Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Фронтальная. Эмоциональный настрой на урок. | - Здравствуйте, ребята, садитесь и проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу! Прочувствуйте теплоту, свет и радость подаренных вам улыбок и пронесите это настроение через весь урок. Мы продолжаем знакомство с творчеством русских писателей второй половины ХХ века. Сегодня на уроке мы узнаем о Казакове Юрии Павловиче и его произведении. | Приветствуют. Протягивают друг другу ладони и улыбаются. | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Личностные: освоение социальных норм, ролей и форм социальной жизни. |
2.Определение темы урока, постановка цели и задач. | Фронтальная. Метод поисково-исследовательский. | - Посмотрите, на слайд. Что вы видите на картинках? (помощь, взаимопомощь в отношениях). Предположите, пожалуйста, тему урока. "Взаимоотношения детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро». Откройте маршрутные листы и запишите ее. Определите, пожалуйста, цель урока. Молодцы! | Смотрят ролик. Озвучивают варианты. Записывают. Определяют. (воспитание гуманистических чувств по отношению к друзьям). Задачи урока: познакомиться с творчеством Ю.Казакова; совершенствовать навыки анализа текста, воспитать желание помогать друг другу. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; содействие развитию мыслительных операций: сравнение анализ. Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения. | Метапредметные: развитие умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи и делать выводы. |
3. Изложение нового материала. | Индивидуальная, парная. Словесный метод. Наглядный метод. | - Ребята, обратите, пожалуйста, внимание выполнение каждого задания вы должны оценить по 5-бальной системе. Прошу вас анализировать свои действия на каждом этапе, занося результаты в листы самооценки. Теперь давайте узнаем некоторые сведения о писателе. Слушайте внимательно, ведь 1 задание на маршрутных листах связано с биографией писателя. Вы должны прослушать сообщение о писателе и отметить верные утверждения значком “+”, а неверные значком “–” . По окончании сообщения: Верные ответы на слайде. | Делают первичные записи в листы самооценки. Слушают. Работают. Проверяют и оценивают | Познавательные: содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Метапредметные: развитие умения устанавливать аналогии. |
| | | | | |
4. Восприятие и осознание учащимися нового материала (на основе прочитанного дома рассказа) | Групповая. Частично-поисковый метод. | Юрий Казаков - талант очень большой, таящий в себе возможности неограниченные. Представленные им рассказы поражают силой эмоций, законченностью и стройностью, это - произведения большой литературы… Писатель Вера Фёдоровна Панова Автор многих рассказов, Казаков, предстаёт перед читателем как поэт родной природы (наверное, в рассказе вы заметили, взаимосвязь человека и природы ), как писатель, которого волнуют проблемы смысла жизни и счастья, нравственной чистоты. Как правило, в основе его рассказов лежит действительный случай. То же можно сказать и о рассказе “Тихое утро” (1954), о котором мы и поведём речь на сегодняшнем уроке. В теме урока уже определён жанр-рассказ. Докажите, что это рассказ. Что такое сюжет? -Кто главные герои рассказа? -Как вы думаете, наши герои, Яша и Володя, одинаковые? Почему? - Как будет звучать проблемный вопрос урока? Ответим мы на этот вопрос посредством групповой работы. Правила работы в группе: группа распределяет обязанности. Другие группы слушают и рецензируют выступающего, при необходимости дополняя. Не забывайте, пожалуйста, о маршрутных листах. Во время работы будет звучать увертюра Мусоргского "Рассвет на Москве-реке". Она поможет вам погрузиться в атмосферу утра, рассвета, пробуждения. | Слушают. Отвечают. Отвечают. Отвечают. Рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера Сюжет – система событий в художественном произведении, представленная в определённой связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность Отвечают В процессе работы на уроке мы должны раскрыть проблему взаимоотношений Яшки и Володи: смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Внимательно слушают | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Личностные: освоение социальных норм, ролей и форм социальной жизни, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем. Метапредметные: развитие умения устанавливать аналогии, причинно-следственные связи и делать выводы, определять способы действий в рамках предложенных условий; работать в группе. Предметные: развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать свое мнение и создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера. |
Физкультминутка "Рыбалка" | Фронтальная | - А сейчас мы отправляемся на рыбалку. На уроке отдохнём - На рыбалку мы пойдём. Накопаем мы червей, Удочку возьмём скорей И вприпрыжку побежим – Порыбачить мы хотим. В воду удочки закинем, Посидим тихонько. Рыбка, кажется, клюёт? Вытащим легонько! | Наклоняются и делают вид, что копают, идут на месте, наклоняются вперед, делают движение руками, закидывая воображаемую удочку, тянут, прикладывая силы. | | |
5. Закрепление изученного материала | Фронтальная. | Подведём итог. В самом названии «Тихое утро» запечатлено одно из явлений природы. Но такое название рассказу дано писателем не для того, чтобы точно определить время действия. - Почему же рассказ так называется? Почему Володя стал для Яшки самым дорогим человеком? Какие проблемы подняты автором в этом маленьком рассказе? Какова идея рассказа? Яшка не только спас Володю. Он поднялся на новую нравственную высоту, преодолев злость, раздражение, страх за свою жизнь. Через чувство жалости и чувство сострадания к Яшке пришла истинная любовь, которая должна царить в душе настоящего человека. | Тишина утра позволяет Ю.Казакову увидеть красоту природы. Но природа не является обычным фоном. Пейзаж помогает писателю выделить кульминационное событие, произошедшее на рыбалке с главными героями рассказа. Название «Тихое утро» помогает раскрыть психологическое состояние героев, передать их эмоциональные переживания. Названием «Тихое утро» подчёркнута контрастность природы и выпавших на долю мальчиков испытаний. Наступила гармония во взаимоотношениях природы и человека. Спокойно в природе, спокойно на душе у Яшки. Он повзрослел, проявив самые лучшие качества характера, придя на помощь другу. - проблема долга; - проблема совести; - проблема любви к ближнему; - проблема любви к природе. Идея заключается в том, что в любых обстоятельствах необходимо оставаться человеком. Взаимовыручку, проявленную Яшкой, можно считать мерилом нравственности человека, ведь друг познаётся в беде. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности прийти на помощь другу в сложной жизненной ситуации. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Метапредметные: развитие умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи и делать выводы. Предметные: развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать свое мнение и создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера. |
6. Рефлексия | Приемы "Микрофон", "Узелок на память". | Учитель предлагает продолжить фразы: "Сегодня я понял...", "Сегодня у меня получилось...", "Сегодня я узнал, что взаимопомощь...". | Продолжают предложения. Отвечают. Слушают. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Метапредметные: развитие умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи и делать выводы. Предметные: развитие умения аргументировать свое мнение и создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера. Личностные: освоение социальных норм, ролей и форм социальной жизни, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем. |
7. Оценивание Дом. задание. | | -написать письмо Яшке от имени Володи; -написать письмо Володе от имени Яшки; -развёрнутый ответ на вопрос: «Можно ли Яшку назвать героем, а его поведение считать героическим?» - Прослушайте стихотворение Я.Хелемского,в минуты принятия важных решений вспомните его (учитель передает каждому ученику открытки со стихотворением). | Участвуют в оценивании. | | |