Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 98»
города Магнитогорска
Картотека
«Пальчиковые игры «Осень»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила:
Соломкина Ирина Владимировна,
воспитатель высшей кв. категории
Магнитогорск, 2024 год
"Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев"
В. Сухомлинский
Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Благодаря развитой руке, расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами.
Цель: формировать и развивать речь детей, с включением в непосредственно образовательную и игровую деятельность игрового метода обучения (пальчиковые игры).
Задачи:
- развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики рук;
- снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
- развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, игровых навыков и творческой самостоятельности.
"Осень"
Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)
Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)
Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)
Дождик стал по ним стучать
Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке
левой руки)
Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)
Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)
Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)
"Собираем листочки"
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним
и указательным пальцем)
"Осень"
Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки (спокойно укладываем ладони на коленочки)
Ветер бросил на тропинку.
"Вышли пальчики гулять"
Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)
Стали листья собирать, (собираем листики в ручку)
Красный листик,
Жёлтый листик,
Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)
Сколько листиков собрали
Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)
Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх, делаем "фонарики")
"Осень"
Солнышко греет уже еле-еле; (растопыриваем пальцы на обеих руках и
соединяем ладошки вместе, затем
соединяем пальчики)
Перелётные птицы на юг улетели; (машем ручками. как крылышками)
Голы деревья, пустынны поля, (разводим ручками)
Первым снежком принакрылась земля. (плавно опускаем ручки вниз)
Река покрывается льдом в ноябре – (сжимаем ручки в замок)
Поздняя осень стоит на дворе. (разводим руками перед собой)
"Ходит осень в нашем парке"
Ходит осень в нашем парке, (пальчиками шагаем по столу)
Дарит осень всем подарки: (показываем две ладошки сложенные вместе)
Бусы красные – рябине, (загибаем поочередно пальчики)
Фартук разовый – осине,
Зонтик желтый – тополям,
Фрукты осень дарит нам. (прикладываем обе ладошки к груди)
"Листья осенние тихо кружатся"
Листья осенние тихо кружатся, (плавные движения кистями рук слева направо)
Листья нам под ноги плавно ложатся (плавно опускаем ручки вниз)
И под ногами шуршат, шелестят, (трем ладошки друг о друга)
Будто опять закружиться хотят. (поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)
"Грибы"
Раз, два, три, четыре, пять!(ладонь сжата в кулак и по - очереди отгибаем пальцы)
Мы идём грибы искать. (хлопаем в ладоши)
Этот пальчик в лес пошёл, (поочередно загибаем пальчики)
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и растолстел.
"Хозяйка"
Хозяйка однажды с базара пришла (шагаем пальчиками по столу)
Хозяйка с базара домой принесла: (хлопаем в ладоши)
Картошку, капусту, морковку, горох, (поочередно загибаем
пальчики на левой руке)
Петрушку и свеклу, ох! (хлопаем в ладоши)
Накрытые крышкой, в душном горшке (правую ладошку собираем "ковшом",
левой накрываем сверху, как крышечкой)
Кипели, кипели в крутом кипятке: (крутим ручками перед собой)
Картошка, капуста, морковь, горох (поочередно загибаем пальчики на руке)
Петрушка и свекла, ох! (хлопаем в ладоши)
И суп овощной оказался неплох! (показываем большой палец)
"Ежик"
Одна рука (ладошка разжата, пальчики растопырены) – это ежик, пальцы другой руки – лесные зверюшки. Сжимаем одной рукой каждый палец другой руки.
Ежик по лесу идет, всем орешки раздает. (растопыриваем пальцы правой руки-
это ежик, левая рука сжата в кулачок)
Зайке беленькому (отгибаем мизинчик),
Волчку серенькому (отгибаем безымянный палец)
Рыжей лисичке (отгибаем средний палец),
Белочке-сестричке (отгибаем указательный палец),
А медведю-мишке ежик дарит шишки (отгибаем большой палец).
"Капуста"
Так капусту мы рубили (ребрами ладоней "рубим" капусту)
И вот так ее солили, (щепотками обеих рук "солим")
Отжимали ручками, (сжимаем и разжимаем кисти рук)
Собирали в кучку мы. (собираем в кучку воображаемую капусту)
В банку затолкали, (кулачками забиваем ее в воображаемую банку)
Крышкой закрывали. (хлопаем правой ладошкой по левой)
"Сороконожка"
Шла сороконожка по лесной дорожке. (Дети маршируют)
Вдруг закапал дождик кап (Дети имитируют как капает дождик,
стучат пальчиком по ладошке)
Ой, промокнут сорок лап.
Насморк мне не нужен, обойду я лужи (Изображает-как обходят лужи)
Грязи в дом не принесу, каждой лапкой потрясу.
И потопаю потом (дети топают)
Ой, какой от лапок гром.
"Осень"
Осень, осень листопад, (Дети изображают, как падают листочки)
листья жёлтые летят
Ветер дует, задувает (Дети дуют)
Дождик капает с утра.
Осень грустная пара (Дети изображают грустное настроение)
"Осенний букет"
Листья берёзы, (Дети поочерёдно загибают пальцы)
листья осины,
листья тополя,
листья рябины
В вазу осенний букет соберём,
листья поставим на праздничный стол.
"Осенняя прогулка"
Мы по парку все идём (Дети маршируют)
Листья сыплется дождём
Под ногами шелестят,
всё летят, летят, летят.
Ветер снова набежал и
листочки те поднял.
Налетел, закружил и
на землю опустил
"Мухомор"
Мухомор на тонкой ножке (Дети изображают гриб)
вырос на лесной дорожке.
Ждёт прихода лесников,
кто его собрать готов
Знаем мы прекрасно (Грозим пальчиком)
Мухоморы есть опасно.
"Дождик"
Капнул дождик на дорожку,
на цветок и на ладошку
Льётся дождик ой, ой, ой
убежали мы домой
"Лес"
Утром дети рано встали, за грибами в лес пошли. (Дети маршируют).
Приседали, приседали, белый гриб в траве нашли.
Наклонились 1,2, 3
И в лукошко собери.
Вот на дереве орех, кто подпрыгнет выше
Чтоб, до орех дотянуться, нужно сильно подтянуться (Дети тянуться)
Три часа в лесу бродили все тропинки исходили. (Дети маршируют)
Литература:
1.Бушлякова Р.Г. «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой», - Детство-Пресс, 2011 г.
2.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения, - Гном и Д, 2001г.
3.Овчинникова Т.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду», - СПб.: КАРО, 2008. - 64 с.: ил.
4.Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. сост. Калинина Т.В., -
Волгоград: Учитель, 2011.
5.Савельева Е.А. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников», - Детство-Пресс, 2010 г.
8