яйцами, на самом деле
— куколки муравьев, заключенные в коконы. Самец и самка-царица имеют крылья.
Муравьи — полезные насекомые, потому что они уничтожают вредных насекомых, например тлю.
Педагог оценивает рассказ и предлагает детям поиграть.
Игра «Берегитесь, муравьи!»
От зари и до зари
Все в работе муравьи. (Дети идут по кругу, изображая, что несут на плече груз. В центре стоит водящий.)
Строят, строят общий дом, (Меняют направление движения.) Ветки тащат всемером,
Дружно трудятся ребята,
(Встают лицом в круг, смыкают поднятые руки над центром круга.) Муравейник — вот их хата.
Только вдруг беда стучится Прилетела злая птица.
(Передвигаются по кругу, совершая поскоки.)
— Разбегайтесь! Не зевать! (Эти слова произносит педагог.) Птица вас идет клевать!
(На слово «клевать» дети разбегаются по площадке. Водящий-«птица» пытается их пятнать. Они убегают в «муравейник» — за линию в дальнем конце площадки.)
Когда дети наиграются, педагог предлагает им отойти подальше от муравейника, расстелить коврики, достать принадлежности для рисования и нарисовать по памяти муравья. Дети выполняют задание. Педагог предлагает им рассмотреть рисунки и выбрать лучший. Все вместе аплодируют победителю, а потом убирают принадлежности для рисования в рюкзачки.
Педагог. А теперь скажите, можно ли разрушать муравейники, бросать в них камнями, бить по ним палкой?
Дети. Этого делать нельзя. Муравьи — полезные насекомые. Они уничтожают вредных насекомых. Не зря в парках и лесах муравейники окружают заборчиками, чтобы их случайно никто не разрушил.
Педагог. Вспомните и расскажите все вместе стихотворение о том, как нужно относиться к насекомым.
1-й ребенок.
По лужайке я шагаю, Наблюдаю, примечаю. Я гуляю в мире лета, Вижу все его секреты. 2-й ребенок.
Вот большое коромысло Над речушкою зависло. Стрекозу так называют.
Это каждый школьник знает.
й ребенок.
Фигуристка-водомерки.
По воде, как по фанерке, Пробежала, проскочила, Даже ног не замочила.
й ребенок.
Майский жук, как рыцарь в латах, Очень страшный и усатый.
Жук над веткою жужжит, От жужжанья весь дрожит. 5-й ребенок.
Все букашки копошатся, Все букашки суетятся.
Я могу их раздавить, Раздавить, переловить. 6-й ребенок.
Ведь для них я — великан, Великан из дальних стран. Но! Великаны — кто не знает — Очень добрыми бывают!
Педагог. Обидел ли насекомых герой стихотворения? Дети. Нет, не обидел.
Он же добрый великан.
Педагог. Я надеюсь, что вы тоже будете добрыми великанами и никогда не будете обижать насекомых. А сейчас наша экскурсия окончена. Скоро закончится и лето, и вы пойдете в школу. Думаю, вам пригодится все, что вы узнали во время наших экскурсий. Педагог и дети возвращаются в детский сад.
Экскурсия к водоему
Программное содержание экскурсии:
формировать у детей представления о связи между условиями среды обитания, строением и образом жизни животных, живущих в пруду и вокруг него, о сообществе водных и наземных растений и животных в районе близлежащего водоема.
появление травы, листочков на деревьях и кустарниках, изменения в неживой природе. Закреплять знания о типичных представителях животного и растительного мира близлежащей к детскому саду территории.
Закреплять умение правильно вести себя на водоеме, в парке, в походе. Воспитывать ответственность за окружающую природу согласно принципу «Не навреди!». Вызывать интерес к участию в природоохранительной деятельности, привлекать к посильному труду по охране природы. Вызвать у детей радость от пребывания в парке, у водоема; формировать эстетическое восприятие образов природы.
Материал: рюкзачки или индивидуальные сумки с набором необходимого для пешего похода; кусочки ветоши для птиц, хлебные крошки и др.
Предварительная работа к экскурсии:
Беседа по правилам дорожного движения и поведения в природе.
Дидактическая игра «Что возьмем с собой в поход?»
Рассматривание иллюстраций «Обитатели водоемов». Воспитатель предварительно посещает водоем для выяснения безопасного маршрута и уточнения, за кем из обитателей дети смогут наблюдать.
Ход экскурсии
Воспитатель (В.). Сегодня мы с вами, дети, отправляемся в поход. Вы взяли с собой рюкзачки со всем необходимым. (Перечисляют и проверяют самостоятельно или друг у друга.) Что еще мы с собой возьмем? Внимательные глазки возьмем? (Да!) Для чего нам понадобятся внимательные глазки в походе? (Чтобы увидеть много интересного и удивительного в природе, чтобы запомнить все новое и необычное…) Для чего нам пригодятся внимательные ушки? Чуткий носик? (Чтобы послушать песни птиц, весеннее пробуждение насекомых. Чтобы ощутить свежесть весеннего воздуха, ароматы трав, листьев и т. д.) С каким настроением мы отправимся в поход? (С хорошим, доброжелательным настроением.) Мы должны улыбнуться всему живому, поприветствовать весну. Готовы? Вперед!
«Водоем».
В. Как называется этот водоем: река, пруд, ручей, озеро? В ручье вода движется быстро, она очень холодная, чистая, т. к. начинается обычно ручей из родников. В пруду и озере вода спокойная, движется от дуновения ветра. Постойте и полюбуйтесь, как красиво блестит на солнце поверхность воды. На что она похожа? (Стекло, зеркало.) Что там отражается? (Облака, небо, птицы, деревья.) Закройте глаза, послушайте «песенку воды», ее тихое и успокаивающее журчание.Как поменялась растительность по сравнению с парком? (Много трав, растений, которые любят влагу.) Какие берега у нашего водоема? Найдите место, откуда поверхность воды видна наиболее хорошо, красиво! Где берег более безопасный, пологий? Где можно нам подойти к воде? Присядем на корточки и потрогаем воду одной рукой — какая вода? Можно ли пить воду из водоемов? Почему? Почему в воде так много растений? Как они называются? (Водоросли.) Для чего (кого) они нужны в воде? (Для питания, дыхания, жилья, защиты обитателей водоема.)
Игра «Внимательные глазки».
В. Кто внимательный, тот заметит обитателей водоема. Позовите других детей, покажите вашу находку всем. Можно ли брать их в руки? Нет, мы наблюдаем только глазами, не нарушая мирной жизни этих обитателей. Дети находят лягушек, жуков-водомерок, катушки и др.
По поверхности воды быстро, как по гладкому льду, скользят длинноногие и узкотелые водомерки. Они бегут только на средних и задних лапках, а передними все время что-то теребят, чистят: то усики, то непромокаемые волоски на теле и ногах. Вот как интересно это насекомое приспособилось для жизни на водоеме! Как движется на поверхности воды жук-вертячок? Он вертится! Его тело серебрится на солнце и теряется в
блеске воды. Пока еще весенним утром бывает холодно, эти жучки сидят неподвижно на водных растениях.
У берега под водой (уже к концу весны) видны стайки мальков рыб и головастики. На берегу мы можем найти много пустых раковин прудовиков! Катушки живут на дне, а прудовики держатся среди листьев и стеблей водных растений.
Прудовики питаются водными растениями, а катушки — илом и водорослями. Кому пригодятся их пустые раковины? (В них прячутся другие животные, насекомые.) У берега еще можно найти пустые домики ручейников. Это самые активные строители: если их осторожно вытащить из домиков и посадить в банку с прудовой водой, то они будут строить домики из любого материала — бумаги, спичек, бисера…
Головастики — это чьи детки? (Лягушек.) Головастики едят водоросли, личинки комаров и других насекомых. Кто из вас видел лягушек-квакушек? Они полезны? Взрослые лягушки питаются насекомыми и во множестве уничтожают комаров, мошек, слепней и оводов. Их головастиками питаются многие рыбы и птицы.
Теперь ответьте, хорошо ли убивать лягушек, пугать и прогонять? Важно ли сохранить их среду обитания? Сумеете ли вы по памяти после похода нарисовать головастиков, лягушек? Покажите, как прыгают лягушки! Как кричат?
Послушайте стихотворение А. Барто «Лягушата»:
Пять зеленых лягушат
В воду броситься спешат
— Испугались цапли! А меня они смешат:
Я же этой цапли
Не боюсь ни капли!
В. Какие напоминающие знаки вы хотели бы оставить на этом берегу водоема?
Экскурсия на стройку
Программное содержание: обогащать знания детей о строительстве дома, строительной техники, о содержании труда людей разных строительных профессий;
развивать внимание, умение наблюдать за процессом создания строительного объекта на коротком его этапе, развивать мышление, устанавливая причинно- следственные и пространственно-временные отношения между потребностью человека и его действиями; вызывать эмоциональный отклик на проявление профессиональных умений строителей и воспитывать эстетические чувства в понимании красоты строительного объекта и его гармонии с окружающим.
Ход проведения экскурсии на стройку
Занятие начинается на прогулке.
Воспитатель (В.). Ребята, в каком посёлке вы живёте?
Какие запоминающиеся здания есть в нашем поселке? Люди всегда стремятся улучшить своё жильё, поэтому посёлок постоянно расширяется, застраивается новыми зданиями. Кто из вас недавно въехал в новую квартиру? Для чего человеку нужен свой дом, своя квартира? Недалеко от нашего детского сада тоже строятся новые дома. Вы хотите посмотреть, как их строят? Тогда мы совершим экскурсию на стройку.
Дети с воспитателем выходят за пределы детского сада. По дороге вспоминают правила поведения во время экскурсий.
Как называется улица, по которой мы сейчас идём? Какие дома мы здесь видим? (Многоэтажные, жилые, магазины, административные здания.) Какой дом на этой улице вам больше всего нравится? Чем он привлек ваше внимание? (Красивой окраской, необычными формами окон, балконов, лоджий, крыши и т.д.)
Чем ещё украшают дома? Как благоустраивают территорию вокруг дома? (Изгороди, скамейки, цветники, детские площадки и др.) Вы видите, где развёрнута ближайшая стройка? Как вы узнали её? (По огороженной забором территории, там стоят подъёмные краны, много другой техники, строительного материала…) Соблюдая технику безопасности, мы не можем заходить на территорию стройки. Как вы думаете, почему существуют такие правила?
По каким признакам можно узнать, давно ли начато строительство? (Этот дом начали строить недавно, т.к. ещё видны края котлована.) Кто знает, что такое.
котлован? (Это огромная яма, которая нужна для укрепления фундамента здания.) Как называется машина, которая роет котлованы?
К нам во двор забрался крот, Роет землю у ворот.
Сотню рук он заменяет, Без лопаты он копает. (Экскаватор.)
Какая главная часть у экскаватора? Это ковш, который стальными зубами вгрызается в землю, набирает её в свой ковш и насыпает в грузовик. Что такое фундамент? (Это то же, что у человека ноги. Он должен быть крепким, чтобы удерживать стены дома.) Вы видите фундамент? Какой он? Из чего сделан? Как люди укладывают такие фундаментные блоки в котлован? (Им помогает другая машина.)
Длинной шеей поверчу –
Груз тяжёлый подхвачу.
Где прикажут, положу,
Человеку я служу. Не поднимет без меня
Он такие тяжести. Строим вместе мы дома. Для счастья и радости! (Подъёмный кран.) Что ещё умеет делать подъёмный кран? Кто им управляет? (Крановщик.) А вы видите крановщика? Где он находится? (На верхушке подъёмного крана есть кабина со стеклянными окнами.) Почему в ней окна большие и стеклянные? Чем управляется кран? (Нет руля, но есть педали и рычаги.) Кто знает, какая часть крана называется стрелой? Почему?
Работа крановщика очень ответственная, т.к. от его внимательности и точности зависит многое. Как вы думаете, что? (Безопасность строителей, качество постройки, сохранность стройматериала и т.д.) Смогли бы строители обойтись без подъёмного крана? А как же люди обходились без него раньше?
Знаете ли вы, что строители общаются с крановщиком на особом языке: слово
«вира» обозначает «вверх», а слово «майна» — «вниз». Давайте и мы сейчас поиграем с этими словами! Сейчас я проверим, сможете ли вы работать крановщиками?! Когда скажу «вира», поднимайте руки вверх, а при слове
«майна» — опускайте вниз. При этом я буду выполнять другие движения, чтобы вас запутать, поэтому будьте внимательны.
Молодцы! При строительстве дома используется строительный материал. (Природный: щебень, гравий, камень и искусственный: кирпич, бетонные блоки, панели. Даже целую стенку можно сделать на заводе, а потом установить на подготовленное место.
Из чего делают бетон? Кирпич? (Из песка, щебня, гравия и цемента.) А может вы догадаетесь, из чего делают красный кирпич? (Из глины.)
Как называется профессия человека, который укладывает стены из отдельных кирпичей, камней? (Каменщик.) Внимательно посмотрите, в каком порядке он выкладывает кирпичи. Обратите внимание на разную укладку кирпича. Запомните варианты укладки, потом попробуем повторить их с помощью конструктора.
Расскажите нам, пожалуйста, как и чем скрепляют части дома? (Над этой проблемой трудятся и каменщик, и сварщик.) Кто такой сварщик? (Дети предлагают свои варианты ответов.) Посмотрите вдаль: увидите яркий огонёк электросварки, которая накрепко соединяет между собой железобетонные конструкции. Этот огонёк очень яркий, опасный для глаз человека, поэтому сварщики надевают большие шлемы (или очки). Ребята, посмотрите сами, какие строительные материалы ещё нужны для стройки дома? (Стекло, дерево, утеплители, пенопласт, стекловата, пластик и др.)
Давайте сейчас сами попробуем определить некоторые качества строительного материала. Предлагаю вам не только рассмотреть, но и потрогать красный и белый кирпич, деревянную балку, часть бетонного блока, части пластиковой панели и др. Сначала давайте определим, какой из кирпичей прочнее. Как это проверить?
Какой из всех этих материалов быстрее нагревается на солнце, а какой дольше держит тепло. Для чего необходимо знать такие качества строительного материала, прежде чем начинать строить дом? Какие ещё машины вы видите на этой стройке? (Самосвал, бетономешалку, панелевоз и др.)
Обратите внимание на другую часть дома (подъезд, этаж или другой дом), где строительство уже близится к завершению. Что здесь уже сделано? (Накрыта крыша, вставлены окна, двери и т.д.)
Из чего сделана крыша? (Черепица, металлочерепица, шифер, жесть.) Какой она формы? Как называется рабочий, который кроет крышу? (Кровельщик.)
Можно ли уже жить в таком доме? Нет, т.к. ещё нет полов, не готовы стены…
Люди каких профессий сейчас работают в этом доме? (Штукатур, маляр, паркетчик, столяр, сантехник, электрик, газовщик…) Иногда строители сдают дома уже в таком «сыром» виде, а жильцы сами обустраивают квартиры по своему вкусу и желанию.
Обратите внимание, что возле первого подъезда уже идёт благоустройство территории. Угадайте, про что я говорю:
Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом.
Где пройдёт он, станет гладко,
Будет новая площадка. (Бульдозер.)
Вспомните, как благоустроена территория вокруг ваших домов, нашего сада? Как вы думаете, понравится ли этот дом новым жильцам? А вы сами хотели бы стать строителями? Почему эта профессия всеми уважаема? А лёгкий ли труд строителей? Как можно выразить благодарность строителям, которых будущие жильцы могут даже и не увидеть? (Беречь результат их труда: правильно пользоваться лифтом — не перегружать его, не хлопать сильно дверьми, не сорить, не рисовать на стенах и т.д.)
Понравилась ли вам экскурсия? Давайте поблагодарим строителей за интересную встречу.