Введение
Хороши донские просторы,
Плодородна щедрая земля!
Нивы необъятные как море,
Край казачий, Родина моя!
В далеком прошлом в нашем Отечестве зародилось уникальное, присущее только ему явление – казачество. «Живой изгородью» селились казаки на окраинах Руси, обороняя ее от врагов и осваивая новые территории. Слово «казак» означает «вольный человек, любящий волю, любящий свободу». Казаки понимали,что одной свободы мало. Если человеку все дозволено, то человек становится зверем. Если не контролировать свою свободу, то начнешь жить по закону греха, творить беззакония и приносить зло. Поэтому казак подчинил свою свободу и волю Божьему закону. Вот почему без веры православной нет и казачества. Так было в прошлом , так и сейчас. Если подставляет казак свою волю под волю Божию, если живет по закону, то тогда исполняет великие Божии слова. «Познаете истину, и истина сделает вас свободными». Казаки всегда служили Отечеству — потому, что свою свободу соединяли с нравственным Божиим законом, жили по совести. А как же жить по совести и не любить народ свой? Как же жить по совести и не любить Отечество свое? Вот потому свободным произволением брались они за меч, за шашку свою казацкую, когда надвигалась опасность над народом и над страной, и жизни своей не щадили, отстаивая свободу Отечества, сохраняя его независимость, неколебимыми рубежи его. Посещая кружок «История казачества» знакомясь с бытом и укладом жизни казаков, я стала понимать, что Вера в Бога стала укладом жизни казачества на все века! Я решила подробно узнать о моих земляках - казаках и их служению богу во имя Отчизны.
1.Актуальность исследования
Россия с надеждой смотрит сегодня на возрождение казачества, веря в то, что возрождается не только форма, но и духовная основа «православного рыцарства». «Возрождение казачества надо начинать с возрождения казачьей души под полным и безграничным контролем совести казака. Казачество же должно идти по пути веры, здравого смысла и сохранения казачьих традиций. А что касается цели возрождения казачества, то ею является не столько создание войска, атаманского правления или борьба за казачий присуд, сколько творение добра, Божьей правды и борьба со злом».
Только так, по слову Патриарха Кирилла, мы сможем возродить жизнь единого православного казачества, живущего «едиными усты и единым сердцем». Наша твердыня — Бог! И если мы хотим, чтобы Бог защитил нас от всех невзгод, укрепил нас духом, каждый из нас должен в меру своего разумения приложить к этому все свои духовные и физические силы.
Мы живем на донской земле, на земле, где жил и живет великий народ с гордым названием «казаки».
Казаки – славные воины, большие труженики, проповедники добрых традиций, православной веры, совести и чести.
В настоящее время отмечается резкое снижение нравственности, духовности, теряются лучшие человеческие качества: доброта, уважение к старшим, порядочность, честность. В жизни главную роль играют деньги. У нас все продается и покупается.
Нас очень волнует этот вопрос. Поэтому мы будем говорить сегодня о славных традициях казаков, о возрождении православной веры, об огромном нашем желании вернуть в нашу жизнь все самое лучшее, чем славился наш родной край в давние времена.
2.Научно-практическая значимость работы
Использовать накопленный материал на уроках истории, краеведения, а также применять во внеклассных мероприятиях, способствующих возрождению традиций казачества.
3.Объект и предмет исследования
Объектом исследовательской работы является изучение православной веры и традиций казаков на основе краеведческого материала.
Предмет исследования – изучение материалов научной, исторической и духовной литературы, краеведческого материала и интервью.
Цель: выявить значимость влияния православия на повседневную жизнь казачества.
Определив цель исследования, мы поставили перед собой следующие
Задачи:
Изучить литературу о православной вере казаков в истории.
Рассмотреть на примере краеведческого материала, как повлияло православие на повседневную жизнь казаков.
Распространить накопленный материал среди учащихся и гостей школы, через экскурсии и классные часы.
Определить роль православной веры казаков в жизни современного общества.
В ходе исследования были применены следующие методы:
анализ литературы по теме исследования;
internet-материалов, краеведческого материала с последующим обобщением ;
беседы и интервью;
формулирование выводов и самостоятельных суждений о роли православной веры казаков в жизни современного общества.
Основная часть
Рыцари православия
Изучив материалы книги Недвига Н. Г. «Рыцари православия. К вопросу о религиозных традициях в казачьем войске»,я выяснила, что
история казачества неразрывно связана с историей Православной церкви. Не случайно за казаками исторически закрепилось красноречивое название – “Рыцари Православия”, т. е. защитники Христовой веры. К своим братьям они обращались словами: “Кто хочет за веру христианскую быть посаженным на кол, кто готов претерпеть всякие муки за святой крест, кто не боится смерти, – становись казаком”.
В казаки принимали всякого. Нужно было только одно непременное условие – вера во Христа т.е. православное христианство. Казаки в своё товарищество принимали и смелых татар, и турок, и греков, даже немцы попадали в казаки и быстро принимали все казачьи традиции. Донские казаки при вступлении в казачество спрашивали: Во Христа веруешь? Если ответ был утвердительным, то просили перекреститься. Татарин и турок, казах и бурят принимал веру казачью (православную), веру в Истинного Бога, и сливался с донцами. Казаки, требуя веру, понимали, что только вера в Бога, глубокая и искренняя, даст мужество новому казаку перенести тяжёлую жизнь среди военных походов и вечной опасности.
Православие и традиции казаков
Православие определяло жизненный путь казака с первого дня земной жизни, от крещения до отпевания при отходе его в мир иной, формировало мировоззрение и весь ежегодный круг обрядов. Благоволение свыше четко увязывалось с успехом в делах, удачей. «Господи, благослови!» – говорили казаки, начиная какое-либо дело.
Православие было не просто верой, а фундаментом всей казачьей жизни. Как и у каждого на Руси, у казака с Церковью было связано и рождение, и крещение, и венчание, и погребение. Без усердной молитвы казаки не начинали не одного важного доброго дела. Казаки также молились перед совершением круга и перед битвой. Молитва есть возвышение ума и сердца к Богу или беседа души с Богом, ибо молитвою мы можем всё испросить у Господа. Кто не молится, тот лишается общения с Богом.
«Несчастье для слепца – не видеть света, но гораздо большее несчастье для христианина – потерять расположение к молитве, лишить душу свою божественного света. В такой душе водворяется тьма, а по исходе из тела уделом её будет тьма вечная и живая смерть».
С какого сооружения начиналось основание любого казачьего поселения? Да конечно с церкви.
Церковь у казаков – самое главное достояние станицы, строили церковь казаки обычно всем обществом. Недаром, приходя на новые земли, начинали со строительства церкви или часовни. Так поступали и казаки Зарубежья, вынужденно оказавшиеся на чужбине. Починка и украшение церквей делалась на средства станичников. Собирали со всех приношения – хлеб, полотно и др. Собранное продавали с торга. В некоторых станицах 20 октября считалось кормным воскресеньем. До начала литургии прихожане сыпали перед западными дверями церкви пшеницу. После литургии духовенство над хлебом служило благодарственный молебен. Деньги от продажи хлеба шли на украшение храма.
В некоторых станицах у церкви был столб, к которому привязывали барана, гуся, корову и т.д. в дар церкви. Иногда сборы на церковь определял станичный сход. Могли часть общественной земли сдать в аренду, чтобы на вырученные деньги построить храм. Мыли и убирали храмы казачки по желанию.
Казаки старались заботиться о своем духовенстве. На их долю выделялись обычные казачьи и особые паи, вознаграждения за требы, общественные молебны. Часто им приносили от себя добровольные пожертвования.
Сохранились воспоминания старожил нашей станицы, о строительстве Богоявленского храма. Подтверждением их рассказов являются материалы книги С.Н.Рябова « Верховое Донское Казачество».
Станичное предание гласит, что денег на храм местные жители собрать у себя в полной мере не смогли. Не то, чтобы бедно жили, но и: богатством не отличались. И тогда снарядили группу казаков и отправили ,собирать средства, где только удастся. Около трёх лет не было их дома. И сколько дорог было пройдено, сколько сёл и городов - неизвестно. Вернулись они обратно обросшие, истощённые, в обветшалой и обтрёпанной одежде. Но зато несколько подвод везли в станицу мешки с медными деньгами. В 1905 году вместо старой деревянной и обветшалой церкви на средства прихожан был сооружен трехпрестольный каменный Богоявленский храм.
Несмотря на то, что храм пытались разрушить в лихие для церкви и людей времена, отстояли станичники церковь. Однако 16 марта 1931 года церковь все равно закрыли. В 1934 году храм сильно пострадал во время пожара, и лишь в 1946 году его разрешили открыть. Нужно заметить, что это единственный храм в районе, который был сохранен в годы советской власти .
В воскресные дни с раннего утра из разных концов просыпающихся улиц направлялись в церковь казаки. Молодые и пожилые, с жёнами и детьми, коренные жители и иногородние – кто пешком, кто на дрожках, либо в расписной тачанке, устланной персидскими коврами. По дороге встречали родных и друзей, обнимались, договаривались увидеться после церковной службы. Впрочем, житейские радости и заботы отодвигались в сторону, как только люди приближались к ажурным воротам церкви. Здесь они останавливались, молитвенно склоняли головы, крестились на купола – и, оставив будничные помыслы и настроившись на торжественный лад, входили. Только казакам было разрешено входить в церковь при шашке. Это стародавний обычай. Откуда он? Его может, прояснит его казачья легенда её суть такова. Когда-то, после принятия казаками крещения православного, понадобилась Господу людская подмога. Вот и обратился он к людям. Вроде бы все свершилось такое по весне, 27 апреля, на Семеона-ранопашца. Первым воззвал Господь к крестьянину, мол, помоги немедля мне, христианская душа. Крестьянин затылок почесал, чой-то на пальцах прикину и отвечает: «Немедля не могу. Вот на Пахомия овес отсею, пшеничку в землю покидаю, тогда и приду!» Опечалился Господь и послал зов боярину, у которого одних крестьян под рукой тыща была. Боярин управителя позвал, долго они на костяшках считали. Досчитались. «Ни ныне, ни на Пахомия не управлюсь, — говорит боярин. — Тут, Господь, глаз да глаз за людишками требуется. Вот на Алену они лен отсеют, с ядрицей, гречей да ячменем управятся — я тебе, Господи, хоть сто холопов в подмогу пришлю!». Еще шибче опечалился Всевышний. Прикинул: Пахомий — 15 апреля, Алена — 21-го… Не годится. И вспомнил тут Господь о казаках. Может, их попросить? Да только слух идет, что казаки народ самостоятельный, вольницу любят, сами себе законы пишут и по нему только и живут. Но делать нечего. Воззвал Господь к казаку. А казак тот сидит, саблю точит, казачата вокруг него шастают, а жена сидит на лавке — бешмет казаку чинит. Услышав зов, встрепенулся казак, тоже чегой-то стал на пальцах прикидывать. И ответствует он Вседержителю так: «Господи! Дай мне, Родимый, пять минут сроку. А на шестой минуте я к тебе поскачу!».
— А на что тебе такой малый срок? — Спросил Господь.
Казак удивился: «Для казака — это срок не малый, а нужен мне он вот для чего: казачат у меня восемь, на каждого по пол-минутке, того четыре минуты. Попрощаться значит. А с любимой женой меньше чем за минуту не обнимусь-поцелуюсь. Того пять…» На шестой минуте вскочил казачина на коня и поскакал помогать Всевышнему. Только вот шашку, что точил, в спешке не до конца в ножны заправил. За то и разрешил Господь казакам ходить в храм Божий при сабле-шашке и повелел во время чтения святого Евангелия приобнажать клинок в знак верности Православию и как напоминание о тех давнишних событиях.
Такова сказка-легенда.
Казаки были не суеверны, но существовали заговоры и молитвы на всякий случай. Почти у всех на гайтане (шнурке для креста) хранились молитвенник и щепотка родной земли. В храме заказывали литургию или панихиду, покупали, зажигали и ставили свечи, отвешивали поклоны в сторону икон. Рядом с иконами располагались высокие, начищенные до блеска, переливающиеся медные доски, на которых старославянскими буквами были начертаны фамилии погибших в бою или на служебном посту казаков, уроженцев этой станицы или города, с указанием полученных ими наград, как правило, Георгиевских крестов. Наличию этих досок придавали первостепенное значение. Свою историю казаки знали и почитали. Кропотливо и бережно хранили всё, что имело к ней отношение.
Как бы ни жили казаки – бедно или богато, но в любой дореволюционной станице не было хаты без святого угла. Вероятно, там хранили портреты царя и членов его семьи те, кто служил в Конвое Его императорского величества, но в большей степени – по названию иконы с изображением Иисуса Христа – Царя Славы.
Невозможно себе представит казацкую хату без Святого угла. Если в хату заходили гости – первым делом крестились на иконы, укрытые сверху вышитыми рушниками или кружевными полотенцами.
За несколько дней до входин (новоселья) обязательно приглашали священника. Тогда же в хату заносили дорогие сердцу иконы, среди них и те, которыми благословляли молодых на свадьбе. Вскоре хозяин заказывал красивый стол - угольник тёмно-вишнёвого цвета, на котором появлялась кружевная скатерть – дело рук умелой казачки. Здесь располагались книги: Библия, Евангелие, молитвенники.
Семья – святыня брака.
Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы. Семья – основа казачьего общества. Глава семьи – отец, с него спрос за все. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил божью заповедь «Чти отца твоего и матерь твою ,да благо ти будет и будеши долголетен на земли». Слово отца в семье было что слово атамана для войска - ему следовали беспрекословно. Чистота нравов была по нынешним временам не вероятна – боялись греха казаки пуще смерти, ибо знали, что в любую минуту могли предстать на суд Божий и тогда за каждый нечестный поступок придется платить сторицею.
«Дерево познаётся по плодам»- гласит пословица. А жизненный путь казака прослеживается по его поступкам и... детям.
Без детей семья- не семья. Дети, по понятиям казаков – признак благополучия, признак «Благословления Господня над семьей», Божья благодать. Неимение детей считалось Божьим наказанием.
Воспитай детей своих честными , смелыми, добрыми и отзывчивыми, бескомпромиссными в борьбе со злом, преданными Отчизне. Воспитай их казаками. Дай детям достойное образование. Казак обязан оберегать женщину, защищать ее честь и достоинство. Этим ты обеспечишь будущее своего народа. Казак не имеет права вмешиваться в женские дела. Чти мать свою и отца. Жизненный путь казака или казачки начинался с крещения.
Таинство крещения.
Таинству крещения казаки придавали огромное значение, утверждая, что до крещения у младенцев нет души, а дети, умершие не крещенными, не явятся на страшный суд. Отсюда большое уважение к восприемникам (крестной и крестному).
Перед тем, как нести ребенка в церковь (на крещение), его клали в красный угол (к иконам) и молились: «определи ему, Господи, талант и счастие, добрый разум и долгие годы». На крестины, кто побогаче, звали священника, когда у младенца прорезывались зубы, родители, посадив его на лошадь, возили в церковь служить молебен Иоанну Воину о том, чтобы он был храбрым казаком.
Важным этапом в жизни является брак и венчание.
Народная свадебная обрядность была признана Православием. После согласия жениха и невесты на брак, их ставили рядом и, помолившись Богу, благословляли, приговаривая: «Дай же Бог нам слышанное видеть, желанное получить».Сваты, подходя к дому, говорили три раза: «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас». Из дома отвечали: «Аминь» и отворяли двери. Все основные действия свадебных обрядов также сопровождались молитвами. В день свадьбы с благовестом к обедне отец и мать благословляли святой иконой невесту, которая, положив три Земных поклона, целовала Святой лик, кланялась в ноги родителям. Жених, получив благословление своих родителей, отправлялся к невесте. Впереди шел священник с крестом, затем мальчики несли благословенные образа с пеленами. Венчание было единственным доказательством законности брака.
Служба казака.
Подходил срок службы казака. В день отправки, по давнему обычаю, он не выходил со двора до тех пор, пока отец с матерью не снимали из святого угла икону – образ Сына Божьего Иисуса Христа или Николая Угодника – и не благословляли ею молодого воина. На шею вешали медальон с изображением Георгия Победоносца – покровителя воинов на Руси. Молодые воины направлялись в церковь, где священник служил напутственный молебен. Шли годы. Казак возвращался. Родители выходили с иконой встречать его. А потом икона снова занимала своё место в святом углу. Возвращаясь из походов, все самое ценное из военной добычи они несли в храм как благодарственную жертву Господу за свое спасение. В Божьих храмах хранились казачьи знамена, реликвии, клейноды.
Память о предках
Казаки остро чувствовали свою вечную духовную связь с умершими родителями. Накануне свадьбы жених и невеста ходили на могилы родителей или родственников, «отца и мать уважать надо – на том свете пригодится». Дети не должны ничего предпринимать без согласия и родительского благословления. После смерти их поминают в день их рождения и смерти, раздавая милостыню нуждающимся и подавая на поминальный стол храма (в основе милостыни – это накормить голодного и нуждающегося от достатка своего). Особо почитались при раздаче милостыни нищие, калеки (или как раньше называли – убогие), обездоленные, одинокие старики и старухи преклонного возраста, нуждающиеся в помощи своего хутора, станицы. Дети знали, где проживают эти одинокие старики и старухи и разносили по заданию матери или отца им готовую снедь: пирожки, пышки, лепешки, блины, а также крупу, муку, зарезали кабана – отнеси тому-то, наловили рыбы или спахтали масло – отнести тому-то, и пр. поделиться своим достатком было жизненной потребностью.
Православная вера отражалась во многих мелочах повседневной жизни, ни одного сколько-нибудь важного дела не начинали без молитвы. Побратимы менялись своими крестами, заключали дружбу «по гроб», «ибо крест великое дело».
Помощь бедным
Самая действительная и угодная Богу милостыня – это тайная, чтобы никто не знал, кроме Бога, добро, которое ты делаешь. Наиболее состоятельные казаки запрягали в повозку лошадь, насыпали в нее зерна, а сзади повозки привязывали корову, намотав ей на рога ткани, выезжали из станицы или хутора подальше и оставляли эту упряжь, как подаяние на дороге. О виде этой милостыни люди знали, и, не испытывающие нужду считали за грех воспользоваться этим подаянием. Практиковалось также оставлять эту упряжь незаметно у дома бедной семьи, привязав лошадь к плетню или воротам. Нередко казаки продавали часть имущества, а деньги определяли после смерти отдать в церковь на помин души.
Религиозное мировоззрение казаков находило свое отражение в пословицах. Об этом свидетельствует частое употребление кратких формул, типа “Не дай Бог”, “Господи Благослови”, “Ради Христа”, “Слава Тебе, Господи”,
II. Служение Отечеству.
Православное казачество ст. Островской
Рассмотрев материалы о православии казаков в истории ,мы можем сказать, что жизнь наших казаков – станичников неразрывно с историей России.. Проследить мы это смогли на основе краеведческого материала, который был собран нами к столетию Первой мировой войны,
Жизненный путь казака Быкадорова Евсея Фёдоровича
в Гражданской войне на Дону.
Евсей Фёдорович Быкадоров родился в станице Островской Островского юрта Усть-Медведицкого округа Области Войска Донского в 1889 году в семье казака-старообрядца .Держался старой веры. Крестили , как издревле казаков, на 40-й день после рождения .С ранних лет на сельскохозяйственных работ , в общем , наживал добро только своим трудом. Личную помощь хранил в тайне, почитал старших. Слово своё держал и сохранял, стоял за малых людей. Стал ходить на Круг с 18 лет.Отличался прямотой , справедливостью и смелостью духа .
В 1910 году сочетались браком старообрядцы казак Быкадоров Евсей Фёдорович и Кузнецова Агафья Ефимовна. Жили казаки своим бытом и миром.
Состоял Евсей Фёдорович на действительной службе с 21 января 1911 года. Определили его рядовым казаком –разведчиком в 6-ю сотню 15-го Донского Казачьего имени генерала Краснова 1-го полка, расквартированного в г. Томашов на территории Царства Польского . Полк имел свои традиции , полковой праздник 17 октября и вел историю с 27 июля 1875 г. За участие в Русско- турецкой войне казаки полка носили на папахах медные ленточки « За отличие в Турецкую войну 1877 -1878 гг.»Полк тогда входил в состав 1-ой Донской Казачьей дивизии 9-й армии.
Сама же дивизия стала составной частью 14-го армейского корпуса, которым с 5 января 1909 года командовал известный военачальник генерал-лейтенант А.А. Брусилов. Служил Евсей Фёдорович вместе со своим земляком Недорубовым Константином Иосифовичем, в последствии полным Георгевским кавалером , Героям Советского Союза.
В 1911 году радостная весть пришла в дом Евсея и Агафьи , у них родилась девка, Мария. А 14 апреля 1914 г. Быкадоров Е.Ф. был представлен к чину приказного.
Первая мировая или, как её называли современники , Великая война застала 24-летнего донского казака на прусской границе. « Всколыхнулся, взволновался Православный Тихий Дон» и дружно откликнулся за призыв «за Веру, Царя и Отечество». И понеслась слава по фронтам о храбрости и мужестве донского казака Евсея Быкадорова и его верного коня Воронка, не раз вызволявшего своего друга из лютой беды.
15-й Донской Казачий полк располагался тогда в деревне Кринице на Юго-Западном фронте. Командовал полком с 1915 по 1917 год полковник Ситников Георгий Алексеевич, казак станицы Филоновской .
Быкадоров проявил в войне с Германией непоколебимое мужество , отвагу и героизм , за что был награждён Георгиевскими крестами всех четырёх степей (кавалер полного банта), медалью за Храбрость 4-ой степени и ,ещё ранее медалью участника парада , приуроченного к годовщине празднования в память 300-летие царствования Дома Романовых.
Вот что удалось установить о его боевом пути. Из ответа на запрос в Российский государственный Военно-исторический архив следует, что Быкадоров Е.Ф. представлен к награждению Георгиевским престолом 4-й степени № 78548 приказ от 17 марта 1915г. « за пример мужества и выдающейся храбрости, внёсший большую лапту для успеха в бою 2 сего августа 1914 года при деревне Рабиновка , где 4-я и 6-я сотни заставили отступить в беспорядке один батальон пехоты и 2 эскадрона обратили в бегство , оставив на поле битвы 68 нижних чинов и 14 лошадей противника убитыми …»
Из переписки о награждениях нижних чинов 15-го Донского Казачьего полка следует, что за бои с неприятелем с 24 февраля по 3 марта 1915 г. У деревень Живачев и Герасимов приказный 6-й сотни Быкадоров Евсей Фёдорович был повторно представлен к награждению Георгиевским крестом 3-й степени № 40638 за то , что « 28 февраля 1915 года, находясь в цепи, по собственному почину бросился на окопы противника, увлёк своих товарищей и способствовал спешному отступлению роты австрийцев…» ( Приказ по 9-ой армии за № 222 от 8 мая 1915 г.)
Также Евсей Фёдорович был награждён Георгиевским крестом 2-й степени № 7801 за бои 27-28 апреля 1916 г, Георгиевским крестом 1-й степени : номер не известен, т.к был изменён в связи с чем? ( приказ о награждении был от 09 сентября 1914 г.) и медалью « За храбрость» 4-й степени № 796243 ( приказ от 30 сентября 1916 г.)
Где бы ни был казак – в дальнем боевом походе или в окопе, ожидая вражеской атаки, он всегда думал о своём доме, о любимой жене Агафье Ефимовне…Гане, так нежно и любя называл её Евсей.
Начались революционные потрясения 1917 года, и всё в казачьей жизни переменилось. Дон переживал сложное время.
25 октября 1917 г., сразу после выступления большевиков в Петрограде, выборный атаман А.М. Каледин, избранный на Войсковом Круге 18 июня 1917 г, разослал по области телеграмму, в которой, в частности, заявил, что Войсковое правительство с 25 октября приняло на себя всю полноту исполнительной власти в Донской области. Через 2 дня было принято решение Войскового Круга о непризнании власти большевиков, и Войсковое Правительство объявило о независимости Области Войска Донского от России.
В январе 1918 года часть прибыла с фронта при полном вооружении в станицу Островскую. Жил Евсей Фёдорович в хуторе Красном у своего тестя, часто хаживал в слободу Даниловку и там по вечерам беседовал с молодёжью. Об этом стало известно и бывшему станичному атаману есаулу Ефимову. Полным ходом шло идеологическое шарлатанство большевиков.
Полковник Филипп Кузьмич Миронов, бывший командиром полка на Германском фронте, стал формировать красную часть в хуторе Большой станицы Етеревской. Вскоре стали образовываться красные части в станице Берёзовской. Весной 1918 года в Берёзовской была сформирована красная сотня. Первым командиром был казак Соколов, а его заместителем Недорубов К.И., впоследствии возглавивший сотню.
Стоял казак Быкадоров Евсей Фёдорович на перепутье, ведь казаки дважды не присягают! Казаки – вольные люди, вспоённые волей и славой. Казак рождается воином , дух казачий – это существование в природе, под православным крестом…
И снова снарядил он своего боевого и лихого коня. Закружила донского казака метель смутного и кровавого времени.
Вскоре, 1918 г. Атаман станицы Островской подъесаул Ефимов объявил всеобщую мобилизацию. По настоянию казаков Быкадоров всё же назначается командиром сотни в 6-м Донском Казачьем полку под командованием Сучилина.
Прошло два месяца, и в одну из тёмных и дождливых сентябрьских ночей в Медведицком лесу под хутором Крепеньким появился Евсей Фёдорович с казаками-хуторцами, разыскал свою семью. Наскоро сменив бельё и утолив голод, Евсей сказал жене: «Ганя, прими все меры и извести моего однополчанина по 15-му полку Федора Забазнова, что я готов с казаками перейти к Миронову. Я знаю, он служит в Красной гвардии. А если удастся, то передай о моём решении и матросу В. И. Федорцову. Я дал ему слово, что буду защищать только Советскую власть».
Через несколько дней Е. Ф. Быкадоров явился в Миронову с казаками, желавшими воевать за Советы. Среди них были Савелий Быкадоров, Николай Котеняткин, Моисей Загороднев, Константин Кузнецов, Константин Скачков, Дмитрий Усков, Иван Мельников, Ловягин и другие казаки с хуторов Островской станицы.
С этого периода времени и начался новый этап в жизни Быкадорова, вошедшего в историю Гражданской войны лихим казачьим командиром.
Сначала командиром 8-го атаманского полка был Миронов, потом он стал командовать 23-й дивизией, а полк возглавил Евсей Фёдорович. Он быстро сдружился с М. Ф. Блиновым. Да и как не сдружиться? Оба были взрослые, сильные, ловкие- одним словом, бравые казаки, а храбрости и военной смекалки им не занимать.
В братских сражениях на идеологической основе, которые проходили на священной Донской земле, есаул Быкадоров Евсей Фёдорович погиб в районе хуторов Рогачев и Долгий (ныне Урюпинский и Новоаннинский районы Волгоградской области) в 1919 году в возрасте 29 лет.
Хоронили его всем полком с воинскими почестями в братской могиле на задах прилегающей к церкви территории. На могиле своего любимого командира бойцы поклялись быть беспощадными к врагу. Поистине велика была их любовь к храброму казаку, умелому командиру.
Кавалерийской бригаде впоследствии в качестве боевого подъёма было вручено почётное революционное Красное знамя ВЦИК, которое принял на хранение 1-й полк бригады, названный в честь своего организатора Быкадоровским. А память о храбром командире и сейчас жива. Его имя написано не только на памятнике в хуторе Долгом. Оно названо в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон», в книгах А. И. Федорцова «Пламя в междуречье», И. И. Дедова «В сабельных походах», «Ставропольская имени Блинова» под ред. В. С. Островского, «Боевой путь Блиновцев» под ред. Масловского, И. В. Донцова «Очерки Даниловской истории, Ю. Ф. Болдырева «К. И. Недорубов».
Данные сведения нам помогли собрать с помощью краеведа Маноцкого Георгия Ивановича , (он сотрудничает с различными архивами )проживающего в Киквидзенском районе. Материалами так же поделился правнук полного Георгиевского кавалера казака ст. Островской Быкодорова Евсея Федоровича- потомственным казаком Глущенко Дмитрием Владимировичем, который работает в академии МВД г.Волгограда и занимается историей казачества.
Кроме этого материала нам удалось восстановить ряд фотографий
В 2014 году , к 100- летию Первой мировой войны, 2 августа, в день пророка Ильи, в нашей станице Островской состоялись большие торжества, посвященные открытию Памятной мемориальной плиты, увековечущей имена 24 казаков – Георгиевских кавалеров. Из них шестеро – Е.Ф. Быкадоров, П.И. Голенев, Ф. С. Ильичев, Ф.И. Кумылганов, В.И Мелихов и Г.Н. Тихонов имеют полный бант Георгиевских крестов. (Приложение№1)
Православная вера казаков в жизни современного общества.
"Мы были! Мы есть! Мы будем!". Это казачий девиз, и это - истина. Были - потому что в наследство нам досталась Русь Святая и слава казачья. Есть - возрождается сегодня казачество, вспоминаются полузабытые казачьи традиции. Рассказ о казаках сегодняшнего дня - подтверждение того, что мы были, мы есть, мы будем.
Работая над темой я встречалась с учителями казаками -Сигачевым А.М. Каваленко А.П. и станичным атаманом Пиуновым В.Д. Они рассказали как в наши дни казаки почитают традиции православия принимают участие в церковных праздниках и богослужениях .Я выяснила что у станичников есть престольные праздники: Крещение Богоявления , Казанской иконы Божией Матери, Ильин день и связаны они с тремя престолами нашего Богоявленского храма: центральный престол – в честь Богоявления, правый – в честь иконы Казанской Божией Матери, левый – в честь святого пророка Илии.
Казаками был облагорожен освященный источник. Судя по железистому привкусу целебной воды и ее изливу выше уровня земли, основой источника служит самоизливающаяся артезианская скважина. 14 августа 2006г возле источника установлен поклонный крест, изготовленный и освященный настоятелем Богоявленского храма отцом Василием при содействии Островских казаков Березовского юрта Всевеликого Войска Донского. При источнике имеется открытая купель, рядом установлены лавочки и беседка для отдыха посетителей. (Приложение№2)
О жизни православных казаков написано стихотворение Н.В.Жалниной «О казаках замолвим слово». В Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя в Москве она награждена Дипломом третьей степени в номинации «поэзия» (Приложение№3)
III.Заключение
В советское время утверждалось, что вера у представителей казачьего сословия не была глубокой. Храмы были разрушены. Гонители веры надеялись, что через одно – два поколения казаки забудут названия соборов, церквей и часовен. Бог попускает разрушение святынь тогда, когда люди перестают быть их достойными. Забыл народ нравственные законы своего Создателя, уклонился от Его спасительных заповедей, разрушил храмы своих душ – вот и стали рушиться видимые святыни. Но, слава Богу, теперь люди стали возвращаться к духовным ценностям своей страны. И все возвращается на круги своя – общество осознаёт, как важно вернуться к духовным истокам, восстановить разрушенные и возвести новые храмы.
Каждому человеку – верующему или неверующему должна быть интересна история своей семьи, города, где он родился и жил, на какой улице жили его деды и прадеды, какому роду принадлежали, что любили, чему молились, в какого Бога верили.
Сегодня мы видим, как вновь засияли купола восстановленной церкви, и плывёт как встарь малиновый звон колоколов родной земли. Постепенно возвращаются люди к христианской вере, проникаются ее ценностями. В церкви действует Воскресная школа, которую с удовольствием посещают дети. Так и должно быть. Должно быть, время для впечатление и раздумий.
Я пришла к выводу: Казаки и христианство неразделимы.
В православии есть основа возрождения казачества. Возрождением традиций казачества занимаемся и мы учащиеся и педагоги школы. Весь накопленный материал мы используем на уроках краеведения истории России, классных часах. В ходе исследования провели опрос среди учащихся и работников нашей школы. (Приложение№4)
Результатом нашей поисково-исследовательской работы стал стенд «Казаки станицы Островской в. Первой Мировой войне», оформленный по представленным фотографиям и биографиям казаков Георгиевских кавалеров, казаками Камышинского городского казачье общество «Станица Дмитриевская», на выставке «Мы — казаки!» в Камышинском историко-краеведческом музее. На открытие этой выставки были приглашены наши педагоги Захарова Н..Н и Беликова С.Н.
Сегодня стенд «Казаки станицы Островской в. Первой Мировой войне» является одним из главных выставочных стендов Военно-исторического музея школы. (Приложение№5)
История православного российского казачества – великая история
Литература:
С.Н.Рябова « Верховое Донское Казачество». 2014г
Воскобойников Г. Л., Прилепский Д. К. Казачество и социализм. -Ростов-на-Дону: Ростиздат, 1986
Глушков Н. И. Родине покинутой молюсь. - Волгоград, 1999
История донского казачества: Учебное пособие /под ред. А. В. Венкова - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 2001
Кандауров И. М. Донские казаки. - Волгоград: Станица-2, 2003
Недвига Н. Г. Рыцари православия. К вопросу о религиозных традициях в Казачьем войске. //. 1996.
Попов В. П. Страницы истории донского казачества: Учебное пособие. - Волгоград: Принт, 2006
Шалыгин В. В. Мой край родной, казачий. - Волгоград: Станица-2, 2004
Шолохов М. А. Донские рассказы. - М.: «Молодая гвардия», 1977
«Ваша Альтернатива» №13 сентябрь 2004г.
Этнический казачий журнал «Казарла» №4 февраль 2012г.
internet-материалы
Приложение№1
Открытие Памятной мемориальной плиты, увековечущей имена 24 казаков – Георгиевских кавалеров
Приложение№2
Святой источник
Крестный ход
Крещение Господне 2015г
Приложение№3
Н.Жалнина. КАЗАКИ
Повсюду слышим: им не возродиться!
Когда-то были хутора, станицы,
А в наши дни – название одно.
Ну, право, люди добрые, смешно!
Играют в казаков, как пацанята!
Со стороны смотреть на них занятно.
Мундиры и лампасы - всё игра.
Пора взрослеть, робяты! Ох, пора!
Нет казаков! Они остались в прошлом.
Там, в дальней дали, снегом запорошенной.
Гуторят на скамейках старики:
«Артисты это, а не казаки!
Им всё бы петь да гарцевать на скачках,
А в прошлом жили казаки иначе:
Из века в век границы охраняли
И кровушкой землицу поливали.
Бывалыча, не ступят шаг без Бога,
А ноне дюже фарисеев много:
Кресты по пуду на себя цепляють,
А в храме Божьем раз в году бывають!..»
Что спорить: в чем-то правы старожилы.
Но все же казаки пока что живы!..
Прислушайтесь к их песням длинным-длинным,
К их прибауткам, сказкам и былинам.
В них столько света, столько колорита!..
Традиции казачьи не забыты:
И кухню, и язык, - всё сохранили.
Враги в них волю к жизни не убили.
Они поют и пляшут лишь до срока,
Но если с Запада или с Востока
Вдруг вороги придут на землю нашу,
Тогда свой норов казаки покажут!
Под юбки точно прятаться не станут,
А первыми пойдут на басурманов
За Веру и Отечество сражаться.
Что победят, - в том глупо сомневаться.
Вы не идите супротив России!
На стороне России Божья сила!
За пазухой своей не прячьте камень
И лучше не шутите с казаками!..
Жалнина Наталья Викторовна
Приложение№4
Вопрос №1
Хотели бы вы вернуть лучшие традиции Донских казаков?
Вопрос №2
Считаете ли вы, что вера должна быть в жизни каждого человека?
Приложение№5
Камышинский Краеведческий музей
19