СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Каждый город имеет свой норов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Каждый город имеет свой норов" по изобразительному искусству УМК Перспектива предназначен для учащихся 3 класса . Конспект разработан по ФГОС. Учащиеся работают на нетбуках с использованием графического редактора "Paint". К разработке прилагается презентация "Храмы"

Просмотр содержимого документа
«Каждый город имеет свой норов»

Методическая разработка урока

Храмы Древней Руси.

ФИО (полностью)

Исупова Язиля Сабирьевна

Место работы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов» город Елабуга Республики Татарстан

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

3

Тема и номер урока в теме

Храмы Древней Руси.

Базовый учебник

Шпикалова Т. Я. «Изобразительное искусство». Учебник для 3 класса. Москва «Просвещение» 2012г.

Актуальность материалов

Новый материал о храмах городов России позволяет заинтересовать ребят, расширить кругозор, практическая работа - рисование храма позволяет развитию творческого потенциала и закреплению умений на практике.

Цели и задачи урока

  1. Развивать практические навыки работы в графическом редакторе Paint.

  2. Сформировать представление об архитектуре как особом виде изобразительного искусства, показать роль архитектуры в жизни человека;

3. Способствовать расширению представлений учащихся о старинном каменном зодчестве — архитектуре крепостей.

4. Расширять интерес для дальнейшего углубленного проникновения в мир традиционной русской культуры;

5. Уметь выделять основные сходства и различия в храмах русского и мечетях татарского народа.

Планируемые результаты урока:

  • Предметные:









  • Метапредметные:

  • Регулятивные:







Познавательные:








  • Коммуникативные:


  • Личностные:


Приводить примеры основных достопримечательностей города Елабуги

Узнавать герб и гимн Елабуги.

Повторить материал экскурсий.

Знать наиболее значимые архитектурные сооружения России.

Знакомство с соборами и храмами древней Руси

Выявление отличительных черт соборов и мечетей

Закрепление знаний о построении православного храма, церкви, мечети.

Знакомство с символами Елабуги: гербом, гимном, Елабужским городищем.



  • Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Самостоятельно решать задачи, используя свои знания об архитектурных

  • сооружениях.

  • Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

  • Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.

  • Выполнять действия по образцу.

  • Использовать знаково-символичные средства при решении задач на нахождение отличительных черт различных храмов

  • Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать

  • на них.

  • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

  • Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе.

  • Развивать умение принимать коллективное решение.

  • Умение видеть прекрасное в окружающей действительности

Осознавать необходимость в том, чтобы гордиться родным городом.

Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха

в учебной деятельности.

Умение отражать впечатления в творческой работе;

Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

Работать над осознанием ответственности за общее дело.

Учиться выражать свое мнение.

Тип урока

Изучение нового материала.

Формы работы учащихся

Групповая работа и индивидуальная работа.

Необходимое техническое оборудование

Интерактивная доска

Компьютер

Персональные ноутбуки



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Используемые ресурсы

Деятельность учителя (с указанием действий с оборудованием, программным обеспечением, интернет - сервисами)

Деятельность ученика (с указанием действий с оборудованием, программным обеспечением, интернет - сервисами)

Длительность этапа

1

Организационный момент

ЦЕЛЬ: Создание

эмоционального

фона урока






Гимн Елабуги

http://elabuga.egpu.ru/gallery/audio/elgimn/Default.aspx

Проверка готовности рабочих мест, учащиеся работают в группах, каждая группа имеет капитана.

Создание положительного настроя учащихся на урок.

Прослушивание Гимна Елабуги

- Что прозвучало сейчас? Может, кто помнит, кто написал этот гимн?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?




Дети стоя слушают Гимн Елабуги



    1. мин

2.

Актуализация знаний


















Проблемная ситуация












































В России множество городов, каждый из которых имеет свою, только ему присущую историю, свои традиции, норов, атмосферу. Облик городов, который виден сразу, благодаря чему приезжающие получают первые впечатления, - это архитектурные памятники. В старину ходу была поговорка «Что ни город, то норов». Провинция гордилась не сходством со столицами, а принципиальной непохожестью на них. На всю Россию славились Нижегородские ярмарки. Вся Европа нахваливала вологодское масло. Тула гордилась своими самоварами.

Мы тоже любим и знаем свой город. Но у нас на уроке есть гости из других городов. И для них мы проведем виртуальную экскурсию.




Учащиеся объясняют смысл



Ответы детей



















Дети выходят к доске и рассказывают о достопримечательностях города. (Приложение 1)

7 минут

3.

Основной этап урока.

  1. Словарная работа











































  1. Открытие нового.




































































Покровский собор

http://sobory.ru/pic/10240/10250_20080901_131941.jpg

Аннотация: Познакомить с древней достопримечательностью Елабуги Покровским собором

Спасский кафедральный собор http://www.hrami-rt.ru/gallery

Аннотация: Познакомить с каменным зодчеством Елабуги

- Я продолжу рассказ о Елабуге, и уже буду говорить об архитектуре города.

- Как вы думаете, что означает слово архитектура?

-Как вы понимаете поговорку: «Что ни город, то свой норов»?

- Что такое норов?





- Все города очень разные. У каждого из них есть свой неповторимый шарм, свой неповторимый нрав.

- Немые свидетели дней минувших, русские крепостные сооружения и монастыри и сегодня стоят, высятся и напоминают нам о многом. Памятники древнерусской архитектуры не устают удивлять своей мощью, грациозностью и красотой. Они разбросаны по всей России и в первую очередь в древнейших наших городах — в Москве, Дмитрове, Серпухове, Туле, Новгороде — и во многих других старинных городах и селах. Когда мы говорим Россия, мы представляем Москву. Когда мы говорим Москва, мы представляем Кремль, который строился иностранцами, но в русском духе.

Центр средневекового уклада жизни города сосредоточивался в Кремле. Здесь были главные храмы, жили царь, митрополит и самые богатые и властные мужи — бояре. Недаром Кремль называют «сердцем Москвы».

Презентация «Храмы России»

Самый красивый храм России — собор Василия Блаженного, напоминает теремок, стоит рядом с Крем­лём на Красной площади. И уже тогда люди в разных странах назы­вали его «чудом света», невиданным творением рук человеческих. Многоцветие куполов, как и его большое количество, символизирует многонациональность нашего государства.

- Но цель нашего урока не просто познакомиться с многообразием храмов России, а выявить отличительные черты одних храмов от других и затем постараться передать это в наших работах

-Обратите внимание на купола. Купол – свод с полушаровидной, а затем (с XVI века) в форме луковицы поверхностью. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы — свет миру" (Слайд 6)

- Шатровые храмы - вытянутая вверх, высокая четырёх- или восьмигранная крыша. (Слайд 7,8)

Церкви. В чём различие церкви от собора?

- Церкви строили в малонаселенных пунктах. И предназначались для молебна малого количества людей, здесь происходили обряды венчания и крещения. (Слайд 9)

Кубический храм, соединённый с колокольней прямоугольным зданием, внешне напоминает корабли. (Слайд 10)

Знаменитый Кижский погост на Онежском озере, состоящий из двух многоглавых церквей и одноглавой колокольни, имеет общее число куполов 33, символизирующее 33 года земной жизни Христа Спасителя. (Слайд 12)

Мечети в переводе обозначают места поклонения (Слайд 13, 14)

- Обратите внимание на башни, они называются минареты. С них муэдзин призывает всех верующих к молитве. Строятся высокими в несколько ярусов, чтобы их могли видеть и слышать. Одним из красивейших элементов мечети является купол. У мусульман это символ беспредельного и нескончаемого неба. Купола бывают: луковицевидные, шлемовидные и сферические. (Слайд 15, 16,17)



Дети зачитывают сообщения из толкового словаря.













































































Ответы детей на вопросы учителя






2 минуты






7 минут












































































4.

Физминутка


Выполнение упражнений:

1. Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно перево­дить взгляд справа налево и обратно; повторить 8-10 раз.

2. Исходное положение - сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимать пятки одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны.

3. Исходное положение - стоя. «Замочек» - вести одну руку за голову, вторую - за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя по­ложение рук.

Дети выполняют зарядку

3 мин

5.

Первичное закрепление





Вспомните, какие бывают купола? Какое число куполов присутствует в православных храмах? Что они символизируют?

- Как называются башни у мечетей? Почему они высокие? Для чего минареты предназначены?

Беседа с учащимися.

Ответы на вопросы детей


(2 минуты)


6.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

«Храмы России» музыкальная композиция

http://www.mixmp3.net/kompozicii/russkie/belyy-orel/hramy-rossii

Аннотация Создание

эмоционального

фона урока


Мы сегодня с вами побываем в роли архитекторов. Наш кабинет превращается в проектный центр.

Одна группа создает проекты мечетей, три остальные выбирают различные виды храмов.

Работа на ноутбуках в графическом редакторе Paint.

При построении башен пользуемся геометрическими фигурами.

При построении куполов рисование с помощью инструмента "кривая линия"












Дети включают ноутбуки. Находят программу Paint. Капитаны организуют работу групп, составляют план действий.

(15 минут)

7.

Самоанализ и самоконтроль.



- Обменяйтесь и проанализируйте работу учащихся своей группы

- Выберите наиболее удачный вариант проекта

-Выберите того, кто может аргументированно защитить проект

- Оцените свою работу?

Показ на основной интерактивной доске работ детей

Работают в группе по заданию

Взаимопроверка творческого задания.

Защита проектов представителями разных групп на интерактивной доске.

7минут


8.

Рефлексия деятельности.



- Что нового узнали?

- Чему учились? Какая была тема урока?

- Смогли ли через свои работы доказать неповторимость архитектурных сооружений города Елабуги?

Дети отвечают

2 мин

9.

Домашнее задание


Работа в тетрадях. Выполнить рисунок в цвете на стр.46-47


1 минута











Приложение к технологической карте

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ РЕСУРСОВ


Название ресурса

Тип ресурса

Для чего ресурс используется на уроке (демонстрация, организация совместной работы)

Гиперссылка на конкретные интернет - сервисы, использованные на уроке

1




Гимн Елабуги




Аудиозапись

Гимн Елабуги используется для создания

эмоционального

фона урока

http://elabuga.egpu.ru/gallery/audio/elgimn/Default.aspx






2.

Покровский собор


Иллюстрация собора

Достопримечательность города




http://sobory.ru/pic/10240/10250_20080901_131941.jpg


3

Спасский кафедральный собор

Иллюстрация собора

Иллюстрация собора Достопримечательность города


http://www.hrami-rt.ru/gallery


4

«Храмы России»

Аудиозапись

музыкальная композиция


http://www.mixmp3.net/kompozicii/russkie/belyy-orel/hramy-rossii




ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Ученик

Использование исторического герба для современного города, подчёркивает древность Елабужской земли, богатство традиций. Главная фигура герба – дятел традиционный символ, трудолюбия, неутомимости, упорства. Композиция герба Елабуги представляет аллегорию борьбы добра со злом.

Золото в геральдике символизирует прочность, великодушие, богатство, урожай. Серебро в геральдике символизирует чистоту, благородство, мир, взаимосотрудничество. Красный цвет - символ труда, мужества, красоты и жизни. Зеленый цвет символизирует весну, радость, надежду, природу, и здоровье. Черный цвет в геральдике символизирует благоразумие, мудрость, скромность, честность.


  1. ученик

Я хочу рассказать о Чертовом городище, своеобразной визитной карточке Елабуги. Легенда эта напоминает сказание вотяков, услышанное пишущим эти строки в Сарапульском уезде.

Вумурты (водяные духи) сватали у попа дочь, которая им очень понравилась; но поп не соглашался выдать дочь за Вумурта. Сватовщики, однако, не отступали, а старались всеми мерами засватать. Наконец поп вышел из терпения и согласился выдать дочь, но только с условием выстроить ему в одну ночь, до утреннего пения петухов, церковь. Поп был твердо убежден, что вумурты в такое короткое время, в одну ночь, не складут церкви. Однако они согласились и на это и принялись за дело. Одни стали носить глину, другие – песок, третьи начали делать кирпичи, четвертые обжигать, а пятые стали уже класть церковь. Работа закипела, как в муравейнике у муравьёв. Поп смотрел из окна и не верил глазам. Работы осталось уже немного. Сердце в попе затокало сильно: он боялся, что вумурты укладут церковь и его дочь возьмут силой. Принёс поп петуха и стал щекотать его, чтобы он запел. Но сколь не щекотал – петух до времени не пропел. Сложили вумурты церковь, но креста на ней не водрузили... Вдруг петух захлопал крыльями и запел.


– Ну, церковь склали... Просватай дочь,- сказали вумурты попу, явившись к нему с требованием выдачи его дочери.


– Церковь не готова,- возразил поп.


– Почему?


– Потому что на ней нет креста, а церковь без креста не церковь.


– Креста найти мы не могли.


– Если не нашли и не поставили, значит и церковь не готова, следовательно, я волен не выдать свою дочь за вашего жениха.


  1. ученик

История Елабужского института берёт начало с 1898 года, когда по замыслу, плану и на средства потомственной Почетной гражданки города Елабуги Глафиры Фёдоровны Стахеевой было основано Епархиальное женское училище.

С 1918 года здесь находится учительская семинария, затем - педагогические курсы, педагогический техникум, педагогическое училище, учительский институт, с 1953 года - Елабужский государственный педагогический институт, а с 2003 - Елабужский государственный педагогический университет.

2 февраля 2011 года вуз был присоединён к Казанскому (Приволжскому) федеральному университету. Так была начата новая страница в истории Елабужского института.


  1. ученик


Надежда Андреевна Дурова – первая русская женщина офицер и талантливая писательница 19 века. Десять лет она провела на полях сражений, была участницей двух заграничных походов и Отечественной войны 1812 года, служила ординарцем у главнокомандующего Русской армии фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Она прошла путь от рядового солдата до штабс-ротмистра, и за совершённые подвиги, мужество и отвагу была награждена Знаком отличия военного ордена – солдатским Георгиевским крестом.

После военной службы Надежда Дурова занялась литературной деятельностью. С городом Елабуга связаны более 30 лет жизни Надежды Дуровой. Наш город стал её литературной родиной — здесь были написаны знаменитые «Записки кавалерист – девицы». Здесь она обрела вечный покой.

  1. Ученик

Я хочу рассказать о нашем земляке принесшем мировую славу елабужской земле. На крутом речном откосе в старинном городе Елабуге вот уже более ста лет стоит двухэтажный белый дом. В нем провел свои детские и юношеские годы Иван Иванович Шишкин. Здесь рождалась, мужала и крепла вместе с талантом любовь его к родному краю, формировались характер и убеждения. Сюда неоднократно приезжал он и в годы зрелого творчества, черпая вдохновение в Прикамских лесах и просторах.

Рожь” – одно из лучших произведений в творчестве художника. Это полотно принесло Шишкину заслуженную славу. Широкие просторы ржаного поля изобразил художник в картине.

Утро в сосновом лесу” – одна из самых популярных произведений русской живописи (1889 г.). Художник как бы открывает перед зрителями глухую чащу леса, передает состояние природы, только что начинающей пробуждаться. Над густо заросшим оврагом голубеет утренний туман. Первые лучи солнца начинают проникать в чащу, золотя верхушки деревьев. Проснулись и обитатели леса. Играющие медвежата и медведица дополняют образ дремучего леса.



  1. ученик

Наш земляк, Владимир Михайлович Бехтерев - Великий ученый в области медицины. «Знают прекрасно устройство мозга только двое: Бог и Бехтерев», — произнес некогда немецкий профессор Копш. И был прав. Путь к познанию мозга указал человечеству именно Владимир Бехтерев.

В конце января 1857 года мальчик Вова родился на свет в вятской глубинке, в деревеньке Сорали (ныне деревня Бехтерево). Имя его прогремело на весь мир. Академик Владимир Бехтерев всю жизнь пытался постигнуть тайну гениальности, тайну сверхчеловека.

Сейчас открыт музей уездной медицины имени Владимира Михайловича Бехтерева.

Памятник, в сквере всегда окружён людьми.




  1. ученик

Красною кистью рябина зажглась,

Падали листья, я родилась……

Эти замечательные строки принадлежат замечательной поэтессе Марине Ивановне Цветаевой, волею судьбы попавшей в нашу Елабугу в те далекие тяжелые военные годы. Так уж получилось, что Елабуга негостеприимно встретила Марину и её сына. Ни найдя поддержки от местной администрации, не имея денег, больная, она решает уйти из жизни. Сейчас, чувствуя вину перед Мариной, город решил увековечить память о её десятидневном пребывании в Елабуге. У нас есть дом – музей, памятник, куда благодарные потомки приносят цветы.

Словарная работа

НО́РОВ -а; м. Разг. Нрав, характер (обычно об упрямом, своевольном характере). У каждого свой н. Горячий, крутой, строптивый н. Не проявляй свой н.! Лошадь с норовом (упрямая, своенравная). * Что ни город, то норов, что ни деревня, то обычай (Посл.).

Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт

Архитектура — это искусство проектирования, постройки и оформления зданий. Толковый словарь русского языка Дмитриева Д. В. Дмитриев.