Карточка №1
Наблюдение за трудом дворника
Цель: формировать готовность прийти на помощь, способность оценить результаты труда; воспитывать уважение к людям труда; развивать речь, повышать словарный запас (название и предназначение рабочего инвентаря дворника).
Художественное слово
Ну, весна, как дела?
У меня уборка.
Для чего тебе метла?
Снег смести с пригорка.
Для чего тебе ручьи?
Мусор смыть с дорожек.
Для чего тебе лучи?
Для уборки тоже.
Воспитатель задает детям вопросы
Кто убирает дорожки? Чем работает дворник? Чем мы будем работать, каким инвентарем?
Дидактическая игра
«Что делает?»
Цель: учить подбирать глаголы в соответствии с выполняемыми действиями, активизировать в речи понятия, связанные с характеристикой значимости труда дворника.
Подвижная игра
«Солнечные зайчики»
Цель: формировать умение соблюдать правила игры; воспитывать самостоятельность.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)
Тише, тише, тише,
Не шумите!
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)
Трудовые поручения
« Наведение порядка на участке»
Цель: организовывать коллективный труд; в индивидуальном порядке давать конкретные поручения; прививать чувство удовлетворения от результата труда; совершенствовать трудовые умения.
Индивидуальные физические упражнения
«Змейка»
Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки
Самостоятельная игровая деятельность с игровым материалом
Карточка № 2
Наблюдение за ветром
Цель: продолжать закреплять представления о погодных изменениях; формировать понятия о ветре, его свойствах; учить определять направление ветра.
Ход наблюдения
Предложить детям определить направление ветра (по движению облаков, ветвей деревьев), охарактеризовать силу ветра.
Художественное слово
Это что за невидимка
Хлопает в саду калиткой,
На столе листает книжку,
Шорохом пугает мышку.
Сорвал с бабушки косынку,
Покачал в коляске Димку,
Поиграл листвой на ветках...
Ну, конечно, это - ... (Ветер)
Кто летает выше туч?
Кто коварен и могуч?
Он бывает, не приметен
Озорник, проказник... (Ветер)
Не увидишь меня глазом,
Я способен на проказы.
На бегу, срываю шляпы,
Елок раскачаю лапы.
Унести белье с веревки,
Хватит у меня сноровки.
Пролистать могу газету,
Громко шелестя при этом...
Вот в лесу любой заметит:
Лес шумит, гуляет... (Ветер)
Фырчит, рычит, ветки ломает,
Пыль поднимает, тебя с ног сбивает,
Слышишь его, да не видишь его. (Ветер)
Дидактическая игра
«К дереву беги»
Цель: учить детей узнавать растущие на территории детского сада деревья по особенностям строения и цвета ствола, ветвей, правильно их называть.
Подвижная игра
«Кто выше?»
Цель: развивать быстроту бега; учить прыгать легко.
Пальчиковая гимнастика
Круглый год
Круглый год, круглый год!
Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают
большим пальцем.
За зимой весна идет,
А за весною следом
Торопится к нам лето.
И у кого не спросим -
Идет за летом осень.
А за осенью сама
Вновь идет, спешит зима.
Поочередно соединяют большой палец с остальными
(на каждое время года). Повторяют другой рукой
Трудовые поручения
« Подметание дорожек»
Цель: воспитывать желание трудиться.
Индивидуальные физические упражнения
«Прыгни дальше»
Цель: учить прыгать в длину с разбега.
Самостоятельная игровая деятельность с игровым материалом
Карточка №3
Наблюдение за птицами
Цель: формировать желание заботиться о птицах; учить и называть птиц части тела; упражнять в умении находить отличие и схожесть у птиц.
Ход наблюдения
Воспитатель обращает внимание на то, как много птиц прилетело в столовую. Предлагает посмотреть на больших птиц. Какое у них оперенье, какой большой клюв, как важно и чинно они ходят по земле, не спеша, никого не боятся. А теперь взглянуть на сороку. Она много меньше по размеру, чем ворона, какое красивое и необычное у нее оперение. Длинный хвост, и она не ходит по земле, а подпрыгивает с места на место. Назвать сходство и отличие во внешнем виде и поведении птиц.
Художественное слово
Не далёко, не высоко
На суку сидит сорока.
И трещит весь день без толку,
Потому что, балаболка.
Лучше бы тихонько пела
Иль кричала, но по делу.
Вон петух, с утра кричит,
А потом весь день молчит.
Если крикнет раз, другой –
Нам печали… никакой.
Ни ему, ни нам не плохо –
Вот как надобно, сорока.
Дидактическая игра
«Найди и покажи»
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, находить объекты по описанию их расположения относительно других объектов, активизировать в речи понятия, связанные с характеристикой местоположения объектов.
Пальчиковая гимнастика
Имитируйте движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной руки держат гвозди, другой - молоток.
Мастер, мастер,
Помоги -
Прохудились
Сапоги.
Забивай покрепче
Гвозди -
Мы пойдем сегодня
В гости!
Трудовые поручения
«Расчистка дорожек от мусора»
Цель: учить работать лопаткой; воспитывать любовь к труду.
Подвижные игры
«Ворона и воробей»
Цель: продолжать учить ориентировке в пространстве, развивать умение не наталкиваться друг на друга; вслушиваться в команду воспитателя; воспитывать дружеские взаимоотношения.
«Мыши водят хоровод»
Цель: упражнять в выполнении движений; воспитывать интерес к игре.
Индивидуальные физические упражнения
«Добеги до флажка»
Цель: развивать быстроту бега.
Самостоятельная игровая деятельность с игровым материалом
Карточка №4
Наблюдение за погодой
Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в природе
Художественное слово
Туча прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес -
И такое чистое, доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
Что изменилось с приходом весны? Дни стали прибавляться, солнышко стало чаще появляться и не только светить, но и греть.Что изменилось на огороде? (Появились проталины.) Как вы думаете, почему снег не везде растаял, а лежит маленькими клочками? Скоро прилетят с юга птицы, и если мы повесим на деревьях скворечники, то они захотят в них поселиться.
Каждое утро они будут своим пением поднимать нам настроение, радовать нас. Будут поедать вредителей на стволах деревьев и грядках. Каких насекомых - вредителей вы знаете? Муравей - вредитель? (Нет, он санитар.) Какие изменения произошли с деревьями? (Стали набухать почки.) Почему зимой почки не набухают? (Дерево, как и медведь, зимой спит, а как солнышко начнет пригревать, оно просыпается, начинает питаться талой водой.)
Дидактическая игра
«Эхо»
Цель: учить внимательно слушать и повторять только после сигнала.
Ход игры
Воспитатель произносит звук или слово, дети должны правильно повторить за взрослым. Затем главная роль передается ребенку.
Пальчиковая гимнастика
Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся,
(делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся
(хлопаем в ладоши)
Трудовые поручения
« Посыпание дорожек песком»
Цель: учить мальчиков уважать девочек, выполнять более тяжелую работу (носить ведерки с песком).
Подвижная игра
«Перелет птиц»
Цель: учить быстро выполнять действия по сигналу воспитателя.
Индивидуальные физические упражнения
« Развитие движений»
Цель: закреплять умение ходить размашистыми шагами, перепрыгивать через препятствия.
Самостоятельная игровая деятельность с игровым материалом
Карточка №5
Наблюдение за солнцем
Цель: закрепить знания о том, что весной солнце начинает светить ярче и чаще, поэтому становится теплее.
Ход наблюдения
В начале весны солнце поднимается выше, ослепительно светит, день удлиняется. Теперь солнышко встает рано, будит нас еще дома, а зимой, когда мы приходили в садик, было темно. Помочь детям увидеть особенности весеннего солнца (светит ярче, греет землю, поднимается над горизонтом выше), составить его описание (Какое солнце? – ласковое, теплое, лучистое, весеннее). Предложить детям погреть на солнце свои щечки и ладошки.
Художественное слово
«Солнце отдыхает»
Раньше всех на свете солнце встало,
А как встало - принялось за дело:
Обошло всю землю. И устало,
Отдыхать за темным лесом село.
Если вдруг найдешь его в лесу ты,
Там, где на траве туман и сырость,
Не буди: у солнца сон - минуты,
Не шуми: весь день оно трудилось.
Ю. Марцинкявичюс
Бродит одиноко огненное око,
Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце.)
На тарелке колобок - золотой горячий бок.
А тарелка голубая - не видать конца и края. (Солнце и небо.)
Экспериментальная деятельность
«Свойства солнечных лучей».
Цель: опытным путем показать свойства солнечных лучей.
Ход опыта
В солнечный день на прогулке намочить резиновые мячи, положить на солнце и понаблюдать, как они будут высыхать.
Предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются.
Дидактическая игра
«Хорошо - плохо»
Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Учить детей логически мыслить.
Подвижная игра
«Охотник и зайцы»
Цель: учить метать мяч в подвижную цель.
Трудовые поручения
«Сбор шишек для поделок»
Цель: воспитывать желание трудиться
Индивидуальные физические упражнения
«Из обруча в обруч»
Цель: учить детей рассчитывать дальность прыжка, регулировать силу толчка, выполнять последовательно несколько прыжков. Развивать мышцы ног, координацию движений.
Самостоятельная игровая деятельность с игровым материалом
Карточка №6
Наблюдение за погодой
Цель: отметить изменения в погоде. Продолжить знакомить детей с закличкой, как с «устным народным творчеством» (раньше люди закликали зиму, весну, лето, дождь, солнце и т.д.); учить понимать переносное значение образных выражений; расширять кругозор детей, воспитывать у детей любовь к народному творчеству.
Ход наблюдения
Предложить детям отметить характерные признаки весны (потепление, голубое небо, яркое солнце, особые запахи весны), рассказать об изменениях, произошедших с тех пор, как везде лежал снег, о причинах этих изменений.
Русская народная закличка
Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!
Дидактическая игра
«Что из чего сделано?»
Цель: учить детей определять материал, из которого сделан предмет.
Пальчиковая гимнастика
Один, два, три, четыре, пять -
(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два,три, четыре, пять -
(зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!
Подвижная игра
«Веснянка»
Цель: совершенствовать двигательный опыт.
Ход игры
«Солнышко, солнышко - золотое донышко (дети идут по кругу, взявшись за руки).
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, прилетели сто грачей
(бегут по кругу на носочках, имитируя руками взмахи, как крыльями).
А сугробы тают, тают (приседают).
А цветочки подрастают» (поднимаются, руки вверх).
Трудовые поручения
« Строим гнездышко для птиц»
Цель: развивать творческие способности, умение выкладывать гнездо из веточек, собранных на участке.
Индивидуальные физические упражнения
«Третий лишний»
Цель: развитие быстроты бега, выносливости.
Самостоятельная игровая деятельность с игровым материалом
Карточка №7
Наблюдение за лужами и ручейками
Цель: пополнить представления детей о признаках весны; расширять и углублять зания об измениениях, происходящих в неживой природе; учить замечать изменения, делать на основе увиденного умозаключения- выводы.
Ход наблюдения
"В лужах отражаются окружающие нас предметы (облака, деревья, здания).Давайте подойдем к луже. Посмотрите, что вы там видите? Поводите по воде палочкой, создайте волны. Почему теперь нет отражения? (Предметы отражаются только в спокойной воде) Давайте вспомним, а какие лужи были утром, когда вы шли в детский сад? (покрыты тонким льдом)
Художественное слово
Еще ледок хрустит утрами,
А днем и солнце, и капель!
В марте и курица из лужи напьется.
В марте вода, а в апреле- трава.
По небесам оравою бредут мешки дврявые,
И бывает иногда: из мешков течет вода,
Спрячемся получше от дырявой (тучи)
Живою может быть и мертвой, и жидкою, и очень твердой.
Таится может в небесах, и в глубине земли скрываться,
И испарятся на глазах, и тут же снова появляться! (вода)
Дидактические игры
«Когда это бывает», «Так бывает или нет»
Цель: закрепить сезонные признаки
Пальчиковая гимнастика
Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)
Подвижные игры
"Самолеты", "Птички и кошка"
Цель: развивать двигательную активность, упражнять в беге
Индивидуальные физические упражнения
«Добеги до флажка»
Цель: развивать быстроту бега.
Трудовые поручения
«Собрать мелкий мусор, веточки»
Цель: воспитывать желание трудиться
Самостоятельная игровая деятельность с игровым материалом
Карточка №8
Наблюдение за небом и облаками
Цель: продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира.
Ход наблюдения
Почему бывают тучи
И бывают облака?
Потому что тучи - круче,
Облака - они слегка!
Облака летят, пушинки,
Тучи грозные висят,
Там, ведь мокрые дождинки
Нас водой облить хотят.
Если взять и выжать тучи
И немного подсушить,
Облака, тогда получим,
И не будет дождик лить. С. Джус
В облачный день спросить у детей, что они видят на небе. Заметить, что облака движутся, иногда они плывут медленно, иногда быстро. Какие они? Если на небе есть облака, они закрывают собой солнце, тогда на улице не так тепло.
Загадки
Ног нет, а идет,
Глаз нет, а плачет. (Туча)
Белые лошадки на синем поле. (Облака на небе)
Дидактическая игра
«Скажи ласково»
Цель: научить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Пальчиковая гимнастика
Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой )
Вижу домик на горе ( ритмичные хлопки ладошками )
Я по лесенке взберусь ( раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев )
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук! (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой )
Подвижная игра
«Попади в круг»
Цель: развивать глазомер, умение соизмерять свои силы при бросании.
Ход игры
В центре площадки чертиться круг или ставится корзина. Дети с шишками или мячами стоят на расстоянии одного метра от круга. По команде бросают шишки в круг.
Трудовые поручения
«Сбор природного материала»
Цель: собрать природный материал для поделок в группе.
Индивидуальные физические упражнения
«Бросание мяча вверх»
Цель: развивать ловкость, выносливость.
Самостоятельная игровая деятельность с игровым материалом
Карточка №8
Наблюдение за сезонными изменениями в природе
Цель: закреплять знания детей о времени года, весенних месяцах. Развивать наблюдательность, учить передавать результаты наблюдений в речи.
Ход наблюдения
Обратить внимание детей на заметное увеличение светового дня, рассказать, что скоро продолжительность дня и ночи будет одинаковой. Вспомнить название весенних месяцев (уточнить, какой сейчас месяц, какой будет, какой первый месяц).
Предложить детям пройти по территории детского сада, найти признаки весны, объявить задание – кто больше найдет «весенних изменений» в природе.
Художественное слово
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала. С. Маршак
Апрель! Апрель!
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник. А. Плещеев
Дидактическая игра
«Когда это бывает?»
Цель: учить детей использовать свои знания о временах года, о частях суток для решения игровой задачи, учить использовать в речи конструкции выражения своего мнения, аргументировать ответы.
Пальчиковая гимнастика
На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)
Подвижная игра
«Море волнуется»
Цель: развитие двигательной активности, фантазии,
умения выражать в движении задуманный образ.
Трудовые поручения
«Уборка участка от мелких веточек»
Цель: учить детей самостоятельно выполнять соответствующие трудовые операции.
Индивидуальные физические упражнения
«Встречные перебежки»
Цель: развивать быстроту, ловкость.
Самостоятельная игровая деятельность с игровым материалом
Карточка №9
Наблюдение за проезжающим транспортом
Цель: закреплять знания о видах транспорта, воспитывать чувства уважения к труду взрослых. Формировать знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения.
Ход наблюдения
Обратить внимание детей на проезжающий транспорт. Вспомнить, какой еще транспорт дети видели на дорогах города. Закрепить названия частей машины. Вспомнить предназначение разных видов наземного транспорта. Уточнить, где ездят машины, где ходят пешеходы, как переходить улицу.
Художественное слово
На пути ребят - дорога,
Транспорт ездит быстро, много.
Светофора рядом нет,
Знак дорожный даст совет.
Надо, чуть вперед пройти,
Там, где «Зебра» на пути.
«Пешеходный переход» –
Можно двигаться вперед.
Видишь шашечки - такси!
Ты таксиста попроси, -
Он тебя вполне свободно
Довезет куда угодно.
Прокатиться так приятно,
Но однако, не бесплатно!
Было весело в пути,
Так по счетчику плати!
Дидактическая игра
«Что делает?»
Цель: учить подбирать глаголы к существительному «пешеход».
Подвижная игра
«Самый ловкий»
Цель: учить детей бросать и ловить мяч (принимать правильное исходное положение, держать мяч двумя руками перед собой, выполнять бросок толчком от груди)
Пальчиковая гимнастика
(Загибать на обеих руках пальчики, по одному, начиная с больших.)
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козлёнок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка
Новые кроссовки.
Вот так, вот так,
Новые кроссовки.
Трудовые поручения
« Уборка на участке»
Цель: формировать у детей осознанное отношение к порядку, поощрять инициативу и самостоятельность при уборке участка, учить соблюдать правила безопасности и гигиены при выполнении различных трудовых операций.
Индивидуальные физические упражнения
«Из обруча в обруч»
Цель: учить детей рассчитывать дальность прыжка, регулировать силу толчка, выполнять последовательно несколько прыжков. Развивать мышцы ног, координацию движений.
Самостоятельная игровая деятельность с игровым материалом
Карточка №10
Деревья весной
Цель: продолжать знакомить детей с деревьями, их особенностями в весеннее время года. Учить детей сравнивать, анализировать, сопоставлять, развивать наблюдательности, воспитывать бережное отношение к природе.
Ход наблюдения
Предложить детям рассмотреть и сравнить кору двух деревьев – старого и молодого, назвать их основные отличия (у старого дерева кора потрескавшаяся, шершавая, грубая, у молодого – гладкая, блестящая). Предложить детям назвать деревья, растущие на участке, внимательно рассмотреть кроны деревьев, рассказать, чем они образованы, какую форму имеют. Обратить внимание детей на разницу внешнего вида кроны старых и молодых деревьев.
Художественное слово
Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня ... (весна).
Она весну встречает,
Сережки надевает,
Накинута на спинку
Зеленая косынка,
А платьице в полоску.
Ты узнаешь ... (березку)!
Дидактическая игра
«Одежда»
Цель: учить детей сопоставлять описание одежды детей, которую люди носят весной, представлять его в форме загадки, узнавать детей по описанию одежды. Активизировать в речи детей понятия, связанные с названиями предметов и элементов одежды, цветами и оттенками
Пальчиковая гимнастика
Поочерёдные хлопки ладошками и удары кулачками друг о друга.)
Алёнушка шустра,
Алёнушка быстра:
(Поочерёдное загибание пальчиков по одному, начиная с большого. На обеих руках.)
Сарафан дошила,
Носок довязала,
Постирала платок,
Погладила поясок,
Платье надела
(Развести ладошки в стороны.)
И песню запела.
(Хлопок ладонями, удар кулачками друг о друга – 2 раза.)
Везде поспела,
В охотку ей дело!
Подвижные игры
«Ноги от земли», «Ловишки»
Цель: упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость и выносливость.
Трудовые поручения
«Сбор камешков на участке»
Цель: учить работать сообща, получать радость от результата.
Индивидуальные физические упражнения
«Змейка»
Цель: учить, не задевать кегли, пробегая между ними.
Самостоятельная игровая деятельность с игровым материалом
Карточка №11
Деревья и кустарники на участке
Цель: Формировать у детей умение различать деревья и кустарники, называть черты сходства и различия. Закреплять представление о том, что любое дерево, кустарник - живое существо.
Ход наблюдения
Предложить детям найти на участке детского сада дерево и кустарник. Описать общие и отличительные признаки. Назвать составные части растений. Заметить, что у кустарников нет ярко выраженного ствола, как у дерева. Рассмотреть выступающие из - под земли корни. Для чего нужны корни растениям? Предложить детям рассмотреть почки, понюхать их, описать свои ощущения.
Художественное слово
- Расскажите, почки,
Что у вас внутри?
- Клейкие листочки!
Хочешь, подсмотри,
Как чешуйки сдвинув,
Выглянут на свет.
И дивнее дива -
У природы нет!
В стужу ли, в метели,
(Всем зима страшна),
В нас, как в колыбели,
Пряталась весна!
Дидактическая игра
«Найди дерево»
Цель: распознать деревья по признакам: форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры.
Пальчиковая гимнастика
(Указательными пальцами поглаживать глаза. Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в него)
С добрым утром, глазки! Вы проснулись?
(Ладонями поглаживать уши. Приложить ладони к ушам "Чебурашка")
С добрым утром, ушки! Вы проснулись?
(Поглаживать то одну, то другую ручки. Хлопки в ладоши)
С добрым утром, ручки! Вы проснулись?
(Поглаживание коленок. Потопать ногами)
С добрым утром, ножки! Вы проснулись?
(Поднять руки вверх, посмотреть на солнце/посмотреть вверх)
С добрым утром, солнце! Я - проснулся!
Подвижная игра
«Цветные автомобили».
Цели: учить соблюдать правила игры; по сигналу воспитателя бегать в любом направлении, не наталкиваясь, друг на друга; различать цвета.
Ход игры
У воспитателя три флажка разного цвета. Он поднимает один или все флажки сразу. Дети, держащие такие же флажки, разбегаются по залу. Когда воспитатель опускает флажок, «автомобиль» останавливается и шагом возвращается в «гараж».
Трудовые поручения
«Сбор выносного материала»
Цель: учить детей наводить порядок после прогулки: собирать и очищать игрушки, складывать их в корзину. Повышать самостоятельность детей в определении фронта работ, планировании совместной деятельности.
Индивидуальные физические упражнения
«Сбей кеглю»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.
Самостоятельная игровая деятельность с игровым материалом
Карточка №12
Наблюдение за камнями
Цель: формировать представление о камнях как части неживой природы. (Какие бывают камни? Где человек использует камни?). Знакомить с разнообразием камней и их свойствами.
Ход наблюдения
На участке детского сада спрятать «волшебную шкатулку» с разнообразными камнями. Отметить на карте место нахождения камней. После обнаружения шкатулки прочитать и обсудить стихотворение
Художественное слово
«Алмазная гора»
Намокли брюки и носки, заела мошкара.
Но не уйду я от реки, наверно, до утра.
И вдруг я камешки нашел, что излучают свет!
Один – как мамины глаза – прозрачно – голубой;
Как виноградная лоза – зелененький – другой.
А третий – солнышка светлей, а вдруг это алмаз?!
Я отнесу его в музей, учительнице в класс.
Кто из вас находил камни? Где это происходило? Какие они были? Можно ли найти камни на территории нашего детского сада?
Исследовательская деятельность
Найти камни на участке детского сада серого цвета, круглой формы, большие и маленькие.
Цель: дать понятие камень, разнообразие форм.
Трудовая деятельность
«Сбор камней на участке»
Цель: учить работать сообща, получать радость от результата.
Дидактическая игра
«Летает - не летает»
Цель: развитие речи, внимания, быстроты реакции.
Пальчиковая гимнастика
( Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.)
(Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.)
- Мама, мама!
(Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.)
- Что, что, что?
(Постукивают мизинцы.)
- Гости едут!
(Постукивают указательные пальцы.)
- Ну и что?
(Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.)
- Здрасьте, здрастье!
(Гости целуются: средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.)
- Чмок, чмок, чмок!
Подвижная игра
«Самолеты»
Цель: учить действовать по сигналу.
Индивидуальные физические упражнения
«Кто быстрее?»
Цель: закреплять с детьми умение бегать на скорость, развивать ловкость, быстроту бега.
Самостоятельная игровая деятельность с игровым материалом
Карточка №13
Наблюдение за первой травкой
Цель: обобщить и углубить представления детей о весне по существенным признакам сезона; учить устанавливать связь между состоянием живой природы и неживой; развивать умение выражать свои мысли; воспитывать интерес к весенним наблюдениям в окружающем нас мире.
В конце марта, когда стает весь снег и земля начнет прогреваться, показать детям появившуюся первую травку. Почему она появилась на солнечной стороне участка?
Рассмотрите и потрогайте траву. Какие условия нужны растению для нормального роста и развития? Найдите эти факторы или часть их в природе. Почему именно весной, а не зимой начинается рост растений?
Художественное слово
Снег теперь уже не тот- потемнел он в поле,
На озерах треснул лед, будто раскололи,
Облака бегут скорей, небо стало выше,
Зачирикал воробей веселей на крыше,
Все чернее с каждым днем стежки и дорожки,
И на вербах серебром светятся сережки!
Поговорки и пословицы
После дождя потеплело - к плохой погоде; туманы предвещают плодородный год.
Ни в марте воды, ни в апреле травы.
Увидел на вербе пушок - и весна на шесток.
Дидактическая игра
«Сезонные признаки»
Цель: закрепить сезонные признаки.
Подвижная игра
«Пузырь»
Цель: учить делать круг, выполнять движения в соответствии с текстом
Пальчиковая гимнастика
(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)
Берёза моя, берёзонька.
(То же, но левой рукой)
Берёза моя кудрявая.
(подъём рук вверх, вдох)
Стоишь ты, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Посреди долинушки,
(подъём рук, вдох)
На тебе, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Листья зелёные,
(Подъём рук, вдох)
Под тобой, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Трава шёлковая,
(Подъём рук, вдох)
Вокруг тебя, берёзонька,
(Опустить руки, длительный выдох)
Девицы красные
Венки вьют, плетут…
Трудовые поручения
«Сбор шишек для поделок»
Цель: воспитывать желание трудиться
Индивидуальные физические упражнения
«Из обруча в обруч»
Цель: учить детей рассчитывать дальность прыжка, регулировать силу толчка, выполнять последовательно несколько прыжков. Развивать мышцы ног, координацию движений.
Самостоятельная игровая деятельность с игровым материалом
Карточка №14
Наблюдения за почками
Цель: продолжать формировать у детей представление об изменениях в природе, знакомить детей с деревьями растущими на участке детского сада.Дать детям представление о том, что почка – это домик для листочка. Воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения
Предлагаю детям рассмотреть дерево тополь. Как называется это дерево? Какие части тополя вы знаете?
Обратить внимание как уже набухли почки. Спросить где находятся почки? Какого они цвета? Понюхать их, осторожно потрогать руками. Спросить что появляется из почки? Какого цвета листочки?
Напоминаю детям о том, что у нас в группе есть веточки тополя и на них уже распустились листочки нежно-зеленого цвета, которые хорошо пахнут. Задаю вопрос: «Почему в группе на ветках появились листочки, а на улице еще нет?»
Художественное слово
Ну, давайте же, почки,
Выпускайте листочки!
Просыпайтесь от сна –
Пусть наступит весна!
Пальчиковая гимнастика
(Поочерёдно выбрасываем руки вверх)
Солнышко, солнышко
(Покачиваем туловище со сцепленными над головой руками)
Золотое донышко!
(2 раза прыжки на двух ногах)
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
(Бег на месте)
Побежал в саду ручей,
(Взмахи руками, как крыльями)
Прилетело сто грачей,
(медленно приседаем)
И сугробы тают, тают,
(Ладошки разводим в стороны в форме цветка)
И цветочки вырастают!
Трудовые поручения
«Сбор поломанных веток на участке»
Цель: способствовать желанию трудиться сообща,воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым; испытывать радость от общения друг с другом.
Подвижная игра
«Кто скорее добежит по дорожке».
Цель: упражнять в беге
Дидактическая игра
«Эхо»
Цель: учить, внимательно слушать, и повторять только после сигнала.
Индивидуальные физические упражнения
«Прыгни дальше»
Цель: учить прыгать в длину с разбега.
Самостоятельная игровая деятельность с игровым материалом
Карточка №15
Наблюдение за проталинами и зеленой травой
Цель: закреплять умение понимать зависимость явлений в природе.
Ход наблюдения
Наблюдать за появлением проталин и зеленой травой (где проходит теплотрасса).
Рассмотреть росточки, они нежные, светло-зеленые. Рассмотреть почки берёзы, срезать несколько веток и поставить в уголок природы.
Художественное слово
На полянке, у тропинки
Пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит.
А под ёлкой снег лежит. источник
Дидактическая игра
«Кто в домике живет? »
Цель: закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.
Пальчиковая гимнастика
(Средний и указательный пальчики перемещаются)
Две сороконожки,
Бежали по дорожке.
(Ладошки друг напротив друга)
Встретились,
(Ладошки переплелись)
Обнялись,
(Ладошки разжались)
Насилу расстались -
(Ладошки машут, прощаясь)
И – попрощались!
Подвижная игра
«Через ручеек»
Цель: развивать у детей ловкость, упражнять в равновесии, в прыжках на обеих ногах.
Ход игры
Все играющие сидят на скамеечке, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Дети должны по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег, не замочив ног. Камушки должны находиться в ручейке с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По сигналу «Пошли!» 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь». Все дети должны перейти через ручеёк.
Трудовые поручения
«Сбор поломанных веток на участке»
Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым;
формировать навыки коллективного труда; приучать к самостоятельному выполнению поручений.
Индивидуальные физические упражнения
«Попади в цель»
Цель: закрепить умение детей метать шишки в горизонтальную цель.
Самостоятельная игровая деятельность с игровым материалом