СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека развивающихся игр для детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека развивающихся игр для детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Картотека развивающихся игр для детей дошкольного возраста»

Картотека развивающих игр для детей дошкольного возраста.


Карточка №1. «Кто где живет».


Цель: развивать зрительное внимание, память.


Игровой материал и наглядные пособия: рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке.

Ход игры: нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.


Карточка №2. «Хлопни в ладоши».


Цели: развивать устойчивость и переключение внимания, познавательную активность ребенка; расширять кругозор.


Ход игры: воспитатель называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми.


Карточка №3. «Вычеркни все буквы К».


Цель: развивать устойчивость, распределение и переключение внимания.

Игровой материал и наглядные пособия: небольшой текст (из газеты или журнала), ручка.


Ход игры: предложить ребенку внимательно рассмотреть буквы в тексте и вычеркнуть все буквы «к». Фиксировать время и количество ошибок. Задание можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «ж» и подчеркнуть все буквы «у».


Карточка №4. «Меняем внешность».


Цель: развивать наблюдательность.


Ход игры: играют несколько человек, все становятся в одну шеренгу, ведущий называет одного ребенка и предлагает ему запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. Затем ребенок отворачивается, оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически. Повернувшись к игрокам, водящий должен назвать те изменения, которые ему удалось заметить.


Карточка №5. «Верно-неверно».


Цель: развивать внимание, память.


Ход игры: воспитатель произносит разные фразы - верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет, то топают.

Например: Зимой всегда цветут ромашки. (Дети топают.)

Лед - это замерзшая вода. (Дети хлопают.)

Шерсть у зайцев рыжего цвета. (Дети топают.)

Руки перед едой мыть не нужно. (Дети топают.)

Зимой всегда идет снег. (Дети хлопают и топают.)


Карточка №6. «Маленький жук».


Цель: развивать внимание, пространственное мышление.


Игровой материал и наглядные пособия: игровое поле, расчерченное на 16 клеток; пуговицы.


Ход игры: воспитатель предлагает ребенку помочь «жуку» (пуговице) добраться до другого края поля, при этом предупредив, что «жук» ползает только зигзагами. Воспитатель обозначает короткий отрезок пути «жука»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен внимательно прослушать, запомнить и проделать этот путь «жуком» по игровому полю. Когда ребенок научится запоминать все ходы движения жука, можно перейти к более сложному заданию, попросив малыша проделать ходы мысленно и поставить жука на нужную клетку.


Карточка №7. «Выполни по образцу».


Цель: развивать концентрацию внимания.


Игровой материал и наглядные пособия: лист в клетку с узором из квадратов, кругов, треугольников.


Ход игры: ребенок продолжает на листе образец узора (круг, квадрат, треугольник, точка и т. д.).


Карточка №8. «Фотоаппарат».


Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.


Игровой материал и наглядные пособия: карточки от лото или любые другие картинки.


Ход игры: в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.


Карточка №9. «Найди отличия».


Цель: развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.


Игровой материал и наглядные пособия: сюжетные карточки.


Ход игры: в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку. Затем предложить ему вторую карточку, на которой отсутствуют или заменены на другие некоторые предметы или действия. Ребенок должен определить, что изменилось.


Карточка №10. «Сорока-белобока».


Цель: развивать концентрацию внимания, память.


Игровой материал и наглядные пособия: 5-6 небольших предметов (игрушек).


Ход игры: разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.


Карточка №11. «Сыщики».


Цель: развивать ассоциативное мышление, память.


Ход игры: необходимо выбрать одного ребенка, который будет играть роль «разбойника», остальные - «сыщики». Рассказать вместе с детьми какую-нибудь историю, из которой следует, что «разбойник» теперь должен скрываться от «сыщиков» и для этого ему нужно замаскироваться. «Сыщики» во время рассказа внимательно разглядывают «разбойника», который затем уходит маскироваться, а по возвращении в комнату должны найти изменения в его внешности.


Карточка №12. «Опиши предмет».


Цель: учить запоминать признаки и свойства предмета.


Игровой материал и наглядные пособия: знакомые ребенку предметы (человек, машина, продукт питания и т. д.).


Ход игры: дети под руководством воспитателя выбирают знакомый предмет. Воспитатель предлагает вспомнить как можно больше отличительных признаков и свойств этого предмета и по очереди называть по одному признаку. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить ничего о предмете, когда настанет его очередь.


Карточка №13. «Повтори орнамент».


Цель: способствовать развитию концентрации внимания, памяти.


Игровой материал и наглядные пособия: бусинки, пуговицы, счетные палочки (по 12 штук).


Ход игры: воспитатель дает ребенку половину игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывает из бусинок произвольную композицию, затем в течение 1-2 секунд показывает ребенку. Тот должен выложить из своих бусинок точно такую же композицию по памяти. Затем можно поменяться ролями. Для составления следующих композиций к бусинкам можно добавить счетные палочки и пуговицы.


Карточка №14. «Запомнил - нарисовал».


Цели: учить осознанному восприятию; развивать концентрацию внимания на запоминаемом объекте.


Игровой материал и наглядные пособия: листок бумаги, карандаши, картон с изображениями предметов.


Ход игры: наклеить на картон шесть картинок в два ряда: три сверху, три снизу. На картинках должны быть изображены самые простые предметы: яблоко, шарф, флажок, пуговица, иголка, елка, березовый листок. В течение одной минуты показать ребенку верхний ряд. Ребенок должен зарисовать то, что он увидел и запомнил. Затем показать так же нижний ряд картинок и снова попросить ребенка зарисовать все то, что он запомнил. Открыть все картинки одновременно и сравнить, насколько рисунки ребенка соответствуют образу.


Карточка №15 «Какая она».


Цель: способствовать развитию зрительной и слуховой памяти.


Ход игры: назвать какой-нибудь предмет и предложить ребенку представить, как этот предмет выглядит, какой он формы, цвета, какие он может издавать звуки и т. п. Затем попросить описать все то, что он представил.

Например: яйцо - овальное, белое или коричневое, с пятнышками, сырое или вареное, белое и желтое внутри. Потом можно не только проговорить признаки предмета, но и зарисовать его.


Карточка №16. «Нелогичные ассоциации».


Цель: развивать ассоциативное мышление.


Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предмета.


Ход игры: необходимо назвать ребенку несколько слов, связанных между собой.

Например: тарелка, мыло, цветок, улица. Лучше, если перед ребенком будут лежать карточки с изображением этих предметов. Попробовать вместе с ребенком найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Для каждой ассоциации найти подходящую картинку. Дать простор воображению ребенка, не ограничивать их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история


Карточка №17. «Да-нет-ка».


Цели: учить задавать вопросы, находить критерии классификации объектов окружающего мира; развивать умения слушать, быть внимательным.


Ход игры: воспитатель загадывает слово или рассказывает какую-нибудь историю, а дети должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие же вопросы, на которые можно дать один из ответов: «да» или «нет».


Карточка №18. «Визуальные "да-нет-ки"».


Цели: учить анализировать; развивать мышление.


Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями предметов (животных) или небольшие игрушки.


Ход игры: разложить на столе игрушки или картинки (не более 10), дать ребенку немного времени их рассмотреть. Затем спросить: «Какой предмет я загадала?» Ребенок с помощью наводящих вопросов (Он лежит в правой половине стола? Снизу? Он желтого цвета? Он тяжелый? Он круглый?) определяет загаданный предмет (картинку). Для начала в роли задающего вопросы лучше выступить воспитателю. Так ребенок быстрее поймет сценарий игры.


Карточка №19. «Сундук с сокровищами».


Цель: развивать воображение, навыки анализа.


Игровой материал и наглядные пособия: коробка (сумка); любая съедобная (несъедобная) вещь, которая помещается в коробку (сумку).


Ход игры: предложить ребенку с помощью десяти вопросов отгадать, что внутри.


Карточка №20. «Кто кем был?».


Цель: развивать внимание, воображение.


Ход игры: ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему воспитатель.

Например:

- Кем был старичок? (Мальчиком.)

- Чем было дерево? (Ростком.)

- Чем был Буратино? (Поленом.)


Карточка №21. «Снаружи - внутри».


Цель: научиться соотносить понятия «большое» - «маленькое», «внутри» - «снаружи».


Ход игры: назвать ребенку пару предметов и попросить его сказать, что может находиться внутри, а что — снаружи.

Например: дом - подушка, котлета - кастрюля, сердце - кошка, рыба - река, сахар - чай и т. д. Затем поменяться ролями - пусть ребенок назовет пару слов.


Карточка №22. «Я -ты».


Цель: развивать логическое мышление, быстроту реакции.

Ход игры: ребенок должен быстро понять, о чем говорит соперник, и ответить ему так же. Например, воспитатель говорит: «Я - радуга!» Ребенок должен ответить: «Я - солнце!» Воспитатель продолжает: «Я - небо». Ребенок отвечает: «Я - самолет». И т. д. (Игра подходит для индивидуальных занятий с ребенком и для проведения в небольшом детском коллективе.)


Карточка №23. «Третий лишний».


Цель: учить классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.


Ход игры: воспитатель называет три слова, например: «собака», «кошка», «рыба». Ребенок должен определить: все три слова относятся к обозначениям живой природы, «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» - нет. Значит, слово рыба «лишнее».

Примеры слов: береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай.


Карточка №24. «Отгадай по описанию».


Цели: развивать речь (умение согласовывать прилагательные и существительные); закреплять знание о понятиях, объединяющих собой те или иные предметы, существа.


Ход игры: заранее подготовить предложения-загадки, на которые дети должны дать ответ.

Например:

• Красивое насекомое с разноцветными крылышками, любит летать, питается нектаром. (Бабочка.)

• Транспорт, длинный, состоит из нескольких частей, ездит по железным рельсам. (Поезд.)

• Дикое животное, живет в лесу, воет на луну. (Волк.)

• Дикое животное, с шерстью рыжего цвета, в сказках всегда обманывает. (Лиса.)

• Фрукт с желтой кожурой. (Лимон.)


Карточка №25. «Что сначала, что потом».


Цель: учить располагать картинки в порядке развития сюжета.


Игровой материал и наглядные пособия: наборы картинок (например, из книги Н. Радлова «Рассказы в картинках»).


Ход игры: воспитатель вынимает картинки и показывает их детям, затем говорит, что если расположить их по порядку, то получится интересная история, а чтобы правильно положить, нужно догадаться, что было сначала, что произошло потом и чем все кончилось. После выкладывания картинок воспитатель просит детей отогнуть приклеенные к ним сверху карточки. Если картинки расположены верно, то сверху на карточках можно увидеть правильно расходящуюся стрелку. Если стрелка получилась неправильной, значит, картинки расположены неверно, надо исправлять работу. После выполнения задания можно предложить детям пересказать полученный сюжет.


Карточка №26. «Какой он?».


Цель: учить активно описывать признаки предметов.


Ход игры: предложить ребенку принести все квадратное, что он найдет в комнате. Например: книгу, коробку, кубик и т. д. Попросить его описать все предметы, объединяемые одним признаком, - квадратные. Пусть ребенок найдет и объяснит сходства и различия предметов, а также их назначение.


Карточка №27. «Что ты слышишь?».


Цель: развивать слух, способность к распознаванию речевых и неречевых звуков.


Игровой материал и наглядные пособия: музыкальные инструменты (дудочки, барабан, трещотки, бубен), фольга, бумага, книга.


Ход игры: воспитатель сажает ребенка на стул спиной к себе: он не должен видеть, только слышать, а потом определить, на чем играли или чем производили гот или иной звук. Начать целесообразно с простого - с музыкальных инструментов, а затем переходить к другому: бумаге, фольге, перелистыванию страниц в книге. Можно усложнить задание, перемещаясь по комнате и издавая звук справа или слева от ребенка. Затем поменяться ролями. Отвечая, можно намеренно ошибиться и посмотреть, исправит ли ошибку ребенок. Попросить его повторить звук.


Карточка №28. «Кто как разговаривает».


Цель: тренировать фонетическую память (воспринимать, произносить, различать звуки).


Ход игры: предложить ребенку показать, как разговаривает корова, как разговаривает ее детеныш, чем различаются их голоса. Ребенок не только учится различать голоса по нескольким признакам, но и пытается при этом анализировать разницу между звуками.


Карточка №29. «Картинки-загадки».


Цель: учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов.


Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями различных предметов.


Ход игры: выбирается водящий. Он достает из мешочка одну из карточек и начинает описывать то, что на ней изображено. Игроки предлагают свои варианты ответов. Следующим водящим становится тот, кто первым ответил правильно.


Карточка №30. «Шаги».


Цель: способствовать расширению словарного запаса, развитию речи.


Ход игры: две команды выстраиваются друг напротив друга. Между ними должна быть проведена раздельная полоса.

Задается тема игры. Можно использовать темы, приведенные в предыдущей игре, а также называть слова, слоги, определенную букву или звук. Шаг можно сделать, назвав нужное слово. Побеждает та команда, которая первой дойдет до разделительной черты.


Карточка №31. «Предлоги».


Цель: закреплять навыки владения предлогами.


Игровой материал и наглядные пособия: одноразовая картонная тарелка, кубик.


Ход игры: расчертить тарелку на секторы. В каждом секторе написать предлоги «на», «в», «под», «над», «с», «за», «перед», «к» и др. Ребенок бросает кубик на тарелку. Сектор, в который попал кубик, становится игровым. С предлогом игрового сектора ребенок должен придумать предложение. Пусть сначала оно будет простым.


Карточка №32. «Похожие слова».


Цели: помочь изучить синонимы, разные значения одного и того же слова; учить выбирать наиболее точные слова для описания определенного предмета, избегать повторений.


Ход игры: объяснить ребенку, что об одном и том же можно сказать разными словами:

• Наш котенок веселый. (Забавный, смешной, потешный, комичный.)

• Погода на улице сегодня печальная. (Грустная, нерадостная.)

• Заяц трусливый, а как еще можно назвать? (Боязливый, робкий, пугливый.)

• Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать? (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги.)


Карточка №33. «В слова».


Цель: расширять словарный запас.


Описание: предложить ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих игрушки, овощи, деревья, цветы, диких домашних животных, птиц, инструменты, мебель, профессии.


Карточка №34. «Смысл слова».


Цель: учить ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.


Ход игры: предложить ребенку объяснить, как он понимает смысл слов «велосипед», «нож», «шляпа», «мяч», «письмо», «зонтик», «подушка», «гвоздь», «осел», «мех», «алмаз», «соединить», «лопата», «меч», «неприятность», «храбрый», «герой», «стихотворение» и др.


Карточка №35. Картинки в книжке или журнале.


Цели: закрепить знание алфавита; учить словообразованию; развивать внимание, сосредоточенность.


Игровой материал и наглядные пособия: книга с картинками (детский журнал), карандаш.


Ход игры: вместе с ребенком выбрать любую букву, проговорить ее несколько раз, вспомнить, какие слова на эту букву он знает. Затем предложить ребенку найти и обвести эту букву по всей книжной странице. После этого совместно с ребенком подсчитать количество найденных букв.


Карточка №36. «Кто здесь живет?».


Цели: учить детей составлять слова из предложенных букв; развивать навык чтения.


Ход игры: вместе с ребенком нарисовать на плотном картоне домик или паровозик с вагончиками, ракету или корабль, самолет. В окошко вставить карточки с буквами. Ребенок должен угадать, какие слова живут в этом домике.

Пример: A, Л, И, С, Е, О - лиса, лес, осел.

К, И, Н, О, Т, С, Л - кот, кит, слон, кино.




Карточка №37. «Алфавит».


Цель: Закрепление знаний о буквах русского алфавита;

развитие внимания младших школьников.


Ход игры: детям раздаются все буквы алфавита. Далее педагог называет слово или короткое предложение. Ребята выкладывают, из закрепленных за ними букв, слово или фразу, предложенные учителем, имитируя «печатание на машинке». Печатание нужной буквы обозначается хлопком в ладоши того участника игры, за которым эта буква закреплена.


Карточка №38. «Цепочка слов».


Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.


Ход игры: на столах у детей лежат карточки (одна на двоих). У педагога – карточка с изображением карандаша. Учитель поясняет: «Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнется со слова «карандаш». Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается слово «карандаш»

Кто из вас найдет предмет с таким названием у себя на картинке, подойдет к доске, присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове. Если вы, дети, сразу найдете два предмета, то приложит картинку тот, кто назовет ее первым. А оставшуюся картинку присоедините позже, когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком».

Когда будет выложена вся цепочка, педагог предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого указанного, слегка выделяя первый и последний звуки в каждом слове.


Карточка №39. «Найди место звука в слове».


Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове ( в начале, середине или в конце).


Ход игры: на доске вывешиваются картинки с изображение автобуса, платья и книги. Педагог предлагает детям назвать изображенные предметы. Спрашивает, какой одинаковый звук слышится в названиях всех предметов. «Правильно – звук «А». Этот звук есть в названиях всех предметов, но слышится он в разных местах слова – поясняет учитель. – Одно начинается со звука «А», в другом звук «А» находится в середине, а третье слово заканчивается этим звуком.

А сейчас посмотрите на карточку (дается одна карточка на двоих детей).

Под каждой картинкой – полоска из трех клеточек. Если звук, который я назову, вы услышите в начале слова, ставьте фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку.


Карточка №40. «Подбери слово к схеме».


Цель: Упражнять детей в нахождении места звуков «С» или «Ш» в слове ( в начале, конце или середине).


Ход игры: играют 4-6 детей. Ведущий раздает им по одной карточке. Объясняет, что означает закрашенная клеточка. Затем берет из стопки по одной картинке, называет, слегка выделяя голосом звук «с» или «ш», а дети определяют позицию звука в слове. Если местонахождение звука соответствует схеме на карточке, ребенок берет картинку и кладет ее на свою карточку. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!