СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кейс – стади, как приоритетный метод развития soft skills обучающихся в системе СПО

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Кейс – стади, как приоритетный метод развития soft skills обучающихся в системе СПО»

Федеральное казенное профессиональное

Образовательное учреждение № 13

Н.В. Поплавская – преподаватель


Кейс – стади, как приоритетный метод развития soft skills обучающихся в системе СПО

Среднее профессиональное образование является важной ступенью подготовки квалифицированных кадров по самым разным направлениям. Ключевой особенностью данной ступени выступает её прямая и неразрывная связь с рынком труда. Среднее профессиональное образование служит ответом на вызов экономической ситуации в стране, показывающее нам запросы работодателей и необходимые востребованные профессии. На сегодняшний день тенденции на рынке труда показывают нам, что в будущем приоритет при выборе сотрудника, будут определять два навыка — soft skills и критическое мышление. Способность мыслить нестандартно рассматривается сегодня важнейшим механизмом развития любого человека. Главная задача заключается в том, чтобы обеспечить условия для формирования индивидуальности обучающихся. Именно поэтому при выборе методов педагогического процесса, стоит отдавать предпочтение современным новаторским технологиям, которые помогают раскрыть и развить личные качества обучающихся.

В данной статье нам хочется детально разобрать основные soft skills, и приведем примеры применения кейсов для их развития. Ведь именно этот метод позволяет максимально раскрыть индивидуальные особенности обучающихся.

И так приступим, кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Обучающиеся получают от преподавателя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути ее решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена. Кейс-метод обучения возник в США и Гарвардская юридическая школа считается основоположником кейс- метода, а Христофор Колумб Лэнгделл – пионером case-study[1]. Метод кейс-стади – это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала обучающегося. Исходя из этого, мы предлагаем считать его основополагающим методом при формировании soft skills[2].

Теперь давайте разберем понятие soft skills и предложим кейсы для развития тех или иных навыков на занятиях различных учебных дисциплин.

В простой модели профессиональных компетенций навыки разделяют на soft skills (гибкие) и hard skills (жесткие). Soft skills — надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми. Hard skills — узкие профессиональные навыки, которые нужны для решения конкретных задач в повседневной работе. Ученые из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги выяснили, что «гибкие навыки» — это 85% успеха человека в профессии, жесткие составляют только 15%[3]. О. Сосницкая [4], Е. Гайдученко, Д. Татаурщикова [5] в своих исследованиях полагают, что soft skills – это лишь коммуникативные и административные способности, которые повышают эффективность работы и взаимодействия с другими людьми. К этим навыкам относятся: управление личным развитием, поддержку, умение грамотно управлять своим временем, умение убеждать, навык ведения переговоров, искусство доказывать, опровергать, лидировать,

руководить и т.д. В целом, выделяются те качества и навыки, которые разрешено было бы именовать общечеловеческими, а не те, которые присущи людям конкретной специальности.

Давайте разберем ряд основных навыков и рассмотрим вариант кейса для их развития. Во-первых, это коммуникация, под ней понимается передача информации, обмен знаниями или сведениями между людьми. Коммуникация помогает налаживать контакты, чтобы удовлетворять человеческие потребности, выполнять жизненные и профессиональные задачи. В блок коммуникации входят два важных навыка: Деловое общение — умение вести переписку и переговоры с коллегами, клиентами и руководителями, чтобы решать задачи и добиваться поставленных целей. Презентация и ораторское искусство — умение понятно и четко говорить, доносить свои идеи до других людей, чтобы вас понимали и запоминали. Для его формирования во время занятия, например, при изучении темы «Техногенные катастрофы. Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года» учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», преподаватель организует ролевую игру в формате судебного процесса. Во время занятия, обучающиеся будут разделены на стороны защиты и обвинения, судьи и присяжные. Каждая из сторон должны будет самостоятельно изучить материал, подготовить аргументы, научиться работать в рамках своей микро группы и оппонентами, а также отстаивать свою точку зрения, критически мыслить.

Во-вторых, критическое мышление — способность взвешенно подходить к переработке и потреблению информации. Навык помогает проверять информацию, искать взаимосвязь между фактами, рационально мыслить, принимать верные решения и сформулировать сильные аргументы. Какой кейс может использовать преподаватель в этом случае? К примеру, на занятиях по истории при изучении «Декабристского движения» обучающимся можно дать возможность провести анализ конституционных проектов декабристов.

Третий навык, управление проектами и временем. Бизнес, НКО и госорганы в России переходят на проектное управление, поэтому умение управлять проектами становится необходимым для людей всех возрастов. Человек, который управляет проектами, стоит в середине системы. У него есть рычаги и связь со всеми ее компонентами. Преподавателю необходимо разрабатывать такую кейс-стади, в которой, обучающиеся смогут попробовать себя в проектной деятельности. Например, по учебной дисциплине «Экономические основы производства» преподаватель может предложить создать проекты по стимулированию сбыта для следующих товаров: а) ёлочные украшения; б) компьютерные игры; в) галстуки для мужчин; г) мозаика «Puzzle»; д) золотые часы. Обучающимся будет необходимо обозначить цель, сроки, этапы развития проекта. Подумать, как можно оптимизировать свои проекты: получить больше пользы или сэкономить ресурсы.

Четвертый навык, эмоциональный интеллект — способность понимать эмоции, мотивацию, намерения свои и других людей и управлять всем этим. Навык помогает решать практические задачи, принимать решения и строить коммуникацию с другими людьми. Преподаватель может в качестве дополнительного занятия провести тренинг для обучающихся, в ходе которого ученики смогут разобрать кейсы «понимание себя», «понимание другого», выявить уровень собственного эмоционального интеллекта.

Пятый навык, экологическое мышление - это способность осознанно относиться к происходящим событиям без вреда для себя и окружающих. Экологическое мышление предполагает ответственность за свои действия и позитивное отношение к миру. Навык помогает увлекаться своим делом и получать удовлетворение от результата. Для формирования данного навыка преподаватель предлагает кейс - событие, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, «сподвигнуть» обучающихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения.

Мы разобрали основные soft skills, как мы видим метод кейсов подходит для формирования любого из навыка. Главное для преподавателя при создании кейсов соблюдать основные правила. Во-первых, учебная ситуация специально готовится (пишется, редактируется, конструируется) для целей обучения. Она должна создать творческую и одновременно целенаправленную, управляемую атмосферу в процессе обсуждения. Во-вторых, кейс должен соответствовать определенному концептуальному полю того учебного курса или программы, в рамках которого рассматривается. В-третьих, кейсов может быть много, но при любых их разновидностях работа с ними должна научить обучающихся, анализировать конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы и тенденции в процессах. Наличие реальной, актуальной с точки зрения обучения информации – это необходимое, хотя недостаточное условие наличия учебной ситуации.

На современном этапе развития общества ощутима острая нехватка профессионалов с хорошо развитыми гибкими навыками, которые формируются в процессе обучения. Под "soft skills" понимают те умения, навыки и компетенции, которые необходимы обучающемуся для общения, взаимодействия не только в учебной и профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. В данной работе мы рассмотрели теоретические и практические исследования отечественных и зарубежных ученых в рамках изучения soft skills, их формирования. А также мы предложили различные кейсы для их успешного развития у обучающихся.








Литература

  1. Бакиева, Ф.Р. Кейс-метод как способ формирования профессиональ- ной компетенции будущих педагогов / Ф.Р. Бакиева, В.С. Муллакаева //Молодый ученый. – 2015. - №12. – С. 707-710

  2. Фастова, Е.И. Инновационные педагогический технологии. Кейс успеш- ного педагога / Е.И. Фастова, О.Л. Иванова. – Изд-во «Учитель», 2017. – 79 с.

  3. Ананьева Т. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.tananyeva.com/single-post.

  4. Сосницкая О. Soft skills: мягкие навыки твердого характера [Электронный ресурс]. URL: http://be-st.ru/ru/blog/13.

  5. Татаурщикова Д. Soft skills. [Электронный ресурс]. URL: https://4brain.ru/blog/soft-skills.