СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Каталог игр для уроков развития речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каталог для уроков развития речи (для реализации общеобразовательной программы для слабослышащих и поздноохлохших детей).

Просмотр содержимого документа
«Каталог игр для уроков развития речи»

Каталог игр

для уроков развития речи

(для реализации общеобразовательной программы для слабослышащих и позднооглохших детй).


  1. Игры на узнавание неречевых звуков.

- «Угадай что!»

Показываем малышу 2-3 звучащих предмета (телефон, колокольчик, целлофановый пакет), демонстрируем звуки, которые они издают, а татем прячем и просим ребенка по звуку определить что это.

- «Что гудит?»

Взрослый стоит за дверью и издает звук, имитирующий клаксон машины. Затем заходит в комнату и говорит : «Что гудело? Машинка?». Такие же манипуляции можно проводить с поездом, пароходом и т.д.

- «На чем играет зайка?»

Ребенку показывают игрушку (Зайка) и два музыкальных инструмента (барабан и гармошка). Обязательно дайте возможность малышу самому извлечь из них звуки. Затем инструменты закрываются от крохи и из них поочередности извлекаются звуки. Малышу задается вопрос: «На чем играет Зайка?» Ребенок должен угадать.

- «Прыгаем и шагаем»

Ребенку показывают два звучащих предмета. Затем демонстрируется, что под звук второго – прошагать. В конце концов, малышу нужно самому проделать определенное действие под тот или иной звук. Это упражнение очень хорошо тренирует у ребенка слуховое внимание.

- «Жмурки»

Малыш закрывает глаза, а взрослый хлопает в ладоши и передвигается по комнате. Ребенок должен повернуться в направлении звука.

- «Поймай звук»

Произносится звук, малыш повторяет. А затем проговариваются слова. Задача карапуза хлопнуть в ладоши, когда он слышит знакомый звук.

- «Повтори»

Карандашом на столе выстукивается ритм и ребенку предлагается повторить звук. Вместо карандаша можно хлопать в ладоши. С возрастом ритмический рисунок усложняется.

- «Колокольчики»

 Показать ребенку два одинаковых колокольчика, но резко отличающихся по звучанию. Позвоните сначала в колокольчик с низким звучанием, затем – с высоким.Спросите у ребенка, одинаково ли они звучат.Колокольчики любят… играть в прятки. Колокольчик сейчас спрячется, а ты должен внимательно послушать и сказать, какой колокольчик сейчас пел. Можно использовать картинки-подсказки (колокольчик с большим «ртом» поет песенку низким голосом, а колокольчик с маленьким «ротиком» поет песенку высоким голосом).

- «Какой колокольчик звенит?»

Воспитатель. Когда вы пели песенки больших колокольчиков, то долго произносили звук «з» – «дзззынь», когда пели песенки маленьких колокольчиков, то долго произносили звук «зь» – «дззззинь». Звуки «з» и «зь» – братцы. «З» – большой братец, а «зь» – маленький братец.

– У меня на фланелеграфе картинки, в их названиях есть эти звуки. Послушайте, как я буду произносить слова, чтобы вы отчетливо слышали песенки колокольчиков: зззайка. Какой звук я в слове долго тянула? («З».) Это большой или маленький братец? (Большой.) Я поставлю картинку после синего кружка (дети повторяют слово с выделением звука). Слушайте: «Корзззина». Какой звук я долго тянула? («Зь»; дети повторяют слово, и воспитатель ставит картинку после зеленого кружка.)

Затем по очереди вызываются дети, они называют предметы с выделением этих звуков, характеризуют их – большой или маленький братец, ставят после соответствующих кружков.

Один ребенок называет все слова со звуком «з», другой – со звуком «зь».



- «Тишина»

Дети сидят в комнате или на улице, закрывают глаза и слушают тишину 1-2 минуты. Разговаривать в момент игры нельзя. Если занятие проводится на прогулке, организовать полное отсутствие звуков сложно, поэтому под тишиной понимаются все шорохи, сигналы машин, пение птиц.

Когда педагог разрешит, дошкольники открывают глаза и описывают свои впечатления от игры, подробно рассказывают, что они смогли услышать в тишине.

- «Лови звук»

Ребенок сидит напротив логопеда и внимательно слушает, какие звуки произносит педагог. Дошкольник получает задание хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук.

Педагог должен медленно произносить разные звуки, а между ними правильный. Если малыш хлопнул ладошками не вовремя, то есть поймал неверный звук, нужно указать ему на ошибку. В процессе игры желательно просить детей произносить все услышанные фонемы громко вслух.

- «Звучащая посудка»

Воспитатель демонстрирует различные звуки: стук чайной ложечки по стеклянному стакану, палочкой по фарфоровой кружке, по пластмассовой кружке, по деревянной плошке. Затем те же звуки повторяет, но в другой последовательности (ребенок не должен видеть действия). Потом ребенок определяет, по какому предмету ударяет воспитатель.

- «Громко, тихо посвисти»

В гости пришли два слоника: один маленький, другой большой. Воспитатель рассказывает, что слоник большой свистит громко, а слоник маленький- тихо, потому что сил у него меньше. Показывает и ребенок отгадывает, который из слоников издает звуки. Затем предлагает сделать ребенку.

- «Похлопаем-потопаем»

Если вы услышите в слове звук [с], то хлопайте, а если услышите звук [з], то топайте: зола, сова, Соня, зона, сорт, сумма, рисовый, зонт, замок, сук, бизон, газон, роса, коса.

  1. Игры на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетание слов и фраз.

- «В лесу»

Детям предлагается по очереди называть имя водящего, который стоит к ним спиной. Водящий должен всякий раз определить и показать, кто его позвал.

Затем игра усложняется: дети, каждый по очереди, кричат водящему: «Ау!», а тот отгадывает, кто кричал?

Последний вариант состоит в том, что дети должны отгадать, далеко или близко кричит водящий «в лесу»: он произносит «Ау!» то тихо то громко.



- «Далеко-близко»

Послушай и определи далеко или близко находится звучащий обьект, а потом скажи так же.

Кричат дети: АУ(громко), АУ(тихо).

Лает собака АВ(громко), АВ-АВ(тихо).

Мяучит кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т.п.

- «Котенок»

Логопед обьясняет детям, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая. Каждый ребенок по очереди мяукает, изображая страх, а водящий отгадывает, кто это был (из ребят, ориентируясь на тембр его голоса).

- «Дудочка»

Логопед предлагает детям, опираясь на высоту голоса, определить, какая дудочка играет: большая (ду-ду-ду низким голосом) или маленькая (ду-ду-ду – высоким голосом); кто плачет: мальчик (а-а-а- низким голосом) или девочка (а-а-а- высоким голосом).

- «Три медведя»

Логопед выставляет перед детьми картинки или игрушки трех медведей – большого, среднего и маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях (сокращенный вариант), произносит соответствующие реплики:

-Кто сидел на моем стуле?

- Кто ел из моей чашки?

- Кто спал в моей постели?

Очень низким голосом, средним по высоте, и высоким голосом. Дети должны отгадать и показать, какой из медведей мог так сказать: Михайло Иванович, Настасья Петровна или маленький Мишутка?

- «Мама и детеныш»

Детям раздают картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и т.д. Логопед произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны опираясь на звукокомплекс, поднять соответствующую картинку. В роли водящего постепенно можно подключать кого-либо из детей.

- «Матрешки»

Цель – прозвучать от тихого голоса до громкого.

Матрешка решила спеть песенку. Она поет так. Самая маленька матрешка поет тихо-тихо. Чуть побольше-громче, еще больше-еще громче, а самая большая громче всех.

- «Рамки-вкладыши»

Зайцы: о-о-о-О о-о-о-О поем о-тихо; О-громко

Лягушата -И-и-и

Бабочки – А-а-а

- «Разные голоса»

Предложите ребенку повторить слова персонажей их

голосами.



По лесу медведь идет

И кричит: «Где мед? Где мед?



Белый зайка говорит:

«Лапка у меня болит».



Громко серый волк завыл:

«Я вчера голодный был!».



Мышка мышке рассказала:

«Я на кухне сыр искала».



- «Мишка и птичка»

Прочитайте ребенку стихотворение и произнесите

звук [а] соответствующим образом.



Анечка гулять пошла,

Видит – птичка у крыльца.

Птичка тоненько поет,

Широко открыла рот: «А-а-а».

А в лесу гуляет мишка,

Косолапый шалунишка.

Низким голосом поет,

Широко открыл свой рот: «А-а-а».



- «Угадай чей голос?»

Играющие сидят. Один из них становится (по назначению педагога) в центре круга и закрывает глаза. Педагог, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто назвал его. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Педагог предлагает детям разбежаться по площадке. По сигналу «Бегите в круг» дети занимают свои места в кругу. Один ребёнок остается в центре круга.

Дети идут по кругу и говорят:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты  загадку отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!

Игра повторяется несколько раз



- «Лягушки»

Дети встают в круг и произносят «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки. Увидали комара, закричали: «Ква-ква-ква!». Один ребёнок в центре круга с завязанными глазами. Он должен определить, кто произносит «Ква-ква-ква».

- «Улиточка»

Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка, высунь-ка рога, дам тебе я сахару, кусочек пирога, угадай, кто я.

Водящий отгадывает.


- «Угадай кто я»

Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнётся на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «кукареку», «ав-ав-ав» или «мяу-мяу» и т. д. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг; тот, кого узнали, будет водящим. Если не угадает, то остается водить ещё 3 раза, а затем его меняет другой.



- «Бум»

Логопед объясняет детям, что к ним в гости пришли два гнома Большой Бум и Маленький Бум. Большой Бум всегда поет свою любимую песенку громко: «БУМ-БУМ-БУМ», а маленький гном поет песенку тихо: «Бум-бум-бум». Логопед предлагает послушать песенки и определить, кто поет.

- «Ветер или ветерок?»

Логопед показывает по очереди картинки, объясняя, что папа-ветер поет громко: «У-У-У», а сынок-ветерок тихо: «у-у-у». Затем предлагает послушать и определить, кто поет: ветер или ветерок? Логопед произносит звук «у» то тихо, то громко.



- «Узнай по интонации»

 Каждый ребёнок по очереди или больного, или сердитого, или удивленного, или веселого человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова:

Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! Ах! ах! ах! Ох! ох! ох!

Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, кого изображает ведущий. Можно предложить детям объяснить подробнее поведение ведущего: отчего он грустный или чему он удивляется и т. д. За  выразительностью речи и за подробный рассказ дети поощряются.



- «Кто сказал?»

Детей предварительно знакомят со сказкой. Логопед произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая персонажам. Дети определяют, кто так говорит. Рекомендуется нарушать последовательность персонажей, указанную в сказке.

- «Малыши»

Логопед показывает картинки, читает рифмовку.

Наш малыш кричит с утра.

Уа – уа – уа –

Вот и все его слова.

Логопед объясняет, что мальчик кричит низким голосом (показывает), а девочка высоким. Логопед несколько раз произносит звуки, меняя высоту голоса и показывая соответствующие картинки. Затем логопед убирает кукол за ширму, произносит звукоподражания разным по высоте голосом. Ребенок после каждого предъявления должен сказать, кто кричал, мальчик или девочка.



- «В больнице»

Логопед показывает картинки и объясняет ребенку, что эти люди в больнице ждут, когда их примет врач. Мужчина вздыхает грубым голосом: ох, ох (логопед показывает), а мальчик тоненьким голоском: ох, ох.

Логопед предлагает внимательно послушать и определить, кто вздохнул.



- «Медведица и медвежонок»

Логопед говорит ребенку, что к нему пришли гости и показывает игрушки. Затем читает рифмовку:

Пыхтит, как пышка, мамочка-мишка: Ы-Ы-Ы.

(произносит звук низким голосом)

Пыхтит, как пышка, и маленький мишка: ы-ы-ы.

(произносит звук высоким голосом)

Логопед убирает игрушки за ширму и просит ребенка догадаться, кто его зовет: Ы-Ы-Ы, ы-ы-ы, Ы-Ы-Ы...



- «Слушай и выполняй»

 Педагог называет 1 – 2 раза несколько различных движений (одно – пять), не показывая их. Ребёнку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были названы. А затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задание ребёнок поощряется: за каждое правильно выполненное  действие – очко (фант). Набравший большее количество очков – победитель.

- «Кто внимательнее?»

Педагог вызывает одного ребенка и дает ему задание, например взять мишку и посадить в машину. Педагог следит, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания даются короткие и простые. Ребенок выполняет задание, а затем говорит, что он делал. Постепенно расстояние от детей до стола педагога увеличивается от 3 – 4 до 5 – 6 м. Выявляются победители.

- «Ригу-рагу»

  Дети встают полукругом перед логопедом. Он трясет перед собой кулаками, приговаривая: «Ригу-рагу, ригу-рагу», дети повторяют его движения. Внезапно логопед выставляет пред собой указательные пальцы и мизинцы, быстро произнося: «Коза с рогами!», или, например, «Конь с рогами!». Если у названного животного есть рога, дети должны повторить движение логопеда (показать рога). Если у животного нет рогов, повторять движение не надо.

  1. Игры на различение слов, близких по звуковому составу.

- «Правильно-неправильно»  

Взрослый демонстрирует картинку, называет, что на ней изображено, при этом дает несколько неправильных вариантов и один правильный, ребёнок должен хлопнуть в ладоши (поднять руку или помахать флажком), услышав правильный вариант. Например: «масына», «масина», «мафына», «махына», «машина».



- «Разложи карточки»

Логопед выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен положить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию.

В результате на наборном полотне должны получиться примерно такие ряды картинок:

Ком бак сук ветка каток будка

Дом рак лук клетка платок дудка

Сом мак жук пятка листок утка

Лом сетка моток



- «Четвертый лишний»

Логопед отчетливо произносит слова, дети должны назвать то слово, которое отличается от остальных:

Ком – ком – кот – ком

Утенок – котенок – утенок – утенок

Бинт – винт – винт – винт

Конфета – конфета – конфета – карета

Букет – буфет – букет – букет

Ветка – ватка – ветка – ветка



- «Подбери словечко»

Логопед медленно произносит три слова, затем предлагает детям прослушать 4-е слово и определить на какое из названных слов оно похоже:

Мак – дом – ветка

(сетка, ком, бак, метка, клетка)

Совок – вагон – гном

(дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток)

Калитка – до – каток

(улитка, платок, листок, ком, сом)

- «Подбери рифму»

Выбрать одно из предложенных слов, добиваясь рифмы в стихотворной строке.

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные (перина, подушка, рубашка)

Ой ребята, верь, не верь

От меня сбежала (кошка, стенка, дверь)

Сказала дверь: «Мой дорогой!

Не открывай меня». (ногой, плечем, коленом)

От грязули даже стол

Поздним вечером. (сбежал, ушел, ускакал)

Две лисички, две сестрички

Отыскали где-то. (щётку, ножик, спички)

Опустела мостовая

И уехали. (автобусы, трамваи, такси)

Говорила мышка мышке:

До чего люблю я. (сыр, мясо, книжки)

Сел в машину верный пес

У него в чернилах. (лапа, шея, нос)

В выходной пошли куда-то

Мама, папа и. (детишки, малыши, ребята)

Катя Лену просит дать

Краски, карандаш, .(ручку, тетрадь, книгу)

- «Доскажи словечко»

Учитель читает 2 стихотворные строчки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать одно слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе.

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные ….(перина, подушка, рубашка)

Сказала дверь: «Мой дорогой!

Не открывай меня …. « ( плечом, коленом, ногой)

Катя Лену просит дать

Краски, карандаш, ….(ручку, тетрадь, книгу)

При трудностях поиска нужного слова взрослый зачитывает двустишие во всех трех вариантах, просит ребенка прислушаться и выбрать правильный вариант- тот, где слова самые похожие.



- «Найди пару»

Каждый ребенок должен найти себе пару. Для этого кто-нибудь один произносит любое слово, а другой должен отозваться похожим словом. Если скажут шутка, то парой будет тот, кто отзовется словом мишутка или утка. Те дети, кто составил пару, берутся за руки. Упражнение продолжается до тех пор, пока все ребята не подберут себе пару.

- «Ушки на макушке»

Из четырех слов, отчетливо произнесенных учителемм, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

Канава-канава-какао-канава,

ком - ком- кот- ком,

утенок-утенок-утенок-котенок,

будка-буква-будка-буква,

винт-винт-бинт-винт,

минута-монета-минута-минута,

буфет-букет-буфет-буфет,

билет-балет-балет-балет,

дудка-будка-дудка-дудка.





- «Интересные слова»

Дети подбирают картинки со словами, которые одинаково звучат, но имеют разное значение. (коса -коса, лук – лук)



- «Игрушка ошибается»

Логопед объясняет ребенку, что его любимая игрушка слышала, что он знает много слов. Она просит научить его произносить их. Игрушка плохо слышит, поэтому просит произносить слова внятно и громко. Она старается подражать ребёнку в произношении слов, но иногда заменяет один звук другим или называет другое слово. Ребёнок более внимательно прислушивается к словам, исправляет ошибки.



- «Внимательные ушки»

Логопед просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши. Логопед произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон...

- «Запомни слова»

Логопед называет несколько слов (ком, кот, сок). Ребенок должен выставить названные картинки в заданной последовательности.

- «Слушай, смотри»

 Логопед ставит картинки на доску и дает задание: «Я буду называть по два слова. Повторите только то слово, к которому есть картинка». Логопед называет пары слов: медведь- лететь, Машенька- вишенка, Мишутка – решетка.

- «Гонки слонов»

Логопед предлагает детям «превратить руки в слонов» (указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона, большой палец и мизинец – задние ноги, вытянутый вперед средний палец – хобот; слон ходит, переставляя «ноги», касаться земли хоботом нельзя). Логопед предлагает слонам погулять, но предупреждает детей, что они должны замереть, услышав слово «стоп». Логопед произносит слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, слон, стоп, стул, стой, стоп. Побеждает ребенок, чей слон был самым внимательным.

- «Запретное слово»

Дети встают полукругом, логопед предлагает им ловить мяч и при этом внимательно слушать, какие слова он произносит. Если логопед произнесет слово «мяч», то дотрагиваться до мяча нельзя. Возможный набор слов: врач, мяч, грач, печь, мяч, лечь, прячь, мать, мяч...


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!