СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека прогулок. Весна.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека прогулок. Весна. Для детей раннего возраста

Просмотр содержимого документа
«Картотека прогулок. Весна.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ-САД) №10 «АЛЕНУШКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КАРТОТЕКА

ранний возраст

воспитатели:

Тригуб А.Н.



Весна (март)

КАРТОЧКА 1

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕБОМ - продолжить знакомство с различными природными явлени­ями; научить отличать состояния неба (ясно, облачно, пасмурно, об­лака, тучи).

Ход наблюдения

Предложить детям посмотреть на небо. Отметить, какое оно (чис­тое, голубое), значит, погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами, какое оно? (Хмурое, серое, нерадостное.) Какая погода? (Пас­мурная.) А если подует ветер, что случится с тучами? (Ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце.) Дуют ветры, ветры буйные, Ходят тучи, тучи ясные.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Собрать сухие веточки – привлекать  к выполнению трудовых поручений.


ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Найди собачку» - учить ориентироваться в пространстве.

«Догоните меня» - упражнять в беге в определённом направлении.


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА«Какой? Какая?» - активизировать в речи употребление прилагательных.

«Один – много» - учить различать количество предметов.


ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. Упражнение на звукоподражание «Как лает собачка?»


Выносной материал

Лопатки, совочки, ведерки.


Весна (март)

КАРТОЧКА 2

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРОЕЗЖАЮЩИМ ТРАНСПОРТОМ -закреплять названия частей машины (кузов, кабина, колеса, руль); отмечать большое разнообразие машин, их назначение; воспитывать уважение к труду.

Ход наблюдения

При выходе на прогулку обратить внимание на продуктовую ма­шину, стоящую возле кухни, отметить ее основные части и назначе­ние — привозит продукты в детский сад. Далее понаблюдать за про­езжающим автотранспортом. Машины какие? Легковые и грузовые. Грузовые автомобили, их назначение. Какие грузы перевозят грузо­вые машины? Какие машины вы знаете? Их назначение. А автобусы для чего нам нужны? (Перевозить пассажиров по городу.) А еще существуют специальные машины. Предложить детям их назвать. («Ско­рая», пожарная, милицейская, машина для поливки улиц.) Рассказать о их назначении. Спросить, у кого папа работает водителем.

ХУД. СЛОВО: На улице нашей машины, машины —

Машины-малютки, машины большие.

Спешат грузовые, фырчат грузовые,

Торопятся, мчатся, как будто живые.

У каждой машины дела и заботы Машины выходят с утра на работу.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Собираем камешки на участке – привлекать к выполнению поручений.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «По ровненькой дорожке» - развивать согласованность движения рук и ног; приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать чувство равновесия, ориентировку в пространстве.
«Зайчики» - учить прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед; развивать ловкость, уверенность в себе.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Один - много» - учить различать количество предметов.

«Подбери по цвету» - учить различать основные цвета, подбирать предметы по цвету.

Выносной материал

Лопатки, ведерки, формочки, машинки.



Весна (март)

КАРТОЧКА 3

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСУЛЬКАМИ - познакомить с различными явлениями природы; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Ход наблюдения

Что растет вниз головой? (Сосулька.) Обратить внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне. Почему? С южной стороны снег подтаивает и стекает капельками, сосульки не успевают упасть и замерзают. Вырастает сосулька в морозную погоду, а в теп­лую уменьшается. Сосульки начинают «плакать». Найдите место, куда капают капельки. Чем оно отличается от соседних участков? Откуда произошло слово «капель»?

Сосулька — замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед.

Поче­му сосульки «растут» кончиком вниз? Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.

ХУД. СЛОВО: Шаловливые сосульки сели на карниз,

Шаловливые сосульки посмотрели вниз.

Надоело им свисать, стали капельки бросать.

Целый день идет трезвон: «Кап-кап-кап! Дон-дон-дон!»

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: убрать мусор на площадке.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ:

«Брось дальше» - улучшать координацию движений.

«Догоните меня» - учить бегать в определённом направлении.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Какого цвета?» - учить различать по цвету проезжающие автомобили.

«Принеси такой же предмет» - учить среди игрушек находить сходную.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. Повторить потешку «Большие ноги шли по дороге…»

Выносной материал

Лопатки, формочки, ведерки.


Весна (март)

КАРТОЧКА 4

ПРИМЕТЫ РАННЕЙ ВЕСНЫ - закреплять знания о времени года; изучать приметы ранней весны.

Ход наблюдения

В солнечный мартовский день обратить внимание на приметы весны: яркое ослепительное солнце, высокое небо, легкие белые об­лака. С южной стороны на солнышке снег подтаивает, и появляются сосульки. Снег стал рыхлым и влажным — из него можно лепить. Воробьи весело чирикают и прыгают по снегу.

ХУД. СЛОВО: Скоро-скоро быть теплу —

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба.

Надоела нам зима, уходи зима сама!

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: собрать игрушки после игр.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ: «Зайцы» - закреплять навыки отталкивания при прыжках на двух ногах.

«Зайка беленький сидит» - приучать слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА«Чего не стало» - развивать внимание, память.

«Что катится?» - знакомить детей со свойствами предметов.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. Пальчиковая гимнастика «Пальчик – мальчик».

Выносной материал

Лопатки, формочки, ведерки.


Весна (март)

КАРТОЧКА 5

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАБОТОЙ ДВОРНИКА - продолжать воспитывать уважение к труду взрослых; учить приходить на помощь окружающим.

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на убранную территорию. Рассказать им об особенностях работы дворника, ее необходимости людям. Вы­звать у детей желание соблюдать чистоту.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: собрать веточки.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ: «Бегите ко мне» - упражнять в беге в одном направлении, не наталкиваясь друг на друга.

«Солнышко и дождь».

Цели: - учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помо­гать друг другу.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Кто как кричит» - учить звукоподражать домашним животным.

«Собери игрушки красного цвета» - учить различать красный цвет.

ХОРОВОДНАЯ ИГРА «Пузырь» – научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Ход игры – дети встают в круг и со словами: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся. ПУХ» увеличивают его, на последние слова разрывают круг и приседают.

Индивидуальная работа. «Поймай – бросай» - развивать умение бросать и ловить мяч.

Выносной материал

Лопатки, скребки, санки, вожжи, печатки, карандаши, флажки, ме­телки.


Весна (март)

КАРТОЧКА 6

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ продолжать знакомить с деревьями учить постепенно запоминать их, находить отличительные признаки, называть отдельные части (ствол, большие и маленькие ветки.)

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Приведение в порядок участка - приучать к аккуратности.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ: «Поезд» - упражнять в ходьбе друг за другом, учить начинать и заканчивать движение по сигналу воспитателя.

«Кто выше» - учить прыгать на месте в высоту.

«Бегите ко мне» - упражнять в беге в одном направлении, не наталкиваясь друг на друга.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «Кто одет в одежду красного цвета?» - учить различать красный цвет в одежде своих товарищей.

«Повторяй за мной» - формировать навыки правильного звукопроизношения.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА: «Белочка», «Ладушки» - развивать мелкую моторику рук

ХОРОВОДНАЯ ИГРА: «Пузырь» - учить детей становиться в круг, постепенно расширять и сужать его.

«Раздувайся, пузырь,

раздувайся, большой,

Оставайся такой, да не лопайся».


Выносной материал

Метелки, лопатки, скребки, санки, клеенки.




Весна (март)

КАРТОЧКА 79

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЕТРОМ – привлекать детей к наблюдениям за природными явлениями, разнообразить игровую деятельность детей с помощью игр с султанчиками.


ПОДВИЖНАЯ ИГРА: «Догони меня» - учить бегать в определённом направлении.

«Достань шар» – упражнять в прыжках.

«Солнышко и дождь».

Цели: - учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помо­гать друг другу.


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «Принеси такой же предмет» - учить находить среди предложенных предметов такой же, какой показал воспитатель.

«Подбери по цвету» - учить различать основные цвета, подбирать предметы по цвету.

«Тепло – холодно» - развивать тактильные ощущения, показать, что в тени предметы холодные, а на солнце – тёплые.


ХОРОВОДНАЯ ИГРА: «Лягушонок», «Пузырь» - продолжать учить становиться в хоровод, выполнять движения согласно тексту игры.


ТРУД: собрать песок в песочницу.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. Прыжки на двух ногах.


Весна (март)

КАРТОЧКА 80

НАБЛЮДЕНИЕЗА ПТИЦАМИ — познакомить с жизнью птиц весной; воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.

Ход наблюдения

С приближением весны к кормушке больше не прилетают си­нички, остались только воробьи и голуби. Наблюдать за появлением грача. Грач большой, черный, у него светлый клюв. Он кричит «гра-гра», отсюда его название. Сравнить с вороной.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА: «Птички» - учить бегать в разном направлении изображая птиц.

«Пузырь» - упражнять детей в умении становиться в круг, действовать согласно тексту.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА:

«Кто и где?» - совершенствовать понимание речи взрослого, учить ориентироваться в пространстве.

«Подбери ленту куклам» - учить определять длину ленты: длинная, короткая.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА: .                      

«Кулачки»
Кулачки сложили,
Кулачками били.
Тук-тук!
Тук-тук!
Тук-тук!

ТРУД. Кормление птиц – учить заботиться о птицах.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА:  Игровое упражнение «Подпрыгни до шара».




Весна (март)

КАРТОЧКА 7

НАБЛЮДЕНИЕЗА ПОГОДОЙ ДНЯ. Что изменилось? Как стало светить солнце? Обратить внимание детей на появление сосулек, объяснить, что солнышко пригревает снег, он тает, стекает с крыши, образуя сосульки. Формировать представления о весенних изменениях в природе.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА: Коза рогатая

Цель: учить выполнять действия в соответствии со словами стихотворения.

Материал: эмблемы с изображением мордочки козы.

Ход игры

Воспитатель (В.) предлагает: «Давайте играть. Все мы будем козами. Покажите, как коза идет-бредет, как ножками топает, глазками хлопает. А как голос подает? Покажите, какие у козы рожки. Ух, какие все рогатые! Как будете бодаться? Теперь давайте играть». Воспитатель:

Идет коза рогатая, Ножками топ-топ-топ,

Идет коза бодатая Молока не пьет?

За малыми ребятами. Кто каши не ест,

Глазками хлоп-хлоп-хлоп. Забодаю! Забодаю!

Дети выполняют соответствующие действия.

Воспитатель делает вид, что бодает детей. Дети разбегаются «бодаться» и кричат: «Ме-е-е!».

     Игра повторяется 2-3 раза.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «Разложи по цвету» - формировать умение группировать предметы по цвету.

«Большой – маленький» – учить различать предметы по величине.

ТРУД: собрать игрушки.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: Рисуем палочкой.


Весна (март)

КАРТОЧКА 8

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРОХОЖИМИ, ИХ ОДЕЖДОЙ - активизировать словарь по теме «Одежда».

ПОДВИЖНАЯ ИГРА: «Ладушки-оладушки» - учить детей по-разному хлопать в ладоши.

«Бегите ко мне» - упражнять в беге в одном направлении, не наталкиваясь друг на друга.

«Коза рогатая»

Цель: учить выполнять действия в соответствии со словами стихотворения.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «Разложи флажки по цвету» - учить различать цвета.

«Повторяй за мной» - формировать навыки правильного звукопроизношения.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА: «Белочка», «Ладушки» - развивать мелкую моторику рук

ХОРОВОДНАЯ ИГРА: «Пузырь» - учить детей становиться в круг, постепенно расширять и сужать его.

«Раздувайся, пузырь,

раздувайся, большой,

Оставайся такой, да не лопайся».

ТРУД. Собрать игрушки - заинтересовать детей в выполнении трудовых поручений.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. Игровое упражнение «По узенькой дорожке».




Весна (март)

КАРТОЧКА 9

НАБЛЮДЕНИЕ «СОЛНЫШКО ПРИГРЕВАЕТ» - дать детям первые представления о весне. Формировать представления о первых весенних изменениях в природе - солнечных днях. Становится все больше солнечных дней, солнце яркое, лучистое. От него становится теплее. Подставить ладошки солнцу - они нагреваются, потрогать шубки, скамейку - тоже теплые. Весна идет – тепло несет.
ХУД. СЛОВО: Светит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату,
Мы захлопаем в ладоши, 
Очень рады солнышку.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА: «Догони меня» - учить бегать в определённом направлении.

«Достань шар» – упражнять в прыжках.

«Солнышко и дождь».

Цели: - учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помо­гать друг другу.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «Лёгкий – тяжёлый» - учить определять сколько в ведёрке песка.

«Какой? Какая?» - активизировать в речи употребление прилагательных.

ТРУД. Собрать веточки на площадке.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. Повторить потешку «Заяц Егорка»


Весна (март)

КАРТОЧКА 10

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДОЖДЁМ – формировать элементарные представления о весенних изменениях в природе, знакомить с доступными явлениями природы.  Обратить внимание, что весенний дождь может быть разным: сильный, моросящий, мелкий. Дождь стучит по крыше, окнам: кап- кап- кап.. После дождя появляются лужи, все мокрое: крыши домов, деревья, земля. 

ХУД.СЛОВО:
Дождик, дождик веселей,
Капай, капай, не жалей,
Только нас не мочи,
Зря в окошко не стучи.
Брызни в поле пуще,
Станет травка гуще.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА: «Пузырь» - учить выполнять движения в соответствии с текстом, закреплять умение становиться в круг.

«С кочки на кочку» - формировать навыки прыжков в длину; развивать ловкость.

«Догоните меня» - учить бегать в определённом направлении.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «Большие и маленькие» - формировать умение различать предметы по размеру.

«Кто и где?» - совершенствовать понимание речи взрослого, учить ориентироваться в пространстве.

ТРУД: собрать песок в песочницу.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. Повторить потешку «Бежала лесочком лиса с кузовочком».




Весна (апрель)

КАРТОЧКА 11

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НАБУХАНИЕМ ПОЧЕК НА ДЕРЕВЬЯХ - закреплять умение понимать зависимость объектов и явлений
в природе; вызывать радостные чувства.

Ход наблюдения

Посмотреть, как набухают почки на деревьях. Понюхать их, осторожно потрогать руками.

ХУД.СЛОВО: Набухают почки,

Пробиваются листочки,

Начинают муравьи

Поправлять дворцы свои. Г. Ладонщиков

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Удаление поврежденных и сухих веток - воспитывать любовь, заботливое отношение к природе.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ Коза рогатая

Цель: учить выполнять действия в соответствии со словами стихотворения.

Материал: эмблемы с изображением мордочки козы.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «Разложи по цвету» - формировать умение группировать предметы по цвету.

«Большой – маленький» – учить различать предметы по величине.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА:                       

«Кулачки»
Кулачки сложили,
Кулачками били.
Тук-тук!
Тук-тук!
Тук-тук!

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. «Поймай – бросай» - развивать умение бросать и ловить мяч.

Выносной материал

Носилки, грабли, ведерки, совочки, формочки для песка.


Весна (апрель)

КАРТОЧКА 12

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ ВЕСНОЙ - познакомить с жизнью птиц весной; воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.

Ход наблюдения

С приближением весны к кормушке больше не прилетают си­нички, остались только воробьи и голуби. Наблюдать за появлением грача. Грач большой, черный, у него светлый клюв. Он кричит «гра-гра», отсюда его название.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Уборка мусора на участке - учить пользоваться граблями; воспитывать бережное отношение к природе; закреплять умение трудиться в коллективе.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ:

«Поезд» - учить двигаться в определенном направлении, согласовывать действия с другими детьми; вселять чувство уверенности и спои возможности; побуждать к самостоятельным действиям.


ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА:

Развитие движений.

Выносной материал

Грабли, ведерки, носилки, метелки, мячи.
































Весна (апрель)

КАРТОЧКА 13

Наблюдение за проталинами и зеленой травой

Цель: закреплять умение понимать зависимость явлений в природе.

Ход наблюдения

Наблюдать за появлением проталин и зеленой травой (где про­ходит теплотрасса).

Рассмотреть росточки, они нежные, светло-зеленые. Рассмотреть пушистые серебристые почки ивы, срезать несколько веток и поста­вить в уголок природы. Отгадать загадку «Белые овечки скачут по свечке». (Ветка вербы с цветочными почками.)

Уж верба пушистая

Раскинулась кругом.

Опять весна душистая

Повеяла крылом. А. Фет

Трудовая деятельность

Сбор поломанных веток на участке.

Цели:- воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым;

  • формировать навыки коллективного труда;

  • приучать к самостоятельному выполнению поручений.

Подвижные игры

«Бездомный заяц».

Цель: упражнять в беге.

«Послушные листья».

Цель: учить внимательно слушать команды воспитателя.

«Найди, где спрятано».

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Выносной материал

Ведерки, грабли, метелки.


Весна (апрель)

КАРТОЧКА 14

Наблюдение за растениями и кустарниками

Цели:

— закреплять представление о том, что любое дерево и кустарник — живое существо;

— воспитывать бережное отношение к природе.
Ход наблюдения

Проверить, как перезимовали деревья. Воспитатель задает детям вопросы.

  • Каково состояние кроны деревьев на участке?

  • Какие еще произошли изменения?

  • Как страдают деревья от загрязнения воздуха? (Отмирают ветви
    по краям кроны.)

Трудовая деятельность

Подрезание и подвязка веток деревьев и кустарников.

Цель: прививать бережное отношение к природе.

Подвижные игры

«Мое любимое дерево».

Цель: развивать память, запоминая характерные детали любимого дерева, чтобы его нарисовать и рассказать о нем.

«Извилистая тропинка».

Цель: учить двигаться в колонне за ведущим, повторяя его дви­жения.

Выносной материал

Лопатки, метелки, санки, клеенки для катания с горки.




Весна (апрель)

КАРТОЧКА 15

Наблюдение за тополем весной

Цель: расширять знания о том, что деревья и кустарники живые, весной от тепла пробуждаются почки, распускаются листочки.

Ход наблюдения

Рассмотреть толстые ветки тополя, его крупные почки и цилинд­рические сережки. Напомнить детям, что в группе у них уже есть листья, которые хорошо пахнут. Спросить: «Почему в комнате на ветках появились листья, а на улице только почки?»

Эти маленькие почки

Распечатает весна.

А пока в них спят листочки

И растут во время сна.

Трудовая деятельность

Уборка снега на участке.

Цель: учить работать в коллективе, добиваться выполнения об­щими усилиями поставленной цели.

Подвижные игры

«Лошадки».

Цели:

  • упражнять в ходьбе с соблюдением равновесия;

  • развивать быстроту, ловкость, координацию движений.
    «Совушка».

Цели:

— упражнять в быстром беге, лазанье;

— развивать выдержку, организованность в коллективной дея­тельности.

Выносной материал

Носилки, лопатки, формочки для снега.


Весна (апрель)

КАРТОЧКА 16

Наблюдение за насекомыми

Цель: формировать реалистические представления о природе.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, задает вопросы.

С хоботом, а не слон. Не птица, а летает. Никто не приучает, А на нос садится. (Муха.)

  • Как выглядит муха?

  • Как мухи ходят по потолку? (Мухи имеют липкие волосатые
    подушечки на ногах; поскольку муха легкая, а сила сцепления подуше­
    чек с любой поверхностью очень велика, то муха в состоянии удер­
    жаться практически везде.)

  • Почему мух называют вредными насекомыми?

  • Какой вред приносят мухи? (Разносят микробы.)

  • Как размножаются мухи? (Откладывают яйца.)

  • Где мухи откладывают свои яйца? ( В навозе, мусоре.)

  • Какие враги есть у мух? (Пауки, стрекозы.)

  • Для чего мухам служит хоботок? (Для захватывания пищи.)

  • Сколько глаз у мухи? (Два вида глаз — простые и сложные: они
    могут видеть одновременно впереди, сзади и внизу.)

Трудовая деятельность

Коллективный труд по уборке территории.

Цель: закреплять умение концентрировать внимание на определенных объектах, сочетать силу и быстроту.

Подвижные игры

«Кто быстрее?», «Ручеек».

Цель: учить свободно бегать, не наталкиваясь друг на друга, реа­гировать на сигнал, возвращаясь на место.

Выносной материал

Лопатки, скребки, метелки, санки, формочки для снега, цветные кружочки.



Весна (апрель)

КАРТОЧКА 17

Наблюдение за транспортом

Цель: расширять знания о транспорте.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какие виды машин вы знаете? (Легковые, грузовые, автокраны,
    лесовоз, автобус.)

  • Чем легковые машины отличаются от грузовых? (На легковых машинах и автобусах перевозят людей, а на грузовых разные грузы.) В чем сходство легковых и грузовых машин? (Уних есть фары, руль, мотор, сиденье, колеса передние и задние.)

Едем, едем мы домой

На машине легковой.

Трудовая деятельность (по подгруппам)

Посев озимой пшеницы.

Цели:

  • учить узнавать семена пшеницы;

  • формировать навыки посадки семян.

Подвижная игра

«Цветные автомобили».

Цели:

  • учить быстро двигаться по сигналу и останавливаться, не на­талкиваясь друг на друга;

  • закреплять основные цвета.

Выносной материал

Грабли, ведерки, флажки разного цвета, машинки, обручи, рули, скакалки.


Весна (апрель)

КАРТОЧКА 18

Наблюдение за птицами

Цель: расширять знания о птицах, прилетающих на участок дет­ского сада.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Чем воробей отличается от голубя? (Воробей меньше, окрас серый; голубь больше, окрас белый и сизокрылый.)

  • Чем отличается крик воробья от крика голубя? (Воробей чирикает «чик-чирик», а голубь воркует «гуль-гуль-гуль».)

  • Какую пользу приносят воробьи? (Они поедают вредных насекомых, комаров и мошек.)

Отметить, что голуби ходят по земле, летают, сидят на крыше (иногда на деревьях). Воробьи прыгают — как на пружинках, летают, сидят на деревьях. Предложить детям попрыгать, как воробушки, и походить важно, покачивая головой и часто переступая ногами, как голуби.

Трудовая деятельность

Наведение порядка на территории.

Цели:

  • приучать детей ухаживать за саженцами, поливать землю во-)
    круг деревца;

  • следить, чтобы дети из других групп не ломали ветки деревьев.

Подвижные игры

«Перелет птиц».

Цели:

  • упражнять детей в лазании по лестнице, спрыгивании, беге;

  • учить переходить от одного действия к другому;

— развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве.
«Найди такой же листочек».

Цели:

  • учить различать листья березы, рябины, клена;

  • быстро действовать по сигналу воспитателя.

Выносной материал

Мячи, совочки, ведерки, лейки, скакалки, велосипеды, обручи, гим­настические скамейки.



Весна (апрель)

КАРТОЧКА 19

Наблюдение за собакой

Цель: расширять знания о животном мире.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на во­просы.

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост — колечком. (Собака.)

  • Кто это? (Собака.)

  • Какая по величине? (Большая, маленькая.)

  • Какая шерсть у собаки? (Гладкая, серая, короткая.)

  • Кто заботится о собаке? (Хозяин.)

Прочитать детям рассказ К. Ушинского «Играющие собаки» и обсудить его.

Трудовая деятельность

Наведение порядка на территории. Цели:

  • учить сгребать опавшие листья и на носилках относить их в
    яму для компоста;

  • объяснять, что листья за зиму перегниют в яме и получится
    удобрение.

Подвижные игры

«Лохматый пес».

Цель: упражнять в беге по сигналу, ориентировке в пространстве, ловкости.

«Лови оленей».

Цели:

  • упражнять в беге, ловле игроков (оленей);

  • учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

Выносной материал

Грабли, совочки, носилки, самокаты, машины, скакалки, мячи,

вожжи.


Весна (апрель)

КАРТОЧКА 20

Весна в жизни лесных зверей

'Цель: расширять представления о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время: трогаются в рост деревья, просыпаются животные (медведь, еж), насекомые, которые зимой спали; все устраивают свой гнезда, норы, выводят потомство.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как медведица проводит зиму?

  • Кто рождается в берлоге?

  • Чем питаются медведи весной?

  • Как медведи забавляются?

Без забот и без тревог

Спал медведь в своей берлоге. Спал всю зиму до весны

И, наверно, видел сны.

Вдруг проснулся косолапый, Слышит: каплет — вот беда!

В темноте пошарил лапой И вскочил — кругом вода. Заспешил медведь наружу: Заливает — не до сна! Вылез он и видит лужи, Тает снег... Пришла весна.

Г. Ладонщиков

Трудовая деятельность

Посев семян цветов (астра, ромашка).

Цели:

  • формировать навыки посадки (разложить семена в бороздки,
    присыпать землей, полить);

  • обогащать и активизировать словарь;

  • воспитывать интерес к труду.

Подвижные игры

«Наседка и цыплята».

Цель: упражнять в подлезании под шнур.

«Ручеек».

Цель: закреплять умение двигаться парами.

Выносной, материал



Весна (апрель)

КАРТОЧКА 21

Наблюдение за ветром – привлекать детей к наблюдениям за доступными явлениями природы, способствовать развитию игровой деятельности, двигательной активности посредством игр с султанчиками.

Подвижная игра «Зайка серенький сидит» - учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Дидактическая игра «Один – много» - закреплять умение различать количество предметов.

Труд. Подметём в беседке – привлекать к выполнению трудовых поручений.

Индивидуальная работа. «Поймай мяч» - упражнять в ловле мяча.


Весна (апрель)

КАРТОЧКА 22

Наблюдение за погодой – формировать представления о весенних изменениях в природе, воспитывать интерес к окружающему.

Подвижная игра «Лохматый пёс» - учить действовать по сигналу, бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Дидактическая игра «Длинные и короткие палочки» – учить различать палочки по длине.

Труд. Соберём палочки – выполнение поручений.

Индивидуальная работа. Пальчиковая гимнастика «Пальчик – мальчик».






Весна (май)

КАРТОЧКА 23

Наблюдение за состоянием природы

Цели:

~ формировать представление о состоянии природы весной (тепло, много зеленой травки, цветов; летают бабочки, жуки; дети лег­ко одеты и играют с песком и водой);

  • обогащать и активизировать словарь;

  • вызвать радостные переживания от общения с природой.

Ход наблюдения

Очень добрым, очень светлым. Золотистым, ясным днем

Мы поедем в гости к лету,

В гости к солнышку пойдем. Земляникой и цветами

Встретят нас и лес и луг,

Наши песни вместе с нами

Будут птицы петь вокруг.

Рано утром яркий лучик

Зазвенит в густой листве,

Речка плавать нас научит,

Ветер — бегать по реке. К. Ибраев

Трудовая деятельность

Уборка сухих листьев клубники.

Цель: учить работать подгруппой, добиваться выполнения общи­ми усилиями поставленной цели.

Подвижные игры

«Птичка в гнездышке».

Цель: упражнять в беге врассыпную.

«По ровненькой дорожке».

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

Выносной материал

Грабли, метелки.


Весна (май)

КАРТОЧКА 24

Наблюдение за солнцем

Цели:

— формировать представление о том, что когда светит солнце — на улице тепло;

— поддерживать радостное настроение.

Ход наблюдения

В солнечный день предложить детям посмотреть в окно.

Смотрит солнышко в окошко, Смотрит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладошки, Очень рады солнышку.

Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду, ит солнышко и тепло. Солнце огромное, раскаленное. Обогрева­ет всю землю, посылая ей лучи. Вынести на прогулку маленькое зеркало и сказать, что солнце послало свой лучик детям, чтобы они Поиграли с ним. Навести луч на стену. Солнечные зайчики играют

на стене. Поманить их пальчиком, пусть бегут к тебе. Вот он, светленький кружок, вот, вот, левее, левее. Убежал на потолок. По команде «Ловите зайчика!» дети пытаются поймать его.

Трудовая деятельность

Сбор камней на участке.

Цель: продолжать воспитывать у детей желание участвовать труде.

Подвижные игры

«Мыши в кладовой». Цели:

  • учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга;

  • двигаться в соответствии с текстом;

  • быстро менять направление движения.
    «Попади в круг».

Цели:

  • совершенствовать умение действовать с предметами;

  • учить попадать в цель;

  • развивать глазомер, ловкость.

Выносной материал

Мешочки с песком, мячи, обручи, мелкие игрушки, формочки, пе­чатки, карандаши, ведерки, совочки.




Весна (май)

КАРТОЧКА 25

Прогулка 5

Чем питается божья коровка?

Цель: рассказать о том, что жучок — хищник, поедает очень ма­леньких букашек (тлю).

Ход наблюдения

Воспитатель организовывает наблюдение различными способами. Например, предлагает детям найти такие растения, на которых есть тля и божьи коровки, или помещает часть растения в прозрачный сосуд и пускает в него одного-двух жучков. В процессе беседы уточ­няет, что хищник — это всякое животное (крупное или мелкое), которое питается другими животными.

Трудовая деятельность

Уборка территории.

Цель: учить работать в коллективе, добиваться выполнения об- усилиями поставленной цели.

Подвижные игры

«Найди свой цвет».


Цели:

  • упражнять в беге;

  • закреплять знания об основных цветах спектра.
    «Мыши в кладовой».

Цель: упражнять в беге и пролезании в низкие ворота, не касаясь руками пола.

Выносной материал

Метелки, грабли, ведерки, носилки.


Весна (май)

КАРТОЧКА 26

Экскурсия «Зеленый детский сад»

Цели:

  • формировать бережное отношение к растениям;

  • закреплять представления о растениях.

Ход экскурсии

Желательно запланировать экскурсию, когда появятся первые рост-1 ки овощей и цветов. К проведению экскурсии привлекаются один-два ребенка из старшей группы. К встрече с малышами их готовят заранее (придумываются рассказ, вопросы малышам). Воспитатель говорит о том, что не только малыши заботятся о зеленых друзьях, но и дети постарше тоже помогают растениям, стараются вырастить новые. Благо­даря этому открыт «Зеленый детский сад» — особое место, где живут и растут растения-малыши. Воспитатель предлагает посетить «Зеленый детский сад». Дети рассказывают, какие растения (овощи и цветы) они решили вырастить, показывая картинки взрослых растений; объясняют, что любое растение можно вырастить из семян; показывают семена посаженных растений. Все рассматривают побеги. Старшие дети спра­шивают малышей, какие овощи они знают, какие цветы есть у них в группе, как они помогают своим растениям. В завершение старшие дети приглашают малышей посещать их «Зеленый детский сад».

Трудовая деятельность

Прополка цветочной клумбы.

Цель: формировать интерес к труду.

Подвижные игры

«Кто быстрее?».

Цели:

  • упражнять в беге, развивать быстроту;

  • учить преодолевать полосу препятствий.
    «Найди свое место».

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Выносной материал

Лейка, мяч.




Весна (май)

КАРТОЧКА 28

Прогулка 7

Наблюдение за деревьями и кустарниками

Цель: формировать бережное отношение к растениям.

Ход наблюдения

Осмотреть деревья и кустарники на участке (до начала сокодвижения), в присутствии детей удалить поврежденные и сухие ветки. Объяснить, зачем это делается.

Плакала Снегурочка, зиму провожая.

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая березы,

Выросли подснежники — снегурочкины слезы.

Г. Ладонщиков

Трудовая деятельность

Удаление поврежденных и сухих веток.

Цель: воспитывать любовь и заботливое отношение к природе.

Подвижная игра

«Зайцы и волк».

Цели:

  • упражнять в легких и мягких прыжках, перелезании, быстром беге;

  • развивать смелость, внимание, выдержку.

Выносной материал

Носилки, грабли, ведерки, совочки.


Весна (май)

КАРТОЧКА 29

Наблюдение за деревьями – обратить внимание детей на распускающиеся почки, воспитывать бережное отношение к деревьям.

Подвижная игра «Ножки» - учить действовать согласно тексту стихотворения.

Дидактическая игра «Коровка, дай молочка» – совершенствовать интонационную выразительность речи.

Труд. Пометём бортики песочницы – выполнение поручений.

Индивидуальная работа. Учить отвечать на вопросы: «Кто? Что? Что делает?»




Весна (май)

КАРТОЧКА 30

Наблюдение за воробьями: греются, весело чирикают, купаются в луже – привлекать к наблюдениям за птицами.

Подвижная игра«Достань шар» – упражнять в прыжках.

Дидактическая игра«Овощной магазин» - учить различать овощи, называть их правильно.

Труд. Рыхление почвы на клумбе – привлекать к труду.

Индивидуальная работа. Лазанье по гимнастической стенке.


Весна (май)

КАРТОЧКА 31

Наблюдение за облаками: какие облака: большие или маленькие? какого цвета? на что похожи? – развивать речь, мышление, воображение.

Подвижная игра«Зайцы и волк» - упражнять в прыжках с продвижением вперёд.

Дидактическая игра«Подбери ленту куклам» - учить определять длину ленты: длинная, короткая.

Труд. Сбор игрушек после прогулки – привлекать к совместному труду.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Подпрыгни до шара».




Весна (май)

КАРТОЧКА 32

Наблюдение за одуванчиками – воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к цветам.

Подвижная игра «У медведя во бору» - привлекать детей к участию в народных играх, упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Дидактическая игра «Разложи по цвету» - формировать умение группировать предметы по цвету.

Труд. Сбор камешков на участке – воспитывать желание выполнять поручения.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Догони мяч» – упражнять в беге в определённом направлении.


Весна (май)

КАРТОЧКА 33

Наблюдение за листочками – учить замечать изменения в природе, воспитывать бережное отношение к растениям.

Подвижная игра«Птички, раз! Птички, два!» - учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Дидактическая игра«Разложи мячи по цвету» - учить классифицировать предметы по цвету.

Труд. Подметём в беседке – выполнение поручений.

Индивидуальная работа. Прыжки из кружка в кружок.




Весна (май)

КАРТОЧКА 34

Экскурсия по участку детского сада – отметить изменения, произошедшие в природе, какая густая трава выросла на участке, как много одуванчиков, цветы на клумбе начинают зацветать – формировать представления о весенних признаках, поощрять умение задавать вопросы.

Подвижная игра«Бегите ко мне» - упражнять в беге в определённом направлении.

Дидактическая игра«Вежливая кукла» - учить употреблять в речи вежливые слова.


Весна (май)

КАРТОЧКА 35

Наблюдение за трудом взрослых – воспитатель и помощник воспитателя сажают картофель на огороде – формировать интерес к труду взрослых, поддерживать желание помогать.

Подвижная игра«Вороны и собачка» - учить имитировать движения птиц.

Дидактическая игра«Большой – маленький» – учить различать предметы по величине.

Труд. Помощь в посадке картофеля – воспитывать желание оказывать помощь взрослым.

Индивидуальная работа. Рисуем палочкой.